Содержание

Классификация и характеристика действий по тушению пожаров. Особенности взаимодействия подразделений ФПС со спасательными формированиями и подразделениями других министерств и ведомств, городскими и специальными службами. Занятие 2

Классификация и характеристика действий по тушению пожаров

Действия подразделений по тушению пожаров классифицируются по двум основным признакам: по характеру и назначению.

По характеру действия подразделений по тушению пожаров классифицируются на общие и частные.

Под общими действиями по тушению пожаров понимаются такие, которые осуществляются при тушении всех пожаров.

Под частными действиями по тушению пожаров понимаются такие, которые осуществляются при тушении конкретных видов пожаров. Они определяются частными, специфическими элементами обстановки на пожарах. Например, наличие угрозы для жизни людей на пожаре, необходимостью вскрытия и разборки конструкций и т.п.

По назначению действия по тушению пожаров подразделяются на подготовительные, основные и обеспечивающие.

Под подготовительными действиями по тушению пожаров понимаются такие, в результате которых создаются условия для выполнения основных действий по тушению пожаров.

Под основными действиями по тушению пожаров понимаются такие, в результате которых достигается выполнение основной задачи личного состава пожарной охраны на пожарах.

Под обеспечивающими действиями по тушению пожаров понимаются такие, в результате которых создаются достаточные условия для выполнения основных действий по тушению пожаров.

Принципиальная схема классификации действий по тушению пожаров на примере одного подразделения приведена на (рис.1). Из (рис.1) видно, что ликвидация горения является не только основным, но и общим видом действий подразделений по тушению пожаров. В то же время обеспечение безопасности людей и животных (спасение, эвакуация или их защита различными средствами), хотя и относится к основному виду действий подразделений по тушению пожаров, но является частным, так как выполняется не на всех пожарах.

Отличительной особенностью общих действий по тушению пожаров подразделения является то, что они выполняются в строгой последовательности, а поэтому относятся к последовательным процессам (рис. 2, “а”).

Рис. 1. Классификация действий подразделений по тушению пожаров пожарной охраны

Частные действия подразделения по тушению пожаров выполняются, как правило, параллельно с некоторыми общими, такими, как боевое развертывание и ликвидация горения. Совокупность общих и частных действий подразделения по тушению пожаров в этом случае будет относиться к последовательно-параллельным процессам и может быть отображена в виде сетевой модели (рис. 2, “б”),

Сетевая модель действий подразделения по тушению пожаров (рис. 2, “б”) представляет собой графическое изображение общих и частных видов его действий по тушению пожаров в логической последовательности и взаимосвязи.

Виды действий по тушению пожаров обозначаются наименованиями, как показано на (рис.2, “а”), или цифрами, обозначающими время выполнения конкретной работы.

Графики (рис. 2, “а”, “б”) находят применение в процессе отработки планов тушения пожаров, при проведении пожарно-тактических учений и анализе действий подразделений по тушению пожаров на потушенных пожарах. Они позволяют выявлять всем стороны взаимодействия между подразделениями при выполнении ими основной задачи на пожарах и совершенствовать систему управления подразделениями. Вместе с тем, графики не отображают наглядно всю динамику изменения количественных характеристик действий по тушению пожаров нескольких подразделений, а поэтому не являются общей основой для обоснования их классификации.

Рис. 2. Графики последовательности выполнения действий по тушению пожаров одним подразделением: а – линейный график выполнения общих действий по тушению пожаров (последовательный процесс); б – сетевой график выполнения общих и частных действий по тушению пожаров (последовательно-параллельный процесс)

Известно, что количественно действия по тушению пожаров нескольких подразделений, в первую очередь, характеризуются изменением их количества Nотд, шт., на пожаре во времени. Вместе с этим они могут характеризоваться и количеством стволов, вводимых подразделениями на тушение пожара Nст, шт., или фактическим расходом огнетушащих веществ Qф, л/с, и т.п. Наличие этих количественных характеристик и данных по классификации действий по тушению пожаров одного подразделения позволяет построить обобщенную количественную модель действий по тушению пожаров нескольких подразделений (рис. 3).

Рис. 3. Обобщенная графическая модель действий по тушению пожаров нескольких подразделений

На (рис.3.) по оси ординат могут откладываться величины: Nотд, Nст, Qф и т.д., а по оси абсцисс – продолжительность осуществления действий по тушению пожаров нескольких подразделений. Ступенчатый график АВ показывает изменение фактического количества прибывающих подразделений на пожар во времени Nотд(τ), а график аб – фактического количества стволов Nст(τ) или фактического расхода огнетушащих веществ из этих стволов Qф(τ ). График с’д отображает изменение количества выводимых стволов, а график СД – свертывающихся подразделений на пожаре.

Отрезок ОА соответствует промежутку времени выезда и следования первого подразделения на пожар, а отрезок Аа – промежутку времени его боевого развертывания. Отрезки аб’ ; ад ; с”Е соответственно обозначают продолжительность: сосредоточения и введения сил и средств τс.в; локализации и ликвидации пожара (тушение пожара) τт; свертывание подразделений и возвращение (следование) их в пожарную часть τс.

При этом ДЕ – промежуток следования последнего подразделения с пожара к месту его постоянной дислокации. Суммарная продолжительность действий подразделений по тушению пожара ∑τб.д соответствует отрезку ОЕ.

Таким образом, из (рис.3) видно, что действия по тушению пожаров нескольких подразделений складываются из трех взаимосвязанных процессов:

  • сосредоточение и введение сил и средств;
  • локализация и ликвидация горения;
  • свертывание сил и средств и возвращение пожарных подразделений в часть.

Совокупность этих процессов представляет собой действия по тушению пожаров нескольких подразделений, и являются общими, т.к. выполняются на всех пожарах.

Особенности взаимодействия подразделений ФПС со спасательными формированиями и подразделениями других министерств и ведомств городскими и специальными службами

Взаимодействие спасателей (пожарных) с представителями других министерств и ведомств в ходе ведения работ по тушению пожаров заключается в согласованных по месту, времени, зада­чам и способам их выполнения совместных действиях органов уп­равления подразделений, формирований, служб различной спе­циальности, предназначения и подчиненности, обеспечивающих комплексное, наиболее эффективное и полное использование их возможностей в интересах развертывания и проведения работ в короткие сроки, спасение пострадавших, а также ликвидацию по­жаров с наименьшими потерями.

Исходя из сложной обстановки, складывающейся при пожа­рах, к ликвидации их последствий привлекаются силы и средства подсистем РСЧС, воинские части ГО, а в случае необходимости – силы соседних регионов, Министерств и ведомств Российской Федерации.

Взаимодействие между спасателями и формированиями дру­гих министерств и ведомств организуется по месту действий, за­дачам, способам их выполнения и времени.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах сил, выполняющих главную задачу.

Основными организаторами взаимодействия, в зависимости от масштабов пожара, являются начальники пожарной охраны, региональных центров ГОЧС или представители территориаль­ных Комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Министерства и ведомства, чьи силы привлекаются к тушению пожара или их органы на местах, для решения всех вопросов, свя­занных с их использованием, высылают своих представителей.

Непосредственно взаимодействие с привлекаемыми форми­рованиями и службами других министерств и ведомств организу­ется оперативными группами соответствующих Комиссий по чрезвычайным ситуациям непосредственно на местности, при постановке задач на выполнение работ, с участием представите­ля от министерства (ведомства) или их органов на местах.

Взаимодействие непосредственно формирований, участвую­щих в тушении пожара, с формированиями министерств и ве­домств уточняют их командиры на местах работ.

Содержание вопросов, подлежащих согласованию при органи­зации взаимодействия, определяется исходя из сложившейся обстановки, задач, возложенных на данное министерство, ведомс­тво в системе РСЧС, места и роли формирований данного ми­нистерства (ведомства) в тушении пожара.

Исходя из характера обстановки, которая может сложиться в результате пожаров, а также обязанностей и задач в части ликви­дации пожаров, возложенных в системе РСЧС на министерства и ведомства, имеющие специальные формирования и службы, ука­занные формирования и службы взаимодействуют со спасателя­ми по решению следующих задач.

ГПС МЧС РОССИИ:

– обеспечивает разведку, сбор, обработку и передачу соответс­твующей Комиссии информацию о пожарной обстановке в зоне ЧС;

– выделяет силы и средства региональных специализирован­ных отрядов и специализированных частей военизирован­ной пожарной охраны, с учетом их дислокации, зон обслужи­вания и тактико-технических возможностей, для решения задач противопожарного обеспечения;

– обеспечивает ввод спасательных подразделений на участки (объекты) работ путем локализации и тушения пожаров на маршрутах ввода и подходах к местам проведения работ;

– осуществляет спасение людей из горящих, загазованных, задымленных зданий;

– осуществляет локализацию, тушение пожаров и тления в зава­лах на участках (объектах) спасательных работ, а также обеспе­чивает работу спасателей на задымленных участках (объектах).

При тушении крупномасштабных пожаров на маршрутах вво­да сил РСЧС и участках (объектах) работ командиры противопо­жарных подразделений, выполняющих эти задачи, являются старшими на данном участке (объекте). Действующие на данном участке (объекте) спасательные формирования (подразделения) в этих условиях выполняют вспомогательные операции и подчи­няются командиру противопожарных сил.

СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (Полиция):

– осуществляет сбор, обобщение обстановки в районе пожара, обеспечивает информацией соответствующую Комиссию об обстановке;

– выделяет силы и средства для обеспечения беспрепятствен­ного передвижения сил и средств РСЧС при вводе их на участки (объекты) работ, в ходе проведения аварийно-спа­сательных и аварийно-восстановительных работ, при прове­дении эвакуационных мероприятий; обеспечивает соблюде­ние установленного режима в зоне пожара; воспрещает про­тивоправные действия, пресекает панику;

– осуществляет учет и организует опознание погибших;

– осуществляет охрану культурных и материальных ценностей в зоне пожара;

– оказывает помощь населению в розыске родственников;

– обеспечивает порядок при оказании гуманитарной помощи.

МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:

– организуют и осуществляют медицинскую разведку, наблю­дение, лабораторный контроль и экспертизу состояния объ­ектов внешней среды в зоне пожара, продовольствия и во­ды на зараженность отравляющими, ядовитыми вещества­ми и бактериальными средствами;

– осуществляют оценку медицинской обстановки в зоне пожа­ра, информируют соответствующую Комиссию по ЧС;

– развертывают в районе пожара учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи;

– осуществляют оказание первой медицинской и первой вра­чебной помощи пострадавшим непосредственно в районе проведения спасательных работ, эвакуацию их для дальней­шего лечения в стационарных лечебных учреждениях;

– проводят санитарно-гигиенические и лечебно-профилакти­ческие мероприятия среди личного состава сил РСЧС и на­селения в зоне пожара;

– осуществляют снабжение сил РСЧС и населения в зоне ЧС медикаментами;

– при необходимости, проводят медицинскую экспертизу по­гибших.

Вооружённые силы:

Привлекается для тушения крупных пожаров, и при ликвидации последствий ЧС. Оказывают помощь в эвакуации людей, имущества и тушении пожаров.

Водоканал

Для обеспечения работы водопроводной сети, повышение давления.

Энергетические службы города (СЭС, БЭС) и объектов.

Обеспечивают отключение участков электроснабжения, обесточивают отдельные здания и сооружения.

Газоспасательные службы (ГСС) объектов с наличием АХОВ, обеспечивают отключение подающей арматуры, ограничивают и приостанавливают выброс АХОВ, обеспечивают контроль за загазованностью территорий.

Порядок взаимодействие ГПС с другими видами ПО

Взаимодействие ГПС с другими видами ПО, ведомственными, территорииальными (муниципальными), объектовыми службами жизнеобеспечения по обеспечению готовности к тушению пожаров и ПАСР регламентируется соглашениями (инструкциями) в части, не противоречащей федеральному законодательству и «Порядоку тушения пожаров подразделений пожарной охраны».

Порядок привлечения СиС региональной ПО (включая пож.тех.образовательные учреждения) к тушению пожаров и ПАСР на территории других федеральных округов (межрегиональный уровень) определяется ГУГПС, согласовывается с полномочными представителями Президента РФ в пределах федеральных округов и утверждается Министром РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок привлечения СиС ПО субъектов РФ к тушению пожаров и ПАСР в пределах Федерального округа, на территории которого они постоянно расположены (Региональный уровень), определяется структурными подразделениями регионального центра по делам ГО, ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими управление и координацию деятельности ГПС в пределах федерального округа, согласовывается с органами гос.власти субъектов РФ и утверждается начальником регионального центра.

Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР в пределах субъекта РФ, на территории которого они постоянно расположены (республиканский, краевой, областной уровень), определяется структурными подразделениями органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъекта РФ, согласовывается с органами местного самоуправления и утверждается органом гос.власти субъекта РФ.

Порядок привлечения СиС ПО муниципальных образований объявляется приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ.

Порядок привлечения СиС ПО ЗАТО (закрытых объектов) к тушению пожаров и ПАСР на территории муниципального образования, а также привлечение СиС ПО муниципальных образований к тушению пожаров и ПАСР на территории ЗАТО определяется совместным соглашением, утвержденным органом местного самоуправления муниципального образования и администрацией ЗАТО и объявленным совместным приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ и начальника управления ГПС (начальника отдела ГПС) по охране ЗАТО.

При наличии соглашения силы и средства муниципальной ПО и ПО ЗАТО включаются в расписание выезда (план привлечения СиС).Порядок привлечения к тушению пожаров и ПАСР на территории РФ СиС других государств, а также привлечение СиС ГПС к тушению пожаров и ПАСР за пределами РФ регулируется межгосударственными соглашениями.

Тема 2.7. Действия подразделений по тушению пожаров.

Боевые действия по тушению пожаров (далее — боевые действия) начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению подразделения на место постоянной дислокации, приведения дежурного караула и техники в боевую
готовность и включают в себя:
-выезд и следование к месту вызова (пожара)
— разведку
— спасание людей и имущества
— боевое развертывание
— ликвидацию горения
— выполнение специальных, аварийно-спасательных и других неотложных работ
— сбор и возвращение в подразделение

Боевые действия должны выполняться в соответствии с тактикой пожаротушения, требованиями правил по безопасности и охраны труда при тушении пожаров, и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения.
Ведение боевых действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы ликвидации аварий природного и техногенного характера, должно осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами. Боевые действия по разведке, спасанию людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных и первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ могут выполняться одновременно.
Боевые действия на боевых позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с
отступлением от требований правил по безопасности и охраны труда только в исключительных случаях (на добровольной основе и только по решению руководителя тушения пожара или проведения АСР).
При тушении пожара возможны:
— наличие большого количества людей, нуждающихся в помощи и возникновение среди них паники;
— сложная планировка помещений;
— распространение огня по пустотам конструкций, каналам, системам пневмотранспорта и вентиляции, через оконные проемы, лоджии, балконы, по горючим материалам, технологическому оборудованию, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении;
— быстрый рост температуры и перемещение тепловых потоков в направлении открытых проемов;
— образование газовоздушных и паровоздушных смесей в результате термического разложения
веществ и материалов;
— выделение дыма, токсичных продуктов и быстрое их распространение;
— наличие оборудования, находящегося под электрическим напряжением;
— наличие СДЯВ, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, бактериологическое поражение;
-взрывы баллонов, сосудов, аппаратов, находящихся под высоким давлением;
— деформация и обрушение конструктивных элементов зданий, сооружений, технологического
оборудования;
— наличие в зданиях большого количества материальных, научных и других ценностей.
Основные способы прекращения горения на пожаре:
— зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючих материалов;
— разбавление горючих материалов или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;
— изоляция горючих материалов от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;
— химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.
Прекращение горения может достигаться комбинированным применением перечисленных способов. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной боевой задачей, применяемым способом прекращения горения и другими обстоятельствами.
Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения боевой задачи, обусловлены особенностями развития пожара и организации его тушения,
тактическими возможностями подразделений противопожарной службы, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники и определяются с учетом требуемой интенсивности их подачи, установленной действующими нормативами и рекомендациями, а также на основе практического опыта тушения пожаров.
Если огнетушащих веществ для успешного выполнения боевой задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для целей пожаротушения технике, использования
иных способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.
Тушение пожара состоит
из двух этапов:
— локализация горения;
— ликвидация горения.
Локализация горения на пожаре достигается:
-своевременным сосредоточением и вводом в действие требуемого количества сил и
средств;
-быстрым выходом ствольщиков на позиции и умелыми их действиями;
-созданием противопожарных разрывов;
-бесперебойной подачей огнетушащих веществ.
Ликвидация
горения на пожаре достигается:
-решительным наступлением на огонь силами и средствами, введенными в период
локализации горения;
-умелым маневрированием стволами;
-продвижением в глубь площади пожара по мере его ликвидации;
-бесперебойностью подачи огнетушащих веществ в том же количестве, что и в период
локализации.
Решающим направлением боевых действий на пожаре является направление, на котором
создалась опасность людям, угроза взрыва, наиболее интенсивного распространения
огня и где работа в данный момент может обеспечить успех тушения пожара.
После сосредоточения сил и средств на решающем направлении вводятся в действие силы и
средства на других направлениях.
Решающее направление боевых действий на пожаре определяется исходя из следующих
принципов:
-опасные факторы пожара угрожают жизни людей и спасание их невозможно без введения стволов — силы и средства сосредотачиваются для обеспечения спасательных работ;
-создается угроза взрыва — силы и средства сосредотачиваются и вводятся в местах, где действия подразделений обеспечат предотвращение взрыва;
-горением охвачена часть объекта и оно распространяется на другие его части или
на соседние строения — силы и средства сосредотачиваются и вводятся на участки,
где дальнейшее распространение огня может привести к наибольшему ущербу;
-горением охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы
распространения огня на соседние объекты — основные силы и средства
сосредотачиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;
-горением охвачено здание, не представляющее собой ценности, и создалась угроза
близко находящемуся объекту — основные силы и средства сосредотачиваются и
вводятся со стороны не горящего здания (сооружения).
При недостатке сил и средств для локализации пожара необходимо вызвать
дополнительно такое количество сил и средств противопожарной службы, а также
противопожарные аварийно-спасательные формирования предприятий (организаций)
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, население,
воинские части и подразделения органов внутренних дел, чтобы в минимальное
время выполнить боевую задачу. В этом случае до прибытия дополнительных сил и средств первыми пожарными подразделениями должны быть приняты меры по сдерживанию развития пожара. Наличие дыма, газов, высокой температуры, в горящих и смежных с ними помещениях не должно снижать темпа работ по локализации и ликвидации пожара, для этого
необходимо одновременно проводить работы по тушению пожара и принимать меры по
удалению дыма и газов из помещений, снижению высокой температуры путем подачи
пены или распыленных струй. В непригодной для дыхания среде работы по тушению проводятся в СИЗОД, используются дымососы и средства освещения. Караул (отделение) может отойти с занимаемого боевого участка только с разрешения РТП или начальника боевого участка. Для тушения пожаров следует применять эффективные огнетушащие вещества (пену, порошки, воду со смачивателями и др.) и в первую очередь привести в действие стационарные установки пожаротушения, внутреннее противопожарное водоснабжение.
Первая автоцистерна, как правило, устанавливается ближе к месту пожара с подачей
ствола на решающем направлении, а следующие пожарные автоцистерны (автонасосы)
устанавливаются на ближайшие водоисточники с прокладкой магистральных линий к
месту пожара. После израсходования воды из пожарной автоцистерны ствол подключается к разветвлению магистральной линии, проложенной от пожарного автомобиля, установленного на водоисточник. На тушение развившегося пожара подаются стволы «А» и лафетные стволы с последующим переходом, по мере его ликвидации, на стволы с насадками меньшего диаметра. При горении в пустотах конструкций зданий и в вентиляционных каналах подаются
водяные стволы «А» и пенные стволы (ГПС, СВП, СВПЭ), организуется вскрытие сгораемых
конструкций здания. Для проливки мест горения подаются стволы «Б», используются внутренние пожарные краны.
При подаче воды перекачкой определяются необходимое количество пожарных
автомобилей, пути и способы прокладки рукавных линий.
Для
прокладки рукавных линий используются в первую очередь пожарные рукавные
автомобили и рукавные катушки.
Пожарный
автомобиль с более мощным насосом устанавливается на водоисточник и от него
прокладываются магистральные рукавные линии к месту пожара, а пожарный автомобиль
с менее мощным пожарным насосом устанавливается ближе к месту пожара и от него
прокладываются рукавные линии одновременно к водоисточнику и к месту пожара.
При заполнении горящего помещения пеной РТП должен определить:
-объем помещения, подлежащего заполнению пеной;
-места установки перемычек, препятствующих растеканию пены;
-требуемое количество пенообразователя, пенных стволов и места их установки;
-места расположения пожарных дымососов, создающих условия для движения пены в
заданном направлении.

При подаче пены в помещение необходимо:
-пенные стволы установить выше уровня горения;
-дымососы и другие вентилирующие агрегаты располагать с противоположной стороны
от мест установки пенных стволов и работать на удаление продуктов горения;
-после заполнения помещения пеной немедленно направлять звено (отделение)
газодымозащитников для выяснения обстановки и ликвидации оставшихся очагов
горения.

Во избежание излишнего пролива воды необходимо:
-применять перекрывные стволы, стволы-распылители;
-применять прорезиненные пожарные рукава;
-применять пену, порошки, воду со смачивателями;
-своевременно прекращать работы стволов или выводить их наружу.
Пожар считается локализованным, когда нет угрозы людям и животным, а развитие пожара
ограничено и обеспечена возможность его ликвидации имеющимися силами и
средствами. Пожар считается ликвидированным, когда горение прекращено и приняты меры по предотвращению возобновления горения.

Тушение пожаров ( пожаротушение, боевые действия по тушению пожаров )

Тушение пожаров (боевые действия по тушению пожаров, пожаротушение) – это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утвержден приказом МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Тушение пожара ГПС-600

Действия по пожаротушению

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

  • проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (ЧС);
  • создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;
  • использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
  • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
  • охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);
  • эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;
  • приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Этапы

Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

  • прием и обработка сообщения о пожаре;
  • выезд и следование к месту пожара;

б) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

  • прибытие к месту пожара;
  • управление силами и средствами на месте пожара;
  • разведка пожара;
  • спасение людей;
  • боевое развертывание сил и средств;
  • ликвидация горения;
  • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:

  • сбор и следование в место постоянной дислокации;
  • восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.

Средства

Для проведения боевых действий по тушению пожаров личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, привлеченными к проведению боевых действий по тушению пожаров силами, используются следующие средства:

а) пожарная техника:

  • мобильные средства пожаротушения (пожарные автомобили, пожарные самолеты, вертолеты, пожарные поезда, пожарные суда, приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора), пожарные мотопомпы);
  • первичные средства пожаротушения (переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания, генераторные огнетушители аэрозольные переносные);
  • установки пожаротушения;
  • средства пожарной автоматики (извещатели пожарные, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные, системы передачи извещений о пожаре, другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики);
  • пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы);
  • средства индивидуальной защиты людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) и средства индивидуальной защиты пожарных) и средства спасения людей при пожаре (индивидуальные и коллективные);
  • пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный).

б) вспомогательная техника;

в) аварийно-спасательная техника (аварийно-спасательные автомобили (АСА), мотоциклы, мотовездеходы, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы, плавательные средства);

г) огнетушащие вещества;

д) источники противопожарного водоснабжения (естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы);

е) инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим;

ж) специальные системы и средства связи и управления проведением боевых действий по тушению пожаров.

Основным видом пожарной техники, используемой подразделениями пожарной охраны, являются пожарные автомобили, которые в зависимости от назначения подразделяются на основные и специальные.

Вспомогательной техникой, используемой подразделениями пожарной охраны, являются автотопливозаправщики, водовозы, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные и грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

Порядок

Порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (АСР) на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны определяет Боевой устав подразделений пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.

Видео о тушении пожара

Тушение пожара в 25-ти этажном жилом доме (г. Красноярск, ул Шахтеров, 40; 21.09.2014)

Так же читайте материал:

Способы тушения пожаров: основные приемы

Источники: Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Боевые действия по тушению пожаров — предусмотренное боевым уставом пожарной охраны организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи при тушении пожаров. Боевые действия начинаются с момента получения сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении подразделения пожарной охраны на место постоянной дислокации и включают в себя:

  • обработку вызовов;
  • выезд и следование к месту вызова (пожара);
  • разведку пожара;
  • спасание людей и имущества;
  • боевое развёртывание сил и средств;
  • ликвидацию пожара;
  • выполнение специальных работ;
  • сбор и возвращение в подразделение.

Боевые действия по разведке, спасанию людей и имущества, боевому развёртыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно. Действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями правил охраны труда при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожара. Ведение боевых действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы ликвидации аварий, должно осуществляться с учётом особенностей, определяемых этими планами. Боевые действия на боевых позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований правил охраны труда только в исключительных случаях и, как правило, на добровольной основе.

Лит.: Боевой устав пожарной охраны. М., 2001.

Пожарная охрана населенных пунктов и промышленных предприятий осуществляется круглосуточно. Их выполняют части, в которых действуют четыре караула по 2 и более отделений, работающих посменно. Они являются первичными тактическими частями, могущими осуществлять весь объем задач при ликвидации возгораний. Отделения оснащаются техникой и спецоборудованием: машинами, помпами, цистерной и другими элементами. Действия подразделений по тушению пожара регламентированы Приказом МЧС №156. Но последовательность по многим аспектам зависит от особенностей конкретного пожара.

Тактический потенциал пожарных частей и его соответствие основным факторам и ситуации на происшествии

Существует классификация видов действий по тушению пожаров. Различают общие и частные мероприятия. Первые выполняются на всех возгораниях. Само явление пожара на конкретном объекте может стать причиной частных явлений. Например, на территории нефтеперерабатывающего предприятия нефтепродукты в резервуарах могут вскипеть, а затем произойдет выброс. Для того чтобы частные явления проявились необходимы специальные условия. Так в здании во время пожара контракции деформируются и высоки риски обрушений, если горение происходит долго. Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при определении тактических возможностей:

  • огонь и искры, летящие от него;
  • повышенные температуры;
  • задымление, низкое содержание кислорода в воздухе, токсичные вещества;
  • разрешение конструкций и оборудования;
  • радиоактивные вещества, облучение;
  • наличие на объекте опасных мимических веществ и ОВ;
  • стремительное распространение горения по технологическим магистралям;
  • наличие на объекте большого количества пыли, газовых смесей или взрывчатых веществ.

На заметку! Оснащение пожарных и его технические характеристики рассчитывается с учетом особенностей населенного пункта или промышленного предприятия. На каждые 50 тысяч человек должна быть 1 лестница. Если здания имеют высоту более пяти этажей, отделение вооружают коленчатыми подъемниками. Согласно опасным факторам на объекте поставляются огнетушащие вещества.

Планирование действий по тушению пожаров частями пожарных выполняется, исходя из следующих параметров:

  • опасные факторы пожара на объекте;
  • стадия возгорания;
  • численность личного состава;
  • боеготовность пожарных частей;
  • тактико-технические параметры спецмашины;
  • объемы огнетушащего вещества, например, наличие на объекте гидранта или скважины воды.

Так тактический потенциал конкретного подразделения зависит от того, какие боевые действия, проводимые на месте пожара, оно может выполнить, их объем и время осуществления. Для того чтобы часть была максимально готова к работе прорабатываются методические карточки и планы. Их цель:

  • обеспечения руководства пожаротушения полной информацией о параметрах объекта, включая прогнозирование и предварительное планирование;
  • поддержание способности личного состава эффективно решать практические задачи.

От сложности и особенностей возгорания зависит, сколько этапов включает в себя действия подразделений по тушению пожара.

Следование на спецмашинах на ЧС

Поступление вызова и порядок его отработки

Сообщение о возгорании поступает диспетчеру честной пожарной части. Получение вызова является моментом, когда начинаются боевые действия, проводимые до прибытия к месту пожара. Сотрудник на диспетчерском пункте обязан:

  • принять вызов и зарегистрировать его, зафиксированная информация должна содержать: адрес происшествия, объемы и виды опасности для человека, ФИО заявителя, особенности организации, дополнительные сведения;
  • дать оценку полученным сведениям;
  • принять решение о следовании личного состава на ЧС, численности и привлечении дополнительных сил;
  • включение сигнала «Тревога» в районе происшествия;
  • передача руководителю караула путевки и других документов о происшествии;
  • передача информации по инстанциям в соответствии с действующим порядком.

Важно! Отработка поступившего сообщения выполняется максимально оперативно, она не должно увеличивать нормативного время выезда на происшествие. Если имеется актуальная дополнительная информация по объекту, она передается руководству и бойцам тактического отряда.

Разведка на объекте

Переезд отделений на спецмашинах к месту происшествия

Действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР начинаются построением бойцов. Он выполняется максимально быстро, и определен нормативным временем, включая посадку на транспорт. Кроме этого оперативность прибытия на происшествие достигается:

  • следованием спецмашины по кратчайшему пути, составление схемы входит в компетенции водителя, она формируется с учетом безопасности движения, на маршруте на спецмашине включается сигнализация;
  • машина должна прибыть на возгорание с учетом инфраструктуры района;
  • передвижение отделения может быть остановлено только сообщением от диспетчера;
  • если головная машина остановлена на маршруте какой-либо ситуацией, другие автомобили обязаны продолжить следование.

Следует понимать! Если на маршруте обнаружен другой пожар, старший сотрудник обязан сообщить о происшествии диспетчеру, дождаться приказа вышестоящего командира или согласно оперативной обстановке. Если обнаружена угроза человеческим жизням, для их спасения немедленно выделяются силы.

Эвакуация с объекта людей

Разведка на объекте

Разведка осуществляется с целью установления всех особенностей происшествия, с тем, чтобы действия пожарных подразделений на пожаре были максимально эффективны. Сбор информации завершается только после окончания ликвидации ЧС. Разведданные собираются по таким направлениям:

  • наличие в пожаре живых людей, в каких помещениях находятся, степень угрозы, возможные пути эвакуации;
  • тип чрезвычайной ситуации: лесной, в жилом доме, на складе, на железнодорожном вокзале
  • потенциал формирования вторичных факторов опасности;
  • параметры возгорания и прогнозирование путей его распространения;
  • наличие средств и систем пожаротушения, например, огнетушителей, сколько их, и где расположены;
  • имеются ли источники воды поблизости от возгорания, возможно ли от них проведение и подача ресурса;
  • наличие электроустановок и электрооборудования рядом с пожаром и необходимость его отключения;
  • особенности объекта, возможность вскрытия конструкций для оперативной эвакуации;
  • адекватность сил возгоранию, реальность возможности потушить, и потребность в помощи дополнительных отрядов.

Для формирования полной информации используются не только оперативные данные, но и техническая документация объекта. АСРА проводят руководители и специальные сотрудники. Во время мероприятия они обеспечивают условия для работы подчиненных. При обнаружении людей в опасности, их спасают. Все сведения докладываются вышестоящему начальству в действующем порядке.

Эвакуация животных и имущества

Тушение

Приоритетным направлением действий пожарных является спасение человеческих жизней, если:

  • им угрожают основные факторы пожара;
  • они не могут без помощи специалистов покинуть объект;
  • есть риски формирования факторов опасности по маршрутам эвакуации;
  • для локализации и устранения пожара планируется использовать опасные средства.

Людей выводят в место, где им ничего не угрожает, при необходимости им раздаются средства ИЗ, материалы обеспечивающие охлаждение и другое. Спасатели могут выносить, эвакуировать по безопасным маршрутам здания, спускать из окон с этажей и с крыши. По выходу из опасной зоны при необходимости людям оказывается первая медицинская помощь. Работы проводятся теми способами, которые обеспечивают их наибольшую безопасность. Все действия подразделения по тушению пожара выполняются только по команде руководителя. Спасательные работы прекращаются после того, как пожарные убедятся в отсутствии на объекте людей. Он решает степень важности мероприятий. Спасательные мероприятия проводятся параллельно с тушением пожара.

Боевое развертывание

Отделение выполняет боевое развертывание, которое включает в себя:

  • Подготовку. Автомобиль коммутируется с источником воды, включается насос, оборудование снимается с машины, к помпе присоединяется рукав.
  • Предварительные действия. Выполняются по команде руководства и состоят из таких операций: прокладка магистралей и разветвлений, приведение всех элементов в рабочее положение.
  • Полномасштабные мероприятия. Осуществляется по распоряжению руководителя. Они должны обеспечить выполнение необходимых операций по спасению. Для этого определяются оперативные позиции.

Подача 1-ого ствола от головного автомобиля должна выполняться так, чтобы огнетушащие вещества были поданы в решающем направлении. Другие машины действуют по направлениям, согласно утвержденному плану работы на конкретном объекте. Базовыми средствами ликвидации возгорания являются:

  • понижение температуры в зоне горения;
  • разбавление кислорода в воздухе;
  • купирование контакта горения от материалов, способных поддерживать его;
  • торможение горения посредством химических веществ.

Работа на пожаре продолжается до тех пор, пока горение не ликвидировано полностью. Результаты документируются актом

Тушение

Спецмероприятия

Специальные операции на пожаре связаны:

  • с демонтажем конструкций;
  • организация связи между сотрудниками;
  • со спуском и подъемом с этажей и с крыши;
  • ремонт технических средств.

Все эти мероприятия выполняются по необходимости, с целью эффективности действий по гашению возгорания, спасению, обеспечения оптимальных условий для работы.

Порядок возвращение отделений пожарных

Боевые действия, проводимые после тушения пожара, заключаются:

  • построение бойцов и проверка присутствия всего состава;
  • контроль комплектности инвентаря;
  • погрузка инвентаря на автомобиль;
  • закрывание гидрантов, использованных караулом;
  • доклад вышестоящему руководству о завершении операции;
  • получение команды на возвращение;
  • переезд спецмашины с бойцами к месту расположения части, при поддержании связи с диспетчерским пультом.

Переезд к месту расположения

Подготовка к потенциальному вызову

В действия личного состава по окончании тушения пожара включается и восстановление боеготовности. Согласно нормативу, процедура не должна занимать более 40 мин:

  • начальник осматривает подчиненных, определяя их состояние;
  • автомобиль заправляется топливом, а оборудование – специальными составами;
  • испорченное оборудование, неисправные средства ИЗ, вышедший из строя инвентарь подлежит замене;
  • заполнение баллонов воздухом;
  • зарядка аккумуляторов мобильных средств;
  • инструмент, обмундирование подготавливаются к следующему применению и укладываются на полки.

По окончанию мероприятия руководитель докладывает на диспетчерский пункт о завершении восстановления боеготовности и подтверждает возможность приступить к действиям.

Видео:

СТАДИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

Стадии тушения пожара — это состояние процесса тушения пожара в определенный промежуток времени.

Тушение пожара условно делится на две стадии.

Первая стадия — до момента «пожар локализован». Эту стадию называют локализацией пожара.

Вторая стадия — после момента «пожара локализован». Эту стадию называют ликвидацией пожара.

Стадия тушения пожара до момента «пожар локализован»

Локализация — ограничение действия, явления (энциклопедический словарь).

До момента «пожар локализован» управление тушением пожара включает:

  • • прием заявки;
  • • решение на высылку сил и средств;
  • • решение на высылку служб жизнеобеспечения и взаимодействующих служб;
  • • управление сосредоточениями сил и средств и введением резерва в расчет;
  • • информацию заинтересованных структур и вышестоящих организаций;
  • • сбор данных об оперативно-тактической обстановке на пожаре;
  • • принятие решения на ведение оперативно-тактических действий и создание структуры управления;
  • • постановку задачи исполнителям.

В этот же период ведутся следующие оперативно-тактические действия:

  • • прием и обработка заявки о пожаре;
  • • сбор и выезд подразделения;
  • • сосредоточение сил и средств и взаимодействующих служб;
  • • развертывание сил и средств;
  • • подача огнетушащих веществ;
  • • организация спасательных работ;
  • • специальные работы.

С момента получения заявки в постоянном режиме идет сбор данных, которые используются для принятия решения.

В большинстве случаев при тушении пожаров до момента «пожар локализован» идет процесс сосредоточения и введения сил и средств. Силы и средства наращиваются автоматически в соответствии с рангом пожара, рассчитанным заранее документами предварительного планирования, или ранг пожара принят, исходя из опыта тушения пожаров на аналогичных объектах. Или силы и средства наращиваются руководителем тушения пожара или одним из руководителей управления, отдела, отряда исходя из собственного опыта или интуитивно в зависимости от поступающих заявок и предварительной информации с места пожара.

Локализация пожара предусматривает не только предотвращение дальнейшего распространения огня на решающем направлении или всех направлениях, но и ликвидацию таких опасных явлений, как угроза взрыва и обрушения конструкций.

Общая продолжительность периода локализации пожара складывается из времени, затраченного на наступательные и защитные оперативно-тактические действия. К ним относятся:

  • • введение сил и средств основного и специального назначения, необходимых для тушения пожара на всех направлениях распространения огня;
  • • бесперебойная подача огнетушащих веществ для ликвидации горения и защиты объектов;
  • • эвакуация имущества и животных, вскрытие и разборка конструкций; осуществление мероприятий по борьбе с дымом, высокой температурой, предотвращению взрыва, деформации и обрушения конструкций;
  • • перегруппировка сил и средств, вызванная обстановкой на пожаре, идр.

От быстроты оперативно-тактических действий зависят скорость и продолжительность локализации пожара. Чем меньше период локализации, тем быстрее будет ликвидирован пожар.

Термин «локализация пожара» условно можно расчленить на его составляющие:

  • • локализация угрозы людям;
  • • локализация угрозы животным;
  • • локализация опасных факторов пожара;
  • • локализация горения;

А значит и термин «пожар локализован» может быть также расчленен’.

  • • угроза людям локализована;
  • • угроза животным локализована;
  • • угроза воздействиям опасных факторов пожара локализована;
  • • горение локализовано.

Некоторым пожарам эти термины присущи в полном объеме, на других термину «пожар локализован» соответствует термин «горение локализовано» или несколько терминов входят в термин «пожар локализован», например:

  • • угроза людям локализована;
  • • горение локализовано;
  • • угроза воздействия опасных факторов пожара локализовано.

Основными условиями момента «пожар локализирован» по подаче огнетушащих веществ являются:

• созданные равенства фактической и требуемой интенсивности подачи огнетушащих веществ

• создание равенства фактического и требуемого расходов огнетушащих веществ;

• создание равенства фактических и требуемых запасов огнетушащих веществ.

Горение может быть ликвидировано лишь в том случае, когда для его прекращения подается определенное количество огнетушащего вещества.

В практических расчетах необходимого для прекращения горения количества огнетушащего вещества пользуются величиной интенсивности его подачи.

Под интенсивностью подачи огнетушащих веществ (I) понимается их количество, подаваемое в единицу времени на единицу расчетного параметра пожара (площади, периметра или объема).

Различают; линейную /л, л/(с’м); кг/(с‘м); поверхностную Is, л/(с‘м2); кг/(с‘м2); объемную /у, л/(с’м3); кг/(с»м3) интенсивности подачи. Они определяются опытным путем или расчетами при анализе потушенных пожаров.

Можно воспользоваться соотношением

где Qor — расход огнетушащего вещества за время проведения опыта или тушения пожара, л/с, кг/с; Пт — величина расчетного параметра пожара, м; м2; м3.

Наиболее часто в расчетах используется поверхностная интенсивность подачи (по площади пожара). Некоторые значения требуемой интенсивности подачи огнетушащих веществ, которыми пользуются при проведении пожарно-тактических расчетов, приведены в нормативной и справочной литературе.

Интенсивность может быть фактическая и требуемая (нормативная). Требуемая интенсивность — это требуемое количество огнетушащего вещества, которое необходимо подавать в единицу времени на расчетную единицу параметра пожара. Определяется по Таблицам. Фактическая интенсивность — это среднее количество огнетушащего вещества, которое подавалось в единицу времени на расчетную единицу параметра пожара во время его тушения.

Определяется расчетом

где WQB — объем огнетушащих веществ, израсходованный за все время (т) тушения.

Если в нормативных документах и справочной литературе нет данных по интенсивности подачи огнетушащих веществ на защиту объектов (например, при пожарах в зданиях), ее устанавливают по тактическим условиям обстановки и осуществления оперативно-тактических действий на пожаре исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, или принимают уменьшенной в 4 раза по сравнению с требуемой интенсивностью подачи на ликвидацию горения для данного объекта.

На ликвидацию горения требуется определенный расход огнетушащих веществ.

Различают требуемый, фактический и общий расход огнетушащего вещества, который приходится определять при решении практических задач по пожаротушению.

Требуемый расход — это весовое или объемное количество огнетушащего вещества, подаваемого в единицу времени на ликвидацию горения или защиты (охлаждения) объекта, которому угрожает опасность. Требуемый расход огнетушащего вещества на ликвидацию горения вычисляют по формуле

где Q]р — требуемый расход огнетушащего вещества на ликвидацию горения, л/с, кг/с, м3/с; Пт — величина расчетного параметра пожара: площадь — м2, объем — м3, периметр — м; / — интенсивность подачи огнетушащего вещества для ликвидации горения.

Требуемый расход огнетушащих веществ на защиту объекта определяют по формуле:

где Qjр требуемый расход воды на защиту объекта, л/с; П3 — величина расчетного параметра защиты: площадь, м2, периметр или часть длины защищаемого участка, м; /з — поверхностная (или соответственно линейная) интенсивность подачи воды для защиты в зависимости от принятого расчетного параметра, л/(м2-с), л/(м-с).

Защищаемую площадь определяют с учетом условий обстановке на пожаре и оперативно-тактических факторов.

С учетом ликвидации горения и защиты объектов формула требуемого расхода огнетушащего вещества будет иметь вид

При заполнении помещения (объема) пеной средней или высокой кратности требуемый расход пены для заполнения помещения определяют по формуле

где Qxo требуемый расход пены, мЗ/мин; Wn — объем, заполняемый пеной, м3; тр — расчетное время подачи пены, мин; Ка — коэффициент, учитывающий разрушение пены, принимаемый в пределах 1,5—3.

По требуемому расходу оценивают необходимую скорость сосредоточения огнетушащего вещества, условия локализации пожара, определяют необходимое количество технических приборов подачи огнетушащего вещества (водяных и пенных стволов, пеногенераторов и других):

где Л^приб, Л^риб — соответственно количество технических приборов подачи огнетушащего вещества (водяных стволов, СВП, ГПС) на ликвидацию горения и защиту, шт.; qpp, qpp — соответственно требуемый расход огнетушащего вещества (воды, раствора, пены и др.) на ликвидацию горения и защиту, л/с, кг/с, мЗ/с; qnp — подача (расход) огнетушащего вещества (воды раствора, пены, порошка и т.д.) техническим прибором подачи, л/с.

На практике при защите объектов водяными струями необходимое количество стволов чаще всего определяют по числу мест защиты. При этом всесторонне учитывают условия обстановки на пожаре, оперативно-тактические факторы и требования нормативных документов и рекомендаций. Например, при пожаре на одном или нескольких этажах здания с ограниченными условиями распространения огня для защиты подают огнетушащие вещества в помещения, смежные с горящими, а на нижний и верхний этажи от горящего — исходя из числа мест защиты и обстановки на пожаре.

Если имеются условия для распространения огня по пустотелым конструкциям, вентиляционным каналам и шахтам, то стволы для зашиты подают в смежные с горящим помещения, на верхние этажи вплоть до чердака, в нижние от горящего этажи исходя из обстановки на пожаре. В смежных помещениях на горящем этаже, на нижнем и верхнем от горящего этажах число пожарных стволов должно соответствовать числу мест защиты по тактическим условиям, а на остальных этажах и чердаке их должно быть не менее одного. Учитывая изложенный принцип, можно определить необходимое число стволов для защиты при пожаре на любом объекте.

К моменту прибытия подразделений на пожар требуемый расход может увеличиваться (если огонь продолжает распространяться и площадь тушения увеличивается) или оставаться постоянной величиной до конца локализации пожара (если распространение огня по площади прекратилось или фронт пожара не изменяется). Независимо от этого подача требуемого расхода огнетушащего вещества должна обеспечиваться в минимально короткие сроки. Сроки подачи определяются фактической скоростью сосредоточения и введения огнетушащего вещества. Чем она выше, тем меньше период локализации пожара. Достижение максимальной скорости обеспечивается оперативностью проведения оперативно-тактических действий, осуществляемых на пожаре.

Фактический расход — это весовое или объемное количество огнетушащего вещества, фактически подаваемого в единицу времени на ликвидацию горения или защиту объекта. Эту величину измеряют теми же единицами, что и требуемый расход. В общем виде фактический расход определяют по формуле:

где 0ф. 0ф — соответственно фактические расходы огнетушащего вещества на ликвидацию горения и защиту, л/с, кг/с, м3/с.

Фактический расход зависит от числа и тактико-технической характеристики приборов подачи огнетушащих веществ (водяных стволов, СВП, ГПС и др.). С учетом этого фактический расход на ликвидацию горения, защиту (охлаждение) определяют по формулам:

где ЛД ; N^p — количество /-х приборов подачи огнетушащих веществ на ликвидацию горения и защиту; пр;. — расход огнетушащих веществ из /-го прибора подачи огнетушащих веществ.

При определении момента «пожар локализован» необходимо, чтобы равенство фактического и требуемого расходов огнетушащего вещества было не формальным. Например, при локализации развившегося пожара на складе лесопиломатериалов или в производственных зданиях большого объема равенство фактического и требуемого расходов воды может быть выполнено, а локализация пожара не наступит, если вода будет подаваться из маломощных ручных стволов. При наличии равенства расходов и правильном выборе приборов для подачи огнетушащего вещества локализация пожара также может быть не достигнута, если ствольщиками будет нарушаться технология подачи огнетушащих веществ пожарными стволами или иными техническими средствами.

По фактическому расходу оценивают действительную скорость сосредоточения огнетушащего вещества и условия локализации пожара по сравнению с требуемым расходом, определяют необходимое число мобильных средств пожаротушения основного назначения с учетом использования насосов на полную тактическую возможность, обеспеченность объекта водой при наличии противопожарного водопровода и другие показатели. По величине фактический расход не может быть меньше требуемого, что является одним из необходимых условий локализации пожара.

Требуемых условий по интенсивности и расходу огнетушащих веществ еще недостаточно для утверждения, что пожар локализован, необходимо, чтобы фактический объем огнетушащих веществ был больше или равен требуемому и имелась бы возможность ее забора насосными установками МСП или иными техническими средствами, имеющимися на пожаре.

Фактический общий объем воды, израсходованный на ликвидацию горения и защиту, рассчитывают по формуле

где Жобщ — общий объем огнетушащего вещества, израсходованного на пожаре (в данном случае воды); хр — время подачи огнетушащих веществ.

При ликвидации пожаров другими огнетушащими веществами и защите объектов водой их общий расход определяют раздельно. Так, при тушении пожаров пенами, негорючими газами, порошками, га- лоидоуглеводородами общий расход воды на тушение (например, пе- нообразование) и для защиты объектов рассчитывают по формуле (11.16), а специальных средств — по формуле

где Ж0бщ — общий расход раствора пенообразователя, порошка, негорючего газа и т.д.

Требуемый объем огнетушаших веществ на ликвидацию горения определяется по формуле

где хн — расчетное (нормативное) время подачи огнетушащих веществ; А’з — коэффициент запаса огнетушащих веществ (табл. 11.1).

При тушении некоторых пожаров предусматривается не коэффициент запаса, а расчетное время, в течение которого необходимо подавать огнетушащие вещества с требуемым расходом.

Запас огнетушащих веществ, учитываемый при пожарно-тактических расчетах

Таблица 10.1

Вид пожара, огнетушащие вещества

Коэффициент запаса К3 от расчетного количества

Расчетное время запаса ф, ч

Большинство пожаров:

Вода на ликвидацию горения

Ликвидация последствий пожара (разборка конструкций, проливка мест горения и т.Д.)

Заполнение объемов газами:

Диоксид углерода

1,25

Галоидоуглеводороды

1,3

Пожары на судах (пенообразователь для ликвидации горения в мко, трюмах и надстройках)

Пожары нефти и нефтепродуктах в резервуарах:

Пенообразователь

Вода для пенообразования

Вода на охлаждение наземных резервуаров:

Мобильными средствами

Стационарными

Вода на охлаждение подземных резервуаров

Пожары на технологических установках по переработке нефти и нефтепродуктов (пенообразователь)

Пожары в подвалах и других заглубленных помещениях при их объемном заполнении пеной средней и высокой кратности (пенообразователь)

Рис. 11.1. «Треугольник», поясняющий термин «пожар локализован»

Учитывая вышеизложенное, дадим определение термину «пожар локализован» — это момент на пожаре, когда скорость распространения горения ограничена, отсутствует угроза взрыва, людям, животным, а запасов огнетушащих веществ и развернутых сил и средств для их подачи достаточно для ликвидации горения.

В зависимости от формы площади пожара и сложившейся обстановки локализация пожара достигается введением сил и средств по всему периметру пожара (окружение), по фронту или непосредственно в очаг пожара.

Окружение очага горения чаще всего применяют при круговой площади пожара и в случаях, когда горящий объект находится внутри негорящих и создает им угрозу. Например, горящий штабель (штабеля) лесопиломатериала находится в окружении негорящих или горящие здания расположены в глубине квартала. В этих случаях силы и средства сосредотачивают и вводят по периметру пожара, который соответствует фронту распространения огня, с последующим перемещением их вглубь площади пожара.

Так как при круговой форме развития пожара непрерывно увеличивается фронт горения, то скорость локализации пожара окружением должна превышать скорость роста его периметра.

Локализация пожара при фронтальном тушении характерна для угловой и прямоугольной форм площади пожара. При угловой форме силы и средства сосредотачивают по дуге кругового сектора, при прямоугольной форме — по фронту распространения огня в одном или на нескольких направлениях.

При угловой форме площади пожара скорость и время локализации изменяются (эти параметры определяют так же, как в способе окружения), при прямоугольной форме фронт перемещения горения, как правило, соответствует ширине площади пожара и не изменяется.

Локализация пожаров введением сил и средств в очаг горения осуществляется в тех случаях, когда последовательное введение в действие сил и средств тушения (по мере их прибытия) не оказывает нужного эффекта на прекращение горения, приводит к нерациональному перерасходу огнетушащих веществ и другим нежелательным последствиям. Например, объемное тушение пожаров в помещениях передвижными средствами, тушение газонефтяных фонтанов, нефти и нефтепродуктов в резервуарах.

Положительный эффект тушения таких пожаров достигается тогда, когда огнетушащие вещества вводят в очаг горения не последовательно, по мере их сосредоточения, а одновременно, после подготовки их в требуемом для ликвидации горения количестве (подготовленная атака). Таким образом, тушение пожара подготовленной атакой состоит из трех этапов:

  • • проведение защитных действий (например, защита этажей и смежных помещений при объемном тушении пожара в подвале, охлаждение резервуаров с нефтепродуктами, охлаждение металлических конструкций и территории вокруг горящего газового фонтана);
  • • подготовка требуемого количества огнетушащих веществ и технических приборов подачи;
  • • одновременное введение подготовленных средств подачи огнетушащих веществ в зону горения.
  • • Общая продолжительность локализации пожара при подготовленной атаке на очаг горения складывается из времени, затраченного на выполнение всех мероприятий на всех этапах локализации.

Управление боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС

Управление боевыми действиями на пожаре – целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.

Организационная структура органов управления сложилась в процессе исторического развития пожарной охраны под влиянием изменений состава сил, средств и способов ведения оперативно-тактических действий, численности, организации и структуры подразделений, а также технических средств управления. В ходе этого развития изменялись требования к управлению тушением пожара, расширялся круг задач органов управления, возрастал объем их работы, а это, в свою очередь, вынуждало совершенствовать их организационную структуру, приводить ее в соответствие с новыми требованиями и задачами.

Роль и задачи руководителя тушения пожара (РТП) в управлении тушением пожара

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре за основу берется принцип единоначалия. Центральной фигурой управления является руководитель тушения пожара (РТП).

Только РТП способен обеспечить централизованное управление и направить усилия подчиненных на успешное тушение пожара. Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожаров. РТП должен отвечать за выполнение основной боевой задачи, за безопасность участников боевых действий по тушению пожаров. Никто не должен вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжение при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара является:

  • командир отделения – при работе на пожаре одного отделения;
  • начальник караула – при работе на пожаре караула в составе двух и более отделений одного подразделения пожарной охраны;
  • старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона – при работе на пожаре двух и более караулов (отделений) разных подразделений пожарной охраны;
  • иное старшее должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Старшее оперативное должностное лицо принимает на себя руководство тушения пожара с момента первого указания подразделениям пожарной охраны, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте пожара (при его создании).

Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства тушением пожара обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами на месте пожара.

РТП при передаче руководства тушением пожара старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить ему об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте пожара, а также о проведенных боевых действиях по тушению пожаров.

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, допущенные в установленном порядке к руководству тушением пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнения ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив руководителем другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несет полную ответственность за исход тушения пожара. В своей практической работе он опирается на оперативный штаб и другие органы управления (начальников участков тушения пожара, старших на позициях, ответственных на участках действий на пожаре). Они помогают ему организовывать ОТД и управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решения, ставит задачи подчиненным, организует взаимодействие и дает указания по организации управления и обеспечения ОТД на пожаре. Умение и способность принимать обоснованные решения в короткие сроки – основной показатель оперативно-технической зрелости РТП. Здесь должно проявляться его умение выбрать наиболее подходящую модель деятельности (рис.1).

Рис.1. Структурная схема деятельности РТП

При прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара, РТП проводятся следующие мероприятия:

  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о прибытии к месту пожара;
  • проводится оценка обстановки на месте пожара по внешним признакам (объект пожара, место и размеры пожара по информации на момент прибытия, возможные пути распространения пожара, наличие людей в горящем здании, противопожарные характеристики объекта пожара);
  • проводится оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте пожара;
  • уточняются сведения о завершении эвакуации людей из горящего здания, а также о возможных местах нахождения оставшихся в здании людей, в том числе об их состоянии;
  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о подтверждении (снижении, повышении) установленного при высылке подразделения пожарной охраны ранга (номера) пожара, достаточности сил и средств на месте пожара, о необходимости вызова на место пожара дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения;
  • проводится разведка источников наружного противопожарного водоснабжения.

При управлении силами и средствами на месте пожара РТП осуществляется деятельность по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров.

Управление силами и средствами на месте пожара предусматривает:

  • оценку обстановки и создание по решению РТП временно формируемого нештатного органа управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара;
  • установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте пожара;
  • планирование проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений пожарной охраны, принятие решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • постановку задач участникам боевых действий по тушению пожаров, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки при пожаре;
  • своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте пожара;
  • применение сил и средств подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров, а также ведение документации оперативного штаба на месте пожара (рекомендуемые образцы приведены в приложениях;
  • мероприятия, направленные на обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров.

С полным основанием можно сказать, что успех в тушении приносит воля, соединенная с профессиональным мастерством, чувством высокой личной ответственности РТП за успешное тушение пожара, проявлением творчества, разумного риска. Разумный риск – показатель зрелости РТП, умение его в критический момент трезво оценить обстановку, выбрать из всех возможных вариантов тот, который принесет наибольший успех. Исключительное значение в работе РТП имеет плановость, основанная на рациональном учете времени и возможностей подчиненных органов управления, сил и средств.

Практика показывает, что каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчиненными на крупных и сложных пожарах. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования в работе подчиненных органов управления. Только совместными усилиями можно в сжатые сроки всесторонне оценить обстановку, изыскать наилучшие пути использования имеющихся сил и средств и, тем самым, обеспечить успешное тушение пожара.

Оперативный штаб и его роль в управлении тушением пожара

Оперативный штаб – это основной орган управления силами на крупных и сложных пожарах.

Главная задача штаба – реализация решений, принимаемых РТП.

Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:

  • привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара (№ 2 и выше);
  • организация на месте пожара трех и более БУ;
  • необходимость согласования с администрацией организаций проведенияьбоевых действий по тушению пожаров.

Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:

  • заместитель начальника оперативного штаба;
  • начальник тыла;
  • начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;
  • ответственный за охрану труда (ОТ);
  • должностные лица оперативной группы (ОГ).

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:

  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
  • определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
  • организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • ведение документации;
  • составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий;
  • создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;
  • обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;
  • обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;
  • реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;
  • организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.

Оперативный штаб располагается в месте, определенном РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: красным флагом с надписью «ШТАБ» – днем, и красным фонарем или другим световым указателем красного цвета – ночью. Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник и направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжение какого участка на пожаре поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество расчета на нем, а также участок на пожаре, где должно выполнять задачи это подразделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют. Если подразделения получили распоряжение оперативного штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить о своем прибытии.

Одна из основных задач оперативного штаба – поддержание постоянной готовности сил и средств и органов управления к выполнению поставленных задач. Для ее решения штаб должен иметь четкие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств. Такие данные оперативный штаб получает путем личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников оперативного штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках, из данных разведки.

С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию ОТД, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчеты, необходимые РТП для обоснования принимаемых решений, планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению ОТД; организует связь с подчиненными взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе тушения пожара. Одновременно сотрудники оперативного штаба организуют контроль над работой подчиненных на участках и позициях, над работой тыла на пожаре.

Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и должностными лицами других органов управления. В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество, высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики.

Исключительно велика роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП. Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мер по организации и обеспечению деятельности на пожаре. В свою очередь, они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчиненных, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.

Начальник штаба (НШ) обязан руководить работой штаба, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных задачами штаба.

Под тылом на пожаре понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеет отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, независимо от его размеров и количества привлеченных сил и средств. Организацию и работу тыла на пожаре обеспечивает начальник тыла (НТ), он носит на рукаве белую повязку с черными буквами «НТ».

Начальник КПП ГДЗС возглавляет контрольно-пропускной пункт ГДЗС, создаваемый для организации ГДЗС на месте пожара при работе трех и более звеньев ГДЗС, и несет персональную ответственность за его работу. Начальник КПП ГДЗС на пожаре непосредственно подчиняется начальнику штаба, а при организации КПП ГДЗС на БУ (СПР) – начальнику БУ (СПР).

Боевой участок тушения на пожаре — это часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании на пожаре пяти и более боевых участков тушения могут быть организованы сектора проведения работ (СПР), объединяющие несколько боевых участков. Действия на каждом БУ возглавляет его начальник БУ, в секторе — начальник СПР. При создании СПР начальники БУ подчиняются начальнику СПР. Все они назначаются РТП.

В состав ОТ территориального гарнизона включаются должностные лица территориального органа МЧС России – органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации, представители центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России и другие лица в зависимости от характера пожара.

Ответственный за охрану труда должен контролировать соблюдение требований охраны труда на месте пожара участниками боевых действий по тушению пожаров, давать рекомендации РТП по безопасному проведению боевых действий по тушению пожаров.

В состав ОГ местного гарнизона включается сотрудник государственного пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.

Должностные лица ОГ на пожаре подчиняются начальнику оперативного штаба на месте пожара, а в случае, если оперативный штаб на пожаре не создается, — РТП.

Основными задачами ОГ являются:

  • обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при тушении крупного пожара;
  • представление в ЦУКС отчетных и информационных документов;
  • организация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места пожара;
  • организация работы с представителями средств массовой информации.

Решение о выдвижении ОГ на место пожара принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *