Содержание

Журнал учета поступления и расхода вакцины

Развернуть ▼
Журнал учета поступления и расхода вакцины входит в комплект обязательных журналов для аптек согласно Правилам надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения.
Форма журнала учета поступления и расхода вакцины соответствует Приложению N 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2002 N 15 СП 3.3.2.1120-02 Медицинские иммунобиологические препараты. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения.
Графы журнала:
Приход
1. Дата получения
2. Название вакцины
3. Количество
4. Серия, контрольный номер
5. Срок годности
6. Страна и фирма производитель
7. Условия транспортировки, показания термоиндикатора
Расход
8. Дата выдачи
9. Кому выдано
10. Кол-во выданной вакцины
11. Серия и контрольный номер
12. Остаток
Вопрос аптеки:
Согласно СП 3.3.2.1120-02 к условиям транспортирования, хранения и отпуска аптечными учреждениями иммунобиологических препаратов предусмотрено при разгрузке МИБП фиксировать в журнал учета движения МИБП дату поступления, наименование препарата, его количество, серию, срок годности, фирму-производителя, показания термоиндикаторов. Согласно приложению N 1 данного СанПиН этот журнал называется «Журнал учета поступления и расхода вакцин». Требуется ли в таком же журнале регистрировать бактериофаги, интерфероны, бифидумбактерин, аципол и т.д. или это касается исключительно вакцин (соответственно названию журнала)? Кроме того, МИБП требуется подвергать визуальному контролю 1 раз в месяц. Каким образом регистрировать результаты данного контроля? Существует ли определенная форма журнала или это оформляется протоколом осмотра?
Ответ Юриста: В соответствии с пунктом 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения» СП 3.3.2.1120-02 аптечные учреждения, осуществляющие отпуск МИБП гражданам, должны вести учет поступления и расхода МИБП. При этом указывается, что в аптечной организации для этого должен быть в наличии журнал учета поступления и расхода МИБП.
Указанными Правилами перечень факторов и параметров, подлежащих отражению в журнале учета, не установлен. Форма журнала учета приведена в Приложении N 1 к Правилам только для вакцин.
В то же время в Правилах не оговорено, что порядок учета для разных групп медицинских иммунобиологических препаратов может или должен быть различным. По нашему мнению, учет любых МИБП, поступающих в аптечную организацию должен вестись по форме, установленной в Приложении N 1 к Правилам.
Согласно пункту 4.12 СП 3.3.2.1120-02 медицинские иммунобиологические препараты следует в процессе хранения подвергать выборочному визуальному контролю не реже, чем один раз в месяц. Требование фиксации такого контроля в каких-либо журналах или актах (протоколах) указанными Правилами не установлено, а также не установлен и порядок такой фиксации. В то же время, во избежание претензий со стороны контрольно-надзорных органов в ходе возможных проверок порядка хранения МИБП рекомендуем вести учет такого контроля в произвольной форме, определяемой локальным актом аптечной организации.
Еще сомневаетесь, где купить и заказать качественные журналы и бланки по Вашему образцу? Только у нас!
Мы доставляем заказы не только по Москве и области, но и по всей России.
Воспользовавшись калькулятором журнала, Вы настроите нужное количество страниц, обложку, логотип и т.д.

>УЧЕТ ВАКЦИН В 2019 ГОДУ

УЧЕТ ВАКЦИН В 2019 ГОДУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Вакцины относятся к лекарственным средствам, которые применяются для иммунопрофилактики согласно национальному календарю профилактических прививок и по эпидемическим показаниям. Вакцины требуют особых условий хранения. Для применения вакцин учреждению необходимы лицензия на соответствующий вид деятельности и специально обученный персонал.

Вакцины как иммунобиологические препараты

Вакцины, согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ), относятся к иммунобиологическим лекарственным препаратам (далее – ИЛП), предназначенным для формирования иммунитета.
Введение ИЛП в организм человека приводит к развитию искусственно приобретенного активного (вакцины) иммунитета.
По своему назначению ИЛП подразделяют на лечебные и лечебно-профилактические, собственно профилактические и диагностические. ИЛП выпускают в виде монопрепаратов и комплексных (комбинированных или ассоциированных) препаратов (Общая фармакопейная статья ОФС.1.8.1.0002.15 «Иммунобиологические лекарственные препараты»).
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона № 61-ФЗ лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптеками, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если:

1) на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для ИЛП), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;
2) на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для ИЛП), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.

Таким образом, на первичной и вторичной упаковке вакцин обязательно указывается дата выпуска.
Ввод в гражданский оборот каждой серии или каждой партии ИЛП, произведенного в Российской Федерации или ввозимого в Россию, осуществляется на основании разрешения, выданного Росздравнадзором (ч. 7 ст. 52.1 Закона № 61-ФЗ). Кроме того, вакцины, как и все другие лекарственные препараты, разрешенные к клиническому применению, должны быть зарегистрированы в государственном реестре лекарственных средств (ст. 33 Закона № 61-ФЗ).

Закупка вакцин

Медицинские учреждения могут закупать лекарственные средства у производителей, организаций оптовой торговли лекарственными средствами или аптек (ч. 8 ст. 45, ст. 53 Закона № 61-ФЗ). Также медицинские учреждения могут получать лекарственные средства по централизованному снабжению.
Оптовая продажа лекарственных средств медицинским учреждениям осуществляется согласно Правилам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н (далее – Правила № 1222н). Оптовой торговле подлежат лекарственные средства, включенные в государственный реестр. Организация – оптовый продавец должна иметь лицензию на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»).
Оптовая продажа готовых лекарственных средств медицинскому учреждению производится на основании заключенного договора согласно требованиям (заявкам) учреждения.
Ежегодно Правительством РФ утверждается перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения (ст. 60 Закона № 61-ФЗ). Лекарственные препараты включаются в перечень ЖНВЛП под международными непатентованными или химическими наименованиями. Цены на лекарства ЖНВЛП регулируются государством путем регистрации установленных производителями предельных отпускных цен в соответствующем реестре и установления предельных размеров оптовых розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями.
При закупке лекарственных средств учреждения должны соблюдать требования Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ уполномочено устанавливать особенности описания отдельных видов объектов закупок. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление № 1380).
При описании объекта закупки в отношении вакцин необходимо учитывать следующее. Некоторые вакцины представляют собой многокомпонентные (комбинированные) лекарственные препараты, например инфанрикс (трехкомпонентная вакцина для профилактики дифтерии, столбняка и коклюша), тетраксим (четырехкомпонентная вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита) и др.
Согласно пп. «б» п. 3 Постановления № 1380 в отношении многокомпонентных лекарственных препаратов, представляющих собой комбинацию двух или более активных веществ (то есть активных веществ, входящих в состав комбинированного лекарственного препарата и зарегистрированных в составе однокомпонентных лекарственных препаратов), при описании объекта закупки должно быть указание на возможность поставки однокомпонентных лекарственных препаратов.
Кроме того, для лекарственных препаратов, для которых могут быть установлены требования к их комплектации растворителем или устройством для разведения и введения лекарственного препарата, а также к наличию инструментов для вскрытия ампул (например, пилки), должно быть указание на возможность поставки отдельных компонентов такой комплектации (пп. «в» п. 3 Постановления № 1380).
Ряд вакцин предназначены исключительно для детей. Для таких препаратов допускается при закупке указание на возраст ребенка – от 0, с 3 месяцев, с 12 месяцев и т.д. (пп. «в» п. 4 Постановления № 1380).

Хранение вакцин

Постановлением Главного государственного врача РФ от 17.02.2016 № 19 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов» (далее – Правила). Указанные Правила устанавливают требования к комплексу мероприятий, проведение которых обеспечивает безопасность и сохранность качества вакцин. Также они устанавливают общие требования к условиям транспортирования и хранения всех групп ИЛП от момента их изготовления до использования в медицинских организациях, а также требования к оборудованию, обеспечивающему сохранность исходного качества и безопасность ИЛП, и порядок использования этого оборудования.
Комплекс организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических), технических, контрольных и надзорных, учебно-методических и иных мероприятий по обеспечению оптимальных условий транспортирования и хранения ИЛП на всех этапах (уровнях) их движения от производителя до потребителя называется «холодовая цепь».
Согласно пункту 2.2 Правил в «холодовой цепи» выделяется четыре уровня. Медицинские учреждения, проводящие иммунопрофилактику, могут относиться к третьему или четвертому уровню.
Третий уровень «холодовой цепи» – это хранение ИЛП городскими и районными (сельскими) аптечными организациями, медицинскими организациями и доставка ИЛП до медицинских организаций или их обособленных подразделений (например, участковых больниц, амбулаторий, поликлиник, родильных домов) или иных организаций (например, медицинских кабинетов образовательных и других организаций), использующих ИЛП, а также их розничная реализация.
Четвертый уровень «холодовой цепи» – хранение ИЛП в медицинских организациях или их обособленных подразделениях, где используются ИЛП.
Например, городская поликлиника без обособленных подразделений, где есть прививочный кабинет, в котором проводится вакцинация, относится к четвертому уровню. А городская больница, имеющая в качестве обособленного подразделения поликлинику с прививочным кабинетом и родильный дом, где проводят вакцинацию новорожденных, относится к третьему уровню «холодовой цепи».
В организациях, осуществляющих хранение и транспортирование ИЛП на всех уровнях «холодовой цепи», должны работать специалисты, прошедшие инструктаж по вопросам обеспечения сохранности качества препарата и защиты его от воздействия вредных факторов окружающей среды. Инструктаж специалистов проводится ежегодно с отметкой в специальном журнале (п. 2.4 Правил).
При транспортировании и хранении ИЛП должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность качества препарата и защиту его от воздействия вредных факторов окружающей среды (температуры, влажности, света), от повреждения групповой, первичной и вторичной упаковки ИЛП (п. 3.1 Правил).
Рассматриваемые Правила также устанавливают требования к условиям хранения на всех уровнях «холодовой цепи». Так, например, на ее четвертом уровне все ИЛП, в том числе растворители для вакцин, должны храниться в холодильнике при температуре в пределах от +2 до +8 °C включительно (п. 3.5 Правил).
В прививочных кабинетах медицинских учреждений устанавливаются двухкамерные холодильники с автономным компрессором для каждой камеры: сверху – холодильная камера для хранения ИЛП объемом 130–250 литров, снизу – холодильная камера для хранения лекарственных препаратов объемом 25–140 литров либо однокамерные холодильники в количестве не менее двух (п. 6.18 Правил).
В случае выхода из строя холодильного оборудования при длительном отключении электроэнергии или при использовании ИЛП вне помещений медицинской организации (например, хранение вакцин при проведении прививок на выезде) для хранения ИЛП используются термоконтейнеры (в том числе сумки-холодильники) с хладоэлементами (п. 6.30 Правил).
На третьем и четвертом уровнях «холодовой цепи» термоконтейнеры многократного применения должны быть укомплектованы двойным комплектом хладоэлементов, один из которых используется для загрузки термоконтейнера, другой – замораживается в морозильнике (п. 5.6 Правил).
На всех уровнях «холодовой цепи» в специальном журнале (приложение № 3 к Правилам) проводится регистрация поступления и отправления ИЛП в организации с указанием наименования производителя препарата, его количества (для вакцин и растворителей к ним – в дозах), серии, контрольного номера, срока годности, даты поступления (отправления), организации-поставщика, показаний термоиндикаторов и их идентификационных номеров, фамилии, имени, отчества ответственного работника, осуществляющего регистрацию.
Если в оборудовании для транспортирования ИЛП имеется терморегистратор, его показания за все время транспортирования распечатываются на бумажном носителе и прилагаются к приемочным документам на ИЛП. При наличии термоиндикатора на флаконе (ампуле) с импортным ИЛП контроль температурного режима хранения осуществляется по показаниям имеющегося термоиндикатора на флаконе (п. 8.1 Правил).
В учреждениях, относящихся к третьему уровню «холодовой цепи», ежедневно два раза в день, а на четвертом уровне – в рабочие дни в Журнале регистрации температуры в холодильном оборудовании (приложение № 2 к Правилам) отмечаются показания термометров в холодильных (морозильных) камерах (комнатах), холодильниках (морозильниках), в которых хранятся ИЛП. В том же журнале регистрируются факты планового или аварийного отключения холодильного оборудования от энергоснабжения, поломок и факты нарушения температурного режима с указанием даты и времени отключения (п. 8.4 Правил).
На третьем уровне «холодовой цепи» ежедневно два раза в день, а на четвертом уровне – в рабочие дни в этом же журнале отмечаются показания термоиндикаторов, размещенных в холодильных (морозильных) камерах (комнатах) и холодильниках (морозильниках), в которых хранятся ИЛП, с указанием их персонифицированного номера (п. 8.5 Правил).
Длительность хранения ИЛП не должна превышать одного месяца. В труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен до трех месяцев. Также не допускается согласно пункту 8.12.1 Правил:

совместное хранение вакцин в холодильнике с другими лекарственными средствами;
перегрев помещений, где находятся холодильники (морозильники) выше +27°C;
размещение холодильников (морозильников) и термоконтейнеров вблизи отопительных систем.

На четвертом уровне создается запас холодильных сумок (сверхмалых и малых термоконтейнеров), хладоэлементов и термоиндикаторов для доставки ИЛП к местам проведения вакцинации. В случае если транспортирование ИЛП длится более 1 часа, в термоконтейнер (термосумку) необходимо закладывать термоиндикатор для контроля температурного режима транспортирования. Загрузка или выгрузка термоконтейнеров (холодильных сумок) осуществляется в срок до десяти минут (п. 8.12.2 Правил).

Использование вакцин

Приказом Минздрава России от 21.03.2014№ 125н утверждены:

Национальный календарь профилактических прививок;
Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок (далее – Порядок № 125н);
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Согласно пункту 1 Порядка № 125н профилактические прививки в рамках национального календаря профилактических прививок проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок).
Вакцинацию осуществляют медицинские работники, прошедшие обучение по вопросам применения ИЛП для иммунопрофилактики инфекционных болезней, организации проведения вакцинации, техники проведения вакцинации, а также по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (п. 2 Порядка № 125н).
Вакцинация и ревакцинация в рамках национального календаря профилактических прививок проводятся ИЛП для иммунопрофилактики инфекционных болезней, согласно инструкциям по применению данных препаратов (п. 3 Порядка № 125н).

Бухгалтерский учет

Вакцины не подлежат предметно-количественному учету (далее – ПКУ), так как не входят в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 № 183н. С этим связаны особенности их учета.
В частности, рекомендации по бухгалтерскому учету медикаментов, не подлежащих ПКУ, приведены в письме Минфина России от 25.03.2016 № 02-07-10/17036.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора материальных запасов в бухгалтерском учете определены Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).
В соответствии с пунктом 100 Инструкции № 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.
Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
При этом учреждение с учетом своей организационной структуры вправе между своими подразделениями, в том числе бухгалтерией и аптекой, распределять функции по учету материальных запасов (медикаментов), например, в суммовом и (или) номенклатурном (детализированном) выражении.
Медикаменты учитываются в составе материальных запасов на счете 0 10531 000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения».
Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.
В то же время согласно пункту 46 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747, аналитический учет лекарственных средств (кроме подлежащих ПКУ) ведется в суммовом выражении по группам ценностей:

медикаменты – лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;
перевязочные средства;
вспомогательные материалы;
тара.

Учитывая изложенное, лекарственные средства (кроме подлежащих ПКУ), отнесенные к группе медикаментов, в бухгалтерском учете, по мнению Минфина России, возможно учитывать в суммовом выражении при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т.д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование), – аптеке учреждения.
При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.
Пунктом 108 Инструкции № 157н установлено, что выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе медикаментов, производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.
Выбор одного из указанных способов учреждением осуществляет самостоятельно, отразив его в рамках формирования своей учетной политики (п. 6 Инструкции № 157н).
При этом определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов и осуществляется в течение финансового года непрерывно.
Таким образом, по мнению Минфина России, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания и т.д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н.
Приобретение медикаментов в 2019 году учитывается на основании Порядка применения КОСГУ (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н; далее – Порядок № 209н) и Порядка формирования и применения КБК (утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н; далее – Порядок № 132н).
Согласно пункту 51.2.4.4 Порядка № 132н закупка вакцин отражается по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
В соответствии с пунктом. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение лекарственных препаратов относятся на подстатью 341 КОСГУ «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях».
Поступление вакцин от поставщика учитывается записью:
Дебет счета 0 10531 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 0 30234 73х Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— оприходованы вакцины.
Если фактическая стоимость формируется при приобретении (в случае, когда в стоимость включаются затраты на доставку и т.п.), операция по поступлению отражается так:
Дебет счета 0 10634 341 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»
Кредит счета 0 30234 73х «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражена стоимость медикаментов;
Дебет счета 0 10634 341 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»
Кредит счета 0 30222 73х «Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам»
— учтена стоимость доставки медикаментов.
Оприходование лекарственных средств в сумме их фактической стоимости, сформированной при приобретении, отражается так:
Дебет счета 0 10531 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 0 10634 341 «Увеличение вложений в материальные запасы»;
Дебет счета 0 30234 83х «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит счета 1 30405 341 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов» (для казённых учреждений),
или Кредит счета 0 20111 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (для бюджетных и автономных учреждений),
или Кредит счета 0 20121 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации).
Одновременно:
Увеличение забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств» (для бюджетных и автономных учреждений)
— произведена оплата поставщику вакцин.
Оприходование неучтенных лекарственных средств, выявленных при инвентаризации, отражается записью:
Дебет счета 0 10531 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 0 40110 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
Внутреннее перемещение лекарственных средств между материально ответственными лицами в учреждении отражается записью:
Дебет счета 0 10531 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 0 10531 341 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения».
Выбытие лекарственных средств производится на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), в отдельных случаях – на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составляемого комиссией по поступлению и выбытию активов.
Выбытие израсходованных вакцин отражается в зависимости от принятой учетной политики записью:
Дебет счета 0 10960 272 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в части расходования материальных запасов»
или Дебет счета 0 40120 272 «Расходование материальных запасов»
Кредит счета 0 10531 441 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения»
— выбыли израсходованные вакцины.
Выбытие лекарственных средств при выявленных недостачах, хищениях отражается так:
Дебет счета 0 40110 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 10531 441 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств – иного движимого имущества учреждения».
Выбытие лекарственных средств, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, природного явления, катастрофы, отражается на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) так:
Дебет счета 0 40120 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит счета 0 10531 441 «Уменьшение стоимости медикаментов – иного движимого имущества учреждения».

Главная / Образцы / Журнал / На странице представлен образец бланка документа «Журнал учета поступления и расхода вакцины» с возможностью скачать его в формате DOC и PDF. Тип документа: Журнал
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 2,3 кб

Бланк документа

Посмотреть
все страницы
в галерее

Скачать образец документа

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

Приложение N 1 к СП 3.3.2.1120-02

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСХОДА ВАКЦИНЫ

——————————————T—————————¬ ¦ ПРИХОД ¦ РАСХОД ¦ +——T—-T——T——T—-T——T——+—-T—-T——T——T—-+ ¦Дата ¦Наз-¦Коли-¦Серия,¦Срок¦Стра-¦Усло- ¦Дата¦Кому¦Кол -¦Се- ¦Ос- ¦ ¦полу-¦ва- ¦чест-¦конт- ¦год-¦на и ¦вия ¦вы- ¦вы- ¦во ¦рия ¦та- ¦ ¦чения¦ние ¦во ¦роль- ¦нос-¦фир- ¦транс-¦дачи¦дано¦вы- ¦и ¦ток ¦ ¦ ¦вак-¦ ¦ный ¦ти ¦ма — ¦порти-¦ ¦ ¦дан- ¦конт-¦ ¦ ¦ ¦цины¦ ¦номер ¦ ¦про- ¦ровки,¦ ¦ ¦ной ¦роль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из- ¦пока- ¦ ¦ ¦вак- ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦води-¦зания ¦ ¦ ¦цины ¦номер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тель ¦термо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦катора¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——+—-+——+——+—-+——+——+—-+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——+—-+——+——+—-+——+——+—-+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——+—-+——+——+—-+——+——+—-+—-+——+——+—-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L——+—-+——+——+—-+——+——+—-+—-+——+——+——
Сохраните этот документ сейчас. Пригодится. Вы нашли то что искали? * Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам! Смежные документы

Документы, которые также Вас могут заинтересовать:

  • Журнал учета поступления газа на ГНС (ГНП). Форма N 37-Э
  • Журнал учета получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных работ на объекте физической культуры и спорта
  • Журнал учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов
  • Журнал учета поступления платы за квартиру (аренду) и коммунальные услуги. Типовая форма N ЖХ-12
  • Журнал учета пожаров и загораний на объекте нефтепродуктопроводного транспорта
  • Журнал учета поступающих в фонд правовых актов в системе МВД России
  • Журнал учета получения поручений на проведение проверок, дополнений к поручениям на проведение проверок, заданий на проведение проверок, а также ознакомления с распоряжениями на проведение проверок кредитных организаций (их филиалов)
  • Журнал учета поверочных и регулировочных работ в поверочном органе метрологической службы Федеральной таможенной службы России
  • Журнал учета поступления товаров по транзитным декларациям в таможенном органе назначения
  • Журнал учета поступления товаров по книжкам международных дорожных перевозок в таможенном органе назначения

МУ 3.3.2.1172-02 Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям

МУ 3.3.2.1172-02

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

3.3.2. МЕДИЦИНСКИЕ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МЕДИЦИНСКИМИ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ
В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО КАЛЕНДАРЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
прививок и календаря профилактических прививок
по эпидемическим показаниям

Дата введения 2003-02-01

УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко 14 ноября 2002 года

1. Область применения

1. Область применения

1.1. Настоящие Методические указания предназначены для специалистов учреждений здравоохранения и госсанэпиднадзора.

1.2. Методические указания содержат требования по обеспечению государственных и муниципальных учреждений медицинскими иммунобиологическими препаратами (МИБП) с соблюдением условий, гарантирующих их исходное качество на всех этапах их транспортирования, хранения и использования в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Основные положения

В целях улучшения обеспечения учреждений здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами (вакцинами, анатоксинами, иммуноглобулинами, предназначенными для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням) необходимо осуществлять определение их потребности и своевременно составлять заказы-заявки для Министерства здравоохранения.
Правильное хранение и использование бактерийных препаратов (в пределах сроков их годности) является определяющим фактором, гарантирующим качество проведения специфической профилактики. Работа по планированию потребности, расчету, учету, хранению и расходованию МИБП в каждом учреждении здравоохранения (госсанэпидслужбы) ведется ответственным лицом, назначенным приказом главного врача по учреждению.
Внутренний контроль за своевременностью составления, обоснованностью потребности заявок на вакцины, их распределением и использованием осуществляется ответственными лицами органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Государственный контроль за данным разделом работы осуществляют учреждения госсанэпиднадзора.
Оплата и доставка МИБП производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.
Лицо, ответственное за учет, хранение и расходование препаратов на всех уровнях:
определяет годовую и текущую потребности препаратов;
ведет журнал учета поступления и расходования МИБП (Приложения 1, 2, 4, 6, 8 соответственно уровню);
составляет ежеквартальный отчет о получении и расходовании МИБП (Приложения 3, 5, 7 соответственно уровню), направляет отчет в вышестоящее учреждение не позднее 5 числа последующего месяца;
представляет ежеквартально на 1 число следующего месяца в соответствующие лечебно-профилактические учреждения, центр госсанэпиднадзора (на 3 и 2 уровень) требования на получение МИБП с указанием наименования препарата, единицы измерения, количества, сведения о наличии препаратов с указанием наименования препарата, единицы измерения, количества и срока годности;
получает и выдает препараты и оформляет необходимую документацию;
обеспечивает своевременное ежеквартальное представление отчетов о проведенных прививках и расходовании препаратов;
осуществляет оперативное ведение и хранение следующих документов:
— журнал учета МИБП;
— копии требований-накладных на получение бактерийных препаратов;
— требования, доверенности и накладные на выданные МИБП;
— копии ежеквартальных отчетов о получении и расходовании препаратов;
— акты проверки учета, хранения и расходования препаратов специалистами вышестоящих организаций;
— акты проверки учета, хранения и расходования препаратов в нижестоящих лечебно-профилактических учреждениях;
— акты на списание МИБП;
— наставления по применению МИБП.
Указанные документы хранятся в специально выделенных отдельных папках.

3. Порядок составления заявок на медицинские иммунобиологические препараты в рамках национального календаря профилактических прививок

В системе планирования и составления заказов-заявок на МИБП имеются следующие уровни:
4-й уровень — поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, медико-санитарные части;
3-й уровень — центральные районные больницы, городские больницы, территориальные центры госсанэпиднадзора (районные, городские);
2-й уровень — орган управления здравоохранением в субъекте, центры госсанэпиднадзора в субъекте;
1-й уровень — Министерство здравоохранения Российской Федерации.

3.1. Лицо, ответственное за планирование потребности и расчет МИБП в учреждениях, относящихся к 4 уровню:
— рассчитывает потребность в МИБП отдельно по каждому виду на следующий год;
— составляет заказ-заявку на необходимые препараты в 2 экземплярах на основании расчетов;
— первый экземпляр заказа-заявки направляет в центральные районные больницы, городские больницы;
— второй экземпляр заказа-заявки подшивает в специально выделенную папку, которую хранит в учреждении в течение 5 лет.
Расчет необходимого количества МИБП проводится на основании следующих данных:
— календаря профилактических прививок;
— рождаемости (данные о новорожденных представляют территориальные родильные дома), переписи населения (данные получают сотрудники ЛПУ путем проведения ежегодных подворных обходов);
— форм 5 и 6 федерального государственного статистического наблюдения — годовая.
При этом сравнивают количество израсходованных препаратов в соответствии с числом привитых против инфекционных заболеваний, указанных в форме 5 за истекший год, а также с числом привитых — в форме 6 и не привитых декретированных и внедекретных возрастов за истекший год.
При определении потребности препаратов также учитывают:
— кратность иммунизации;
— дозировку каждого препарата;
— потери препарата, связанные с проведением прививок (открытые флаконы, не использованные к концу рабочего дня, а также разлив вакцин при мультидозной расфасовке, который должен составлять не более 30% от расчетного количества);
— остаток препаратов предшествующего года;

— неснижаемый запас препаратов, который должен составлять не менее 30% от расчетного количества.
Годовая потребность МИБП препаратов рассчитывается с учетом вышеназванных факторов или среднеарифметического количества лиц, подлежавших прививкам за последние 3 года, количества вакцины, расходуемого на разлив, и количества вакцины, необходимого для неснижаемого запаса препаратов.

3.2. Лицо, ответственное за планирование потребности и расчета МИБП в учреждениях, относящихся к 3 уровню:
— собирает заказы-заявки из учреждений 4 уровня, анализирует их обоснованность, при необходимости вносит коррективы;
— суммирует данные и составляет заказ-заявку по подведомственной территории в 2 экземплярах, согласовывает с территориальным центром госсанэпиднадзора;
— первый экземпляр заказа-заявки после согласования с территориальным центром госсанэпиднадзора направляет в орган управления здравоохранения в субъекте Российской Федерации;
— второй экземпляр заказа-заявки подшивает в специально выделенную папку, которую хранит в учреждении в течение 5 лет.

3.3. Лицо, ответственное за планирование потребности и расчета МИБП в учреждениях, относящихся ко 2 уровню:
— собирает и суммирует заказы-заявки из учреждений 3 уровня;
— составляет заказ-заявку в целом по территории субъекта Российской Федерации в 2 экземплярах, согласовывает с центром госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации;
— первый экземпляр заказа-заявки направляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации;
— второй экземпляр заказа-заявки подшивает в специально выделенную папку, которую хранит в учреждении в течение 5 лет.

3.4. Министерство здравоохранения Российской Федерации:
— формирует сводную заявку в целом по Российской Федерации на медицинские иммунобиологические препараты для обеспечения проведения профилактических прививок в рамках национального календаря прививок;
— осуществляет информационное обеспечение органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации о состоянии производства и поставках препаратов.

4. Порядок составления заявок на вакцины в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям

4.1. Лицо, ответственное за планирование потребности и расчета вакцин в учреждениях, относящихся к 4 уровню:
— рассчитывает потребность в вакцинах отдельно по каждому виду на следующий год;
— составляет заказ-заявку на необходимые препараты в 2 экземплярах на основании расчетов;
— первый экземпляр заказа-заявки, согласованный с территориальным центром госсанэпиднадзора, направляет в центральные районные больницы, городские больницы;
— второй экземпляр заказа-заявки подшивает в специально выделенную папку, которую хранит в учреждении в течение 5 лет.
Расчет необходимого количества вакцин проводят на основании следующих данных:
— календаря прививок по эпидемическим показаниям, действующих нормативных документов по специфической профилактике инфекционных заболеваний;
— переписи детского и взрослого населения, проживающего на эндемичных или энзоотичных территориях, численности профессиональных контингентов повышенного риска заболеваний;
— формы 5 государственного статистического наблюдения, анализа охвата прививками населения против инфекционных заболеваний, указанных в календаре прививок по эпидемическим показаниям;
— анализа выполнения плана по каждому виду прививок.
При определении годовой потребности в препаратах также учитывают:
— кратность иммунизации;
— дозировку каждого конкретного препарата;
— потери препарата, связанные с проведением прививок (открытые флаконы, не использованные к концу рабочего дня, а также разлив вакцин при мультидозной расфасовке, который должен составлять не более 30% от расчетного количества);
— количество израсходованного препарата за истекший год;
— остаток предшествующего года;
— неснижаемый запас препарата, который должен составлять не менее 30% от расчетного количества.
Годовая потребность в МИБП по эпидемическим показаниям включает: количество препарата, необходимое для проведения прививок, которое рассчитывается из среднеарифметического количества лиц, подлежащих проведению прививки за последние 3 года (или с учетом вышеназванных факторов), количество препарата, расходуемого на разлив, и количество неснижаемого запаса препарата.

4.2. Лицо, ответственное за планирование потребности и расчета вакцин в учреждениях, относящихся к 3 уровню:
— собирает заказы-заявки из учреждений 4 уровня, анализирует их обоснованность, при необходимости вносит коррективы;
— суммирует данные и составляет заказ-заявку по подведомственной территории в 2 экземплярах, согласовывает с территориальным центром госсанэпиднадзора;
— первый экземпляр заказа-заявки направляет в орган управления здравоохранения в субъекте Российской Федерации;
— второй экземпляр заказа-заявки подшивает в специально выделенную папку, которую хранит в учреждении в течение 5 лет.

4.3. Лицо, ответственное за планирование потребности и расчета вакцин в учреждениях, относящихся ко 2 уровню:
— собирает и суммирует заказы-заявки из учреждений 3 уровня;
— составляет заказ-заявку в целом по территории субъекта Российской Федерации в 2 экземплярах, согласовывает с центром госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации;
— первый экземпляр заказа-заявки направляет в установленном порядке в учреждения, предприятия, обеспечивающие поставки препаратов;
— второй экземпляр заказа-заявки подшивает в специально выделенную папку, которую хранит в учреждении в течение 5 лет.

5. Схема поставок медицинских иммунобиологических препаратов

5.1. Лицо, ответственное за обеспечение медицинскими иммунобиологическими препаратами в учреждениях 2 уровня:
— получает и складирует медицинские иммунобиологические препараты со складов предприятий-изготовителей в соответствии с утвержденными МЗ России заказами-заявками;
— оформляет документацию на поступающие МИБП;
— осуществляет хранение МИБП в собственных или арендуемых складских помещениях;
— обеспечивает контроль за соблюдением холодовой цепи в период хранения;
— производит выдачу МИБП учреждениям 3 уровня в соответствии с их заказами-заявками;
— при наличии соответствующего договора осуществляет доставку МИБП в учреждения 3 уровня.

5.2. Лицо, ответственное за обеспечение медицинскими иммунобиологическими препаратами в учреждениях 3 уровня:
— получает и складирует медицинские иммунобиологические препараты со склада 2 уровня;
— оформляет документацию на поступающие МИБП;
— осуществляет хранение МИБП в собственных или арендуемых складских помещениях;
— обеспечивает контроль за соблюдением холодовой цепи в период хранения;
— производит выдачу МИБП учреждениям 4 уровня в соответствии с их заказами-заявками;
— осуществляет списание МИБП и оформляет соответствующую документацию.

5.3. Лицо, ответственное за обеспечение медицинскими иммунобиологическими препаратами в учреждениях 4 уровня:
— получает МИБП со склада 3 уровня;
— оформляет документацию на поступающие МИБП;
— осуществляет хранение полученных МИБП;
— обеспечивает контроль за соблюдением холодовой цепи в период хранения и использования МИБП;
— производит выдачу МИБП подведомственным учреждениям в соответствии с их потребностью;
— оформляет расходование МИБП;
— списывает МИБП, непригодные к использованию, с оформлением соответствующей документации;
— осуществляет уничтожение МИБП, непригодных к использованию, в соответствии с действующей нормативной документацией.

5.4. Порядок выдачи МИБП.
Препараты отпускаются подведомственным учреждениям при предъявлении требования и доверенности со штампом и круглой печатью учреждения. Учет выданных МИБП осуществляется в специальном журнале.
Выдача препаратов производится по разрешению ответственного лица с оформлением документа за его подписью.
При выдаче препаратов оформляется требование-накладная в 3 экземплярах — один экземпляр передается лицу, получающему препараты, 2 других остаются в учреждении, выдавшем препараты, — один в бухгалтерии, второй на складе.
Ежемесячно в бухгалтерию вышестоящих организаций передается отчет о расходовании бактерийных препаратов, а также требования-накладные, выписанные в этих учреждениях, требования и доверенности, полученные из нижестоящих учреждений.
При запрещении использования некоторых серий отдельных препаратов они хранятся на месте до особого распоряжения и решения вопроса о возможности их использования. По истечении срока годности подлежат уничтожению в установленном порядке, с последующим оформлением акта о списании.

Приложение 1. Журнал учета поступления МИБП на склад 2 уровня и контроля реализации по срокам годности

Приложение 1

Наименование препарата _________________

Приход

Расход (остаток на начало месяца по каждой серии)

дата поступ-
ления

постав-
щик

единица изме-
рения

кол-во

серия, контрольный
номер

срок год-
ности

I

III

IV

V

VI

VII


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *