Должностной регламент как основой нормативный документ, содержащий функции муниципального служащего
Должностной регламент является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности муниципального служащего. В нём содержатся требования, предъявляемые к муниципальному служащему, замещающему соответствующую муниципальную должность. Должностные регламенты муниципальных служащих являются составной частью административного регламента местной администрации. Широков А.,Юркова С. Рекомендации по разработке должностных регламентов муниципальных служащих в местной администрации.// Муниципальная власть. — июль-август 2006. — С.31.
При написании данной главы, мною были использованы материал журналов «Муниципальная власть» за 2006-2007 годы, а также «Государственная власть и местное самоуправление» в тех же временных рамках, поскольку, на мой взгляд, данные периодические издания отражают объективную ситуацию в стране, сложившуюся с начала реализации реформы местного самоуправления. В этих изданиях наиболее явно отражены проблемы, имеющиеся сегодня на всех уровнях муниципального управления. Разработка должностных регламентов муниципальных служащих в местных администрациях, стала одной из таких проблем. Анализируя материалы данных изданий, напрашивается вывод о том, что на сегодняшний день местным администрациям сложно распределить функции, обязанности между муниципальными служащими, так как до сих пор некоторые органы местного самоуправления не определились в вопросах передачи полномочий, в конкретизации вопросов местного значения.В этой связи, интересны рекомендации по разработке должностных регламентов муниципальных служащих коллектива авторов — Широков А., Юркова С.(разработаны и предложены авторами для внедрения в Алексеевском районе Волгоградской
области). В должностной регламент, на их взгляд, должны включаться:
I. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к муниципальному служащему, замещающему соответствующую должность муниципальной службы, а также к образованию, стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности.
II. Должностные обязанности, права и ответственность муниципального служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом местной администрации, задачами и функциями структурного подразделения местной администрации и функциональными особенностями замещаемой в нём должности муниципальной службы.
III. Перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
IV. Перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
V. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих иных решений, порядок их согласования и принятия.
VI. Порядок служебного взаимодействия муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с муниципальными служащими той же местной администрации, муниципальными служащими иных местных администраций, другими гражданами, а также с организациями.
VII. Перечень муниципальных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом местной администрации.
VIII. Показатели эффективности и результативности профессиональной службы служебной деятельности муниципального служащего. Там же. С.32.
Таким образом, должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами
при выполнении ими задач, определённых положением об органе, структурном подразделении, а также использоваться при оценке результатов служебной деятельности муниципального служащего. Пономаренко Б. Муниципальная кадровая политика: направления разработки и реализации.//Муниципальная власть. — ноябрь-декабрь 2006. — С.59.
Что же касается функций муниципального служащего, то А.Широков и С.Юркова отмечают, что в разделе «Должностные обязанности» должностного регламента муниципального служащего под пунктом 3.1 должны регламентироваться, так скажем, общие как для муниципальных, так и для государственных служащих функции, такие как соблюдение Конституции РФ, федеральных законов; исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий; соблюдение служебного распорядка и т.п. В пункте же 3.2. функции муниципального служащего конкретизируются, и их можно образно назвать индивидуальными. То есть пункт 3.2. раздела «Должностные обязанности» должен включать:
a) Цель деятельности, в которой даётся описание технико-экономических или социальных показателей конечных результатов труда, получение которых должен обеспечить данный муниципальный служащий, выполняя возложенные на него функциональные обязанности и полномочия.
b) Перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определённые решения.
c) Перечень основных функций, по которым он принимает, готовит проекты или обеспечивает выполнение соответственных решений и
d) Перечень муниципальных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом местной администрации и др. Широков А.,Юркова С. Рекомендации по разработке должностных регламентов муниципальных служащих в местной администрации.// Муниципальная власть. — июль-август 2006. — С.35.
В перечне муниципальных услуг, например, могут быть представлены следующие работы: выдача справок, разрешений и согласований; разработка проектов нормативно-правовых актов; разработка соответствующих методических рекомендаций по практике применения законодательных и иных нормативно-правовых актов о рынке соответствующих муниципальных услуг; создание системы обеспечения заинтересованных лиц информацией и оказание им консультаций по вопросам функционирования и развития соответствующей сферы; обеспечение проведения работ по формированию общественного мнения по вопросам функционирования и развития соответствующей сферы и другие.
Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты их выполнения. Для специалистов круг обязанностей определяется по подготовке соответствующих решений разного уровня их сложности. Широков А.,Юркова С. Рекомендации по разработке должностных регламентов муниципальных служащих в местной администрации.// Муниципальная власть. — июль-август 2006. — С.36.
Конкретные функции образуются при сочетании общих функций управления, таких как: планирование, организация, координирование, регулирование, контроль, анализ с видами муниципальных функций и муниципальных услуг.
Определения общих функций управления включают:
1) планирование, которое рассматривается как постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей;
2) организация, которая направлена на установление конкретных параметров оргструктуры объекта и субъекта управления и взаимосвязей между ними, в том числе: степени централизации и децентрализации управления; показателей разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления; уровней организации рабочих мест и условий труда; профессионально-квалификационного уровня персонала; регламентации и стимулирования деятельности подразделений и каждого муниципального служащего;
3) координация, обеспечивающая согласованность работ всех звеньев системы управления; благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления, связывающая и объединяющая все усилия муниципальных служащих;
4) регулирование, создающее отношение упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и, в случае её отклонения от заданных параметров, приводит в эффективное действие её персонал;
5) контроль, призванный выполнять обратную связь объектов управления с аппаратом управления; эта функция выполняется, чтобы постоянно наблюдать, оценивать и давать информацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции;
6) анализ, который определяется как: разложение управляемых процессов и процессов управления на составляющие их элементы таким образом, чтобы получить возможность исключить негативные проявления в объекте и субъекте управления, выявить условия и тенденции их возникновения, закрепить, синтезировать все прогрессивные, дающие социально-экономический эффект. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебн. для студентов вузов/Междунар. ун-т в Москве. — М.:Юристъ,2006. — С.211.
К числу наиболее актуальных и в то же время проблемных направлений, объективно назревших сегодня в абсолютном большинстве муниципальных образований, относятся изменение подхода к такой функции муниципальных служащих, как управление муниципальными услугами, реформирование жилищно-коммунальной сферы, привлечение инвестиционных ресурсов, эффективное использование бюджетных средств, социально — экономическая консолидация местного сообщества.
Важно отметить, что одной из важнейших функций является сегодня не руководство хозяйствующими субъектами, а организация управления системой предоставления муниципальных услуг. Управление системой муниципальных услуг должно пониматься в широком смысле, включающем совокупность мероприятий и действий по регулированию сферы муниципальных услуг.Зайнашева З., Салихова С. Ключевые принципы стратегического управления предоставлением муниципальных услуг // Муниципальная власть. — ноябрь-декабрь 2006. — С.79.
В заключение, хотелось бы сделать вывод о том, что в литературе о системе муниципальным управлением, а также нормативных актах не дано определения функций муниципального служащего. На мой взгляд, функции, в этой связи, отождествляются с должностными обязанностями, под которыми понимается совокупность действий муниципального служащего, направленных на достижение целей системы муниципального управления и обязательных для выполнения. Конкретизация функций муниципального служащего заключается в должностных регламентах или должностных инструкциях муниципального служащего.
муниципальный служащий регламент должностной