Содержание
- Состав УК
- Должностные инструкции персонала
- Делопроизводство в УК
- 23.05.2016 | Профессиональные стандарты в ЖКХ
- Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
- Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
> Чем отличается структура штата управляющей компании ЖКХ? Права, обязанности и ответственность персонала
Состав УК
Организационная структура обслуживающей организации в этой сфере может варьироваться, исходя из размеров компании и количества обслуживаемых ей участков и домов. Но все же есть подразделения и должности, без которых не может обойтись практически ни одна УК.
Обязательной единицей штата является директор или управляющий, который стоит во главе организации. Если компания является достаточно крупной, то у нее может иметься несколько отделов с руководством (начальников участков), которые являются ответственными за определенные участки.
Также в таких крупных организациях каждый отдельный участок должен иметь диспетчерскую и аварийную службу. Кроме того, в организационную структуру и схему УК входят и другие подразделения. Примерный штат включает:
- Отдел технического контроля и планирования, состоящий из инженеров, техников, диспетчеров, сметчиков, сантехников, электриков и дворников.
- Финансовый отдел, включающий должности бухгалтера и экономиста.
- Правовой (юридический отдел), состоящий из юрисконсультов.
- Отдел делопроизводства, в котором могут работать секретари, администраторы или делопроизводители.
- Паспортный отдел, в котором трудятся паспортисты.
Прочитать о штатном расписании УК можно .
Должностные инструкции персонала
Бухгалтер
Бухгалтер в УК является сотрудником финансового подразделения. В его обязанности входит:
- учет расходов, закупок, налогов и выплат сотрудникам и поставщикам жилищно-коммунальных услуг;
- составление рабочего плана для счетов;
- контролирование общих результатов финансовых дел компании;
- составление бухгалтерской отчетности.
Деятельность бухгалтера контролирует главный бухгалтер и сам директор УК, который обязан своевременно знакомится с отчетностью бухгалтерского отдела.
Есть у этой должности и определенные права, которые должны быть прописаны в должностной инструкции. Бухгалтер УК может выдвигать на рассмотрение руководителей организации проекты, которые могут оптимизировать работу финансового отдела и других подразделений.
Также он имеет право взаимодействовать с другими должностями, даже вышестоящими, если этого требуют трудовые обязанности. Кроме того, в права бухгалтера входит представление интересов финансового отдела при взаимодействии с другими подразделениями в УК.
В трудовом договоре бухгалтера содержится и информация об ответственности этой должности. В ней говорится о том, что бухгалтер несет ответственность за:
- невыполнение или некачественное исполнение своих обязанностей. В этом случае ему грозит выговор, денежный штраф или увольнение;
- правонарушения, которые описаны в законодательстве РФ. Наказание в этом случае зависит от законов, которые нарушил сотрудник;
- распространение информации засекреченного типа;
- несоблюдение правил трудовой дисциплины.
Скачать должностную инструкцию бухгалтера
Диспетчер
Эта должность в структуре организации занимается:
- отслеживанием обстановки на участках, а также сбором и обработки информации и передачей ее в аварийно-диспетчерскую службу;
- приемом заявок от собственников, которые касаются неисправности оборудования и различных аварий в сфере ЖКХ;
- консультированием жильцов по вопросам обслуживания жилых домов;
- своевременным устранением недостатков, а также контролированием графиков подачи тепла;
- приемом нарядов, которые подтверждают выполнение заявок;
- выполнением поручений от руководителей.
В должностной инструкции диспетчера обслуживающей организации отмечено также ознакомление с решениями руководителей, которые затрагивают работу диспетчерской службы, и получение информации, требуемой для работы. Также эта должность имеет право пользоваться имуществом компании, которая выделена сотруднику для выполнения должностных обязанностей.
Диспетчер УК несет ответственность за невыполнение своих обязанностей, а также за правонарушения на рабочем месте, которые прописаны в российском законодательстве.
Скачать должностную инструкцию диспетчера
Начальник абонентского отдела
Должностная инструкция начальника абонентского отдела имеет следующие особенности:
- обеспечение грамотной и бесперебойной работы абонентского отдела;
- организация деятельности по заключению или расторжению договоров с собственниками;
- организация благоприятных условий для работы сотрудников;
- проверка результатов деятельности подчиненных;
- организация своевременного перерасчета платежей поставщикам;
- организация расчетно-кассового обслуживания собственников;
- организация своевременного отслеживания неплательщиков;
- рассмотрение жалоб и предложений от жильцов, которые касаются абонентского отдела.
Начальник абонентской службы УК имеет право воспользоваться всеми социальными гарантиями, которые прописаны в законах РФ, вносить предложения по развитию организации, знакомиться со всеми проектами, которые касаются абонентского отдела.
Также он имеет право самостоятельно принимать решения, касающиеся работы его подчиненных, и контролировать своих сотрудников. Также в права начальника абонентского подразделения входит повышение своей классификации за счет организации .
Данная должность несет ответственность за невыполнение своих должностных обязанностей, за причинение ущерба работодателю, а также за нарушение законодательства РФ при выполнении трудовой деятельности.
Скачать должностную инструкцию начальника абонентского отдела
Начальник участка
В обязанности начальника участка входит:
- контролирование выполнения работ по обслуживанию участка;
- повышение производительности труда;
- составление отчетов по вверенной территории;
- подбор рабочих кадров и контроль над их деятельностью.
Начальник участка по должностной инструкции имеет право получать всю нужную ему информацию, касающуюся его участка, от различных отделов, а также подписывать документы. По должностной инструкции он также имеет возможность участвовать в разработке приказов и инструкций.
Руководитель участка несет ответственность за невыполнение обязанностей, причинение материального ущерба УК и за нарушения законодательства РФ, совершенных в ходе трудовой деятельности.
Скачать должностную инструкцию начальника участка
Сантехник
Сантехник в УК должен:
- следить за состоянием сантехнических систем;
- устранять их неисправности;
- выполнять поручения руководителей, которые касаются должностных обязанностей.
Сантехник имеет право подавать идею по улучшению рабочего процесса и предъявлять требования к созданию комфортных условий труда.
В должностной инструкции сантехника прописано, что он несет ответственность за недобросовестное выполнение обязанностей, за нарушение дисциплины и за нарушение трудовых инструкций и приказов руководства.
Скачать должностную инструкцию сантехника
Электрик
Сотрудник, занимающий такую должность, должен:
- производить обслуживание и ремонт электрического оборудования;
- предотвращать аварий в электросети;
- выявлять неправомерные подключения к электрощитам;
- вести записи о проведенных работах.
По должностной инструкции электрика УК в его права входит получение информации от правления ТСЖ, относительно состояния электрических сетей. Также он имеет право на компенсацию расходов, которые были потрачены на выполнение рабочих обязанностей.
Сотрудник в этой должности несет ответственность за невыполнение своих обязанностей и за правонарушения, причиненные в результате трудовой деятельности.
Скачать должностную инструкцию электрика
Отдел по работе с населением
Неотъемлемой частью в составе организационной структуры крупной УК является отдел, занимающийся работой с населением, который чаще всего называют паспортным столом. Служащие этого подразделения занимаются:
- выдачей и заменой паспортов;
- оформлением документации, которая касается постановки или снятия с регистрации в определенной квартире;
- выдачей различных справок, например, справок о составе семьи или выписок из домовой книги.
Работа паспортного стола регулируется не только самой УК, но и УФМС. Руководителем отдела по работе с населением является начальник паспортного стола.
Скачать должностную инструкцию паспортиста управляющей компании
Подробнее о должностной инструкции паспортиста УК читайте .
Делопроизводство в УК
Без грамотного оформления документации не сможет обойтись ни одна организационная структура управляющей компании, тем более что по роду своей деятельности ей приходится иметь дело с большим количеством документов. Именно поэтому УК необходимо нанять на работу сотрудника, который будет заниматься делопроизводством. К таким должностям относятся секретари, администраторы и делопроизводители.
В обязанности должностей в этом отделе входят следующие задачи:
- принимать, разбирать и регистрировать всю корреспонденцию компании;
- оформлять исходящие документы;
- вести документацию компанию, к которой относятся различные журналы;
- подготовка документов перед перемещением их в архив;
- прием заявок от граждан;
- ведение переписки и телефонных разговоров от лиц компании.
Стоит заметить, что в небольшой обслуживающей организации может не быть целого абонентского отдела, а перечисленные обязанности могут возлагаться на диспетчеров или паспортистов.
Организационная структура управляющей компании может различаться в зависимости от размера организации. Но все ж большинство из них имеет все отделы и должности, которые были перечислены выше.
23.05.2016 | Профессиональные стандарты в ЖКХ
С 1 июля 2016 года вступает в силу федеральный закон от 02.05.2015 N122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Существенные изменения связаны с порядком применения профессиональных стандартов.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ «профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».
Профессиональные стандарты разработаны согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения:
— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
— при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Согласно новым изменениям порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Утвержден справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования. Справочник рекомендовано применять органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям при формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников (подробнее см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N832). Также утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Указанный Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ (подробнее см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N831).
В законодательстве существует неопределенность: применение профессиональных стандартов является обязательным для всех видов должностей, для которых они приняты, или часть профессиональных стандартов обязательна, а часть носит рекомендательный характер?
Первая точка зрения.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции («работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы»). Там же указано, что «если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов». Таким образом, профессиональный стандарт обязателен только для тех должностей, которые связаны с предоставлением льгот, компенсаций или ограничений к трудоустройству.
Перечень таких должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N537, а также вступившим в силу с 01.01.2015 Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Указанные Постановления РФ отсылают к различным Спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда. Среди указанных списков работников ЖКХ нет.
Вторая точка зрения.
Профессиональные стандарты утверждаются приказами Минтруда РФ, то есть нормативными правовыми актами, и в силу этого нормотворческого характера их применение работодателями станет обязательным для всех должностей в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции. То есть, само по себе наличие профессионального стандарта уже говорит о наличии обязательных требований к квалификации работника той профессии, по которой принят профессиональный стандарт.
Третья точка зрения.
05.04.2016 Минтруд РФ на своем официальном сайте разместил разъяснение «Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов», в котором высказал официальное мнение по затронутому вопросу:
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
- согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
- согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.
При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
Таким образом, позиция Минтруда РФ, пускай и не являющаяся законом, является наиболее убедительной – применение профессиональных стандартов носит обязательный характер не во всех профессиях и должностях.
Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд РФ. Реестр размещается на сайте Минтруда РФ, как и остальная информация о профессиональных стандартах: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/.
Важно учитывать, что вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Однако работодатель может проводить аттестацию работников в соответствии с профессиональными стандартами.
Стоит подчеркнуть, что обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта (п. 10 Информации Минтруда от 05.04.16).
Также законодательство не обязывает работодателей привести трудовые договоры и должностные инструкции работников в соответствие с требованиями профстандартов, если их применение не является обязательным для данной профессии или должности.
Тем не менее, работодатель не вправе принять на работу человека, который не соответствует требованиям профессиональных стандартов, в случаях, предусмотренных положениями части 2 статьи 57 и статьи 195.1 ТК РФ.
В других ситуациях требования профстандартов носят рекомендательный характер. Однако заметим, что если работодатель в локальном нормативном акте (например, в коллективном договоре) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, то он должен их соблюдать.
За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов (если их применение является обязательным) работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:
- на должностных лиц — от 1 до 5 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены для применения профессиональные стандарты (носят рекомендательный характер) для следующих профессий и специальностей:
- Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N756н)
- Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N753н)
- Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N754н)
- Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России от 17.01.2014 N18н)
- Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N192н)
- Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N203н)
- Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N227н)
- Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N224н)
- Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N233н)
- Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N242н)
- Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N238н)
- Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N237н)
- Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N247н)
- Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N246н)
- Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N245н)
- Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N232н)
- Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N243н)
- Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N236н)
- Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России от 17.04.2014 N266н)
- Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N620н)
- Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России от 21.11.2014 N930н)
- Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N959н)
- Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России от 21.11.2014 N929н)
- Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N1082н)
- Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России от 26.12.2014 N1182н)
- Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N1120н)
- Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N1123н)
- Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России от 26.12.2014 N1178н)
- Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 08.06.2015 N366н)
- Монтажник наружных трубопроводов инженерных сетей (Приказ Минтруда России от 27.04.2015 N253н)
- Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (Приказ Минтруда России от 15.09.2015 N640н)
- Инженер-проектировщик тепловых сетей (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1083н)
- Инженер-проектировщик технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1082н)
- Работник по сортировке твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1144н)
- Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1143н)
- Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1060н)
- Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в МКД (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1075н)
- Рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования домохозяйства (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1081н)
- Работник по техническому обслуживанию (эксплуатации) систем учета и регулирования потребления электрической и тепловой энергии и воды в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1123н)
- Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1076н)
- Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1042н)
Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности.
Яндыева О.Е. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.
Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
Summary:
Описание:
Высококвалифицированные кадры для городского хозяйства – основополагающая составляющая для оптимального функционирования системы ЖКХ и достижения результатов в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения. Проблемам в этой области был посвящен круглый стол, организованный в рамках конференции «Москва – энергоэффективный город» (Москва, 24–26 октября 2018 года). Предлагаем рассмотреть обсуждавшиеся на данном круглом столе вопросы перехода при определении трудозатрат в ЖКХ от традиционных форм, основанных на тарифно-квалификационных справочниках, к инструментам, формируемым на базе профессиональных стандартов.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, профессиональный стандарт, оплата труда, должностные инструкции, рынок труда, тарифно-квалификационный справочник, трудовые отношения, уровни квалификации
Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
А. М. Козлов, председатель Комиссии по ЖКХ Общественной палаты города Москвы, председатель Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ
Л. Н. Чернышов, доктор эконом. наук, профессор, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ
Высококвалифицированные кадры для городского хозяйства – основополагающая составляющая для оптимального функционирования системы ЖКХ и достижения результатов в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения. Проблемам в этой области был посвящен круглый стол, организованный в рамках конференции «Москва – энергоэффективный город» (Москва, 24–26 октября 2018 года). Предлагаем рассмотреть обсуждавшиеся на данном круглом столе вопросы перехода при определении трудозатрат в ЖКХ от традиционных форм, основанных на тарифно-квалификационных справочниках, к инструментам, формируемым на базе профессиональных стандартов.
Изменения на рынке труда в ЖКХ
Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.
Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. .
Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии .
В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства .
Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.
Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.
Совершенствование действующей системы регулирования трудовых отношений
В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.
Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).
В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.
Тарификация работ
Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.
П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.
Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.
От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.
Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.
Дополнительные перечни работ
Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).
В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.
Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.
Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Профессиональный стандарт
В случае применения для тарификации работ профессионального стандарта используются содержащиеся в нем «Трудовые действия», описывающие последовательность выполнения работ для того или иного вида деятельности с учетом показателей уровней квалификации3.
Кроме того, в параграфе «Дополнительные характеристики» раздела III профессионального стандарта приводятся номера параграфов тарифно-квалификационных справочников по родственным или близким по содержанию работ профессиям, которые могут быть использованы специалистами экономических служб предприятий ЖКХ по аналогии с методом «сопоставления», применяемым при тарификации работ в соответствии с ЕТКС.
С точки зрения установления современных требований к квалификации работника именно профессиональный стандарт, в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, содержит характеристики квалификаций и требования к выполнению определенных трудовых функций, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок применения профессиональных стандартов регламентируется ст. 195.3 ТК РФ, которая устанавливает, что характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой на предприятии организацией производства и труда.
На большинство предприятий ЖКХ распространяются требования постановления Правительства РФ № 5844, которое, с одной стороны, предписывает организациям разработать планы (алгоритм) применения профессиональных стандартов, а с другой – определяет срок по их реализации – 1 января 2020 года.
Уровень квалификации
Структура профессионального стандарта, как уже отмечалось, предусматривает наличие уровней квалификаций от 1-го до 9-го – аналога разрядов в ЕТКС и квалификаций в ЕКС. Например, вместо ранее существовавших в соответствии с ЕТКС «Операторов на иловых площадках 1-го; 2-го и 3-го разряда» в соответствии с профессиональным стандартом «Оператор по обработке сырого и илового осадка» Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) утверждены наименования квалификаций «Помощник оператора по обработке сырого и илового осадка (2 КУ)», «Оператор по обработке сырого и илового осадка (3 КУ)» и «Техник-оператор по обработке сырого и илового осадка (4 КУ)».
То есть при тарификации работ в соответствии с профессиональным стандартом сохраняется главный тарифо-образующий фактор – сложность выполнения работ и уровень квалификации работника.
Тем не менее в процессе применения профессиональных стандартов работодатели высказывают озабоченность тем, что по некоторым профессиям один уровень квалификации в профессиональном стандарте соответствует нескольким разрядам в ЕТКС, что не позволяет при внедрении профессионального стандарта в полной мере учесть иерархию родственных квалификаций.
Подуровни квалификаций
В то же время в «Методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов»5 сказано: «Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификаций, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретной трудовой функции. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификаций». Например, 2-й уровень квалификации в профессиональном стандарте «Рабочий по комплексной уборке территории многоквартирного дома» может иметь подуровни: 2.1 – «Рабочий по уборке общего имущества жилого дома» и 2.2 – «Рабочий по уборке придомовой территории жилого дома».
Минтруда России подготовлены соответствующие разъяснения по методологии введения в структуру наименований квалификаций подуровней квалификаций.
Структура и содержание
Как показывает практика применения профессиональных стандартов , утвержденных для сферы ЖКХ на отраслевых предприятиях, их структура и содержание:
• не нарушают взаимодействия зон ответственности работников при осуществлении производственных процессов, обеспечивающих предоставление конечной продукции, работ и услуг потребителям;
• имеют всю необходимую информацию для тарификации работ.
Например, раздел «Обобщенные трудовые функции» в профессиональных стандартах, разработанных для сферы ЖКХ (управление и капитальный ремонт МКД, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, благоустройство и озеленение территорий, похоронное дело, обращение с отходами производства и потребления), предусматривает классификации по сложности выполняемых работ от 2-го до 7-го уровня, что полностью коррелируется со сложностью труда, выполняемого в этих отраслевых сегментах.
Раздел «Дополнительные характеристики» по каждой обобщенной трудовой функции и, соответственно, по каждому уровню квалификации содержат информацию о наименованиях профессий в соответствующих разделах ЕТКС, позволяющую, как отмечалось ранее, сопоставить действовавшие квалификационные требования по ЕТКС с уровнями квалификации и сложностью работ по профессиональному стандарту.
При этом приведенные в ЕТКС требования к опыту работы по соответствующей профессии и разряду в данном случае являются не единственным (исключительным), а лишь одним из возможных вариантов подтверждения квалификационных требований по тому или иному уровню квалификации в профессиональном стандарте.
Оценка опыта применения профессиональных стандартов
Имеющийся опыт применения профессиональных стандартов свидетельствует также о том, что:
1. Наличие утвержденных для сферы ЖКХ профессиональных стандартов дает кадровым и экономическим службам предприятий ЖКХ возможность не только реализовать в установленные сроки требования постановления Правительства РФ № 584, но и осуществлять соответствующие действия, связанные с последствиями их применения – тарификацией работ и формированием на ее основе системы оплаты труда.
2. Отдельные профессиональные стандарты уже требуют актуализации как в части применения на предприятиях отрасли более совершенных форм и методов организации и технологии производства и охраны труда, так и в части введения в них по отдельным квалификациям подуровней квалификации.
3. Формирование отраслевой системы квалификации наталкивается на ресурсные и социальные ограничения, а также на попытки сохранения существующей системы регулирования трудовых отношений с использованием ЕТКС и ЕКС путем консервации общественного сознания.
4. В общественном сознании бытует мнение о возможности отложить на какое-то время, как минимум до 1 января 2020 года, внедрение профессиональных стандартов в практическую деятельность предприятий ЖКХ.
Руководство отдельных предприятий «не видит пользы» во внедрении профессиональных стандартов, в том числе и по причине того, что при их внедрении потребуется изменить большое количество локальной нормативной документации, включая должностные/рабочие инструкции, имеющие привязку к разрядам, устанавливаемым в соответствии с действующей тарифно-квалификационной сеткой.
Удивляет также позиция отдельных чиновников региональных и муниципальных органов власти, которые настойчиво проповедуют необязательность применения профессиональных стандартов.
Казалось бы, президент России в 2012 году запустил механизм разработки профессиональных стандартов, в которых должны быть описаны прогрессивные требования к организации, технологии и охране труда по вполне конкретным видам деятельности. Это было сделано для того, чтобы применение профессиональных стандартов на предприятиях национальной экономики позволило привести компетенции работников к современным требованиям рынка труда, обеспечив тем самым повышение производительности труда и качество производимых предприятиями продукции, работ и услуг. Что же в этом плохого? Тем не менее за редким исключением органы власти на местах не уделяют должного внимания развитию отраслевого (жилищно-коммунального) сегмента Национальной системы профессиональных квалификаций.
Наличие таких тенденций, а также приведенная в статье хронология перехода на регулирование трудовых отношений в отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 584 ставит перед СПК ЖКХ задачу более активного использования информационно—коммуникационных инструментов органов власти и экспертов в области Национальной системы профессиональных квалификаций (конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров), а также развития социального диалога на уровне трудовых коллективов предприятий ЖКХ по разъяснению положительных результатов внедрения не только профессиональных стандартов, но и всех элементов Национальной системы квалификаций.
Литература
- Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. 2017. № 2. С. 3–12.
- Агапитов С. Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ – задача объединения работодателей // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 28–32.
- Чернышов Л. Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ // Экономика строительства. 2014. № 6. С. 63–75.
- Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В., Шрейбер А. К. Профессиональные стандарты как основа повышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 3–8.
- Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11).
- Цаплин Е. В., Волкова В. С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991–2017 годах // Экономика строительства. 2017. № 1. С. 34–44.
- Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2015. № 24.
- Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2.
- Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А., Слободян А. А. Профессиональные стандарты – основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 38–42.
- Чернышов Л. Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ // Экономика строительства. 2016. № 5. С. 22–31.
- Чернышов Л. Н., Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 9–16.
1 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30.
2 Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23.
3 Приведены в приказе Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н
4 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетным фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
5 Утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года № 170н.