Исторические формы семьи и брака.

12345678

Исторические типы браков:

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

— групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

— полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

— полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

— моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

Семья как институт общества развивается вместе с ним. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака:

Дикость – полигамия (групповой брак, матриархат). Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым;

Варварство – парная семья (господство мужа). Выделение пары в отдельную семью;

Цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь). Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак.

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);

2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному; работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер));

3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).

Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

Тенденции изменений в сфере семейно-брачных отношений.

Современная российская семья: основные тенденции (конспект статьи)

Тенденции:

· нуклеаризация семьи

· ↓ рождаемости

· ↓ регистрируемой брачности

· высокий уровень разводимости

· числа незарегистрированных сожительств

· внебрачной рождаемости

Иногда также отмечают размывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака, представлений о содержании семейных ролей.

Оценки тенденций

Результат эволюционного развития института семьи Следствие общего экономического и демографического кризиса

Направления изменения семьи и брака.

Структурные преобразования семьи. Состав домохозяйств → снижение среднего размера семьи ← нуклеаризация, ↓ рождаемости.

2002 г. – 54,9% — нуклеарные + 15,2% — материнские и отцовские

Причины:

· общий рост материального обеспечения

· возможность решить жилищный/ квартирный вопрос

· укоренение практики нелокального проживания молодоженов

· возросшая способность старшего поколения к самообеспечению

“ — ” последствия

· разрыв ценностей поколений

· утрата интереса молодых к опыту старших

· неприятие пожилыми людьми образа жизни молодых и т.д.

Рождаемость ~ прохождение Россией очередной фазы демографического перехода, ведущей к современному (рациональному) типу воспроизводства населения.

· тенденция увеличения среднего возраста родителей при рождении первого ребенка

~ переход к пост индустриальному обществу

Браки и разводы ~ снижение числа зарегистрированных брачных союзов с начала 80-х, после 1995 г. – стабилизация → заметно особенно среди молодых.

доля повторных браков (25-28% от общего числа заключенных браков) ← большое число разведенных (особенно ж.). Нестабильность брака.

В 2002 году уровень разводов в НиНо превысил число браков.

Сожительство и внебрачная рождаемость

Распространение альтернативных форм семейно-брачных отношений (сожительства, материнские семьи) ← разделение институтов брака и семьи = брачности и рождаемости.

Незарегистрированные супружеские пары – около 10%.

Снижение возраста сексуального дебюта + возраста вступления в брак.

Рост доли внебрачных рождений (30%).

Доля третьих и последующих детей среди детей, рожденных вне брака, выше, чем доля детей тех же порядков среди рожденных в зарегистрированном браке.

Трансформация гендерных ролей в семье.

· размывание нормативов родительства на уровне представлений

← многообразие практик родительства и их артикуляция

← отсутствие действенных механизмов идеологического конструирования «правильной» модели семьи и личной жизни людей со стороны государства и других институтов

Функции отца: материальное обеспечение, эмоциональная поддержка, участие в жизни детей => число проблем и конфликтов при реализации отцовской роли.

Домашняя работа – ж > м. Ж недовольны.

Глава семьи: принятие семейных решение, распределение семейной власти.

Семейные роли.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях.

Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Существует два аспекта изменения семьи:

— структурные преобразования семьи;

— преобразования в межличностных взаимодействиях (трансформация семейных ролей).

Исследования в сфере семейных отношений отражают, фиксируют размывание норм, составляющих содержание семейных ролей.

Трансформация семейных ролей:

— изменение в сфере родительства;

— в сфере распределения домашних обязанностей;
— в сфере принятия решений.

Наблюдается тенденция к равенству в вышеуказанных сферах.

В сфере родительства: фиксируется на протяжении столетий. Наиболее яркие изменения наблюдаются

— в сфере институциональных норм родительства, меняются представления о необходимости института родительства. Появляется толерантность к людям, которые предпочитают жить без детей;

— изменяется сфера распределения родительских ролей. Сегодня мужчина постепенно включается в процесс воспитания детей. Функция отцовства выходит за рамки просто содержания детей. Функции эмоциональной поддержки, помощи. Включенность мужчины в жизнь ребенка. Раньше отец направлял в воспитании ребенка, от него требовалась жесткость. Современные представления о роли отца требуют мягкости. Это противоречие приводит к ряду негативных явлений. Например, бедность контактов с детьми.

Происходит перераспределение функций отцовства\материнства. Изменение родительско-детских отношений. Меняется стиль воспитания и общения с ребенком. Он рассматривается как равный в семье.

Три основных стиля воспитания:

— авторитарный

— либерально-попустительский

— партнерский (демократический)

Различаются между собой степенью контроля. Изменяются способы контроля за поведением ребенка.

В сфере распределения домашних обязанностей. Законодательство устанавливает равенство во всех сферах жизни. Женщины быстрее включаются в трудовую деятельность, чем мужчины в бытовую сферу. Уборка, стирка, готовка остается за женщиной, т.е. у женщины фактически второй рабочий день.

В сфере принятия решений. С традиционной семье хозяином, главой семьи является мужчина. Но, изменяется положение женщины => изменение этого пункта. Большинство россиян считают, что решения должны приниматься совместно. Но мужчины так не считают.

Проблемы современной семьи.

Наиболее подробно понимание кризиса современной семьи изложено у Антонова А.И. Медкова B.M. и др. Суть этой позиции составляет положение о существовании двух научных парадигм, имеющих мировоззренческий смысл: «либерально-прогрессистской», или эволюционной, и «консервативно-кризисной». Смысл первой парадигмы заключен в убеждении, что на обломках старой традиционалистской семьи возникают новые альтернативные структуры семьи, а второй — в предупреждении возможности исчезновения семейного o6раза жизни и в необходимости укрепления семейных основ бытия, объяснении его дисфункций и патологии.

Россия переживает кризис «фамилистической цивилизации», считают А. И. Антонов и В.М Медков, усматривая корень кризиса в семейной аномии — нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций. Кризисное общество продуцирует множество разного рода стрессоров: потеря или смена работы, изменение места жительства, неразрешимость жилищной проблемы, риск и перенапряжение, связанные с предпринимательской деятельностью, ухудшение материального уровня и т.д. Воздействие разного рода стрессорных событий, которые потенциально вызывают семейный стресс, — в большей степени динамический критерий для типологии семей.

Новые экономические условия требуют перестройки супругами жесткого ролевого взаимодействия, другого, чем прежде, отношения к вступлению в брак и разводу. Распространение ценностей индивидуализма и гедонизма, бездумно насаждаемые худшие образцы зарубежной массовой культуры, продолжающаяся алкоголизация населения, не говоря уже о межнациональных конфликтах, создают множество новых препятствий для успешного функционирования семей.

Существуют экономические проблемы: низкий доход (молодая семья, многодетная, неполная\материнская семья); отсутствие жилья или неудовлетворительные условия; социально-трудовая сфера, неравенство.

Социально-демографические проблемы:

— малодетность (система ценности семьи смещается);
— формируются неполные семьи => слаборесурсная семья => экономические проблемы => проблемы в сфере социализации ребенка;
— рост числа повторных союзов;

— рост числа материнских семей => среди несовершеннолетних;

— распространение сожительств => неопределенность статуса, отказ от выполнения ряда функций.

Социально-психологические, -педагогические проблемы:

— высокая конфликтность современной семьи;

— способы разрешения конфликтов;

— насилие в семье;

— педагогическая запущенность детей, проблемы в воспитании;

— асоциальные семьи.

Социально-медицинские проблемы:

— планирование семьи, изменение норм, регулирующих сексуальную жизнь;

— низкая контрацептивная культура => увеличение внебрачной рождаемости среди несовершеннолетних, распространенность ВИЧ заболеваний, высокий показатель абортов;

— нет сексуального воспитания.

В научном сообществе на изменение в сфере семейно-брачных отношений нет единого взгляда. Можно говорить о двух сформировавшихся концепциях: (выше описанная) кризисная Антонова А.И. и трансформационная Голод С.И., Гурко Т.А., Михеева и т.д.

Концепция Голода С.И. трансформационная – концепция смены исторических типов моногамной семьи. Кризис по его мнению переживают только патриархальные семьи. Он связан с закономерным переходом от патриархальных форм к новым. Голод считает, что все процессы, явления, происходящие в брачной, сексуальной, репродуктивной сфере нельзя интерпретировать как отклонение от нормы. Они должны рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных изменений в самом институте семьи.

Брачность => Сексуальность => Репродуктивное поведение

Раньше три процесса были едины. Сейчас все эти сферы отделяются друг от друга.

История брака

Начиная с XIII века брак мог быть заключен только в церкви.

На Руси в прошлые века жених и невеста обязаны были сначала сообщить о своем желании создать семью приходскому священнику. Он объявлял об этом прихожанам, и, если никто из них не сообщал о фактах, препятствующих заключению брака, в специальной книге делалась запись, подписанная священником, поручителями жениха и невесты и самими женихом и невестою. Фактически это означало обручение.

При совершении таинства брака в православной церкви требуется, чтобы вступающие в брак были христианами православной веры (в крайнем случае, один из них — жених или невеста), чтобы жених был не моложе восемнадцати лет, а невеста — не моложе шестнадцати, чтобы они не были близкими родственниками (например, родными или двоюродными братом и сестрой); чтобы в брак они вступали добровольно, а не по принуждению. Свобода выбора, основанного на взаимной любви, всегда высоко чтилась церковью.

Если человек уже трижды состоял в браке, его не венчают. До венчания брак должен быть зарегистрирован гражданскими властями.

Перед венчанием родители благословляют: свою дочь — иконой Божьей Матери, своего сына иконой Спасителя.

В храм первым прибывает жених с шаферами; обычно впереди них идет ребенок с иконой Спасителя. Затем появляется сопровождаемая шаферами невеста; перед ними несут икону Божией Матери. Войдя в храм и помолившись, жених становится по правую сторону, невеста — по левую.

Обручение

Супружеский союз возникает в земных условиях, но несет в себе залог единства и печать нерасторжимости. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем их свободную волю, восприемлющую обет верности.

Жених и невеста, держа в руках возженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу.

В древности, как новокрещёные семь дней носили белые одежды и на восьмой день слагали их с соответствующей молитвой, так и новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой слагали их с молитвой священника. В древности, конечно, венцы были не металлические и не такого вида, как сейчас. Это были простые венки из миртовых или масличных листьев, которые до сих пор употребляются в греческой церкви. В России они еще в древности были заменены сначала деревянными, а позже металлическими венками. В связи с этим молитва на разрешение венцов теперь читается вслед за молитвой «Отец, Сын и Святой Дух…».

И вот венчание закончено. Новобрачные возвращаются в свой дом. Здесь их встречают родители жениха и невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благословляют их, теперь уже обоих сразу, иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы и руки родителей, муж и жена вступают в свой дом, чтобы поставить в передний угол благословенные образа, затеплить перед ними лампаду и ощутить в доме молитвенную атмосферу храма, теперь уже «домашнего храма». Здесь им предстоит в совместной супружеской жизни научиться искусству отцовства и материнства.

Итак, при совершении брачного обряда в церкви производятся следующие действия, о последовательности которых надо помнить:

— обручение жениха и невесты кольцами,

— возложение на них венцов,

— хождение вокруг аналоя,

— вкушение вина из одной чаши.

Выносимые из алтаря с престола кольца символизируют, что брачный союз благословляет сам Бог. Возлагаемые на головы жениха и невесты венцы говорят о том, что оба они — главы семейства, ибо венцы — это знаки власти. Хождение вокруг аналоя (так же, как и вокруг купели при Крещении) означает, что венчаемые будут верными друг другу до самой смерти, ибо круг — символ вечности. Вкушение вина из одной чаши означает, что все в жизни у мужа и жены должно быть общим.

Таинство венчания второбрачных проходит менее торжественно, поскольку оно сочетается с покаянием.

Второбрачных венчали не всегда; вплоть до двенадцатого века второбрачие рассматривалось как нарушение обета, данного первому супругу. Поэтому второбрачные отлучались от Причастия на два года, а вступающие в третий брак — на срок от трех до пяти лет.

Если венчаются вдовец и не бывшая ранее замужем девушка, то священник сначала называет имя первобрачного в этой паре, а потом — второбрачного. Поскольку венцы на второбрачных возлагаются не в награду за целомудрие, а в знак взаимного единения, то возлагаются они не на голову, а на правое плечо.

Что касается третьего брака, то он совершается так же, как и второй.

Что делать, если один из брачующихся неверующий? Православная церковь, в силу своего милосердия, снисходительно относится к таким бракам, надеясь, что православный супруг сумеет обратить в Православие неверующую сторону.

Союз между православной стороною и нехристианской церковь не благословляет вовсе.

Можно ли расторгать церковный брак? Да, он может быть расторгнут на основании свидетельства о разводе. При этом прежнее церковное благословение снимается и дается разрешение на вступление в новый брак

Свадебный обряд

Трудно найти более красочный и веселый обряд, в котором было бы столько радости и ликования. Это торжество любви, начало новой семьи.

В традиционной свадьбе у каждого своя роль, каждый день — особый, в каждой песне свой смысл.

Невесте полагалось плакать сразу же, как только в доме появляются сваты. Этим она демонстрировала свою любовь к отчему дому, к родителям. За несколько дней до брака родители жениха едут к родителям невесты на рукобитье. И снова она причитает о том, как плохо ей будет на чужой стороне.

Перед самой свадьбой — девичник. Приезжает жених с подарками; все, кроме невесты, веселятся, не обращая особого внимания на ее плач.

День брака — самый торжественный. Продолжающую причитать невесту готовят к венцу, жениха тоже одевают в лучшее и при этом охраняют.

В невестин дом сходятся гости, приезжает говорливый дружка с женихом, «выкупает» место за столом. После долгих переговоров, сдобренных шутками-прибаутками, едут в церковь: жених отдельно, невеста отдельно.

После венчания невеста перестает плакать: дело сделано. Новобрачных везут к жениху в дом, где их уже поджидают родители жениха: отец с иконой и мать с иконой и хлебом-солью.

На второй день — княжий стол в доме жениха.

Третий день — семейный, а также встреча невесты с соседями.

И, наконец, отводины: тесть зовет к себе зятя с родственниками, молодая прощается с родителями; отводные (свадебные чины) отводят новобрачных в их дом. На этом свадебный обряд считается завершенным.

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Развитие института брака в России

Рассмотрены этапы развития института брака в России. Показана тенденция изменения правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным.

Ключевые слова: институт брака, заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, участники семейных отношений, условия заключения брака, способы заключения брака.

Историческоеразвитие человечества показывает, что самый первый нравственно-социальный запрет, возникший в глубокой древности, касался сферы брачных отношений и определял социокультурный порядок брачных связей. Эти запреты в отличии от других запретов, существующих лишь для слабейших особей, касались всех членов родовой общины. «Простейшие нравственные запреты образуют вечный фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм» .

Институт брака — это правовой институт, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным. Проследив изменения, вносимые в эти три составляющие, мы можем рассмотреть историю развития института семьи в России. По классификации правовых институтов, институт брака относиться к материально-правовой отрасли права, хотя включает в себя отдельные процессуальные нормы и имеет регулятивно-охранительный характер.

Нормативно-правовая база, регулирующая семейно-брачные отношения, подвергалась изменениям на протяжении всей истории становления и развития семейного права. Развитие института семейного права России началось с периода становления русской государственности, когда участников семейных отношений начали наделять определенным статусом, и они стали приобретать некоторые права и обязанности.

Именно условия заключения и расторжения брака, а также их способы заключения и расторжения брака играют важнейшую роль в семейном законодательстве, т. к. с момента заключения брака возникают правоотношения, регулируемые государством и соответственно обстоятельства, влияющие на права и обязанности супругов и других участников семейно-брачных отношений.

В России до начала XX века существовал только церковный брак и поэтому условия заключения брака регулировались церковным брачным законодательством. В дореволюционной России постановления русского церковного права, касающиеся заключению или прекращению брака носили религиозный характер и регулировались религиозными правилами конфессий, к которым относились брачующиеся. При смешанных браках одному супругу приходилось подчиняться правилам вероисповедания другого.

В виду воззрения на брак, как на таинство формой заключения брака был религиозный обряд венчания. Венчание рассматривалось законом не только как формальное, но и как материальное условие брака. Русское законодательство XIX — начала XX веков знало только церковную форму брака, и только эта форма имела силу для лиц всех вероисповеданий, признанных государством.

Условий для вступления в брак были следующими:

 добровольное согласие лиц, вступающих в брак;

 возраст лиц, вступающих в брак: для лиц мужского пола брачное совершеннолетие наступало по достижении 18-ти лет, а для лиц женского пола — по достижении 16-ти лет от рождения. Законодательство определяло также возраст, по достижении которого лицо уже не могло вступить в брак. Этот возраст, одинаковый для лиц обоего пола, — наступление 80-ти лет от рождения;

 согласие родителей лиц, вступающих в брак, их опекунов и попечителей, если они состоят под опекою или попечительством, и начальства, если они состоять на государственной службе;

 лица, вступающие в брак, не должны были состоять между собою в известных степенях родства и свойства, и брак между лицами, состоящими в таких степенях родства или свойства, признавался недействительным;

 препятствие для заключения брака составляло монашеское звание лица;

 для лиц православного исповедания допускалось последовательно только три брака;

 если лицо состояло уже в браке, то заключение нового брака не дозволялось;

 препятствием для заключения брака служило также осуждение лица на всегдашнее безбрачие;

 лицам православного и римско-католического исповеданий запрещались браки с нехристианами.

Церковь понимала брак как союз двух лиц разного пола, продолжающийся даже за пределами земной жизни; но в то же время вынуждена была идти на уступки потребностям гражданской жизни, устанавливая различные способы прекращения брака. Таким образом, ею допускалось само понятие «прекращение брака».

Все способы прекращения брака можно было свести к двум видам: или брак прекращался непосредственно сам собою, например — смерть лица, или брак должен был признан прекратившимся со стороны общественной власти, например — лишение лица всех прав состояния. Однако до вынесения приговора судом о прекращении брака, вследствие лишения супруга всех прав состояния, брак считался существующим.

С образованием Киевской Руси и с принятием христианства семейные отношения регулируются не только обычаями, но и нормами права (нормы писанного права, церковные уставы князей: Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича). Процесс правового регулирования семейно-брачных отношений был продолжен сводом этических правил и наставлений, изданных 1849 году под звучным названием — «Домострой», которым определялись взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, осуждались блуд и сквернословие.

Начиная с реформ, проводимых Петром I в брачно-семейном законодательстве, законодатель стремился обеспечить в первую очередь социально-политические и экономические интересы государства, умаляя роль церкви в вопросах регулирования семейных отношений (Указы Перта I 1702, 1714, 1722, 17844 годов, «Свод законов»). «Подчинение церкви государству сказалось и на семейном праве, традиционно соответствовавшем каноническим нормам. Уже при Петре I светский закон вносит некоторые изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. Издается довольно много царских указов и постановлений Синода, вносящих порой заметные изменения в семейное право» . Синод выполнял как законодательную, так и судебную функции, а с 1805 года решение всех бракоразводных дел возлагалось на этот орган.

Церковный брак в России был отменен в декабре 1917 года. Статьей 1 Декрета «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» вместо церковного вводится единственно признаваемый гражданский брак (не по церковным правилам, в государственных органах) .Церковный брак был объявлен частным делом граждан, не порождающим юридических прав и обязанностей, таким образом, семья была отделена от церкви. Однако браки, заключенные в церкви до принятия декрета признавались действительными.

Второй декрет был принят 19 декабря 1917 года. Если ранее бракоразводные дела рассматривались судами духовных консисторий, то в соответствии с Декретом «О расторжении брака» рассмотрение бракоразводных дел возлагалось на местные суды (если инициатором развода был один из супругов), либо в органах ЗАГС (если инициаторами развода были оба супруга) .

16 сентября 1918 года сессией ВЦИК РСФСР был принят первый кодекс, регулирующий семейные отношения — «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Он регулировал практически все вопросы семейных отношений. Им были отменены многочисленные препятствия к заключению брака, предусмотренные семейным законодательством Российской империи (монашество, принадлежность к разным вероисповеданиям). Были определены правовые последствия недействительности брака, брак аннулировался с момента его заключения. Декрет закрепил принцип единобрачия, установил брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16, запретил браки между близкими родственниками, лицами, уже состоящими в браке, умалишенными. Была установлена раздельность имущества супругов: каждый из них считался собственником того имущества, которое во время брака было приобретено на его средства. Декрет взял под охрану закона права детей, рожденных вне брака, установив, что они в своих правах и обязанностях с родителями приравниваются к детям, рожденных в браке, супруги были уравнены в решении вопросов семейной жизни. Был введен институт опеки.

Кодексом законов о браке, семье, и опеке (КЗоБСО) введенным в действие с 1 января 1927 года, регулировались семейные отношения в послереволюционной России. Были введены правила об общности имущества, нажитого супругами в процессе совместной жизни. Процедура расторжения брака проводилась только в ЗАГСе и отсутствовали правила о признании брака не действительным. Кодекс установил единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет.

Кодексом о браке и семье (КоБС) принятым 30 июля 1969 года было подтверждено то, что юридическое значение имеет только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Был установлен двоякий порядок расторжения брака: при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, и взаимном отсутствии имущественных споров путем регистрации в органах ЗАГС, а при отсутствии согласия на развод одного из супругов и при наличии несовершеннолетних детей или спора о разделе имущества — в суде. При расторжении брака в судебном порядке были предусмотрены: выяснение причин развода, принятие мер к примирению супругов и сохранению семьи. Основанием для развода считался окончательный распад семьи. С новым Кодексом стало установление отцовства в судебном порядке. Основанием для вынесения положительного решения судом являлось совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведения совместного хозяйства до рождения ребенка. Жене предоставлялось право на получение алиментов в период беременности и в течении полутора лет после рождения ребенка.

В дальнейшем в развитие семейного права повлияли Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детей» от 22 мая 1990 года. Законом СССР от 1990 года суду вменялось в обязанность примирять супругов при расторжении брака.

В настоящее время вопросы государственной регистрации брака регулируются статьями Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Условия необходимые для заключения брака:

 взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

 достижение ими брачного возраста.

Взаимное добровольное согласие на вступление в брак выражается в письменном заявлении о регистрации брака в органах ЗАГСа, в личном присутствии при регистрации заключения брака, в устном согласии на вступлении в брак непосредственно при регистрации заключения брака и подтверждение этого их подписями .

Семейное законодательство устанавливает брачный возраст в 18 лет. Лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть возраста 18 лет на момент заключения брака, а не на момент подачи заявления в орган ЗАГСа о регистрации брака. Верхний предельный возраст регистрации брака не ограничен.

Брачный возраст может быть снижен до 16 лет при наличии уважительных причин (рождении ребенка, беременности невесты и т. п.) с согласия органов местного самоуправления .

Условия, при которых заключение брака не допускается:

 если один из желающих вступить в брак состоит в другом зарегистрированном браке;

 желающие вступить в брак являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей линии и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

 усыновителями и усыновленными;

 лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства . Вопросы признания гражданина недееспособным регулирует 29 статья Гражданского кодекса Российской Федерации.

Свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга и решение суда о признании брака недействительным являются документами, подтверждающими прекращение прежнего брака.

Орган ЗАГСа может отказать в государственной регистрации заключения брака, если наличествует хотя бы один из вышеперечисленных фактов .

При несоблюдении условий статьи 12 Семейного кодекса и выявлении обстоятельств, перечисленных в статье 14, а также установлении факта заключения брака без намерения создать семью как со стороны обоих супругов, так и одного из супругов к признанию брака фиктивным и к аннулированию брака и всех его правовых последствий с момента регистрации брака в органах ЗАГСа. Брак признается недействительным только судом в порядке искового производства.

Несмотря на столь длительную историю развития семейного права России оно по настоящее время подвергается изменениям под влиянием тенденций развития общественных отношений. Появляются новые нормы семейного права, ранее действовавшие нормы права прекращают свое существование, вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство. Для сохранения института семьи и брака главное не утерять веками наработанные традиционные правила, переросшие в правовые нормы.

Литература:

  1. Т. А. Новолоцкая, В. Н. Садовников «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» Санкт-Петербург, 2008;
  2. История отечественного государства и права. 3-е изд., пер. и доп.-М.: 2005;
  3. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»//Сайт Консультант плюс. http://mail.yandex.ru/?win=172&clid=2191302 (дата обращения 12.09.2015);
  4. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 «О расторжении брака»// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=4308&req=do (дата обращения 12.09.2015);
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) (ст.ст. 2, 10, 12, 14)// Консультант Плюс (дата обращения 20.09.2015);
  6. Закон Российской Федерации от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред.от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния» (ст. 24–27)// Консультант Плюс (дата обращения 20.09.2015);

Брак: понятие и форма

Наряду с традиционным понятием брака, который оформляется в органах ЗАГСа, существуют и другие формы, которые не менее распространены в нашем обществе.

Понятие и форма брака

Брак – добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи, вызывающий взаимные права и обязанности супругов.

Форма брака — установленный законом способ его заключения. В России законным считается брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

С момента регистрации заключения брака оба супруга получают права и обязанности.

Доказательствами заключения брака являются:

  • Свидетельство о заключении брака;
  • Соответствующая отметка в паспортах супругов;
  • Актовая запись о заключении брака в ЗАГСе.

Гражданский (фактический) брак — совместная жизнь мужчины и женщины без регистрации брака.

Не признается государством, так что имущественные отношения супругов для таких лиц не применяются. Каждый вправе рассчитывать на то имущество, что им было приобретено. В то же время дети, родившиеся в незарегистрированном браке, имеют такие же права, как и дети, родившиеся в законном браке.

Церковный брак — брак, заключенный по религиозным обрядам. Не имеет никакой правовой силы без государственной регистрации.

Комментирует адвокат Саломатова Татьяна:

В Российской Федерации признается только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа, в связи с чем очень часто возникают проблемы у тех лиц, которые проживают без регистрации брака, в то же время приобретая имущество и оформляя его только на одного. Если это недвижимость, то в будущем практически нереально получить долю в недвижимости, несмотря на то, что деньги вкладывали оба лица, проживающих совместно.

Гарантией в этом случае будет оформление недвижимости сразу в долевую собственность.

Понятие брака и семьи

Даже если вы сторонник известной фразы, что браки заключаются на небесах, то работать над сохранением мира и гармонии в семье приходится в реальной жизни здесь и сейчас. Создание полноценной семьи не происходит во дворце бракосочетания.

Прежде всего, стоит уяснить, что «брак» и «семья» — это разные термины, но между ними существует взаимосвязь. Брак — союз, созданный и зарегистрированный по законам определенной страны.

После его заключения у супругов возникают юридические права и обязанности. А на основе брачного союза возникает более глубокое понятие — «семья». Не все отношения в семье поддаются регулированию со стороны права.

Она затрагивает личные отношения, интим, регулировать которые невозможно даже при наличии брачного контракта. Она включает в себя и отношения с детьми, с многочисленными родственниками, с близкими людьми.

Семья может возникнуть и вне брака, многие считают, что штамп в паспорте ни на что не влияет, и люди не спешат узаконивать семейные отношения. Такие союзы не попадают под законодательство страны. Они еще могут называться «гражданскими».

В неофициальном виде союза остаются нерешенными следующие вопросы:

  • взаимная материальная ответственность;
  • права на наследство;
  • правовые нормы в отношении детей.

Он хорош как «испытательный этап» перед свадьбой, он дает большую свободу и позволяет лучше узнать вторую половинку, ее взгляды на жизнь.

Случается, что в гражданском браке люди живут всю жизнь, но это скорее исключение, чем норма. Если говорить кратко, то семья — союз мужчины и женщины, который возникает на основе брачного союза.

А отличительные особенности семейных отношений это:

  • совместное проживание;
  • общность интересов;
  • ведение домашнего хозяйства;
  • ответственность за членов семьи;
  • взаимные обязанности.

Если вашей целью являются крепкие отношения, то стоит рассмотреть поход в ЗАГС как основу для построения семьи и не затягивать с женитьбой.

Современные формы брака и их характеристики

Самой распространенной формой брака является традиционная семья. Для нее характерны любовь, дружба, уважение и поддержка всех членов семьи.

Это, конечно, зависит вас и вашей второй половинки, ведь сама регистрация отношений не дает данные прелести по умолчанию. Существуют также и нетрадиционные формы брачных союзов со своими признаками и особенностями.

Нестандартные семьи имеют свои особенности по сравнению с традиционными формами:

  • наличие детей не является нормой;
  • нестабильность отношений;
  • отсутствие сексуальной преданности;
  • распределение власти.

Формы нестандартных семейных отношений:

  1. незарегистрированное сожительство. Сегодня эта форма отношений набирает популярность и в Европе, и в России, наиболее актуальна в возрасте 25-35 лет. В некоторых странах «гражданский брак» запрещен законом;
  2. нестабильные союзы. Эта форма отношений предполагает возможность прерывания союза. Он может быть заключен на некоторый срок, по истечении которого все обязательства друг перед другом прекращаются. Сюда относят и прерывающийся союз, то есть тот, который может быть прерван на какой-то срок;
  3. сознательная бездетность. Как правило, такой союз заключается довольно поздно, считается, что дети негативно влияют на карьеру женщины, а также на отношения между супругами;
  4. открытый союз. Здесь допускаются внебрачные сексуальные отношения. Сюда относится свинг — обмен партнерами в сексуальной сфере;
  5. групповые браки («шведская семья»). Представляют собой небольшую коммуну, где живет несколько мужчин и женщин. Коммуна основана на дружбе, сексе и ведении совместного хозяйства, здесь отрицаются любые проявления ревности;
  6. неполная семья — семья с одним родителем. Причиной неполной семьи может стать смерть одного родителя, развод, а также сознательное заведение ребенка одной женщиной.

Неполные семьи и незарегистрированное сожительство достаточно распространены в обществе, а где-то даже набирают популярность. Другие формы брака встречаются все же в виде исключения, чем нормы.

Какие существуют типы и виды семей?

Социология классифицирует семью на определенные типы и виды. Так выделяют моногамию (союз мужчины и женщины) и полигамию (несколько партнеров в супружестве). К полигамии относят групповой брак, многомужество и многоженство.

Семьи можно также разделить на:

  • простые или нуклеарные (в состав входят родители и дети);
  • сложные (состоит из нескольких поколений).

Если говорить про способ выбора партнера, то семьи классифицируются на:

  • эндогамные (предполагается заключение союза между людьми одной и той же группы);
  • экзогамные (между людьми одной и той же группы запрещается).

Важным является выбор места жительства молодых супругов. Супруги могут жить у родителей мужа, жены или отдельно, поэтому выделяют патрилокальные, матрилокальные и неолокальные соответственно.

В зависимости от того, кому принадлежит власть, выделяют:

  • матриархат (женская власть);
  • патриархат (власть мужчины);
  • демократичные отношения (равенство супругов).

Каждая семья имеет свои принципы воспитания детей, согласно которым семьи можно разделить на:

  • авторитарные (безоговорочный авторитет родителей);
  • либеральные (во главе стоят желания ребенка);
  • демократичные (синтез желаний родителей и ребенка).

При вступлении в брак пара несет определенные цели.

Выделяют три типа семьи согласно преследуемым целям:

  • традиционные. Здесь преобладают классические ценности, в приоритете стоит продолжение рода;
  • гедонистические. Цель жизни — получение удовольствия. Пара может быть с детьми или без них, но рождение детей не является главной задачей;
  • личностно-ориентированные. В союзе большое внимание уделяется карьере, личностному развитию, финансовому благополучию.

Порядок официальной регистрации отношений в России

Одним из условий заключения брака является возраст человека. Так, законодательно разрешено жениться совершеннолетним, то есть с 18 лет.

Однако при существовании уважительных причин вступить в брак можно с 16, а в отдельных регионах России и с 14 лет. К таким причинам относится беременность или уже родившийся ребенок.

Закон запрещает вступать в брак в следующих случаях:

  • один из партнеров уже находится в браке (многоженство запрещено);
  • человек недееспособен;
  • пара находится в близком родстве;
  • заявители находятся в отношениях опекуна и усыновителя.

Если вы решились на столь важный шаг и соответствуете вышеперечисленным условиям, то вам необходимо идти в ЗАГС для подачи заявления. При подаче заявления должны присутствовать как мужчина, так и женщина.

Не забудьте взять паспорта и оплатить госпошлину, и уже через месяц вы можете официально считаться мужем и женой. Документ, который отражает образование союза — свидетельство о заключении брака.

Оно выдается в отделе ЗАГС, а в паспорт вносятся штампы о заключении брачного союза. Большинство девушек при заключении брака берут фамилию супруга, однако при желании можно остаться со своей фамилией, можно выбрать двойную. Мужчина также может выбрать фамилию жены.

Бракосочетание может происходить не только в учреждениях ЗАГС, его можно перенести на дом или в медицинскую организацию, однако для этого следует иметь веские причины. Регистрация союза возможна на исторических объектах на платной основе.

Пара также может заключить брачный договор. Именно он определит порядок раздела имущества после развода. Его можно заключить как перед браком, так и после его регистрации.

Бракосочетание — важное событие в жизни человека, поэтому важно изучить все нюансы заключения брака, чтобы не омрачить столь радостное событие.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Современные формы брака и семьи

Исторические формы брака и семьи.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брачные отношения – это отношения двух людей: сексуальные, нравственно-психологические, социальные.

В начале существования общества брачных отношений как таковых не было. Были отношения промискутента – беспорядочные половые связи.

С возникновением рода появился групповой брак. Его форма – экзогамия – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода. Вступать в половые отношения можно только с членами другого рода.

К групповому браку относится и полигамия (многобрачие). Группа мужчин проживавших на определенной территории могла вступать в сексуальные отношения с женщинами с другой территории.

Сожительство – на короткое время мужчина и женщина оставались единственными партнерами друг для друга.

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки вытеснялись парными браками – в половые отношения вступают определенный мужчина и определенная женщина.

Первичной формой парных браков был дислокальный брак – мужчина и женщина оставались жить в рамках своей группы, но были постоянными половыми партнерами.

Матрилокальный брак – мужчина переходит в социальную группу женщины.

Патрилокальный брак – женщина переходит в социальную группу мужчины.

Только с появлением классов возникает моногамия. При царе Древнего Вавилона Хаммурапи был создан писчий свод о браке и семье: девушка принадлежала своему отцу, пока не была выкуплена своим женихом.

Брак рассматривался как экономическая сделка.

Продолжала существовать и полигамия:

— полиандрия – 1 женщина и несколько мужчин;

— полигиния – 1 мужчина и несколько женщин.

Возникновение моногамного брака в период рабовладельческого строя сопровождалось экономическим и психологическим порабощением женщины.

Мужчина занимал доминирующее положение над женщиной.

В период цивилизации в Европе, Америке развиваются брачные отношения – как равные между мужчиной и женщиной.

Современное супружество – это добровольное избрание брачного партнера.

Формы семьи:

1. кровно-родственная – ограничения на сексуальный контакт между родителями и детьми.

2. групповая семья = групповой брак

3. парная семья = парный брак

4. малая патриархальная семья – характеризуется экономическим господством мужчины и юридическим беспрекословным подчинением супруги и детей; жесткость семейных ролей.

Моногамный брак – возник при появлении частной собственности, появился экономический мотив.

Современное супружество – это добровольное избрание брачного партнера.

Современные альтернативные формы брака:

1. неформальные (гражданские)

2. открытые (допускается супружеская неверность по обоюдному согласию)

3. групповой брак (партнеров больше двух)

4. свингеры (обмен сексуальными партнерами)

5. бездетные браки (либо вынуждены быть без детей; либо специально не хотят иметь детей);

6. гомосексуальные браки (брак между партнерами одного пола; в Германии, Голландии они разрешены. Супруги имеют право брать детей на воспитание)

7. транссексуальные браки (когда один из супругов например имеет мужской пол, а чувствует при этом себя женщиной)

8. церковные браки

9. дислокальные браки (супруги живут в разных городах)

Брачные отношения основа семьи.

Формы семьи:

1. малая патриархальная семья – включает в себя три поколения родственников

2. неопатриархальная семья – деловой лидер мужчина, а внутрисемейный лидер жена.

3. неоматриархальная – деловой лидер жена, а внутрисемейный — муж

4. детоцентрическая семья – дети приобретают регулируемое положение, т.е. определенное количество детей, которое семья считает возможным и нужным.

5. супружеская семья – интимность отношений, индивидуальность, право быть самим собой, автономность, без детей

6. неполная семья

7. семьи с незарегистрированными брачными отношениями

8. нуклеарные семьи – расширенные семьи – родители, дети и другие родственники

9. гомосексуальные семьи

10. семья не имеющая в своей основе брачной пары (бабушка воспитывает внука)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *