Содержание

>Экстернат в России: правовые аспекты и правила перехода

Правовой статус экстерната

Согласно Федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.

Экстернат как форма обучения с 2013 года упразднён. Но это не значит, что нельзя учиться по своей программе, не посещая школу.

Историческая справка
Школьный экстернат был введён в 1935 году. В СССР он являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Перешагивать через классы было нельзя, к выпускным экзаменам из восьмилетки допускались только лица, достигшие 16 лет, а из десятилетки — 18 лет. Ускорять обучение разрешили в 1985 году. В приоритете по-прежнему оставалась классно-урочная система, но допускалось не посещать занятия каждый день и аттестоваться сразу за несколько классов. В 1992 году этот механизм полностью легитимизировали, обновив закон об образовании. В 1990-е и 2000-е экстернат считался прерогативой одарённых детей, которым не терпелось поступить в ВУЗ. С принятием в 2012 году нового Закона об образовании экстернат стал доступен всем, начиная от спортсменов и заканчивая детьми с проблемами со здоровьем.

В настоящее время в России действует две формы получения образования:

  • в образовательном учреждении (очное, очно-заочное или заочное обучение);
  • вне образовательного учреждения (с 1 по 9 класс — семейное обучение; 10–11 классы — самообразование).

Благодаря этому соблюдается баланс между государственными гарантиями на основное общее образование и индивидуализацией обучения.

Каждый гражданин обязан окончить хотя бы 9 классов и получить знания не ниже тех, что заложены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Однако закон предоставляет выбор: если не нравится школьная система, вы вправе перейти на семейное образование и подстраивать обучение под интересы и особенности ребёнка.

Чтобы подтвердить, что знания ребёнка не ниже госстандартов, он должен сдавать промежуточные и итоговые аттестации. Для этого дети зачисляются в аккредитованные школы и на время аттестации становятся экстернами.

Права и обязанности экстернов

Экстернат даёт возможность учиться так, как нравится. Можно выбрать готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

Какое бы образовательное учреждение для прохождения промежуточной и итоговой аттестаций вы ни выбрали, у ребёнка-экстерна будут те же права, что и у обычного школьника:

  • ребёнок на экстернате может получать учебники и справочную литературу в школе, куда зачислен на аттестацию;
  • он может ходить на практические и лабораторные занятия;
  • экстерн перед аттестацией вправе получить консультацию по каждому предмету;
  • он может участвовать в олимпиадах, конкурсах и внеурочных мероприятиях.

К обязанностям экстернов относятся своевременная сдача аттестаций и (при наличии) ликвидация академических задолженностей. Если ребёнок не справится, его вернут в обычную школу.

Переход на экстернат

Чтобы в России перевести ребёнка на экстернат, необходимо поменять форму получения образования. Для детей с 1 по 9 классы это будет семейное образование, для старшеклассников — самообразование.

Пакет документов для экстерната

  1. Уведомление в органы местного самоуправления о выборе семейного образования (самообразования).
  2. Заявление о переходе на семейное образование и отчислении из школы (если хотите сменить школу для аттестаций).
  3. Заявление о зачислении в образовательное учреждение для прохождения аттестаций (при смене школы).
  4. Договор об организации и проведении промежуточной и(или) государственной итоговой аттестации (по желанию).

Все эти документы составляются произвольно, по общим правилам делового оборота. Унифицированных требований к ним нет. Но не лишним будет подкрепить своё волеизъявление ссылками на статьи Федерального закона, касающиеся семейного образования.

Выводы

  1. Экстернат никуда не исчез. Просто в действующем Законе «Об образовании в Российской Федерации» он является формой аттестации, а не обучения.
  2. Учиться на экстернате могут не только вундеркинды, но и обычные дети, которым по каким-то причинам не подходит школа.
  3. У экстернов те же академические права, что и у остальных школьников, но гораздо больше свободы.
  4. Для перехода на экстернат достаточно уведомить органы местного самоуправления и найти школу для сдачи аттестаций.

Как видите, всё довольно просто. Самое сложное в экстернате — организовать обучение. Не все дети способны заниматься самостоятельно, и не все родители могут контролировать это. Отличным подспорьем для экстернов являются онлайн-школы, где при сохранении гибкого графика образовательный процесс отлажен, как часы.

Приглашаем вас в «Экстернат Фоксфорда»! Гибкое расписание позволит сочетать учёбу со спортом, творчеством и другими увлечениями. Есть программа «два класса за один год». Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Программа позволяет изучать нужные предметы на углублённом уровне, готовиться к экзаменам и олимпиадам. Учебную мотивацию поддерживают персональные кураторы.

Экстернат в новом законе «Об образовании»

Порядок организации аттестации экстернов в УОСкачать в формате .docx

Экстернат — востребованная форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение учебного материала в рамках установленного программного содержания с последующим прохождением аттестационного оценивания и получением документов установленного образца. Форма экстерната в новом законе №273-ФЗ «Об образовании в РФ» претерпела значительные изменения ввиду нормативного закрепления следующих положений:

  • в образовательном пространстве предусматриваются три формы получения образования — очная, очно-заочная, и заочная (экстернат как форма получения образования отсутствует);
  • школьникам, осваивающим программное содержание вне образовательных организаций, в рамках самообразования или семейного обучения, предоставляется право сдать ГИА экстерном;
  • понятие «экстерн» применимо исключительно к учащимся, зачисленным в ОУ для прохождения промежуточного и итогового аттестационного оценивания.

Экстернат до нового закона «Об образовании»

В отечественной образовательной практике понятие экстерната давно не является новым: еще в 1935 году в СССР работающей молодежи и взрослым было предложено заочное обучение без отрыва от производства, позволяющее пройти курс восьмилетнего или общего среднего образования. Экстерната в начальной школе фактически не существовало и до нового закона «Об образовании», поскольку даже в условиях нормативной возможности перевода на удаленное обучение родителям ребенка приходилось преодолевать множество бюрократических процедур. Свидетельства современников доказывают, что исключения делали только для детей с исключительными интеллектуальными способностями: в своих биографиях об экстернате упоминали академики С. Королев и Н. Амосов, Э. Рязанов и Л. Дуров.

Читайте в «Справочнике руководителя образовательного учреждения»

Опыт интеграции детей-мигрантов в образовательное пространство полиэтнической школы. Поэтапная реализация авторской программной разработки

В 90-е годы прошлого века, с принятием новых законов, регламентирующих порядок организации образовательной деятельности, наблюдалась последовательная популяризация практики перехода на экстернат. Легитимизация данной формы обучения открыла новые возможности для развития не только для учащихся, которые по ряду причин чувствовали себя некомфортно в рамках традиционной классно-урочной системы, но и образовательных учреждений вечерне-сменного типа, обеспечивающих реализацию конституционных потребностей граждан, стремящихся или вынужденных совмещать интеллектуальный труд с профессиональной деятельностью.

Особая ситуация с экстернатом сложилась в Москве, когда в 1990-2000-х года в большинстве престижных вузов открылись подготовительные курсы нового формата. Выпускники школ, мечтающие о поступлении на популярные факультеты, столкнулись с необходимостью выполнять программные требования в школах и посещать целевые занятия при вузе два-три раза в неделю, что несло серьезной нагрузкой. Оптимальным организационным решением для большинства мотивированных, старательных учащихся стал переход на экстернат, причем после первых успешных отзывов, подкрепленных фактами, это явление стало массовым. По подсчетам экспертов, в отдельные годы количество экстерном в столичных школах достигло 20 % от общего числа выпускников, и это в условиях активного протеста директоров ОУ, направленных на приостановление тенденции.

До момента принятия новых правовых норм об экстернате, а именно ФЗ «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., удалось добиться серьезного прогресса в реализации данной формы образовательной практики. Для того, чтобы обеспечить будущим выпускникам максимально высокие шансы на успешную сдачу ЕГЭ и поступления в желанный вуз, на базе многих общеобразовательных школ была проведена серьезная организационно-методическая работа. К работе с мотивированными старшеклассниками, которые при поддержке родителей сделали выбор в пользу экстерната, привлекались лучшие педагоги. В итоге критики данной практики сошлись на мнении, что экстернат свелся преимущественно к «натаскиванию» детей на успешную сдачу выпускных экзаменов, утратив образовательное наполнение. Возможно, именно поэтому данная форма обучения не была представлена должным образом в главном нормативном документе, регламентирующем российское образовательное пространство сегодня.

Уточните в справочной Системе Образование

Какие есть формы получения образования?

Что говорит Федеральный закон «Об образовании» об экстернате?

Как уже было отмечено ранее, с принятием нового закона «Об образовании» представления об экстернате концептуально изменилось. Ввиду того, что на законодательном уровне фактически закреплены две формы обучения — в образовательном лицензированном учреждении и вне его — выбор в пользу самообразования создает для учащегося дополнительные трудности, в первую очередь — принятие волевого решения и поиск достойного методического сопровождения. Далеко не все российские школы реально готовы обеспечить ведение экстернов, в то время как специализированные учреждения вынуждены закрываться ввиду несоответствия требованиям ФГОС. Таким образом, данный вопрос остается открытым для обсуждения: пока одни эксперты утверждают, что изменение нормативов не сказалось на практике организации экстерн-обучения, другие приводят веские доводы в пользу противоположной точки зрения.

Чтобы разобраться в ситуации, обратимся к актуальным законодательным нормам. В ФЗ «Законе об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. сохраняется понятие «экстерн», за которым закрепляются академические права, но только на период прохождения аттестационного оценивания. Это значит, что учащийся, выразивший желание совмещать школьное обучение с активной подготовкой к поступлению или трудовой деятельностью, имеет право использовать библиотечный фонд, посещать практические и лабораторные занятия, получать бесплатные консультации (не более двух часов по предмету) только перед промежуточной или итоговой экзаменовкой, что, конечно же, даже в малой мере не соответствует реальным образовательным потребностям школьников. В свете этого право на бесплатную сдачу школьных экзаменов остается малозначимым, а решение стать экстерном грозит необходимостью поиска репетиторов по всем ключевым предметам.

Вместе с тем, даже в условиях обновленной системы родителям и ученикам следует помнить: несмотря на отсутствие развернутых пояснений об экстернате, в законе «Об образовании» закреплено право граждан на выбор форм образования и возможность прохождения аттестационного оценивания после самоподготовки, что в условиях отсутствия жесткой регламентации позволяет настаивать на необходимости разработки индивидуальных образовательных траекторий и обеспечении права на обучение с учетом личностного фактора.

Почему экстернат в школе целесообразно отразить в законе «Об образовании»?

Введение ФГОС нового поколения, как известно, направлено на необходимость создания оптимальных условий образовательного процесса для всех учащихся без исключения с учетом личностных факторов. Во многом слабая представленность практики экстерната в школе в законе «Об образовании» обусловлена, как можно предположить, желанием разработчиком нормативов обеспечить образовательное пространство, в рамках которого школьники получают не только знания, но и навыки, необходимые для успешной жизненной реализации, что невозможно сделать в условиях «натаскивания» на успешную сдачу выпускных и вступительных тестов. Вместе с тем эксперты отмечают, что за годы в системе экстерн-обучения сложились положительные тенденции, в полной мере соответствующие требованиям ФГОС, а значит — требующие конструктивной оценки и глубокого переосмысления.

Независимая оценка ученического контингента, получившего образование экстерном до введения нового закона «Об образовании», позволяет поставить под сомнение рассуждения скептиков о нецелесообразности разработки данной образовательной практики. Опросы свидетельствуют, что в экстернате заинтересованы следующие группы учащихся:

  1. «Проблемные» школьники, которые в силу ряду факторов не смогли адаптироваться в классно-урочной системе, подвергались буллингу.
  2. Физически ослабленные дети, не способные выдерживать статичную школьную нагрузку из-за частых болезней, в т.ч. те, кто имеет право на инклюзивное обучение.
  3. Одаренные дети, скучающие на уроках и нуждающиеся в интенсификации интеллектуальной нагрузки для развития природного потенциала.
  4. Старшеклассники, стремящиеся поступить в конкретный вуз и желающие сконцентрировать все силы на отдельной группе предметов.
  5. Учащиеся, активно занятые в системе дополнительного образования (юные спортсмены, музыканты, танцоры, исполнители, художники и т.д.), физически не способные осваивать программный минимум в рамках традиционной урочной модели, в свете этого — рискующие попасть в число отстающих.
  6. Школьники, мотивированные к занятиям трудовой или предпринимательской деятельностью еще до сдачи ЕГЭ.
  7. Хронически неуспевающие дети, «троечники», нуждающиеся в особом педагогическом подходе для успешной сдачи выпускных экзаменов.
  8. Учащиеся «из глубинки», желающие получить образование в губернской или столичной школе.
  9. Дети иностранцев, школьники из ближнего зарубежья, которые в связи с недавним переездом испытывают серьезные трудности с адаптацией, а потому временно не готовы посещать массовую школу.
  10. Российские школьники, временно выехавшие с родителями аза границу, но не готовые менять место и программы обучения.
  11. Взрослые, своевременно не получившие аттестат в силу жизненных обстоятельств, стремящиеся освоить образовательный минимум для дальнейшего саморазвития.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Недостаточной представленностью понятия об экстернате в законе «Об образовании» можно считать мнение психологов, считающих, что в силу возрастных особенностей школьники, относящиеся к вышеперечисленным категориям, не способны самостоятельно определять оптимальный уровень учебной нагрузки, корректно соотносить личные образовательные достижения с программными требованиями. Вместе с тем до недавнего времени (ввиду имеющейся нормативной базы, которая ныне упразднена) ответственность за качество обучения по большей мере возлагалась на государство, что обусловливает целесообразность пересмотра сложившихся традиций экстерната и возвращение их в новой формации. Помимо высокого социального запроса, практика «стороннего» обучения для заинтересованных групп детей имеет значительное отражение в экономике: экспертам удалось подсчитать, что инвестиции в экстернат позволят высвободить более 300 % годовых — средств, которые могут быть грамотно использованы для реализации актуальных материально-технических задач. Практика прошлых лет доказывает, что затраты государства на обучение одного экстерна в два раза ниже сумм, которые выделяются на организацию образования одного учащегося в рамках традиционной урочной системы, при этом система экстерната способствует повышению показателя образованности граждан.

Таким образом, восприятие экстерната исключительно как ускоренной, формы обучения, не соответствующей образовательным ориентирам современности можно считать ошибочным, поэтому есть все основания полагать что эта форма обучения вскоре будет возвращена в образовательное пространство в улучшенном варианте вместе с обновлением законодательной документации.

Статья 68. Среднее профессиональное образование
 

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учётом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определённых творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСТЕРНАТЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомвуза РФ от 31-05-95 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЭКСТЕРНАТЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ… Актуально в 2018 году

1. Экстернат в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) — аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины согласно основной профессиональной образовательной программе (учебному плану) по избранной специальности.

2. Правом получения среднего профессионального образования через экстернат пользуются лица, имеющие среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование, полученное на базе среднего (полного) общего образования.

3. Аттестация экстернов в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования в рамках получения первого среднего профессионального образования проводится бесплатно.

4. Право на открытие экстерната предоставляется учредителю образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения). Перечень специальностей среднего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, устанавливается в порядке, определяемом Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168.

5. Аттестация подразделяется на промежуточную и итоговую.

Промежуточная включает:

— прием экзаменов и зачетов по курсам дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой по избранной специальности;

— рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной, технологической и преддипломной практикам;

— прием лабораторных, контрольных и курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике.

Итоговая включает:

— государственный экзамен;

— защиту дипломного проекта (работы).

6. К промежуточной аттестации при получении первого среднего профессионального образования экстерн допускается приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), где будет проводиться аттестация.

Сроки (дата) проведения промежуточной аттестации устанавливаются по соглашению между учебным заведением и экстерном.

7. Итоговая аттестация проводится в сроки, установленные для выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), в котором экстерн допускается к итоговой аттестации.

8. Прием у экстерна экзамена (зачета) по курсу (части курса) проводится комиссией из 3 человек, назначаемой приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) и состоящей из штатных преподавателей.

9. Экзамены по курсу (части курса) предусматривают письменные и (или) устные ответы на вопросы, указанные в билете, и вопросы членов комиссии. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ.

Другие виды промежуточной аттестации проводятся в устной форме. Наличие разработанного и защищаемого экстерном материала (работы, проекта и др.) обязательно.

10. Оценка знаний (результат промежуточной аттестации) выставляется членами комиссии в специальной аттестационной ведомости (Приложение N 1) за их подписями. Ведомость визируется заведующим отделением.

11. Количество повторных (свыше двух) промежуточных аттестаций по одной дисциплине определяет среднее специальное учебное заведение.

12. Срок действия аттестационной ведомости не может превышать установленного государственным образовательным стандартом срока освоения данной образовательной программы более чем на 3 года.

13. Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией и оформляется в установленном порядке.

14. К итоговой аттестации экстерн допускается по завершении всего комплекса промежуточной аттестации, т.е. при условии наличия у него не утративших срока действия аттестационных ведомостей по всем дисциплинам основной профессиональной образовательной программы (учебного плана).

15. При допуске к итоговой аттестации приказом директора (начальника) учебного заведения могут быть перезачтены результаты аттестации знаний студента, не завершившего обучения в среднем специальном учебном заведении и претендующего на получение диплома о среднем профессиональном образовании экстерном.

16. Допуск экстерна к итоговой аттестации осуществляется на основании его заявления и оформляется приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), в котором экстерн желает получить диплом о среднем профессиональном образовании, не позднее чем за месяц до окончания семестра, предшествующего итоговой аттестации.

17. Экстерн имеет право получать необходимую литературу из библиотечного фонда учебного заведения, организующего экстернат.

18. Помимо аттестации по желанию экстерна образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением) экстерну может быть оказана любая образовательная услуга (обучение как в рамках основной профессиональной образовательной программы, так и сверх нее) за плату, размер которой определяется договором. Плата осуществляется за счет средств юридического или физического лица.

19. В рамках получения второго среднего профессионального образования в государственном среднем специальном учебном заведении аттестация оплачивается экстерном.

20. Размер оплаты услуг, предоставляемых в соответствии с п. п. 18, 19, устанавливается договором между:

— экстерном и образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением);

— экстерном, предприятием (организацией) и средним специальным учебным заведением;

— экстерном, благотворителем и средним специальным учебным заведением.

Примерные формы договора приводятся в Приложениях N N 2 — 5.

21. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору определяется сторонами в соответствии с гражданским законодательством.

22. Порядок делопроизводства в экстернате устанавливается образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением) самостоятельно. Результаты аттестации (успеваемости) экстернов отражаются в отчетности среднего специального учебного заведения отдельной графой.

23. В рамках получения второго среднего профессионального образования допуск экстерна к аттестации осуществляется по приказу директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) на основе договора, соответствующий вид которого указан в п. 20 настоящего Положения.

24. Экстерн, успешно прошедший промежуточную и итоговую государственную аттестации, получает диплом государственного образца об окончании среднего специального учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности подготовки.

25. Диплом выдается экстерну государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением), в котором он успешно прошел итоговую аттестацию. Наименование среднего специального учебного заведения, в котором экстерн приступил к промежуточной аттестации, и ее дата указываются в дипломе согласно данным аттестационной ведомости. Специальность, квалификация, наименование среднего специального учебного заведения и дата выпуска экстерна устанавливаются решением государственной аттестационной комиссии по данным итоговой аттестации, к которой экстерн допускается согласно п. п. 13, 14, 15 настоящего Положения.

26. Количество специалистов, выпущенных средним специальным учебным заведением в отчетном году в рамках экстерната, отражается в государственной статистической отчетности по форме N 2-нк в соответствии с Инструкцией по ее заполнению.

27. Оплата труда преподавателей и других работников учебного заведения, обеспечивающих функционирование экстерната, осуществляется за счет средств данного учебного заведения.

Начальник Главного
управления среднего
профессионального образования
П.Ф.АНИСИМОВ

Досрочно закончить учебное заведение СПО

Здравствуйте Александр.

В данной ситуации, необходимо изменить способ получения Вами образования, т.е. выбрать наиболее оптимальный, для этого нужно обратиться к положениям соответствующего приказа, регулирующего порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.

Так, согласно:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 июня 2013 года N 464
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций.
4. Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
5. Обучение в форме самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.
6. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
35. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования.
Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно.
При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
docs.cntd.ru/document/499028376

Согласно:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 апреля 2013 года N 292
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования. docs.cntd.ru/document/499020163

Т.е., Вы вправе перейти на такой способ обучения, как самообразование и в соответствующем порядке сдать экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

Что такое экстернат

Экстернат стал популярным в советское время, так как позволял получить аттестат без отрыва от производства. Рабочей молодёжи некогда было «прохлаждаться» в классах. Многие заканчивали «восьмилетку» экстерном, приходя в школу только за заданиями и на экзамены.

Вторя советской традиции, в законе об образовании, действовавшем с 1992 по 2012 год, экстернат выделялся как отдельная форма получения образования. Хотя, по сути, это был просто способ самостоятельного обучения. По негласному правилу в 1990-е и 2000-е младшие школьники, желающие быстрее пройти программу, зачислялись на семейное обучение, а старшеклассники — на экстернат. Отсюда и пошло выражение «окончить школу экстерном».

В новом законе «Об образовании» формы получения образования и формы обучения систематизированы и упорядочены.

Экстернат по закону 2012 года

Сейчас существует четыре ступени общего образования:

  • дошкольное — это ясли и детский сад для детей до 7 лет;
  • начальное — обучение детей до 11–12 лет;
  • основное общее — это средняя школа, где дети находятся до 14–15 лет;
  • среднее общее — это старшая школа, которую заканчивают в 17–18 лет.

Получать образование можно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. Это называется формами получения образования.

Внутри каждой из них выделяются формы обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»).

Формы обучения в образовательной организации:

  • очное,
  • очно-заочное,
  • заочное.

Формы обучения вне образовательной организации:

  • семейное образование,
  • самообразование.

«Где же экстернат?» — спросите вы. В современном законодательстве он трансформировался из формы обучения в форму аттестации.

Экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании, при которой ученик самостоятельно осваивает программу и экстерном сдаёт промежуточные и итоговые аттестации.

Чем отличается экстерн от обычного школьника

Экстерн находится на семейном образовании (самообразовании) и зачисляется в школу только для написания переводных контрольных работ и сдачи экзаменов.

Обычно экстернами являются:

  • Ребята, которым некомфортно в школе. Когда программа даётся легко и на уроках скучно или, напротив, учёба в тягость из-за плохих отношений с одноклассниками и учителями.
  • Ребята с серьёзными увлечениями. Когда спорт или творчество занимают так много места в жизни, что на школу не остаётся времени.
  • Ребята, которые постоянно переезжают или живут за границей. Когда нет возможности ходить в школу на родине, а родителям хочется, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
  • Ребята с проблемами здоровья. Когда ребёнок в школе постоянно болеет или слишком устаёт от идущих один за другим уроков.

Если говорить о личностных характеристиках, то экстерны, как правило, более самостоятельные и мотивированные, они очень дорожат временем. Почти у всех них есть жизненная цель, подогревающая тягу к знаниям.

Чтобы учиться экстерном, необходимо изменить форму получения образования и выбрать школу для сдачи аттестаций. Подробнее об этой процедуре читайте в разделе «Вопросов и ответов», здесь же поговорим только об особенностях экстерната.

Когда можно уйти на экстернат

Учиться экстерном можно с первого класса.

С 1 по 9 классы экстернат имеет форму семейного образования, решение о переходе принимают родители. В 10–11 классах экстернат воплощается в форме самообразования — решение может принять сам старшеклассник.

Экстернат позволяет сократить срок обучения в школе: за год можно пройти программу сразу нескольких классов. Например, в январе закрыть 10-й, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы.

Но это необязательно — в экстернате можно учиться, последовательно переходя из класса в класс.

Где учатся на экстернате

Поскольку экстернат — это форма аттестации, а не обучения, зачислиться можно в любую государственную или частную школу. Главное, чтобы у неё была аккредитация, а уставом предусматривалось семейное обучение.

Специализированных школ, где обучают только экстернов, не существует.

Везде свои правила приёма. Где-то для перехода на экстернат достаточно пройти собеседование, а где-то смотрят на оценки и проводят тестирования.

Как учиться на экстернате

Экстернат предполагает освоение программы своими силами. В школу ученики приходят только на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации.

Ошибочно думать, что экстернат позволяет изучать только то, что нравится. Аттестацию придётся сдавать по всем предметам общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС. В противном случае ребёнка не переведут в следующий класс, а в 9 и 11 классах не допустят к ОГЭ и ЕГЭ.

Существует три способа учиться экстерном:

  • Самостоятельно по учебникам.
  • С репетиторами. Школьную программу объясняют педагоги, которые приходят к вам домой или общаются с ребёнком по Скайпу.
  • В онлайн-школах. Это самый передовой способ: ребёнок получает такие же системные знания, как в обычной школе, но условия гораздо комфортнее.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» предлагает экстернат для 5–11 классов. Обучение строится по индивидуальным образовательным маршрутам: не нужно тратить время на предметы, которые не пригодятся в будущем — идёт целенаправленная подготовка к ОГЭ/ЕГЭ и к поступлению в ВУЗ. Можно подключаться к занятиям онлайн и общаться с преподавателями в чате, а можно смотреть записи с компьютера или телефона в удобное время. Распределять учебную нагрузку и поддерживать мотивацию помогает персональный куратор.

ОГЭ и ЕГЭ в экстернате

Чтобы подняться на ступень основного общего образования, нужно сдать ОГЭ (это основной государственный экзамен); чтобы получить аттестат о среднем общем образовании — ЕГЭ (единый государственный экзамен).

И то и другое экстерны сдают вместе с остальными школьниками. Правила для всех одинаковые: русский и математика обязательно, остальные предметы по выбору. Даже если вы закончили программу 11 класса в феврале, придётся подождать до лета, чтобы сдать единый госэкзамен и получить аттестат.

Кстати, аттестат экстерна ничем не отличается от аттестата обычного школьника. В нём нет пометок о домашнем обучении. Отличники и хорошисты экстерната, как все, могут рассчитывать на медаль.

Интервью с медалисткой и выпускницей Фоксфорда Аленой Руденко →

  • Экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации.
  • Чтобы учиться экстерном, нужно перейти на семейное образование или самообразование.
  • Экстерном может стать любой, кто любит учиться и не хочет (не может) ходить в обычную школу.
  • На экстернат можно перейти в любой школе, где предусмотрено семейное обучение.
  • Удобнее всего учиться экстерном дистанционно.
  • Онлайн-школа «Фоксфорда» даёт глубокие системные знания, позволяет заниматься в удобном темпе и получить аттестат московской школы.

Успешность обучения и гарантия получения диплома, основанная на высоком интеллектуальном потенциале нашего коллектива, предоставляет Вам эксклюзивную возможность ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА непосредственно в вузе при минимальных затратах времени, усилий и нервов.

С 1998 года благодаря развитию технологии дистанционного обучения у наших клиентов появился уникальный шанс пройти дистанционное обучение в сжатые сроки(от трёх месяцев) и получить диплом ведущих вузов страны.
То есть при существующих программах обучения наш сайт — это единственная возможность получить действительный диплом Вуза практически не затрачивая времени на учебный процесс.

Нормативный срок освоения учебной программы (отделение экстерната) — от 3 месяцев — до 5 лет( в зависимости от вуза). По окончании успешной сдачи всех экзаменов обучаемый получает диплом государственного образца в выбранном Вами вузе.

Кстати,»дистанционный» диплом ничем не отличается от обычного (в нём пишется, что вы прослушали полный курс, но не указывается на какой форме обучения).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *