Слесарь-сантехник

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №2 выпуска №2 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 N 45
(в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Раздел ЕТКС «Слесарные и слесарно-сборочные работы»

§ 160. Слесарь-сантехник 2-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков под руководством слесаря-сантехника более высокой квалификации. Сортировка труб, фитингов, фасонных частей, арматуры и средств крепления. Подготовка пряди, растворов и других вспомогательных материалов. Транспортирование деталей трубопроводов, санитарно-технических приборов и других грузов. Комплектование сгонов муфтами и контргайками, болтов — гайками.

Должен знать: виды и назначение санитарно-технических материалов и оборудования; сортамент и способы измерения диаметров труб, фитингов и арматуры; назначение и правила применения ручных инструментов.

§ 161. Слесарь-сантехник 3-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка различных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков. Сверление или пробивка отверстий в конструкциях. Нарезка резьб на трубах вручную. Установка и заделка креплений под трубопроводы и приборы. Комплектование труб и фасонных частей стояков.

Должен знать: принцип действия, назначение и особенности ремонта санитарно-технических трубопроводных систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков; виды основных деталей санитарно-технических систем, соединений труб и креплений трубопроводов; способы сверления и пробивки отверстий; правила обращения и транспортирования баллонов с кислородом и ацетиленом; назначение и правила пользования механизированным инструментом.

Примеры работ

Разборка, ремонт, сборка:

1. Заглушек и предохранительных пробок.

2. Прокладок.

3. Соединений фланцевых.

4. Раструбов трубопроводов — заделка.

5. Унитазов — смена манжет.

§ 162. Слесарь-сантехник 4-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка средней сложности деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков. Разметка мест установки прибора и креплений. Группировка и догруппировка чугунных радиаторов на месте ремонта. Соединение трубопроводов отопительных панелей, санитарно-технических кабин и блоков. Крепление деталей и приборов при помощи поршневых пистолетов.

Должен знать: устройство и способы ремонта трубопроводных санитарно-технических систем из стальных и полимерных труб; устройство поршневых пистолетов и правила работы с ними; способы разметки мест установки приборов и креплений; правила установки санитарных и нагревательных приборов.

Примеры работ

Разборка, ремонт, сборка:

1. Бачков смывных.

2. Ванн различных.

3. Вентилей.

4. Кранов, кроме трехходовых.

5. Моек различных.

6. Раковин.

7. Смесителей.

8. Умывальников.

9. Унитазов.

10. Установок для мойки подкладных суден.

11. Шкафов вытяжных.

§ 163. Слесарь-сантехник 5-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков. Смена участков трубопроводов из чугунных труб. Установка дефектных мест при испытании трубопроводов.

Должен знать: устройство и способы ремонта различных санитарно-технических трубопроводных систем; способы установления дефектных мест при испытании трубопроводов.

Примеры работ

Разборка, ремонт, сборка:

1. Аппаратуры.

2. Водонагревателей.

3. Воздухосборников.

4. Колонок.

5. Кранов трехходовых.

6. Крестовин.

7. Манометров.

8. Отводов секционных.

9. Стекол водомерных.

10. Тройников.

§ 164. Слесарь-сантехник 6-го разряда

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков. Испытание санитарно-технических систем. Ревизия и испытание аппаратуры. Разметка мест установки контрольно-измерительных приборов.

Должен знать: правила испытания санитарно-технических систем и арматуры; способы подготовки и испытания котлов, бойлеров, калориферов и насосов.

Примеры работ

Разборка, ремонт, сборка:

1. Бойлеров.

2. Инжекторов.

3. Калориферов.

4. Котлов паровых.

5. Систем автоматических пожаротушения.

6. Терморегуляторов.

7. Устройств горелочных.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Слесарь-сантехник» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция слесаря-сантехника, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Слесарь-ремонтник

Слесарь-сантехник 6 разряда

Стоимость обучения

Наименование профессии Стоимость обучения По итогам обучения
«Слесарь-сантехник 6 разряда» 6990-00

Свидетельство о присвоении профессии;

Квалификационное удостоверение

Код ЕТКС Кол-во часов Документы для зачисления на курс
18560 107
  1. Заявление;
  2. Свидетельство о присвоении профессии «Слесарь-сантехник 5 разряда»

Документы по окончании курсов

Свидетельство о присвоении профессии;

Квалификационное удостоверение

Квалификационная характеристика

Сантехника (сокращение от санитарная техника) — термин для обозначения ряда технических средств, относящихся к канализации и водоснабжении.

Традиционно под сантехникой подразумеваются изделия, предназначенные для уборных и ванных комнат: ванны, раковины, мойки и умывальники, унитазы, биде, джакузи, душевые кабины, а также смесители и краны. (Трубы, фитинги и шланги — вспомогательные, хотя и необходимые элементы для соединения и подключения этих устройств к трубопроводным системам водопровода и канализации.)

Сантехнику изготавливают из разнообразных материалов, как традиционных, так и новых. Это может быть стекло, металл, мрамор, фаянс, литой полимер, кварцит и др.

Слесарь-сантехник — работник, занимающийся монтажом, эксплуатацией или ремонтом санитарно-технического оборудования. Слесарь-сантехник обеспечивает функционирование систем отопления, водоснабжения и канализации в городах и населённых пунктах, работает на строительстве в качестве монтажника санитарно-технических систем и оборудования, а также сотрудником аварийных служб и в ЖКХ. Обеспечивает работу городских тепловых и водоканализационных сетей. Труд слесаря-сантехника сопряжён с множеством рисков, большой ответственностью, требует хорошей подготовки и квалификации, знания своего дела.

Данная программа предназначены для освоения профессии «Слесарь-сантехник 6 разряда».

Данная программа разработана на основании требований ЕТКС №18560 «Слесарь-сантехник».

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков. Испытание санитарно-технических систем. Ревизия и испытание аппаратуры. Разметка мест установки контрольно-измерительных приборов.

Должен знать: правила испытания санитарно-технических систем и арматуры; способы подготовки и испытания котлов, бойлеров, калориферов и насосов.

Примеры работ

Разборка, ремонт, сборка:

  1. Бойлеров.
  2. Инжекторов.
  3. Калориферов.
  4. Котлов паровых.
  5. Систем автоматических пожаротушения.
  6. Терморегуляторов.
  7. Устройств горелочных.

В процессе обучения изучаются:
основные сведения о строительстве; организация рабочего места; безопасность труда, производственная санитария, противопожарные мероприятия; сведения из материаловедения; чтение чертежей, эскизов и схем; сведения из гидравлики; сведения по электротехники и электрооборудования; строительные работы, индустриализация и механизация строительства; санитарно-технические работы.

К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой профессии «Слесарь-сантехник 6 разряда», технологическими условиями и нормами, установленными на предприятии.

К самостоятельному выполнению работ в качестве «Слесаря-сантехника 6 разряда» обучающиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда, достигших 18 лет и не имеющих медицинский противопоказаний.

Квалификационные экзамены проводятся в соответствии с Положением о порядке аттестации рабочих в различных формах обучения. При этом квалификационная (пробная) работа проводится за счет времени, отведенного на производственное обучение.

Профессиональные характеристики и должностные обязанности слесаря-сантехника

Слесарь-сантехник довольно распространенная профессия, на первый взгляд, не требующая особых навыков и опыта. Однако при добросовестном подходе к подбору членов коллектива, работодатель может убедиться, что не все так просто, и человека с необходимой квалификацией нужно еще поискать.

Ведь без него не обходятся многие организационные процессы на большинстве предприятий. Законодательство регулирует деятельность профессионалов данной сферы посредством ЕТКС, должностной инструкции и профессионального стандарта.

Профстандарты для рабочих профессий

Проф. стандарт, имеющий непосредственное отношение к деятельности специалиста, был утвержден в рамках Приказа Минтруда от 21.12.2015 г. №1077н. Так как никаких детальных указаний по его ведению не имеется, он применяется в обязательном порядке на общих условиях (с 01.07.2016 г.). Условия обязательного использования проф. стандарта следующие: а) если законы подразумевают их обязательное использование, б) если с осуществлением каких-либо работ сопряжено начисление государственных субсидий.

Среди всех документов применяется и проф. стандарт для монтажника сантехнических систем и оборудования от 2015 г. С момента, когда он вступил в силу, профессия слесаря сантехника стала признаваться в качестве одного из элемента данной системы. Установление общих стандартов было произведено со следующими целями:

  • формирование единых требований к квалификационному уровню;
  • сведение программы проф. подготовки и ключевых требований воедино;
  • упорядочивание существующих нормативных актов.

Документ включает общие данные о профессиональной деятельности, функциональную карту мастера, характеристику функций, материалы о разработчиках.

Описание профессии слесарь-сантехник

Функции раскрываются наряду с указанием требований, которые предъявляются к представителям данной специальности. Если специалист выполняет классические работы по сборке и разборке, проф. стандарт подразумевает следующие требования (для минимального разряда):

  • предварительная распаковка единиц оборудования;
  • осуществление контрольного осмотра арматуры на предмет поврежденных участков;
  • проведение выбраковки обнаруженных в ходе осмотровых работ неисправностей;
  • создание прокладок в соответствии с диаметром труб;
  • выполнение подгонки резьбы.

Если говорить о специалисте 4, 5 разряда, потребуется большее количество удостоверений и аттестатов. Для представителя 6 разряда необходимо еще большее число навыков.

Документы для скачивания (бесплатно)

Квалификационные требования к рабочим по ЕТКС для слесарей разных разрядов

Требования, предъявляемые к квалификационному уровню, зависят от разряда специалиста (согласно единому тарифно-квалификационному справочнику). Чем он выше, тем большая ответственность возлагается на специалиста.

Второй разряд

Функции и задачи:

  • проведение разборки/сборки деталей и узлов (работа осуществляется под руководством специалиста, владеющего более высоким квалификационным уровнем);
  • подготовка растворов и прочих материалов вспомогательного характера;
  • обеспечение работ по транспортированию трубопроводов, элементов сантехники и прочих специализированных грузов;
  • осуществление комплектования сгонов контргайками и муфтами.

Третий разряд

Специалист этой сферы имеет следующие должностные функции:

  • проведение демонтажа, ремонтных мероприятий по всевозможным деталям, узлам, сантехническим системам центрального отопления, канализационных единиц, водоснабжения, стоков;
  • сверление отверстий и последующая их пробивка в различных рабочих конструкциях;
  • нарезка резьбы ручным способом;
  • монтаж и последующее обслуживание креплений;
  • комплектование трубных элементов, а также фасонных участков на стояках.

Четвертый разряд

Это более высококвалифицированный сотрудник, к которому предъявляется расширенный набор требований:

  • проведение мероприятий по разборке, ремонту, сборки деталей и узловых конструкций средней сложности;
  • работа с сантехническими системами отопления, водоснабжения, канализационной части;
  • разметка участков, в которых предполагается установка креплений;
  • осуществление группировки относительно чугунных радиаторов на территории ремонтных работ;
  • соединение трубопроводов, блоков, кабин;
  • обеспечение крепления рабочих деталей посредством пистолетов поршневого типа.

Пятый разряд

Наряду с требованиями, затрагивающими специалистов более низких квалификационных уровней, к этому мастеру предъявляются следующие требования:

  • проведение разборки, ремонта, сборки деталей, относящихся к санитарно-техническим системам;
  • смена отдельных участков трубопроводов на чугунных трубах;
  • выявление дефектных зон в ходе проведения испытательных работ.

Шестой разряд

Это – самый высокий разряд специалиста данной профессии. Он должен выполнять следующие задачи:

  • демонтаж, монтаж и ремонт сложнейших деталей, узлов;
  • проведение испытаний в рамках сантехнических систем;
  • осуществление ревизии;
  • организация испытания аппаратуры;
  • проведение разметки по местам установки приборов контрольно-измерительного значения.

Должностные обязанности

Перечень должностных обязательств, закрепленных за специалистом, утвержден инструкцией. Она предполагает, что специалист обязан решать следующие задачи:

  • обеспечение полностью исправного состояния и надежного функционирования обслуживаемых механизмов;
  • определение причин преждевременной амортизации деталей, принятие мер по устранению негативных последствий;
  • ликвидация неисправностей посредством ремонта;
  • разборка, сортировка, подготовка, перевозка, монтаж, комплектование, группировка и т. д.;
  • принятие непосредственного участия в составлении заявок на материалы, запчасти, рабочий инструментарий;
  • подготовка систем, которые подверглись ремонту, к последующей сдаче в эксплуатирование;
  • выполнение отдельных поручений служебного характера, поступивших от непосредственного руководителя.

Требования при приеме на работу

В процессе приема на работу наниматель производит оценку специалиста на предмет соответствия требованиям. Их перечень определяется количеством выполняемых функций, сложностью рабочего процесса, степенью масштабности объекта и т. д. Среди основных критериев, которым должен соответствовать профессионал, можно выделить:

  • образование в рассматриваемой сфере (среднее специальное);
  • наличие документа, подтверждающего разряд специалиста;
  • опыт работы от 1 года (в некоторых случаях требуется больший стаж).

Из профессиональных качеств потенциального сотрудника можно выделить следующие направления:

  • владение необходимыми инструментами;
  • умение разбираться в сопутствующей документации;
  • знание правил технической безопасности;
  • умение следовать распоряжениям руководства.

Помимо этого, есть набор личностных качеств, которые необходимо соблюдать кандидату на эту должность:

  • внимательность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • исполнительность.

Чтобы специалист был принят на работу, ему необходимо подтвердить состояние своего здоровья специальной медицинской справкой, а также в ходе исполнения трудовых обязанностей регулярно проходить медосмотры.

Аттестация и увольнение за несоответствие

В целях проверки соответствия имеющейся квалификации заявленным требованиям необходимо регулярное прохождение аттестации. Она проходит в экзаменационной форме и традиционно включает в себя теоретическую и практическую часть. Специалист должен продемонстрировать свои знания и умения, а затем получить оценку. Если наблюдается его соответствие занимаемой должности, он получает аттестат. Если нет, может организовываться обучение и переаттестация.

Увольнение за несоответствие работника нормам профессионального стандарта выступает в качестве крайней меры и допустимо только в том случае, если сотрудник отказался проходить обучение, не прошел переаттестацию, ему было предложено другое рабочее место, на которое он не согласился. Работодатель не может уволить лицо, на попечении которого находится инвалид, ребенок до 3-х лет, а также беременную женщину.

Таким образом, к слесарю сантехнику на практике предъявляется большое количество требований. Несоответствие им влечет за собой необходимость со стороны работодателя принятия определенных мер.

О том, какие основные моменты должны быть учтены при составлении должностной инструкции слесаря-сантехника, и какую роль в этом играют требования ЕТКС, рассказано ниже.

Слесарь сантехник 4,5,6р

Периодичность открытия групп Темы учебного курса

Сроки обучения : 10 дней.

Теория: 40 часов.

Практика: 40 часов.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Профессия – слесарь-сантехник
Квалификация – 4,5,6 разряд
Код профессии- 18560- ЕТКС, код. 16.089 профстандарт

Специализация – слесарь-сантехник 4 разряд

Характеристика работ.

Разборка, ремонт и сборка средней сложности деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков. Разметка мест установки прибора и креплений. Группировка и догруппировка чугунных радиаторов на месте ремонта. Соединение трубопроводов отопительных панелей, санитарно-технических кабин и блоков. Крепление деталей и приборов при помощи поршневых пистолетов.

Слушатель освоивший программу

Должен знать:

— устройство и способы ремонта трубопроводных санитарно-технических систем из стальных и полимерных труб;
— устройство поршневых пистолетов и правила работы с ними;
— способы разметки мест установки приборов и креплений;
— правила установки санитарных и нагревательных приборов;
— правила установки санитарных и отопительных приборов;
— способы разметки мест установки приборов и креплений;
— виды шаблонов для разметки отверстий при установке приборов и правила пользования ими;
— устройство монтажных поршневых пистолетов и правила работы с ними;
— назначение и правила применения ручных и механизированных инструментов и приспособлений, необходимых при монтаже систем отопления;
— правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок;
— требования охраны труда при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

Должен уметь:

— устанавливать дефектные места при испытании трубопроводов;
— пользоваться проектной и нормативной документацией в области монтажа систем отопления, внутренних систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и водостоков;
— читать монтажные чертежи;
— разбирать, ремонтировать и собирать средней сложности детали и узлы систем отопления и тепловых пунктов, систем горячего и холодного водоснабжения, канализации и водостоков;
— размечать места установки приборов и креплений;
— группировать и догруппировывать секционные радиаторы на месте монтажа и ремонта;
— соединять трубопроводы систем отопления, систем горячего и холодного водоснабжения и водостоков;
— крепить детали и приборы при помощи монтажных пистолетов;
— использовать ручной и механизированный инструмент для монтажа систем отопления;
— менять участки трубопроводов из чугунных и полимерных труб;

Специализация – слесарь-сантехник 5 разряд

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.
Смена участков трубопроводов из чугунных труб. Установка дефектных мест при испытании трубопроводов.
Слушатель освоивший программу

Должен знать:

— устройство и способы ремонта различных санитарно-технических трубопроводных систем;
— способы установления дефектных мест при испытании трубопроводов.
— Правила проведения испытаний систем отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения и водостоков;
— Правила проведения испытаний оборудования и трубопроводов;
— способы подготовки и испытания котлов, водоподогревателей, воздухонагревателей и насосов;
— назначение, инструкции по эксплуатации диагностических и измерительных инструментов и приборов;
— методы контроля качества в объеме, необходимом для выполнения задания;
— Правила оформления технической документации;
— Правила пользования средствами индивидуальной защиты;
— Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
— Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок;
— Требования охраны труда при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

Должен уметь:

— использовать диагностические и измерительные инструменты и приборы
— испытывать санитарно-технические системы, системы отопления и оборудование тепловых пунктов;
— проводить ревизию и испытание арматуры;
— соблюдать правила эксплуатации диагностических и измерительных инструментов и приборов;
— производить работы в соответствии с технологическим процессом и технологической документацией.
— обрабатывать результаты испытаний систем отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения и водостоков;
— выявлять отклонения анализируемых показателей проведенных испытаний систем отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения и водостоков;
— оформлять техническую документацию по результатам испытаний.

Специализация – слесарь-сантехник 6 разряд

Характеристика работ.

Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.
Испытание санитарно-технических систем. Ревизия и испытание аппаратуры. Разметка мест установки контрольно-измерительных приборов.

Слушатель освоивший программу

Должен знать:

— правила испытания санитарно-технических систем и арматуры;
— способы подготовки и испытания котлов, бойлеров, калориферов и насосов;
— назначение каждого вида оборудования, основных деталей и узлов системы отопления;
— системы разводок от стояков;
— технология монтажных работ систем отопления;
— устройство и способы монтажа и ремонта трубопроводных систем из стальных, медных, латунных, полимерных, металлополимерных труб;
— Правила установки санитарных и отопительных приборов;
— Способы разметки мест установки приборов и креплений;
— Виды шаблонов для разметки отверстий при установке приборов и правила пользования ими; Установление дефектных мест при испытании трубопроводов;
— Назначение и правила применения ручных и механизированных инструментов и приспособлений, необходимых при монтаже систем отопления;
— Правила пользования средствами индивидуальной защиты;
-Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ

Должен уметь:

— использовать диагностические и измерительные инструменты и приборы
— испытывать санитарно-технические системы, системы отопления и оборудование тепловых пунктов;
— проводить ревизию и испытание арматуры;
— соблюдать правила эксплуатации диагностических и измерительных инструментов и приборов;
— производить работы в соответствии с технологическим процессом и технологической документацией.
— обрабатывать результаты испытаний систем отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения и водостоков;
— выявлять отклонения анализируемых показателей проведенных испытаний систем отопления, водоснабжения, канализации, водостоков;
— оформлять техническую документацию по результатам испытаний
— проводить замеры и разметку мест прокладки трубопроводов по строительным чертежам и с натуры;
— вычерчивать черновые и замерные эскизы с натуры и по строительным чертежам с деталировкой и составлением спецификации;
— составление комплектовочных ведомостей;
— осуществлять монтаж индивидуальных и центральных тепловых узлов управления блоками и отдельными деталями;
— осуществлять монтаж терморегуляторов, биофильтров и автоматических систем пожаротушения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

недели

Всего за курс обучения

часов в неделю

Теоретическое обучение

Блок 1. Общие сведения (Введение)

Блок 2. Общетехнический курс (дисциплины)

Блок 3. Специальный курс (специальные дисциплины)

Производственное обучение

Производственное обучение на рабочем месте

Консультация

Экзамен

Итого по курсу


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *