Содержание

Формы и виды права собственности на землю

Форма собственности — экономическое понятие. По определению ч.2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной (федеральная и субъектов РФ), муниципальной и иных формах собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

  • * частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
  • * государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;
  • * муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

Частная собственность — земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами РФ по основаниям предусмотренными законодательством РФ (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) и иностранными гражданами и юридическими лицами и лицами без гражданства (п. 5 ст. 15, п. 5 ст. 28 ЗК РФ). Они являются собственниками земельных участков, приобретенных по предусмотренным законодательством основаниям; имеют право на равный доступ к приобретению земель в собственность; могут получать в собственность государственные и муниципальные земли; собственники зданий и сооружений могут приватизировать государственные земельные участки, на которых они расположены (п. 1.9 ст. 36 ЗК РФ), а иностранные лица с учетом установленных законом ограничений (п. 5 ст. 15, п. 4 ст. 28 ЗК РФ); не подлежат возврату, возмещению и компенсации национализированные до 01.01.1991 г. земельные участки (ст. 25 ЗК РФ). Боголюбов С.А. Земельное право: уч-к — М: Высшее образование, 2010.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь в собственности следующие земельные участки:

земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с п. 5 ст. 28 ЗК земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК.

В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения существует еще одно ограничение субъектного состава участников земельных правоотношений: не вправе иметь в собственности такие земельные участки помимо названных иностранных юридических и физических лиц также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.

Одним из наиболее распространенных оснований приобретения права собственности на земельные участки является приватизация земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 36 ЗК граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено законодательством.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено земельным законодательством. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Машукова В.А. Право собственности на землю граждан и юридических лиц // Юрист. 2009. № 3.

Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

Под общей собственностью понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законодательству может быть либо долевой, когда имущество, находящееся в общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому из собственников, и совместной — без определения таких долей. По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности на него. Кроме того, ГКРФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц так называемых неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере земельных отношений применяется лишь второй критерий, т.к. земельный участок как объект права собственности относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Данная статья носит диспозитивный характер, и не исключается, что имущество крестьянского хозяйства, в том числе и земельный участок, может находиться в долевой собственности его членов в случаях, предусмотренных законом или договором между ними. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и лишь при единогласном решении его членов оно может находиться в общей совместной собственности. Вполне понятно, что в настоящее время действует положение, установленное новым ГК РФ. Следует также иметь в виду, что согласно действующему законодательству имущество, в том числе и земельные участки, может принадлежать на праве частной собственности как гражданам — физическим лицам, так и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных). Следовательно, право собственности сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно поэтому в проекте нового ЗК РФ, права граждан и юридических лиц на земельные участки рассматриваются в одной главе (гл. ХI ). Это не означает, что права граждан и юридических лиц на земельные участки идентичны. Так, юридическим лицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК. Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/.

Согласно ст. 16 ЗК государственной собственностью на землю признаются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Федеральная государственная собственность Российской Федерации в целом — вся земля, которая прямо не передана в частную, муниципальную или собственность субъектов Федерации, целевым назначением которой является обеспечение нужд обороны и безопасности, охраны границ и других общегосударственных функций. Права собственника осуществляют органы федеральной власти, а в случаях, предусмотренным законом — юридические лица. Владение не связанно с обязательным использованием земель. Машукова В.А. Право собственности на землю граждан и юридических лиц. Юрист. 2009. № 3.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, это:

признанные таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно п. 2 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/.

Государственная собственность субъектов РФ, республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения — земли в пределах территориальных границ, за исключением земель переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности, целевым назначением которой является решение задач субъекта Федерации. Распоряжение землей осуществляют органы государственного и местного самоуправления путем издания новых правовых актов. Сами субъекты собственности не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель. Право собственника совпадает с осуществлением регулирования и контроля за использованием всех категорий земель. Научный журнал «Молодой ученый» № 5 — Дамдын О.С. Право собственности на землю. — 2011.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие земельные участки:

признанные таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

приобретенные субъектами РФ по основаниям,

предусмотренным гражданским законодательством.

В их собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность следующие земельные участки:

занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения; землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами;

землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

землям фонда перераспределения земель и др. Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/.

Муниципальная собственность на землю — территория в границах муниципальных образований (города и т.п.) различных категорий, основным назначением которой является обслуживание потребностей местного населения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, благоустройства и для муниципальных организаций. Права собственника осуществляют органы местного самоуправления и администрации и юридические и физические лица, в случаях предусмотренных нормативными актами.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.

Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственности в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципальной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью.

Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с их уставами.

До принятия специального федерального закона оборот земельных участков в крупных городах организуется на основе аренды, продажи права аренды. В малых городах земельные участки могут передаваться в собственность для индивидуального жилого и гаражного строительства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целевого назначения участков согласно градостроительной документации. Формы собственности на землю. Примеры их применения. http://zem-kadastr.ru/

Итак, право собственности на землю провозглашено Конституцией РФ, оно включено в основные права и свободы человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 17, 18 и 64 Конституции РФ. Научный журнал «Молодой ученый» № 5 — Дамдын О.С. Право собственности на землю. — 2011.

6. Формы и виды права собственности на землю

Право собственности на землю в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу конкретного имущества. Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица не должны препятствовать ему в этом.

Право собственности на землю в юридическом смысле:

Объективный смысл – совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты в природо-ресурсовых отраслях права. Субъективный смысл – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй.

Формы частной собственности на землю.ст. 9 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная форма собственности принадлежит гражданам и юридическим лицам:

1. Индивидуальная частная собственность граждан а) личные подсобные хозяйства б) садоводство в) огородничество г) крестьянское фермерское хозяйство.

2. Общая частная собственность а) долевая б) совместная: без определения земельной доли

Государственная форма собственности 1. Федеральная – собственность РФ 2. Собственность субъектов РФ.

Муниципальная форма собственности принадлежит административно-территориальным районам, городам, сельским поселениям.Эта форма собственности законодательством чётко не урегулирована.

Виды:

1. Собственность 2. Постоянное (бессрочное) пользование 3. Пожизненное наследуемое владение 4. Безвозмездное срочное пользование 5. Аренда зем. участков, 6. ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).

2-е, 3-е, 5-е — земельные участки находятся в чьей-либо собственности — гос-го или МО, юр. или физ. лица.

Только обладание зем. участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения зем. участком.

7. Гос.Собственность на землю

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Основанием гос. регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением гос. собственности на землю.

Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности, — включение их в состав:

  • земель лесного фонда, особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;

  • земель с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

  • земель запаса, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

  • специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;

  • подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;

  • сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.

Специальность 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения»

  • СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство Колледжа
    • Педагогический состав Колледжа
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Государственное задание
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Информация для лиц с ограниченными возможностями
    • О воспитательной работе в Колледже
    • Наблюдательный совет
    • Организация питания в Колледже
    • Библиотека
    • Трудоустройство
    • Дистанционное обучение
    • Стадион
  • НАШ КОЛЛЕДЖ
    • Кабинет директора
    • Воспитательная работа
      • Нормативные документы
      • Приказы
      • План-отчет-анализ воспитательной работы
      • Спортивно-оздоровительная работа
      • Методические материалы
      • Кураторам
      • Профилактическая работа
    • Служба качества
    • Наши достижения
    • Нац. проект «Образование»
      • Гости ИОП
      • Реализация мероприятий
      • Повышение квалификации
      • Учебно-производственный комплекс
    • СМИ о колледже
    • Противодействие коррупции
    • Антитеррористическая политика
    • Допризывная подготовка и БЖ
    • Вакансии
  • АБИТУРИЕНТУ
    • День открытых дверей
    • Специальности
    • Приемная комиссия
    • Вступительные испытания
    • Прием иностранных граждан
    • Сотрудничество с ВУЗами
    • Перевод из другого учебного заведения
  • ОТДЕЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖА
    • Отделение «Туризм»
      • Администрация отделения «Туризм»
      • Педагогический коллектив
      • Выпускники
      • План работы на месяц
      • Студенческая жизнь
      • Новости отделения
    • Отделение «Гостиничный сервис»
      • Администрация
      • Педагогический коллектив
      • Выпускники
      • План работы на месяц
      • Студенческая жизнь
      • Мастер-классы
      • Новости отделения
    • Отделение «Ресторанный сервис»
      • Администрация отделения «Ресторанный сервис»
      • Педагогический коллектив
      • Выпускники
      • План работы на месяц
      • Студенческая жизнь
      • Мастер-классы
      • Новости отделения
    • Отделение «Общеобразовательная подготовка»
      • Администрация отделения «Общеобразовательная подготовка»
      • Педагогический коллектив
      • План работы на месяц
      • Студенческая жизнь
      • Новости отделения
    • Отделение «Коммерция и строительство»
      • Администрация отделения «Коммерция и строительство»
      • Педагогический коллектив
      • Выпускники
      • План работы на месяц
      • Студенческая жизнь
      • Новости отделения
    • Отделение «ДПО и заочное обучение»
      • Администрация отделения ДПО и заочного обучения
      • Педагогический коллектив отделения ДПО и заочного обучения
  • СТУДЕНТУ
    • Справочная информация
    • Расписание занятий
      • Расписание занятий студентов
      • Расписание занятий заочного отделения
      • Отделение Коммерция и строительство
      • Расписание занятий ОДПО
      • График консультаций
      • Замены в расписании учебных занятий
      • Промежуточная аттестация
      • График ГИА
    • Нормативные документы
    • Центр содействия трудоустройству выпускников колледжа
    • Единый государственный экзамен
    • Библиотека
      • План работы библиотеки на учебный год
      • Правила пользования библиотекой
      • Текущая информация
      • Электронный каталог изданий
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Статистические данные деятельности библиотечного комплекса Колледжа
      • Преподавателям
      • Студентам
      • Новые поступления в библиотеку
      • Библиотекарь советует
      • Образовательные ресурсы
      • Услуги лицам с ограниченными возможностями
    • Студенческий совет
    • Студенческий отдел кадров
    • Рейтинг студентов
    • Безопасность жизнедеятельности
    • Физкультура и спорт
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
    • Справочная информация
    • Расписание занятий
    • Учебная работа
      • График учебного процесса
      • Контингент обучающихся
      • Учебные планы
      • Программа промежуточной аттестации
      • Государственная итоговая аттестация
      • Федеральный интернет-экзамен
      • Часто задаваемые вопросы
    • Научно-методическая работа
      • Научно-методическая деятельность
      • Инновационная методическая деятельность
      • Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50
      • Конкурсная деятельность
      • Наши достижения
      • Школа совершенствования педагогического мастерства
      • Аттестация педагогических кадров
      • Печатные издания педагогических работников Колледжа
      • Контактная информация
    • Мониторинг качества образовательного процесса
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
    • Наши предложения
    • Договорное обучение
    • Подготовительные курсы
    • Профессиональное обучение
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Контактная информация
  • ЦЕНТР ПРОФ.КВАЛИФИКАЦИИ
    • Отправить заявку
    • Профессиональное обучение
    • Переподготовка и повышение квалификации
    • Сертификация квалификаций
    • Стажировки для педагогических работников
    • Профессиональная ориентация
    • Контактная информация
    • Отзывы о центре
    • Администрация учебного центра профессиональной квалификации
  • РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
    • ИОП 2016-2019
      • ИОП 2016-2019
        • ИОП 2016-2019
        • Нормативные документы
        • Образовательные учреждения
        • План работы
        • Отчет
        • Деятельность ресурсного центра
        • Партнеры РЦ
        • Международная деятельность
        • Конкурсы
        • Конференции
        • Методические материалы РЦ
        • Публикации о деятельности РЦ
        • Благодарности, отзывы, предложения
        • Дополнительные услуги
        • Контактная информация
      • Нормативные документы
        • Нормативное регулирование
      • Образовательные учреждения
      • План работы
        • План на месяц
        • План на год
      • Отчет
      • Деятельность ресурсного центра
      • Партнеры РЦ
      • Международная деятельность
        • Сотрудничество с образовательными учреждениями
        • Проекты / Программы / События
        • Стажировки за рубежом
        • Повышение квалификации преподавателей и специалистов
        • Культурный обмен студентами и преподавателями
        • Участие в международных проектах, программах, конкурсах и молодежных фестивалях
        • Организация обучения для иностранных граждан
        • Организация приема иностранных делегаций, проведения международных конференций и деловых мероприятий
        • Благодарности, отзывы
        • English
        • Контакты
      • Конкурсы
        • Интернет-конкурсы
        • Конкурс «Мастерство и достоинство»
        • Конкурсы профессионального мастерства
        • Олимпиады
      • Конференции
        • VI Городская студенческая научно-исследовательская конференция
        • V Городская студенческая научно-практическая конференция
        • IV Городская студенческая научно-практическая конференция
        • III Городская студенческая научно-практическая конференция
        • II Городская студенческая научно-практическая конференция
        • I Городская студенческая научно-практическая конференция
      • Методические материалы РЦ
      • Публикации о деятельности РЦ
      • Благодарности, отзывы, предложения
      • Дополнительные услуги
      • Контактная информация
    • Нормативные документы
      • Нормативное регулирование
    • Образовательные учреждения
    • План работы
      • План на месяц
      • План на год
    • Отчет
    • Деятельность ресурсного центра
    • Партнеры РЦ
    • Международная деятельность
      • Сотрудничество с образовательными учреждениями
      • Проекты / Программы / События
      • Стажировки за рубежом
      • Повышение квалификации преподавателей и специалистов
      • Культурный обмен студентами и преподавателями
      • Участие в международных проектах, программах, конкурсах и молодежных фестивалях
      • Организация обучения для иностранных граждан
      • Организация приема иностранных делегаций, проведения международных конференций и деловых мероприятий
      • Благодарности, отзывы
      • English
        • About college
        • Message from the Director of the College
        • The «WorldSkills» movement
        • Resource Center
        • Welcome to Saint-Petersburg!
        • The international cooperation
        • V Regional open championship «Young professionals»
      • Контакты
    • Конкурсы
      • Интернет-конкурсы
      • Конкурс «Мастерство и достоинство»
      • Конкурсы профессионального мастерства
      • Олимпиады
        • Олимпиада — 2013
        • Олимпиада — 2014
    • Конференции
      • VI Городская студенческая научно-исследовательская конференция
      • V Городская студенческая научно-практическая конференция
      • IV Городская студенческая научно-практическая конференция
      • III Городская студенческая научно-практическая конференция
      • II Городская студенческая научно-практическая конференция
      • I Городская студенческая научно-практическая конференция
    • Методические материалы РЦ
    • Публикации о деятельности РЦ
    • Благодарности, отзывы, предложения
    • Дополнительные услуги
    • Контактная информация
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ
  • РПСВ
    • Организационно-правовые документы
    • Перечень профессий и специальностей по ФГОС СПО ТОП-50
    • Публикации
    • Повышение квалификации
    • План работы
    • Новости РПСВ
    • Видеоматериалы
    • НФПК о региональных сетях подготовки кадров
    • Отзывы
  • ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    • Локальные нормативные акты
    • Нормативное регулирование
    • Педагогическим работникам
    • Обучающимся
    • Родителям
    • Детские безопасные сайты

При использовании земельных участков не стоит забывать о том, что существует отдельная система по контролю возникающих земельно-имущественных отношений. Чтобы не ошибиться в своих действиях, лучше всего знать, что именно представляют собой подобные отношения и какие именно органы занимаются их регулированием.

Не стоит также забывать об изучении полномочии того или иного органа, так как это позволит собственнику земельного участка, в случае возникновения каких-либо проблем, в точности определить с тем, в какой именно уполномоченный орган обратиться.

Земельно-имущественные отношения – это грамотное и правильное осуществление использования разнообразных природных ресурсов. В общепринятом поле, подобные ресурсы считаются недвижимым имуществом.

Все существующие отношения прямо контролируются существующим на территории страны законодательством, предусматривающие прямое использование полагающихся ресурсов, имеющих существенный охранный статус. Кроме этого, подобные отношения занимаются контролем деятельности людей, проживающих непосредственно на данной территории.

Все подобные отношения прямо контролируются непосредственно гражданским законодательством. Именно он предусматривает возможность законодательного контроля по контролю использования и распоряжению всевозможными земельными участками, находящимися в непосредственной собственности граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что Кодекс выполняет разграничение понятий подобных отношений.

Особенности регулирования отношений

  1. Чтобы во всем государстве всегда был установленный порядок, требуется иметь существенные рычаги контроля, позволяющих грамотно распределить выполняемые действия, непосредственно связанные с существующим имущественным фондом.
  2. Данная процедура прямо характеризуется в принятой Конституции РФ, а также же практически во всех документах правового характера.
  3. На самом деле, данные отношения имеют достаточно сложную структуру, это является их основной особенностью:
    • Регулирование может проходить посредством использования сразу нескольких правовых документов.
    • При непосредственном применении каждого участка в качестве такого имущества требуется учитывать, что он также отличается повышенным приоритетом существующей охраны.
    • Земля, а также та постройка, находящаяся непосредственно на ней, являются единым объектом. Именно по данной причине, если происходит непосредственная продажа располагающегося здания, то вместе с ним обязательно должен уходить и сам участок.
  4. Все существенные отношения тщательным образом контролируются принятыми законами.

Принципы регулирования

Перед непосредственным проведением всевозможных операций с существенными территориями потребуется обратить свое пристальное внимание на изучение всех существующих нормативно-правовых дел, при непосредственной помощи которых проводится урегулирование всех предпринимаемый действий.

Существует целый перечень разнообразных принципов, на основании которых происходит регулирование подобных отношений:

  1. Экологическая безопасность находится в приоритете.
  2. Существует огромное количество многообразных форм равноправного пользования конкретными землями для всех граждан данного государства.
  3. Земля используется рационально.
  4. Существуют определенные гарантии от государства на получения полагающихся земельных участков.
  5. Территории используются на исключительно платной основе.
  6. Проходит равная ответственность за эксплуатацию каждого отдельного земельного участка.
  7. Каждый гражданин имеет полное право получить всю желаемую информацию о порядке землепользования.
  8. Обоснованность применения всех территории.

При этом также выделяется основная цель функционирования подобного комплекса, ведь каждый участок является отдельным объектом существующей коммерции.

Особенности управления

Естественно, чтобы грамотно выполнять непосредственное регулирование каких-либо вопросов, должны присутствовать определенные специалисты, которые в точности знают, как именно этим заниматься.

Для грамотного и полного контроля всех предпринимаемых действий, напрямую связанных с участками в городах и разнообразных поселениях, имеется специальное управление подобных видов отношений.

Подобная организация занимается выполнением некоторых существенных функций:

  1. Контроль существующего документооборота, утверждающий возникновение права на срочное, а также бессрочное пользование земель.
  2. Проведение разнообразных консультаций с людьми по поводу законности применения того или иного имущества.
  3. Анализ всевозможных бумаг, утверждающих схему размещения всех существующих участков на существующей подведомственной для них территории.
  4. Подготовка разнообразных проектов, далее представляемых в органы самоуправления.
  5. Формулировка каких-либо отказов на предоставление полагающегося на основании действующего законодательства участка в непосредственную собственность или в аренду.
  6. Оформление всевозможных договоров, фиксирующие непосредственную возможность прямого применения подобной территории, прямо принадлежащей подобному местному муниципалитету.

На самом деле, данный перечень – всего лишь часть определенных обязанностей, выполнением которых занимается подобный орган.

Функции Министерства земельных и имущественных отношений

Непосредственно этот орган занимается процессом управления территориями, прямо принадлежащими государству и теми многочисленными участками, отчужденными непосредственно в процессе приватизации имущества.

Чтобы качество отношений находилось на должном качестве, требуется создание целого органа, который будет заниматься непосредственно координацией всех существующих в данном направлении организаций.

В данный момент выполнением подобных целей занимается отдельно созданное Министерство земельных и имущественных отношений.

Существует целый перечень основных функций, которые выполняет подобное Министерство:

  1. Разработка новой и усовершенствование существующей нормативной базы, регулирующей подобные отношения.
  2. Контроль деятельности всех существующих подведомственных организаций.
  3. Ответственность за прямое осуществление любой государственной принятой политики, которая касается подобных отношений.
  4. Управление всеми существенными процессами, которые прямо или косвенно касаются процедуры приватизации недвижимого имущества.
  5. Осуществление какой-либо оценочной деятельности.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

    1. нормы федеральных законов;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Заявка в отдел продаж

24 ноября 2018 года

Все без исключения земельные участки на территории Российский Федерации находятся в собственности. Они могут быть собственностью частых лиц, администрации или государства, но, так или иначе, ничейной земли в нашей стране нет. При этом за каждым собственником закрепляются права и обязанности, которые отличаются в зависимости от того, кто именно является землевладельцем.
Частная собственность на землю
Вид собственности, при котором владеть и распоряжаться землей могут физические лица и коммерческие организации называется частной. Под физическими лицами подразумеваются не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а так же лица вообще не имеющие гражданства.

Важно не путать частную собственность с личной. Землей в личной собственности можно только пользоваться, а если собственность частная, то землей можно распоряжаться по своему усмотрению.

При этом во владение входит все, что расположено на участке, включая водоемы и леса, конечно, если иное не предусмотрено законом. Обязательным условием является документальное подтверждение права собственности. Если лицо не может доказать свое право, его нельзя назвать собственником.
Виды частной собственности
Частное владение землей можно разделить на три вида:

  • Собственность физических лиц или фирм. Вид владения, при котором у земельного участка только один собственник.
  • Совместное обладание. Владение, при котором земельный участок принадлежит нескольким лицам, но доли при этом не выделены.
  • Общая долевая собственность. Вид владения, при котором земля разделена на доли и имеет несколько собственников.

При этом совместно пользоваться одним участком земли могут не только частные лица, но и организации.
Как распорядиться
При распоряжении землей действует правило, разрешено все, что не запрещено. Это означает, что собственник может распоряжаться землей и использовать ее по своему желанию. Дарить, продавать, возделывать, застраивать, выделять доли, завещать, сдавать в аренду — делать все, что не противоречит законодательству. Иначе своей земли можно лишиться.
Налоги
Все собственники недвижимости в нашей стране обязаны платить налоги. Стоит ли говорить, что земля не является исключением?
Налог на землю для физических лиц равен 0,3% от кадастровой стоимости земли. Это значение почти универсально, потому что почти все участки используются для строительства жилых домов, земельного или фермерского хозяйства, если же участок используется под другие нужды, то налог будет составлять 1,5% от стоимости.

Вне зависимости от того, кто является собственником земельного участка, налоги обязаны платить все. В противном случае неуплата грозит штрафами. До 20% для физических лиц и до 40% для коммерческих организаций.

При расчете налога для фирм нужно узнать, используется ли земля аграриями. Если используется, то ставка будет пониженной 0,3%, если нет, то значение вырастет в 5 раз и составит 1,5%. Однако у фирм есть возможность вообще избежать налогообложения. Таким правом, к примеру, пользуются застройщики, которые занимаются строительством многоквартирных домов.
Муниципальная собственность на землю
Муниципальная собственность является частью государственной, но при этом ее принято выделять отдельно, потому что такими участками распоряжаются органы самоуправления.
Земли могут стать муниципальными в следующих случаях:

  • если они переданы из государственной собственности
  • в случае их специального отнесения к муниципальным
  • на основании судебных актов о разграничении участков
  • если они приобретены у различных субъектов

Каким бы образом земля не перешла к муниципалитету, она должна использоваться для нужд населения. А именно обеспечивать работой, жильем или использоваться для отдыха граждан. Несмотря на то, что земли используются для граждан, они делятся на участки открытые для общего пользования и закрытые.
Распоряжение землей
Муниципалитеты в праве распоряжаться своими участками, главное, чтобы все операции были в рамках законодательства РФ. Все деньги, вырученные за операции с муниципальными земельными участками, должны переходить в местный бюджет. Сами земли могут быть переданы в аренду или в собственность как гражданам, так и организациям. При чем последним при определенных обстоятельствах участок может достаться бесплатно.
Аренда муниципальной земли
Как известно бюджет субъектов РФ состоит из федеральных средств и местных. Одним из эффективных способов пополнения местного бюджета является сдача в аренду земельных участков. Арендовать земельный участок можно через аукцион и по упрощенной схеме в обход аукциона.

Когда местные власти хотят отдать земельный участок в аренду, организуется аукцион, информацию о котором можно получить из газет или узнать на сайте муниципалитета.

Аренда через аукцион
Для участия в аукционе необходимо найти интересующий лот, подать заявку по форме, которую установила администрация, предоставить необходимые документы и внести задаток. После этого участник аукциона должен ждать начала торгов. Торги могут состояться, если в них принимают участие минимум 2 человека, при этом проигравшим отдается уплаченный залог. Заключительным этапом будет регистрация договора аренды с победителем аукциона.
Аренда без аукциона
Избежать процедуры аукциона можно, если земля арендуется для ведения крестьянского хозяйства. Здесь есть свои трудности, потому что претенденту необходимо найти несформированный участок и самостоятельно подготовить его схему. После чего необходимо подать два заявления в администрацию, поставить участок на кадастровый учет и только после этого написать заявление на его аренду.

Если физическое лицо никогда не участвовало в приватизации, то у него есть возможность приватизировать полученный у государства земельный участок и стать его собственником. Своим правом могут воспользоваться граждане, которые получили в аренду участки до 1 ноября 2001 года.

Так же не участвовать в аукционах могут льготные категории граждан. Главный минус такой земли в том, что ее нельзя выбрать. Земельный участок предоставляется в результате розыгрыша или жеребьевки. Никто заранее не знает, будет ли этот участок вообще пригоден для использования.
Государственная собственность на землю
Все земли, которые не относятся к частной и муниципальной собственности, считаются государственными. Из-за своей площади эти земли очень значимы как экологически так и экономически. Почти все производственные, промышленные и природоохранные предприятия расположены на государственной земле. Но несмотря на всю значимость эти земли можно арендовать, купить и даже бесплатно получить в собственность путем приватизации или после получения участков под ИЖС.
Виды государственной собственности
Государственные земельные участки могут быть в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Различаются эти виды органами управления. Так земельными участками в собственности субъектов управляют уполномоченные на это органы управления самих субъектов. К примеру, участками Пермского края, которые не принадлежат муниципалитетам и частным лицам, будут распоряжаться органы управления Перми. А всей федеральной землей распоряжаются в Москве. При этом деньги, вырученные с земель субъектов, пополняют бюджет этого субъекта, а средства, полученные с федеральных земель, идут в федеральный бюджет.

Классификация видов собственности на земельный участок

При общественной собственности имущество имеет ценность для всего общества и оно может принадлежать государству или общественным организациям (партиям, церкви и пр.). При частной собственности важнейших спектр прав (владения/распоряжения/пользования) принадлежит частному лицу или компании.

В юридическом смысле разделяют формы собственности с позиции объекта: общую собственность и единоличную. Так, согласно Гражданскому кодексу различается в общей собственности (имущество принадлежит двум или нескольким лицам) долевую и совместную. В первом случае в праве собственности выделяются доли каждого владельца, во втором — они не определяются.

Единоличная или собственность одного субъекта бывает государственной, муниципальной и частной.

Нормы Конституции и законодательство РФ

С позиции основного российского закона различают:

  • частную;
  • государственную;
  • муниципальную;
  • и прочие виды собственности.

Указанное разделение видов собственности с позиции субъекта приводится в Конституции (ст.8) и Гражданском кодексе (ст.212).

При частной собственности в качестве субъекта выступает физическое лицо или группа лиц, которая обычно оформлена в юридическое лицо. Субъектом муниципальной собственности является городское или сельское поселение.

Ее следует отличать от госсобственности, которая является федеральной или находится на уровне субъектов РФ.

Формы собственности в отношении земельных участков

В советское время вся земля и недвижимость принадлежала государству и вопросы разделения форм собственности не стояли.

Нынешняя редакция Конституции наделила россиян возможностью оформления частной собственности на участки.

Частная земля может принадлежат как гражданину, так и группе лиц, имеющих статус юрлица, товарищества или НКО. Но также определенная часть земель по 9 ст.Конституции сохранилась во владении государства и муниципалитетов (местных властей). Допускается и смешанный вариант.

Вопросам форм собственности на участки посвящена 3 Глава Земельного кодекса. Права частной и публичной собственности на землю содержатся в 17 ст. Гражданского кодекса.

В зависимости от формы собственности в отношении оборота участков действуют разные правила. Узнать какая форма собственности действует в отношении конкретного ЗУ сегодня может каждый желающий. Такая информация доступна на публичной кадастровой карте от Росреестра. Для получения необходимой информации нужно знать кадастровый номер или точный адрес участка.

Частная собственность

Любые участки на российской территории можно оформить в частную собственность. Исключения составляют те, которые изъяты из оборота (например, территории заповедных зон) или ограничены в обороте (земли из лесного фонда).

Приобрести землю в частную собственность можно несколькими способами:

  1. В результате ее приватизации: перехода из государственной/муниципальной в частную собственность. Данная процедура позволяет узаконить свои права на участок лицам, которые получили его безвозмездно в пользование еще в советское время, когда частной собственности не существовало. В частности, приватизировать землю и стать ее полноправным владельцем бесплатно можно сегодня в рамках программ дачной и лесной амнистии.
  2. В результате дарения или наследования участков. Земля входит в перечень имущества, которое можно включать в завещание или передавать по наследству в законном порядке. Также она может стать предметом дарения (сделки по отчуждению прав собственности в безвозмездном порядке).
  3. По сделке купли-продажи. Приобрести землю в собственность можно как у другого частного лица, так и у государства, выкупив ее из аренды или путем участия в торгах.
  4. В рамках сделок по обмену или других гражданско-правовых процедур.

Частное право собственности в России должно быть должным образом зарегистрировано. Для этого уполномоченной организацией ведется единый реестр недвижимости, в который вносятся кадастровые данные об участке и сведения о правообладателях.

Оформить права собственности можно через Росреестр, куда нужно принести правоустанавливающий документ (договор дарения, свидетельство о наследстве, договор купли-продажи и пр.) и написать заявление на вступление в права собственности. Без должного юридического закрепления прав собственности владелец утрачивает право эксплуатации участка.

Земля может быть приобретена в собственность частным лицом за свои деньги или с использованием заемных средств. Сегодня нередко практикуется бесплатное выделение земель государством в рамках целевых программ поддержки различных социальных слоев или развития территорий.

Это, в частности, проект по развитию Дальнего Востока, безвозмездное выделение земель многодетным семьям, участникам боевых действий, малоимущим и пр.

Земельные участки могут выступать объектом залога по ипотечным кредитам или прочим займам с обеспечением, а также в качестве взноса в уставной капитал юрлица.

Помимо участка земли частному лицу могут принадлежать постройки на нем, деревья, водоемы и растительность.

Кому может принадлежать?

Помимо юрлиц право собственности может принадлежать садоводческим товариществам, дачным кооперативам, фермерским хозяйствам – т.е. объединениям граждан, созданным для решения конкретных задач: содействия в ведении дачного хозяйства, ЛПХ и пр.

Право частной собственности физлиц и юрлиц в отношении участков обговаривается в статье 15 Земельного кодекса. Здесь также приводится весь спектр прав собственника, к которым относится не только владение, но и свободное распоряжение участком. В частности, его право отчуждать землю по своему усмотрению. Так, только владелец земли может продавать, дарить, обменивать, завещать участки. Арендаторы подобных прав лишены.

Собственник вправе отчуждать участки только совместно с принадлежащими ему зданиями и постройками. Такое требование прописано в Земельном кодексе. Также допускается продажа не всего участка, а долей в собственности.

Для того чтобы владелец мог беспрепятственно распоряжаться земельным участком земля не должна быть изъята или ограничена в обороте.

Так, могут возникнуть ситуации, когда принадлежащая частному лицу земля потребуется для государственных нужд (строительства автотрассы федерального значения, олимпийских объектов и пр.).

В этом случае собственник лишен права на продажу участка, но он вправе рассчитывать на денежную компенсацию от государства за изъятую землю.

Земельные участки могут быть ограничены в обороте из-за наложенного на них ареста в рамках исполнительного производства. Причиной ареста могут быть долги собственника по налогам или иным обязательным платежам, а также процедура банкротства.

Также в качестве обременения участка может быть залог по ипотечному кредиту. Тогда право на его продажу предварительно нужно получить у банка.

Отличие в эксплуатации участка юридическим лицом от физического состоит в том, что только оформленная по нормам закона компания или индивидуальный предприниматель могут получать прибыль от пользования землей. Например, строить там коммерческую недвижимость или выращивать урожай для его дальнейшей продажи.

Тогда как физлицо вправе пользоваться землей для личных целей. Например, для выращивания урожая для семейных целей. С другой стороны, законом не запрещено физлицам извлекать прибыль из ренты, сдавая участок в аренду.

Определенные ограничения содержит Земельный кодекс в части передачи участков в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и компаний с иностранным участием.

Обязанности собственника

Помимо прав собственность на земельный участок накладывает на владельца целый ряд обязанностей. Так, например, он должен использовать его только по своему целевому применению (под индивидуальное строительство, овощеводство, дачное или личное подсобное хозяйство); соблюдать границы участка; способствовать поддержанию плодородного слоя в отношении сельскохозяйственных земель; своевременно приступить к эксплуатации участка.

Если собственник использует участок нецелевым образом, загрязняет окружающую среду, нарушает границы, либо просто не пользуется участком, то он может быть привлечен к административной ответственности со стороны контролирующих инстанций.

Иногда может стоять вопрос о лишении его права собственности.

Земля, которая находится в частной собственности, накладывает на ее владельца обязательства по уплате земельного налога. Он рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка, а налоговые ставки по налогу определяются на уровне МО.

20. Формы и виды права собственности на землю в рф

  • •Вопросы для подготовки к экзамену по земельному праву (2016 г.)
  • •1. Предмет и метод земельного права
  • •2. Земельное право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина
  • •3. Система земельного права
  • •4. Соотношение земельного права с водным, горным, лесным правом
  • •5. Гражданско-правовое регулирование земельных отношений
  • •6. Понятие земельных правовых отношений (земельных правоотношений)
  • •7. Особенности земельных правоотношений
  • •8. Классификация земельных правоотношений
  • •9. Участники (субъекты) и объекты земельных правоотношений
  • •10. Понятие и признаки земельного участка
  • •11. Правовая классификация земель
  • •12. Содержание земельных правоотношений
  • •2. Земельно-экономические права граждан.
  • •13. Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений
  • •14. Основные принципы земельного права
  • •15. Понятие источников земельного права
  • •16. Классификация источников земельного права
  • •17. Общая характеристика источников земельного права
  • •2. Федеральные законы.
  • •3. Законы субъектов рф
  • •4. Указы Президента
  • •5. Постановления Правительства рф
  • •6. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
  • •7. Локальные акты
  • •8. Нормативные договоры
  • •9. Международные договоры как источники земельного права
  • •10. Иные виды источников земельного права (стандарты, госТы)
  • •11. Место и роль правового обычая, судебной и правоприменительной практики, правовой доктрины как источников земельного права
  • •12. Акты органов местного самоуправления
  • •18. Понятие права собственности на землю в Российской Федерации
  • •19. Конституционные основы права собственности на землю в рф
  • •20. Формы и виды права собственности на землю в рф
  • •21. Субъекты и объекты права собственности на землю
  • •22. Содержание права собственности на землю
  • •23. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю
  • •24. Ограничения права собственности на землю
  • •25. Понятие управления в сфере использования и охраны земель
  • •1. Общее управление.
  • •2. Специальное управление.
  • •3. Ведомственное управление.
  • •4. Внутрихозяйственное (производственное) управление.
  • •5. Общественное управление.
  • •26. Принципы управления в сфере использования и охраны земель
  • •27. Система органов управления в сфере использования и охраны земель различных категорий
  • •28. Функции органов управления в сфере использования и охраны земель и их компетенция
  • •1. Министерство природных ресурсов и экологии рф.
  • •2. Министерство здравоохранения рф.
  • •3. Министерство экономического развития рф.
  • •29. Мониторинг земель
  • •30. Понятие государственного кадастрового учета земель
  • •31. Понятие, цели и содержание государственного кадастра недвижимости
  • •32. Органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости
  • •33. Правовое регулирование отношений по ведению государственного кадастра недвижимости
  • •34. Правовое значение государственного кадастра недвижимости
  • •35. Понятие, виды и содержание землеустройства
  • •36. Правовое регулирование землеустройства
  • •37. Межевание в сфере землеустройства
  • •38. Распределение и перераспределение земель как функция государства
  • •39. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую
  • •40. Порядок перевода земель лесного фонда в другие категории
  • •41. Изъятие (выкуп) земель для государственных или муниципальных нужд
  • •42. Правовые последствия изъятия земель для государственных или муниципальных нужд
  • •43. Возмещение убытков землепользователям при изъятии земель
  • •44. Понятие контроля (надзора) в сфере использования и охраны земель (земельный контроль) и его виды
  • •1. Государственный земельный надзор.
  • •2. Муниципальный земельный контроль.
  • •3. Общественный земельный контроль.
  • •45. Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция
  • •1. Государственные органы, на которые возложены функции государственного земельного надзора:
  • •2. Органы муниципального земельного контроля.
  • •46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)
  • •48. Административное обследование объектов земельных отношений
  • •49. Порядок нормирования земельных участков в сфере использования и охраны земель
  • •50. Правовое регулирование консервации земель
  • •51. Понятие мелиорации земель. Виды (типы) мелиорации земель
  • •52. Понятие и правовое регулирование рекультивации земель
  • •53. Правовая охрана земель
  • •54. Порядок разрешения земельных споров
  • •55. Понятие и виды ответственности за нарушения земельного законодательства
  • •1. Административная ответственность.
  • •2. Уголовная ответственность.
  • •3. Дисциплинарная ответственность
  • •4. Гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда)
  • •5. Земельно-правовая ответственность
  • •56. Формы (титулы) права землепользования. Вещные и обязательственные права на землю по действующему законодательству и их классификация
  • •57. Право пожизненного наследуемого владения землей
  • •58. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
  • •59. Безвозмездное пользование земельными участками
  • •60. Аренда земельных участков
  • •61. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
  • •62. Особенности определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • •63. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • •64. Разрешительный порядок пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности без предоставления и установления сервитута
  • •65. Купля-продажа и другие сделки с землей по гражданскому и земельному законодательству
  • •1. Купля — продажа. Регулируется гк рф и ст. 37 зк рф.
  • •2. Мена. Регулируется гк рф и ст. 37 зк рф.
  • •3. Ипотека (залог недвижимости). Регулируется гк рф и фз «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  • •4. Наследование. Регулируется гк рф и зк рф.
  • •5. Дарение. Регулируется гк рф.
  • •6. Рента. Регулируется гк рф.
  • •66. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
  • •67. Безвозмездная передача земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта рф или в муниципальную собственность
  • •68. Обмен государственного или муниципального земельного участка на частный земельный участок
  • •69. Права и обязанности лиц, не являющихся собственниками земли
  • •70. Основания возникновения права на пользование земельными участками
  • •75. Государственные органы, осуществляющие регистрацию прав на землю
  • •76. Правовое регулирование государственной регистрации прав на землю
  • •77. Защита прав на землю
  • •1. Признание права на земельный участок
  • •2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
  • •3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
  • •78. Признание права на земельный участок
  • •79. Плата за землю
  • •2. Плата за использование земли (это земельный налог и арендная плата).
  • •3. Плата за сервитут
  • •80. Стоимость (оценка) земли
  • •1. Кадастровая цена земли
  • •2. Рыночная стоимость земельного участка
  • •3. Нормативная цена земли
  • •81. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
  • •6. Фз «о кфх»; фз «о лпх»; фз «о мелиорации»; фз «о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
  • •82. Понятие земель сельскохозяйственного назначения, их классификация и виды (цели) разрешенного использования
  • •83. Субъекты права пользования землями сельскохозяйственного назначения
  • •84. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
  • •IV. Наследование.
  • •85. Нормирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • •86. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения
  • •6. Фз «о кфх»; фз «о лпх»; фз «о мелиорации»; фз «о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
  • •87. Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и его правовое значение
  • •88. Право землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства
  • •89. Правовой режим земель населенных пунктов
  • •1. В состав жилых зон могут включаться:
  • •2. В состав общественно-деловых зон включаются:
  • •3. В состав производственных зон включаются:
  • •4. В состав зон сельскохозяйственного использования включаются:
  • •90. Правовая классификация земель населенных пунктов
  • •1. В состав жилых зон могут включаться:
  • •2. В состав общественно-деловых зон включаются:
  • •3. В состав производственных зон включаются:
  • •4. В состав зон сельскохозяйственного использования включаются:
  • •91. Зонирование территорий
  • •92. Генеральные планы
  • •93. Градостроительный регламент
  • •94. Органы управления землями населенных пунктов
  • •95. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель населенных пунктов
  • •96. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения
  • •2. Правовой режим земель энергетики.
  • •3. Правовой режим земель транспорта
  • •4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности
  • •5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности
  • •97. Правовая классификация земель промышленности и иного специального назначения
  • •99. Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения
  • •2. Правовой режим земель энергетики.
  • •3. Правовой режим земель транспорта
  • •4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности
  • •5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности
  • •100. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •101. Правовая классификация земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •102. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •103. Общая характеристика и особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •104. Правовой режим земель водного фонда
  • •105. Правовая классификация водных объектов и земель водного фонда
  • •106. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель водного фонда
  • •107. Общая характеристика и особенности правового режима земель водного фонда
  • •108. Правовой режим земель лесного фонда
  • •109. Классификация лесов и земель лесного фонда
  • •110. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель лесного фонда
  • •111. Общая характеристика и особенности правового режима земель лесного фонда
  • •112. Правовой режим земель запаса
  • •113. Резервирование земель по действующему законодательству
  • •114. Право граждан на земельную долю (пай) и ее использование
  • •115. Упрощенный порядок оформления прав граждан на землю
  • •116. Образование земельных участков
  • •117. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
  • •118. Условия и порядок отказа от земельного участка

Основные формы собственности на землю

В Российской Федерации выделяют следующие виды собственности в отношении участков земли:

  • государственная – федеральная собственность и земли, которыми владеют субъекты федерации;
  • муниципальная – земля считается собственностью муниципальных образований. Ею могут распоряжаться органы местной власти, земля находится в пределах населенного пункта.
    Она предназначена для обеспечения социально-культурных и бытовых потребностей населения конкретного поселения, ее необходимо использовать строго по прямому назначению;
  • частная – владельцами считаются отдельные граждане и коллективные объединения. Земля может перейти к ним в распоряжение на различных условиях.
    При этом физические лица и организации могут не только владеть и пользоваться ею, но и распоряжаться по своему усмотрению. На них также накладываются определенные обязанности;
  • смешанная — сочетает в себе характерные черты нескольких форм собственности.

В настоящее время наиболее распространенными формами собственности считают государственную и частную.

На основании формы владения участком земли устанавливаются определенные требования законодательства.

Характеристика частной собственности

Частные владения подразумевают принадлежность земли отдельному лицу, нескольким гражданам, которых объединяет статус юридического лица, а также товариществу.

Любые земли можно перевести в личную собственность. Исключением станут те, которые официально исключены из оборота или ограничены.

К таким территориям относятся заповедные зоны, участки из лесного фонда страны.

Кроме непосредственно земельного участка гражданину принадлежат строения, деревья и иные насаждения на территории земельного надела.

К собственности могут относиться небольшие закрытые водоемы, расположенные на участке.

Отличительной чертой частной собственности считают ее целевое назначение. Цели могут быть следующими:

  • садоводство;
  • ведение личного хозяйства;
  • постройка дома и прочих подсобных помещений;
  • строительство дачи или гаража.

Стать полноправным собственником земли можно при выполнении следующих условий:

  • при получении участка в дар или наследовании. Земля относится к списку недвижимого имущества, которое разрешено передавать по дарственной или на основании завещания;
  • по приватизации, под которой подразумевают переход участка из государственной или муниципальной собственности в частную.
    Граждане могут официально зафиксировать свои права на земельный надел, который был получен ими бесплатно во времена СССР, когда частных владений не было.
    Программы дачной и лесной амнистии делают процедуру приватизации доступной для большинства граждан;
  • при оформлении сделки купли-продажи. Купить участок можно не только у других граждан, но и у государства, приняв участие в торгах;
  • если были проведены сделки обмена или иные правовые процессы в отношении недвижимости.

Статус собственника потребуется зарегистрировать в соответствии с нормами закона. Сведения об участке и его владельце заносятся в единый реестр недвижимости.

На основании ст. 209 ГК РФ право на частную собственность подразумевает:

  1. владение – возможность обладания недвижимым имуществом согласно требованиям закона;
  2. пользование – право на эксплуатацию земли для получения какой-либо прибыли и продуктов потребления. Это право распространяется на объекты, являющиеся фактической собственностью владельца;
  3. распоряжение — возможность отчуждения, передачи по наследству или по договору аренды и прочие варианты перехода имущества иному лицу.

Владелец вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Он может продать или безвозмездно отдать участок или его конкретную часть. Право распоряжения распространяется и на строения, находящиеся на территории земельного надела.

Граждане могут отказаться от владения участком на добровольной основе или объединиться с другими владельцами для создания общей собственности.

Государство вправе ограничить правомочия собственника. Участок могут изъять для государственных или муниципальных нужд, возместив при этом его стоимость согласно государственной оценке.

Если владелец совершает какие-либо правонарушения, то его могут лишить права собственности на землю на основании судебного решения. Денежная компенсация при этом не выплачивается.

Право на землю наступает по факту его регистрации и внесения участка в реестр недвижимости.

У владельца существуют такие обязанности:

  • подача налоговой декларации в установленные законом сроки;
  • уплата земельного налога вовремя;
  • следование всем законам в отношении земель;
  • использование земли исключительно по ее назначению;
  • проведение всех мероприятий, способных обеспечить сохранность земельного надела.

Существует 2 типа частных земельных владений:

  1. индивидуальный – для физических и юридических лиц;
  2. общий — подразделяется на долевой и совместный.

Общей земля может стать на основании определенных законодательных актов или по договору при соединении отдельных земельных участков по взаимному решению их владельцев.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам по телефонам, указанным наверху страницы, или через онлайн-форму.

Особенности государственной собственности

В ст. 125 ГК РФ зафиксировано, что вся земля, не входящая в категории частных и муниципальных владений, считается государственной. При этом владение возможно на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Права государства распространяются:

  • на земли, выделенные под научно-исследовательские работы;
  • на заповедные и парковые зоны;
  • на участки, которые обеспечивают безопасность страны;
  • на участки, выделенные для эксплуатации космических систем для ядерной энергетики;
  • на иные земли, зафиксированные в Конституции РФ.

Такие земли государство вправе передать муниципалитетам или частным лицам на основании договора аренды для строительства или возделывания растительных культур. В правомочия государства входит возможность скупать частные земли, выставленные на продажу.

Понравилась статья? Вы можете поделиться ей в соцсетях:

Телефоны бесплатной горячей линии Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность. МСК: +7 (499) 399-34-61 СПб: +7 (812) 565-34-16 Можете задать свой вопрос на сайте онлайн: СПРОСИТЬ ЮРИСТА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *