К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

1 Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:

основы транспортного и трудового законодательства;

нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;

графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

основы экономики, организации труда и производства;

расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

2 Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;

принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);

инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;

обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;

принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;

заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;

рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;

выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;

составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;

координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;

принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;

проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;

обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;

осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;

организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

3 К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

>Каковы требования к квалификации диспетчера?

Вопрос

Подскажите пожалуйста на какой срок выдается удостоверение о профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ. Мы принимаем на работу диспетчера.

Ответ

Ответ на вопрос:

Диспетчеру не требуется каких-то удостоверений. У него должна быть необходимая квалификация, подтвержденная документами об образовании соответствующего уровня. Такие документы выдаются бессрочно.

Согласно приказу Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:

  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
  • порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
  • схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
  • графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • основы экономики, организации труда и производства;
  • расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

  • организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
  • принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
  • инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
  • обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
  • принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
  • заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
  • рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
  • выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
  • принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
  • проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
  • обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
  • осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
  • организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199).
  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
  • план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н;
  • макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н;
  • уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Вероника Шатрова,

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *