Государственный метрологический надзор

Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному метрологическому надзору, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на осуществление данного вида надзора в установленной сфере деятельности.
Порядок осуществления государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, а также распределение полномочий между ними устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в пределах их компетенции.
При распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный метрологический надзор, не допускается одновременное возложение полномочий по проверке соблюдения одних и тех же требований у одного субъекта проверки на два и более федеральных органа исполнительной власти.
В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 N 102-ФЗ ст. 3 сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при:
1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций;
9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.
Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Государственный метрологический надзор осуществляется за:

1) соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;
2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;
3) соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.
Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации;
3) расфасовку товаров.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, обязаны уведомлять о данной деятельности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному метрологическому надзору, не позднее трех месяцев со дня ее осуществления. Порядок уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения.

ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм.

Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.002-94 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм».

Требования к построения и содержанию методик выполнения измерений (МВИ), порядок их разработки, аттестации и стандартизации рассмотрены в разделе 5. Методика и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний изложены в разделе 7.
ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров, отпускаемых продавцом покупателю. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.003-94 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций».
ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.004-94 «Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже».

Статьи по данной теме:

Генкина Р.И., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС», «Вопросы и ответы по метрологическому надзору».

Калентьев В.В., «О государственном метрологическом надзоре и некоторых вопросах в области обеспечения единства измерений».
Гусенков С.В., Пашаев Б.М., «Проблемные вопросы организации и осуществления федерального государственного метрологического надзора федеральными органами исполнительной власти в области обороны и безопасности Российской Федерации».

>Об осуществлении федерального государственного метрологического надзора (с изменениями на 26 декабря 2017 года)

Об осуществлении федерального государственного метрологического надзора

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 апреля 2011 года N 246

Об осуществлении федерального государственного метрологического надзора *

(с изменениями на 26 декабря 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2017, N 0001201712280024).
____________________________________________________________________

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476..

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2011 года N 21 «О государственном метрологическом надзоре в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476.

2. Возложить на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии функцию по координации деятельности по федеральному государственному метрологическому надзору, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476.

3. Реализация предусмотренной пунктом 2 настоящего постановления функции осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Агентства, а также бюджетных ассигнований, предусматриваемых ему в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере деятельности.

4. В Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст.3052):

а) в пункте 1 слова «, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности» исключить;

б) подпункт 5.1.17 признать утратившим силу.

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 года N 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст.2009).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 апреля 2011 года N 246

(с изменениями на 26 декабря 2017 года)

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476..

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти федерального государственного метрологического надзора (далее — надзор) и порядок их взаимодействия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476.

2. Надзор осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об обеспечении единства измерений» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также настоящим Положением.

3. Надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, его территориальными органами, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации на осуществление надзора в области обороны и обеспечения безопасности (далее — органы надзора).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы осуществляют надзор с применением риск-ориентированного подхода.
(Абзац дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

4. Органы надзора в области обороны и обеспечения безопасности осуществляют надзор в пределах установленной компетенции в соответствии с настоящим Положением и принимаемыми ими по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации актами, учитывающими установленные Правительством Российской Федерации особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства.

5. Органы надзора определяют должностных лиц, уполномоченных на проведение надзора.

6. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает взаимодействие органов надзора.
Взаимодействие органов надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

7. При осуществлении надзора органами надзора проверяется:

а) соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации;

б) соблюдение обязательных требований к измерениям, осуществляемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

в) соответствие средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

г) наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;

д) соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, установленного порядка уведомления о такой деятельности.

8. В процессе документарной проверки при осуществлении надзора проверяются используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документы, связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и предписаний органов надзора, в том числе документы, содержащие следующие сведения:

а) выполняемые измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и соблюдение установленных обязательных требований к ним;

б) наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, включая сведения, подтверждающие аттестацию методик (методов) измерений;

в) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средства измерений, включая информацию об утверждении типа средств измерений, сведения о поверке средств измерений, о соблюдении обязательных требований к средствам измерений, а также требований к составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации;

г) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартные образцы, включая информацию об утверждении типа стандартных образцов, сроках их годности;

д) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталоны единиц величин, включая информацию об их утверждении, аттестации, состоянии, применении (в том числе об условиях применения и содержания), а также прослеживаемость эталонов единиц величин к государственным первичным эталонам единиц величин;

е) выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений в соответствии с аттестатом и областью аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на данные работы и (или) услуги.

9. В процессе выездной проверки проводятся следующие мероприятия по контролю:

а) проверка соответствия измерений, средств измерений (составных частей, программного обеспечения), единиц величин, стандартных образцов, а также эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

б) проверка наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя эксплуатационной документации для каждого средства измерений, стандартного образца, эталона единицы величины;

в) проверка применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений поверенных средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов утвержденного типа, утвержденных и аттестованных эталонов единиц величин;

г) проверка наличия аттестованных методик (методов) измерений и правильности их применения;

д) определение целевого использования средств измерений, стандартных образцов, эталонов единиц величин, методик (методов) измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

е) проверка наличия и сохранности в местах, предусмотренных конструкциями средств измерений, средств ограничения доступа (пломб) к составным частям средств измерений (включая программное обеспечение), а также их достаточности для предотвращения несанкционированных настроек и вмешательства, которые могут повлиять на значения метрологических характеристик и результаты измерений;

ж) проверка соблюдения правил применения и написания единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

10. По результатам проверки должностными лицами органа надзора составляется акт проверки по установленной форме.

11. Органы надзора при выявлении нарушений обязаны принять меры, предусмотренные федеральными законами «Об обеспечении единства измерений» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

12. Органы надзора по запросу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии представляют результаты надзора.

13. Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, предоставляется, обрабатывается, хранится и распространяется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

14. В целях применения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

15. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (за исключением измерений, выполняемых при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства), к категории риска осуществляется в установленном порядке решением должностного лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, уполномоченного руководителем Агентства на принятие соответствующего решения, по представлению руководителя его территориального органа по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска осуществляется с учетом перечня измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, по категории риска согласно приложению, а также данных о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

16. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенная к категории риска в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, подлежит отнесению к другой категории риска на основании решения уполномоченного должностного лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по представлению руководителя территориального органа Агентства по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пунктами 17 и 19 настоящего Положения.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

17. Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 19 настоящего Положения к категории умеренного или низкого риска, подлежит отнесению к категории среднего или умеренного риска соответственно в случае наличия постановления о привлечении к административной ответственности указанного юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в законную силу в течение 5 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 19 настоящего Положения к категории среднего риска, подлежит отнесению к категории значительного риска в случае наличия постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в законную силу в течение 3 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 19 настоящего Положения к категории значительного риска, подлежит отнесению к категории высокого риска в случае наличии постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившего в законную силу в течение 2 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

18. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии не принято решение об отнесении их деятельности к категориям риска, считаются отнесенными к низкой категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

19. Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 17 настоящего Положения к категории среднего или умеренного риска, подлежит отнесению к категории умеренного или низкого риска соответственно в случае отсутствия в течение 5 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к указанной категории риска вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 17 настоящего Положения к категории значительного риска, подлежит отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия в течение 3 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к указанной категории риска вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деятельность юридического лица и индивидуального предпринимателя, отнесенная в соответствии с пунктами 15 и 17 настоящего Положения к категории высокого риска, подлежит отнесению к категории значительного риска в случае отсутствия в течение 2 лет со дня принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, или его должностного лица, или индивидуального предпринимателя за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

20. Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется:
для категории высокого риска — ежегодно;
для категории значительного риска — один раз в 2 года;
для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 3 года;
для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

21. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает ведение перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска (далее — перечень), а также размещение указанного перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в перечень осуществляется на основе решений об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

22. Перечень содержит следующую информацию:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) индивидуальный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;

д) реквизиты решения о присвоении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя категории риска, указание на категорию риска;

е) сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
(Пункт 22 дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

23. Размещение информации, указанной в пункте 22 настоящего Положения, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

24. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в установленном порядке предоставляет им информацию о присвоенной их деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

25. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии заявление об изменении категории риска, присвоенной их деятельности.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

26. При проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы в отношении обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Пункт дополнительно включен с 5 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1643)

Приложение. Перечень измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, по категории риска

Приложение
к Положению об осуществлении
федерального государственного
метрологического надзора
(Дополнительно включено
с 5 января 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2017 года N 1643)

Перечень измерений, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, по категории риска

Область деятельности

Категория риска

1. Измерения при осуществлении деятельности в области здравоохранения

средняя

2. Измерения при осуществлении ветеринарной деятельности

низкая

3. Измерения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды

низкая

4. Измерения при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда

низкая

5. Измерения при осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

умеренная

6. Измерения при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров

умеренная

7. Измерения при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов (за исключением измерений при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемых потребителями электрической и (или) тепловой энергии)

средняя

8. Измерения при выполнении учета количества электрической и (или) тепловой энергии, осуществляемые потребителями электрической и (или) тепловой энергии

низкая

9. Измерения при оказании услуг почтовой связи

умеренная

10. Измерения при учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования

средняя

11. Измерения при осуществлении геодезической и картографической деятельности

низкая

12. Измерения при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды

средняя

13. Измерения при проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля

умеренная

14. Измерения при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании

средняя

15. Измерения при проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса

низкая

16. Измерения при выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти

низкая

17. Измерения при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)

низкая

18. Измерения при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии

низкая

19. Измерения при обеспечении безопасности дорожного движения

низкая

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Изменения в 102-ФЗ (проект нового закона)

С высокой долей вероятности нас ждут изменения в 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

4 декабря 2019 г. – Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о приоритете электронной регистрации результатов метрологических работ (проект федерального закона №808818-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» (в части электронной регистрации оформления результатов работ (услуг))

Часть 1: Основные изменения

Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений».

Проект разработан в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Предусмотренные законопроектом изменения направлены на установление приоритета электронной регистрации результатов работ, как к основной форме их подтверждения, и предлагается установить это для утверждения типа средств измерений и поверки средств измерений.

На сегодняшний день

В соответствии с действующим законодательством утверждение типа стандартных образцов или средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении их типа, а результаты поверки удостоверяются:

  • знаком поверки,
  • и (или) свидетельством о поверке,
  • и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Сведения о результатах выполнения работ (услуг) по утверждению типа и поверке передаются в информационный фонд (ФГИС «АРШИН»). При этом записи во ФГИС «АРШИН» не являются юридически значимыми и их нельзя использовать в качестве подтверждения того, что применяемое средство измерений является средством измерений утвержденного типа и соответствует метрологическим требованиям.

Что нас может ожидать завтра

Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрен переход от бумажной к электронной регистрации сведений о результатах работ (услуг) в области обеспечения единства измерений в части утверждения типа средств измерений и стандартных образцов, а также поверки средств измерений и придание данным сведениям юридической силы.

Электронная регистрация сведений о результатах таких работ (услуг) будет реализована путем внесения соответствующих сведений о результатах данных работ во ФГИС «АРШИН», которые будут иметь правовой статус подтверждения результатов данных работ (услуг).

Часть 2: Сроки вступления в силу

Статьей 3 законопроекта устанавливаются сроки его вступления в силу для всех основных положений, а также отдельный срок (в течение двух лет после официального опубликования) для пункта 1 статьи 1 законопроекта, по истечении которого предусматривается, что все средства измерений должны иметь однозначную идентификацию каждого экземпляра.

Если предположить, что до конца 2019 года Государственная Дума ФС РФ примет законопроект и как следствие он будет опубликован, то на конец сентября 2020 года (условно 1 октября 2020 года) попадает предполагаемая дата вступления в силу нового 102-ФЗ уже со всеми измененными нормативно правовыми актами.

Срок подготовки изменений в нормативно правовые акты — 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (решение принято 7 октября 2019 года — 270 дней истекают 3 июля 2020 года).

Часть 3. Однозначная идентификация каждого экземпляра средства измерений

Для реализации электронной регистрации сведений о результатах поверки средств измерений необходима однозначная идентификация каждого экземпляра средства измерений, которая может обеспечиваться наличием заводского, серийного номера или другого цифробуквенного обозначения на средстве измерений, однозначно идентифицирующего каждый экземпляр средства измерений.

В следующих материалах

Выше описаны не все нововведения, предложенные в проекте федерального закона. Позже мы познакомим вас со следующими тематиками из проекта нового 102 ФЗ

  • Две новые задачи федеральных органов исполнительной власти
  • Что делать, чтобы не потерять аккредитацию?!
  • Новые полномочия Минпромторга России и Росстандарта

Продолжение следует …


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *