Содержание

>Деятельность

Перевозка грузов и пассажиров

  1. Перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.
  2. Оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
  3. Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего и необщего пользования.
  4. Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
  5. Сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях.
  6. Оказание услуг по хранению грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров.
  7. Транспортно-экспедиционная деятельность.
  8. Перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
  9. Организация и эксплуатация логистических центров, а также создание интегрированной логистической документации и ее реализация на рынке транспортных услуг.

Производство, ремонт, строительство

  1. Производство, текущее содержание и эксплуатация железнодорожного подвижного состава (в том числе пожарных поездов), контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.
  2. Оказание услуг по проведению планового и текущего ремонта, технического обслуживания вагонов, контейнеров и локомотивов, по проведению ремонта колесных пар, а также промывочно-пропарочных работ.
  3. Производство работ по ремонту электромашин, изготовлению электрощитов, электроосветительной аппаратуры и металлоконструкций.
  4. Оказание услуг по приемке железнодорожного подвижного состава и запасных частей к нему на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах.
  5. Оказание услуг по осуществлению производственного контроля и надзора за устройством, изготовлением, монтажом, ремонтом и безопасной эксплуатацией подъемных механизмов и оборудования.
  6. Выполнение работ по предупреждению и ликвидации пожаров, других аварийных и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, в том числе проведение аварийно-восстановительных работ.
  7. Выполнение работ по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, эксплуатация и ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов, грузоподъемных средств и других технических средств.
  8. Производство и реализация строительных конструкций и изделий, нерудных строительных материалов, лесозаготовка, деревообработка, заготовка, переработка и реализация металлолома.
  9. Эксплуатация горных производств и объектов.
  10. Хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения.
  11. Поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта

  1. Оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов).
  2. Оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих обществу.
  3. Выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.

Проектирование и конструкторская деятельность

  1. Оказание услуг по разработке конструкторско-технологической документации, изготовлению и поставке технологического оборудования и его сервисному обслуживанию.
  2. Выполнение метрологических работ, изготовление и ремонт средств измерений.
  3. Ведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, изыскательских, строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
  4. Производство маркшейдерских работ.
  5. Оказание инжиниринговых услуг.
  6. Оказание испытательными лабораториями общества услуг в области сертификации.

Информация и связь

  1. Оказание услуг связи, информационных, маркетинговых, сервисных и других услуг.
  2. Информационная, рекламно-издательская и полиграфическая деятельность.
  3. Проведение выставок и презентаций.
  4. Строительство, техническое обслуживание и ремонт средств связи, включая линейные сооружения, системы и средства радиосвязи.
  5. Разработка автоматизированных информационных систем, систем, предназначенных для научных исследований, проектирования и управления, системных и прикладных программных средств.
  6. Техническое обслуживание и ремонт вычислительной и иной техники и используемого совместно с ней периферийного оборудования.
  7. Оказание услуг по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
  8. Оказание консультационных услуг, в том числе связанных с компьютерными комплексами технических средств, программным, информационным обеспечением и обработкой данных.

Торговля

  1. Производство и реализация продовольственных и промышленных товаров.
  2. Посредническая, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность.
  3. Хранение и реализация горюче-смазочных материалов.

Cоциальная сфера

  1. Организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи.
  2. Деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
  3. Медицинская деятельность.
  4. Фармацевтическая деятельность.
  5. Образовательная деятельность.
  6. Строительство, эксплуатация, технический надзор и ремонт объектов социально-культурного, спортивно-оздоровительного и коммунально-бытового назначения, проведение образовательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, осуществление экскурсионно-туристического и гостиничного обслуживания, организация отдыха и санаторно-курортного лечения.
  7. Предоставление коммунально-бытовых услуг.

Внешнеэкономическая деятельность

  1. Внешнеэкономическая деятельность, в том числе оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования в международном сообщении, осуществление сотрудничества с иностранными организациями железнодорожного транспорта, привлечение в установленном порядке к сооружению объектов железнодорожного транспорта иностранных организаций.

Другие виды деятельности

  1. Оказание природоохранных услуг, в том числе услуг по осуществлению производственного экологического контроля.
  2. Выполнение работ и оказание услуг по защите государственной тайны, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  3. Управление и распоряжение интеллектуальной собственностью общества.

Анализ деятельности компании, особенности управления ОАО «Российские Железные Дороги»

Деятельность ОАО «РЖД» удовлетворяет требованиям следующих стандартов и нормативных документов:

  • * Федеральный закон «Об акционерных обществах»;
  • * Приказ Росимущества от 26.07.2005 г. №228 «Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления» (с рекомендациями для формирования позиции Российской Федерации по вопросу утверждения годового отчета Открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации);
  • * Постановление ФКЦБ от 31.05.2002 г. №17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения Общего собрания акционеров»;
  • * Распоряжение ФКЦБ от 04.04.2002 г. №421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения».

ОАО «РЖД» учреждено Правительством РФ.

Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года. Сегодня она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества — обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО «РЖД» работают 1 300 000 сотрудников.

Стратегические цели компании:

  • · увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  • · повышение производственно-экономической эффективности;
  • · повышение качества работы и безопасности перевозок;
  • · глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
  • · повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

В собственности компании находится около 380 тысяч объектов недвижимости (включая земельные участки). На начало 2012 года размер уставного капитала ОАО составил почти 1,787 триллиона рублей. Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация.

Виды деятельности:

  • · грузовые перевозки;
  • · пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
  • · пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
  • · предоставление услуг инфраструктуры;
  • · предоставление услуг локомотивной тяги;
  • · ремонт подвижного состава;
  • · строительство объектов инфраструктуры;
  • · научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • · содержание социальной сферы.

Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества, чьи акции и доли были внесены в уставной капитал компании при ее создании, а так же дочерние общества, созданные в процессе реформирования.

По видам осуществляемой деятельности филиалы компании подразделяются:

  • · филиалы — железные дороги;
  • · функциональные филиалы;
  • · филиалы — перевозочные компании;
  • · филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;
  • · филиалы в области капитального строительства;
  • · филиалы в области ремонта подвижного состава;
  • · филиалы в области путевого хозяйства;
  • · филиалы в области информатизации и связи;
  • · филиалы в области социальной сферы;
  • · филиалы — проектные бюро;
  • · иные филиалы.

Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн).

ОАО «РЖД» создало 97 дочерних и зависимых обществ (по данным на декабрь 2011 года).

Среди дочерних обществ наиболее значимы для ОАО «РЖД» являются строительно-ипотечная компания ЗАО «Желдорипотека», телекоммуникационная компания ЗАО «Компания ТрансТелеКом», электротехнические заводы ОАО «ЭЛТЕЗА».

Спрос со стороны железнодорожной отрасли стал одним из катализаторов роста для целого комплекса высокотехнологичных производств и отраслей экономики (электротехнической, металлургической, химической промышленности, строительного комплекса), способствовал ускоренному развитию железнодорожного машиностроения. За последние 5 лет существенно возросли темпы роста объемов производства железнодорожного подвижного состава: объем производства грузовых вагонов вырос более чем в 10 раз, локомотивов — более чем в 5 раз, а пассажирских вагонов всех видов тяги — более чем вдвое. Относительный прирост объемов производства железнодорожной техники в 2011 г., по сравнению с уровнем 2010 г., составил:

  • * магистральных электровозов — 45%;
  • * тепловозов маневровых и промышленных — 25%;
  • * грузовых вагонов — 10%;
  • * пассажирских вагонов локомотивной тяги — 12%;
  • * вагонов электропоездов — 8%.

Практически все свои потребности в поставках продукции металлургического комплекса и железнодорожного машиностроения ОАО «РЖД» удовлетворяет за счет поставок с отечественных предприятий, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса является существенной поддержкой для смежных отраслей экономики.

Гарантированный спрос со стороны компаний Холдинга «РЖД» позволяет предприятиям металлургического комплекса и отечественного машиностроения создавать запас устойчивости, сохранять набранные темпы инновационного развития, оптимизировать сбытовую и закупочную стратегию сторон, планирование производства и инвестиций, развивать новые технологии и, в конечном итоге, снижать производственные издержки и повышать качество продукции.

Также поддержан переход от строго территориальной модели управления бизнесом железнодорожных перевозок к вертикально функциональной, что соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 18 мая 2001 г. №384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте». Меры по совершенствованию системы управления направлены на создание инструментов повышения внутренней эффективности ОАО «РЖД», обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Компании в целом, ее отдельных филиалов, дочерних и зависимых обществ, увеличение гибкости в вопросах взаимодействия ОАО «РЖД» как перевозчика с владельцами и операторами подвижного состава. Новые подходы к управлению, основанные на принципах Концепции, должны обеспечить универсальность управления бизнес-единицами как в составе ОАО «РЖД», так и в форме дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» за счет единой корпоративной системы целей и задач, выраженной через соответствующие ключевые показатели эффективности для каждой бизнес — единицы.

Для повышения эффективности управления железнодорожными перевозками предусмотрено объединение всех подразделений и филиалов, совместно выполняющих задачи сбыта, организации, обеспечения и осуществления железнодорожных перевозок, в единый производственный блок. Под его оперативным управлением будут также находиться те дочерние предприятия ОАО «РЖД», которые обеспечивают перевозочный процесс или участвуют в нем в качестве операторов подвижного состава. Блок будет состоять из вертикально-интегрированных дирекций, которые формируются на принципах специализации и будут отвечать за конкретные сферы деятельности, являющиеся ключевыми элементами перевозочного процесса, — сбыт услуг железнодорожных перевозок, управление движением и тягой, эксплуатация инфраструктуры. Модернизация системы управления создает условия для построения системы мотивации персонала, эффективно стимулирующей руководителей на реализацию мероприятий в области повышения производительности труда, развитие кадрового потенциала.

Новая система управления должна обеспечить более сбалансированное распределение ответственности, полномочий и ресурсов внутри ОАО «РЖД», а так же построение системы контрольных показателей и показателей эффективности, обеспечивающих большую прозрачность операционной деятельности и контроль затрат.

Таким образом, реализация Концепции направлена на создание дополнительных возможностей для повышения внутренней эффективности ОАО «РЖД» через повышение качества управления, не ущемляет прав потребителей и поставщиков, не ограничивает конкуренцию и не создает монопольных преимуществ ОАО «РЖД» и его дочерним и зависимым обществам.

Особенности управления ОАО «РЖД»

Органы управления ОАО «РЖД»:

  • · Общее собрание акционеров
  • · Совет Директоров
  • · Правление
  • · Органы контроля ОАО «РЖД»:
  • · Ревизионная комиссия общества

Техническая характеристика ОАО «РЖД»:

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира — эксплуатационная длина — 85,2 тыс. км.

ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий — 42,3 тыс. км.

Парк подвижного состава:

  • · грузовые локомотивы — 19 636;
  • · грузовые вагоны всех типов — 624 095;
  • · пассажирские локомотивы — 2 539;
  • · пассажирские вагоны дальнего следования — 26 245;
  • · пассажирские вагоны пригородных поездов — 15 340.

Общее собрание акционеров

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров.

Единственным акционером Общества является Российская Поскольку единственным акционером Общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством Российской Федерации, то в соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об акционерных обществах» решения о численном и персональном составе Совета директоров ОАО «РЖД» принимаются Правительством Российской Федерации единолично и оформляются письменно.

Решения годового Общего собрания акционеров ОАО «РЖД» в 2008 г. утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. №951-р. В 2008 г. также состоялись три внеочередных Общих собрания акционеров ОАО «РЖД» по вопросам о внесении изменений в Устав ОАО «РЖД» и об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД», Решения которых утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №675, от 16 декабря 2008 г. №958 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. №1877-р. Совет директоров Совет директоров ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство деятельностью Общества и действует на основе норм, определенных законодательством Российской Федерации, Уставом ОАО «РЖД», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585 (с учетом изменений и дополнений), и Положением о Совете директоров ОАО «РЖД», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. №265-р. Председателем Совета директоров ОАО «РЖД» избран Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Жуков А.Д. Членам Совета директоров ОАО «РЖД», избранным в состав Совета директоров в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №864-р, вознаграждение за исполнение своих обязанностей, связанных с исполнением ими функций членов Совета директоров ОАО «РЖД», не выплачивалось.

В структуре управления ОАО «РЖД» действует 221 совещательный орган по всем аспектам управления и всем видам деятельности Компании, в том числе 37 советов, 87 комиссий и комитетов и 82 рабочие группы В 2008 г. ОАО «РЖД» обеспечило 42,7% грузооборота и 39,1% пассажирооборота всей транспортной системы страны. Последовательно снижается транспортная составляющая в конечной цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом.

ОАО «Российские железные дороги» является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией. 100% акций Компании в соответствии с федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» находятся в собственности Российской Федерации. Права акционера от имени Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации.

ОАО «РЖД» следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает корпоративное управление необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта.

Основными принципами системы корпоративного управления ОАО «РЖД» являются:

  • 1. Повышение эффективности работы совета директоров за счет:
    • — создания при нем комитетов и комиссий, способных оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО «РЖД». К работе в комитетах и комиссиях привлекаются высокопрофессиональные менеджеры, обладающие необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества и имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления;
    • — высокого уровня вовлеченности членов совета директоров в формирование стратегии ОАО «РЖД» и определение позиции компании по взаимодействию с заинтересованными лицами;
    • — расширения полномочий совета директоров ОАО «РЖД» по утверждению сделок, что повышает степень защищенности компании от вывода активов, а также дает возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.
  • 2. Стандартизация и регламентация ключевых управленческих процессов.

В рамках компании разрабатываются и реализуются единые стандарты корпоративного управления, направленные на создание единого правового пространства, повышение качества принятых управленческих решений в компании и ее дочерних обществах, реализацию общих стратегических целей. Политика корпоративного управления дочерними обществами включает в себя несколько основных направлений:

  • — формирование и контроль реализации стратегии развития дочерних обществ;
  • — планирование и контроль финансовых результатов деятельности дочерних обществ, в том числе определение направлений и контроль распределения прибыли;
  • — контроль финансово-хозяйственной деятельности дочерних обществ, в том числе совершения сделок с активами;
  • — непрерывное повышение эффективности внутренних процессов дочерних обществ в сфере управления бизнесом;
  • — обеспечение инвестиционной привлекательности и роста капитализации дочерних обществ;
  • — формирование и реализация кадровой политики дочерних обществ.
  • 3. Полнота и достоверность информации, предоставляемой акционерам компании и их партнерам.

Следуя принципу информационной открытости и прозрачности деятельности, компания обеспечивает акционеров и их партнеров всей необходимой информацией о своей деятельности, а также аналитическими заключениями по финансово-экономическим, социальным и экологическим показателям, согласно положению об информационной политике РЖД. Для раскрытия информации компания использует наиболее удобные для адресатов средства и способы. Максимально возможный объем информации размещен на корпоративном веб-сайте. ОАО «РЖД» раскрывает информацию также через информационные агентства и иные средства массовой информации. Каждое существенное событие или действие ОАО «РЖД» сопровождается пресс-релизом. Компания проводит регулярные пресс-конференции по важным вопросам своей деятельности.

4. Диалоги с акционерами.

ОАО «РЖД» открыто к обсуждению вопросов ведения бизнеса с заинтересованными сторонами и рассматривает практику проведения диалогов с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ как ориентир в развитии корпоративного управления. В том числе, активно используя институт акционерных соглашений.

5. Внедрение этических принципов в компании.

Одним из важнейших направлений работы по совершенствованию системы корпоративного управления является эффективное внедрение этических принципов в Компании. С этой целью Советом директоров ОАО «РЖД» был утвержден Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» содержащий ключевые общекорпоративные профессионально-этические принципы, а также нормы, определяющие действия ОАО «РЖД» по предупреждению и разрешению корпоративных конфликтов. Кодекс способствует упрочению корпоративного духа в Компании и ориентирует сотрудников Компании на единые корпоративные цели.

6. Взаимовыгодное разрешение корпоративных конфликтов.

ОАО «РЖД» придает большое значение своевременному предупреждению и справедливому урегулированию корпоративных конфликтов, стараясь предупреждать их на ранних стадиях появления. Компания стремится разрешать корпоративные конфликты путем переговоров и взаимных компромиссов участников конфликта, с учетом законных интересов всех участников. Во внутренних документах Компании закреплены процедуры декларирования членами исполнительных органов ОАО «РЖД» наличия конфликта интересов и обязательного информирования совета директоров о случаях возникновения подобных конфликтов. Данная практика позволяет повысить защищенность интересов акционера.

7. Стратегия высокой социальной ответственности.

ОАО «РЖД» реализует корпоративную стратегию высокой социальной ответственности через:

  • — содействие региональному развитию;
  • — обеспечение роста подвижности населения;
  • — повышение качества предоставляемых услуг;
  • — осуществление в полном объеме всех государственных социальных программ.
  • 8. Социальная поддержка сотрудников компании.

Система социальной поддержки сотрудников ОАО «РЖД» — один из важнейших факторов, обеспечивающих рост эффективности компании. По инициативе ОАО «РЖД» для сотрудников разрабатываются и внедряются программы мотивации, в том числе:

  • — масштабная ипотечная программа;
  • — корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения;
  • — программа поддержки молодых специалистов;
  • — программа мотивации членов исполнительных органов в зависимости от результатов деятельности Компании.

ОАО «РЖД» продолжает непрерывную работу по совершенствованию системы корпоративного управления, основываясь на международных стандартах и ориентируясь на интересы акционеров и партнеров компании, а также на повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений, повышение прозрачности своей деятельности.

Практика работы Cовета директоров ОАО «РЖД» показывает высокий уровень вовлеченности членов совета в формирование стратегии ОАО «РЖД» и определение позиции ОАО «РЖД» по взаимодействию с заинтересованными лицами.

Совет директоров ОАО «РЖД» состоит из высокопрофессиональных менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества, и государственных служащих высшего ранга, имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления. Членом Совета директоров может быть только физическое лицо.

К полномочиям Совета директоров ОАО «РЖД» отнесено принятие в порядке, установленном Федеральным законом «Об акционерных обществах» в отношении крупных сделок, решений об одобрении сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, в том числе совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности ОАО «РЖД», связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения ОАО «РЖД» прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 3 млрд. рублей, но не превышает 25% балансовой стоимости активов ОАО «РЖД», определенной по данным его бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату. Расширение полномочий Совета директоров по утверждению сделок повышает степень защищенности от вывода активов, а также дает возможность представителям акционера в Совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

Заседания Совета директоров проводятся в соответствии с планом работы, формируемым на основе предложений председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов совета директоров, президента, членов правления, членов ревизионной комиссии и аудитора общества. На заседание Совета директоров могут быть приглашены члены правления общества, не являющиеся членами совета директоров, члены ревизионной комиссии, представители органов государственной власти, лица, подготовившие материалы по рассматриваемым на заседании вопросам, сотрудники общества, его дочерних и зависимых обществ, иные лица.

План работы утверждается Советом по представлению председателя. Очередное заседание созывается председателем в соответствии с планом работы и с учетом определенной советом даты его проведения, но не реже одного раза в квартал. Внеочередное заседание созывается председателем по собственной инициативе, по требованию любого члена Совета, аудитора, Ревизионной комиссии или президента общества, а также акционера.

Члены Совета обязаны лично принимать участие в заседаниях, за исключением случаев проведения заочного голосования, а также доводить до сведения Совета, Ревизионной комиссии и аудитора общества информацию:

  • 1. о юридических лицах, голосующими акциями (долями, паями) которых в количестве 20 и более процентов они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами);
  • 2. о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
  • 3. об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами;
  • 4. о намерении учреждать или принимать участие в организациях, конкурирующих с обществом, а также информировать ответственного секретаря или секретариат совета директоров об изменении постоянного (основного) места работы.

Для обеспечения принятия качественных и своевременных решений при Совете создаются комитеты и комиссии, которые могут оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО «РЖД». В частности, создан Комитет Совета директоров по вопросам реформирования. Наличие такого комитета имеет исключительно важное значение на нынешнем этапе развития ОАО «РЖД».

Внутренними документами ОАО «РЖД» закреплена обязанность членов Совета директоров раскрывать информацию о владении и сделках с ценными бумагами ОАО «РЖД», что снижает риск возникновения конфликта интересов.

В структуру управления ОАО входят следующие организационные единицы:

  • · Бухгалтерская служба ОАО «РЖД»
  • · Департамент «Казначейство»
  • · Департамент автоматики и телемеханики
  • · Департамент безопасности
  • · Департамент безопасности движения
  • · Департамент бухгалтерского учета Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
  • · Департамент вагонного хозяйства
  • · Департамент здравоохранения
  • · Департамент инвестиционной деятельности
  • · Департамент информатизации и корпоративных процессов управления
  • · Департамент капитального строительства
  • · Департамент корпоративного строительства и реформирования
  • · Департамент корпоративных коммуникаций
  • · Департамент корпоративных финансов
  • · Департамент международных связей
  • · Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
  • · Департамент пассажирских сообщений
  • · Департамент планирования и бюджетирования
  • · Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти
  • · Департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике
  • · Департамент по организации, оплате и мотивации труда
  • · Департамент по организационно-штатным вопросам
  • · Департамент пути и сооружений
  • · Департамент социального развития
  • · Департамент технической политики
  • · Департамент управления делами
  • · Департамент управления дочерними и зависимыми обществами
  • · Департамент управления имуществом
  • · Департамент управления персоналом
  • · Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития
  • · Департамент электрификации и электроснабжения
  • · Инспекция при президенте ОАО «РЖД»
  • · Правовой департамент

Управления

  • · Управление анализа и статистики в составе Департамента информатизации и корпоративных процессов управления
  • · Управление консолидированной отчетности по международным стандартам финансовой отчетности Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
  • · Управление объектов технологического и коммунального назначения
  • · Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля
  • · Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов
  • · Управление по вопросам интеллектуальной собственности
  • · Управление по координации международных проектов за рубежом Департамента международных связей
  • · Управление по управленческому учету и отчетности
  • · Управление пригородных пассажирских перевозок в составе Департамента пассажирских сообщений
  • · Управление протокола президента ОАО «РЖД»
  • · Управление экспертизы проектов и смет

Структурные подразделения

  • · Инспекция по сохранности вагонного парка
  • · Координационный центр по вопросам совершенствования системы управления ОАО «РЖД» (ЦКС)
  • · Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала
  • · Центр контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль»
  • · Центр организации конкурсных закупок
  • · Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР)
  • · Центр по развитию терминалов
  • · Центр по таможенной деятельности
  • · Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки «Желдоррасчет»
  • · Центр технического аудита

Обособленные структурные подразделения

  • · Негосударственное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница им. Н.А. Семашко на ст. Люблино ОАО «РЖД»
  • · Негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная больница №4 ОАО «РЖД»
  • · Негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная больница №5 ОАО «РЖД»
  • · Негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная больница №6 ОАО «РЖД»
  • · Негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая больница №1 ОАО «РЖД»
  • · Негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая больница №2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД»

Негосударственное учреждение здравоохранения «Центральная поликлиника ОАО «РЖД»

Интенсивное развитие корпоративной структуры компании, направленное на реализацию программы реформирования, привело к тому, что сегодня об ОАО «РЖД» все чаще говорится не как о компании, а как о холдинге «Российские железные дороги». В отсутствии законодательно закрепленного понятия холдинга Компания определила его для себя следующим образом: холдинг «РЖД» — это компания, включающая в себя основное общество (собственно ОАО «РЖД») и группу его дочерних и зависимых обществ, связанных имущественными и договорными отношениями, едиными стратегическими целями развития и корпоративными ценностями.

Ключевой задачей в сфере корпоративного строительства на период до 2015 года будет являться развитие оптимальной диверсифицированной организационной структуры холдинга, обеспечивающей эффективное управление входящими в его состав юридическими лицами.

ОАО «РЖД» управляет дочерними и зависимыми обществами посредством корпоративных методов, не допуская административного вмешательства в деятельность таких обществ. Это положение закреплено нормативными документами Компании и обязательно для исполнения всеми должностными лицами ОАО «РЖД».

Корпоративное управление дочерними и зависимыми обществами осуществляется посредством участия представителей ОАО «РЖД» в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ.

Большое значение ОАО «РЖД» придает диалогу с иными акционерами и участниками своих дочерних и зависимых обществ. Компания стремится максимально учитывать их интересы и не использовать свое положение контролирующего акционера вопреки интересам дочерних компаний.

Компания ОАО «Российские железные дороги» — важнейший оператор российской сети железных дорог, крупнейшая транспортная компания России и одна из крупнейших транспортных компаний мира. Компания РЖД образована в 2003 году в форме открытого акционерного общества на базе Министерства путей сообщения РФ. ОАО «РЖД» предоставляет услуги железнодорожной инфраструктуры в 77 из 85 субъектах Российской Федерации и является крупнейшим работодателем страны.

Логотип компании РЖД

История Российских железных дорог

Компания ОАО «РЖД» было создано на базе Министерства путей сообщения, история которого уходит далеко в прошлое. В 1834 году в царскую Россию по приглашению приехал известный инженер Франц фон Герстнер. Целью визита было определить, насколько выгодно строительство железных дорог для страны. Объездив всё государство, инженер представил царю отчёт, в котором говорилось, что ни одна страна в мире не нуждается в железных дорогах так, как Россия. И уже в 1836 году в России была построена первая железная дорога – знаменитая Царскосельская.

Царскосельская железная дорога — первый поезд в России

С 1845 года в стране было налажено производство собственных паровозов, а со второй половины XIX века, в России начался железнодорожный бум: железные дороги активно строились в основном на деньги, вырученные от продажи Аляски.

Всё, что было построено до 1917 года, на сегодняшний день составляет 80% сети РЖД. Однако активное строительство железных дорог в России не прекращалось ни во времена СССР, ни даже в годы Великой Отечественной Войны. С распадом СССР в отрасли наступили кризисные времена, поэтому с момента образования ОАО «РЖД» на российских железных дорогах начались крупномасштабные реформы.

Сегодня Российские железные дороги идут в ногу со временем: открываются скоростные магистрали, применяются новые технологии. Так, например, пассажирам доступна такая услуга, как покупка ЖД билета онлайн.

Сфера деятельности компании РЖД

ОАО «Российские железные дороги» охватывает несколько видов деятельности. Основными из них являются пассажирские перевозки, грузоперевозки, обслуживание и ремонт подвижного состава, обслуживание инфраструктуры, проектирование и конструкторская деятельность. Компания также занимается торговлей промышленными и продовольственными товарами, образовательной и внешнеэкономической деятельностью.

Маршрутная сеть РЖД

Российские железные дороги имеют достаточно обширную маршрутную сеть, охватывающую практически все регионы страны. Она поделена на несколько секций (магистралей), и все региональные дороги являются филиалами компании ОАО «РЖД».

Региональные подразделения компании РЖД:

  • Восточно-Сибирская железная дорога
  • Горьковская железная дорога
  • Дальневосточная железная дорога
  • Забайкальская железная дорога
  • Западно-Сибирская железная дорога
  • Калининградская железная дорога
  • Красноярская железная дорога
  • Крымская железная дорога
  • Куйбышевская железная дорога
  • Московская железная дорога
  • Октябрьская железная дорога
  • Приволжская железная дорога
  • Свердловская железная дорога
  • Северная железная дорога
  • Северо-Кавказская железная дорога
  • Юго-Восточная железная дорога
  • Южно-Уральская железная дорога

>Карта Российских железных дорог

ФПК — Федеральная пассажирская компания

Услугами по перевозке пассажиров и грузов в дальнем сообщении с 1 апреля 2010 года занимается дочерняя компания ОАО «РЖД» — ФПК (Федеральная пассажирская компания). Штаб квартира ФПК расположена в Москве. Федеральной пассажирской компании принадлежат все пассажирские вагоны, а вот услуги локомотивной тяги и диспетчеризации по–прежнему предоставляет РЖД. В деятельности компании можно выделить следующие направления:

  • пассажирские перевозки в дальнем следовании внутри страны (здесь ФПК является монополистом на подавляющем большинстве направлений);
  • международная перевозка пассажиров в дальнем следовании;
  • грузоперевозки в дальнем следовании;
  • обслуживание пассажиров;
  • ремонт и техобслуживание подвижного состава.

Популярные поезда РЖД

В последние годы компания РЖД активно обновляет свои пассажирские поезда. Среди большого количества пассажирских и фирменных поездов выделяются несколько «топовых» продуктов РЖД, пользующихся особой популярностью у пассажиров:

  • Высокоскоростные поезда «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород;
  • Высокоскоростные поезда «Стриж» из Москвы в Нижний Новгород и Берлин;
  • Высокоскоростной поезд «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Хельсинки;
  • Скоростные поезда «Ласточка» для коротких маршрутов с большим пассажиропотоком;
  • Двухэтажные поезда РЖД для самых высокозагруженных маршрутов.

Самым амбициозным проектом компании РЖД сегодня является разработка высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которая затем должна стать частью проекта «Шелковый путь».

Стандарты сервиса РЖД/ФПК

В последние годы компания РЖД/ФПК постоянно обновляет подвижной состав, улучшает комфортность своих вагонов и внедряет современные технологии обслуживания пассажиров.

Сегодня уже практически все вагоны ФПК оборудованы биотуалетами, системой кондиционирования и климат-контроля. Предоставляемый сервис во многом зависит от типа пассажирского вагона. Максимальное количество удобств можно ожидать от поездки в вагоне класса «Люкс». Здесь в самом купе есть умывальник, душевая и биотуалет. Также предоставляются санитарно-гигиенические принадлежности, набор питания, постельное бельё пресса и мультимедийный портал. Во всех купейных вагонах выдается постельное бельё, но удобства уже общие на весь вагон. Наименьшее количество услуг предоставляется в плацкартных и общих вагонах.

Современные вагоны фирменного поезда компании РЖД

Расписание и билеты на поезда РЖД

Получить информацию об актуальном расписании, наличии мест, а также совершить покупку билета можно на официальном сайте или по телефону единой справочной службы РЖД, в городских или привокзальных железнодорожных кассах, а также в Интернете на сайте агентов по продаже билетов РЖД.

Контакты РЖД

Почтовый адрес компании РЖД:

107174, Москва, ул. Новая Басманная, дом 2

Телефон — единая справочная РЖД:

8 (800) 775-00-00 (бесплатно для всех регионов РФ);

+7 (499) 605-20-00 (для звонка из любой точки мира, оплата в соответствии с тарифами оператора связи).

>3.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Российские железные дороги»

Похожие главы из других работ:

Государственные корпорации: создание, управление и использование имущества

2. Управление государственным имуществом собственности на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»

Государственные корпорации: создание, управление и использование имущества

2.1 Характеристика ГК «Российские автомобильные дороги»

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана федеральным законом 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» для развития сети скоростных платных магистральных автомобильных дорог…

Государственные корпорации: создание, управление и использование имущества

2.2 Цели и задачи управления имуществом ГК «Российские автомобильные дороги»

Организационная схема Государственной компании представлена на рис. 2.1. Рис. 2…

Государственные корпорации: создание, управление и использование имущества

2.3 Программа управления имуществом ГК «Российские автомобильные дороги»

Принятие Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было вызвано необходимостью создания эффективного инструмента для…

Естественные монополии в экономике России

2.3 ОАО «Российские железные дороги»

Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. ОАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяженностью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог…

Инвестиции на железной дороге

ГЛАВА 2. ОАО «РОССИЙСКИЕ ДОРОГИ» — ИНВЕСТИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Инновационная деятельность предприятия

3.2 Инновационная деятельность предприятия ОАО «Российские железные дороги»

Необходимым условием успешного обеспечения стратегического развития российских железных дорог являются не только изменения в организационной структуре управления (ОСУ) отрасли, но и совершенствование управления инновациями…

Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Железные дороги являются важнейшим видом транспорта для российской экономики. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте (исключая трубопроводный транспорт) составляет 86%. Роль железных дорог исключительно велика…

Применение нормативного метода планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) для выявления путей снижения себестоимости продукции

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ » — КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ — ФИЛИАЛА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Реинвестирование прибыли

2. ОАО «Российские железные дороги»: распределение прибыли и дивидендная политика

Реформирование структуры российских монополий

2.2 Монополии в России на примере ОАО «Газпрома», РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993 г. создано РАО «Газпром», в 1999 г…

С.Ю. Витте — великий финансист и государственный деятель России рубежа XIX-XX вв.

4.1 Витте и железные дороги

Любимым детищем Витте было железнодорожное строительство. Начав свою государственную деятельность, он принял 29 157 верст железных дорог, уйдя в отставку, оставил 54 217. Предшественники Витте всячески способствовали развитию акционерных обществ…

Ценообразование на продукты и услуги (практика ОАО РЖД)

Глава 2. Анализ ценообразования на примере ОАО «Российские железные дороги «

Ценообразование на продукты и услуги (практика ОАО РЖД)

2.1 Общая характеристика организации ОАО «Российские железные дороги»

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий…

Экономическая эффективность работы нефтегазодобывающего предприятия

2. Краткая характеристика природных географо-геологических условий района работ. Производственная структура предприятия и характеристика его материальной базы. Динамика и общий анализ основных технико-экономических показателей предприятия.

Типы пород-коллекторов Типы пород-коллекторов могут быть рассмотрены на примере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. За последние пятнадцать лет здесь открыты такие месторождения нефти и газа, как Усинское, Возейское, Вуктыльское…

Цели и задачи деятельности акционерного общества «Российские железные дороги»

создание ОАО «Российские железные дороги»

В соответствии с программой структурной реформы железнодорожного транспорта постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги», 23 сентября компания прошла государственную регистрацию. 1 октября 2003 г. ОАО «РЖД» начало хозяйственную деятельность.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» – это коммерческая организация, учредителем которой является государство.

Общество организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава ОАО «РЖД».

Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Единственным акционером ОАО «РЖД» является государство. От его имени полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Уставной капитал общества составил 1 545 200 млн. рублей, или более 50 млрд. долларов. Своим имуществом в него вошло 987 предприятий. Все 100% акций корпорации были закреплены в федеральной собственности.

Органы управления ОАО «РЖД»:

— общее собрание акционеров;

— совет директоров общества;

— президент общества;

— правление общества.

Организационная структура управлениякомпанией ОАО «РЖД» включает в себя: департаменты, управления, филиалы и структурные подразделения.

Органом контроляявляется ревизионная комиссия общества.

Структурная схема управления железнодорожным транспортом ОАО «РЖД»

Первый состав совета директоров и ревизионной комиссии был утвержден 9 октября 2003 года. Распоряжением Правительства РФ президентом ОАО «РЖД» был назначен бывший министром путей сообщения Фадеев Геннадий Матвеевич, в 2005 г. – Якунин Владимир Иванович.

В Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте были определены миссия ОАО «РЖД» и стратегические цели компании.

Миссия ОАО «РЖД»: Развитие ОАО «РЖД» как общенациональной транспортной компании, динамично повышающей эффективности и качество услуг и глубоко интегрированную Евроазиатскую транспортную систему

Стратегические цели ОАО «РЖД»:

· Увеличение масштаба транспортного производства на территории отрасли

· Повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости

· Повышение качества услуг

· Глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему

Деятельность ОАО «РЖД» по реализации программы реформ

В соответствии с задачами второго этапа реформирования в компании «РЖД» была создана система органов корпоративного управления: Совет директоров и Правление компании. Были учреждены акционерные дочерние общества, осуществляющие отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении, специализированные грузовые перевозки, услуги по ремонту технических средств).

В ходе реализации программы реформирования обеспечивалась устойчивая работа железнодорожного транспорта, повышены его доступность, безопасность и качество предоставляемых услуг.

Работа ОАО «РЖД» с момента ее создания характеризовалась высокой динамикой объемных показателей. В 2006 г. были достигнуты лучшие показатели работы за 15 лет существования железных дорог новой России. Обеспечен наивысший на тот период уровень безопасности движения поездов и качества использования подвижного состава. По сравнению с 1992 г. вес поезда увеличен на 21%, производительность локомотива – на 59%. Достигнута максимальная энергоэффективность перевозочного процесса за всю историю отечественных железных дорог.

В условиях проведения широкомасштабных реформ в стране российские железные дороги выполняли функции экономического и социального стабилизатора, субсидируя отрасли промышленности и социально значимые пассажирские перевозки. Это в значительной степени ограничило рентабельность железнодорожной отрасли.

Следует подчеркнуть, что железные дороги столкнулись с рядом системных проблем, среди них:

· наличие ограничений по пропускным способностям основных магистральных направлений, препятствующих ускоренному развитию отдельных регионов страны и отраслей промышленности;

· физический и моральный износ технических ресурсов, основных средств отрасли;

· главное – дефицит инвестиционных ресурсов для развития инфраструктуры и обновления подвижного состава.

С 2006 г. начался третий этап реформирования, основными задачами которого являлось создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в обновление и развитие производственной базы отрасли, развития рынка транспортных услуг.

Стратегия развития железнодорожного транспорта России

Для определения приоритетных направлений и принципов эффективного и динамичного развития железнодорожной отрасли был разработан документ под названием «Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г.».

В октябре 2007 г. в Москве состоялся Железнодорожный съезд, который обсудил задачи по практической реализации Стратегии.

Стратегия развития железнодорожного транспорта, направленная на устранение структурных ограничений роста экономики, повышение эффективности использования природных ресурсов и переход на инновационное развитие страны, была одобрена Правительством РФ.

Реализацию Стратегии планировалось проводить в два этапа, различающихся по своей направленности.

Первый этап (2008 – 2015 годы) – этап модернизации железнодорожного транспорта.

Второй этап (2016 – 2030 годы) – динамичное расширение сети железных дорог.

Главная задача первого этапа – коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры и полная замена подвижного состава с истекшим сроком службы. Модернизация магистрали Центр – Юг для скоростного пассажирского движения, развитие подходов к портам Ванино, Сов. Гавань и др. Создание высокоскоростной магистрали С.-Петербург – Москва. Формирование эффективного холдинга «РЖД». Начало финансирования инвестиционных проектов, строительства новых железнодорожных линий.

Второй этап стратегии направлен на масштабное расширение сети железных дорог, что создаст инфраструктурные условия для выхода российского железнодорожного транспорта на мировой уровень технологического и технического развития, глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы, создания эффективного рынка перевозок.

В результате реализации Стратегии по максимальному варианту до 2030 г. планируется построить свыше 20 тыс. км новых линий. Железными дорогами должны обслуживаться 83 субъекта РФ (сейчас обслуживаются 79 субъектов). Обновятся технические средства инфраструктуры, сформируются полигоны скоростного пассажирского движения длиной 10 тыс. км и тяжеловесного грузового движения – 13,7 тыс. км. Грузооборот возрастет почти на 70%, пассажирооборот – на 30%. Для освоения растущих объемов перевозок будет закуплено свыше 23 тыс. локомотивов, почти миллион грузовых вагонов, около 30 тыс. пассажирских вагонов, свыше 24 тыс. вагонов пригородных поездов.

В качестве главного механизма реализации первого этапа Стратегии была разработана подпрограмма «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 – 2015 годы)», направленной на создание надежной инфраструктурной основы для инновационного развития страны.

В реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта особое значение приобретает развитие холдинга «РЖД» как крупнейшей национальной транспортной компании. Перед ОАО «РЖД» поставлена важная стратегическая задача наращивания инвестиционного потенциала для перехода на инновационное развитие.

Среди основных направлений привлечения инвестиций в развитие холдинга «РЖД»:

· собственные ресурсы ОАО (в том числе, от продажи непрофильных активов, продажи акций созданных дочерних и зависимых обществ);

· инвестиции государства, регионов и частного бизнеса.

В области научно-технической политики первоочередной задачей ОАО «РЖД» является реализация инновационных технологий, направленных на преодоление технического и технологического отставания от мирового уровня. Основой инновационной деятельности компании на период до 2015 г. является принятый в 2007 г. программный документ «Белая книга ОАО «РЖД».

Реализация данных программ должна способствовать интеграции железнодорожного транспорта колеи 1520 мм и развитию транспортных коридоров. ОАО «РЖД» должно выйти на соответствие мировым стандартам, опираясь на участие в МСЖД и ОСЖД, других международных объединениях, создать мощный евро-азиатский логистический комплекс.

Для обеспечения железнодорожного транспорта высокопрофессиональными кадрами, способными к производительному и творческому труду, Стратегией предусмотрено:

· повысить уровень подготовки специалистов и руководителей;

· ориентировать управление персоналом на стимулирование эффективного труда, активного участия работников в инновациях;

· повысить престижность железнодорожных профессий, в том числе на основе эффективной организации труда и обеспечения конкурентоспособного уровня заработной платы.

Следует подчеркнуть, что ОАО «РЖД» при планировании развития на перспективу основывается как на решении государственных задач, так и на повышении коммерческой эффективности работы компании.

Обратите внимание на то, что на работу ОАО «РЖД» в этот период оказали воздействия тяжелые последствия мирового, в том числе, российского, кризиса экономики 2008 г.: по ряду ключевых производственных показателей кризис отбросил компанию «РЖД» на 4 – 5 лет назад. Но компания смогла продолжить реформирование отрасли, реализацию стратегических задач развития.

В 2010 г. завершился III этап структурной реформы, по утвержденному правительством плану в программу структурной реформы был добавлен IV этап реформирования со сроком реализации до 2015 г.

В ноябре 2011 г. в Москве прошел II Железнодорожный съезд, на котором были подведены итоги работы по выполнению решений первого Железнодорожного съезда, реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта.

В материалах съезда проанализированы результаты и проблемы реформирования отрасли.

Были отмечены негативные последствия реформирования:

· усложнение технологического взаимодействия между участниками перевозочного процесса на железнодорожном транспорте;

· недостаточный объем инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта (поддержание инфраструктуры во многом обеспечивается за счет средств, получаемых от продажи активов ОАО «РЖД»);

· недостаточное строительство новых железнодорожных магистралей, особенно в районы массового освоения полезных ископаемых;

· увеличение количества железнодорожных участков, эксплуатирующихся с максимальной загрузкой;

· несовершенство механизма компенсации убытков ОАО «ФПК», пригородных пассажирских перевозчиков от перевозки пассажиров.

II Железнодорожный съезд определил приоритеты дальнейшего развития отрасли:

1. Обновление, расширение и опережение железнодорожной инфраструктуры. При этом подчеркнута ключевая роль дальнейшей государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов и необходимость расширения государственно-частного партнерства.

2. Повышение качества пассажирских перевозок, ускорение формирования высокоскоростных и скоростных перевозок, обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности.

3. Повышение качества и эффективности грузовых перевозок, оптимизация перевозочного процесса.

4. Важной задачей остается обновление основных фондов компании (их износ превышал критический уровень, например, по тяговому составу по некоторым типам локомотивов составлял более 80%).

В мобилизации внутренних резервов отрасли ведущая роль отводится повышению производительности труда (к 2015 г. должна возрасти на 30%); снижению собственных затрат, реализации программ ресурсосбережения, внедрению инновационных технологий и технических средств.

В 2012 г. для решения важнейших задач развития и модернизации отрасли была разработана Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 г.

Большое внимание II железнодорожный съезд уделил вопросам транспортной интеграции:

· укреплению партнерских отношений с зарубежными железными дорогами в международных организациях МСЖД, ОСЖД, ЕЭК и ЭСКАТО ООН;

· развитию международных коридоров на «пространстве 1520»;

· реализации инфраструктурных проектов в КНДР, Монголии, Армении, Иране и других странах;

· Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств-участников СНГ до 2020 г.

2013 г. для компании прошел под знаком 10-летней работы ОАО «РЖД». В декабре 2013 г. в Москве на итоговом заседании Правления компании были проанализированы результаты работы компании, инвестиционной программы инновационного развития. Определены приоритетные задачи для дальнейшего повышения эффективности работы ОАО «РЖД».

Результаты реализации Стратегии реформирования железнодорожного транспорта

В 2012 г. сформирован холдинг «РЖД». В холдинг входят 142 дочерних и зависимых общества по видам деятельности, среди них такие крупные дочерние компании, как ОАО «Федеральная пассажирская компания», Первая и Вторая грузовые, вагоноремонтные компании, Желдорреммаш.

Пригородные пассажирские перевозки выведены в 26 самостоятельных компаний. Пассажирские перевозки отделены от грузовых, в сфере оперирования грузовыми вагонами развивается конкуренция.

Осуществляется процесс продажи акций дочерних компаний – «ЭЛТЕЗЫ», «ТрансКонтейнера», Первой грузовой компании (продано 75% акций). Таким образом привлекается частный капитал для модернизации и развития отрасли.

За годы работы компания инвестировала 4,3 трлн. руб. в обновление основных фондов, модернизацию пути, реализацию крупных инфраструктурных проектов.

По сравнению с 2003 г. в 15 раз возросла закупка локомотивов. Снижение энергоемкости производственной деятельности компании за 10 лет превысило 20%.

В 2013 г. на железные дороги поставлены 804 локомотива и 450 ед. моторвагонного подвижного состава. Это рекорд за всю постсоветскую историю и существенный вклад в ОАО «РЖД» в развитие отечественного машиностроения.

В 2010 г. был достигнут абсолютный исторический максимум объема производства грузовых вагонов.

В 2013 г. начата эксплуатация двухэтажных вагонов на маршруте Москва – Адлер.

Активизировалась работа по модернизации и развитию инфраструктуры: расширены подходы к портам Новороссийск, Ванино и Советская гавань, к порту Усть-Луга; ведется расшивка узких мест на выходах в Китай через Забайкальск, на БАМе.

ОАО «РЖД» построило инфраструктурные объекты для обеспечения транспортного обслуживания XXII Олимпийских игр в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной Универсиады в Казани.

Наиболее значимым проектом стала подготовка транспортной инфраструктуры к Олимпийским играм в Сочи.

Для обеспечения транспортного обслуживания Олимпийских игр в Сочи:

· сданы в эксплуатацию железнодорожные грузовые дворы в Имеритинской низменности,

· построены совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – «Альпика-Сервис» (протяженность дороги – 124,5 км, 11 тоннелей – около 20 км), железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи;

· построены двухпутные вставки на линии от Туапсе до Адлера;

· открыт новый пассажирский вокзал на станции Адлер

Компанией «РЖД» реализуется программа развития скоростного и высокоскоростного транспорта.

В 2009 г. был осуществлен запуск высокоскоростного движения в России. Поездами «Сапсан» перевозятся пассажиры между Москвой, С.-Петербургом и Нижним Новгородом, поездами «Аллегро» – между С.- Петербургом и Хельсинки.

На основе сотрудничества отечественных и зарубежных компаний (Siemens, Alstom, Bombardier и др.) возрождено и развивается транспортное машиностроение. Созданы современные грузовые и пассажирские локомотивы (электровоз «Гранит», электропоезд «Ласточка»). В 2011 г. грузовой электровоз с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит», построенный на заводе «Уральские локомотивы» – совместном предприятии ЗАО «Группа Синара» и концерна «Сименс АГ», провел состав весом 9 тыс. т через перевал между Европой и Азией. Электропоезд «Ласточка» курсирует между Сочи и олимпийскими объектами, а также на линии Москва – Нижний Новгород. Выросло производство отечественной железнодорожной техники.

Дальнейшее развитие получили проекты использования газомоторного топлива. Изготовлены головные образцы газотурбовоза и маневрового газотепловоза ТЭМ19, которые не имеют аналогов в мире. Российский газотурбовоз установил рекорды по мощности (внесены в Книгу рекордов Гиннеса). Создана линейка путевых машин с высокой производительностью, впервые освоен выпуск различной техники на комбинированном ходу.

За время работы ОАО «РЖД» вырос объем грузооборота: с 39% (в 2003 г.) до 43% (без учета трубопроводного транспорта – 85%) всей транспортной системы страны. Хотя пассажирооборот уменьшился: с 41% до 30% пассажирооборота в стране.

ОАО «РЖД» обеспечивает формирование около 1,6% ВВП, 1,3% всех налоговых поступлений в бюджет и 3,4% инвестиций в основной капитал.

За 10 лет работы компанией было погружено 12,8 млрд. тонн грузов, перевезено около 11,7 млрд. пассажиров. Большая работа проведена по снижению доли железнодорожных тарифов в цене конечной продукции промышленных товаров. Это стало возможным за счет повышения интенсивности использования инфраструктуры и локомотивов, увеличения производительности труда на перевозках более чем в 2 раза с 2003 г.

Сегодня холдинг «РЖД» во многом задает ритм жизни страны, является надежным партнером промышленности, вносит масштабный вклад в обеспечение мобильности населения, стимулирует технико-технологические инновации, является одним из крупнейших инвесторов в экономику страны.

ОАО «РЖД» занимает лидирующее позиции среди мировых транспортных компаний, пользуется авторитетом на международной арене.

Для выполнения сложных задач, стоящих перед отраслью, необходима концентрация усилий и мотивации всех работников холдинга РЖД на реализацию Корпоративной стратегии и постоянный поиск возможностей для оптимизации и улучшения работы. С 2012 г. в ОАО «РЖД» функционирует новая структура управления, в которой существенно повышена ответственность руководителей центрального аппарата, бизнес-блоков, дирекций и дочерних обществ. Особую роль играют начальники железных дорог как координаторы на региональном уровне.

2013 г. стал первым для работы железных дорог в качестве региональных центров корпоративного управления (РЦКУ).

Новая вертикальная структура управления формируется путем вывода функций управления операционной деятельностью из центрального аппарата ОАО «РЖД» и преобразования его в Корпоративный центр управления.

В соответствии с программой организационного развития холдинга «РЖД» созданы Транспортно-логистический бизнес-блок, бизнес-блоки «Пассажирские перевозки и сервис», «Инфраструктура».

В 2013 г. в холдинге «РЖД» разработана Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г. Стратегическая программа развития Компании выдвигает цель – обеспечить деятельность акционерного общества «Российские железные дороги» как эффективной общенациональной транспортной компании, стимулирующей устойчивый рост экономики страны.

Таким образом, этап новейшей истории железнодорожного транспорта России, как и вся его история, показывает, что Российские железные дороги являются неотъемлемым элементом всех процессов, которые происходят в нашей стране, в обществе. Эффективное развитие железнодорожных магистралей, реализация стратегических целей холдинга РЖД будут способствовать ускорению социально-экономического развития России.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *