К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
1 Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:
основы транспортного и трудового законодательства;
нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
основы экономики, организации труда и производства;
расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
2 Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:
организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
3 К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
>Каковы требования к квалификации диспетчера?
Вопрос
Подскажите пожалуйста на какой срок выдается удостоверение о профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ. Мы принимаем на работу диспетчера.
Ответ
Ответ на вопрос:
Диспетчеру не требуется каких-то удостоверений. У него должна быть необходимая квалификация, подтвержденная документами об образовании соответствующего уровня. Такие документы выдаются бессрочно.
Согласно приказу Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:
- основы транспортного и трудового законодательства;
- нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
- порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
- схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
- графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- основы экономики, организации труда и производства;
- расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
- маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:
- организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
- принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
- инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
- обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
- принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
- заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
- рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
- выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
- составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
- координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
- принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
- проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
- обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
- осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
- организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199).
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты
Назначение профстандартов
Для чего разрабатывают профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.
В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.
Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.
В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:
- формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
- организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
- тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.
При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:
- повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
- снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
- легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
- более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
- эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.
Работникам же внедрение профстандартов позволит:
- определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
- более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
- планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
- получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.
Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.
Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Разработка стандартов
Как происходит разработка профессиональных стандартов
Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.
Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.
Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:
- план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
- план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.
Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:
- проект профессионального стандарта;
- пояснительную записку к проекту;
- сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
- информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.
Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:
- постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
- Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н;
- макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н;
- уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.
На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.
В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:
- информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
- размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
- направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.
Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.
После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.
В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.
Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.
В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).
Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).
Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.
Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов
До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.
В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.
После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.
Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.
Вероника Шатрова,
эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры