Содержание

Необходимые профессиональные навыки и знания

Современному экологу необходимо иметь навыки по освоению и внедрению стандартов серии ISO, в частности международного стандарта ISO 14000 — основополагающего документа для предприятий в направлении природоохранной деятельности.

Данный документ регулирует не количественные показатели вредных масс, а конкретные нормы по концентрации и объемам выбросов.

Инженер должен знать, как разработать и провести экологическую экспертизу новых объектов, проектной документации, технологических процессов.

Специалисту в данной области необходимо владеть навыками составления отчетных документов в следующие ведомства: Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Росстат.

Помимо биологического, приветствуется наличие юридического образования и знание языков.

Следует также располагать багажом знаний в области химии, биологии, почвоведении.

Инженер-эколог должен разбираться в законах по экологической безопасности и понимать, какую ответственность при предоставлении информации он несет.

Условия труда

Инженером-экологом может работать как мужчина, так и женщина: отбора по половому признаку нет. Наличие водительских прав послужит преимуществом при приеме на работу.

Если предприятие имеет филиалы в других городах, работника будут отправлять в командировки.

Имея солидный стаж и опыт работы, можно добиться отличного карьерного роста.

Знание языков позволит получить работу за границей.

Карьерный рост стоит начинать в государственных надзорных органах (Ростехнадзор, Росприроднадзор).

Зарплаты там невысоки, но опыт, полученный в данных учреждениях, превосходно послужит при переходе на следующую карьерную ступень.

Работа предполагает занятость на полный рабочий день.

Карьерные амбиции инженера-эколога возможно реализовать в автомобильной промышленности, металлургии, судостроении, нефтегазовой сфере.

Работать можно во многих местах, например:

  • на производственных предприятиях различных отраслей;
  • в государственных органах контроля и надзора;
  • в организациях, занимающихся природоохранной деятельностью;
  • в компаниях-застройщиках;
  • на испытательных полигонах и в лабораториях.

Профессиональные обязанности

К функциям инженера-эколога относятся следующие:

  • составление паспортов по видам отходов (в том числе и опасных);
  • оформление и получение лицензии на обращение с отходами (консервация, захоронение) и их вывоз;
  • проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • проверка паспортов оборудования, связанного с выбросами в окружающую среду;
  • еженедельная инспекция территории предприятия и цехов с целью отслеживания соблюдения экологических правил и норм;
  • выполнение контроля за соблюдением границ санитарно-защитной зоны промышленной корпорации согласно категориям опасности (I-V классы);
  • издание приказов о назначении ответственных лиц по экологическому контролю в цехах и подразделениях компании;
  • ежегодное планирование, подача заявок в бюджет по необходимым платежам за предельно допустимые выбросы и размещение отходов;
  • предоставление в надзорные органы статотчетности по размещению отходов и предельно допустимым концентрациям;
  • сбор проб воды из стоков для проведения анализов;
  • отслеживание хранения технологических отходов, разработка мероприятий по предотвращению их попадания в канализационные стоки;
  • получение справок, согласование документов в различных инстанциях.

Почему на предприятии обязательно нужен эколог и каковы его обязанности?

В современном мире почти в каждой стране существуют установленные законодательно нормы безопасности в области экологии и определенный порядок их соблюдения. В Российской Федерации для предприятий существует особое положение закона «Об охране окружающей среды», согласно которому на предприятии в штате должен присутствовать специалист-эколог.

В соответствии с положениями N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г., в каждой организации, деятельность которой каким-либо образом связана с воздействием на экологию, необходимо назначить лицо, отвечающее за охрану окружающей среды. В принципе, это может быть человек, занимающий должность, например, главного инженера, инженера по охране труда или же технолога, кроме того, частично этот функционал может взять на себя кто-либо из руководства компании. Однако, ужесточение экологического законодательства в последние несколько лет привело к тому, что даже на небольшом предприятии, занимающемся производством, приходится вводить специальную должность или целый отдел, связанную с охраной окружающей среды.

В целом, должность эколога крайне востребованы на различных предприятиях – начиная от крупных производств, где обычно организуются целые отделы экологической безопасности, и заканчивая небольшими организациями, которым по закону необходимо вести значительное количество экологической документации.

Основные задачи эколога: определение, изучение и минимизация различных факторов (в т.ч. и человеческого), оказывающих вредное влияние на окружающую среду. По закону ни один процесс строительства или производства не должен начинается без экологической экспертизы и получения положительного заключения.

В случае, если в организации отсутствует специалист-эколог, это может привести к целому ряду неприятных последствий:

  • в важных документах могут быть допущены ошибки и упущены сроки их предоставления в надзорные органы;
  • предприятие может быть оштрафовано, в случае, если проверка со стороны природоохранных структур будет иметь неудовлетворительный результат;
  • общая экологическая ситуация в регионе может ухудшиться;
  • возможны возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии.

На предприятии эколог несет ответственность за следующие очень важные функции:

  • выработка общей экологической политики компании и контроль за её соблюдением; приведение деятельности предприятия в соответствие законодательству и нормативам; проведение мониторинга выполнения действующих природоохранных актов и стандартов в области охраны окружающей среды, а также норм трудового права, касающихся вредных производственных факторов;
  • определение и исполнение плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • проведение экспертизы новых проектов и технологий с т.з. экологии;
  • осуществление работ по сокращению объема вредных выбросов в атмосферу, опасных отходов, сбросов в водоемы;
  • составление паспортов отходов, графиков аналитического контроля, инструкций;
  • взаимодействие с природоохранными структурами, в том числе предоставление необходимой экологической отчетности в надзорные органы;
  • участие в работе комиссий по проверке предприятия;
  • обучение и консультирование сотрудников предприятия по вопросам в сфере экологической безопасности.

Кроме этого, в обязанности эколога могут входить такие действия, как анализ эффективности энергопотребления на предприятии, улучшение экологических характеристик продукции, учет экологических критериев при выборе для нужд производства сырья или материалов.

Приступая к своим обязанностям в компании, экологу необходимо ознакомиться с самим предприятием, всеми ответственными службами и помещениями, где проходит производственный процесс. Также нужно оценить, как устроена система вентиляции, где обустроено хранилище отходов, какие источники выброса расположены на предприятии, каким образом осуществляется водоснабжение и сброс сточных вод. Следующим шагом является знакомство со всей отчетной документацией на предприятии – своевременно ли заполняются внутренние журналы и отчеты, как проводится расчет платы за НВОС, есть ли актуальные предписания об устранении недочетов.

Эколог должен отвечать за наличие у компании всей необходимой документации:

  • Инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферу, проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ);
  • Разрешение на обращение с отходами;
  • Нормативы водоснабжения и сброса загрязненных вод;
  • Инвентаризация отходов, оформленные паспорта отходов, ПНООЛР;
  • Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
  • План мероприятий при наступлении НМУ (при необходимости);
  • Положение о программе производственно-экологического контроля (ПЭК) на предприятии.

Собрав все необходимые сведения, эколог должен провести их анализ и составить список предлагаемых мер и план действий, после чего согласовать данный план с руководством компании и начать действовать.

Руководителю предприятия необходимо знать, что в пакете услуг ЭкоВиллеТрейд есть определенный вид услуги, которая носит название «эколог на предприятии» (т.е. экологический аутсорсинг). Подписав договор на обслуживание, руководство организации перекладывает контроль за экологической деятельностью на своем предприятии на профильную организацию, в штате которой трудятся специалисты-экологи.

Наиболее часто организации отдают на аутсорсинг определенные лабораторные исследования, определение нормативов негативного воздействия на окружающую среду, согласование документов и проектов в надзорных органах, иногда — расчет платежей за НВОС. Действительно, нет смысла, например, закупать программный комплекс по расчету предельно допустимых выбросов в атмосферу для разработки проекта один раз в пять лет.

Соответственно, руководство предприятия имеет возможность решить – необходим ли им эколог в штате или же предприятию достаточно разовой услуги аудита и/или соответствующий специалист на аутсорсинге.

С особенностями услуги экологического сопровождения от ЭкоВиллеТрейд Вы можете ознакомиться в специальном разделе сайта.

В каких организациях обязательно наличие штатного эколога?

Также отметим, что порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее составлять.

— Какая отчетность ведется на предприятии. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (квартально), 2-ТП (отходы) – ежегодно, 2-ТП (воздух) – ежегодно, 2-ТП (воздух) срочная, 2-ТП (водхоз) – ежегодно, отчет о неизменности тех процесса, отчет о движении отходов малого и среднего бизнеса. Как правило, должностная инструкция разрабатывается на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках. Также работодатель может основываться на тех правах и обязанностях, которыми планирует наделить сотрудника, принимаемого на эту должность. Подробнее о том, как оформить должностную инструкцию, см. здесь: Требования к квалификации эколога установлены и

«Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих»

(утв.

) (ред. от 12.02.2014). Квалификационные справочники в связи с введением профстандартов не отменены, и Вы можете ими пользоваться также, как и профстандартами, а в случае отсутствия профстандарта – продолжать пользоваться ЕКС в целях определения наименования должности и требований к квалификации сотрудников.

Обязанности эколога на предприятии. С чего начать?

С чего начать? Главная \ Статьи \ ПЭ

Прочесть полную статью об обязанностях эколога на предприятии можно в нашем блоге «Пять поводов».

Отсутствие на производственном предприятии эколога может привести к нежелательным последствиям:

  1. ошибкам в важной документации;
  2. аварийным ситуациям.
  3. штрафам и неудовлетворительным результатам проверок надзорных органов;
  4. ухудшению общей экологической обстановки в регионе;

В должностные обязанности эколога на предприятии входят достаточно важные функции:

  1. разработка и контроль за выполнение плана мероприятий по охране окружающей среды;
  2. экологическая экспертиза новых проектов и технологий;
  3. прежде всего — осуществление постоянного контроля за выполнением действующих законодательных актов в области охраны окружающей среды, стандартов, норм трудового права, касающихся вредных производственных факторов;
  4. составление и сдача в срок необходимой отчетности в надзорные органы, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  5. составление паспортов, графиков аналитического контроля, инструкций;
  6. участие в проведение исследовательских работ по очистке сточных вод, сокращению объема загрязняющих выбросов в атмосферу, уменьшению количества отходов;

Зачем нужен эколог на предприятии?

Нет такой организации, которая бы не оказывала воздействия на окружающую среду.

Любая организация требует затрат бумаги, различных материалов, энергии и т.д. Во всех организациях трудится работники, которые используют офисную технику, транспорт и т.п.

Как следствие, они так или иначе воздействуют на природу. Организация, не занимающаяся производством, и выполняющая, к примеру, работу с документами или в сфере консалтинга использует офисную технику: компьютеры, принтеры, факсы, сканеры. Эта техника требует ресурсов, которые потом становятся отходами, а затем она сама выходит из строя и тоже нуждается в утилизации.

Не всем офисной организациям иметь штатного специалиста-эколога для урегулирования вопроса утилизации картриджей и сломанной оргтехники рентабельно. Здесь конечно лучше обойтись совместительством, но не стоит забывать, что человек должен быть обучен и иметь соответствующие сертификаты.

Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г.

Рис.

Москва) Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.

Виды обращения с отходами на предприятии Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп: Оформление разрешительной документации.

Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.
Рис. Виды обращения с отходами на предприятии
Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации.

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

  • Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
  • Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух ;
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты ;
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Постановка объекта на государственный учет

С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.
Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям
Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников
При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.
Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица).
В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.
При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)
Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).
Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *