ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН OT 31.12.1996 N 1-ФКЗ

Главная страница Правовые основы ФКЗ «О судебной системе РФ»

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Справка к документу

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ»О судебной системе Российской Федерации»

15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г., 29 июля, 30 октября 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Глава 2. Основы статуса судей в Российской Федерации

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

1.1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. Суды

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 19.1. Кассационный суд общей юрисдикции

1. Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Страницы: | 1 | 2 |

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Одобрен Государственной Думой 24 января 2014 года

Одобрен Советом Федерации 29 января 2014 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 1; 2001, N 51, ст. 4825; 2003, N 27, ст. 2698; 2005, N 15, ст. 1274; 2009, N 45, ст. 5262; 2011, N 50, ст. 7334; 2012, N 24, ст. 3064) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.»;

2) в части 1 статьи 10 слова «Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других» исключить;

3) часть 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.»;

4) в части 2 статьи 15 слова «Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом» заменить словами «Верховный Суд Российской Федерации»;

5) в части 1 статьи 17 слова «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,» исключить;

6) статью 19 изложить в следующей редакции:

«Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.»;

7) часть 1 статьи 20 после слов «в порядке надзора и по» дополнить словами «новым или»;

8) часть 2 статьи 22 после слов «в порядке надзора и по» дополнить словами «новым или»;

9) статью 23 признать утратившей силу;

10) в статье 24:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 24. Арбитражный суд округа»;

б) в части 1 слова «Федеральный арбитражный суд округа» заменить словами «Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд)», слова «, а также по» заменить словами «и по новым или»;

в) в части 2 слова «Федеральный арбитражный суд округа» заменить словами «Арбитражный суд округа»;

г) в части 3 слова «федерального арбитражного суда округа» заменить словами «арбитражного суда округа»;

11) в части 1 статьи 24 слова «, а также по» заменить словами «и по новым или»;

12) в части 1 статьи 25 слова «, а также по» заменить словами «и по новым или»;

13) в статье 30:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.»;

в) часть 3 признать утратившей силу;

14) часть 1 статьи 31 изложить в следующей редакции:

«1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.»;

15) в статье 33:

а) часть 2 после слов «Конституционного Суда Российской Федерации,» дополнить словами «Верховного Суда Российской Федерации,»;

б) в части 3 слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,» исключить;

в) в части 4 слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,» исключить.

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 года N 3-ФКЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2698);

2) пункт 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 6 декабря 2011 года N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7334).

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г.1 Среди действующих феде­ральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает осо­бое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране2. Он не только подтвердил наличие фе­деральных судов, но и определил суды субъектов Федерации — конститу­ционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены: а) Конституционный Суд Российской Федерации; б) Вер­ховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему феде­ральных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федераль­ных арбитражных судов.

Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем: а) установления судебной сис­темы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и миро­выми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз-

Глава 2 Источники права о правоохранительных органах

‘СЗРФ 1997 № 1.Ст 1.

2 Содержание других федеральных конституционных законов изложено в главах, посвященных арбитражным судам (гл 7), Конституционному Суду (гл 8), военным судам (§ 4 гл 6)

водства; в) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также консти­туций (уставов) и других законов субъектов Федерации; г) признания обя­зательности исполнения на всей территории России судебных постановле­ний, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления един­ства статуса судей; е) финансирования федеральных судов и мировых су­дей из федерального бюджета1.

Закон о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседа­телей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы право­судия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное про­явление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6). Дифференцированно решен в Законе вопрос о языке судопроизводства: в высших федеральных судах, в арбит­ражных и военных судах судопроизводство и делопроизводство осуществ­ляется на русском языке. В то же время судопроизводство и делопроизвод­ство в других федеральных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на терри­тории которой находится суд.

Подтверждая установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе судей Российской Федерации» основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, непри­косновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деятельности судей, создания и упразднения судов, Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)2. Специальная глава Федерального кон-

Финансовое обеспечение деятельности мировых судей в части зарплаты и соци­альных выплат осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение- в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ст 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федера­ции» — СЗ РФ. 1998. № 51 Ст 6270)

В соответствии со ст. 354-355 УПК РФ (2001 г) районный суд является судом апелляционной инстанции, который рассматривает жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировым судьей

Раздел I. Общие положения

ституционного закона посвящена органам судейского сообщества (ст. 29) , обеспечению деятельности судов (ст. 30-33) и др. При этом для обеспече­ния деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества предусмотрено образование Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ. Такой орган образован и функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 19 декабря 1997г. (24 декабря 1997г.)2. Согласно этому Закону Судебный департа­мент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2). Образование Судебного департамента и его учреждений состоялось в целях выведения из компетенции органов исполнительной власти вопросов материального и финансового обеспече­ния судов, что является одним из средств обеспечения их независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд России функций, не свойственных органам судебной власти, так как Верховный Суд Российской Федерации не наделен властными полномочиями в отно­шении вновь созданного органа и подчиненных ему структур.

Федеральным конституционным законом от 28 ноября 2001 г. (15 де­кабря 2001 г.) № 5-ФКЗ1 внесены дополнения и изменения в Закон о судеб­ной системе. Не изменяя концепции этого закона и его исходных принци­пов, законодатель внес ряд уточнений, вызванных необходимостью приве­дения его в соответствие с другими нормативными актами. Наиболее суще­ственных изменений два. Во-первых, установлен предельный возраст пре­бывания в должности судьи федерального суда (за исключением Конститу­ционного Суда РФ) — 65 лет (ст. 14). Во-вторых, предписано, что одно и то же лицо не может быть назначено более двух раз подряд на должность председателя или заместителя председателя одного и того же федерального су да (ст. 13).

‘ Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федера­ции» принят 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022. 2СЗРФ 1998. №2. Ст. 223. 3 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст 4825.

ФКЗ о судебной системе Российской Федерации: ключевые положения

Юридическая консультация > Административное право > ФКЗ о судебной системе Российской Федерации: ключевые положения

ФКЗ о судебной системе Российской Федерации определяет основные положения об устройстве системы правосудия и о структуре государственных органов, из которых эта система состоит. Федеральный закон является основным документом, регламентирующим строение судебной системы и определяющим ее функции.

Он был одобрен Советом Федерации в декабре 1996 года, и с тех пор его основные положения остаются без изменений: он определяет основные ветви судебной власти и их основные полномочия.

Ключевые принципы российской судебной системы

Правосудие может выполняться только с помощью суда!

Российская судебная система базируется на Конституции РФ, и на ней строятся ключевые принципы, подтвержденные федеральным законом:

  • Правосудие может осуществляться только судебными органами. Это важнейшее положение, исключающее любой произвол властных органов: неисполнение постановлений суда карается по закону, и только судебными инстанциями могут выноситься решения по спорным вопросам.
  • Независимость судей. Судьи должны руководствоваться только законом, и в своей работе они не обязаны ни перед кем отчитываться. С одной стороны, это дало возможность бороться с заказными решениями, с другой – предоставило судьям практически неограниченную власть. Впоследствии этот вопрос неоднократно обсуждался, но ока принцип независимости судей остается неизменным.
  • Равенство перед законом страны. Согласно основному принципу, нормы законодательства едины для всех граждан, решения должны выноситься беспристрастно.
  • Презумпция невиновности. По этому принципу, пока не доказана вина, человек считается невиновным, и это обеспечивает гражданам защиту от произвола правоохранительных органов.
  • Право на защиту. Каждому обвиняемому гражданину должен быть предоставлен защитник. Если нет возможности нанять адвоката, то он должен быть предоставлен государством.
  • Гласность судебных процессов и возможность участия граждан в принятии решений. Суд присяжных был создан как средство защиты интересов подсудимого, так как он дает возможность независимой беспристрастной оценки.
  • Охрана чести и достоинства. При судебных разбирательствах и следственных действиях необходимо уважительное отношение ко всем участникам процесса.

В 2001 году федеральный закон, касающийся судебной системы, получил несколько дополнений, которые не изменили, но частично скорректировали его важные положения. Одним из важных изменений стало установление предельного возраста судьи – теперь он не может превышать 65 лет.

Кроме того, теперь один и тот же человек не может два раза подряд назначаться на должность председателя суда. И то, и другое дополнение призваны бороться с коррупцией и добиться от судебной системы большей результативности.

Общее устройство судебной системы

Судебная система делится на 3 ветви

Российская система делится на три крупные ветви: это суд общей юрисдикции, арбитражный и конституционный суд. Рассмотрим основные функции каждой из этих ветвей:

  1. Конституционный суд является наиболее важным звеном в системе, при этом именно он имеет право вносить поправки в Конституцию – основной закон государства. Кроме того, в его власти предъявить обвинение Президенту, если он совершит государственную измену или иное тяжкое преступление.
  2. Суды общей юрисдикции – это основные судебные органы, которые занимаются разбором гражданских, уголовных, административных и прочих дел. Малыми делами занимаются мировые суды, их решения можно обжаловать в городских и районных судах согласно установленным правилам.
  3. Арбитражные суды – особая ветвь, специализирующаяся в решении экономических споров. Это орган, призванный давать независимую оценку действиям сторон и определять исход дела в соответствии с нормами законодательства.

Такая система обеспечила разделение полномочий и возможность подачи апелляций на судебные решения от малых инстанций к самым крупным. Высшим судебным органом является Верховный суд РФ, с февраля 2014 года он больше не входит в круг судов общей юрисдикции.

Это в первую очередь надзорный орган, рассматривающий апелляции и кассационные жалобы, он имеет право контролировать в том числе и военные суды. Этот орган также занимается сбором статистики и осуществляет функции надзора по отношению к судебным инстанциям автономных республик.

Плюсы и минусы судебной системы

Коррупция в судах — актуальный вопрос

Никто не станет отрицать, что российская судебная система далека от полного совершенства, и многие положения закона нуждаются в доработке, а сама структура – в реформировании.

Однако сейчас в РФ сформирована вполне работоспособная модель, которая по объективности решений во многом превосходит системы многих крупных государств, таких, например как Китай или Индия.

Сейчас значительно сокращаются сроки судопроизводства: в мировом суде дело будет рассмотрено за месяц, в суде общей юрисдикции на это отводится всего 2 месяца. Сроки строго контролируются надзорными органами, поэтому ни один судья не заинтересован затягивать дело. Конечно, ситуации бывают разные, но в целом по большинству вопросов решения выносятся достаточно быстро.

Многие вопросы могут решаться несколькими судами, что позволяет избежать подкупа, кроме того, разработана целая система обжалований приговоров.

Как и во многих развитых странах, остается актуальным вопрос коррупции в судах. Однако из-за усиливающегося надзора случаев открытой коррупции становится меньше с каждым годом. Любой судья при обнаружении подкупа пожизненно лишается права занимать данную должность, поэтому мало кто готов рисковать местом и репутацией. Все это способствует формированию по-настоящему работоспособной судебной системы, которая продолжает совершенствоваться и реформироваться.

Правосудие – одно из важнейших условий существования государства, и важно, чтобы оно было по-настоящему независимым и неподкупным. Россия в этом отношении может с полным правом быть названа одним из передовых государств, и система является достаточно работоспособной. Актуальным остается вопрос низкой юридической грамотности граждан, но и здесь ситуация постепенно улучшается.

Мнение юриста-эксперта:

Термин «судебная система» вызывает противоречивые ощущения. Вообще-то принято говорить о судебной власти.

Система подразумевает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Эти два определения говорят сами за себя. Все-таки – судебная власть. Нейтральнее будет сказать, правосудие.

Одной из основ правосудия является право судьи оценивать обстоятельства и доказательства по делу в их совокупности и на основе внутреннего убеждения. Это внутренний стержень правосудия. Он отвечает на философский вопрос: а нужны ли суды вообще? Ведь есть законы, которые все обязаны соблюдать. А те, кто его нарушил, должны быть наказаны. Наказания в законе тоже написаны. Да, все правильно.

И много случаев, когда граждан наказывает не суд, а, например, полицейский или другое должностное лицо. Они так и поступают, перешел улицу на красный свет, получи штраф. Но, возникает ситуация. Гражданин говорит, а я не согласен. Вот здесь и появляется возможность обратиться в суд. Это гарантировано Конституцией РФ. Особенность суда состоит в том, что только суд может принять судебное решение на основе закона и внутреннего убеждения судьи, обязательного для исполнения всеми лицами. Судебное решение имеет силу федерального закона по конкретной ситуации.

Наличие судов различных инстанций позволяет гражданам иметь доступ к правосудию вплоть до Верховного Суда РФ. А обжаловать можно все, даже федеральные законы на соответствие их Конституции можно обжаловать в Конституционном Суде РФ. Граждане РФ согласно Конституции имеют право на судебную защиту. Пользоваться этим правом можно благодаря наличию в нашей стране судов.

Что представляет собой судебная система России? Попробуйте разобраться с помощью видео:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *