Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые получили наименование территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной власти. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Таким образом, границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД России, МЧС России, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.

Основные характеристики органов государственной власти

Как и любая другая система, эта должна обладать определенными отличительными особенностями, которые позволят ей иметь определенный статус в социальной жизни страны. Главными особенностями органов управления РФ являются:

  1. Наделение властными полномочиями на государственном уровне. Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  2. Действуют и основываются в установленных государством рамках. Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  3. Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  4. Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России.

Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий. Так как система органов государственной власти состоит из определенных участников, то их необходимо как-то избирать. Поэтому всю систему делят на несколько типов. Один из них — по формированию личного состава. Он, в свою очередь, состоит из нескольких разделов:

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Рис. 1. Система органов государственной власти Российской федерации

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные — такие, как президент.
  • Коллегиальные — к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные — в частности это министерства.
  • Высшие — президент, Государственная Дума.
  • Центральные — к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные — органы местной или региональной власти.

Президент

Главным руководителем всей страны, в том числе и над всеми властными структурами является президент. Именно он решает, какие законы принять, а какие отвергнуть. Он руководит всеми возможными областями деятельности:

  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.

Важно! Именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека.

Рис. 2. Законодательная власть Российской Федерации

Структура системы органов управления РФ

Организация управления в стране — это одно из самых сложных мероприятий, именно поэтому конструкция системы будет очень сложной и длинной. В современной России это управление выглядит, как набор основных частей:

  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель. Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской. В основные функции данной власти входят:

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом. Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний — это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

Рис. 3. Структура органов исполнительной власти Российской Федерации

Исполнительная власть

Исполнительная власть является одной из немногочисленных, которые обладают независимостью и значительными полномочиями в управлении в делах государственной власти. Единственной задачей, которая ставится перед данной ветвью власти, является слежение за исполнением установленных законов. Осуществляется это при помощи не только служебных полномочий, но еще и при помощи административного права. В Российской Федерации данный тип власти составляют 5 основных исполнителей федерального назначения:

  1. Министерства.
  2. Комитеты.
  3. Департамент.
  4. Главное управление.
  5. Федеральные агентства и службы.

Рис. 4. Структура Правительства Российской Федерации

Признаки исполнительной власти

  1. Является ветвью государства, которая ограничена в полномочиях, но при этом имеет право на самостоятельное существование.
  2. Для органов государственной политики она является проводником в реальность.
  3. Структура и задачи регулируются действующим законодательством.
  4. Объективное развитие в виде организационной власти государственного значения.
  5. Непрерывность действий и распорядительный характер.
  6. Носит статус полноценного обладателя материальных ресурсов.
  7. Возможность применения административного наказания по отношению к нарушителю.
  8. Административный контроль над деятельностью граждан.
  9. Обеспечение безопасности мирного населения и порядка в стране.
  10. Обеспечение представителей государственной власти необходимой информацией.

Судебная власть

Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:

  • Уголовное.
  • Административное.
  • Гражданское.
  • Конституционное.

Рис. 5. Судебная власть Российской Федерации Метод наказания зависит от степени тяжести нарушения. Данный тип власти основан на действии двух основных частей:

  1. Конституционный суд РФ. Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
  2. Верховный суд РФ. Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.

В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:

  • Устройство судов.
  • Лица, способные представлять суды.
  • Финансирование правосудия.
  • Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.

Рис. 6. Прокуратура Российской Федерации В свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:

  1. Суды общей юрисдикции. Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
  2. Конституционная юстиция. Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
  3. Арбитражные суды. Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент. Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.

Понятие территориального органа государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

А.А. ЧИРКОВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: cariadna@mail.ru

ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Рассматриваются подходы к пониманию территориальных органов государственной власти, существующие в юридической литературе. Определяется природа территориального органа государственной власти через его положение в ведомственной подсистеме органов государственной власти. Дается определение территориального органа государственной власти.

Ключевые слова: система органов государственной власти, территориальный орган государственной власти, ведомственная подсистема органов государственной власти.

УДК 342.5 ББК 67.400.6

A.A. CHIRKOVA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: cariadna@mail.ru

CONCEPT OF TERRITORIAL BODY OF STATE POWER

Для строения властной системы государства, независимо от формы его устройства или правления, свойственно наличие органов государственной власти на местах. На различных этапах развития государства они могут играть разную роль и по-разному соотноситься с высшими органами государственной власти. Так, в литературе советского периода одним из элементов советской системы государственных органов власти признавались местные органы власти . С принятием Конституции РФ в 1993 г. в нашем законодательстве появилась категория «территориальный орган органа государственной власти». Часть 1 ст. 78 Основного закона содержит положение о том, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Тем не менее в юридической науке

до сих пор не выработан единый подход к пониманию территориального органа государственной власти.

В настоящее время высказываются полярные точки зрения относительно понимания сущности и статуса территориальных органов государственной власти. Так, одна группа авторов придерживается мнения, что юридически ошибочно определять территориальные органы федеральных министерств и ведомств как органы исполнительной власти. Их деятельность и компетенция про-изводны от деятельности и компетенции органов исполнительной власти. Наделение их властными полномочиями не может служить основанием для такого подхода. Выступая как звенья управленческой иерархии, они непостоянны и изменяемы . По своей сути они представляют собой ту или иную степень оснащенности субъектов исполни-

© АА. Чиркова, 2011

тельной власти «рабочим механизмом», позволяющим обеспечивать процесс исполнения с учетом отраслевых, межотраслевых и иных особенностей. Служит этот «механизм» лучшей организации исполнительной власти .

Вторая группа авторов, признающая территориальные органы в качестве структурных элементов системы органов государственной власти, ставит своей целью наиболее полно определить категорию «территориальный орган государственной власти». Так, Д.М. Овсянко считает, что территориальные органы государственной власти РФ — это такие структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, которые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах РФ, но не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они действуют . Т.М. Ма-косейчук в своем диссертационном исследовании говорит о том, что «территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ выступают в виде структурных подразделений высших или центральных органов исполнительной власти субъекта РФ. В первом случае эти органы могут быть общей, а во втором случае — специальной компетенции. Действуют указанные органы на территории административно-территориальной единицы, непосредственно входящей в территорию субъекта РФ» .

На основании приведенных определений можно сделать вывод о том, что территориальные органы государственной власти РФ могут как признаваться самостоятельными органами государства, т.е. вполне самодостаточными элементами системы органов государственной власти, так и не признаваться таковыми.

На наш взгляд, ни одно из приведенных определений не может являться полным, поскольку не отображает всей совокупности признаков территориального органа государственной власти, характеризующих его, с одной стороны, как часть (элемент) системы органов государственной власти, а с другой — как целое.

Для того чтобы дать наиболее полное определение понятию «территориальный орган государственной власти», необходимо выделить и раскрыть ряд специфических

признаков, свойственных исключительно данному виду органов по причине их особой природы.

1. Территориальный орган государственной власти осуществляет часть функций создавшего его высшего или центрального органа государственной власти.

Выделение данного признака основывается на рассмотрении территориального органа государственной власти как элемента ведомственной подсистемы. Целью создания территориальных органов государственной власти является осуществление ими части полномочий высшего или центрального органа на местах. Реализация некоторой государственной функции происходит в рамках определенной ведомственной подсистемы. При этом данная функция реализуется именно системой органов, состоящей из высшего или центрального органа и его территориальных органов. Подобное строение системы предполагает обязательное распределение полномочий между центральным органом и территориальными органами. Основная масса полномочий по государственному регулированию и предоставлению государственных услуг ложится именно на территориальные органы, причем самого низшего звена. Высший или центральный орган государственной власти, как правило, фактически реализует в процессе своей деятельности функции общего руководства нижестоящими органами ведомственной подсистемы и их контроля.

2. Территориальные органы государственной власти иерархически взаимосвязаны с высшим или центральным органом государственной власти.

При выделении приведенного признака исходим из того, что ведомственная подсистема органов государственной власти представляет собой иерархическую систему, т.е. такую систему, элементы которой сгруппированы по уровням (звеньям), вертикально соотнесенным один с другим. Поэтому иерархический характер взаимосвязей между территориальными органами и высшим или центральным органом проявляется в сле-дующем.

Во-первых, руководитель территориального органа государственной власти назначается высшим или центральным органом

государственной власти (или при его участии). Например, Главное управление министерства юстиции по субъекту РФ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром юстиции РФ .

Во-вторых, высший или центральный орган государственной власти имеет право издавать предписания, обязательные для исполнения территориальными органами государственной власти. Например, руководитель федерального агентства дает поручения территориальным органам данного агентства и контролирует их исполнение .

В-третьих, высший или центральный орган государственной власти вправе отменить решение территориального органа государственной власти. Например, руководитель федерального агентства отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации решения территориальных органов данного агентства .

3. Компетенция территориального органа власти распространяется не на всю территорию государства или субъекта федеративного государства, а только на определенную его часть — федеральный округ, субъект Федерации, административно-территориальную единицу субъекта Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный признак территориальных органов власти является важным, поскольку определяет цель их создания и назначения. Создавая территориальные органы, орган власти стремится приблизиться к объекту, населению, месту реализации властных полномочий. Но из этого правила есть исключения. Существует ряд органов, которые в силу специфики своей деятельности образуют территориальные органы без привязки к нормативно установленному административно-территориальному делению государства. Например, бассейновые округа, являющиеся основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей .

4. Совокупная территориальная юрисдикция всех территориальных органов, входящих в ту или иную подсистему органа государственной власти, должна представлять собой территорию государства или субъекта в федеративном государстве.

Выделение данного признака также обусловливается целями создания территориальных органов государственной власти. Если какая-либо часть территории государства не входит в юрисдикцию территориальных органов подсистемы, те или иные функции государства не будут реализованы. Территориальные органы государственной власти должны быть сформированы в структуре подсистемы таким образом, чтобы обеспечить доступность государственных услуг каждому лицу, находящемуся на территории государства вне зависимости от места его проживания или расположения. Однако это правило содержит исключение. Допустимой представляется ситуация отсутствия территориального органа в территориальной единице, где располагается высший или центральный орган подсистемы. Как правило, такой территориальной единицей является административный центр (столица) государства или субъекта в федеративном государстве. В подобном случае функции территориального органа может осуществлять сам высший или центральный государственный орган. Примером может служить структура ведомственной подсистемы министерства финансов Иркутской области. В Иркутске как административном центре Иркутской области отсутствует территориальный орган министерства финансов Иркутской области — отдел казначейского исполнения бюджета, в то время как подобные территориальные органы созданы во всех районах Иркутской области .

Таким образом, под территориальным органом государственной власти следует понимать элемент ведомственной подсистемы органов государственной власти, иерархически подчиненный высшему или центральному органу государственной власти и осуществляющий часть полномочий, отнесенных к полномочиям соответствующей подсистемы органов государственной власти на нормативно определенной части территории государства или субъекта Федерации. При этом совокупная территориальная юрисдикция всех территориальных органов государственной власти, входящих в ту или иную ведомственную подсистему органа государственной власти, должна представлять собой территорию соответствующего государства или субъекта Федерации.

Список использованной литературы

1. Агалов К.В. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

2. Водный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Российская газета. 2006. 8 июня.

3. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестник Московского университета. Сер. «Право». 1992. № 4. С. 3—12.

4. Лепешкин А.И. Местные органы власти советского государства (1921 — 1936 гг.). М., 1959.

5. Макосейчук Т.М. Организация системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.

6. О министерстве финансов Иркутской области: постановление Правительства Иркутской области от 23 дек. 2008 г. № 120-пп // Областная. 2008. 26 дек.

7. О Федеральном агентстве лесного хозяйства: постановление Правительства РФ от 23 сент. 2010 г. № 736 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 5068.

8. Об утверждении положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации: утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 146 // Российская газета. 2009. 27 мая.

9. Овсянко Д.М. Административное право: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

10. Советское государственное право: учеб. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985.

2. Vodnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 3 iyunya 2006 g. № 74-FZ // Rossiiskaya gazeta. 2006. 8 iyunya.

3. Kozlov Yu.M. Ispolnitel’naya vlast’: sushchnost’, funktsii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. «Pravo». 1992. № 4. S. 3-12.

4. Lepeshkin A.I. Mestnye organy vlasti sovetskogo gosudarstva (1921-1936 gg.). M., 1959.

7. O Federal’nom agentstve lesnogo khozyaistva: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 23 sent. 2010 g. № 736 //

Sobranie zakonodatel’stva RF. 2010. 40. St. 5068.

61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

  • •1. Понятие, значение и особенности административного права как отрасли права
  • •2. Предмет и метод административно-правового регулирования.
  • •3. Связь административного права с другими отраслями права. Место и роль административного права в правовой системе рф.
  • •4. Система административного права. Взаимосвязь Общей и Особенной части.
  • •5. Источники административного права. Кодификация административного законодательства.
  • •6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • •7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • •8. Система науки и ее источники 9. История возникновения и развития науки административного права.
  • •10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • •11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • •12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • •13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • •14. Государственное и муниципальное управление — особый вид социального управления
  • •15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • •16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • •17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • •18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • •19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • •20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • •21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • •23. Формы и методы государственного управления.
  • •24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • •25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • •27. Виды административно-правовых норм.
  • •28. Действие норм административного права.
  • •29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • •30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • •31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • •32. Субъекты административно-правовых отношений
  • •33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • •34. Виды административно-правовых отношений.
  • •36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • •37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • •38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • •39.Граждане как субъекты административного права.
  • •40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • •41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • •42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • •43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • •44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • •45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • •46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • •47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • •49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • •50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • •51.Статус государства – Российской Федерации.
  • •52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • •53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • •54. Статус муниципальных образований
  • •55. Статус средств массовой информации
  • •56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • •57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • •58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • •59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • •61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • •62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • •63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • •65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • •66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • •68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • •69. Классификация государственных гражданских должностей
  • •72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • •73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • •74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • •75. Виды и классификация правовых актов управления
  • •76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • •77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • •76. Административное усмотрение и административный произвол.

Государственный орган: понятие, признаки, виды

Понятие и признаки государственного органа

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:
    1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
    2. действует от имени государства и по его поручению;
    3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом»);
    4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
    5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
    6. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
    7. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
    8. обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
    9. в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
    10. действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

    • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
    • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
    • конкретно-организационной деятельностью;

Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

1) по порядку образования:

    • избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
    • формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

2) по форме реализации государственной деятельности:

    • на законодательные (представительные);
    • исполнительно-распорядительные;
    • судебные;
    • контрольно-надзорные органы.

3) по принципу разделения властей:

    • законодательные;
    • исполнительные;
    • судебные;

4) по иерархии:

    • центральные;
    • республиканские;
    • местные;

5) по характеру подчиненности:

    • исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.);
    • «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);

6) по срокам полномочий:

    • постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
    • временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7) по порядку осуществления компетенции:

    • коллегиальные;
    • единоначальные;

8) по правовым формам деятельности:

    • правотворческие;
    • правоприменительные;
    • правоохранительные;

9) по характеру компетенции:

    • органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);
    • органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *