Энергетическая стратегия России

Энергетическая стратегия России — документ, определяющий цели и задачи долгосрочного развития энергетики Российской Федерации, а также механизмы государственной энергетической политики. По состоянию на 2019 год, действует энергетическая стратегия на период до 2030 года, утверждённая в 2009 году.

Положения стратегии применяются при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ регионов России, комплексных программ по энергетическому освоению территорий регионов и континентального шельфа России, при разработке и корректировке генеральных схем развития отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, программ геологического изучения, при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов энергетических компаний.

История

Разработка первой энергетической стратегии была начата в 1990 году силами Министерства топлива и энергетики РСФСР. Период разработки совпал с периодом распада СССР и переходом России к рыночной экономике. 10 сентября 1992 года была утверждена Концепция энергетической политики России, на её базе в 1993—1994 годах была разработана первая энергетическая стратегия России на период до 2010 года, одобренная правительством России в 1995 году.

В 2003 году была утверждена энергетическая стратегия до 2020 года, а в 2009 году — энергетическая стратегия до 2030 года. В 2015 году был подготовлен, но по состоянию на 2019 год не утверждён проект энергетической стратегии до 2035 года. Ведётся разработка энергетической стратегии до 2050 года.

Принципы

Стратегия построена на трёх основных принципах:

  • Обеспечение энергетической безопасности России;
  • Обеспечение эффективного использования природных ресурсов и энергетического потенциала России;
  • Необходимость модернизации топливно-энергетического комплекса России.

В энергетической стратегии содержатся

  • основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития России, а также взаимодействия экономики и энергетики;
  • перспективы спроса на российские энергоресурсы;
  • перспективы развития топливно-энергетического комплекса России;
  • ожидаемые результаты и система реализации стратегии.

Прогнозы и ожидаемые результаты

Стратегией предполагается, что опережающими темпами будут развиваться малоэнергоёмкие отрасли промышленности, специализирующиеся на выпуске высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Ожидается, что к 2030 году доля малоэнергоёмких отраслей (машиностроение, лёгкая, пищевая промышленность и др.) в структуре промышленного производства вырастет в 1,5 — 1,6 раза и составит более половины общего объема промышленного производства в стране. При этом удельная энергоёмкость ВВП к 2030 году должна составить 44 % от уровня 2005 года. Добыча нефти к 2030 году должна возрасти до 530—535 млн тонн (факт на 2008 год — 488 млн тонн), газа — до 885—940 млрд м³ (факт 2008 года — 664 млрд м³), угля до 425—470 млн тонн (факт 2008 года — 326 млн тонн).

В части экспорта энергоресурсов, ожидается сокращение доли европейского направления сокращаться за счет восточного направления (Китай, Япония, Южная Корея и др.). Планируется, что к 2030 году удельный вес восточного направления в экспорте нефти и нефтепродуктов возрастёт до 22 — 25 %, а в экспорте газа — до 19 — 20 %. При этом экспорт нефти к 2030 году должен составить 222—248 млн тонн (факт 2008 года — 248 млн тонн), природного газа — 349—368 млрд м³ (факт 2008 года — 241 млрд м³), угля — 67-74 млн тонн (факт 2008 года — 70 млн тонн), электроэнергии — 45-60 млрд кВт·ч (факт 2008 года — 17 млрд кВт·ч).

Потребление электроэнергии к 2030 году планируется в объёме 1740—2164 млрд кВт·ч, мощность электростанций к 2030 году должна составить 355—445 ГВт, в том числе АЭС 52-62 ГВт, ГЭС и ВИЭ 91-129 ГВт, ТЭС 212—254 ГВт. Доля безуглеродных электростанций (АЭС, ГЭС, ВИЭ) к 2030 году по сравнению с 2008 году должна возрасти с 32,5 % до 38 %, доля газа в топливном балансе электроэнергетики снизиться с 70 % до 60-62 %, доля угля — возрасти с 26 до 34-36 %. КПД угольных электростанций должен возрасти с 34 % до 41 %, газовых электростанций — с 38 % до 53 %.

Требуемые инвестиции

Запланированное стратегией развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, автономной энергетики и энергосбережения потребует инвестиций в размере $2,4 — 2,8 трлн (в период 2009—2030 годов). В том числе необходимые инвестиции в развитие электроэнергетики оцениваются в $572-888 млрд, нефтяной промышленности в $609-625 млрд, газовой промышленности в $565-590 млрд, угольной промышленности в $68-76 млрд.

Критика

Энергетическая стратегия критикуется за недостаточную обоснованность прогнозов. Так, рост цен на нефть значительно превысил заложенные в стратегии до 2020 года величины, а объемы нефте- и газодобычи превысили даже оптимистический сценарий. Фактическая динамика цен на нефть не совпала с прогнозами и стратегии до 2030 года. Не оправдались прогнозы ввода в эксплуатацию крупного Штокмановского газоконденсатного месторождения, а также начала крупномасштабного экспорта нефти и сжиженного природного газа в США. Также не совпали с реальностью прогнозы значительной роли России в транзите среднеазиатского газа в Европу и страны СНГ (вследствие отказа в 2013 году от транзита газа из Туркменистана), а также прогноз масштабов поставок газа в восточном направлении. Стратегия до 2030 года предусматривает активную интеграцию России в мировое энергетическое пространство и благоприятные условия для реализации энергетических проектов на европейском направлении, что не оправдалось вследствие введения санкций и сопротивления прокладке новых газопроводов («Южного потока» и «Северного потока-2»).

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Минэнерго России. Дата обращения 28 сентября 2019.
  2. 1 2 3 История Института. Институт энергетической стратегии. Дата обращения 28 сентября 2019.
  3. 1 2 3 Шакеров Р. Энергетическая стратегия России // ЭЖ-юрист. — 2017. — № 25.
  4. Медведев поручил до 1 декабря внести в правительство проект Энергостратегии до 2035 года. ТАСС. Дата обращения 28 сентября 2019.
  5. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. Минэнерго России. Дата обращения 28 сентября 2019.
  6. 1 2 3 Бушуев В. В., Безруких П. П. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года и её приоритеты // Кабели и провода. — 2010. — № 3. — С. 10—13.
  7. Рубан Л. С. Все, что сбылось и не сбылось. Прогнозы развития ТЭК России в Энергетических стратегиях РФ до 2020 г., до 2030 г., проекте ЭC до 2035 г. и экспертных оценках // Бурение и нефть. — 2017. — № 11.

Литература

Ссылки

  • Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Минэнерго России. Дата обращения 28 сентября 2019.

>Энергетическая стратегия России

Реализация нормативно-правового обеспечения

Пересмотр и обновление Энергетической стратегии России в соответствии с действующим законодательством должны происходить не реже одного раза в течение пяти лет. В настоящее время Министерством энергетики РФ разработан проект корректировки Энергетической стратегии на период до 2030 года с ее пролонгацией до 2035 года, направленный на энергоэффективность экономики страны. Каковы проблемы нормативно-правового обеспечения исполнения Энергетической стратегии России?

Предпосылки

Впервые разработка Энергетической стратегии была начата в 1990 году Министерством топлива и энергетики Российской Федерации. Создание Энергетической стратегии стало наиважнейшей задачей российской государственности, которая решалась в условиях глобальных политических изменений и одновременного перехода к рыночной экономике1. На данном этапе Правительство страны столкнулось с проблемой отсутствия единой государственной программы, единых принципов управления и развития в энергетическом секторе.

Изначально Правительством РФ была утверждена Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях от 10.09.1992 (Протокол № 26). В 1993–1994 годах на базе данной Концепции была разработана первая Энергетическая стратегия России на период до 2010 года.

В 2003 году Правительством РФ была утверждена новая Энергетическая стратегия на период до 2020 года, которая конкретизировала цели, задачи и основные направления долгосрочной государственной политики в сфере энергетики с учетом складывающихся внутренних и внешних ситуаций в данном секторе, а также макроэкономического, политического и научно-технологического развития страны.

Последняя Энергетическая стратегия представлена Министерством энергетики России на период до 2030 года с проекцией на 2035 год (далее – ЭС-2035).

Основные принципы формирования

Все вышеперечисленные стратегии строятся на трех основных принципах2.

  • Обеспечение энергетичес­кой безопасности страны и окружающих ее районов. В Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации и в Энергетической стратегии России на период до 2020 года принята общая трактовка энергетической безопасности, под которой понимается состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушений стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения3.

Таким образом, энергетическая безопасность является одной из главных составляющих национальной безопасности страны и подразумевает защищенность жизненно важных интересов личности (права и свободы), общества (духовных и материальных ценностей) и государства (конституционный строй, территориальная целостность и суверенитет) от внутренних и внешних угроз4. Впервые тема энергетической безопасности была обозначена Россией как одной из наиболее актуальных при формулировке повестки для Саммита лидеров стран «Группы восьми», который состоялся в г. Санкт-Петербурге в 2006 году5. Обязательным условием обеспечения энергетической безопасности страны является достаточность энергетических ресурсов, которые должны быть технологически допустимы и экономически доступны6.

  • Осуществление эффективного использования природных ресурсов, энергетического потенциала и национального богатства для экономического развития страны и достижения достойного и качественного уровня жизни граждан.

  • Организация процесса обновления топливно-энергетичес­кого комплекса (ТЭК), а также всего российского сектора промышленности.

Нормативно-правовое обеспечение проекта ЭС-2035

Проект ЭС-2035 конкретизирует цели и задачи, а также приоритеты развития российского энергетического сектора. Главная цель стратегии – максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций7.

Рассматривая Энергетическую стратегию России в рамках направлений единой государственной энергетической политики, следует отметить, что она сохранила ее преемственность и соответствует заданным периодам развития страны. Однако в проекте ЭС-2035 задачи и меры государственной политики значительно отличаются от утвержденной стратегии на 2030 год. Какие же изменения произошли?

  • Внесено осуществление перехода от налога на добычу полезных ископаемых к налогу на добавочный доход (НДД, то есть будет осуществлено налогообложение финансового результата) или при добыче углеводородов налога на сверхприбыль;

  • Поставлена задача разработки соответствующих механизмов осуществления налогообложения финансового результата;

  • Определен комплекс мер по развитию человеческого капитала в топливно-энергетический комплекс России и прочие изменения.

Проект ЭС-2035 соблюдает все приоритеты, цели и задачи, установленные в утвержденной Стратегии на период до 2030 года, что говорит о выполнении ею преемственности. Однако в ЭС-2035 имеются достаточно существенные отличия от ЭС-2020. К ним можно отнести:

–изменения в структуре документа путем внесения в разделы новых подразделов (например, в разделе «Государственная энергетическая политика» добавлены подразделы «Налоговая и таможенно-тарифная политики в энергетике» и «Экологическая политика в энергетике»);

–внесение изменений в ЭС-2035 прогноза по оценке перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и внутреннего спроса на российс­кие энергоресурсы (понижены значения внутреннего потребления энергоносителей и перспективы роста ВВП в связи с временным спадом экономической активности в стране, вызванным кризисными явлениями);

–изменения в оценке положения России на мировых энергетических рынках на период до 2035 года, которые включают снижение перспектив глобального роста спроса на энергоносители.

Задачи, установленные в ЭС-2020, в новой стратегии остались теми же, но были более конкретизированы. В связи с этим добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры, повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг, внедрении принципов устойчивого развития в управлении энергетическими компаниями и о государственном регулировании развития энергетики.

Энергетическая стратегия не является по своей сути нормативно-правовым документом, а лишь носит рекомендательный характер. Несмотря на то, что законодательство в области энергетики в настоящее время находится на этапе становления и совершенствования, можно отметить, что при этом оно является упорядоченным и структурированным в рамках отдельной энергетической отрасли.

В структуру энергетического законодательства Российской Федерации входят нормативные правовые акты федерального уровня: федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и других федеральных органов. В дополнение к этому практически во всех субъектах Российской Федерации существуют относящиеся к энергетическому законодательству нормативно-правовые акты, которые регулируют возникающие в топливно-энергетическом комплексе отношения.

Утвержденная ЭС-2030 исходит из того, что существует острая необходимость в формировании комплексной системы российского законодательства в энергетической области, которая станет основой для подзаконных и других нормативных актов федеральных органов исполнительной власти страны8.

Однако, несмотря на множество существующих нормативно-правовых актов, регулирующих энергетический сектор, и необходимость их объединения, для достижения поставленной цели в проекте ЭС-2035 нужно разработать дорожную карту, которая будет включать в себя перечень конкретных мероприятий, требования по их выполнению, результаты, которые должны быть достигнуты, сроки выполнения и утверждения ответственных органов исполнительной власти. В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в проект ЭС-2035.

Условия для внедрения

В осуществлении Энергетической стратегии страны важным условием является разработка Энергетического кодекса Российской Федерации. Он должен стать главным инструментом регулирования отношений в сфере энергетики и вместе с конституционным, гражданским, предпринимательским, экологическим, административным, финансовым, трудовым, таможенным и налоговым законодательствами, законодательством о недропользовании призван объединить всю систему законодательства в сфере энергетики.

Основным условием успешной разработки ЭК РФ (эффективности и целесообразности внедрения в него всех действующих механизмов и инструментов) является привлечение к его созданию экспертного сообщества представителей различных отраслей знания, в том числе юридической, экономической и энергетической профессий, а также научного сообщества.

Положения Энергетического кодекса должны быть юридически обязательными для всех органов государственной власти и управления.

Ключевыми задачами ЭК РФ должны стать:

–выявление специфики и определение единого направления развития российского энергетического законодательства;

–осуществление формулировки основных юридических понятий в топливно-энергетическом комплексе;

–формы и методы повышения энергоэффективности.

Следует отметить, что к механизмам, реализующим энергоэффективную и энергосберегающую государственную политику, относятся:

–осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

–обязательный учет юридическими лицами производимых ими энергетических ресурсов;

–учет физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;

–включение в национальные стандарты и технологические регламенты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;

–сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

–раскрытие юридических инструментариев экологической безопасности;

–гармонизация российского энергетического законодательства с международным законодательством.

Создание энергетического кодекса Российской Федерации станет важным шагом по развитию всего топливно-энергетического комплекса, что обеспечит его эффективные организацию и функционирование.

Таким образом, для успешного исполнения Энергетической стратегии Российской Федерации требуется разработка данного кодекса и приведение проекта ЭС-2035 в соответствие с его положениями.

В заключение следует отметить, что государственный подход к организации и функционированию энергетического сектора и его нормативно-правовому обеспечению проявляется именно в разработке, принятии и применении эффективных и целесообразных федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе принятии Энергетической стратегии страны.

1Миллер Н.Е. Государственная энергетическая политика России в контексте постсоветских преобразований 1990-х гг. // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 18, Март 2009 г. – Электронный ресурс: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2009/vipusk__18._mart_2009_g./miller.pdf

2Лахно П.Г. Правовые основы государственной энергетической политики России, Европейского Союза, Шанхайской организации сотрудничества, государств-членов Европейско-Азиатского экономического сообщества // Бизнес, менеджмент и право. Научно-практический экономико-правовой журнал, 2010. – № 1. – Электронный ресурс: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=733.

3Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации / Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство). – М.: МГФ «Знание», 2000.

4Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности».

5Гасникова А.А. Энергетическая безопасность в системе экономической и национальной безопасности // Конференция «Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. Лузинские чтения – 2007 – Электронный ресурс: http://www.energosovet.ru/stat325.html.

6Гудков И.В., Лахно П.Г. Энергетическая стратегия России в системе программных документов: внутригосударственные и международно-правовые аспекты // Энергетическое право, № 1, 2010.

7Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Министерство энергетики Российской Федерации – Электронный ресурс: http://minenergo.gov.ru/node/1026.

8Мартынов П.А. Рабочий учебник «Энергетическое право» // Российский новый университет, 2014.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *