Содержание
- Элементы обустройства автомобильных дорог
- Технические средства и устройства
- Обустройство дорог в Калуге и Калужской области
- Этапы проведения манипуляций
- Преимущества сотрудничества с нами
- Своевременный ремонт и выполнение работ по содержанию дорог – залог их долговечности
- Этапы работ:
- Виды работ по обслуживанию дорог
- Важность мероприятий по ремонту и содержанию дорог
- Элементы обустройства дороги
> Обустройство автомобильных дорог
Элементы обустройства автомобильных дорог
К элементам обустройства автомобильных дорог относят комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
По функциональному назначению элементы обустройства в соответствии с ГОСТом Р 52765–2007 подразделяют на два класса:
- – технические средства и устройства, предназначенные для организации движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения:
- – здания и сооружения обслуживания движения, предназначенные для обеспечения участников дорожного движения различными видами услуг, необходимых для создания нормальных условий их работы и отдыха.
Технические средства и устройства
К техническим средствам и устройствам, предназначенным для организации движения транспортных средств и пешеходов, относятся ограждения, сигнальные столбики, дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры, направляющие устройства, средства организации движения пешеходов и велосипедистов и др.
Ограждения. Ограждения делятся на два типа:
- 1) барьерные конструкции высотой не менее 0,75 м и парапеты высотой не менее 0,6 м, предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках дороги, с мостов, путепроводов, а также столкновений со встречными транспортными средствами и наездов на массивные препятствия и сооружения;
- 2) сетки и конструкции перильного типа высотой 0,8-1,5 м, предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть.
Ограждения первой группы должны устанавливаться на обочинах участков автомобильных дорог I–IV категорий:
- – проходящих по насыпям крутизной откоса 1: 3 и более;
- – пролегающих на склонах местности крутизной более 1: 3 при перспективной интенсивности движения не менее 4000 приведенных еl./сут;
- – со сложными пересечениями и примыканиями в разных уровнях;
- – с недостаточной видимостью при изменении направления дороги в плане.
На разделительных полосах дорог I категории ограждения первой группы должны устанавливаться по ее оси, а при наличии опасных препятствий – вдоль оси разделительной полосы на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части. При ширине разделительной полосы более 3 м рекомендуется применять барьерные двусторонние металлические ограждения, а при ширине 3 м и менее – железобетонные ограждения парапетного типа.
Ограждения второй группы должны:
- – устанавливаться на разделительной полосе дорог I категории напротив автобусных остановок с пешеходными переходами (в том числе подземными и надземными) в пределах всей длины остановки и на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за пределы ее границ;
- – располагаться по оси разделительной полосы, а при наличии опор путепроводов, освещения, консольных и рамных опор информационноуказательных дорожных знаков – вдоль оси разделительной полосы на расстоянии не менее 1 м от кромки проезжей части для сеток и не менее 0,5 м для ограждений перильного типа.
Сигнальные столбики. Сигнальные столбики на дорогах I категории следует устанавливать между развязками на всем протяжении участков дорог, не имеющих ограждающих устройств проезжей части, через 50 м, а также в пределах закруглений с двух сторон съездов.
На автомобильных дорогах II–V категорий сигнальные столбики следует устанавливать в пределах неукрепленной части обочин на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна в следующих случаях:
- – в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения не менее 2000 приведенных авт./сут;
- – в пределах кривых в плане и на подходах к ним (по три столбика с каждой стороны) при высоте насыпи не менее 1 м;
- – на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения не менее 2000 приведенных авт./сут через 50 м;
- – в пределах кривых на пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне;
- – на дорогах, расположенных на расстоянии менее 15 м от болот и водотоков глубиной от 1 до 2 м, через 10 м;
- – у мостов и путепроводов по три столбика до и после сооружения с двух сторон дороги через 10 м;
- – у водопропускных труб по одному столбику с каждой стороны дорога по оси трубы.
Освещение дорог. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
- – на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м;
- – дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более;
- – средних и больших мостах (путепроводах);
- – пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;
- – подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- – в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам;
- – под путепроводами, на дорогах I–III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;
- – на внеуличных пешеходных переходах;
- – участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- – автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.
Освещенность дорог должна соответствовать требованиям, указанным в табл. 3.21. Нормируется максимальная горизонтальная освещенность Emax на покрытии проезжей части, где достигается максимальный уровень освещенности – непосредственно под светильником, и средняя горизонтальная освещенность Еср.
Таблица 3.21
Максимальная и средняя горизонтальная освещенность Еср покрытия проезжей части на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов
Автомобильные дороги и улицы населенных пунктов |
Максимальная горизонтальная освещенность Етах, не менее, лк |
Средняя горизонтальная освещенность Еср покрытия проезжей части, не менее, лк |
Автомобильные дороги, обозначенные дорожным знаком 5.1 «Автомагистраль» |
||
Автомобильные дороги I категории, магистральные дороги скоростного и улицы непрерывного движения |
||
Автомобильные дороги II категории, магистральные дороги и улицы регулируемого движения |
||
Автомобильные дороги III категории, улицы районного значения |
||
Автомобильные дороги IV категории, улицы и дороги местного значения |
Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в пределах транспортных развязок автомобильных дорог в разных уров
нях должна соответствовать нормативным требованиям для соответствующей категории автомобильной дороги; магистрали и улицы населенных пунктов в соответствии с табл. 3.21 для основной автомобильной дороги и не менее 10 лк – на съездах и ответвлениях.
Посадочные площадки остановок общественного транспорта на дорогах всех категорий должны иметь среднюю горизонтальную освещенность не менее 10 лк.
На пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Средняя горизонтальная освещенность внеуличных пешеходных переходов должна соответствовать значениям, приведенным в табл. 3.22.
Таблица 3.22
Средняя горизонтальная освещенность надземных и подземных переходов
Освещаемый объект |
Средняя горизонтальная освещенность, лк |
Надземный пешеходный переход |
|
Тоннель подземного пешеходного перехода: днем |
|
вечером и ночью |
|
Лестницы подземных пешеходных переходов вечером и ночью |
Средства организации движения пешеходов и велосипедистов. К сооружениям и устройствам, обеспечивающим безопасность транспортных средств и пешеходов, относят тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные переходы, велодорожки, автобусные остановки и др.
Тротуары на дорогах I–III категорий обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Пешеходные дорозкжи располагают за пределами земляного полотна.
Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в час пик до 50 чел-ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел-ч – не менее двух полос движения.
Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.
Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200–300 м. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.
Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям. Пешеходные переходы должны просматриваться с обеих сторон дороги на расстоянии не менее 150 м.
На дорогах шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности.
В соответствии с СП 34.13330.2012 велосипедные дорожки устраивают за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в табл. 3.23.
Таблица 3.23
Рекомендуемые соотношения интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов при проектировании велосипедных дорожек за пределами проезжей части
Интенсивность движения автомобилей (суммарная в двух направлениях), авт./ч |
До 400 |
||||
Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел./ч |
Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.
На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами. Ширина разделительной полосы между автомобильной дорогой и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 1,5 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром.
Основные параметры велосипедных дорожек приведены в табл. 3.24.
Таблица 3.24
Рекомендуемые значения параметров велосипедных дорожек
Нормируемый параметр |
Рекомендуемые значения |
|
При новом строительстве |
Минимальные при благоустройстве и в стесненных условиях |
|
Расчетная скорость движения, км/ч |
||
Ширина проезжей части, м, для движения: однополосного одностороннего |
1,0 |
0,75 |
двухполосного одностороннего |
1,75 |
1,50 |
двухполосного со встречным движением |
2,50 |
2,00 |
Велопешеходная дорожка с разделением пешеходного и велосипедного движения |
4,00* |
3,25** |
Велопешеходная дорожка без разделения пешеходного и велосипедного движения |
2,50*** |
2,00**** |
Велосипедная полоса |
1,20 |
0,90 |
Ширина обочин велосипедной дорожки, м |
0,5 |
0,5 |
Наименьший радиус кривых в плане, м: при отсутствии виража |
||
при устройстве виража |
||
Наименьший радиус вертикальных кривых, м: выпуклых |
||
вогнутых |
||
Наибольший продольный уклон, ‰ |
||
Поперечный уклон проезжей части, ‰ |
||
Уклон виража, ‰, при радиусе: 1-20 м |
Более 40 |
|
20-50 м |
||
50-100 м |
||
Габарит по высоте, м |
2,50 |
2,25 |
Минимальное расстояние до бокового препятствия, м |
0,50 |
0,50 |
* Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной – 2,5 м.
** Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной – 1,75 м.
**’ При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 неш./ч.
**’* При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 неш./ч.
Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные – при возможности по обеим сторонам дороги. Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами, имеющими не более трех полос движения в обоих направлениях, оборудуют дорожными знаками и разметкой.
Светофорное регулирование устанавливают при интенсивности велосипедного движения не менее 50 вел./ч.
На пересечениях с автомобильными дорогами велосипедные дорожки допускается совмещать с пешеходными переходами.
Велосипедные дорожки в районе пересечений должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м от пересекаемой автомобильной дороги.
Велосипедные дорожки должны иметь твердое покрытие из асфальтобетона, бетона или каменных материалов, обработанных вяжущим.
- Здесь и далее в данном параграфе требования к автомобильным дорогам излагаются с использованием таблиц и текстов ГОСТ Р 52766–2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Обустройство дорог в Калуге и Калужской области
Инфраструктура дорожного типа представляет собой сложнейший механизм. Что касается основных носителей информации – дорожных знаков, их преобразования оставляют желать лучшего. Как и в остальных сферах деятельности, работа со светоотражающими конструкциями отличается рядом специфических навыков. Наши высококвалифицированные мастера со специальным оборудованием гарантируют решение любых вопросов, которыми характеризуется комплексное обустройство дорог в населенном пункте. Мы обеспечиваем высокий качественный контроль на каждой стадии организации дорожного движения.
Этапы проведения манипуляций
Комплексное дорожное благоустройство в Калуге и области (Обнинск, Малоярославец, Боровск, Людиново, Киров) предполагает следующие услуги:
-
Планирование объекта.
«СтройСпецТех» разрабатывает универсальные системы организации перемещений в любых условиях. Также определяет расположение техсредств на период осуществления работ и обустройство пространства парковок. Проектирование завершаем в короткие сроки без ущерба качественным показателям и надежности.
-
Дорожные знаки.
Эти элементы обладают государственными сертификатами, утвержденными ГОСТом, а потому создаются в соответствии с заданными техническими условиями. Начиная обустройство дорог, мы выбираем только четко прорисованные указатели, чтобы обеспечить их видимость для водителей в любое время суток.
-
Разметка территории.
Для подготовки дорожной разметки мы применяем инновационные материалы: термопластичные формы, краску, горячий либо холодный пластик. Работу производим инновационным оборудованием, а все материалы обладают сертификацией и соответствуют стандартным нормативам.
-
Инфраструктура транспорта.
Мы предлагаем обустройство автомобильных дорог и прилегающих территорий, а именно: прорабатываем проектирование светофорных объектов, различных барьерных либо пешеходных заграждений, остановочных павильонов. Все это обеспечивает безопасность транспорта и потока пешеходов.
Комплексное благоустройство грунтовой дороги включает прорисовку разметки, ремонт покрытия, строительство мостов и переходов, монтаж знаков и указателей. Повышение комфорта и безопасности на магистралях обеспечивается соблюдением ГОСта и СНиПов.
Преимущества сотрудничества с нами
Мы выполняем благоустройство дорог, опираясь на данные о рельефе местности, гидрологические и метеорологические условия, доступность материалов, использующихся в строительстве инженерных сооружений. Полученные сведения мы успешно применяем на практике. Наша команда усиленно контролирует уровень безопасности, качество трассы и ее пропускной способности. Такой подход к обустройству дорожного полотна, проектированного и отремонтированного нашей организацией, гарантирует долговечность эксплуатации, безопасность и надежность каждого объекта.
В зависимости от пожеланий заказчика и его потребностей «СтройСпецТех» занимается комплексным благоустройством дорожного полотна и прилегающих территорий. Цена рассчитывается с учетом сложности поставленной задачи и объема работ. Окончательная сумма будет рассчитываться после тщательного изучения территории и технического задания. Как правило, выезд на объект и составление плана действий по дорожному обустройству осуществляется бесплатно.
Опытные инженеры и прорабы контролируют каждый процесс, а потому гарантируют строгое соблюдение сроков и качество проведенных манипуляций. Наши дороги всегда служат долго и доставляют автолюбителям удовольствие от езды!
Вы заинтересованы в услугах обустройства дорог в Калуге или Балабаново, Боровске, Сухиничах, Думиничах, Козельске, Медыне и Мещовске? Обратитесь к нашим специалистам – они решат вашу задачу за указанное время. Доступные цены на все услуги, существенная экономия времени, отсутствие забот при работе с документацией – вот лишь краткий список преимуществ, которые вы получите, обратившись к нам!
получить бесплатную консультацию
Своевременный ремонт и выполнение работ по содержанию дорог – залог их долговечности
Главная / Статьи / Своевременный ремонт и выполнение работ по содержанию дорог – залог их долговечности
Строительство автомобильных дорог – это комплекс работ, состоящий из нескольких этапов или технологических циклов. От качества выполнения каждого из них – добросовестности рабочих, соблюдения технологии и использования соответствующих материалов и дорожного оборудования, зависит и долговечность дорожного покрытия, и срок службы любой автомагистрали.
Этапы работ:
Возведение и крупной автомагистрали, и внутридомовых дорог включают в себя проведение таких мероприятий:
- земляные работы – подготовительный этап, который заключается в планировании участка строительства, выемке и вывозу грунта, рытье траншей, создании насыпей и других мероприятиях;
- укрепление откосов, устройство насыпей, уплотнение грунта – важный этап, который существенно отдаляет необходимость проведения капитального ремонта дорог, потому что препятствует появлению трещин, выбоин и других деформаций в процессе эксплуатации;
- дренажные работы – создание систем эффективного водоотведения, а также устройство специальных прослоек в грунте для улучшения морозостойкости и дренирующих характеристик земляного полотна;
- нижней части дорожной одежды, с использованием бетона, песка, щебня и других материалов и дорожной техники;
- создание из бетона или асфальта ровного, прочного и надежного верхнего слоя дорожного покрытия.
После выполнения этих основных этапов приступают к установке бортового камня, монтажу ограждений, дорожных знаков и нанесению разметки на дорожное полотно. Завершается строительство дороги благоустройством территории, прилегающей к ней.
Виды работ по обслуживанию дорог
Кроме строительства, существует еще несколько разновидностей дорожных работ, которые условно разделяются на такие типы:
- содержание дорог – профилактические сезонные работы по уходу за дорожным покрытием, полосой отвода и различными сооружениями, которые направлены на устранение незначительных дефектов и обеспечивают беспрепятственное движение автотранспортных средств;
- текущий ремонт – комплекс работ или отдельные мероприятия, направленные на предотвращение развития существующих дефектов и повышенного износа покрытия и других элементов дороги;
- капитальный ремонт дорогь – это мероприятия по восстановлению технических показателей и потребительских характеристик автомагистрали до уровня, который соответствует присвоенной ей категории;
- реконструкция – изменение и улучшение потребительских свойств и технико-экономических показателей существующей магистрали или ее отдельного участка.
Важность мероприятий по ремонту и содержанию дорог
Если все работы по возведению автомагистралей различного масштаба и назначения производятся по всем правилам, то выполнять капитальный ремонт дорог потребуется лишь после многих лет интенсивной эксплуатации. Однако бетонное или асфальтовое покрытие нуждается в периодическом осмотре для выявления дефектных участков и проблемных мест, особенно это актуально после окончания весеннего паводка. Только при условии качественного обслуживания дорог срок их службы существенно продлится, а расходы на проведение серьезного ремонта сократятся.
Своевременный ремонт и содержание дороги в надлежащем виде сможет помочь избежать деформаций, разрушений верхнего покрытия или основания полотна и других серьезных проблем, которые нередко являются причинами создания аварийных ситуаций и приводят к человеческим жертвам. Кроме этого, капитальный ремонт дороги – дело не только весьма хлопотное, но и очень затратное и продолжительное. Грамотно выполняемые работы по ремонту дорог дают возможность безопасно их эксплуатировать десятки лет без проведения капитального ремонта.
И в завершение. Работы по ремонту дорог и возведению автомагистралей стоит доверять только профессионалам с большим опытом работы! Компания «Мегаполис» уже 12 лет успешно занимается строительством автомобильных дорог в Красноярском крае, а также их ремонтом и обслуживанием. Комплексный подход, современные технологии, отличная техническая оснащенность – все это является залогом долговечности покрытия и гарантирует поддержание отличного состояния наших магистралей многие годы.
Смотреть что такое «Элементы обустройства автомобильных дорог» в других словарях:
-
ОДМ 218.6.010-2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог — Терминология ОДМ 218.6.010 2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог: 3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению объемов заготовки химических материалов для борьбы с зимней скользкостью покрытий автомобильных дорог: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению составленных вяжущих в покрытиях автомобильных дорог — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по применению составленных вяжущих в покрытиях автомобильных дорог: Армирование Усиление дорожных конструкций в результате перераспределения геосинтетическим материалом напряжений … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению нормативных нагрузок, расчетных схем нагружения и габаритов приближения автомобильных дорог общего пользования — Терминология Методические рекомендации: Методические рекомендации по определению нормативных нагрузок, расчетных схем нагружения и габаритов приближения автомобильных дорог общего пользования: Армирование Усиление дорожных конструкций в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
ОДМ 218.0.000-2003: Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (Временное) — Терминология ОДМ 218.0.000 2003: Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (Временное): 3.8 Дефекты содержания автомобильной дороги дефекты, повреждения, недостатки, отклонения от нормативных требований на автомобильной дороге,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Элементы — 34. Элементы оборудование, приборы, трубопроводы, кабели, строительные конструкции и другие изделия, обеспечивающие реализацию заданных функций самостоятельно или в составе систем и рассматриваемые в проекте в качестве структурных единиц при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Дорога — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия
-
автомобильная дорога — 3.3 автомобильная дорога : Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными элементами которого являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Объекты концессионного соглашения — 1. Объектами концессионного соглашения являются: (в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152 ФЗ) 1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные… … Официальная терминология
-
Автомобильная дорога — 1) автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные… … Официальная терминология
Элементы обустройства дороги
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
10.1Работы по обустройству дорог следует выполнять после окончания работ по планировке и укреплению обочин и откосов земляного полотна и устройства присыпных берм.
10.2Работы по установке дорожных знаков, ограждений и сигнальных столбиков следует начинать с разбивочных работ.
10.3Глубина бурения для стоек опор дорожных знаков, железобетонных столбов ограждений и сигнальных столбиков должна быть меньше проектной на 3 см. Для ограждений со стойками из стальных швеллеров или эквивалентных им стальных гнутых профилей глубина бурения должна быть меньше проектной на 20 см.
10.4Установку барьерных ограждений, дорожных знаков и сигнальных столбиков следует выполнять в соответствии с СТБ 1300.
10.5Горизонтальную разметку следует выполнять при относительной влажности воздуха не более 85 %, только на промытой, подметенной и сухой поверхности покрытия при ее температуре не ниже 5 °С нитрокрасками и не ниже 10 °С – термопластическими материалами.
10.6При температуре поверхности покрытия ниже 10 °С разметку термопластическими материалами разрешается выполнять при условии предварительного разогрева покрытия горелками инфракрасного излучения до температуры не ниже 15 °С.
10.7Не допускается выполнять разметку по размягченному покрытию, а также при наличии на его поверхности пятен масла, битума или мастики, образовавшихся при заливке трещин, заполнении швов и т. п.
10.8Во избежание ухудшения цвета линий разметки из термопластического материала не допускается:
– делать перерывы в работе самоходных разметочных машин до полного израсходования приготовленного термопластического материала;
– включать обогревающее устройство расходной емкости после ее опорожнения.
10.9Движение по участку с горизонтальной разметкой, нанесенной нитрокраской, может быть открыто не ранее чем через 15 мин после ее нанесения, по участку с разметкой термопластическим материалом – не ранее чем через 30 мин.
10.10Допустимые величины отклонений от основных размеров при установке элементов обстановки дорог:
– обозначений центров ям ±1 см;
– глубины ям ±2 см;
– высоты нижней кромки щита знака на каждый метр ширины шага ±1 см;
– высоты ограждения по консоли верхней кромки балки при длине секции:
4320 мм ±1,0 см
6320 мм ±1,5 см
8320 мм ±2,0 см
9320 мм ±2,35 см
– лицевой поверхности ограждения (волнистость линии ограждения) на длине 10 м не более ±3 см.
10.11Допустимые величины отклонений линии разметки в плане ±3 см. Края линии разметки должны быть ровными. Допустимое отклонение краев – не более 5 мм на длине 0,5 м.
Контроль качества работ
При устройстве элементов обустройства дороги следует контролировать:
– требуемую последовательность работ, вертикальность стоек ограждений, стоек знаков и сигнальных столбиков – постоянно визуально;
– точность установки всех стоек и столбиков, а также линий разметки через 10 м в плане с помощью мерной ленты и шнура;
– глубину ям, высоту ограждений и знаков по шаблонам;
– волнистость ограждения в плане с помощью шнура и линейки;
– ровность краев и ширину линий разметки выборочно, не менее 10 % длины с помощью линейки.
11 Приемка выполненных работ
11.1При приемке выполненных работ приемочная комиссия должна произвести освидетельствование работ на дороге, контрольные замеры, проверку результатов производственных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, выполненных при операционном контроле, записей в общем журнале работ и специальных журналах по выполняемым отдельным видам работ и проверку технической документации в соответствии со СНиП 3.01.01, СНБ 1.03.01, СНБ 1.03.03, СНБ 1.03.04 и ТКП 035.
В случае необходимости, наличии спорных ситуаций приемочная комиссия имеет право производить дополнительные испытания строительных материалов, контрольных образцов и конструкций.
11.2При приемочном контроле способы измерений должны соответствовать требованиям настоящего раздела и соответствующих подразделов настоящего кодекса, регламентирующих выполнение операционного контроля. Объем измерений должен быть не менее 10-20 % объема измерений при операционном контроле, но состоять не менее чем из 20 измерений, за исключением контроля плотности асфальтобетона, щебеночных смесей по способу смешения на дороге и жестких бетонных смесей, проводимого в объеме, требуемом при операционном контроле.
11.3Приемка работ по дороге в целом (участку дороги) осуществляется после завершения сооружения и приемки (с составлением актов освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки) отдельных элементов дороги.
При приемке законченных дорожно-строительных работ используется метод сравнения фактических значений контролируемых показателей в конечной продукции с проектными и допустимыми отклонениями.
В случае несоответствия контролируемых параметров установленным требованиям решение о приемке и оплате работ принимают с учетом технических заключений специализированных организаций, руководствуясь СНБ 1.01.04.
11.4Акты освидетельствования скрытых работ следует составлять по следующим видам работ и элементам:
– закрепление трассы;
– создание геодезической разбивочной основы;
– разбивка и закрепление планового и высотного положения осей сооружений;
– срезка плодородного слоя почвы, выторфовывание, корчевание пней;
– устройство уступов на косогорах, откосах существующих насыпей;
– устройство оснований из геотекстиля под насыпями;
– устройство водоотвода и дренажей, укрепление русел у водоотводных сооружений;
– сооружение и уплотнение земляного полотна и подготовка его поверхности для устройства дорожных одежд;
– устройство и уплотнение конструктивных слоев дорожных одежд;
– установка элементов швов расширения и сжатия;
– установка арматуры (при устройстве цементобетонных покрытий);
– установка рельс-форм и копирных струн.
11.5При приемке работ по устройству цементобетонного покрытия для определения качества бетона по назначению приемочной комиссии определяются физико-механические показатели бетона согласно Пособию П1-98 к СНиП 3.06.03.
Толщину покрытия следует контролировать высверливанием кернов, не менее трех на 1 км по каждой полосе движения на расстоянии 0,5 м от края покрытия и 0,5 м от продольной оси.
11.6На дорогах I и II категорий, а также в случае применения на автомобильных дорогах усовершенствованных капитальных типов дорожных покрытий с использованием новых строительных материалов или нетиповых конструкций земляного полотна и дорожной одежды приемочный контроль должен осуществляться, как правило, с привлечением специализированных организаций.
11.7При осуществлении приемочного контроля следует проверять соответствие фактических значений проектным по параметрам, приведенным в таблице 25.
Таблица 25
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр | Норма | Допустимые отклонения от нормы (±) |
1 Общие для всех конструктивных элементов и дороги параметры | ||
Степень уплотнения слоев земляного полотна и дорожных одежд, модуль упругости слоев оснований | Не ниже проекта | См. примечание |
Сцепление шины автомобиля с покрытием (для верхнего слоя) и шероховатость покрытия | Не ниже требований раздела 11 | — |
Прочность, водостойкость и морозоустойчивость материалов | Не ниже проекта | — |
Видимость в плане на пересечениях в одном уровне, на вертикальных и горизонтальных кривых в плане и профиле | То же | — |
2 Земляное полотно | ||
Высотные отметки продольного профиля, мм | Не ниже проекта | 50 (10) |
Расстояние между осью и бровкой земляного полотна, см | То же | |
Поперечные уклоны | » | 0,010 (0,005) |
Крутизна откосов, % | » | |
Поперечные размеры кюветов, нагорных и других канав (по дну), см | » | |
Поперечные размеры дренажей, см | » | |
Продольные уклоны дренажей, % | » | |
Ширина насыпных берм, см | » | |
Толщина слоя растительного грунта на откосах, % | » |
Продолжение таблицы 25
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр | Норма | Допустимые отклонения от нормы (±) |
3 Устройство морозозащитных дренирующих, изолирующих и капилляропрерывающих слоев | ||
Высотные отметки по оси, мм | Не ниже проекта | 50 (10) |
Ширина слоя, см | То же | |
Толщина слоя, % | » | 10 (5) |
Поперечные уклоны | » | 0,010 (0,005) |
4 Щебеночные, гравийные и шлаковые основания и покрытия. Основания из грунтов и каменных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими | ||
Ширина основания и покрытия, см | Не ниже проекта | |
Толщина слоя, % | То же | 10, но не более 20 мм (7, но не более 15 мм) |
Высотные отметки по оси, мм | » | 50 (10) |
Поперечные уклоны | » | 0,010 (0,005) |
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м, мм: | ||
– для дорог I, II и III категорий | 10 (5) | См. примечание |
– для дорог IV, V, VI категорий | ||
5 Мостовые | ||
Высотные отметки по оси, мм | Не ниже проекта | |
Ширина покрытия, см | То же | |
Толщина слоя, % | » | |
Поперечные уклоны | » | 0,010 |
6 Основания и покрытия из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими | ||
Ширина основания и покрытия, см | Не ниже проекта | |
Толщина слоя, % | То же | |
Высотные отметки по оси, мм | » | 50 (10) |
Поперечные уклоны | » | 0,010 (0,005) |
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м, мм: | ||
– для дорог I, II и III категорий | 10 (5) | См. примечание |
– для дорог IV, V, VI категорий | То же | |
7 Асфальтобетонные покрытия | ||
Ширина основания и покрытия, см | Не ниже проекта | |
Толщина слоя, % | То же | 10 (5) |
Высотные отметки по оси, мм | » | 50 (10) |
Поперечные уклоны | » | 0,010 (0,005) |
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м, мм | 5 (3) | См. примечание |
Продолжение таблицы 25
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр | Норма | Допустимые отклонения от нормы (±) |
Ровность в продольном направлении при измерении профилографом (IRI), мм/м: | ||
– для дорог I категории (при новом строительстве) | 1,5 | См. примечание |
– для дорог II, III категорий (при новом строительстве) | 2,0 | |
– для дорог I, II, III категорий (при реконструкции и капитальном ремонте) | 2,0 | См. примечание |
– для дорог IV, V,VI категорий (при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте) | 2,5 | |
8 Цементобетонные покрытия | ||
Ширина основания и покрытия, см | Не ниже проекта | |
Толщина слоя, % | То же | 15 (10) |
Высотные отметки по оси, мм | » | 50 (10) |
Поперечные уклоны | » | 0,010 (0,005) |
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м, мм | 5 (3) | См.примечание |
Ровность в продольном направлении при измерении профилографом (IRI), мм/м: | ||
– для дорог I категории (при новом строительстве) | 1,5 | См. примечание |
– для дорог II, III категорий (при новом строительстве) | 2,0 | |
– для дорог I, II, III категорий (при реконструкции и капитальном ремонте) | 2,0 | |
– для дорог IV, V,VI категорий (при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте) | 2,5 | |
Разница в уровне поверхности в швах монолитных покрытий, мм | Не ниже проекта | |
Превышение граней смежных плит сборных цементобетонных покрытий, мм: | ||
– для дорог I, II, III категорий | То же | |
– для дорог IV, V, VI категорий | ||
9 Обустройство дороги | ||
Соответствие дорожных знаков требованиям СТБ 1140, правильность установки дорожных знаков, светофоров, заглубление и конструкции опор, соответствие их требованиям нормативных документов | Не ниже проекта | |
Обустройство пешеходных переходов к автобусным остановкам, площадок отдыха | То же | |
Соответствие ограждений проекту, правильность их монтажа и покраски | » | |
Соответствие проектной документации и состояние разделительных полос | » | |
Соответствие проекту и правильность покраски сигнальных столбиков | » | |
Устройство или ликвидация необустроенных съездов с дороги | » | |
Соответствие горизонтальной и вертикальной разметки требованиям СТБ 1231 | » | |
Допустимые величины отклонений линий продольной разметки | ||
– при обозначении полос движения | Не ниже проекта | 5 см на длине 10 м |
– при обозначении края дорожного покрытия | 2 см на длине 10 м |
Продолжение таблицы 25
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр | Норма | Допустимые отклонения от нормы (±) |
Допустимые величины отклонений основных размеров при установке элементов обстановки дорог: | То же | |
– обозначений центра ям, см | ||
– глубин ям, см | » | |
– высоты нижней кромки щита знаков | » | 1 см на каждый метр ширины щита |
– лицевой поверхности ограждения (волнистость линии ограждения) | » | 3 см на длине 10 м |
Примечания: 1 Не более 10 % замеров плотности слоев земляного полотна и дорожной одежды могут иметь отклонения в сторону уменьшения соответственно до 4 % и 2 %; модулей упругости оснований – до 5 %. Коэффициенты вариации для указанных параметров на однотипных участках должны быть не выше соответственно 4; 2 и 5 %. 2 Коэффициент вариации вычисляют по СТБ 1501. 3 Не более 10 % замеров поперечных уклонов не должны выходить за интервал от -0,010 до +0,015. 4 Не более 5 % замеров могут превышать двукратную величину допускаемых значений просветов под рейкой. 5 Не более 15 % замеров разницы в уровне поверхности в швах монолитных цементобетонных покрытий и превышений граней смежных плит сборных покрытий могут иметь значения до 6 мм. 6 Не более 10 % замеров ширины и толщины слоев дорожной одежды могут выходить за интервал, нижняя граница которого в 1,5, а верхняя в 2 раза превышает величину допускаемых отклонений. 7 Не более 10 % замеров всех остальных параметров не должны превышать допускаемых значений более чем в 2 раза. 8 Данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок. 9 Применение машин без автоматизированных систем управления при устройстве покрытий допускается только при наличии технико-экономического обоснования и с согласия заказчика. В этом случае контроль ровности в продольном направлении при приемке работ не выполняется. 10 Отклонения высотных отметок по оси должны иметь одинаковый знак (плюс или минус) на расстоянии не менее 100 м. 11 Отклонения высотных отметок по оси покрытия допускаются только при условии обеспечения продольной ровности. |
11.8 При приемочном контроле способы измерений и их объем должны соответствовать требованиям настоящего раздела, за исключением контроля параметров плотности и прочности, проводимого в объеме, требуемом в разделах 8 и 9.
11.9При приемке работ для дорог I, II и III категорий проводится оценка ровности поверхности в продольном направлении с помощью специальных профилографов путем сплошного измерения на всем сдаваемом участке (отрезками по 100 м) по каждой полосе движения, а также оценка неровности с определением вертикальных отметок нивелированием с шагом 5 м на захватках, имеющих худшую ровность. На дорогах IV, V, VI категорий допускается использование трехметровой рейки.
Захватки следует выбирать длиной не менее 400 м. Суммарная длина захватки должна составлять не менее 10 % длины сдаваемого участка дороги в однополосном исчислении. Для каждой захватки необходимо указать координаты ее начала и конца, границ прямолинейных отрезков, границ выпуклых и вогнутых кривых и их радиусы, а также границ виражей.
На выбранных захватках следует проводить сплошной контроль по всей длине путем измерения просветов под трехметровой рейкой и оценки неровности с длинами волн 10, 20 и 40 м нивелированием с шагом 5 м.
Измерения ровности следует проводить на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения. Места установки трехметровой рейки и нивелирной рейки следует располагать на одной линии. Измерение просвета под рейкой с помощью клинового промерника следует проводить в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга.
Величины просветов, полученные на вертикальных кривых, следует корректировать, используя данные, приведенные в таблице 26.
Таблица 26
Радиус выпуклой кривой, м | Величина поправки, мм, на расстоянии от торца рейки, м | ||
0,0 | 0,5 | 1,0 | |
1,1 | 0,8 | 0,4 | |
1,9 | 1,3 | 0,6 | |
2,8 | 1,9 | 0,9 | |
3,8 | 2,5 | 1,2 | |
5,6 | 3,8 | 1,9 | |
Радиус вогнутой кривой, м | Величина поправки, мм, на расстоянии от торца рейки, м | ||
0,5 | 1,0 | 1,5 | |
0,4 | 0,8 | 1,1 | |
0,6 | 1,3 | 1,9 | |
0,9 | 1,9 | 2,8 | |
1,3 | 2,5 | 3,8 | |
1,9 | 3,8 | 5,6 | |
Примечание – При измерениях на выпуклых и вогнутых кривых величину поправки следует брать со знаком минус. |
11.10Определение вертикальных абсолютных или относительных отметок осуществляется путем нивелирования шагом 5 м.
По данным нивелирования вычисляют абсолютные или относительные вертикальные отметки hi точек поверхности покрытия или основания дороги в местах разметки. По относительным отметкам определяют отклонения (алгебраические разности) отметок δhi в этих точках от прямой линии, проходящей через предыдущую (i-k) и последующую (i+k) точки, по следующей формуле
, (11.1)
где hi , hi-k, hi+k – относительные отметки, соответственно, точки i, предыдущей и последующей точек;
i – порядковый номер точки разметки;
hi-k, hi+k – порядковые номера, соответственно, предыдущей и последующей точек.
Для неровностей длиной 10 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 5 м и имеют порядковые номера соответственно i-1 и i+1. Для неровностей длиной 20 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 10 м и имеют порядковые номера соответственно i-2 и i+2. Для неровностей длиной 40 м предыдущая и последующая точки отстоят от точки i на 20 м и имеют порядковые номера i-4 и i+4.
Для криволинейных участков продольного профиля в вертикальной плоскости, описываемой круговой кривой, необходимо учитывать поправку. При измерениях на выпуклых кривых величину поправки следует прибавить к вычисленному значению δhi, а на вогнутых – вычесть. Величина поправки зависит от радиуса вертикальных кривых и длины неровностей и принимается по таблице 27.
Таблица 27
Радиус вертикальной кривой, м | Величина поправки, мм | ||
Для неровностей длиной | |||
10 м | 20 м | 40 м | |
– | – | 2,0 | |
– | – | 2,7 | |
– | – | 4,0 | |
– | – | 6,7 | |
– | 2,0 | 8,0 | |
– | 2,5 | 10,0 | |
– | 3,3 | 15,0 | |
1,3 | 5,0 | 20,0 | |
1,6 | 6,3 | 25,0 | |
2,5 | 10,0 | 40,0 | |
3,1 | 12,5 | 50,0 | |
4,2 | 16,7 | 67,0 | |
5,0 | 20,0 | 80,0 | |
6,3 | 25,0 | 100,0 | |
8,3 | 33,3 | 133,3 | |
10,4 | 41,7 | 166,7 | |
12,5 | 50,0 | 200,0 | |
20,8 | 83,3 | – | |
31,2 | 125,0 | – | |
41,7 | 166,7 | – | |
62,5 | 250,2 | – |
Отклонения (алгебраические разности) отметок вычисляют для всех точек, кроме:
— первой и последней для неровности длиной 10 м;
— двух первых и двух последних для неровности длиной 20 м;
— четырех первых и четырех последних для неровности длиной 40 м.
11.11Полученные величины отклонений (алгебраических разностей) должны удовлетворять требованиям, приведенным в таблице 28.
Таблица 28
Допустимое количество отклонений, % | Допустимые величины отклонений, мм, для неровностей длиной | ||
10 м | 20 м | 40 м | |
7,5 |
11.12При замерах ровности трехметровой рейкой два значения просветов свыше 3 мм не должны быть в одном приложении рейки.
11.13Ровность поперечного стыка асфальтобетонного покрытия должна отвечать следующим требованиям:
— 90 % значений просветов под трехметровой рейкой не должно превышать 4 мм;
— остальные 10 % – до 8 мм;
— в одном приложении рейки не допускается 3 значения просветов более 4 мм.
Рейку прикладывают перпендикулярно линии стыка в трех продольных сечениях: по оси каждой полосы и на расстоянии 0,5-1,0 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения. Положение рейки над линией стыка: середина рейки (для оси полосы); 0,5 м от каждого из концов рейки (для краевых сечений).
11.14Сцепление шины автомобиля с увлажненной поверхностью покрытия характеризуется коэффициентом сцепления, определяемым динамометрическими приборами типа ПКРС по ГОСТ 30413 или приборами ударного действия, маятникового типа по СТБ 1566. Измерения сцепления следует производить не ранее чем через две недели после окончания строительства покрытия.
11.15Измерения следует выполнять по одной полосе наката колес автомобилей каждой полосы движения. На каждые 1000 м необходимо делать 3-5 измерений в зависимости от состояния покрытия по каждой полосе движения.
11.16Значения измеренных коэффициентов сцепления (при увлажненной поверхности покрытия) в зависимости от категории дороги и условий движения должны быть не ниже указанных в таблице 29.
Таблица 29
Категория автомобильной дороги по ТКП 45-3.03-19 | I-а, | I-б, I-в, II, III | , V IV | VI |
Расчетная скорость движения, км/ч | 100 -120 | 60-80 | 30-40 | |
Коэффициент сцепления, не ниже | 0,55 | 0,50 | 0,45 | 0,45 |
Примечания: 1. Для участков дорог I, II, III категорий с видимостью менее расчетной, подъемами и спусками с уклонами, превышающими расчетные, для зон пересечений в одном уровне, участков дорог при уровнях загрузки свыше 0,5, коэффициент сцепления должен быть не ниже 0,6. 2. Нормируемые значения коэффициента сцепления и адреса участков дорог в зависимости от условий движения должны быть указаны в проектной документации. |
11.17 Шероховатость дорожных покрытий следует измерять методом профилирования или «песчаное пятно» по СТБ 1566. При измерении методом «песчаное пятно» следует производить не менее 5 измерений на 1000 м по одной полосе наката. Места измерений устанавливает приёмочная комиссия.
При использовании метода профилирования измерения выполняются на всех полосах движения принимаемого участка. Переход к значениям по методу «песчаное пятно» выполняется по формуле
, (11.2)
где hср – значение средней глубины впадин шероховатости по методу «песчаного пятна»;
МРD – значение шероховатости по методу профилирования.
Значения средней глубины впадин шероховатости по методу «песчаного пятна» должны быть не менее:
— для асфальтобетона – 1,0 мм;
— для цементобетона – 1,0 мм;
— для поверхностной обработки – 1,8 мм.
Библиография
РД 0219.1.08-98 Состав и порядок оформления производственно-технической документации при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений | |
РД 0219.1.20-2001 Руководство по операционному контролю качества работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений | |
РД 0219.1.31-2003 Обустройство мест производства работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, улиц и дорог населенных мест | |
ВСН 182-91 / Минтрансстрой. Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства | |
РД 0219.1.26-2002 Руководство по рекультивации земель, нарушаемых при дорожном строительстве | |
РД 0219.1.07-2002 Устройство и ремонт поверхностной обработки покрытий автомобильных дорог | |
РД 0219.1.09-99 Дорожные технологии на основе катионных битумных эмульсий |