Технология холодного фрезерования и применяемое при этом оборудование

Для восстановления дорожного полотна широко применяют машины для фрезерования асфальтобетонных покрытий. Как правило, асфальтобетонные покрытия воздействуют температурные колебания, нагрузки от автомобильного транспорта, изменения нижних слоев основания и земляного полотна, режим зимнего содержания автомобильных дорог, а также процессы старения асфальтобетона дорожных покрытий улиц и автомагистралей. Деформации асфальтобетонных покрытий улиц и дорог способствуют выкрашивания, трещины, сдвиги (волнообразования) и истирания.

Все это приводит к необходимости ремонта асфальтобетонного или цементобетонного дорожного покрытия. При капитальном ремонте проезжей части путепроводов и мостов весь старый асфальтобетон следует срезать, чтобы не допускать увеличения нагрузок на сооружение. Проблема снятия асфальтобетона с проезжей части при капитальном ремонте улиц, городских и автомобильных дорог при наличии установок для его регенерации решается экономично и просто, и при этом имеется полная возможность повторного использования асфальтобетона.

Само холодное фрезерование осуществляется при помощи самоходных фрезерных машин, так называемых холодных фрез. На самоходном устройстве в горизонтальном положении установлен фрезерный барабан с резцами. Резцы, как правило, изготавливаются из высокопрочного мало истираемого сплава-карбида вольфрама. Фрезерная машина движется по ремонтируемому покрытию, при этом вращающийся фрезерный барабан опущен до глубины фрезерования, срезая слойа с фальтобетона. Опускание фрезерного барабана возможно как параллельно, так и с определенным наклоном к поверхности дорожного полотна, перемещение машины осуществляется плавно при помощи колес или гусеничных тележек. Необходимая глубина фрезерования (по отношению к базовой высоте) достигается посредством регулирования глубины. В результате чего появляется новая, ровная и удовлетворяющая требованиям к профилю плоскость, которая служит основой для нового покрытия дороги. Получаемый при помощи фрезерования материал (крошка из старого асфальтобетона) или остается лежать за машиной (в валках), или загружается с помощью загрузочного конвейера на грузовые автомобили. Для выполнения последующих укладочных работ нужно поддерживать глубину фрезерования, доброкачественную поперечную плоскость покрытия, хорошую продольную плоскость дорожного покрытия, точное исполнение продольного и поперечного профиля, чистые кромки фрезерования. Глубина фрезерования и плоскостность отфрезерованных участков должны соответствовать величинам, заказанным потребителем. Для обеспечения равномерной толщины слоя покрытия по всей ширине дорожного полотна, необходимо срезание фрезеруемой поверхности с учетом поперечного профиля дороги. С технологической точки зрения применение холодного фрезерования имеет ряд достоинств: оно обеспечивает снятие старого покрытия на ограниченной площади, по этой технологии возможно послойное снятие отдельных слоев (из битумоминеральной смеси или асфальтобетона), а кроме того это единственная технология, при помощи которой возможно селективное снятие и разделение на виды срезаемого материала, что создает «схватывающую» структуру поверхности, производит вертикальные и чистые кромки фрезерования для хорошей связки слоев покрытия и стыков. Экономически холодное фрезерование является самой быстрой и самой производительной технологией для снятия поврежденных покрытий дорог и магистралей, выгодно из-за незначительных расходов на персонал и агрегаты, позволяет быстро окончить ремонтные работы, почти не ограничивая движение транспорта, имеет более долгий срок службы восстановленных покрытий дорог. В условиях города, когда непрерывное наращивание дорожных одежд при капитальном ремонте приводит к закрытию цоколей зданий, нарушению водоотвода с прилегающих территорий, а еще и требует солидных материальных, трудовых и финансовых затрат на перестановку бортовых камней, переустройство тротуаров на подъем люков колодцев сетей инженерных коммуникаций, вопрос о снятии слоев асфальтобетонных дорожных покрытий становится актуальным. Снятие старых слоев асфальтобетона решает две задачи: создаются условия для технически правильного экономичного ремонта дорожной одежды мостов, путепроводов, улиц или магистралей, при этом образуется неограниченное количество сырья для регенерации.

Очень большая номенклатура выпускаемых фрез у известной немецкой фирмы «Wirtgen GmbH». В качестве примера можно рассмотреть фрезу W 1000 (см.рис.28).

Компоновка специального шасси этой машины аналогична модели W 500. Между задними опорными колесами расположена фреза шириной 1000 мм. Глубина фрезерования составляет 180 мм. Габаритные размеры машины W 1000 — 4345х2400х2525 мм. Длина машины с конвейером достигает 10 615 мм, а высота — 4000 мм. На машине установлен турбодизельный двигатель фирмы «Caterpillar» (США) типа 3116DI-TA мощностью 149 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2300 мин -1. Привод хода гидравлический. Передние колеса ведущие и управляемые, задние — опорные. Подвеска передних колес плавающая. Каждое из задних колес имеет индивидуальную подвеску и индивидуальную регулировку по высоте, выполняемую гидравлическим распределителем. Такая система обеспечивает возможность установки фрезы на различную глубину резания, а также в горизонтальном или наклонном положении.

На фрезерном барабане диаметром 508 мм установлены 96 резцов с шагом 15 мм. Привод фрезы механический, фреза выполнена из четырех пар сегментов с быстросъемными резцами. Гидравлический привод хода позволяет иметь рабочие скорости в диапазоне 0-25 м/мин и транспортные скорости в диапазоне 0-6 км/ч. Рабочая масса машины составляет 16 400 кг. Модель W 1000 является дорожной фрезой среднего размера. Ее используют для обработки как узких, так и магистральных участков дорожного покрытия. Машина способна выполнять фрезерование на закруглениях и стыках благодаря хорошей маневренности.

Дорожная фреза RX 20 (см. рис. 29) является наиболее маневренной однометровой холодной фрезой в мире. Благодаря своей непревзойденной маневренности эта машина, имеющая двигатель мощностью 230 л.с., эффективно выполняет различные работы по срезанию грунта. Она имеет более низкий центр тяжести, чем все другие фрезы, что позволяет ей работать на крутых склонах, например, на гоночных треках с высокими откосами на поворотах. Кроме того, дорожная фреза RX 20 идеально подходит для использования при создании или ремонте подходов к мостам, мостового полотна, откосов бордюров, траншей и перекрестков.

Дорожная фреза RX 50B — это холодная фреза с двигателем 600 л.с. с оптимальным соотношением мощности, производительности и экономичности (см. рис. 30). Агрегат может снимать дорожное покрытие с максимальной шириной 2489 мм и на максимальную глубину 305 мм. Специально разработанная система управления тремя гусеницами позволяет иметь рабочий радиус поворота 2,5 м, двигаться при работе с боковым смещением, снимать грунт как при движении вперед, так и назад. Двухступенчатый конвейер имеет ширину 864 мм и может быть повернут для выгрузки на 50 град. в любую сторону от осевой линии, тем самым облегчая работу в городе.

В России лишь два предприятия: АО «Брянский Арсенал» и АО «Дмитровский экскаваторный завод» — производят отечественные холодные фрезы. Преимущество у этих машин перед зарубежными одно — они значительно дешевле.

Фреза ФДН — 500 (см. рис. 31) предназначена для холодного фрезерования асфальтовых покрытий при их ремонте. Рабочим органом фрезы является фрезерный барабан, на котором крепятся съемные резцы, изготовленные из высоко стойкой стали.

Фрезерует в асфальте прямолинейные и криволинейные полосы шириной 500 мм, глубиной до 100 мм. Базовый тягач — МТЗ-80, МТЗ-82. Привод фрезерного барабана — механический от вала отбора мощности трактора;

Ширина обрабатываемой полосы 500 мм при глубине обработки 0.1 м.

Охлаждение резцов осуществляется водой. Привод рабочего хода гидромеханический с бесступенчатым регулированием от 0 до 800 м/час.

Мощность двигателя 57,4 кВт.

Фреза ДС-197 (см.рис.32) предназначена для послойного снятия асфальтобетонных покрытий с автодорог, улиц, площадей при их ремонте, реконструкции. Установка на рабочий орган дополнительной фрезы позволяет вырезать канавки для укладки бордюрного камня.

В силовую установку входит дизельный двигатель Д-260.1, установка насосов, система охлаждения, топливный и гидравлический баки.

Полезная мощность двигателя при 2100 об/мин — 114 кВт (155 л.с.);

Полезная мощность на маховике при 2100 об/мин — 110 кВт (150 л.с.);

Удельный расход топлива — 221 г/кВт;

Рабочий органом является барабан, оснащенный резцами диаметром 550 мм. Ширина фрезерования изменяется ступенчато от 250 до 1000 мм. Максимальная глубина фрезерования достигает 80 мм при поперечном уклон барабана 6 градусов. Скорость движения машины рабочая — 0…10,0 м/мин; транспортная — 0…3,9 км/ч; конвейер с максимальной высотой разгрузки — 2790 мм и углом поворота в плане 20 градусов.

На большинстве дорожных фрез используется режущий инструмент как импортного, так и отечественного производства. По качественным параметрам российские производители подобного инструмента не только входят в число мировых лидеров, но и вследствие применения в производственном процессе новейших отечественных научных разработок по целому ряду позиций превосходят зарубежных конкурентов.

Одной из специализированных компаний поставками на рынок российского твердосплавного инструмента занимается московская фирма «Экспо-МВ», в ассортименте которой присутствуют поворотные резцы нового поколения повышенной стойкости для ремонта дорожных покрытий, фрезерования асфальтов и бетонов.

Резцы, используемые в дорожных фрезах, имеют различную конструкцию. В качестве примера можно привести резцы компании НТС — сервис (см. рис.33 и рис.34).

Данные резцы отличаются высокой эффективностью и износоустойчивостью на покрытиях любой прочности и абразивности в различных температурных режимах работы.

Также серийно выпускаются и резцедержатели для данных серий резцов.

Вопреки мнению обывателей, дороги, построенные в соответствии с принятыми современными требованиями, служат долго. Нарекания к их качеству обычно связаны с изнашиванием дорожной одежды, на которой образуются колеи, трещины и прочие дефекты, вызывающие неприятные, а порой и опасные вибрации и удары при движении автомобиля, которые могут привести к потере управления.
Процесс изнашивания дорожной одежды происходит постоянно, а при интенсивном движении – довольно активно. Это присуще всем дорогам – не только нашим, но и европейским, американским, любым. Другое дело, что там, где одежда заменяется вовремя, дороги многие годы выглядят как новые. Вовремя – это значит не ждать, пока дефекты на покрытии начинают разрастаться и уж тем более не доводить до того, чтобы на дороге возникали ямы, которые невозможно объехать.
Наши дороги, к сожалению, как раз и доводятся до крайней степени износа, когда на дне огромных ям обнажается щебеночное основание, после чего латать это все приходится с помощью разнообразных технологий ямочного ремонта. Это тоже подход, но, по нынешним меркам, он является малоэффективным, то есть крайне затратным. Для цивилизованного решения проблемы давно найден способ ремонта дорожной одежды называемый холодным фрезерованием.

Конструкция
Дорожные фрезы появились в конце шестидесятых годов благодаря изобретению инженеров компании Galion Iron Works – одного из старейших в США производителей автогрейдеров. На автогрейдер вместо ножа навесили фрезерный барабан диаметром 30 дюймов (762 мм), приводимый во вращение гидравлическим насосом.
Оказалось, что эти машины, которые стали называть «галионами» (Galions), позволяют не только очень быстро фрезеровать изношенное дорожное покрытие, но делают это ровно и точно, фактически профилируя дорогу.
Дорожные фрезы быстро прогрессировали, превращаясь в самостоятельную самоходную дорожную технику. Навесные и прицепные фрезы, также появившиеся на рынке, были значительно дешевле, но, тем не менее, в дорожном строительстве сейчас практически перестали применяться. Дело в том, что к фрезе, прицепленной, допустим, к колесному трактору, невозможно приложить большое прижимное усилие и, соответственно, получить достаточно большую ширину и глубину фрезерования. Трактор для этого слишком легковесен. Самоходные дорожные фрезы гораздо более массивны, достигая иногда «танковых» 30–40 т, благодаря чему фрезерный барабан прижимается к дорожному покрытию с очень серьезным усилием, обеспечивающим фрезерование асфальтобетонного покрытия на ширину до 2500 мм и на глубину до 350 мм.
Приличная масса машин, соответственно, потребовала применения двигателей большой мощности – до 800 л.с., а также мощной ходовой части и гидравлики.
Сначала для удаления старого асфальта применялось так называемое горячее фрезерование – с предварительным размягчением покрытия, которое разогревалось специальными передвижными инфракрасными горелками. Затем повсеместно стало внедряться более выгодное и безопасное холодное фрезерование – с удалением асфальта без разогрева, когда при движении машины вращающийся фрезерный барабан просто опускается параллельно поверхности полотна на глубину фрезерования.
В настоящее время различают малые холодные фрезы – с шириной фрезерования от 300 до 1200 мм и большие фрезы – с шириной фрезерования от 1300 до 4200 мм. Малые фрезы, обычно выполняемые на пневмоколесном ходу, отличаются хорошей маневренностью. Они используются при ремонте небольших участков городских и местных дорог, в местах с наличием люков колодцев, а также при выфрезировывании дорожной маркировки.
Большие фрезы снабжаются, как правило, тремя или четырьмя приводными гусеницами с расположенным между ними фрезерным барабаном. Они применяются для снятия асфальтобетонных покрытий, устроенных из любого типа асфальтобетонных или цементобетонных смесей, с автомобильных дорог, площадей, мостов при их ремонте. Производительность большой дорожной фрезы может достигать 900 т/ч и более.
На рынке встречаются фрезерные барабаны рабочей шириной 350, 500, 600, 1000, 1200, 1300, 2000, 2100 и 2200 мм. Фрезерный барабан оборудуется резцедержателями, приваренными к цилиндрической поверхности барабана, и забрасывающими лопатками, которые служат для сбора срезаемого материала. По краям барабана имеются подрезные резцедержатели. В резцедержателях, которых на барабане может быть несколько сотен, установлены сменные резцы с твердосплавными наконечниками. В зависимости от количества, размеров и расположения резцов фрезерные барабаны подразделяются на стандартные, профилирующие, микрофрезерные, специальные и стабилизирующие.
У барабанов основного ряда шаг между резцами составляет порядка 15 мм, у профилированных – до 8 мм. Специальные барабаны имеют гладкую цилиндрическую поверхность, на которую надевают кольца определенной ширины с установленными на них резцами.
Для подборки и погрузки срезаемого материала в самосвал используются, как правило, два ленточных конвейера. Сразу за фрезерным барабаном размещается короткий конвейер, на который лопатками барабана забрасывается материал. Далее этот материал подается на длинный ленточный конвейер, по которому поднимается на высоту кузова самосвала.
Длинный конвейер подвешивается на корпусе дорожной фрезы с возможностью поворачиваться в вертикальной плоскости.
На современных машинах применяются автоматические системы выравнивания при помощи нивелировочной балки или струны и контроля глубины фрезерования при помощи направляющих салазок. Точность хода фрезерования обеспечивается продольной разметкой, в качестве которой применяются бордюры или специальные сигнальные струны, закрепленные на покрытии.
В автоматических системах 3D нивелирования используются такие же установленные на лыже ультразвуковые датчики, что и на асфальтоукладчиках. В систему входят бортовой компьютер с сенсорным экраном, электронный тахеометр для отслеживания положения машины, активный отражатель, установленный на телескопической мачте, закрепленной на корпусе фрезы, датчик наклона.
Тахеометр, привязываемый по двум-трем опорным точкам к местной системе координат, автоматически отслеживает перемещение фрезерного барабана (с точностью 3–5 мм), постоянно находя активный отражатель, который установлен на кузове фрезы над креплением фрезерного барабана.
Компьютер, принимающий данные от тахеометра и датчика наклона, вычисляет положение фрезерного барабана. Полученные данные сравниваются с проектным положением фрезеруемой поверхности дороги, заложенным в компьютер. На основе этих данных выдаются сигналы на левый и правый гидроцилиндры фрезы – для поднятия или опускания фрезы.
В этом случае никакая разбивка на трассе не нужна, то есть не требуется расстановка пикетажных колышков с отметками либо натягивание струны, и отпадает необходимость в контролировании полотна после проходов фрезы с помощью геодезических инструментов.

Полную версию статьи читайте в номере.

1. Область и эффективность
применения карты

Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба дорожного хозяйства
(Росавтодор)

Центр
организации труда и экономических
методов управления
(Центроргтруд)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ
ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМПОРТНОЙ ТЕХНИКИ

Карта трудового процесса

Снятие асфальтобетонного покрытия
холодным фрезерованием (Фреза 2100ВС)

КТП-9.1.1.-2002

Издание второе, переработанное и дополненное

(Выпуск 9)

Москва, 2002 г.

Сборник карт трудовых процессов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Выпуск 9. М.: Центроргтруд, 2002.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на реконструкции автомобильных дорог с использованием импортной техники.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Карта трудового
процесса

Снятие
асфальтобетонного
покрытия холодным
фрезерованием (Фреза 2100ВС)

Разработана ГП
Центрорггруд
Росавтодора

КТП-9.1.1.-2002

Взамен КТ-9.1.1-90

1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда машинистов, занятых на работах по снятию слоев асфальтобетонного покрытия холодным фрезерованием на площади цементобетонного основания.

1.2. Показатели производительности труда:

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

Выработка на 1 чел.-день

м2

381,0

Затраты труда на снятие асфальтобетонного покрытия 100 м2

чел.-час

2,1

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

2.1. Снятие асфальтобетонного покрытия холодным фрезерованием выполняется машиной «Виртген 2100 ВС» с гидравлическим приводом на гусеничном ходу в светлое время суток.

Машина оборудована фрезерным барабаном (рабочий орган) с механическим приводом и выступающим вперед транспортером, состоящим из двух частей для приема и погрузки в самосвал снятого асфальтобетона.

2.2. Фрезерная машина оборудована нивелирующей автоматикой, регулирующей установку и контролирующую глубину фрезерования.

2.3. До начала производства работ необходимо:

а) проверить наличие дизельного топлива в баке (контроль уровня выполняется несколько раз в течение рабочей смены);

б) проконтролировать уровень моторного масла и гидромасел;

в) контролировать несколько раз в течение смены запас воды, используемой для охлаждения резцов;

г) проверить резьбовые соединения и патрубки, которые должны быть надлежащим образом затянуты;

д) проследить за тем, чтобы никто не находился около машины, в радиусе поворота загрузочной ленты (К = 7,8) или вблизи колес и приводных цепей.

2.4. Во время работы транспортер должен быть зафиксирован в точках подвески (точки подвески должны быть снабжены вставными болтами или пальцами с буртиками и законтрены предохранительным элементом, например упругой вставкой).

2.5. Замену изношенных резцов производить в зависимости от режима работы машины и толщины срезаемого слоя при помощи специального инструмента, например, молотком из меди, латуни или пластмассы.

Следует следить за правильной посадкой резца в гнезде. Как до работы, так и после работы должны легко прокручиваться рукой, чтобы не происходило одностороннего и в результате этого слишком быстрого износа.

2.6. К работе на машине допускается только квалифицированный персонал, прошедший обучение работе на машине и инструктаж по технике безопасности.

Так как оценочный уровень шума (90 ДБ) может быть превышен, необходимо иметь при себе и в случае необходимости использовать средства защиты слуха.

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.1. Исполнители

Машинист

6 разряд (М1)

Помощник машиниста

5 разряд (М2)

3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

№ п/п

Наименование

Кол-во

Гидравлическая машина с гусеничным ходом «Виртген 2100В С»

Набор инструмента для смены резцов

по необх.

Резцы (сменный запас)

15 — 20

Комплект гаечных ключей

Метр складной

Ведро

Щетка

3.3. Спецодежда и спецобувь.

3. Рукавицы комбинированные двупалые 2 пары

3.3. Потребность в воде и топливе (за смену): вода — от 4 до 12 т (в зависимости от толщины снимаемого покрытия); топливо — 1,5 т.

Потребность в резцах (за смену) по необходимости в зависимости от толщины покрытия и прочности металла, из которого изготовлены резцы: от 15 до 20 шт.

4. Технология и организация процесса

4.1. Работы по снятию асфальтобетонного покрытия холодным фрезерованием следует выполнять в следующей технологической последовательности:

— установка и снятие ограждений;

— снятие асфальтобетонного покрытия;

— замена резцов;

— заправка машины топливом и водой.

4.2. График трудового процесса

4.3. Схема организации трудового процесса

1, 2 — Автомобили КамАЗ, 3 — Фреза 2100 ВС

5. Приемы труда

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

Установка ограждений

М1М2 производят расстановку дорожных знаков.

Подготовка фрезы к работе

М1М2 производят осмотр машины, проверяют наличие горюче смазочных материалов, воды в водооросительной установке, проверяют резьбовые соединения.

Снятие покрытия

М2 — помощник машиниста управляет машиной, регулируя загрузку машин асфальтобетоном.

М1 — машинист фрезы следит за равномерностью снятия дорожного покрытия, проверяет глубину фрезерования инструментом, в случае обнаружения отклонений от нормы с помощью ручного маховика настраивает инструмент на требуемую величину. Следит за наличием воды в водооросительной установке.

Замена резцов

М2 — отключает машину.

М1 — готовит инструмент, подносит новые резцы для замены изношенных, нажатием кнопки управления открывает крышку барабана и очищает ее от остатков асфальтобетона.

М1, М2 — при помощи металлического штыря и кувалды выбивают изношенные резцы. По мере замены, барабан проворачивается вручную.

Заправка машины топливом и водой

М1М2 — производят заправку фрезы, следят за шлангом и заполнением бака.

Перемещение ограждений на новый участок

М1М2 — производят перестановку ограждений.

ТТК. Ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
Ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) — комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах.
Параметры насыпи: высота — 2,5 м; откосы 1:1,5; ширина поверху дорожной одежды — 10,0 м; длина участка — 100 м; 0,95, 0,98.
Конструкция дорожной одежды: подстилающий слой из ПЩС — 0,24 м; щебеночное основание — 0,14 м; нижний слой асфальтобетонного покрытия — 0,06 м; верхний слой покрытия — 0,04 м.
1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.
1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК — описание решений по организации и технологии производства работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организация ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификация технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по ремонту асфальтобетонного покрытия. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.
Конструктивные особенности по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.
1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах.
2.2. Работы по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час,

где 0,06 — коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.
2.3. Пучинами называют деформации дорожных одежд и земляного полотна, проявляющиеся зимой во взбугривании и потере ровности покрытия, а в период оттаивания при проезде автомобилей — в проломах одежды, вызванных снижением прочности переувлажненных грунтов. Этот процесс состоит из четырех основных периодов: набухание осенью, пучение зимой, осадка грунта при оттаивании весной и усадка при высыхании летом. Борьба с пучинами традиционными методами (заменой пучинистых грунтов на всю глубину промерзания кондиционным песком, песчано-гравийной смесью, гравием, укрепленным грунтом и другими непучинистыми материалами) во многих случаях малоэффективна, а в ряде случаях просто невозможна. Единственно возможным решением, позволяющим устранить пучину, является устройство теплоизолирующего слоя из экструдированного пенополистирола, который позволяет предотвратить промерзание пучинистых грунтов под дорожной одеждой. В результате этого устраняется основной фактор разуплотнения грунтов рабочего слоя земляного полотна. Плотность ненабухающих и слабо набухающих грунтов почти не меняется в процессе эксплуатации дороги. Влажность грунтов, уплотненных до нормативных значений, также меняется мало. При таких условиях несущая способность грунтов рабочего слоя не меняется по сезонам года. Только благодаря этому фактору долговечность покрытия увеличивается примерно на 30% по сравнению с традиционным решением дорожной конструкции. Продолжительность срока службы конструкции с экструдированным пенополистиролом значительно больше указанного значения, так как не происходит ежегодного неравномерного поднятия и опускания дорожной одежды, которое во многом определяет долговечность сооружения.
2.4. В состав работ, выполняемых при ремонте асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах, входят:
— удаление старой дорожной одежды;
— устройство прослойки из геотекстиля;
— устройство теплоизоляционного слоя из полистирола;
— восстановление дорожного покрытия.
2.5. При ремонте асфальтобетонного покрытия на пучинистых грунтах в качестве основных материалов используются: геосетка ССНП-Нефтегаз 25х25 Л (100) (размер ячейки 25х25 см, ширина сетки 100 см), отвечающая требованиям ТУ 2296-009-00205009-2004; плиты «Пеноплекс 45» размером 2400х600х50 мм, отвечающие требованиям ТУ 5767-016-56925804-2011; НСМ «Дорнит-2», отвечающий требованиям ТУ 8397-008-41993527-98.
2.6. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автогрейдер Д-180А; грунтовый каток ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т); бульдозер Б170М1.03ВР (емкость отвала 4,75 м); экскаватор Volvo EC-290B (емкость ковша 1,45 м) и фреза дорожная WIRTGEN W130 F (ширина фрезерования 1,30 м, рабочая глубина 32 см) в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Автогрейдер ДЗ-180А

Рис.2. Грунтовый каток ДУ-85

Рис.3. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.4. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B

Рис.5. Фреза дорожная WIRTGEN W 130 F

2.7. Работы по ремонту асфальтобетонного покрытия на пучинистых грунтах следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011. Организация строительства;
— СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
— СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;
— СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Правила производства работ;
— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.
3.2. До начала производства работ по ремонту асфальтобетонного покрытия необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;
— устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;
— оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.
3.3. Перед ремонтом асфальтобетонного покрытия должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
— резметка пучинистого участка дороги;
— заготовлены ПЩС и щебень в необходимом объеме;
— завезены на объект геотекстильные и теплоизоляционные материалы;
— сделана заявка на изготовление АБЗ необходимого объема асфальтовой смеси.
Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
3.4. На участке с пучинами грунт земляного полотна разуплотнен и переувлажнен. Ремонт дорожной одежды этого участка начинают с восстановления несущей способности земляного полотна. Это предусматривает укладку под дорожной одеждой армирующей прослойки из геотекстиля. В этом случае не требуется удаление грунта, а нужно его уплотнение с поверхности до максимального значения, соответствующего его влажности. Работы по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на пучинистых грунтах выполняются на двух захватках.
3.5. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
— разбивка мест фрезерования;
— холодное фрезерование асфальтобетонного покрытия;
— срезка минеральных слоев основания с раздельной выгрузкой;
— уплотнение рабочего слоя земляного полотна.
3.5.1. Для обеспечения точности хода фрезеровальной машины необходимо использовать продольную разметку с помощью нивелирной разбивки. В качестве разметки может использоваться бордюр, кромка покрытия, сигнальные струны, закрепленные на поверхности покрытия. В виду того что забивать в асфальтобетонное покрытие металлические штыри, поддерживающие струну, трудоемко, вместо струны можно использовать длинную трубу или несколько ее секций длиной 8-10 м, укладываемых на свободностоящие на покрытии опоры с регулировкой высотного положения трубы винтами по показаниям нивелира.
3.5.2. Для разборки асфальтобетонного покрытия применяют машины для холодного фрезерования покрытия. Основным рабочим органом такой машины является фреза-барабан, снабженная высокопрочными режущими зубьями. В процессе вращения фрезы-барабана срезается слой покрытия на заданную толщину, срезанный фрезой материал с помощью транспортера грузят в автомобили-самосвалы и перевозят в указанные места для складирования на объекте или на переработку на АБЗ. Для охлаждения рабочего органа машины его в процессе работы опрыскивают водой. Обработка ведется в продольном направлении. Участки с поперечными уклонами фрезеруются на полную глубину покрытия (0,10 м) при ширине полосы фрезерования 1,3 м за один проход. Переход от одного поперечного сечения к другому следует выполнять плавно, с постоянной скоростью. Полоса движения обрабатывается на полную ширину, с тем, чтобы поперечное сечение новой поверхности было ровным.
В начале и в конце обрабатываемой полосы следует обеспечивать плавный переход к существующему покрытию. Не следует оставлять открытые вертикальные кромки в направлении, перпендикулярном направлению движения. Если покрытие остается открытым для движения транспорта, перепады высот между прилегающими полосами должны лежать в пределах не более 75 мм, которые устраиваются с откосом 1:3 и могут быть оставлены на ночь, при этом устанавливаются дорожные знаки — 1.16. «Неровная дорога».
Более подробно процесс фрезерования рассматривается в отдельной Технологической карте.
3.5.3. Работы по срезке щебеночного слоя основания и песчано-щебеночного подстилающего слоя выполняют экскаватором Volvo EC-290B с погрузкой в автосамосвалы КамАЗ-65115 (грузоподъемность 15,0 т) и перевозкой в отвал.
3.5.4. Зачистку поверхности рабочего слоя от следов ковша экскаватора и остатков щебня и песчано-щебеночной смеси производят бульдозером Б170М1.03ВР за четыре прохода по челночной схеме от краев к середине на всю ширину корыта, с перекрытием предыдущего следа на 0,4-0,6 м при рабочей скорости на второй передаче.
3.5.5. Планировку поверхности рабочего слоя выполняют автогрейдером ДЗ-180А за четыре прохода по следу. Поверхность слоя должна быть спланирована под двускатный поперечный профиль с уклоном 20-40‰ к боковым стенкам корыта и обеспечивать отвод выпавших атмосферных осадков из корыта.
3.5.6. Уплотнение рабочего слоя земляного полотна производят грунтовым катком ДУ-85 круговыми проходами с перемещением полос уплотнения от краев разработанного корыта к его оси с перекрытием каждого следа на ширины вальца катка. Каждый последующий проход по одному и тому же следу следует начинать после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна. При уплотнении технологических слоев земляного полотна до 0,98 количество проходов катка с сильной вибрацией должно быть в пределах 6-8. Первые два прохода делать со слабой вибрацией на рабочей скорости 4-5 км/час, промежуточные — на скорости 8-10 км/час.
Число проходов катка по одному следу необходимо уточнить производителем работ совместно с лабораторией по результатам пробной укатки.

Рис.6. Схема уплотнения рабочего слоя земляного полотна

3.5.7. По окончании уплотнения рабочего слоя земляного полотна его необходимо предъявить Заказчику для осмотра и освидетельствования путем документального оформления и подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с Приложением 3, РД 11-02-2006

>Фрезерование дорожного покрытия

Фрезерование асфальтобетонного покрытия — эффективный способ ремонта дорог. Бывает горячее и холодное фрезерование. Рассмотрим каждое подробнее

Горячее и холодное фрезерование асфальта: основные отличия

Давление дефектного слоя дорожного покрытия с предварительным разогревом поверхности называется горячее фрезерование, без разогрева — холодное фрезерование. Основное преимущество горячего фрезерования — меньшее усилие, затрачиваемое на разрушение снимаемого покрытия. У этого метода есть и недостатки: разрушенный материал склеивается, его сложно использовать повторно или транспортировать, при эксплуатации машин существует риск возгорания и др., а потому наиболее популярны у дорожников машины холодного фрезерования.

Источник фото: wirtgen.deХолодное фрезерование применяется чаще

Холодные фрезы имеют дополнительное преимущество: при фрезеровании старый асфальтобетон превращается в сыпучий строительный материал — гранулят, состоящий из кусков строго определенного размера, который можно применять повторно. Как раз в 1960-1970-е годы набирало популярность вторичное использование материалов, и полезное использование строительного мусора оказалось как нельзя кстати. Министерства транспорта и автомобильных дорог многих стран сразу обратили внимание на данный тип техники, и в скором времени появились модификации машин, которые были способны осуществлять холодное фрезерование старого дорожного покрытия, смешивать полученный материал со свежим вяжущим и укладывать подготовленную смесь на фрезерованную поверхность, завершая таким образом процесс восстановления дорожного полотна.

По мере износа дорожное покрытие становится гладким и скользким, отчего резко увеличивается вероятность аварий. Холодные фрезы позволяют создавать поверхность с шероховатой текстурой.

Фрезерование асфальтобетонного покрытия: совершенствование техники

Основное внимание при совершенствовании конструкции уделялось увеличению производительности фрезерных барабанов. Рабочие органы — резцы быстро изнашивались, и их приходилось часто заменять, что было серьезной проблемой. Процесс замены занимал немало времени, а холодные фрезы надолго выводились из работы, что резко снижало производительность. Поэтому все изготовители стремились ускорить процесс замены резцов и увеличить срок службы этих деталей. Подбирали износостойкие стали для их изготовления и улучшали форму режущей кромки.

Читайте Опытный образец фрезы от Брянского Арсенала

В современных машинах холодного фрезерования также усовершенствована конструкция крепления резцов. На первых машинах резцы крепились к барабану сваркой, поэтому для их замены требовалось много времени. В современных машинах резцы закрепляются болтами в резцедержателях разной конструкции, благодаря чему значительно сократилось время, необходимое для их замены. Однако на некоторых барабанах, предназначенных для холодного фрезерования сравнительно мягких асфальтовых покрытий, сохранились привариваемые резцедержатели. Позже появилась техника со сменными фрезерными барабанами разной ширины, что позволяло изменять ширину полосы холодного фрезерования дорожного полотна.

Источник фото: wirtgen.deИзначально резцы крепились к барабану сваркой

Постоянно шел поиск путей сделать машины более производительными. Один из таких методов — увеличение глубины фрезерования. Следует заметить, что увеличение глубины фрезерования обеспечивает рост производительности, но, конечно, до определенного предела. Например, переход с глубины 30 мм на глубину 60 мм лишь немного замедляет рабочую скорость машины, зато удваивает объем перерабатываемого материала. По мере увеличения глубины фрезерования свыше величины, соответствующей максимальной производительности, снижение рабочей скорости делает холодное фрезерование менее выигрышным. Так, производительность при глубине фрезерования 170 мм и медленной рабочей скорости машины может оказаться не выше, чем при глубине фрезерования 90 мм и намного большей рабочей скорости. Пока машина сохраняет высокую скорость движения, увеличение глубины резания будет обеспечивать рост производительности и снижение затрат на резцы.

Износ резцов зависит от твердости материала и объема работы. С увеличением глубины фрезерования объем работы для резцов растет непропорционально. Резцы устанавливаются на круглом барабане и режут материал по дуге. Холодное фрезерование на глубину 102 мм связана с длиной траектории резца, в два раза большей, чем при меньшей глубине фрезерования, — 25 мм (разница по глубине в 4 раза).

Дорожное полотно должно иметь боковой уклон для надежного отвода воды, одинаковую толщину по всей ширине дороги. Чтобы эти условия обеспечивались, профиль подготовленной для укладки материала базовой поверхности должен быть очень точно выдержан. Поэтому далее производители стали работать над увеличением точности процесса фрезерования. Разрабатывались системы контроля поперечного и продольного уклона фрезеруемой поверхности, глубины и скорости холодного фрезерования. К настоящему времени большинство этих систем автоматизировано. Мощность, надежность, долговечность и точность — результат упорных поисков и разработок — вот что характеризует современные машины. А теперь познакомимся подробней с некоторыми современными моделями, представленными на рынке.

Источник фото: wirtgen.deДорожное полотно должно иметь боковой уклон для надежного отвода воды и одинаковую толщину

В основном холодные фрезы подразделяются на малые и большие. Ширина фрезеруемой зоны у малых моделей составляет от 300 до 1 200 мм, глубина фрезерования — до 100 мм. Они отличаются небольшими размерами и высокой маневренностью. Особенность этих машин — расположение фрезерного барабана между колесами заднего моста.

Смотрите Все объявления о продаже дорожных фрез

Большие холодные фрезы обладают шириной фрезерования от 1 300 до 4 200 мм, максимальная глубина фрезерования — от 150 до 300 мм. Они осуществляют холодное фрезерование с большей (по сравнению с малыми) производительностью. Характерные их особенности — наличие отгрузочного транспортера и расположение барабана между передним и задним мостами.

Пожалуй, наибольшее развитие в современных машинах получили органы и системы управления. В их конструкциях теперь применяются достижения современной микроэлектроники, и холодные фрезы не являются здесь исключением. Сегодня холодные фрезы — не просто механизмы для разрушения изношенного дорожного полотна, это высокотехнологичное оборудование, каждая функция которого не случайна. За сорок лет развития эта техника революционно изменила технологию обновления дорожных покрытий, но, по всей видимости, впереди нас ждут не меньшие открытия.

Популярная техника для фрезерования

Дорожные фрезы Caterpillar (компания называет эти машины «холодными планировщиками») РМ-465 и самая новая — РМ-565В оснащены электронным оборудованием, делающим холодное фрезерование гораздо производительней. РМ-565В оснащена двумя электронными датчиками и системой контроля и регулирования поперечного уклона фрезерования. Датчики способны регистрировать опорные точки на расстоянии от 300 до 1 400 мм по вертикали под собой. Каждый датчик может быть настроен и отрегулирован либо непосредственно с земли, либо с панели управления машины. Положение фрезерного барабана по высоте относительно уровня грунта постоянно отслеживается обоими датчиками и центральным электронным блоком управления. Кроме органов управления положением фрезерного барабана по высоте имеется переключатель «Все точки выше/ниже», значительно облегчающий холодное фрезерование поверхностей вблизи препятствий. Как и другие машины Caterpillar, холодная фреза оснащена электронным блоком, который отслеживает и регулирует работу всех основных систем машины, включая ходовую часть, рулевое управление, привод рабочих органов и др. При нарушении нормального режима работы система контроля оповещает оператора.

Источник фото: wirtgen.de

Cat РМ-465 предназначена для работы в городских условиях, но производительность ее высокая. Размеры и масса машины позволяют без дополнительных разрешений перевозить ее на одном грузовом автомобиле. Холодная фреза оснащена несложной в эксплуатации системой контроля продольного и поперечного уклонов фрезерования, которая имеет три различных рабочих меню. Электронная система контролирует глубину и профиль обрабатываемого слоя с точностью до 3 мм. Как и на РМ-565В, на РМ-465 электронное оборудование регулирует скорость, рулевое управление и работу привода рабочих органов; имеется встроенная функция самодиагностики.

Компания Wirtgen (Германия) выпустила 12 моделей данного типа техники. В их конструкции используется ряд новых технических разработок, повышающих точность работы. Одна из самых интересных новаций — система круиз-контроля Tempomat. Она встроена в электронную систему управления, «запоминает» скорость, с которой двигалась машина, и автоматически устанавливает ее снова после смены самосвала под ленточным конвейером, когда оператор нажимает кнопку выключателя. Затем автоматическая система выравнивания рабочих органов устанавливает заданную глубину фрезерования. Обрабатываемая зона сканируется датчиками, которые регистрируют отклонения от заданной глубины, и машина сразу же исправляет отклонения.

Источник фото: youtube.com

Еще одна интересная система — WIDIS 32 (Информационно-диагностическая система Wirtgen). Она непрерывно контролирует состояние двигателя и гидравлических систем и в случае обнаружения неисправностей предупреждает оператора звуковым и световым сигналами. На мониторе указываются текущие рабочие параметры.

Помимо электронных систем, контролирующих точность работы, совершенствуются рабочие органы машин. Наиболее значительной находкой последнего времени стали конструкции, позволяющие быстро заменять фрезерные барабаны для того, чтобы изменять ширину обрабатываемой полосы. Это весьма выгодно: используя одну машину, можно выполнять холодное фрезерование различного типа и в разных условиях. Специалисты Wirtgen разработали систему FCS (Система замены фрезерных барабанов). Компания утверждает, что эта конструкция позволяет заменять фрезерные барабаны всего за 2…3 ч.

Источник фото: tbau.ru

Независимо от того, какова ширина зоны холодного фрезерования, базовая кромка всегда располагается с правой стороны по ходу движения. В настоящее время предлагается восемь фрезерных барабанов разной ширины: от 300 до 2 000 мм. Предельная глубина фрезерования у всех барабанов равна 300 мм.

В состав системы FCS также входит зачистной отвал, состоящий из двух частей. Правая часть располагается позади фрезерного барабана и очищает рабочую зону, а левая часть движется поверх существующего дорожного покрытия во время фрезерования. Положение отвала регулируется в зависимости от ширины зоны холодного фрезерования, которая в свою очередь зависит от типоразмера установленного барабана. Конструкция системы позволяет поднимать с помощью гидравлического механизма обе части отвала независимо друг от друга, регулируя, таким образом, количество загружаемого на транспортер материала.

У компании Roadtec (США) широкий диапазон моделей — от машин, предназначенных для коммунальных нужд, до холодных фрез шириной во всю полосу проезжей части. Их отличает оптимальное соотношение мощности, производительности и экономичности работы. Ширину холодного фрезерования позволяют изменять сменные секторы барабанов. Все шесть моделей универсальны, поскольку отдельно изготавливаются тягачи и прицепные холодные фрезы. Благодаря этому покупатель может выбрать по своему усмотрению механизмы разного типа и ширины. Конструкция прицепной модели позволяет быстро заменять барабаны разных типов и размеров.

Источник фото: tbau.ru

Машины Roadtec также способны выполнять холодное фрезерование в двух направлениях, благодаря чему удается осуществить фрезерование различного типа. Обычно холодное фрезерование производится навстречу движению машины. Но Roadtec предлагает также фрезерные механизмы, у которых рабочий ход совпадает с направлением движения машины. Специалисты компании утверждают, что при фрезеровании второго типа проще контролировать процесс снятия дорожного покрытия, увлажнять фрезеруемую зону, перемешивать материалы и удобнее укладывать новый материал поверх увлажненного основания. Такая организация холодного фрезерования позволяет также осуществлять загрузку снятого материала на автомобили позади машины. Холодное фрезерование с направлением по ходу движения машины — несложный способ превращения моделей Roadtec в машины для холодного восстановления на месте дорожного покрытия.

Обычно свои технические проблемы производители решают, предлагая оригинальные идеи. Например, чтобы уменьшить количество пыли и остатков материала, скапливающихся внутри корпуса машины и в бороздках, когда холодное фрезерование завершено, компании CMI Terex (США) даже пришлось разработать специальную конструкцию корпуса машины. Работу двигателя, привод хода и нагрузки контролирует электроника. Холодные фрезы Terex отличаются оптимальным соотношением массы и мощности.

Немецкая компания Dynapac выпустила три модели данного типа техники. Все фрезы Dynapac оснащены двигателями Cummins мощностью от 60 до 600 л.с. и программируемым электронным управлением.

Известны также холодные фрезы итальянской компании Bitelli (четыре базовые модели с двигателями мощностью от 68 до 340 кВт), Ingersoll-Rand (США), Gehl (США-ФРГ, навесная холодная фреза, монтируемая на погрузчик), Marks (Германия, гамма фрез мощностью от 24 до 559 кВт и эксплуатационной массой от 2,5 до 53 т), Martimex Alfa (Словакия).

Дорожные фрезы (фрейзерные машины) в Торговой системе спецтехники

Читайте:

  • Устройство асфальтоукладчика. Близкое знакомство с современными машинами
  • Опытный образец фрезы от Брянского Арсенала
  • «Доктор» для дорог: дорожные фрезы
Обсуждайте:

  • Форум о дорожной, коммунальной и бетонной технике

>Фрезеровка асфальтобетонного покрытия

Фрезерование дорог

Определение 1

Фрезерование (фрезеровка) асфальтобетонного покрытия – это процесс снятия старого дорожного покрытия и текстурирования его поверхности. Данный процесс подготавливает дорожное полотно к дальнейшей укладке нового покрытия.

В настоящее время разделяют два метода фрезерования дорожного покрытия: холодный и горячий. В Европе и Америке при ремонте 80% дорог применяются дорожные фризы. С помощью такого оборудования снимается старое асфальтобетонное покрытие, происходит текстурирование, а затем подготовка к укладке нового дорожного полотна.

Рисунок 1. Процесс фрезерования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Машины, предназначенные для фрезерования асфальта – это самоходные устройства, рабочий барабан которых находится в горизонтальном положении. Перемещение рабочего органа данных машин происходит с помощью гусеничных тележек или колес. Вращающийся фрезерный барабан перемещается на необходимую глубину, убирая тем самым необходимый слой старого асфальта. Опускание барабана машины возможно как под наклоном к горизонту, так и параллельно срезаемой поверхности. Срезанный материал попадает в бункер с валками или загружается в специализированные грузовые автомобили с помощью конвейеров.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Холодное фрезерование

Принцип работы машин при холодном фрезеровании достаточно прост – он предусматривает снятие старого асфальтобетонного покрытия с последующим смешиванием его со свежим материалом. Впоследствии на фрезерованную поверхность укладывается ранее заготовленная смесь. С помощью технологии холодного фрезерования современные строительные организации могут с определенной точностью вскрывать участки линий связи, а также сетей подземного трубопровода.

С применением «холодных» фрез допускается выравнивание бетонных полов в производственных зданиях или удаление покрытия люков подземных колодцев. В отличие от горячего, холодное фрезерование является более экономичным и более практичным способом произведения работ.

Горячее фрезерование

Данный метод фрезерования был разработан гораздо раньше холодного. Фрезеровка горячим методом предполагает снятие старого слоя асфальта после предварительного нагрева поверхности. При нагревании асфальтобетонное покрытие размягчается, что облегчает работу механизмов и обеспечивает удобное срезание. Однако, у данного метода есть ряд недостатков.

Самым существенным из недостатков является то, что при значительных температурных воздействиях асфальт начинает терять свою первоначальную структуру (смешивается в однородную массу). Подобное свойство исключает возможность взаимодействия старого материала с новым. Помимо этого, на нагрев асфальтобетонного покрытия тратится значительная часть топлива машины, и, как следствие, дополнительное время работы, что не может не сказываться на экономичности.

Фрезерование при ремонте дорожных покрытий с помощью деления участков на карты позволяет сохранить качество материала на протяжении долгого времени.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *