Законодательная база Российской Федерации

не вступил в силу Редакция от 29.12.2012 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ ФТС РФ от 29.12.2012 N 2688 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ НА СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ (ИНЫЕ МЕСТА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ), ПОМЕЩЕНИЯ (ВЫДАЧИ) ТОВАРОВ НА СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ (СО СКЛАДА) И ИНЫЕ МЕСТА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ О ТОВАРАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВРЕМЕННОМ ХРАНЕНИИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА НА ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ В ИНЫХ МЕСТАХ»
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган фтс рф
Номер документа 2688
Дата принятия 03.08.2013
Дата редакции 29.12.2012
Номер регистрации в Минюсте 28894
Дата регистрации в Минюсте 25.06.2013
Статус не вступил в силу
Публикация
  • «Российская газета», N 142, 03.07.2013
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ ФТС РФ от 29.12.2012 N 2688 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ НА СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ (ИНЫЕ МЕСТА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ), ПОМЕЩЕНИЯ (ВЫДАЧИ) ТОВАРОВ НА СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ (СО СКЛАДА) И ИНЫЕ МЕСТА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ О ТОВАРАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВРЕМЕННОМ ХРАНЕНИИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА НА ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ В ИНЫХ МЕСТАХ»

Приложение 5. Форма ДО-1. ОТЧЕТ О ПРИНЯТИИ ТОВАРОВ НА ХРАНЕНИЕ

СВХ ____________________
Свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ от __________ N ______ (при хранении товаров в ином месте временного хранения товаров указывается номер разрешения таможни)
Форма ДО-1
Отчет N __________ от ______________
о принятии товаров на хранение <1>
Перевозчик <2> _________________________________________________ Код вида транспорта <3> __________________________
Вид, дата и номер транспортного документа <4>
(если для указания сведений недостаточно места, допускается указывать их на оборотной стороне основного листа отчета и делать запись: «см. на обороте»)
Приняты на хранение следующие товары <5> (табл.):
N п/п Дата и время помещения на склад Наименование товара <6> Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ТС <7> Складской номер товара Количество грузовых мест <8> Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м) (либо в доп. единицах измерения) <9> Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах <10> Буквенный код валюты <10> Дата истечения срока временного хранения Примечание <11>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Указанные товары принял
(дата) (подпись, инициалы, фамилия и должность уполномоченного работника склада)
печать склада для таможенных целей
СВХ ____________________
Свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ от __________ N ______ (при хранении товаров в ином месте временного хранения товаров указывается номер разрешения таможни)
Форма ДО-1
Добавочный лист N _________ к отчету N ______ от __________
о принятии товаров на хранение
N п/п Дата и время помещения на склад Наименование товара Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ТС Складской номер товара Количество грузовых мест Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м) (либо в доп. единицах измерения) Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах Буквенный код валюты Дата истечения срока временного хранения Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Указанные товары принял
(дата) (подпись, инициалы, фамилия и должность уполномоченного работника склада)
печать склада для таможенных целей

<1> Владельцы СВХ и лица, осуществляющие временное хранение в иных местах, формируют отчетность по форме ДО-1 на основании сведений, полученных ими при приеме товаров на хранение (пересчете грузовых мест, взвешивании и других действиях), и (или) копии документов, полученных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

<2> При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 4 пункта 34 настоящего Порядка, указывается наименование организации перевозчика и регистрационный номер автотранспортного средства в случае перевозки автотранспортным средством, воздушного судна (номер рейса) в случае авиаперевозки, наименование морского (речного) судна — в случае перевозки морским (речным) видом транспорта, номер железнодорожного вагона — в случае перевозки железнодорожным видом транспорта.

<3> При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 4 пункта 34 настоящего Порядка, указывается код вида транспорта в соответствии классификатором видов транспорта и транспортировки товаров (приложение N 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» (в редакции решений Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 441, от 07.04.2011 N 719, от 16.08.2011 N 906, от 18.11.2011 N 858, решения Совета Евразийской экономической комиссии от 19.03.2012 N 9, решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 125, от 23.08.2012 N 135).

<4> При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 4 пункта 34 настоящего Порядка, указывается наименование, дата и номер транзитной декларации (документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, принимаемые таможенными органами в качестве транзитной декларации). В случае размещения на временное хранение МПО (в зависимости от вида отправления) на различных участках обработки допускается представление отчетности ДО-1 по участкам обработки при обязательном дополнительном указании в поле сведений о документах, формы которых установлены актами Всемирного почтового союза, сопровождающих эти МПО при их перевозке.

<5> Указываются сведения о товарах, прибывших на одном транспортном средстве в адрес одного или нескольких получателей по одному транспортному (перевозочному) документу (на нескольких транспортных средствах, образующих единый состав, независимо от количества грузовых накладных при условии, если весь состав следует в адрес одного получателя). Лица, осуществляющие временное хранение в местах, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 34 настоящего Порядка, имеют право указать сведения о товарах, прибывших на одном транспортном средстве (воздушном, морском или речном судне) в адрес нескольких получателей или по нескольким транспортным (перевозочным) документам.

<6> Лица, осуществляющие временное хранение в местах, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 34 настоящего Порядка, указывают соответственно номера международных почтовых отправлений (номера емкостей, в случае их помещения на временное хранение) либо «невостребованный багаж»; при международной перевозке воздушным транспортом указывается вид товаров.

<7> Владельцы СВХ, расположенных в аэропортах, морских (речных) портах, а также лица, осуществляющие временное хранение в местах, указанных в подпунктах 4, 5, 6, 7, 8 пункта 34 настоящего Порядка, графу 4 не заполняют.

<8> При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 6 пункта 34 настоящего Порядка, может указываться количество контейнеров. При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 4 пункта 34 Порядка, указывается постоянно 1 (одно) грузовое место.

<9> При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 4 пункта 34 настоящего Порядка, указывается номер емкости, в которой находилось МПО (номер содержит 29 символов, из которых символы с 17 по 20 являются номером депеши, либо 16 символов, из которых первые 6 символов — номер почтового индекса объекта почтовой связи, составившего емкость.

<10> Графы 8 и 9 заполняются, если сведения о стоимости представляются при помещении товаров на временное хранение. В графе «буквенный код валюты» указывается буквенный код валюты, указанной в транспортных или коммерческих документах, в соответствии с Классификатором валют (приложение N 23 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378). При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 4 пункта 34 настоящего Порядка, графы не заполняются.

<11> Владельцы СВХ и лица, осуществляющие временное хранение в иных местах, указывают сведения о коммерческом акте или акте общей формы, если он составлялся, сведения, предусмотренные Порядком, а также иные сведения, относящиеся к хранимым товарам. При осуществлении временного хранения в месте, указанном в подпункте 4 пункта 34 настоящего Порядка, графа заполняется в случае выявления при принятии на временное хранение несоответствия веса сведениям, указанным в документах, сопровождающих МПО (емкость с МПО). В этом случае указывается вес МПО (емкости с МПО) по документам в кг (в случае утраты документов ставится прочерк), номер и дата соответствующего акта, фиксирующего факт выявленного несоответствия, составленного работником места международного почтового обмена.

Приложение N 6
к Порядку

Предоставление отчетов ДО1 и ДО2 владельцем склада временного хранения СВХ



На склад временного хранения организации в зону деятельности таможенного органа согласно товаросопроводительным документам поступил товар, который принят на временное хранение по документу отчетности ДО1. В тот же день товар выпущен для внутреннего потребления по ГТД. При выдаче товара со склада временного хранения организацией составлен документ отчета ДО2. Существует ли в данном случае у организации — владельца СВХ обязанность по представлению отчетов по формам ДО1 и ДО2, если выпуск товара был осуществлен таможенным органом в течение 24 часов с момента поступления?

Согласно ст. 16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 364 Таможенного кодекса РФ таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения СВХ, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (ст. 68), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Исходя из п. 15 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958 (далее — Правила), если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прикладываются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ.

В соответствии с п. 1 ст. 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам (гл. 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

На основании п. 1 ст. 92 ТК РФ таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Исходя из п. 4 Правил таможенная процедура временного хранения не применяется в месте доставки товаров, расположенном в месте нахождения таможенного органа, если в течение времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита:

— осуществлен выпуск данных товаров;

— разрешен новый внутренний таможенный транзит.

Следовательно, если выпуск товара был осуществлен таможенным органом в течение 24 часов с момента поступления, товар не подлежит процедуре временного хранения на СВХ.

К подобным выводам пришли суды. В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008 N А41-11179/08 было отмечено, что выпуск товара осуществлен таможенным органом в течение 24 часов с момента поступления и согласно Правилам не подлежал процедуре временного хранения на СВХ. Следовательно, у организации отсутствовала обязанность представлять отчеты по формам ДО1 и ДО2. Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Уральского округа от 26.10.2004 N Ф09-4444/04-АК, ФАС Московского округа от 10.12.2008 N КА-А41/11217-08.

Таким образом, если выпуск товара был осуществлен таможенным органом в течение 24 часов с момента поступления, организация — владелец СВХ не обязана представлять отчеты по формам ДО1 и ДО2.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 4 августа 2009 г. N Ф03-3646/2009 указал, что нормами таможенного законодательства точная регламентация порядка заполнения формы отчетности ДО1 при принятии товаров на склад временного хранения (СВХ) не предусмотрена.

ФАС отметил, что владелец СВХ обязан представлять в подразделение таможенного органа при помещении товаров на СВХ отчетность по форме ДО1 — отчетность, формируемую при принятии товаров на хранение на СВХ.

Владелец СВХ имеет право получить, а подразделение таможенного органа обязано выдать копии документов, представленных перевозчиком данному подразделению таможенного органа для завершения внутреннего таможенного транзита.

Передачу документов подразделение таможенного органа осуществляет незамедлительно после устного обращения владельца СВХ, а также представления договора хранения между владельцем СВХ и лицом, помещающим товары на СВХ.

Исходя из буквального содержания вышеприведенных норм, сведениями, на основании которых составляется форма отчетности ДО1, формируемая при принятии товаров на СВХ, является информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, представленных перевозчиком.

Словарь таможенных терминов

Акциз — один из видов косвенного налога на товары или услуги, включаемого в цену или тариф. Налоговой базой для исчисления акциза является стоимость товаров с учётом НДС. Налог федеральный. Регулируется главой 22 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 183 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают.

Альбом форматов — альбом электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между: — таможенными органами и предприятиями, осуществляющими деятельность в области таможенного дела (внешний альбом) при представлении таможенным органам сведений в электронной форме; — структурными подразделениями таможенных органов (внутренний альбом) в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров при представлении сведений в электронной форме.

АСМАП — Ассоциация международных автомобильных перевозчиков — организация, объединяющая российские предприятия и организации, которые осуществляют международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
АСМАП является членом Международного Союза автомобильного транспорта (МСАТ), Международной Федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Ассоциации экспедиторов России (АЭР), Международной торговой палаты (МТП), Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
АЕБ — Ассоциации Европейского Бизнеса была основана в 1995 году. Эта некоммерческая организация объединяет более 630 компаний из стран Евросоюза и России. Среди членов ассоциации — крупные многонациональные корпорации, средние и малые предприятия. Всех их объединяет стремление установить надежные связи между ЕС и РФ, а также способствовать улучшению делового климата в России.

Валютный контроль — составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

  • контроль перемещения через таможенную границу валютных ценностей;
  • контроль валютных операций;
  • контроль выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.
  • контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) национальной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей;
  • контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;
  • составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;
  • контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Валютный контроль осуществляется в соответствии с российским законодательством и Таможенным кодексом РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, а также таможенными органами РФ во главе с ФТС России в пределах их компетенции.

ВЭД — Внешнеэкономическая деятельность — сфера экономической деятельности государства, фирм и предприятий связанная с торговлей на международных рынках, импортом и экспортом товаров, а также иностранными инвестициями и кредитами, а также осуществлением проектов совместных с другими странами.

ГТК РФ — Государственный таможенный комитет Российской Федерации — орган федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ до 9 марта 2004 года. ГТК РФ был преобразован в Федеральную таможенную службу России (ФТС России) Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314.

Декларирование (в таможенном деле) — заявление декларантом по установленной форме (письменной, устной, путём электронной передачи данных или иной) таможенному органу данной страны точных сведений о товарах и транспортных средствах, или перемещаемых через её таможенную границу, или таможенный режим которых изменяется, или в других случаях, определяемых актами национального законодательства, об их таможенном режиме и др. сведений, необходимых для таможенных целей. В Российской Федерации товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится их таможенное оформление. Транспортные средства, за исключением морских, речных и воздушных судов, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами; морские, речные и воздушные суда — в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию РФ либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ, порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, — при пересечении таможенной границы РФ. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ФТС РФ.
Декларирование товаров — представление в таможенные органы товаров и сопровождающих их документов, заполненных в соответствии с правилами перемещения грузов через границу.

ДО-1, ДО-2 — Документы отчёта. Отчёт ДО-1 — отчёт о принятии товара на склад временного хранения (СВХ). Отчёт ДО-2 — отчёт о выдаче товара с СВХ. Регламентируется Приказом ФТС РФ от 06.04.2011 № 715 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в Таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения), помещения (выдачи) на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранени, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. № 20845).

ЕАИС ТО — Единая автоматизированная информационная система таможенных органов

ИДК — инспекционно-досмотровые комплексы. ИДК позволяют без вскрытия и разгрузки за минимальное время получить рентгеновское изображение, необходимое для идентификации товаров.

Карнет АТА — международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять беспошлинное, упрощённое и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.

Какие преимущества дает Карнета АТА?

Использование Карнета АТА предoставляет следующие преимущества:

  • Ускоренное и более дешевое таможенное оформление временно ввозимых товаров, которое сводится к тому, что сотрудник таможни (бесплатно в обычное рабочее время) делает специальные отметки на корешке соответствующего листа карнета, отрывая и оставляя себе остальную часть этого листа . Другие таможенные документы, предусмотренные в этом случае национальным законодательством соответствующей страны, не оформляются;
  • Отсутствие необходимости при временном ввозе товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять различные залоги, депозиты, банковские гарантии и т.п., поскольку сам карнет является такой международной финансовой гарантией;
  • Срок действия карнета АТА составляет 1 год;
  • Возможность, при соответствующем оформлении карнета АТА, посещать в течение одного года не одну, а несколько стран.

Книжка МДП (TIR) — документ международного образца, функцией которого является облегчение международных грузоперевозок дорожным транспортом, через территории транзитных государств. Выдаётся уполномоченной организацией, стран участников Конвенции МДП, на каждое отдельное транспортное средство, на определённый период времени. Книжка МДП даёт возможность, при соблюдении всех правил и норм конвенции, транспортному средству перемещаться от таможни места отправления до таможни места назначения без уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов, в промежуточных таможнях, и как правило — без досмотра.
Для выполнения международной перевозки грузов с применением книжки МДП необходимо заполнить бланки книжки, которая оформляется на каждую перевозку. Заполнение книжки МДП является обязанностью перевозчика, который обычно для этого пользуется услугами грузоотправителя или фирмы-агента. Каждая книжка МДП состоит из двух страниц обложки, жёлтого отрывного листа и корешка, набора белых и зелёных отрывных листов и корешков, содержащих описание груза и таможенных наложений, и протокола о происшествии, который заполняется в случае повреждения в пути пломб или груза.
Выпускаемые в настоящее время книжки МДП содержат 14 или 20 отрывных листов, в зависимости от количества стран, пересекаемых при перевозке. На каждую перевозку одним транспортным средством выдаётся одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки при условии оформления её таможней страны отправления в сроки, установленные гарантийным объединением. В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных наложений и внешнее состояние транспортного средства, изымают отрывные листы книжки МДП и оформляют соответствующие корешки, которые остаются в книжке. Однако любой таможенный орган сохраняет за собой право проведения контроля перевозимых грузов.

Конвенция МДП — Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП — международное соглашение, принятое в 1975 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ.

КПС — комплекс программных средств.

ПИ — Пердварительное информировование таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом.

Пункты пропуска — расположены на участках государственной границы в местах пролегания транспортных потоков (сухопутных, морских, воздушных) и находятся в зоне деятельности таможенных постов. Деятельность пунктов пропуска предназначена для решения оперативных вопросов таможенного оформления и таможенного контроля.

Растаможить — (обывательское) произвести таможенное оформление грузов.

Растаможка — (обывательское) таможенное оформление, т.е. процедура помещения товаров под определённый таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с законом.

Серый импорт — товары, которые провозятся в страну с занижением тарифных платежей за счёт недостоверного декларирования. Серый импорт с точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов — это та же контрабанда, закамуфлированная под легальный ввоз товара.

Свободный склад — В таможенном праве:

  • таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а тж. без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации;
  • помещение или иное место, где действует таможенный режим С.с.; учреждается при наличии соответствующей лицензии (лицензии на учреждение свободного склада). Обустройство помещения (места), предназначенного дал С.с., не должно препятствовать проведению таможенного контроля. При необходимости оно оборудуемая двойным запорным устройством, одно из которых предается в ведение таможенного органа РФ.

Владелец С.с. обязан: соблюдать условия лицензии, выполнять требования таможенных органов РФ; исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, находящихся на складе; обеспечить должностным лицам таможенных органов РФ доступ к товарам, находящимся на С.с., предоставлять этим лицам безвозмездно помещения, оборудования и средства связи для производства таможенного контроля и таможенного оформления. В отношении операций, производимых с товарами, сроков их нахождения на складе, обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, учета товаров, взимания таможенных пошлин, налогов, применения мер экономической политики и ответственности за уплату таможенных платежей, таможенный режим С.с идентичен режиму свободной таможенной зоны. При ликвидации С. с. по истечении срока действия лицензии, с момента (даты) принятия такого решения С.с. становится складом «ременного хранения, общий срок хранения товаров на котором не может превышать 6 месяцев.

Таможенное оформление — это часть процесса внешнеторговой перевозки груза, сопровождаемое подачей в таможенный орган РФ пакета документов согласно законодательства РФ, на основании которого таможенный орган принимает решение о возможности ввоза (вывоза, транзита) товаров в Российскую Федерацию. Так же частью процесса таможенного оформления является внесение необходимых платежей на счёт таможенного органа (до подачи грузовой таможенной декларации) в качестве уплаты сборов, таможенных пошлин и налогов, которые расчитываются исходя из условий договора (контракта), стоимости груза и условий перевозки, а так же дополнительной информации.

Таможенная очистка (растаможка грузов) — процедура выполнения комплекса формальностей, предусмотренных таможенными правилами страны, при ввозе (вывозе) товаров и транспортных средств. Таможенная очистка грузов включает в себя таможенное оформление, уплату таможенных платежей, всевозможные административные действия, связанные с легализацией груза, необходимых для ввоза (вывоза) товаров, разрешение таможни на ввоз (вывоз) товара. В понятийном аппарате Таможенного кодекса Российской Федерации термин Т.о. отсутствует.

Таможенная служба — инструмент обеспечения защиты экономических интересов государства.

Таможенная стоимость — стоимость товара (товаров и транспортных средств), определяемая в соответствии с законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также применении иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчётов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства; является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость. Система определения Т.с.т. (таможенной оценки товаров) основывается на общих принципах такой оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок её применения устанавливается Правительством РФ на основании положений закона РФ «О таможенном тарифе». Порядок определения Т.с.т., вывозимых с таможенной территории РФ, также устанавливается Правительством РФ. Т.с.т. заявляется декларантом таможенному органу РФ при перемещении через таможенную границу РФ. Её определение декларантом производится согласно методам определения Т.с.т., установленным законом РФ «О таможенном тарифе». Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма таможенной декларации устанавливается Федеральной таможенной службой России в соответствии с законодательством РФ. Контроль за правильностью определения Т.с.т. осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара. Информация, представляемая декларантом при заявлении Т.с.т., определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом РФ исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Таможенное сотрудничество — комплекс мероприятий по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере таможенного дела в общем и процедур таможенного оформления и контроля в частности. Вопросы таможенного сотрудничества находятся в ведении Управления таможенного сотрудничества ФТС России.

Региональное таможенное управление РФ — таможенный орган РФ, являющийся правоохранительным органом, непосредственно осуществляющим таможенное дело на территории региона страны. Региональное таможенное управление действует на основании положений, утверждаемых ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управление осуществляется ФТС России.

Таможенные платежи — таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Таможенные платежи включают различные виды таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, выплат и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации. При перемещении через таможенную границу РФ и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ, уплачиваются следующие Т.п.:

  • таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • сборы за выдачу лицензий и возобновление их действия;
  • сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;
  • таможенные сборы за таможенное оформление;
  • таможенные сборы за хранение товаров;
  • таможенные сборы за сопровождение товаров;
  • плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;
  • плата за принятие предварительного решения;
  • плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные платежи уплачиваются: непосредственно декларантом или иным заинтересованным лицом; до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации; в валюте РФ или в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, Т.п. уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ совместно с Министерством связи РФ и Министерством финансов РФ.

Таможенный кодекс РФ — систематизированный единый законодательный акт, определяющий правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в РФ и направленный на защиту ее экономического суверенитета и безопасности, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Таможенный пост — таможенный орган, являющийся правоохранительным органом и непосредственно осуществляющий таможенное дело. Таможенный пост действует на основании положений, утверждаемых ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов осуществляется региональным таможенным управлением.

Таможенный режим — в широком смысле — регламентация, применяемая к товарам, пересекающим границу государства. По законодательству РФ — совокупность положений (правовых установлении), определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, предусматриваемых Таможенным кодексом Российской Федерации, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. В соответствии с таможенным режимом производится перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, осуществляется пользование и распоряжение этими товарами и транспортными средствами. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара. В случае, если в ТК РФ не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенного режима, Правительство и ФТС России в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ. В целях таможенного регулирования в РФ устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств:

  • выпуск для свободного обращения;
  • реимпорт;
  • транзит;
  • таможенный склад;
  • магазин беспошлинной торговли;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка под таможенным контролем;
  • временный ввоз (вывоз);
  • свободная таможенная зона;
  • свободный склад;
  • переработка вне таможенной территории;
  • экспорт;
  • реэкспорт,
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства.

Таможенные сборы — обязательные и необязательные, постоянные и временные взносы (статистические, марочные, лицензионные, бандерольные, за пломбирование, штемпелирование, складирование и сохранность товаров и др.), взимаемые в установленном порядке при перемещении через таможенную границу данной страны. В Российской Федерации таможенные сборы (их перечень определяется Таможенным кодексом РФ) уплачиваются таможенным органам РФ в иностранной и (или) национальной валюте наряду с таможенными пошлинами и др. таможенными платежами.

Таможня — государственное учреждение (государственный орган, государственная служба, таможенный орган), обеспечивающее порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов, взимание таможенных платежей, производящее таможенный контроль и таможенное оформление, сбор и обработку сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах, возбуждающее уголовные деда по фактам совершения таможенных преступлений, производящее дознание и осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, использующее метод контролируемой поставки, контролирующее выполнение санитарных и карантинных правил и т.п.; обычно располагается в морских портах, аэропортах и на сухопутной границе в местах пересечения ее водными, железнодорожными и автомобильными путями. В Российской Федерации Т. является правоохранительным органом, входит в единую систему таможенных органов РФ и, действуя на основании положений, утверждаемых Федеральной таможенной службой РФ (ФТС России), непосредственно осуществляет таможенное дело. Создание, реорганизация и ликвидация Т. РФ производится ГГКРФ.

Таможня места назначения — внутренняя или пограничная таможня (таможенный пост, пункт), где для всего груза или части его заканчивается международная перевозка в дорожном транспортном средстве с применением книжки МДП; любая таможня, где для всей партии товаров или её части заканчивается перевозка по процедуре ВТТ.

Таможня места отправления — внутренняя или пограничная таможня (таможенный пост, пункт), где для всего груза или части его начинается международная перевозка в дорожном транспортном средстве с применением книжки МДП; любая таможня, где для всей партии товаров или её части начинается перевозка по процедуре ВТТ.

ТН ВЭД ТС — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза — классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками ВЭД в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует ФТС.

ТРОИС — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав, в связи с ввозом товаров в Россиийскую Федерацию или их вывозом из Российкой Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в Федеральную таможенную службу заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Заявление должно содержать сведения:

  • о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе;
  • об объекте интеллектуальной собственности;
  • о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав (достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары);
  • о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

К заявлению, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении исключительной лицензии, другие документы).

УВ — удалённый выпуск. Это принципиально новая технология таможенного оформления, при которой декларация подаётся на внутренний таможенный пост, а сам товар хранится на приграничном СВХ, где и осуществляется его фактический контроль. В результате внутрь страны товар отправляется уже будучи выпущенным.
ЦЭД — Центр электронного декларирования. С января 2011 года Федеральная таможенная служба России создает новые таможенные посты — центры электронного декларирования. Основная задача ЦЭДа — производить таможенное оформление исключительно в электронном виде. Декларирование товаров можно осуществлять с применением технологии «удаленного выпуска» (УВ), что позволяет исключить привязку к определенному посту для подачи деклараций на товары.

ЭД — Электронное декларирование — это совершенно новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, предполагающий более высокую культуру и более эффективное использование трудовых ресурсов за счёт технических средств и информационных технологий.

ЭЦП — Электронная цифровая подпись — это некая последовательность символов, которая получена в результате определенного преобразования исходного документа (или любой другой информации) при помощи специального программного обеспечения. ЭЦП добавляется при пересылке к исходному документу. Любое изменение исходного документа делает ЭЦП недействительной. На практике ЭЦП уникальна для каждого документа и не может быть перенесена на другой документ; невозможность подделки электронной цифровой подписи обеспечивается очень большим объёмом математических вычислений, необходимым для её подбора. Таким образом, при получении документа, подписанного ЭЦП, получатель может быть уверен в авторстве и неизменности текста данного документа. ЭЦП является на сегодняшний день законодательно оформленной процедурой обмена защищенными данными через интернет. В статье закона, регулирующей документирование информации (Закон 149-ФЗ), говорится, что электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП), признается равнозначным документу, подписанному собственноручно, если иным нормативным актом не предусмотрена обязательность бумажного носителя.

Вопрос: …Владелец СВХ представил в таможенный орган отчет по форме ДО1, указав в графе 7 «Вес (брутто)» 9000 кг. Таможенным органом было выявлено, что эти сведения не соответствуют сведениям, указанным в ГТД (5000 кг). На этом основании таможенный орган вынес постановление о привлечении владельца СВХ к ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ и указал на обязанность по пересчету и взвешиванию товаров при помещении их на СВХ. Правомерно ли это? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2009)

Вопрос: Владелец СВХ представил в таможенный орган отчет по форме ДО1, в котором в графе 7 «Вес (брутто)» указано, что вес выданного со склада товара составил 9000 кг. Он ориентировался на товаросопроводительные документы. Таможенный орган провел специальную таможенную ревизию по вопросам соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности в области таможенного дела в качестве владельца СВХ. В результате выявлено, что сведения, указанные в графе 7 отчета (вес брутто товара), не соответствуют сведениям, указанным в ГТД (5000 кг). Расхождения в таможенной декларации и товаросопроводительных документах были вызваны недостоверностью сведений, имевшихся у владельца СВХ. На основании этого таможенный орган вынес постановление о привлечении владельца СВХ к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.15 КоАП РФ. Таможенный орган указал на обязанность владельца СВХ по пересчету и взвешиванию товаров при помещении их на СВХ. Правомерно ли вынесенное таможенным органом постановление?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 376 Таможенного кодекса РФ специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у владельцев складов временного хранения при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ.
Согласно пп. 27 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенная декларация — документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК РФ.
На основании Приказа ФТС России от 03.08.2006 N 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и Транзитной декларации» для ГТД утверждена специальная форма, для указания в которой вес товара нетто и брутто обязателен.
Ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, предусмотрена в ст. 16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 108 ТК РФ владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ. Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 112 ТК РФ владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Согласно ст. 364 ТК РФ владельцы складов временного хранения по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958 утверждены Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров (далее — Правила).
В п. 27 Правил предусмотрено, что владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении, в частности по формам ДО1 (отчетность, формируемая при принятии товаров на склад временного хранения), ДО2 (отчетность, формируемая в случае выдачи товаров со склада временного хранения), ДО3 (периодическая отчетность, представляемая ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
Пунктом 15 Правил установлено, что, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты несоответствия товаров по наименованию, количеству грузовых мест, весу брутто (в килограммах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец склада временного хранения извещает об этом таможенный орган путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прилагаются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ.
По вопросу обязанности владельца СВХ по пересчету и взвешиванию товаров при помещении их на СВХ с целью внесения соответствующих сведений в отчетность в арбитражной практике нет единообразия.
Часть арбитражных судов указывает на то, что владелец СВХ обязан представлять в таможенный орган не только формы отчетности, но и указывать в них достоверные сведения. Так как организация включена в Реестр владельцев складов временного хранения, на СВХ имеется соответствующее оборудование и возможности для определения фактического веса товара, то на нем лежит обязанность по представлению в таможенный орган отчетности с указанием в ней достоверных сведений (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2009 N Ф04-4351/2009(10900-А45-27), ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2006 N А17-153а/2005, ФАС Поволжского округа от 20.11.2008 N А55-6852/08 и от 20.05.2008 N А12-667/08-С59).
Другая часть арбитражных судов указывает, что исходя из содержания п. п. 13 и 14 разд. II Правил, а также пп. 2 п. 1 ст. 112 ТК РФ при принятии товаров на СВХ отчетность формируется на основании товаросопроводительных документов, представленных перевозчиком. При этом у владельца СВХ нет обязанности по пересчету и взвешиванию товаров при помещении их на СВХ с целью внесения соответствующих сведений в отчетность (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А51/08-2/2420).
Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.09.2008 N А56-51144/2007 отмечает, что, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Указанные документы прилагаются к документам, представляемым при помещении товаров на СВХ (п. 15 Правил). Вместе с тем системный анализ Правил (Приложений к ним и примечаний к Приложениям) не позволяет признать, что на подзаконном уровне имеется четкая правовая регламентация действий владельца СВХ (порядка заполнения им отдельных граф отчетной формы) в случаях необходимой корректировки отчетных сведений на документальной основе (при выявленных расхождениях сведений в первоначальных и последующих документах). Правилами не предусмотрена корректировка (уточнение) владельцем СВХ первоначальных отчетных форм.
Таким образом, приходим к выводу, что правомерность вынесенного таможенным органом постановления является спорной. Правомерность своей позиции владельцам СВХ, очевидно, придется отстаивать в суде.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
30.11.2009


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *