Содержание

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.

В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  • при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  • в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  • при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Использование земель фонда перераспределения земель

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Сведения фонда перераспределения земель

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
  2. Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.
  3. При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
  4. Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
  5. Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом. Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет. Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?

Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.

Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.

Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом. Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается. Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.

На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

Список законов

  • Статья 80 ЗК РФ
  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 78 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Классификация земель
  2. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
  3. Использование земель сельскохозяйственного назначения
  4. Земли сельскохозяйственного назначения

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • >+7 (800) 550-38-47 — Россиия
  • >+7 (499) 553-09-05 — Москва
  • >+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Статья 80. Фонд перераспределения земель. 1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Комментарий к статье 80
1. Фонды перераспределения земель были образованы в пределах административных границ районов на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» . В фонды перераспределения земель включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, если площадь сельскохозяйственных угодий конкретного сельскохозяйственного предприятия оказывалась больше, чем площадь, подлежащая приватизации .
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.
Площадь сельскохозяйственных угодий, подлежащая приватизации, рассчитывалась путем умножения количества лиц, имеющих право на приватизацию сельскохозяйственных угодий в данном сельскохозяйственном предприятии, на среднерайонную норму бесплатной передачи земли в собственность. См. подробнее: Голиченков А.К., Волков Г.А. Комментарий указов Президента Российской Федерации, гарантирующих конституционные права граждан и юридических лиц на землю за период 1991 — 1996 гг. // Законодательство. 1996. N 2.
2. По данным, приведенным в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 годы» , в фондах перераспределения земель находится около 32 млн. га земли.
———————————
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 // СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3379.
3. Земли, включенные в фонды перераспределения земель, сохраняли свое основное назначение, так как их правовой режим был определен нормативными правовыми актами, которые допускали предоставление земель из фондов перераспределения земель прежде всего для ведения сельскохозяйственного производства, и лишь в некоторых случаях — для индивидуального жилищного строительства .
———————————
См.: статья 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»; п. 1 Указа Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»; п. п. 6 и 7 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; п. 2 Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249.
4. Вместе с тем существовала неопределенность, к какой категории земель должны быть отнесены земли, включенные в фонды перераспределения земель: остаются ли они в составе земель сельскохозяйственного назначения или переводятся в земли запаса.
В новом Земельном кодексе эта неопределенность ликвидирована:
— определен на законодательном уровне правовой режим земель фонда перераспределения земель (статья 80);
— земли, включенные в фонд перераспределения земель, выделены из состава земель запаса (статья 103);
— земли, включенные в фонд перераспределения земель, отнесены к собственности субъекта Российской Федерации (статья 18);
— в фонд перераспределения земель включены все земли, находившиеся ранее на день введения в действие Земельного кодекса РФ в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель .
———————————
Пункт 11 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

1.3 Фонд перераспределения земель

В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель, предназначенный для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Образование фонда перераспределения земель было предусмотрено ранее действовавшим законодательством: Законом РСФСР от 23 ноября 1990г. «О земельной реформе» и Указом Президента РФ от 27 декабря 1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В этот фонд были включены участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Фонды перераспределения земель создаются на уровне района.

В соответствии с ранее принятыми нормативными актами за счет земель фонда перераспределения выделялись земельные участки не только гражданам, создающим крестьянские (фермерские) хозяйства (в том числе военнослужащим, уволенным в запас), но и казачьим обществам, беженцам и вынужденным переселенцам

При отсутствии претендентов на получение земельных участков из фонда перераспределения для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства и т. п. земли этого фонда могут быть предоставлены другим гражданам и юридическим лицам во временное пользование или в краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

Формирование фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  • При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  • При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  • При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  • При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  • Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  • Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  • Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  • Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  • Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
  • Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Использование земель из фонда

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства.
  • Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  • Создания защитных насаждений.
  • Аквакультуры – рыболовства.
  • Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  • Ведения охотничьего хозяйства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  • Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  • Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  • Производственные и потребительские кооперативы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации.
  • Религиозные организации.
  • Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  • Казачьи общества.
  • Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Сведения о землях из фонда перераспределения земель

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными. Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.

Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории. В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *