Содержание

Климатические зоны России

реклама

Территория Российской Федерации весьма обширна и занимает огромное пространство суши земной поверхности. Она простирается на тысячи километров по Евразии, омывается морями трёх океанов, содержит колоссальное количество рек и озёр. Рельефность поверхности изменяется от крутых гор до низменностей, лежащих под уровнем моря.

Россия включает в себя почти все климатические зоны, которые есть на Земле – от жаркой субтропической до ледяной арктической.

На северо-западе России царит морской климат. При движении к центру РФ, он изменяется на континентальный климат и дальше – к субтропическому в городе Сочи, рядом с Чёрным морем. В Сибири климат резко континентальный, а на Дальнем Востоке царствуют муссоны. Всё это является результатом значительной протяжённости территории РФ с востока на запад и с севера на юг.

Что такое климатические зоны. Карта климатических зон России

реклама

Климатическая зона – это широкая область земной поверхности, внутри которой создаётся приблизительно однородный климат по всей протяжённости такой области. Земля делится на 4 условные основные зоны: полярную, умеренную, субтропическую и тропическую. В основном, природно-климатическое зонирование возникает из-за разного прогревания поверхности Земли своим светилом – Солнцем. Основное деление происходит вдоль меридианов. Внутри России деление на климатическое зоны в основном совпадает с двадцатым, сороковым, шестидесятым и восьмидесятым меридианами – то есть, кратными 20.

Для определения температуры комфортного режима эксплуатации костюмов и курток, были проведены испытания в специализированной климатической камере НИИ МТ РАМН

1 ЗОНА Астраханская область Белгородская область Волгоградская область Калининградская область Республика Калмыкия Ростовская область Ставропольский край Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия – Алания Чеченская Республика Краснодарский край
2 ЗОНА Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Республика Марий Эл Республика Мордовия Московская область Нижегородская область Новгородская область Орловская область Пензенская область Приморский край Псковская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ульяновская область Чувашская республика Ярославская область
3 ЗОНА Республика Алтай Амурская область Республика Башкортостан Республика Бурятия Вологодская область Иркутская область (кроме районов, перечисленных ниже) Республика Карелия Кемеровская область Кировская область Костромская область Красноярский край (кроме районов, перечисленных ниже) Курганская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Пермская область Сахалинская область (кроме районов, перечисленных ниже) Свердловская область Республика Татарстан Томская область (кроме районов, перечисленных ниже) Республика Тыва Тюменская область (кроме районов, перечисленных ниже) Удмуртская республика Хабаровский край (кроме районов, перечисленных ниже) Челябинская область Читинская область Республика Хакасия Забайкальский край
4 ЗОНА Архангельская область (кроме районов, расположенных
за Полярным кругом) Иркутская область (районы: Бодайбинский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский) Камчатская область Республика Карелия (севернее 63°северной широты) Республика Коми (районы, расположенные южнее Полярного круга) Красноярский край (территории Эвенского автономного округа и Туруханского района, расположенного южнее Полярного круга) Курильские Острова Магаданская область (кроме Чукотского автономного округа и районов, перечисленных ниже) Мурманская область Республика Саха (Якутия) (кроме Оймяконского района и районов, расположенных севернее Полярного круга) Сахалинская область (районы: Ногликский, Охинский) Томская область (районы: Бакчарский, Верхнекетский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский и территории Александровского и Каргасокского районов, расположенные южнее 60°северной широты) Тюменская область (районы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных кругов, кроме районов, расположенных севернее 60°северной широты) Хабаровский край (районы: Аяно-Майский, Николаевский, Охотский,
им.Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Ульчский)
ОСОБАЯ ЗОНА Магаданская область (районы: Омсукчанский, Ольский, Северо-Эвенский, Среднеканский, Сусуманский, Тенькинский, Хасынский, Ягоднинский) Республика Саха (Якутия) (Оймяконский район) Территория, расположенная севернее Полярного круга (кроме Мурманской области) Томская область (территории Александровского и Каргасокского районов, расположенные севернее 60°северной широты) Тюменская область (районы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, расположенные севернее 60°северной широты) Чукотский автономный округ Ненецкий автономный округ

Весь север России и острова Северного Ледовитого океана расположены в арктическом и субарктическом поясах; средняя полоса РФ имеет умеренный климатический пояс. Юг находится в субтропиках, но он весьма незначительный – даже 5% территории РФ не входят в эту зону.

Наиболее холодной точкой на территории РФ является «полюс холода», расположенный неподалеку от города Верхоянск (на фото). Столбик термометра может опускаться до –62 градусов по Цельсию. Тогда как Сочи, находясь в субтропическом поясе, может похвастать температурой вплоть до +38 по Цельсию в июле. Но это не рекорд – абсолютный максимум в России был зафиксирован в +45,4°С, на метеостанции Утта, Калмыкия.

На Европейской части РФ климат является более умеренным. В Москве в январе средняя температура находится в диапазоне между –9 °С и –16 °С, а в июле от +13 °С до +23 °С.

Арктический климат России

Здесь расположены тундры и арктические пустыни. Условия такие суровые, потому что почва почти не прогревается – лучи Солнца лишь скользят здесь по поверхности планеты, не передавая достаточно тепла. Животный и растительный миры в арктическом климате скудны из-за недостатка пищи. Полярные ночи усиливают негативные влияния сурового климата, и температура может опускаться зимой до минус 60 градусов по Цельсию. Продолжительность зимы составляет примерно 10 месяцев, а летом земля не успевает получить достаточно тепла, т.к. лето в таком климате длится не больше 2 недель, с температурой до +5.

В Северном Ледовитом океане температура зимой чуть выше, что объясняется теплоотдачей от водных масс воздуху.

Возможно, вам так же будет интересно узнать про выбор утеплителей для работы в сверхолодных погодных условиях. Об этом можно прочитать подробнее в нашем материале про зимнюю мужскую спецодежду.

Что такое холлофайбер и чем он лучше традиционных утеплителей, наподобие синтепона — .

Субарктический пояс

реклама Зима в субарктическом климате холодная и продолжительная, но уже менее суровая, чем в арктическом поясе. Лето теплее всего на 5-7 градусов, но тоже короткое. Осадки выпадают чаще, но они являются менее обильными, нежели в арктическом климате. Здесь очень часто проходят арктические циклоны.

Климат умеренного пояса России

Умеренный пояс наибольший по площади, протяжённости и заселённости в Российской Федерации. Времена года выражены чётко: осень, зима, весна и лето.

Умеренный пояс подразделяется на 5 областей ввиду ощутимых отличий в климате между ними:

  • Охотское море с Магаданом расположены в области морского климата;
  • Половина реки Амур, впадающей в Охотское море и город Владивосток находятся в области муссонного климата;
  • Якутск, Чита и озеро Байкал входят в область резко континентального климата;
  • Красноярск и Тобольск располагаются в области континентального климата;
  • Санкт-Петербург, Москва и Астрахань расположены в области умеренного континентального климата.

Умеренно континентальный климатический пояс Российской Федерации

Здесь жаркое лето (до +30°С) и морозная зима (до –30°С). Разброс по температуре за год до 60 градусов. Климат формируется под влиянием атлантических воздушных масс. Ввиду различного увлажнения почвы и воздуха, природные зоны меняются от тайги до степи.

Континентальный климатический пояс России

Формируется под влиянием масс воздуха, приходящих с запада. При этом двигающиеся во встречном направлении воздушные массы с севера и юга встречаются и это результирует в троекратно большее количество осадков, чем на юге. Средняя температура в июле доходит до +26°С, в январе – до –25°С. Природные зоны этого климата имеют широкую диверсификацию по пути всей их протяженности, от замёрзшей тайги до степей с изумрудной травой.

Резко континентальный климат

Здесь господствует воздух умеренных широт. Характерные черты этого климата – малая облачность и незначительное количество атмосферных осадков. Земная поверхность быстро греется летом и остывает зимой, что даёт жаркое лето и морозную зиму. Зимой почва сильно промерзает.

Муссонный и морской климаты

Зимой увеличивается атмосферное давление, поэтому холодные и сухие воздушные массы устремляются к океану, где воздух более тёплый (вода ведь остывает медленнее). По приходу лета, материк прогревается лучше водных массивов (им для этого требуется больше времени), а холодный воздух восходит на континент. Потому и возникают сильные ветры, которые назвали муссонами, что дало название климату.

Иногда здесь бывают тайфуны. Осадки летом часты и обильны. Нередки наводнения. Лето здесь прохладное (15-20°С в июле), а зимы – холодные, до –40°С (средняя 25°С). Около самого моря климат более сглаженный, как летом, так и зимой.

Субтропический климатический пояс Российской Федерации

реклама Субтропиков в России почти нет – всего пара заметных городов, ютящихся на узенькой полоске побережья Черного моря со стороны Кавказских гор. Они-то и закрывают побережье тёплого моря от масс холодного воздуха, которые перемещаются с Восточно-Европейской равнины. В самом холодном месяце температура не опускается ниже нуля градусов. Лето не жаркое, как для субтропического климата, но продолжительное. Много осадков из-за близости гор, но с равномерным распределением по всему году.

Иных климатических зон (экваториальной, тропической) в России нет.

Дорожно-климатическое зонирование России

Дорожно-климатической зоной называется часть территории страны, для которой характерны однородные особенности постройки автомобильных дорог, примерно одинаковые климатические условия, средняя однородность водной поверхности и приблизительно схожие показатели промерзания почвы и глубины залегания подземных вод.

Краткая характеристика дорожно-климатических зон

Дорожно-климатические зоны Приблизительные границы и краткая характеристика каждой из дорожно-климатических зон
1 Холодная тундра, покрытая лесом и вечная мерзлота находятся севернее линии обозначенных городов: Де-Кастри – Биробиджан – госграница – Канск – Тунгуска – Сухая – Ошкурья – Несь – Поной – Мончегорск.
2 Леса с постоянно обильно увлажнёнными грунтами располагаются от линии 1 до границы линии 2: госграница – Канск – Томск – Кыштым – Устинов – Горький – Тула.
3 Далее раскинулась лесостепь с периодически обильно увлажнёнными грунтами: Туран – Бийск – Омск – Магнитогорск – Куйбышев – Белгород – Кировоград – Кишинев.
4 В зоне 4 уже не встретишь обильно увлажнённых грунтов. Линия Волгоград – Кизляр – Буйнакск – Степанакерт – Джульфа.
5 Последняя, пятая зона располагается юго-западнее зоны 4. В неё входят пустынные места с засушливым климатом и очень солёные грунты.

Зачем нам нужны климатические зоны?

Климатические зоны – это условное деление пространства страны или планеты на регионы с разным климатом, что сказывается на разнообразии условий проживания. Климатические зоны изучаются человечеством с целью понять оптимальные условия для освоения той или иной территории. Как правило, на жизнь в холодных зонах необходимо больше затрат, но в них заключено больше богатств природы – полезных ресурсов и ископаемого топлива. Жаркие зоны хороши для земледелия, сельского хозяйства и для отдыха. Умеренные зоны подходят для жизни большинства населения.

Где знания о климатических зонах находят своё применение

Знания о климатических зонах используют для широкого спектра потребностей:

  1. При постройке зданий, сооружений. Каждый проект строительства должен учитывать особенности местности. Для зданий это – толщина и материал стен, наличие или отсутствие гидрозащиты фундамента, плотность и разновидность материала крыш, необходимость глубокого залегания коммуникаций и т.п.
  2. При проектировании инженерных коммуникаций – использование материала, необходимость дополнительной защиты от холода или жары, необходимость использования особых конструктивных материалов.
  3. При постройке дорог – толщина покрытия, необходимость дополнительного укрепления или возвышения грунта, возможность прокладки надземных или только подземных коммуникаций и их защита.
  4. При планировании добычи природных ресурсов – какую конструкцию скважин, заводов и коммуникаций необходимо использовать.
  5. При оценке возможности проживания людей – рекомендовано или нет проживание людей в конкретных условиях, оценка условий их жизни и работы, от чего зависит сложность постройки городов и величина оплаты работникам за наличие или отсутствия экстремальных условий.
  6. При прокладке железных дорог – частота свай, количество креплений, бюджет постройки.
  7. В сельском хозяйстве, разведении рыбы и выращивании растений – какие виды могут жить в таком климате, а какие нет; рентабельность такого предприятия в целом.
  8. При планировании курортов, привязываясь не только к климату, но и к особенностям конкретного места. Так могут появиться горнолыжные и бальнеологические курорты, популярные пляжи и соляные оздоровительные пещеры.

реклама

В компании «ТрансСервис» легко сделать заказ!

1. Определите по карте дорожно-климатическую зону, в которую необходимо поставить битум (для мазута см. п.п. 3,4).

2. Выберите по таблице тип битума и вид асфальтобетона, которые рекомендуется использовать в данной дорожно-климатической зоне в соответствии со строящейся категорией автомобильной дороги.

3. Определите ближайший НПЗ к вашему объекту доставки и проверьте ассортимент выпускаемой продукции.

4. Сделайте заказ по прилагаемой форме заявки. Если Вы затрудняетесь самостоятельно сделать заказа — обратитесь к нашим специалистам по многоканальному телефону (495) 232-45-20.

Внимание! Отгрузка нефтепродуктов производится только по территории России. Минимальная партия — 30 тонн.

Карта дорожно-климатических зон и нефтеперерабатывающих заводов

В зависимости от географических условий выделяют следующие дорожно-климатические зоны:

Тип дорожно-климатической зоны

Границы и краткая характеристика дорожно-климатических зон

I

Севернее линии Мончегорск — Поной — Несь — Ошкурья — Сухая — Тунгуска — Канск — госграница — Биробиджан — Де-Кастри. Включает географические зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов

II

От границы I зоны до линии Львов — Житомир — Тула — Н.Новгород — Устинов — Кыштым — Томск — Канск до госграницы. Включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов

III

От границы II зоны до линии Белгород — Самара — Магнитогорск — Омск — Бийск — Туран. Включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы

IV

От границы III зоны до линии Буйнакск — Кизляр — Волгоград, далее проходит южнее на 200 км от линии Уральск — Актюбинск — Караганда и до северного побережья озера Балхаш. Включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов

V

Расположена к юго-западу и югу от границы IV зоны. Включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

В России все автомобильные дороги делятся на пять категорий. Дороги I и II категорий с капитальными типами покрытий полнее отвечают условиям автомобильного движения. К их числу относят, например, новые автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении и двухполосные, имеющие по одной полосе движения в одну сторону. Широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные максимальные уклоны (3…4 %), увеличенные радиусы поворота и уширенные обочины обеспечивают на этих дорогах безопасность движения и достаточную пропускную способность.

Дороги III категории, рассчитанные на менее интенсивное движение, имеют облегченное усовершенствованное покрытие. Ширина каждой полосы движения такой дороги может быть уменьшена до 3,5 м, радиусы кривых в плане до 400 м, максимальные уклоны до 5 %.

К IV категории относятся дороги с твердым покрытием, но не всегда усовершенствованным (булыжник, гравий). Ширина полосы движения на них не более 3 м, минимальные радиусы поворотов 250 м, максимально продольные уклоны 6 %.

К V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту). Иногда их поверхность обрабатывают специальными добавками, связующими грунт, и несколько повышающими стойкость верхнего слоя.

Области применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог и городских улиц

Дорожно-климатическая зона

Вид асфальтобетона

Категория автомобильной дороги

I, II

Марка битума

плотный и высокоплотный

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

СГ 130/200

МГ 130/200

МГО 130/200

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

СГ 130/200

МГ 130/200

МГО 130/200

II, III

плотный и высокоплотный

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 130/200

БН 90/130

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

БН 60/90

БН 90/130

БН 130/200

БН 200/300

БНД 60/90

БНД 90/130

БНД 130/200

БНД 200/300

БН 60/90

БН 90/130

БН 130/200

БН 200/300

СГ 130/200

МГ 130/200

МГО 130/200

из холодных смесей

СГ 70/130

СГ 130/200

СГ 70/130

СГ 130/200

МГ 70/130

МГ 130/200

МГО 70/130

МГО 130/200

IV, V

плотный

БНД 40/60

БНД 60/90

БН 40/60

БН 60/90

БНД 40/60

БНД 60/90

БНД 90/130

БН 40/60

БН 60/90

БН 90/130

БНД 40/60

БНД 60/90

БНД 90/130

БН 40/60

БН 60/90

БН 90/130

из холодных смесей

СГ 70/130

СГ 130/200

СГ 70/130

СГ 130/200

МГ 70/130

МГ 130/200

МГО 70/130

МГО 130/200

ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

  • Районирование территории России на региональные системы природопользования

    Задание На контурную карту нанесите схему экономико-географических районов, обозначив условными знаками специализацию каждого района. Ход работы 1. Нанесите на контурную карту толстой линией красным цветом границы (сухопутные) России. 2. Покажите тонкой красной линией границу между экономическими…
    (Региональное природопользование)

  • ТУРИСТСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ. ТУРИСТСКИЕ РЕГИОНЫ РОССИИ

    Туристское районирование территории является важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, не в ущерб другим экономическим отраслям, а также при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных…
    (География туризма)

  • ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О РАЗМЕЩЕНИИ И СООРУЖЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

    Экологическая классификация проекта производится на стадии отбора проектов, предложенных для финансирования. Как уже говорилось, она проводится с целью оценки, какие аспекты предлагаемого проекта не значимы с точки зрения экологических требований и можно ли в дальнейшем их не рассматривать, а также для…
    (Основы экологической экспертизы)

  • ПРИНЦИПЫ ПРОГНОЗНОГО ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ НЕФТЕДОБЫЧИ

    Мелкомасштабное районирование крупных территорий по типам изменения природной среды при нефтедобыче Добыча, переработка и использование углеводородного сырья сопровождаются постепенными глубокими изменениями в географической оболочке в целом, и в первую очередь в ландшафтах. Научно обоснованный…
    (Природные и техногенные потоки углеводородов в окружающей среде)

  • Почвенно-географическое районирование территории Республики Беларусь

    Территория Республики Беларусь расположена в бореальном (умеренно холодном) поясе, входит в Центральную таёжно-лесную область, подзону дерново-подзолистых почв южной тайги. По схеме естественноисторического районирования, проведенного в 1947 г. И.С. Лупино- вичем, в 1958 и 1962 гг. — Н.Н. Розовым, Е.Н….
    (Почвоведение)

  • Туристское районирование территории РФ

    В рекреационной географии территория России подразделяется в соответствии с географическим положением зон, их рекреационным потенциалом, действием основных факторов развития туризма, функциональной структурой туризма и туристскими предпочтениями. Впервые рекреационное районирование СССР было проведено…
    (Организация туристской индустрии и география туризма)

  • Сейсмичность планеты Земля, территории России и Кавказа

    Землетрясение — это мощные колебательные движения земной поверхности, вызванные тектоническими напряжениями в земной коре, сопровождающиеся сжатием-растяжением со сдвигом больших масс горных пород, иногда с выбросом на поверхность магмы и газов в зонах вулканической деятельности. Очаг землетрясения имеет,…
    (Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях)

  • ОБЗОР СЛОГАНОВ АВИАКОМПАНИЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

    Национальный менталитет и этнические стереотипы, исторические особенности, социальная среда, благосостояние общества, грамматический строй языка — все эти факторы оказывают существенное влияние на восприятие социально значимой информации, к которой мы относим и рекламу. Создатели рекламных текстов тоже…
    (Имплицитная информация в рекламных слоганах авиакомпаний)

  • СЛОГАНЫ АВИАКОМПАНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

    № п/п Авиакомпания Страна Слоган Официальный сайт 1 Авиакомпания Баркол Россия Авиаком-пания «Баркол» — Престиж и надежность www.barkol.ru 2 Авиакомпания Пулковские авиалинии (2006 — н.в. Российские авиалинии) Россия Пулково. Начерти свой маршрут с нами www.pulkovo.ru За Авиакомпания Самара (1961-2009)…
    (Имплицитная информация в рекламных слоганах авиакомпаний)

СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования. Часть 4

Таблица 52

+———————————————————————————————-+

¦ ¦ Примерная протяженность участков дорог, км, при категории дорог ¦

¦ Подразделения дорожной +———————————————————————¦

¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦

¦ службы +———————————————————————¦

¦ ¦ Преимущественные типы дорожных одежд ¦

¦ +———————————————————————¦

¦ ¦ капитальные ¦ облегченные ¦ переходные ¦ низшие ¦

+———————————————————————————————-+

Основное звено службы

содержания дорог:

при линейном принципе 100-170 170-260 170-260 210-260 —

при территориальном 250-300 250-300 250-300 250-300 250-300

принципе

Низовое звено службы со- 30-40 40-55 55-70 70-90 80-100

держания дорог

Пункт содержания и охра- На мостах длиной более 300 м

ны больших мостов

Пункт обслуживания, со- На всех мостах без ограничения длины

держания и охраны раз-

водных мостов

Пункт обслуживания переправ На наплавных мостах, паромах

Примечания:

1. Меньшие значения показателей следует принимать: для участков дорог с

интенсивностью движения, близкой к верхним пределам, установленным для

соответствующих категорий дорог; в горной местности; в районах со снежными

или песчаными заносами, а также в местах, подверженных размывам, оползням

или просадкам, имеющих сложные инженерные сооружения (тоннели, галереи,

подпорные и одевающие стенки, берегоукрепительные, противооползневые и

другие конструкции).

2. Протяженность участков дорог I категории дана применительно к дорогам

с 4 полосами движения. В случае 6 или 8 полос движения необходимо

протяженность участков рассчитывать с понижающими коэффициентами

соответственно 0,7 или 0,5.

3. На дорогах общегосударственного значения при необходимости пункты охраны

могут быть организованы и на мостах длиной менее 300 м.

4. Схема дорожно-эксплуатационной службы определяется требованиями

эксплуатации проектируемого участка автомобильной дороги с учетом использования

существующих сооружений.

В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки следует располагать от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки согласно табл.10.

На дорогах I-III категорий автобусные остановки следует назначать не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности — 1,5 км.

10.10. При размещении зданий и сооружений автомобильного сервиса необходимо учитывать наличие энергоснабжения, водоснабжения и обслуживающего персонала, а также возможность их дальнейшего развития.

10.11. Площадки отдыха следует предусматривать через 15-20 км на дорогах I и II категорий, 25 — 35 км на дорогах III категории и 45-55 км на дорогах IV категории.

На территории площадок отдыха могут быть предусмотрены сооружения для технического осмотра автомобилей и пункты торговли.

Вместимость площадок отдыха следует рассчитывать на одновременную остановку не менее 20-50 автомобилей на дорогах I категории при интенсивности движения до 30000 физ. ед/сут, 10-15 на дорогах II и III категорий, 10 — на дорогах IV категории . При двустороннем размещении площадок отдыха на дорогах I категории их вместимость уменьшается вдвое по сравнению с указанной выше.

10.12. Размещение автозаправочных станций (АЗС) и дорожных станций технического обслуживания (СТО) должно производиться на основе экономических и статистических изысканий.

Мощность АЗС (число заправок в сутки) и расстояние между ними в зависимости от интенсивности движения рекомендуется принимать по табл.53.

Таблица 53

+——————————————————————+

¦ Интенсивность движения,¦ Мощность ¦ Расстояние ¦ Размещение ¦

¦ трансп. ед/сут ¦ АЗС, ¦ между АЗС, ¦ АЗС ¦

¦ ¦ заправок ¦ км ¦ ¦

¦ ¦ в сутки ¦ ¦ ¦

+——————————————————————+

Св. 1000 до 2000 250 30-40 Одностороннее

» 2000 » 3000 500 40-50 «

» 3000 » 5000 750 40-50 «

» 5000 » 7000 750 50-60 Двустороннее

» 7000 » 20000 1000 40-50 «

Св. 20000 1000 20-25 «

Примечание.

При расположении АЗС в зоне пересечения ее мощность должна быть уточнена

с учетом протяженности всех обслуживаемых прилегающих дорог, интенсивности

движения и других расчетных показателей на этих участках.

10.13. АЗС следует размещать в придорожных полосах на участках дорог с уклоном не более 40%o, на кривых в плане радиусом более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусом более 10000 м, не ближе 250 м от железнодорожных переездов, не ближе 1000 м от мостовых переходов, на участках с насыпями высотой не более 2,0 м.

10.14. Число постов на дорожных станциях технического обслуживания в зависимости от расстояния между ними и интенсивности движения рекомендуется принимать по табл.54.

При дорожных станциях технического обслуживания целесообразно предусматривать автозаправочные станции.

Таблица 54

+——————————————————————+

¦ Интенсивность¦Число постов на СТО в зависимости от¦ Размещение ¦

¦ движения, ¦ расстояния между ними, км ¦ СТО ¦

¦трансп. ед/сут+————————————¦ ¦

¦ ¦ 80 ¦ 100 ¦ 150 ¦ 200 ¦ 250 ¦ ¦

+——————————————————————+

1000 1 1 1 2 2 Одностороннее

2000 1 2 2 3 3 «

3000 2 2 3 3 5 «

4000 3 3 — — — «

2 2 2 2 3 Двустороннее

6000 2 2 3 3 3 «

8000 2 3 3 3 5 «

10000 3 3 3 5 5 «

15000 5 5 5 8 8 «

20000 5 5 8 По специальному «

расчету

30000 8 8 По специальному расчету «

10.15. Вместимость (число спальных мест) транзитных мотелей и кемпингов следует принимать с учетом численности проезжающих автотуристов и интенсивности движения автомобилей междугородных и международных перевозок.

Расстояние между мотелями и кемпингами следует принимать не более 500 км.

Мотели целесообразно проектировать комплексно, включая дорожные станции технического обслуживания, АЗС, пункты питания и торговли.

10.16. При объектах автомобильного сервиса при необходимости следует размещать пункты питания и торговли.

10.17. Специальные площадки для кратковременной остановки автомобилей следует предусматривать у пунктов питания, торговли, скорой помощи, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками автомобилей. На дорогах I-III категорий их следует размещать за пределами земляного полотна.

10.18. Технологическую связь для обеспечения работы дорожной службы следует предусматривать на автомобильных дорогах I категории, а при наличии специальных требований — и на дорогах II и III категорий.

10.19. Аварийно-вызывную связь следует предусматривать для дорог I категории при соответствующем обосновании.

Приложение 1

Обязательное

Дорожно-климатические зоны СССР

Приложение 2

Обязательное

Классификация типов местности и грунтов

Таблица 1

Типы местности по характеру и степени увлажнения

+———————————————————————————————————+

¦ Тип ¦ Признаки в зависимости от дорожно-климатических зон ¦

¦ местности+———————————————————————————————-¦

¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦

+———————————————————————————————————+

1-й Поверхностный сток обеспе- Поверхностный Поверхностный Поверхностный Грунтовые воды

чен; грунтовые воды не влияют сток обеспечен; сток обеспечен; сток обеспечен; не влияют на

на увлажнение верхней толщи грунтовые во- грунтовые воды грунтовые воды увлажнение; поч-

грунтов; мощность деятельно- ды не влияют не влияют на не влияют на вы в северной

го слоя более 2,5 м при не- на увлажнение увлажнение увлажнение части бурые,

просадочных грунтах влажно- верхней толщи; верхней толщи; верхней толщи; в южной — свет-

стью менее 0,7 w(l) почвы слабо- и почвы серые, почвы-черно- лобурые и серо-

среднеподзо- лесные слабо- земы тучные земы

листые или подзолистые, или мощные, в

дерново-подзо- в северной южной части

листые без части зоны- зоны-южные

признаков за- темно-серые черноземы,

болачивания лесные и чер- темно-каштано-

ноземы оподзо- вые и каштано-

ленные и выще- вые почвы

лоченные

2-й Поверхностный сток не обес- Поверхностный Поверхностный Поверхностный Грунтовые воды

печен; грунтовые воды не вли- сток не обес- сток не обеспе- сток не обес- не влияют на

яют на увлажнение верхней печен; грунто- чен; грунтовые печен; грунто- увлажнение

толщи; почвы тундровые с рез- вые воды не воды не влияют вые воды не верхней толщи;

ко выраженными признаками за- влияют на ув- на увлажнение влияют на ув- почвы — солон-

болачивания; мощность сезон- лажнение верх- верхней толщи; лажнение верх- цы, такыры,

нооттаивающего слоя от 1,0 ней толщи; почвы подзолис- ней толщи; солончаковые

до 2,5 м при наличии глинис- почвы средне- и тые или полубо- почвы — сильно- солонцы и реже

тых просадочных грунтов сильноподзолис- лотные с приз- солонцеватые солончаки

влажностью более 0,8w(l) тые и полубо- наками оглее- черноземы, каш-

лотные с приз- ния, в южной тановые, солон-

наками забола- части — лугово- цы и солоди

чивания черноземные,

солонцы и солоди

3-й Грунтовые или длительно (бо- Грунтовые во- То же, что для Грунтовые во- Грунтовые воды

лее 30 сут) стоящие поверх- ды или длитель- II зоны ды или дли- или длительно

ностные воды оказывают вли- но (более 30 тельно (более (более 30 сут)

яние на увлажнение верхней сут) стоящие 30 сут) стоя- стоящие по-

толщи грунтов; почвы тундро- поверхностные щие поверх- верхностные

вые и болотные, торфяники; воды влияют на ностные воды воды влияют на

мощность сезоннооттаивающего увлажнение влияют на ув- увлажнение

слоя до 1 м при наличии гли- верхней толщи; лажнение верхней толщи;

нистых сильнопросадочных почвы торфяно- верхней толщи; почвы — солон-

грунтов, содержащих в пре- болотные или почвы полубо- чаки, солонча-

делах двойной мощности се- полуболотные лотные или коватые солон-

зонного оттаивания линзы болотные, со- цы; постоянно

льда толщиной более 10 см лончаки и орошаемые

солончакова- территории

тые солонцы

Примечания:

1. Участки, где залегают песчано-гравийные или песчаные грунты (за исключением

мелких пылеватых песков) мощностью более 5 м при расположении уровня грунтовых

вод на глубине более 3 м во II, III зонах и более 2 м в IV, V зонах, относятся к

1-му типу независимо от наличия поверхностного стока (при отсутствии длительного

подтопления).

2. Грунтовые воды не оказывают влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в

случае, если их уровень в предморозный период залегает ниже глубины промерзания

не менее чем на 2,0 м при глинах, суглинках тяжелых пылеватых и тяжелых; на 1,5 м

в суглинках легких пылеватых и легких, супесях тяжелых пылеватых и пылеватых; на

1,0 м в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.

3. Поверхностный сток считается обеспеченным при уклонах поверхности грунта в

пределах полосы отвода более 2%o.

Таблица 2

Типы и подтипы глинистых грунтов

+——————————————————————+

¦ Грунты ¦ Показатели ¦

+————————+——————————————¦

¦ типы ¦ подтипы ¦ содержание песчаных ¦число пластичности ¦

¦ ¦ ¦ частиц, % по массе ¦ Ip ¦

+——————————————————————+

Супесь Легкая крупная Св. 50 1-7

Легкая » 50 1-7

Пылеватая 50-20 1-7

Тяжелая пылеватая Менее 20 1-7

Суглинок Легкий Св. 40 7-12

Легкий пылеватый Менее 40 7-12

Тяжелый Св. 40 12-17

Тяжелый пылеватый Менее 40 12-17

Глина Песчанистая Св. 40 17-27

Пылеватая Менее 40 17-27

Жирная Не нормируется Св. 27

Примечания:

1. Для супесей легких крупных учитывается содержание песчаных частиц размером

2-0,25 мм, для остальных грунтов — 2-0,05 мм.

2. При содержании в грунте 25-50% (по массе) частиц крупнее 2 мм к названию

глинистых грунтов добавляется слово «гравелистый» (при окатанных частицах) или

«щебенистый» (при неокатанных частицах).

Таблица 3

Классификация грунтов по степени засоления

+——————————————————————+

¦ ¦Суммарное содержание легкорастворимых солей, ¦

¦ Разновидности ¦ % массы сухого грунта ¦

¦ грунтов +————————————————¦

¦ ¦ хлоридное, сульфатно- ¦ сульфатное, хлоридно- ¦

¦ ¦ хлоридное засоление ¦ сульфатное засоление ¦

+——————————————————————+

0,5-2,0 0,5-1,0

Слабозасоленные ——— ———

0,3-1,0 0,3-0,5

2,0-5,0 1,0-3,0

Среднезасоленные ——- ——-

1,0-5,0 0,5-2,0

5,0-10,0 3,0-8,0

Сильнозасоленные ——— ———

5,0-8,0 2,0-5,0

Св. 10,0 Св. 8,0

Избыточно засоленные ——— ———

Св. 8,0 Св. 5,0

Примечание. Над чертой даны значения для V дорожно-климатической зоны, под

чертой — для остальных зон.

Таблица 4

Классификация грунтов по степени набухания

+——————————————————————+

¦ Разновидности грунтов ¦ Относительная деформация ¦

¦ (при влажности 0,5w(o)) ¦ набухания, % толщины слоя ¦

¦ ¦ увлажнения ¦

+——————————————————————+

Ненабухающие Менее 2

Слабонабухающие От 2 до 4

Средненабухающие » 5 » 10

Сильнонабухающие Св. 10

Таблица 5

Классификация грунтов по степени просадочности

+——————————————————————+

¦ Разновидности ¦ Коэффициент ¦ Относительная ¦

¦ грунтов ¦ просадочности ¦ деформация просадки, % ¦

¦ ¦ ¦ толщины слоя промачивания ¦

+——————————————————————+

Непросадочные Св. 0,92 Менее 2

Слабопросадочные От 0,85 до 0,91 От 2 до 7

Просадочные От 0,80 до 0,84 От 8 до 12

Сильнопросадочные Менее 0,79 Св. 12

Примечание.

Классификация не распространяется на скальные водоустойчивые грунты и грунты

с исключением водонерастворимых цементирующих веществ, просадочность которых

оценивают по данным лабораторных испытаний.

Таблица 6

Классификация грунтов по степени пучинистости при замерзании

+——————————————————————+

¦ Группы ¦ Степень ¦ Относительное морозное ¦

¦ грунтов ¦ пучинистости ¦ пучение образца, % ¦

+——————————————————————+

I Непучинистый 1 и менее

II Слабопучинистый Св. 1 до 4

III Пучинистый » 4 » 7

IV Сильнопучинистый » 7 » 10

V Чрезмерно пучинистый » 10

Примечания: 1. Испытание на пучинистость при промерзании осуществляется в

лаборатории по специальной методике с подтоком воды. Допускается группу по

пучинистости определять по табл.7 настоящего приложения.

2. При оценке величины морозного пучения расчетом испытания грунтов на

интенсивность морозного пучения ведут по специальной методике.

3. В случаях, когда испытания на морозное пучение проводятся, группу по

пучинистости допускается устанавливать по табл.7 настоящего приложения, а

среднюю относительную величину морозного пучения зоны промерзания -по табл.8.

Таблица 7

Группы грунтов по степени пучинистости

+——————————————————————+

¦ Грунт ¦ Группа ¦

+——————————————————————+

Песок гравелистый, крупный и средней I

крупности с содержанием частиц мельче

0,05 мм до 2%

Песок гравелистый, крупный и средней II

крупности с содержанием частиц мельче

0,05 мм до 15%, мелкий с содержанием

частиц мельче 0,05 мм до 15%; супесь лег-

кая крупная

Супесь легкая; суглинок легкий и тяжелый; III

глины

Песок пылеватый; супесь пылеватая; сугли- IV

нок тяжелый пылеватый

Супесь тяжелая пылеватая; суглинок легкий V

пылеватый

Примечание.

Величина коэффициента морозного пучения щебенистых, гравелистых, дресвяных

песков при содержании частиц мельче 0,05 мм свыше 15% ориентировочно принимается

как для пылеватого песка и проверяется в лаборатории.

Таблица 8

Величина морозного пучения

+——————————————————————+

¦ ¦ Среднее значение ¦

¦ Грунт рабочего слоя ¦ относительного ¦

¦ ¦ морозного пучения ¦

¦ ¦ при промерзании ¦

¦ ¦ 1,5 м, % ¦

+——————————————————————+

Песок гравелистый, крупный и средней 1

крупности с содержанием частиц мельче —

0,05 мм до 2% 1

Песок гравелистый, крупный, средней 1

крупности с содержанием частиц мельче —

0,05 мм до 15% и мелкий с содержанием 1-2

частиц мельче 0,05 мм до 2%

Песок мелкий с содержанием частиц мельче 1-2

0,05 мм менее 15%; супесь легкая крупная ——

Песок пылеватый; супесь пылеватая; сугли- 2-4

нок тяжелый пылеватый ——

Супесь легкая 1-2

Супесь тяжелая пылеватая; суглинок легкий 4-7

пылеватый ——

Суглинок легкий и тяжелый; глины 2-4

Примечание. Над чертой — при 1-м типе местности по увлажнению согласно табл.1

настоящего приложения, под чертой — при 2-м и 3-м типах.

Таблица 9

Тип местности в I дорожно-климатической зоне по условиям увлажнения и

мерзлотно-грунтовым особенностям

+———————————————————————————————————+

¦ Тип местности¦ Условия увлажнения грунтов ¦ Мерзлотные процессы¦ Грунт ¦

¦ ¦ ¦ и явления +—————————————¦

¦ ¦ ¦ ¦ тип ¦ характеристика ¦

+———————————————————————————————————+

1-й Сухие места Отсутствуют Крупнообломочный; Массивная текстура;

песчаный непросадочный или

талый

2-й Сырые места. В летнее время Заболачивание; мо- Песчаный; глинис- Массивная и слоис-

возможно избыточное увлаж- розное пучение (се- тый тая текстуры; мало-

нение грунтов деятельного зонные бугры пуче- льдистый и малопро-

слоя поверхностными водами ния) садочный

3-й Мокрые места. В летнее вре- Заболачивание; мо- Глинистый; возмож- Слоистая и сетча-

мя постоянное избыточное розное пучение (мно- но наличие подзем- тая текстуры;

увлажнение грунтов деятель- голетние бугры пу- ных льдов льдистый и сильно-

ного слоя поверхностными и чения); термокарс- льдистый; просадоч-

надмерзлотными водами товый рельеф; соли- ный, сильнопроса-

флюкция дочный и чрезмерно

просадочный

Таблица 10

Классификация грунтов по льдистости и просадочности

в I дорожно-климатической зоне

+——————————————————————————————————-+

¦ Разновидность грунта ¦ Льдистость* грунта ¦ Суммарная влажность грунтов деятельного слоя ¦

¦ по просадочности ¦ вечномерзлой толщи +———————————————————¦

¦ при оттаивании ¦ ¦пески мелкие ¦ пески пылеватые,¦ супеси ¦ торф ¦

¦ ¦ ¦ ¦ супеси легкие ¦ ¦ ¦

+——————————————————————————————————-+

* Отношение объема прослоек льда к объему мерзлого грунта ( с учетом включений частиц льда).

Непросадочный Без ледяных включе- Менее 0,18 Менее 0,2 Менее 0,2 —

ний (0-0,01)

Слабопросадочный Малольдистый От 0,18 От 0,2 до 0,4 От 0,2 до 0,4 Менее 2

(0,01-0,1) до 0,25

Просадочный Льдистый (0,1-0,4) Св.0,25 Св. 0,4 Св. 0,4 до 1,1 От 2 до 12

Сильнопросадочный Сильнольдистый — — Св. 1,1 Св. 12

(0,4-0,6)

Чрезмерно просадочный С крупными включени- — — » 1,1 » 12

ями подземного льда

(0,6-1,0)

Таблица 11

Разновидности грунтов по степени увлажнения

+——————————————————————+

¦ Разновидности грунтов ¦ Влажность ¦

+——————————————————————+

Недоувлажненные Менее 0,9 w(o)

Нормальной влажности От 0,9 w(o) до w(adm)

Повышенной влажности » w(adm) » w(max)

Переувлажненные Св. w(max)

Примечание. w(max) — максимально возможная влажность грунта при коэффициенте уплотнения 0,9.

Таблица 12

Допустимая влажность грунтов при уплотнении

+——————————————————————+

¦ ¦ Допустимая влажность w(adm) в долях ¦

¦ ¦ от оптимальной при требуемом ¦

¦ Грунты ¦ коэффициенте уплотнения грунта ¦

¦ ¦ m(b) ¦

¦ +—————————————-¦

¦ ¦Св. 1,0 ¦ 1,0-0,98 ¦ 0,95 ¦ 0,90 ¦

+——————————————————————+

Пески пылеватые; супеси 1,30 1,35 1,60 1,60

легкие крупные

Супеси легкие и пылеватые 1,20 1,25 1,35 1,60

Супеси тяжелые пылева- 1,10 1,15 1,30 1,50

тые; суглинки легкие

и легкие пылеватые

Суглинки тяжелые 1,0 1,05 1,20 1,30

и тяжелые пылеватые,

глины

Примечания:

1. При возведении насыпей из непылеватых песков в летних условиях допустимая влажность не ограничивается.

2. Настоящие ограничения не распространяются на насыпи, возводимые гидронамывом.

3. При возведении насыпей в зимних условиях влажность не должна, как правило, быть более 1,3w(o) при песчаных и непылеватых супесчаных, 1,2w(o) — при супесчаных пылеватых и суглинках легких и 1,1w(o) — для других связных грунтов.

4. Величина допустимой влажности грунта может уточняться с учетом технологических возможностей имеющихся в наличии конкретных уплотняющих средств в соответствии с нормами СНиП 3.06.03-85.

Таблица 13

Расчетные схемы увлажнения

+—————————————————————————————————+

¦Схема увлаж-¦ ¦ ¦

¦нения рабо- ¦ Источники увлажнения ¦ Условия отнесения к данному типу увлажнения ¦

¦чего слоя ¦ ¦ ¦

+—————————————————————————————————+

1-я Атмосферные осадки Для насыпей на участках 1-го типа местности по условиям

увлажнения (п.6.3 и табл.1 настоящего приложения).

Для насыпей на участках местности 2-го и 3-го типов по ус-

ловиям увлажнения при возвышении поверхности покрытия над

расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод или над

поверхностью земли, более чем в 1,5 раза превышающем тре-

бования табл.21.

Для насыпей на участках 2-го типа при расстоянии от уреза

поверхностной воды (отсутствующей не менее 2/3 летнего

периода) более 5-10 м при супесях; 2-5 м при легких пыле-

ватых суглинках и 2 м при тяжелых пылеватых суглинках и

глинах (меньшие значения следует принимать для грунтов с

большим числом пластичности; при залегании различных грун-

тов — принимать наибольшие значения).

В выемках в песчаных и глинистых грунтах при уклонах кюве-

тов более 20%o (в I-III дорожно-климатических зонах) и при

возвышении поверхности покрытия над расчетным уровнем

грунтовых вод, более чем в 1,5 раза превышающем требования

табл.21.

При применении специальных методов регулирования водно-

теплового режима (капилляропрерывающие, гидроизолирующие,

теплоизолирующие и армирующие прослойки, дренаж и т.п.),

назначаемых по специальным расчетам

2-я Кратковременно стоя- Для насыпей на участках 2-го типа местности по условиям

щие (до 30 сут) по- увлажнения (п.6.3 и табл.1 настоящего приложения) при воз-

верхностные воды; вышении поверхности покрытия, не менее требуемого по

атмосферные осадки табл.21 и не более чем в 1,5 раза превышающем эти требова-

ния, и при крутизне откосов не менее 1:1,5 и простом

(без берм) поперечном профиле насыпи.

Для насыпей на участках 3-го типа местности при применении

специальных мероприятий по защите от грунтовых вод (капил-

ляропрерывающие и гидроизолирующие слои, дренаж), назнача-

емых по специальным расчетам, отсутствии длительно (более

30 сут) стоящих поверхностных вод и выполнении условий

предыдущего абзаца.

В выемках в песчаных и глинистых грунтах при уклонах кюве-

тов менее 20%o (в I, II зонах) и возвышении поверхности по-

крытия над расчетным уровнем грунтовых вод, более чем в

1,5 раза превышающем требования табл.21

3-я Грунтовые или дли- Для насыпей на участках 3-го типа местности по условиям

тельно (более 30 сут) увлажнения (п.6.3 и табл.1 настоящего приложения) при

стоящие поверхност- возвышении поверхности покрытия, отвечающем требованиям

ные воды; атмосфер- табл.21, но не превышающем их более чем в 1,5 раза.

ные осадки

То же, для выемок, в основании которых имеется уровень

грунтовых вод, расположение которого по глубине не превы-

шает требования табл.21 более чем в 1,5 раза

Таблица 14

Значения коэффициентов относительного уплотнения

+—————————————————————————————————+

¦Требуемый ¦ Значения коэффициентов относительного уплотнения k(1) для грунтов ¦

¦коэффициент+—————————————————————————————¦

¦уплотнения ¦пески, супеси,¦суглинки,¦лессы и лессо-¦скальные разрабатываемые грунты¦шлаки, отвалы ¦

¦ грунта ¦ суглинки ¦ глины ¦видные грунты ¦ при объемной массе, г/куб.см ¦перерабатываю- ¦

¦ ¦ пылеватые ¦ ¦ +——————————-¦щей промышлен- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,9-2,2 ¦ 2,2-2,4 ¦ 2,4-2,7 ¦ ности ¦

+—————————————————————————————————+

1,00 1,10 1,05 1,30 0,95 0,89 0,84 1,26-1,47

0,95 1,05 1,00 1,15 0,90 0,85 0,80 1,20-1,40

0,90 1,00 0,95 1,10 0,85 0,80 0,76 1,13-1,33

Таблица 15

Классификация местности по подвижности песков

+——————————————————————+

¦ Степень закрепления ¦ Площадь, ¦ Степень подвижности ¦

¦ растительностью ¦ покрытая ¦ песков ¦

¦ поверхности песков ¦ раститель- ¦ ¦

¦ ¦ ностью, % ¦ ¦

+——————————————————————+

Незаросшая поверхность Менее 5 Очень подвижные

Слабозаросшая » От 5 до 15 Подвижные

Полузаросшая » Св.15 до 35 Малоподвижные

Заросшая » Св. 35 Неподвижные

Приложение 3

Справочное

Элементы земляного полотна

Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) — часть полотна, располагающаяся в пределах земляного полотна от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.

Основание насыпи — массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя, а при низких насыпях — и ниже границы рабочего слоя.

Основание выемки — массив грунта ниже границы рабочего слоя.

Приложение 4

Справочное

Коэффициент уплотнения грунта

Коэффициент уплотнения грунта — отношение плотности скелета грунта в конструкции к максимальной плотности скелета того же грунта при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-77.

Приложение 5

Справочное

Типы болот

Следует различать три типа болот:

I — заполненные болотными грунтами, прочность которых в природном состоянии обеспечивает возможность возведения насыпи высотой до 3 м без возникновения процесса бокового выдавливания слабого грунта;

II — содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который может выдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой до 3 м, но не выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи;

III — содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при возведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи.

Приложение 6

Справочное

Стабильные и нестабильные слои насыпи

Стабильные слои насыпи — слои, сооружаемые из талых или сыпучемерзлых грунтов, плотность которых в насыпи соответствует нормам табл.22.

Нестабильные слои насыпи — слои из мерзлых или талых переувлажненных грунтов, которые в насыпи имеют плотность, не отвечающую нормам табл.22, вследствие чего при оттаивании или длительном действии нагрузок могут возникать деформации слоя.

Приложение 7

Справочное

Слои дорожной одежды

Слои дорожной одежды следует подразделять:

покрытие — верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автотранспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов; покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части; в покрытие входят также слой износа и слои с шероховатой поверхностью;

основание — часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна;

дополнительные слои основания (морозозащитные, теплоизоляционные, дренирующие и др.) — слои между основанием и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивающие морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна.

Текст документа сверен по:

официальное издание

Госстрой СССР — М: ЦИТП,

6.3. Природные условия района строительства характеризуются комплексом погодно-климатических факторов с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с табл. 20 и обязательным приложением 1.

Таблица 20

Дорожно-климатические

зоны

Примерные географические границы и краткая

характеристика дорожно-климатических зон

Севернее линии Мончегорск — Поной — Несь — Ошкурья — Сухая — Тунгуска — Канск — госграница — Биробиджан — Де-Кастри. Включает географические зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов

От границы I зоны до линии Львов — Житомир — Тула — Горький — Устинов — Кыштым — Томск — Канск до госграницы. Включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов

От границы II зоны до линии Кишинев — Кировоград — Белгород — Куйбышев — Магнитогорск — Омск — Бийск — Туран. Включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы

От границы III зоны до линии Джульфа — Степанакерт — Буйнакск — Кизляр — Волгоград, далее проходит южнее на 200 км от линии Уральск — Актюбинск — Караганда и до северного побережья озера Балхаш. Включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов

Расположена к юго-западу и югу от границы IV зоны. Включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

Примечания: 1. Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне.

2. При проектировании участков дорог в приграничных зонах при обосновании данными о грунтово-гидрологических и почвенных условиях, а также исходя из практики эксплуатации дорог в районе допускается принимать проектные решения как для смежной (северной или южной) зоны.

3. В горных районах дорожно-климатические зоны следует определять с учетом высотного расположения объектов проектирования, принимая во внимание природные условия на данной высоте.

Особенности инженерно-геологических условий участка следует определять типом местности по условиям увлажнения верхней толщи грунтов и характеру поверхностного стока (таблица 1 обязательного приложения 2), свойствами и условиями залегания грунтов в пределах толщи, принимаемой во внимание при проектировании, геологическими, гидрологическими и мерзлотными условиями и процессами, включая воздействие техногенных факторов (с учетом освоенности территории), геоморфологическими особенностями (рельефом) и др.

По условиям увлажнения верхней толщи грунтов различают три типа местности:

1-й — сухие участки;

2-й — сырые участки избыточным увлажнением в отдельные периоды года;

3-й — мокрые участки с постоянным избыточным увлажнением.

6.4. При проектировании земного полотна следует применять типовые или индивидуальные решения, в том числе типовые решения с индивидуальной привязкой. Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять при соответствующих обоснованиях:

для насыпей с высотой откоса более 12 м;

для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков;

для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;

для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях (см. п. 6.24);

при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности;

при возвышении поверхностей покрытия над расчетным уровнем воды менее указанного в п. 6.10;

при применении прослоек из геотекстильных материалов;

при применении специальных прослоек (теплоизолирующих, гидроизолирующих, дренирующих, капилляропрерывающих, армирующих и т.п.) для регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна, а также специальных поперечных профилей;

при сооружении насыпей на просадочных грунтах;

для выемок с высотой откоса более 12 м в нескальных грунтах и более 16 м в скальных при благоприятных инженерно-геологических условиях;

для выемок в слоистых толщах, имеющих наклон пластов в сторону проезжей части;

для выемок, вскрывающих водоносные горизонты или имеющих в основании водоносный горизонт, а также в глинистых грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5;

для выемок с высотой откоса более 6 м в пылеватых грунтах в районах избыточного увлажнения, а также в глинистых грунтах и скальных размягчаемых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием погодно-климатических факторов;

для выемок в набухающих грунтах при неблагоприятных условиях увлажнения;

для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях: на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможностью развития оползневых явлений, оврагов, карста, обвалов, осыпей, селей, снежных лавин, наледи, вечной мерзлоты и т.п.;

при воздействии земляного полотна с применением взрывов или гидромеханизации;

при проектировании периодически затопляемых дорог при пересечении водопотоков;

при применении теплоизоляционных слоев на участках вечномерзлых грунтов.

Индивидуально необходимо также проектировать водоотводные, дренажные, поддерживающие, защитные и другие сооружения, обеспечивающие устойчивость земляного полотна в сложных условиях, а также участки сопряжения земляного полотна с мостами и путепроводами.

ГРУНТЫ

6.5. Грунты, используемые в дорожном строительстве, по происхождению, составу, состоянию в природном залегании, набуханию, просадочности и степени цементации льдом должны подразделяться в соответствии с ГОСТ 25100-82. Разновидности грунтов по характеру и степени засоления приведены в таблице 3 обязательного приложения 2.

Грунты для верхней части земляного полотна следует дополнительно подразделять по составу (глинистые грунты), набухаемости, относительной просадочности и склонности к морозному пучению, а также по льдистости и просадочности при оттаивании — в соответствии с таблицей 2, 4-10 обязательного приложения 2.

Грунты для сооружения насыпей и рабочего слоя подразделяются по степени увлажнения в соответствии с таблицей 11 обязательного приложения 2. При этом к грунтам с допустимой влажностью следует относить грунты, влажность которых соответствует требованиям таблицы 12 обязательного приложения 2.

6.6. К особым грунтам следует относить: торфяные и заторфованные; сапропели; илы; иольдиевые глины; лессы; аргиллиты и алевролиты; мергели, глинистые мергели и мергелистые глины; трепел; тальковые и пирофиллитовые; дочетвертичные глинистые грунты, глинистые сланцы и сланцевые глины; черноземы; пески барханные; техногенные грунты (отходы промышленности).

6.7. К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 Мпа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 Мпа (модуль деформации ниже 5,0 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить торф и заторфованные грунты, илы, сапропели, глинистые грунты с коэффициентом консистенции свыше 0,5, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков.

6.8. К дренирующим следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-77 коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут.

6.9. Пески со степенью неоднородности (по ГОСТ 25100-82) менее 3, а также мелкие пески с содержанием по массе не менее 90 % частиц размером 0,10 — 0,25 мм следует относить к однородным.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *