Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 928 г. Москва «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения»

В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее — перечень).
2. Установить, что порядок подготовки предложений о внесении изменений в перечень устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
3. Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Закрепление автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в перечень, на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, а также изъятие таких автомобильных дорог из оперативного управления указанных учреждений осуществляются Федеральным дорожным агентством.
4. Федеральному дорожному агентству обеспечить отражение в едином государственном реестре автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, включенных в перечень, и их участках, включая подъездные дороги, обходы населенных пунктов, перечень дорожных сооружений и иного имущества, являющегося неотъемлемой частью автомобильной дороги.
5. До 1 января 2018 г.:
применять учетные номера и наименования автомобильных дорог общего пользования федерального значения, как включенных в перечень, так и установленных перечнями федеральных дорог в РСФСР, утвержденными Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР»;
завершить проведение в установленном порядке мероприятий, связанных с внесением в реестр федерального имущества и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части наименований автомобильных дорог общего пользования федерального значения, предусмотренных перечнем.
6. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2005 г. N 406 «О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 27, ст. 2766).
7. Признать утратившими силу с 1 января 2018 г.:
Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 592 «О внесении дополнений в перечни федеральных дорог в РСФСР, утвержденные Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2567);
пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 632 «О системе государственных гарантий организациям, работникам и военнослужащим дорожно-строительных организаций, занятым на строительстве и содержании федеральной автомобильной дороги Чита — Хабаровск» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2673);
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 272 «О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 и Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 592» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1346);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1457 «О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5811);
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 104 «О внесении дополнений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 692);
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1548 «О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 198);
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 5 «О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 245);
пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2000 г. N 739 «О федеральной дороге Ханты-Мансийск — аэропорт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4080);
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 76 «О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 580);
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. N 310 «О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 18, ст. 1854);
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 611 «О внесении дополнений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3570);
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 694 «О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст. 3795);
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 196 «О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1367);
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 642 «О внесении дополнения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4311);
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 689 «О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 48, ст. 5039);
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 127 «О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1300);
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 566 «О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 37, ст. 4460);
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 151 «О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 10, ст. 942);
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 389 «О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2571);
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 920 «О внесении изменения в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5949);
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1167 «О внесении изменений в Постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 211).
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 29.11.2010, N 48, ст. 6402.

>Автомобильные дороги федерального значения Российской Федерации

Автомобильные дороги федерального значения Российской Федерации

Схема основных автомагистралей России

Автомоби́льные доро́ги федера́льного значе́ния — важнейшие автомобильные дороги России. К ним относятся дороги:

  • соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России (обозначаются префиксом М);
  • входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей (обозначаются префиксами E и AH параллельно с национальным обозначением).

Кроме того, к федеральным дорогам могут относиться дороги:

  • соединяющие между собой административные центры субъектов России (обозначаются префиксом Р);
  • подъездные и соединительные дороги (обозначаются префиксом А):
    • подъезды к крупнейшим транспортным узлам и специальным объектам;
    • подъезды от административных центров субъектов России, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо к границам сопредельных государств;
    • соединяющие между собой автомобильные дороги федерального значения.

Обозначения:

  • согласно иллюстрациям к правилам дорожного движения на дорожных знаках номер автомобильной дороги (маршрута) пишется слитно с префиксом: М1;
  • в официальных документах номер автомобильной дороги отделяется от префикса дефисом, а название дороги следует далее в кавычках: М-1 «Беларусь».

Автодороги федерального значения находятся в юрисдикции федеральных властей.

Магистральные федеральные дороги

Номер Название Маршрут км
М1 E 30 AH6 Беларусь Москва — граница с Белоруссией 440
М2 E 105 Крым Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной 720
М3 E 101 Украина Москва — Калуга — Брянск — граница с Украиной 490
М4 E 115 E 50 Дон Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск 1540
М5 E 30 AH6 AH7 Урал Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск 1880
М6 E 40 Каспий Москва (от Каширы) — Тамбов — Волгоград — Астрахань 1380
М7 E 22 Волга Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Уфа 1340
М8 E 115 Холмогоры Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск 1270
М9 E 22 Балтия Москва — Волоколамск — граница с Латвией 610
М10 E 105 Россия Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург 870
E 18 Скандинавия Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией
М11 E 20 Нарва Санкт-Петербург — граница с Эстонией (на Таллин) 140
М18 E 105 Кола Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — граница с Норвегией 1590
М20 E 95 Псков Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель — граница с Белоруссией 500
М29 E 50 E 117 Кавказ Краснодар (от Павловской) — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном 1110
М51 E 30 AH6 Байкал Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск 1530
М52 Чуйский тракт Новосибирск — Бийск — Ташанта — граница с Монголией 950
М53 AH6 Байкал Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск 1860
М54 Енисей Красноярск — Абакан — Кызыл — граница с Монголией 1050
М55 AH6 Байкал Иркутск — Улан-Удэ — Чита 1110
М56 Лена Невер — Якутск 3720
Колыма Якутск — Магадан
М58 Амур Чита — Невер — Свободный — Архара — Биробиджан — Хабаровск 2100
М60 AH6 Уссури Хабаровск — Раздольное — Владивосток 760
Восток Хабаровск — Красный Яр — Ариадное — Чугуевка — Находка 824
А119 Вятка Чебоксары — Йошкар-Ола — Киров — Сыктывкар 872

Прочие федеральные дороги

Номер Название Маршрут
М13 Брянск — Новозыбков до границы с Белоруссией (на Гомель, Пинск, Кобрин)
М19 E 50 Новошахтинск — Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до магистрали М4 «Дон»
М21 E 40 Волгоград — Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинёв)
E 58 Ростов-на-Дону — Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу)
Новороссийск — Керченский пролив (на Симферополь)
М27 Джубга — Сочи до границы с Грузией (на Тбилиси, Баку)
Самара — Большая Черниговка до границы с Казахстаном (на Уральск, Актюбинск, Кзыл-Орду, Шымкент)
М36 AH7 Челябинск — Троицк до границы с Казахстаном (на Кустанай, Караганду, Балхаш, Алма-Ату)
М38 Омск — Черлак до границы с Казахстаном (на Павлодар, Семипалатинск, Майгай)
А101 Калужское шоссе Москва — Малоярославец — Рославль до границы с Белоруссией (на Бобруйск, Слуцк)
А103 Щёлковское шоссе Москва — Черноголовка (с подъездами к Щёлково и Звёздному городку)
Дмитровское шоссе Москва — Дмитров — Дубна
А105 Рублёво-Успенское шоссе
Ильинское шоссе (со спецподъездами)
А107 Московское Малое Кольцо через Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру
А108 Московское Большое Кольцо через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин (с подъездом к государственному комплексу «Таруса» и проездами по его территории)
А112 Тверь — Ржев
Кострома — Иваново
А114 Вологда — Новая Ладога до магистрали М18 «Кола» (через Тихвин)
Великий Новгород — Псков (через Сольцы, Порхов)
А120 Магистральная Санкт-Петербургское южное полукольцо через Кировск, Мгу, Гатчину, Большую Ижору
А129 Санкт-Петербург — Приозерск — Сортавала — Петрозаводск
А141 Орёл — Брянск до магистрали М3 «Украина»
Брянск — Смоленск до границы с Белоруссией (через Рудню, на Витебск), подъезд к Смоленску
Тросна — Калиновка
А144 E 38 Курск — Воронеж — Борисоглебск до магистрали М6 «Каспий» — Саратов
E 115 Краснодар — Новороссийск (до Верхнебаканского)
Адлер (от М27) — Красная Поляна
Цивильск — Ульяновск
Астрахань — Элиста — Ставрополь
истор. неофиц. Военно-Сухумская дорога Черкесск — Домбай до границы с Грузией с подъездами к международному центру отдыха «Архыз» и к специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук
Лермонтов — Черкесск
Минеральные Воды (аэропорт) — Кисловодск
Прохладный — Эльбрус через Баксан
Абакан — Абаза — Ак-Довурак
Кызыл — Ак-Довурак
Чадан — Хандагайты — граница с Монголией
Култук — Монды
Улан-Удэ (от М55 «Байкал») — Кяхта до границы с Монголией
AH6 Чита — Забайкальск до границы с Китаем
От 524 км дороги М60 — Яковлевка— Варфоломеевка— к 130 км дороги
От 627 км дороги М60 — Осиновка — Арсеньев — Варфоломеевка — Кавалерово — Дальнегорск — Рудная Пристань
От 642 км дороги М60 — Хороль — Камень Рыболов — Турий Рог
От 595 км дороги М60 — Ярославский — Жариково — Комиссарово
Уссурийск (от 660 км дороги М60) — Галенки — Липовцы — Пограничный
Угловое (от 734 км дороги М60) — Артем — Фокино — Находка
Раздольное (от 699 км дороги М60) — Барабаш — Краскино — Хасан
Псков — Изборск до границы с Эстонией (на Ригу)
Гвардейск — Неман до границы с Литвой (через Шяуляй, Елгаву на Ригу)
E 28 Калининград — Черняховск — Нестеров до границы с Литвой (на Вильнюс, Минск)
E 117 истор. неофиц. Военно-Грузинская дорога Владикавказ — Нижний Ларс до границы с Грузией
А349 Барнаул — Рубцовск до границы с Казахстаном (на Семипалатинск)
Калуга — Перемышль — Белёв — Орёл
Р119 Орёл — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов
Калуга — Тула — Михайлов — Рязань
Р158 Нижний Новгород — Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу)
Йошкар-Ола — Зеленодольск до магистрали М7 «Волга»
Р178 Саранск — Сурское — Ульяновск
Воронеж — Тамбов
От дороги А144 — Острогожск — Россошь — Кантемировка
Тамбов — Саратов
Тамбов — Пенза
Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала
Р228 Сызрань — Саратов — Волгоград
Казань — Оренбург
Казань — Буинск — Ульяновск
Р242 E 22 Пермь — Екатеринбург
Майкоп — Усть-Лабинск — Кореновск
подъезд к Кавказскому государственному биосферному заповеднику от Майкопа через Гузерипль
Кочубей — Нефтекумск — Зеленокумск — Минеральные Воды
Урвань (от М29 «Кавказ») — Уштулу через Верхнюю Балкарию
Р297 истор. неофиц. Военно-Осетинская дорога, неофиц. Транскавказская автомагистраль Владикавказ — Алагир
Алагир (от М29 «Кавказ») — Нижний Зарамаг до границы с Грузией
E 117 подъезд к аэропорту Владикавказа
Уфа — Оренбург
Оренбург — Илек до границы с Казахстаном (на Уральск)
Нытва — Кудымкар
Р351 E 22 Екатеринбург — Тюмень
Екатеринбург — Шадринск — Курган
Р402 E 22 E 30 Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск
Р404 Тюмень — Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, обход Нефтеюганска
Иркутск — Усть-Ордынский
Находка — Лазо — Кавалерово
Лазо — Преображение
От 405 км дороги М60 — Лесозаводск — Горные Ключи(к 433 км дороги М60)
Хабаровск — Комсомольск на Амуре
Биробиджан — Ленинское
Южно-Сахалинск — Корсаков
Южно-Сахалинск — Холмск
КАД Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга
Дублёр Курортного проспекта г. Сочи от 172-го км дороги М27 (р. Псахе) до начала обхода Сочи (р. Агура)
Вилюй от автомобильной дороги М53 «Байкал» через Братск, Усть-Кут, Мирный до Якутска
Западный обход г. Уфы
подъезд к границе с Китаем (с. Джалинда) от дороги М56 «Лена»
подъезд к государственному комплексу «Завидово» (с проездами по его территории) от автомобильной дороги М10 «Россия»
подъезды от дороги А101 к дому отдыха «Архангельское», к подсобному хозяйству «Воскресенское», к санаторию и дому отдыха «Десна»
Подъезд от Московского большого кольца А108 (участок Каширо-Симферопольского перегона) к объекту «Семеновское» с проездами по его территории
Автомобильные подъезды до аэропорта, морского, речного порта, железнодорожной станции от городов Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Дудинка, Нарьян-Мар, Салехард и рабочих посёлков Палана, Тура

Европейские маршруты на территории России

Номер Маршрут в России
E 18 М10 граница с Финляндией — Санкт-Петербург
E 20 М11 граница с Эстонией — Санкт-Петербург
E 22 М9 граница с Латвией — Москва
М7 Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Елабуга
Елабуга — Ижевск — Игра
Р242 Игра — Пермь — Екатеринбург
Р351 Екатеринбург — Тюмень
Р402 Тюмень — Ишим
E 28 граница с Польшей — Калининград
Калининград — граница с Литвой
E 30 М1 граница с Белоруссией — Смоленск — Москва
М5 Москва — Рязань — Пенза — Тольятти — Самара — Уфа — Челябинск
М51 Челябинск — Курган — Макушино
Макушино — Ишим
Р402 Ишим — Омск
E 38 граница с Украиной — Курск
А144 Курск — Воронеж — Саратов
Саратов — граница с Казахстаном
E 40 М21 граница с Украиной — Волгоград
М6 Волгоград — Астрахань
Астрахань — граница с Казахстаном
E 50 М19 граница с Украиной — Новошахтинск
М4 Новошахтинск — Ростов-на-Дону — Павловская
М29 Павловская — Минеральные Воды — Грозный — Махачкала
E 58 граница с Украиной — Таганрог — Ростов-на-Дону
граница с Польшей — Калининград
Калининград — Толпаки
Толпаки — граница с Литвой
граница с Эстонией — Псков
E 95 М20 Санкт-Петербург — Псков — граница с Белоруссией
граница с Украиной — Новороссийск
М4 Новороссийск — Джубга
М27 Джубга — Сочи — граница с Грузией
E 101 М3 граница с Украиной — Брянск — Калуга — Москва
E 105 М18 граница с Норвегией — Мурманск — Петрозаводск — Санкт-Петербург
М10 Санкт-Петербург — Великий Новгород — Тверь — Москва
М2 Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной
E 115 М8 Ярославль — Москва
М4 Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар
Краснодар — Новороссийск
E 117 М29 Минеральные Воды — Нальчик — Беслан
Беслан — Владикавказ — граница с Грузией
М6 Москва — Тамбов — Волгоград — Астрахань
Астрахань — Лиман
Лиман — Махачкала
М29 Махачкала — граница с Азербайджаном
Самара — граница с Казахстаном
М36 Челябинск — граница с Казахстаном
Р403 Ишим — граница с Казахстаном
М38 Омск — граница с Казахстаном
граница с Латвией — Остров
Тросна — граница с Украиной
М4 Краснодар — Джубга
М7 Елабуга — Уфа

Состояние дорожной сети

Общая протяженность российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения оценивается Росавтодором в 1.1 млн км. (в т.ч. протяженность местных дорог — 0.5 млн км), что явно недостаточно для такой страны, как Россия (для сравнения: протяженность автодорог США составляет 6.4 млн км, Индии — 3.4 млн км). Более или менее дорожная сеть сформирована в европейской части России. Здесь сеть имеет радиальную структуру: большинство дорог расходится в разные стороны от Москвы, что удобно для перемещения из Москвы /в Москву, но неудобно для всех остальных случаев. К сети дорог за Уралом с трудом можно применить сам термин «сеть», т.к. она состоит по сути из одной федеральной дороги, идущей от Челябинска до Хабаровска параллельно государственной границе с Китаем и Монголией, с единственным существенным ответвлением на Якутск — Магадан (М56). Практически отсутствуют дороги меридионального направления.

Среди дорог федерального значения встречаются как (немногие) автомагистрали высокого класса с многополосным движением, разделительными полосами, ограничением скорости 110 км/ч (трассы «Дон» М4, «Крым» М2 в Московской области), так и грунтовые дороги, в том числе труднопроходимые в межсезонье (отдельные участки дороги «Амур» М58, «Лена» М56).

Некоторые дороги федерального значения, несмотря на статус, по качеству покрытия хуже многих дорог регионального и даже местного значения, например М6 «Каспий», Калуга-Тула, Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала.

Инфраструктура автодорог в целом находится в зачаточном состоянии. Относительно более развита сеть АЗС, главным образом, за счет активного строительства новых станций игроками федерального и местного уровней в 2000-е годы. Остальные виды придорожного сервиса (точки общественного питания, мотели, автосервис и помощь, справочные услуги и др.) разбиты слабо или не развиты вовсе.

Строительство и реконструкция дорог

Несмотря на существенное несоответствие количества и качества автодорог потребностям экономики и населения России, строительство новых дорог ведется вяло. Из освещаемых властями и СМИ объектов строительства можно отметить укладку твердого покрытия на трассе Чита-Хабаровск (М58), строительство альтернативной трассы от Джубги до Сочи, кольцевой дороги в Санкт-Петербурге, реконструкцию ряда федеральных трасс, в т.ч. «Дон» М4.

При строительстве дорог по-прежнему применяется морально устаревшая, дорогая и медленная технология асфальтобетонного покрытия, к тому же не слишком пригодная для климата России и требующая частого ремонта покрытия. По мнению исследователей , использование такой технология ведет в финансово-технологический тупик. Выходом из него могло бы стать использование бетонных технологий, в частности технологии бетонных плит, стянутых стальными канатами, которая активно используется в США, позволяя быстро, дешево и качественно строить дороги. Однако до последнего времени не было никаких свидетельств признания федеральными и региональными властями преимуществ новых технологий и массового перехода на них. Возможно, ситуация изменится в связи с тем, что Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 особо остановился на проблеме строительства автодорог.

Примечания

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации
  2. 1 2 3 4 5 Курсивом выделены строящиеся дороги.
  3. Формально трасса начинается с поселка Шиновка
  4. 1 2 С 1 января 2010 г.
  5. Официальный сайт Росавтодора
  6. Страница «Дороги» в английской Википедии
  7. На 2008 год
  8. Последняя пятилетка. Олег Храбрый / Эксперт, №20 (609), 19 мая 2008
  9. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009

См. также

  • Приказ Минтранса РФ от 07.02.2007 N 16 «Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров»
  • Панъевропейский транспортный коридор
  • Список европейских автомобильных маршрутов
  • Международная азиатская сеть

Ссылки

В Википедии есть проект
«Дороги России»
  • Список основных автодорог России
  • Список основных автодорог России
  • Построение маршрута между населёнными пунктами
  • Дороги России


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *