Противоподкатным брусом называется металлический упор, размещаемый в задней части транспортных средств с большим дорожным просветом. Эта деталь нужна для предотвращения попадания под машину более низких автомобилей при попутном столкновении. Такие аварии чреваты серьёзными последствиями, так как элементы пассивной безопасности легковых автомобилей в этом случае остаются безучастными и машина врезается в грузовик фактически стойками крыши, а в лучшем случае — лишь капотом.

Металлический брус на краю грузовика или полуприцепа помогает системам пассивной безопасности отрабатывать должным образом, принимая удар на себя. Американский страховой институт дорожной безопасности после серии испытаний утверждает, что сегодня противоподкатные брусья стали как никогда безопасны. В краш-тестах приняли участие полуприцепы марок Great Dane, Manac, Stoughton, Vanguard и Wabash.

В них на скорости 56 км/ч запускали седан Chevrolet Malibu с перекрытием в 100%, 50% и 30% — последний тест является наиболее жёстким. Несмотря на оптимистичные результаты, в США число погибших от попутных столкновений с задней частью грузовиков стабильно растёт. В 2011 году было зафиксировано 260 смертей, а в 2015 году — уже 427 при росте количества аварий с 2241 в 2011 году до 2646 эпизодов в 2015 году.

ГАЗ Газель -👑- ›
Бортжурнал ›
Противопоткатный брус и боковой по правилам

Видео о полезности бруса

Задняя защита транспортных средств регламентируется Правилами ЕЭК ООН № 58. Она предполагает наличие сзади на транспортном средстве специального защитного устройства либо элемента кузова, шасси и других конструкций, которые в силу своей конфигурации и характеристик могут рассматриваться как полностью или частично выполняющие функции такого устройства. При этом должен выполняться ряд требований.

Дорожный просвет до нижнего края устройства даже у порожнего транспортного средства не должен превышать по всей длине 550 мм.

Задняя защита должна располагаться как можно ближе к задней оконечности транспортного средства. В случае применения специального заднего защитного устройства расстояние по горизонтали между задней его частью и задней оконечностью транспортного средства не должно превышать 400 мм. При измерении этого расстояния все части транспортного средства, расположенные на высоте 3 м и выше, не учитываются.

Ширина задней защиты ни в коем случае не должна превышать длину задней оси, измеренную по наиболее удаленным точкам задних колес, и в то же время не должна быть короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны. При этом в расчет принимается длина самой длинной задней оси.

Высота поперечного сечения задней защиты должна быть не менее 100 мм. Концы устройства не должны загибаться назад или иметь острые выступы. Концы устройства могут быть закруглены, а радиус закругления должен составлять не менее 2,5 мм.

Кузов, кабина и шасси транспортного средства должны быть окрашены в цвет, соответствующий регистрационным документам.

Не допускается нанесение на наружные поверхности транспортных средств наклеек (изображений), кроме размещаемых в установленном порядке разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, рекламы, информации о принадлежности транспортного средства соответствующей организации (индивидуальному предпринимателю).

Согласно СТБ 1641-2006 замки дверей, кузова и кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн должны быть в работоспособном состоянии. Буфера должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Кроме того, транспортное средство должно иметь заднее защитное устройство и грязезащитные фартуки колес.

Наличие и размещение боковой защиты транспортных средств регламентируется Правилами ЕЭК ООН № 73. Выполнение защитных функций может обеспечиваться либо применением специальных защитных устройств, либо формой боковой стороны транспортного средства, если она по своим характеристикам может играть роль такого устройства. При этом должен выполняться ряд требований.

Боковое защитное устройство не должно увеличивать габаритную ширину транспортного средства, а основная часть его внешней поверхности не должна отстоять более чем на 120 мм от наиболее удаленной плоскости транспортного средства по ширине.

Внешняя поверхность устройства должна быть гладкой и по возможности сплошной от передней до задней оконечности. Закругленные шляпки болтов или заклепок могут выступать за пределы поверхности не более чем на 10 мм, другие части могут выступать на такое же расстояние при условии, что они являются гладкими и закругленными. Все внешние края и углы должны иметь закругления радиусом не менее 2,5 мм.

Устройство может состоять из сплошной плоской поверхности или из одной либо нескольких горизонтальных полос. Используемые полосы не должны отстоять друг от друга более чем на 300 мм, а их высота должна быть: не менее 50 мм для транспортных средств категорий N и О3 и 100 мм для транспортных средств категорий N3 и О4.

Передний край устройства должен представлять собой цельную вертикальную деталь либо закрывающее ограждение на всю ее высоту. При этом внешняя плоскость такой детали должна заходить назад не менее чем на 50 мм для транспортных средств категорий N и О3 и 100 мм для транспортных средств категорий N и О4. Передняя плоскость должна при этом загибаться внутрь на 100 мм. Передний край на механическом транспортном средстве не должен отстоять более чем на 300 мм назад от вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной плоскости транспортного средства и касательной к поверхности шины колеса, расположенного перед ограждением, на прицепе — на расстоянии не более 500 мм позади средней поперечной плоскости опорных стоек.

Задний край не должен выступать вперед более чем на 300 мм за пределы вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной плоскости транспортного средства и касательной к внешней поверхности шины заднего колеса. При этом на заднем крае не требуется установка цельной вертикальной детали.

Расстояние между нижним краем ограждения и уровнем опорной поверхности (грунта) не должно ни в одной точке превышать 550 мм.

Верхний край ограждения не должен быть более чем на 350 мм ниже той части конструкции транспортного средства, которую пересекает вертикальная плоскость, касательная к внешней поверхности шины. Если эта плоскость не проходит через конструкцию транспортного средства или проходит на расстоянии более 1,3 м от земли, то верхний край должен находиться на уровне поверхности грузовой платформы или на расстоянии не более 950 мм от земли.

Боковые ограждения должны быть жесткими, надежно установленными, их крепление не должно ослабевать вследствие вибрации, возникающей при эксплуатации транспортного средства.

Стационарно установленные на транспортном средстве компоненты, например аккумуляторные ящики, емкости для сжатого воздуха, топливные баки, отражатели, лампы, ящики для инструмента и запасные колеса, могут быть вмонтированы в боковые ограждения при условии, что они отвечают требованиям в отношении размеров. В случае, если борта транспортного средств сконструированы таким образом, что их составные части удовлетворяют требованиям, перечисленным выше, они могут рассматриваться как элементы, заменяющие боковые ограждения. Требование по установке бокового противоподкатного устройства может не выполняться на транспортных средствах-цистернах, если это вызвано особенностями их эксплуатации.

На транспортных средствах, оборудованных выдвижными опорами, в боковых ограждениях допускаются отдельные промежутки, необходимые для выдвижения опор.

Всем привет! Думаю, каждый из вас знает, что эксплуатация и поездки на автомобиле требуют обязательного наличия определенных вещей в салоне и багажнике, за отсутствие которых вас могут легко и законно оштрафовать. К их числу в определенных ситуациях относят противооткатные упоры, противокаты, держатель колес или просто башмак. Называйте так, как вам удобнее.

Не все знают про такие правила, ничего не слышали про ГОСТ или требования ГИБДД в отношении противооткатов. Потому предлагаю внести некоторую ясность.

Из сегодняшнего материала вы сможете узнать, что такое эти противокаты, для чего они нужны, стоит ли их покупать конкретно в вашем случае и как правильно выбирать конструкции. Почему одним подойдет изделие шириной 200 мм, а другим нет.

Что это такое

Перед тем как ставить себе башмаки под колеса, нужно понять, о чем вообще идет речь. Ведь понятие не совсем очевидное для некоторых автомобилистов.

Противооткатными упорами или башмаками называют специальные конструкции, которые не дают машине или прицепу самопроизвольно скатываться вниз по склону при установке на неровном участке. Чаще всего самопроизвольное движение возможно на уклонах, когда на ТС начинают действовать физические силы. Казалось бы, есть ручной тормоз. Но башмаки служат как дополнительная мера безопасности, поскольку ручник может отказать, а на тех же прицепах тормоза есть не всегда.

Что же касается конструктивных особенностей, то башмаки адаптируют под размеры колеса, делая предмет определенной высоты, ширины и длины. В качестве материалов используют пластик и металл с разными показателями прочности.

Фактически перед вами прямоугольник со слегка выгнутой внутренней гранью, что позволяет как бы охватывать колесо при установке.

Противооткаты пригодятся при остановке автомобиля или прицепа, а также в рамках проведения ремонтно-восстановительных работ, предусматривающий использование домкрата. Это вопрос вашей личной безопасности и сохранности движимого имущества, как и его содержимого. С его установкой своими руками не возникнет никаких проблем. Но я не советую использовать самодельные конструкции в ситуациях, когда правилами предусматривается обязательное использование специальных держателей конкретно под вашей транспортное средство.

Купить в Москве, как и в любом другом городе, это изделие не составит труда. Можно обратиться в Al-ko, Matrix, зайти в магазин Автодок или иные торговые точки. При этом стоит выбирать специальные конструкции для легковых и для грузовых автомобилей, для автобусов и прицепов.

Кому нужны башмаки

Башками или противооткатные упоры не используются по желанию или по личному усмотрению владельца легковой, грузовой машины или какого-нибудь прицепа. Во многих ситуациях это обязательное требование, прописанное в ПДД.

Если отталкиваться от действующих правил, для легковых автомобилей предусмотрено обязательное наличие минимум 1 противоотката. В случае с грузовым транспортном придется купить минимум 2 штуки соответствующего размера и из правильного материала. Что же касается прицепов, то здесь башмаки будут обязательными в ситуации, когда полная масса прицепного ТС превышает 750 килограмм. Применительно к автомобилям есть правило о полной допустимой массе более 4 тонн, когда наличие противооткатов становится обязательным.

Не стоит забывать о том, что эти элементы обязаны быть максимально быстро доступными в случае с грузовой машиной. Так на грузовиках их следует располагать непосредственно возле колес, которые будут блокироваться башмаками при остановках и стоянках. Тут обычно предусмотрены специальные кронштейны.

Особые требования

Думаю все из вас знают, что грузы некоторые бывают опасными и особо опасными. Они перевозятся на грузовых машинах и с помощью прицепов. Для них предусмотрены соответствующие упоры, имеющие обычно маркировку DIN760051.

Помимо основных рекомендаций по выбору, таких как размер и выдерживаемая нагрузка, следует обращать внимание на некоторые дополнительные требования.

  • Если перевозится взрывоопасный груз на прицепе или в машине, упоры должны быть обязательно пластиковые или резиновые. Но ни в коем случае не металлические, поскольку металл способен дать иску и спровоцировать воспламенение;
  • Когда перевозится груз сыпучего типа, противокаты должны быть металлическими. Если взять пластик, на них могут попасть мелкие частицы, тем самым коэффициент сопротивления существенно снизится. Башмак не сможет удерживать авто или груз;
  • Эксплуатация спецтехники для укладки асфальта предусматривает выбор башмаков в зависимости от материала, из которого выполнен вал катка;
  • При твердотельных валах применяют только упоры из металла. Если же каток изготовлен из металлов мягкого типа, тогда берут пластиковые упоры.

Отталкиваясь от этих правил и рекомендаций, вы всегда сможете выбрать подходящий вариант противооткатного элемента для своей машины или же прицепа.

Разновидности и нюансы выбора

В зависимости от типа конструкции, используемого материала, назначения и комплектации цена на противооткатные упоры может существенно отличаться. Выбирать их сугубо по фото настоятельно не рекомендую. Зато с их помощью вы точно будете знать, как выглядит башмак для машины или прицепа.

Отталкиваясь от материала изготовления, выделяют 3 разновидности упоров:

  • Резиновые. Достаточно эластичные, надежные, но предназначенные для транспортных средств и прицепов с наименьшим весом, поскольку резина с сильными нагрузками не справится;
  • Пластиковые. В основе лежит высокопрочный пластик с разными добавками, в зависимости от производителя и конечных характеристик. Довольно распространенные конструкции, способные выдерживать более 6-7 тонн нагрузку на упор;
  • Стальные. Обладают повышенной прочностью, надежностью и долговечностью. Обычно самые дорогие, и подходят под определенные критерии. Выдерживают огромные нагрузки, часто применяются для защиты от самопроизвольного скатывания на тяжеловесном транспорте.

Еще не будем забывать об конструктивных отличия.

Различают треугольные классические упоры и складные. В первом случае это обычный башмак, которым пользуются большинство автомобилистов. Они недорогие, практичные, достаточно компактные и простые в применении.

Вторая категория, куда входит упор складной конструкции, характеризуется эргономичностью и крайне компактными размерами в сложенном состоянии. Это позволяет занимать минимум места в багажном отсеке. Но складные упоры дороже.

Полезные рекомендации

Выбирая себе противооткатной упор, обратите внимание на следующие моменты:

  • предусмотрено ли к вашему транспортному средству требование использовать противооткаты;
  • обязательно ли использовать устройства при перевозке определенных грузов;
  • какая максимальная снаряженная масса выходит в составе автопоезда;
  • какой радиус закругления на ободе колеса.

Вряд ли можно применить понятие универсального упора. Их выбирают под радиус колес, чтобы обеспечить максимально плотный контакт между закруглением башмака и прилегающего к нему колеса. Только так упор будет работать эффективно и обеспечит нужную степень устойчивости.

Из личного опыта могу сказать, что башмаки никогда не бывают лишними даже при эксплуатации обычной легковой машины или прицепа до 750 кг. Они понадобятся при ремонте, остановке на уклонах и для обеспечения дополнительной личной безопасности. Это нужно ставить на первое место, а не риск вдруг получить штраф из-за отсутствующих противооткатов.

А вы пользуетесь упорами и когда они вам пригодились? Обязательно напишите о личном опыте в комментариях, поделитесь своими наблюдениями и дайте другим читателям собственные советы.

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СЕМИНАР «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ В КОМПАНИИ»

05.11.2015 16:45

Предназначение

Согласно РСТ УССР 1804-87 «Колодки упорные автомобильные». Технические условия они предназначены для предотвращения самопроизвольного движения автомобилей (легковых, малотоннажных грузовиков и микроавтобусов, грузовых автомобилей и автобусов) при стоянке, подъеме передней или задней части автомобиля в процессе ремонта.

В Правилах по охране труда на автомобильном транспорте (далее – Правила) утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Украины от 09.07.2012 № 964, предназначение колодок упорных это не только страховка от самопроизвольного движения транспортного средства на неровной поверхности или с уклоном, а значительно шире.

Так, например, согласно п. 6.3 Правил после постановки транспортного средства на пост технического обслуживания и ремонта (без принудительного перемещения) необходимо в числе прочих мер безопасности, под колесо с обеих сторон установить упорные колодки. В п. 1.3 Главы XIII Правил говорится, что при запуске двигателя пусковой рукояткой, кроме требований указанных в п. 1.2, необходимо также с обеих сторон колеса установить колодки упорные. В пунктах 1.28 при цепке автомобиля с прицепом и 1.32 при цепке автомобиля с полуприцепом Главы XIII Правил говорится что, под задние колеса прицепа и полуприцепа необходимо установить колодки упорные.

Анализ рисков связанных с не применением, а также несоответствием колодок упорных установленным требованиям, был произведен на основании несчастных случаев со смертельным исходом происшедших в 80-тых в начале 90-х годов прошлого столетия на предприятиях Министерства автомобильного транспорта (Альбом травмоопасных ситуаций на автомобильном транспорте). Из общего количества несчастных случаев со смертельным исходом происшедших вследствие самопроизвольного движения автомобилей из-за не установления колодок упорных под колеса: 20% произошло в результате остановки автомобилей на дороге с уклоном, 30% – при подготовке автомобилей к выезду на линию, 50% – при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Технические требования

Согласно п. 4.9 Раздела 4 Главы III Правил по охране труда на автомобильном транспорте, конструкция упорных колодок автомобильных должна отвечать таким требованиям:

— выдерживать максимальную нагрузку, которая равняется половине нагрузки на ось автомобиля (полной массы) соответствующего типа; — обеспечивать плотную установку под колеса; — исключать скольжение после установления в случае начала движения автомобиля.
Кроме этого в соответствии с п. 4.10 Правил конструктивное исполнение упорных автомобильных колодок должно отвечать требованиям РСТ 1804-87 «Колодки упорные автомобильные. Технические условия. И только колодки типа I для легковых автомобилей допускается изготавливать без радиуса, с прямой опорной поверхностью.

Колодки упорные. Основные размеры и параметры

Тип колодки

Максимальный диаметр применяемых шин, мм

Максимальная нагрузка на колодку, Н (кгс)

Размер колодок, мм

Тип подвижного состава

3920(400)

Легковые, малолитражные автомобили

5890(600)

Легковые
автомобили кроме малолитражных

7850(800)

Малотоннажные грузовые автомобили и микроавтобусы

19620(2000)

Грузовые автомобили и автобусы полной массой до 8 т

49050(5000)

Грузовые автомобили и автобусы полной массой от 8 т до 25 т

98100(10000)

Большегрузные автомобили полной массой свыше 25 т

Несчастные случаи со смертельным исходом имели место не только из-за отсутствия колодок упорных под колесами, а также и вследствии установки под колеса колодок упорных не соответствующих установленным требованиям. Так, например, в середине 80-годов в помещении зоны технического обслуживания и ремонта Катеринопольского автопредприятия, после запуска двигателя автобуса ЛАЗ-687 с моторного отсека, начавшим самопроизвольное движение, автобусом был прижат к воротам зоны ремонта, и получил при этом смертельную травму, водитель этого автобуса. Причиной этого несчастного случая со смертельным исходом, стало, отсутствие элемента противоскольжения и опорного языка на колодке упорной автомобильной, что вследствии привело в движение автобуса вместе с колодкой.

Отдельные характеристики

Упорные колодки должны соответствовать диаметру колеса и согласно требованиям п.п. 1.3.2 и 1.3.3 РСТ УССР 1804-87 иметь конструктивный элемент противоскольжения (в виде выступов в основании колодки высотой 5-8 мм или продолжения упорной стенки – 10-15 мм). Колодки также должны иметь удлинение основания (опорный язык) для увеличения опорной поверхности.
Цвета окраски колодок должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76. Другими словами должны быть окрашены в сигнальные цвета, а это красный, оранжевый или желтый.
Конструктивное исполнение колодок должно обеспечивать удобство переноса, безопасность установки и извлечения из-под колес. А это говорит о том, что по крайней мере колодки должны иметь ручку.
Кроме того, выбирая колодки упорные, следует учитывать, какие грузы перевозит данное транспортное средство. Так, например, при перевозке опасных грузов 1 и 3 классов транспортное средство должно бать оснащено пластиковыми упорными колодками, так как применение металлических упорных колодок может способствовать возникновению искры при соприкосновении металла с асфальтом или бетоном.
С другой стороны, при перевозке сыпучих грузов, например, песка, следует применять металлические упорные колодки, так как попадание мелких однородных частиц под пластиковую поверхность может снизить коэффициент сопротивления основания упорной колодки.

Количество и расположение

Согласно п. 37.4.7 э) Правил дорожного движения «Запрещается эксплуатация при отсутствии на грузовых автомобилях с разрешенной массой свыше 3,5 т и в автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т – менее двух противооткатных упоров.
Пунктом 1.12 Главы VII Правил по охране труда на автомобильном транспорте предусмотрено укомплектование грузовых автомобилей с разрешенной массой свыше 3,5 т и у автобусов с разрешенной максимальной массой свыше 5 т не менее чем двумя упорными колодками.
Согласно п. 8.1.5.2 Главы 8.1 Правил прилагаемых к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 2015 года на транспортной единице для каждого транспортного средства должен перевозиться – противооткатный башмак. Учитывая, что при международных перевозках, как правило, опасные грузы перевозятся на двух транспортных единицах автомобиле и полуприцепе или автомобиле и тягаче то таких противооткатных башмака должно быть два.
Упорные колодки должны располагаться в легкодоступных местах на раме прицепа или в кузове грузового автомобиля (для легковых автомобилей и автобусов в багажном отделении) в кронштейнах-держателях исключающих их потерю или превращение в источник шума.

Что имеем сегодня на украинском рынке

Во-первых, не один интернет-магазин в Украине, России, Белоруссии и других странах бывшего Союза, который предлагает к продаже колодки упорные автомобильные, не дает информации о соответствии их требованиям безопасности, или на основании каких технических условий, стандарта они были изготовлены.
Во-вторых, практически везде отсутствует информация, для какой максимальной нагрузки, диаметра колеса и типа подвижного состава они предназначены.
В-третьих, большинство, предлагаемые к продаже колодок упорных предназначены для легковых автомобилей или малотоннажных грузовых автомобилей и микроавтобусов, а упорные колодки выпускаемые Китаем, Южной Кореей, Тайванем только для них.
В заключение необходимо сказать, что из всего постсоветского пространства, технические условия на колодки упорные были разработаны только в Украине. Стандарт РСТ УССР 1804-87. Этот стандарт по конструктивному исполнению колодок упорных, соответствует всем требованиям безопасности. Вопрос в другом, что колодки упорные автомобильные II-IV типов, выполненные согласно требованиям этого стандарта, в торговой сети Украины отсутствуют.
Согласно проведенному мониторингу практически всем характеристикам этого стандарта кроме «опорного языка» в силу того, что он не предусмотрен требованиям немецкого стандарта DIN76051-1-1992 «упоры для автотранспортных средств и прицепов» соответствуют колодки упорные итальянской фирмы «TAKLER» и немецкой «Ал-Ко Кобер».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *