Дисциплинарные взыскания на гражданской службе: виды и порядок применения

За совершение дисциплинарного проступка государственные гражданские служащие несут дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, которая заключается в наложении на них дисциплинарных взысканий руководителем государственного органа (представителем нанимателя), где сотрудник проходит государственную гражданскую службу, или вышестоящим руководителем.

Дисциплинарное взыскание накладывается за совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка, заключающегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, нарушении служебного распорядка, опоздании, прогуле, нарушении требований

0 соблюдении государственной или иной охраняемой законом тайне, отказе от проведения аттестации, несоблюдении требований к служебному поведению гражданского служащего, несоблюдении ограничений и запретов и т.д.

Вопрос о сущности и мерах дисциплинарной ответственности гражданских служащих подробно рассмотрен в параграфе 6.7 настоящего учебного издания. За совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя, в соответствии с нормами ч. 1 ст. 57 Закона № 79-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.), имеет право применить в отношении него следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а»—»г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Закона.

Кроме того, ст. 59.1 Закона № 79-ФЗ, которой за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, дополнительно предусмотрено наложение следующих дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ, введенной упомянутым Законом № 329-ФЗ, установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления им сведений о своих доходах и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; его участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (в не предусмотренных законодательством случаях); осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности и др.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, порядок проведения которой подробно рассмотрен в параграфе 10.2 настоящей главы.

Гражданский служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен (письменным распоряжением руководителя) от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (на другие категории работников распространяется норма ТК РФ, согласно которой в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работникам не начисляется).

Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя (приказом, распоряжением) не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки). В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Когда вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб государственному органу, помимо дисциплинарного взыскания гражданский служащий может быть привлечен к материальной ответственности. Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения (например, хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества и т.п.), то дисциплинарная ответственность гражданского служащего может сочетаться с уголовной или административной.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Если работник отказался от подписи, то этот факт удостоверяется специальным актом. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок снятия дисциплинарного взыскания состоит в следующем. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в этот период гражданский служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятие взыскания оформляется соответствующим правовым актом и является своеобразным поощрением гражданского служащего.

Ответственность государственных служащих

Наряду с поощрениями законодательство предусматривает по мере необходимости применения юридической ответственности государственных служащих, а именно: дисциплинарной, административной, материальной и криминальной.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Она заключается в применении к государственным служащим тех или иных наказаний, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершения ими правонарушений, то есть за проступки и действия, юридически признаны противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (нарушение трудовой дисциплины), которое не влечет за собой уголовной ответственности, принято называть должностным (дисциплинарной) провинностью.

Проведение в России административной реформы и сопутствующей ей реформы государственной службы остро ставит проблемы юридической ответственности лиц, обеспечивающих реализацию государственно-властных функции? в системе государственного управления3. За неисполнение своих должностных обязанностей, совершение проступка, преступления государственные служащие несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Норма ст.68 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Для государственных служащих предусмотрены все виды юридической ответственности: уголовная (за совершение уголовных преступлении?), административная (налагается за совершение административных проступков), материальная (налагается за причинение материального ущерба), дисциплинарная (налагается за нарушение служебной дисциплины). Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего.

В УК РФ имеется ряд составов преступлении?, субъектами которых являются только государственные служащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285) — использование должностным лицом своих служебных полномочии? вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства;

превышение должностных полномочии? (ст.286) — совершение должностным лицом действии?, явно выходящих за пределы его полномочии? и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? либо охраняемых законом интересов общества или государства;

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289]) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

дача взятки (ст.291) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

халатность (ст.293) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.

Материальная ответственность государственных служащих применяется на основе норм трудового законодательства, так как не урегулирована специальными нормами о государственной службе, за исключением военнослужащих. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формировании?, органов и подразделении?, перечисленных в ст.2, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Дисциплинарная же ответственность государственных служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов как по юридической силе, так и по значению. Дисциплинарная ответственность государственного служащего определяется п.1 ст.57, который предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от должности; увольнение с государственной службы по специальным основаниям. На военнослужащих распространяются нормы п.26.

Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними Уставами.

Этот вид ответственности определяется тои? особенностью, что, основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушении?, связанных с несоблюдением правил, обеспечение которых входит в их служебные (должностные) обязанности. В связи с этим возникает проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение: в дисциплинарном и в административном порядке. Также возникает проблема реальности реакции общества на правонарушение, так как действиями (бездействием) государственного служащего в качестве должностного лица могут быть причинены такие убытки обществу. И тогда встает проблема ответственности государственного органа, где данное лицо трудится, орган отвечает также. И перед лицом убытков возникает для общества проблема допуска отдельных граждан к тому или иному виду государственной службы, проблема учета его правонарушении?, проблема соизмерения качеств служащего с риском для общества от выполнения обязанностей его должности, со средствами дублирующего контроля и резерва на опасных участках.

В соответствии со ст.57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

— замечание;

— выговор;

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

— увольнение.

До изменений, внесенных в Закон в 2013 году, эта статья также предусматривала такой вид наказания, как освобождение от замещаемой должности.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Работодатель вправе самостоятельно выбирать конкретную меру наказания, которая будет применяться к сотруднику.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения наказания. Сотрудник получивший замечание государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст.37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

— повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);

— утрата доверия к госслужащему;

— прогул без уважительной причины;

— намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;

— нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;

— лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;

— принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);

— совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);

— однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;

— появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

— разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;

— совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать некоторые выводы: Основные проблемы совершенствования механизма ответственности заключаются в двух вопросах: отсутствием в административном законодательстве единого определения должностного лица и «расплывания» норм об административной ответственности из КоАПа в другие нормативные акты. Решением может заключаться в виде принятия нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором были бы четко установлены общие принципы применения административной ответственности на территории РФ.

Дисциплинарная ответственность является одной из наиболее применяемых видов ответственности. Главной проблемой в данной сфере является отсутствие в отечественном законодательстве контроля за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимо также установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взыскании?, которым может быть подвергнут государственный служащий любых органов власти.

Ответственность государственного гражданского служащего

Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности. В отношениях между государственными служащими и обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов.

Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. за такие действия или бездействия, которые законодательством признаются запрещенными и вредными.

Круг видов ответственности, под которые подпадают государственные служащие, широк, причем каждый вид имеет свое специфическое назначение.

Различают следующие виды ответственности гражданского служащего:

· Дисциплинарную. Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных служащих и влечет неблагоприятные для них последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами.

Основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий и вида государственной службы устанавливаются только федеральными нормативными правовыми актами: федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Правом регулировать вопросы дисциплинарной ответственности субъекты РФ не обладают.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в настоящее время установлена Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» №119-ФЗ. Также можно отметить Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» №1192.

Законом о государственной гражданской службе РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • Ш замечания,
  • Ш выговор,
  • Ш предупреждение о неполном должностном соответствии,
  • Ш освобождение от замещаемой должности гражданской службы,
  • Ш увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным законом.

Наиболее серьезными должностными проступками являются такие, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов президента и решений судов. Чаще всего они выражаются в нарушении государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлений, не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо их искажении.

Также закон определяет порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное наказание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего предоставления объяснения в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Так, при применении дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в тоже время гарантией защиты прав гражданского служащего. Полностью, объективно и всесторонне должны быть установлены:

  • Ш факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • Ш его вина;
  • Ш причины и условия, способствовавшие совершению им дисциплинарного проступка, мотивы его совершения;
  • Ш характер и размер вреда, причиненного им в результате дисциплинарного проступка;
  • Ш обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического подразделения государственного органа и выборного представителя государственных служащих.

Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя, т.е. должностным лицом, имеющим право назначать гражданского служащего на соответствующую должность. Это правило обусловлено характером взысканий, в частности, право предупреждать о неполном должностном соответствии и решать вопрос об освобождении от замещаемой должности гражданской службы принадлежит тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность. Временное отстранение гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности осуществляется представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

При применении дисциплинарного взыскания учитывается:

  • Ш тяжесть совершаемого гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • Ш степень его вины;
  • Ш обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок;
  • Ш предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывание его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятии решения о ее проведении.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Копия акта, постановления, распоряжения или приказа о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания акта.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано государственным служащим вышестоящему органу или руководителю, а также в государственные органы по рассмотрению служебных (трудовых) споров.

Так, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя.

Устно могут быть объявлены замечания и выговор.

К грубым проступкам относятся:

  • Ш прогул;
  • Ш нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического либо иного токсического опьянения;
  • Ш совершение незаконного деяния, повлекшего нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и здоровью людей;
  • Ш утрата закрепленного оружия.
  • · Административную. Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. И государственный служащий привлекается к административной ответственности за совершение административных правонарушений на общих со всеми гражданами основаниях и в том же порядке.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об Административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации об административных правонарушениях.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера. Так в качестве условий, при которых для должностных лиц государственной службы может наступить административная ответственность, выступают:

  • Ш Совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения.
  • Ш Издание приказов, распоряжений и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, то есть не соответствуют им.
  • Ш Невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур.
  • Ш Соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях.

А в качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а так же нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые установлена административная ответственность в виде предупреждения, административного штрафа и дисквалификации. Дисквалификация назначается судом сроком от шести месяцев до трех лет. Административный штраф не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (п.3 ст.3,5 КоАП).

· Материальную. Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия или бездействия, в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность возникает в следующих случаях:

  • Ш при наличии прямого действительного ущерба;
  • Ш при наличии непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями;
  • Ш при наличии вины правонарушителя в причинении ущерба;
  • Ш если противоправные действия или бездействие допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Этот вид ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Специального нормативного акта о материальной ответственности государственных гражданских служащих нет. В настоящее время они несут эту ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к государственным гражданским служащим, кроме военнослужащих, в соответствии с главой 39 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.

Государственный служащий может привлекаться к ограниченной либо полной материальной ответственности. Ограниченную материальную ответственность несут государственные служащие, допустившие по их вине причинение ущерба, в размере непосредственного (прямого) имущественного ущерба, но не свыше среднего месячного денежного заработка (размера оклада месячного денежного содержания). Полная материальная ответственность государственного служащего состоит в обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере лишь в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ или иными федеральными законами.

Материальная ответственность в полном размере причиненного государственному органу ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем государственного органа, его заместителем, главным бухгалтером.

Взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя, но не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя причиненного ущерба. Если месячный срок истек или государственный служащий не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма ущерба, подлежащего взысканию с виновного лица, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Государственный служащий, виновный в причинении ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае государственный служащий представляет письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения государственного служащего, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолжность взыскивается в судебном порядке.

С согласия государственного органа государственный служащий может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Государственный служащий обязан возместить затраты, понесенные государственным органом при направлении его на обучение за счет бюджетных средста, в случае увольнения без уважительных причин до истичения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении государственного служащего (ст.249 ТК РФ)

· Уголовную. Исходя из того что государственный служащий является должностным лицом, в случае совершения преступления он может нести уголовную ответственность.

Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями, рассчитанную на наиболее опасные посягательства на общественные отношения.

Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно УК РФ.

Уголовное преследование государственных служащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа, и не исключает связанного с ним дисциплинарного процесса.

Обязательным признаком большинства преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность.

Наиболее серьезные санкции за должностные преступления предусмотрены за получение (ст.290 Уголовного Кодекса Российской Федерации) взятки.

Предметом взятки могут быть материальные ценности и услуги материального характера, переданные или оказанные должностному лицу за совершение служебных действий ли бездействия в интересах дающего. То есть предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры), и имущественные выгоды. Под имущественными выгодами следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Предметом взятки может служить также недвижимость.

Закон не определяет минимального размера взятки, т.е. принятия вознаграждения любой стоимости образует состав преступления.

Крупным размером взятки закон признает сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Получение взятки — это формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. К тому же получение взятки — это преступление, совершаемое с прямым умыслом. Виновный осознает, что получает взятку как предмет, т.е. материальные ценности, или иные имущественные выгоды и желает этого.

Наказание за получение взятки:

  • Ш Штраф либо лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • Ш Лишение свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • Ш Лишение свободы от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • Ш Лишение свободы от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Довольно распространенным видом преступлений среди государственных служащих является и злоупотребление служебными полномочиями (ст.285 УК РФ).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной виной.

Типичными формами злоупотребления служебными полномочиями практика признает обман ревизирующих и контролирующих органов, грубые нарушения финансовой дисциплины, сокрытие любых преступлений (и, в первую очередь, хищение имущества), а также недоздачу товарно-материальных ценностей, неосновательное расходование имущества государственных организаций, учреждений или предприятий или незаконную передачу его в пользование коммерческих структур, извлечение имущественной выгоды за счет государственной или иной собственности.

Имеет место и превышение должностных полномочий, которое определяется как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

Также к уголовно наказуемым преступлениям среди государственных служащих относят: присвоение полномочий должностного лица; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог; халатность; контрабанда; регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, пикетирования или участию в них (ст.149 УК РФ); неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта; отказ в предоставлении информации Федеральному собранию или счетной палате РФ; отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140 УК РФ); воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК РФ).

· Конституционно-правовая (политико-юридическая). Должностные лица государственной службы становятся субъектами данной ответственности, если их деяния нарушают нормы Конституции РФ, а также, если они не исполняют свои конституционные обязанности или же злоупотребляют своими правами.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшим элементом его юридического статуса и его качеством как субъекта политико-административной службы. Причем доминирующим аспектом сущности ответственности государственного служащего выступает социально-правовая форма.

При этом не следует забывать о правовых средствах повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих, где ведущее место занимает система их поощрения и награждения.

Поощрение так же, как и наказание, является способом стимулирования правомерного поведения и предупреждения правонарушения.

Сущность поощрения весьма точно выразил Бельский К.С., рассматривающий поощрение, как особый вид управленческого давления, такое государственное воздействие, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива или общества.

Меры поощрения могут носить моральный или материальный характер. К поощрениям нематериального свойства можно отнести: объявление благодарности, награждение почетной грамотой органа местного самоуправления субъекта РФ или грамотой РФ, присвоение почетного звания региона или РФ, награждение орденами и медалями, присвоение очередного квалификационного разряда. Материальными поощрениями являются награждение ценным подарком и выплата единовременного денежного поощрения за исполнение служебных заданий особой важности и сложности или в связи с юбилейной датой (датой органа государственного управления; в связи с выходом на пенсию).

Основаниями для поощрения и награждения являются безупречная и эффективная служба либо продолжительная безупречная служба. Понятие безупречная служба может быть истолковано как неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей и должностного регламента. Эффективность гражданской службы оценивается по специально разработанным показателям. Продолжительность службы является основанием для выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Виды поощрений и награждений разделяются на две группы:

  • Ш Поощрения и награждения, применяемые представителем нанимателя — объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
  • Ш Поощрения и награждения, применяемые вышестоящими государственными органами: поощрение Правительства РФ; поощрение Президента РФ; присвоение почетных званий РФ; награждение знаками отличия; награждение орденами и медалями РФ.

К награждениям и поощрениям, которые применяются Президентом РФ или Правительством РФ, гражданские служащие представляются за особые заслуги. Данные поощрения и награждения оформляются решением соответствующего государственного органа по представлению представителя нанимателя. При поощрении или награждении гражданского служащего вышестоящим государственным органом ему выплачивается единовременное денежное поощрение. Размер и порядок выплаты поощрения должны быть установлены специальным нормативным актом. Иные виды поощрения и награждения государственного органа устанавливаются служебным порядком.

Решение о поощрении или награждении гражданского служащего принимается представителем нанимателя и оформляется распорядительным документом государственного органа (приказом, распоряжением). Данный акт доводится до сведения коллектива гражданских служащих и работников соответствующего государственного органа путем помещения на доску объявлений или иным способом.

Приказ Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 7 июня 2013 г. N 204 г. Москва «Об организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июля 2013 г.

Регистрационный N 29095

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 49, ст. 7333, N 50, ст. 7337; 2012, N 48, ст. 6744, N 50, ст. 6954, N 52, ст. 7571, N 53, ст. 7620, 7652; 2013, N 14, ст. 1665, N 19, ст. 2326, 2329) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики.

Руководитель А. Суринов

Порядок организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики

1. Общие положения

1.1 Настоящий Порядок разработан на основании Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 49, ст. 7333, N 50, ст. 7337; 2012, N 48, ст. 6744, N 50, ст. 6954, N 52, ст. 7571, N 53, ст. 7620, 7652; 2013, N 14, ст. 1665, N 19, ст. 2326, 2329) (далее — Федеральный закон) в целях организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики.

1.2 Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

1.3 Основанием для проведения служебной проверки является:

решение представителя нанимателя о проведении служебной проверки;

письменное заявление гражданского служащего о проведении служебной проверки.

1.4 В отношении гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее — должности гражданской службы) в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики (за исключением гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации), а также гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной статистики служебная проверка проводится по решению руководителя Федеральной службы государственной статистики (лица, его замещающего) (далее — руководитель Росстата).

1.5 В отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики (за исключением гражданских служащих, замещающих должности заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной статистики) служебная проверка проводится по решению руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики (лица, его замещающего) (далее — руководитель территориального органа Росстата).

2. Организация и проведение служебной проверки

2.1 Служебная проверка назначается приказом Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат) (территориального органа Росстата).

2.2 Основаниями для издания приказа о проведении служебной проверки являются:

1) докладная (служебная) записка, содержащая признаки (факт) совершения конкретным гражданским служащим дисциплинарного проступка, то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей;

2) представление на имя руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата) соответствующих государственных органов Российской Федерации, содержащее сведения о совершении конкретным гражданским служащим дисциплинарного проступка;

3) письменное заявление гражданского служащего.

2.3 При наличии оснований для проведения служебной проверки в отношении заместителей руководителя Росстата, информация не позднее трех рабочих дней направляется руководителем Росстата в Правительство Российской Федерации для принятия решения о проведении в отношении указанных должностных лиц служебной проверки.

2.4 Подготовка проекта приказа о проведении служебной проверки в центральном аппарате Росстата и проведение служебной проверки поручается отделу государственной службы и кадров Административного управления Росстата, а в отношении гражданских служащих, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной статистики отделу по работе с кадрами территориальных органов и организаций Административного управления Росстата (далее — Кадровая служба) с участием юридического отдела Административного управления Росстата и выборного профсоюзного органа.

2.5 Подготовка проекта приказа о проведении служебной проверки в территориальном органе Росстата и проведение служебной проверки поручается структурному подразделению территориального органа Росстата, в ведении которого находятся вопросы государственной гражданской службы и кадров с участием представителей структурного подразделения территориального органа Росстата, в ведении которого находятся вопросы юридического (правового) обеспечения (при его отсутствии, гражданский служащий, в должностные обязанности которого входят вопросы юридического (правового) обеспечения) и выборного профсоюзного органа.

2.6 В приказе Росстата (территориального органа Росстата) о проведении служебной проверки:

1) указываются: основание для проведения служебной проверки, должность, фамилия, имя и отчество гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;

2) утверждается состав комиссии и ее председатель с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств членов комиссии по проведению служебной проверки (далее — комиссия) с указанием (в случае необходимости) на освобождение ее членов от служебных обязанностей на период проверки;

3) определяется срок проведения служебной проверки.

2.7 По решению руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата) к проведению служебной проверки могут привлекаться гражданские служащие иных структурных подразделений центрального аппарата Росстата (территориального органа Росстата), обладающие необходимыми знаниями и опытом.

2.8 В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата), назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

2.9 При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

2.10 Руководитель Росстата (руководитель территориального органа Росстата), назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

2.11 Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата), назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Днем окончания служебной проверки является дата подписания заключения по результатам проведения служебной проверки.

3. Участники служебной проверки и их полномочия

3.1 Служебная проверка проводится комиссией, которая состоит из трех или более гражданских служащих, обладающих необходимыми знаниями и опытом.

3.2 Состав комиссии для проведения служебной проверки, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

3.3 Председатель комиссии:

1) реализует полномочия представителя нанимателя, предусмотренное частью 1 статьи 58 Федерального закона, должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;

2) несет ответственность за полное, объективное и всестороннее изучение в ходе служебной проверки обстоятельств, послуживших основанием для ее назначения, соблюдение сроков проведения служебной проверки;

3) координирует работу членов комиссии, организует взаимодействие и осуществляет контроль за их деятельностью;

4) оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе служебной проверки документов;

5) направляет в установленном порядке запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к служебной проверке;

6) готовит письменное заключение по результатам служебной проверки;

7) пользуется правами и исполняет обязанности члена комиссии, в соответствии с настоящим Порядком организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики (далее — Порядок).

3.4 В случае отказа гражданского служащего дать письменное объяснение составляется соответствующий акт (приложение N 1). Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

3.5 Члены комиссии в соответствии с поставленными перед ними задачами с целью выяснения фактических обстоятельств имеют право:

1) предлагать гражданским служащим и иным лицам (за исключением гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка), которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать письменные объяснения на имя руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата), назначившему служебную проверку;

2) в установленном порядке знакомиться с документами, имеющими отношение к предмету служебной проверки, приобщать их (или их копии) в случае необходимости к материалам служебной проверки;

3) получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;

4) при необходимости выезжать в установленном порядке и с разрешения председателя комиссии на место совершения проступка.

3.6 Члены комиссии обязаны:

1) ознакомиться с настоящим Порядком под роспись в листе ознакомления, который прилагается к материалам проверки;

2) соблюдать права и свободы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, и иных лиц, привлекаемых к служебной проверке;

3) в случае обнаружения признаков преступления, административного правонарушения или нарушений служебной дисциплины немедленно докладывать об этом руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата), назначившему служебную проверку и председателю комиссии;

4) обеспечивать сохранность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о ходе служебной проверки и ее результатах.

3.7 Гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, имеет право:

1) ознакомиться с приказом Росстата (территориального органа Росстата) о проведении служебной проверки;

2) давать устные и письменные объяснения (приложение N 2) (письменные объяснения пишутся собственноручно на имя руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата), принявшего решение о проведении служебной проверки);

3) представлять заявления, ходатайства и иные документы, которые приобщаются к материалам служебной проверки;

4) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата), назначившему служебную проверку;

5) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. Проведение служебной проверки

4.1 Председатель и члены комиссии:

1) изучают нормативные правовые акты Российской Федерации и Росстата по вопросам, относящимся к служебной проверке;

2) составляют перечень вопросов гражданскому служащему, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;

3) анализируют данные о деятельности структурного подразделения Росстата (территориального органа Росстата), гражданским служащим которого совершен проступок;

4) собирают, обобщают и анализируют необходимую для подготовки письменного заключения информацию.

4.2 По решению председателя комиссии с предварительного письменного согласия гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка (иного лица, от которого получают объяснения), может применяться аудио- или видеозапись. В этом случае в объяснении должна быть сделана отметка о проведении аудио- или видеозаписи с указанием наименования и серийного номера звуко- или видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который эта запись осуществлялась.

Носители записи приобщаются к материалам служебной проверки.

4.3 Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы оформляется приказом Росстата (территориального органа Росстата).

5. Оформление результатов служебной проверки

5.1 Результаты служебной проверки оформляются письменным заключением (далее — заключение).

5.2 В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) основания проведения служебной проверки;

2) состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);

3) фамилия, имя и отчество, должность, стаж государственной службы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, а также его стаж федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) в Росстате (территориальном органе Росстата), в том числе в замещаемой должности гражданской службы;

4) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

5) заключение о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) гражданского служащего состава дисциплинарного проступка, тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень вины гражданского служащего;

6) выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

7) предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины;

8) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

5.3 Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается председателем комиссии, членами комиссии, участвовавшие в проверке, и представляется руководителю Росстата (руководителю территориального органа Росстата) для принятия соответствующего решения.

5.4 Председатель и члены комиссии несут ответственность за объективность представляемой информации, обоснованность выводов и предложений по результатам проверки.

5.5 В случае если участник служебной проверки не согласен с выводами и (или) содержанием заключения (отдельной его части), он вправе изложить свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к заключению.

5.6 Время нахождения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности в указанный срок не включаются.

5.7 По решению руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата), заверенная копия заключения может быть направлена в заинтересованные структурные подразделения Росстата (территориальные органы Росстата и (или) их структурные подразделения) для сведения.

5.8 Председатель комиссии (член комиссии по поручению председателя комиссии) не позднее трех рабочих дней со дня принятого руководителем Росстата (руководителем территориального органа Росстата) соответствующего решения знакомит гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся и если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, под роспись на заключении с проставлением даты ознакомления.

5.9 В случае если служебная проверка проводилась комиссией центрального аппарата Росстата в отношении гражданского служащего территориального органа Росстата (по письменному заявлению гражданского служащего), письменное заключение с другими материалами служебной проверки не позднее трех рабочих дней со дня окончания служебной проверки направляются руководителю этого территориального органа для ознакомления гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, после чего должны быть незамедлительно возвращены в центральный аппарат Росстата.

5.10 При невозможности или в случае отказа гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением, от подписи в заключении или от проставления даты ознакомления, составляется соответствующий акт (приложение N 3), который приобщается к материалам служебной проверки, а копия заключения направляется по месту постоянной (временной) регистрации гражданского служащего заказным письмом с уведомлением о вручении.

5.11 Подготовка проекта приказа Росстата (территориального органа Росстата) о применении дисциплинарного взыскания осуществляется в установленном порядке Кадровой службой (структурному подразделению территориального органа Росстата, в ведении которого находятся вопросы государственной гражданской службы и кадров).

5.12 В приказе о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона.

5.13 Копии приказов Росстата (территориального органа Росстата) о проведении служебной проверки, о временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о применении дисциплинарного взыскания, о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения (в случае его применения), письменное заключение приобщаются к личному делу гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка.

5.14 В случае если служебная проверка проводилась в отношении (по письменным заявлениям) нескольких гражданских служащих, письменное заключение оформляется в соответствующем количестве экземпляров.

5.15 Материалы служебной проверки постранично нумеруются и формируются в номенклатурное дело, к которому приобщаются:

1) копия приказа Росстата (территориального органа Росстата) о назначении служебной проверки;

2) документы (или их копии), содержащие сведения, послужившие поводом для назначения проверки;

3) объяснения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и иных лиц;

4) акт об отказе гражданского служащего давать письменные объяснения (при наличии);

5) акт об отказе гражданского служащего от ознакомления с заключением; от подписи в заключении; от проставления даты ознакомления с заключением по результатам служебной проверки (при наличии);

6) другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам;

7) заключение служебной проверки, копия которого (по письменному заявлению которого) приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась;

8) копия приказа Росстата (территориального органа Росстата) о применении дисциплинарного взыскания (при наличии).

Сформированное дело хранится в Кадровой службе (в структурном подразделении территориального органа Росстата, в ведении которого находятся вопросы государственной гражданской службы и кадров) в течение срока, определяемого номенклатурой дел, после чего уничтожается установленным порядком.

Вопрос 3. Правовые основы и порядок проведения служебных проверок в отношении государственных служащих

Служебная проверка представляет собой один из этапов процедуры привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности.

Закон о государственной гражданской службе предусматривает в числе прав гражданских служащих право на проведение служебной проверки. В соответствии со ст. 58 Закона о государственной гражданской службе применению дисциплинарного взыскания должна предшествовать дисциплинарная проверка.

Нормативно-правовое регулирование процедуры проведения служебной проверки осуществляется ст. 59 Закона. Кроме того, в соответствии с федеральным законом принят ряд ведомственных правовых актов, детализирующих порядок проведения служебных проверок государственных служащих в отдельных ведомствах. В частности, такими актами закрепляется порядок проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального космического агентства, Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и других государственных органов.

Служебную проверкуследует определять как административно-правовую процедуру, представляющую собой определённый комплекс мероприятий, уполномоченных на то должностных лиц, по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и анализу материалов по факту совершения дисциплинарных проступков, либо при наличии сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего.

Соответственно, в качествецели проведения служебной проверкиследует назвать своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление материалов по факту совершения дисциплинарного проступка, либо при наличии сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего, анализ которых позволит принять решение относительно подтверждения факта совершения дисциплинарного проступка, либо же сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего, виновности государственного служащего, возможности и необходимость привлечения сотрудника к ответственности, а также других вопросов.

К числузадач служебной проверки следует отнести те вопросы, которые должны быть рассмотрены во время проведения служебной проверки. В частности, согласно Закону во время проведения служебной проверки должны быть выявлены: факт совершения государственным служащим дисциплинарного проступка; наличие вины государственного служащего; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления о проведении служебной проверки.

Создавая правовое регулирование процедуры служебной проверки, законодатель руководствовался правовым принципами дисциплинарного производства в системе государственной службы.

Для проведения служебной проверки необходимо наличие соответствующих оснований. Кфактическимоснованиям служебной проверкиследует отнести, во-первых, факт совершения дисциплинарного проступка, а во-вторых, наступление событий и происшествий, требующих юридической оценки.

Процессуальным основанием служебной проверкиявляется решение о проведении служебной проверки, принятое представителем нанимателя. Данное решение может быть инициировано им самостоятельно (в случае выявления факта совершения дисциплинарного проступка), либо же оно может быть принято на основании заявления гражданского служащего.

Законом не конкретизируются сроки принятия такого решения. Подзаконные акты склоняются к тому, что решение о проведении служебной проверки должно приниматься либо в день, когда представителю нанимателя стало известно о совершении гражданским служащим проступка, либо когда представителем нанимателя получено письменное заявление гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В решении представителя нанимателя должны быть указаны: сведения о наличии оснований для ее проведения и сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения.

На основании данного решения подразделением государственного органа по вопросам государственной службы разрабатывается проект приказа государственного органа о проведении служебной проверки.

При наличии оснований в приказ о проведении служебной проверки включается пункт о временном отстранении гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности государственной гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

Для проведения служебной проверки формируется соответствующая комиссия, в состав которой входят сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В комиссию, как уже упоминалось, не может входить гражданский служащий, который заинтересован в результатах ее работы.

К числу участников служебной проверки следует также отнести и самого государственного служащего, в отношении которого проводится служебная проверка. Ему предоставляются гарантии, способствующие полному и объективному исследованию всех обстоятельств дела. Государственный служащий может активно участвовать в работе комиссии, предъявляя документы, заявляя ходатайства, давая устные и письменные объяснения. Он имеет право обжаловать решения и действия гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку. По окончании служебной проверки гражданскому служащему предоставляется право ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.

Продолжительность служебной проверки не должна превышать одного месяца. Это максимальный срок служебной проверки. Закон не предусматривает возможность продления этого срока.

Служебная проверка завершается составлением заключения, которое подписывается участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего.

В целях совершенствования административной процедуры проведения служебных проверок в системе государственной службы представляется необходимым издание нормативно-правового акта Президента РФ, закрепляющим Положение о проведении служебных проверок, в котором будет более подробно регулироваться данная процедура. В частности, видится необходимость детализировать состав комиссии проводящей служебную проверку, права и обязанности председателя и других членов комиссии, раскрыть структуру заключения о проведении служебных проверок, более четко обозначить стадии проведения служебной проверки и другие вопросы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *