Содержание

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ ВОЗДУХА

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 18

2.53. Настоящие правила выполняются в период производства бетонных работ при ожидаемой среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 °С и минимальной суточной температуре ниже 0 °С.

2.54. Приготовление бетонной смеси следует производить в обогреваемых бетоносмесительных установках, применяя подогретую воду, оттаянные или подогретые заполнители, обеспечивающие получение бетонной смеси с температурой не ниже требуемой по расчету. Допускается применение неотогретых сухих заполнителей, не содержащих наледи на зернах и смерзшихся комьев. При этом продолжительность перемешивания бетонной смеси должна быть увеличена не менее чем на 25 % по сравнению с летними условиями.

2.55. Способы и средства транспортирования должны обеспечивать предотвращение снижения температуры бетонной смеси ниже требуемой по расчету.

2.56. Состояние основания, на которое укладывается бетонная смесь, а также температура основания и способ укладки должны исключать возможность замерзания смеси в зоне контакта с основанием. При выдерживаниибетона в конструкции методом термоса, при предварительном разогреве бетонной смеси, а также при применении бетона с противоморозными добавками допускается укладывать смесь на неотогретоенепучинистое основание или старый бетон, если по расчету в зоне контакта на протяжении расчетного периодавыдерживания бетона не произойдет его замерзания. При температуре воздуха ниже минус 10 °С бетонирование густоармированных конструкций с арматурой диаметром больше 24 мм, арматурой из жестких прокатных профилей или с крупными металлическими закладными частями следует выполнять с предварительным отогревом металла до положительной температуры или местным вибрированием смеси вприарматурной и опалубочной зонах, за исключением случаев укладки предварительно разогретых бетонных смесей (при температуре смеси выше 45 °С). Продолжительность вибрирования бетонной смеси должна быть увеличена не менее чем на 25 % по сравнению с летними условиями.

2.57. При бетонировании элементов каркасных и рамных конструкций в сооружениях с жестким сопряжением узлов (опор) необходимость устройства разрывов в пролетах в зависимости от температуры тепловой обработки, с учетом возникающих температурных напряжении, следует согласовывать с проектной организацией. Неопалубленные поверхности конструкций следует укрывать паро- и теплоизоляционными материалами непосредственно по окончании бетонирования.

Выпуски арматуры забетонированных конструкций должны быть укрыты или утеплены на высоту (длину) не менее чем 0,5 м.

2.58. Перед укладкой бетонной (растворной) смеси поверхности полостей стыков сборных железобетонных элементов должны быть очищены от снега и наледи.

2.59. Бетонирование конструкций на вечномерзлых грунтах следует производить в соответствии со СНиП II-18-76.

Ускорение твердения бетона при бетонировании монолитных буронабивных свай и замоноличиваниибуроопускных следует достигать путем введения в бетонную смесь комплексных противоморозных добавок, не снижающих прочность смерзания бетона с вечномерзлым грунтом.

2.60. Выбор способа выдерживания бетона при зимнем бетонировании монолитных конструкций следует производить в соответствии с рекомендуемым приложением 9.

2.61. Контроль прочности бетона следует осуществлять, как правило, испытанием образцов, изготовленных у места укладки бетонной смеси. Образцы, хранящиеся на морозе, перед испытанием надлежит выдерживать 2—4 ч при температуре 15—20 °С.

Допускается контроль прочности производить по температуре бетона в процессе его выдерживания.

2.62. Требования к производству работ при отрицательных температурах воздуха установлены в табл. 6

Таблица 6

Параметр Величина параметра Контроль (метод, объем, вид регистрации)
1. Прочность бетона монолитных и сборно-монолитных конструкций к моменту замерзания: для бетона без противоморозных добавок: конструкций, эксплуатирующихся внутри зданий, фундаментов под оборудование, не подвергающихся динамическим воздействиям, подземных конструкций конструкций, подвергающихся атмосферным воздействиям в процессе эксплуатации, длякласса: В7,5—В10 В12,5—В25 В30 и выше конструкций, подвергающихся по окончании выдерживания переменному замораживанию и оттаиванию в водонасыщенном состоянии или расположенных в зоне сезонного оттаивания вечномерзлых грунтов при условии введения в бетон воздухововлекающих или газообразующих ПАВ в преднапряженных конструкциях для бетона с противоморозными добавками 2. Загружение конструкций расчетной нагрузкой допускается после достижения бетоном прочности 3. Температура воды и бетонной смеси на выходе из смесителя, приготовленной: на портландцементе, шлакопорт-ландцементе,пуццолановом портландцементе марок нижеМ600 на быстротвердеющем портландцементе и портландцементе марки М600 и выше на глиноземистом портландцементе 4. Температура бетонной смеси, уложенной в опалубку, к началу выдерживания или термообработки: при методе термоса с противоморозными добавками при тепловой обработке 5. Температура в процессе выдерживания и тепловой обработки для бетона на: портландцементе шлакопортландцементе 6. Скорость подъема температуры при тепловой обработке бетона: для конструкций с модулем поверхности: до 4 от 5 до 10 св. 10 для стыков 7. Скорость остывания бетона по окончании тепловой обработки для конструкций с модулем поверхности: до 4 от 5 до 10 св. 10 8. Разность температур наружных слоев бетона и воздуха при распалубке с коэффициентом армирования до 1 %, до 3 % и более 3 % должна быть соответственно для конструкций с модулем поверхности: от 2 до 5 св. 5 Не менее 5 Мпа Не менее, % проектной прочности: К моменту охлаждения бетона до температуры, на которую рассчитано количество добавок, не менее 20 % проектной прочности Не менее 100 % проектной Воды не более 70°С, смеси не более 35 °С Воды не более 60 °С, смеси не более 30 °С Воды не более 40 °С, смеси не более 25 °С Устанавливается расчетом, но не ниже 5 °С Не менее чем на 5 °С выше температуры замерзания раствора затворения Не ниже 0 °С Определяется расчетом, но не выше, °С: Не более, °С/ч: Определяется расчетом Не более 5 °С/ч Не более 10 °С/ч Не более 20, 30, 40 °С Не более 30, 40, 50 °С Измерительный по ГОСТ 18105—86, журнал работ — Измерительный, 2 раза в смену, журнал работ Измерительный, в местах, определенных ППР, журнал работ При термообработке — через каждые 2 ч в период подъема температуры или в первые сутки. В последующие трое суток и без термообработки — не реже 2 раз в смену. В остальное время выдерживания — один раз в сутки Измерительный, через каждые 2 ч, журнал работ Измерительный, журнал работ То же

ПРОИЗВОДСТВО БЕТОННЫХ РАБОТ

ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА ВЫШЕ 25 °С

2.63. При производстве бетонных работ при температуре воздуха выше 25 °С и относительной влажности менее 50% должны применяться быстро-твердеющие портландцементы, марка которых должна превышать марочную прочность бетона не менее чем в 1,5 раза. Для бетонов класса В22,5 и выше допускается применять цементы, марка которых превышает марочную прочность бетона менее чем в 1,5 раза при условии примененияпластифицированных портландцементов или введения пластифицирующих добавок.

Не допускается применение пуццоланового портландцемента, шлакопортландцемента ниже М400 и глиноземистого цемента для бетонирования надземных конструкций, за исключением случаев, предусмотренных проектом. Цементы не должны обладать ложным схватыванием, иметь температуру выше 50 °С, нормальная густота цементного теста недолжна превышать 27 %.

2.64. Температура бетонной смеси при бетонировании конструкций с модулем поверхности более 3 не должна превышать 30-35 °С, а для массивных конструкций с модулем поверхности менее 3-20 °С.

2.65. При появлении на поверхности уложенного бетона трещин вследствие пластической усадки допускается его повторное поверхностное вибрирование не позднее чем через 0,5—1 ч после окончания его укладки.

2.66. Уход за свежеуложенным бетоном следует начинать сразу после окончания укладки бетонной смеси и осуществлять до достижения, как правило, 70 % проектной прочности, а при соответствующем обосновании — 50%.

Свежеуложенная бетонная смесь в начальный период ухода должна быть защищена от обезвоживания.

При достижении бетоном прочности 0,5 МПа последующий уход за ним должен заключаться в обеспечении влажного состояния поверхности путем устройства влагоемкого покрытия и его увлажнения, выдерживанияоткрытых поверхностей бетона под слоем воды, непрерывного распыления влаги над поверхностью конструкций. При этом периодический полив водой открытых поверхностей твердеющих бетонных и железобетонных конструкций не допускается.

2.67. Для интенсификации твердения бетона следует использовать солнечную радиацию путем укрытия конструкций рулонным или листовые светопрозрачным влагонепроницаемым материалом, покрытия их пленкообразующими составами или укладывать бетонную смесь с температурой 50-60 °С.

2.68. Во избежание возможного возникновения термонапряженного состояния в монолитных конструкциях при прямом воздействии солнечных лучей свежеуложенный бетон следует защищать саморазрушающимися полимерными пенами, инвентарными тепловлагоизоляционными покрытиями, полимерной пленкой с коэффициентом отражения более 50 % или любым другим теплоизоляционным материалом.

Рекомендуемые страницы:

Отрицательная температура

Смотреть что такое «Отрицательная температура» в других словарях:

  • ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА — величина … Физическая энциклопедия

  • отрицательная температура — Характеристика инверсного состояния, имеющая смысл температуры перехода. Тематики квантовая электроника EN… … Справочник технического переводчика

  • отрицательная температура — neigiamoji temperatūra statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Temperatūra, žemesnė už 0 ºC. atitikmenys: angl. negative temperature vok. negative Temperatur, f rus. отрицательная температура, f pranc. température au dessous… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

  • отрицательная температура — neigiamoji temperatūra statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. negative temperature vok. negative Temperatur, f rus. отрицательная температура, f pranc. température négative, f … Fizikos terminų žodynas

  • отрицательная температура — Характеристика инверсного состояния, имеющая смысл температуры перехода … Политехнический терминологический толковый словарь

  • Отрицательная абсолютная температура — температура, характеризующая равновесные состояния термодинамической системы, в которых вероятность обнаружить систему в микросостоянии с более высокой энергией выше, чем в микросостоянии с более низкой. В квантовой статистике это значит, что… … Википедия

  • Температура (в физике) — Температура (от лат. temperatura надлежащее смешение, соразмерность, нормальное состояние), физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия макроскопической системы. Т. одинакова для всех частей изолированной системы … Большая советская энциклопедия

  • Температура — I Температура (от лат. temperatura надлежащее смешение, соразмерность, нормальное состояние) физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия макроскопической системы. Т. одинакова для всех частей изолированной … Большая советская энциклопедия

  • Температура — Размерность Θ Единицы измерения СИ К … Википедия

  • ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ТЕМПЕРАТУРА — отрицательная величина, имеющая размерность температуры, характеризующая степень инверсии населенностей уровней энергии систем (атомов, ионов, молекул) … Большой Энциклопедический словарь

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

СУДОВЫЕ РАБОТЫ

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Плавание в условиях отрицательной температуры воздуха и воды усложняет выполнение палубных работ и требует, помимо обычной подготовки судна к нему, проведения ряда дополнительных мероприятий.

Прежде всего необходимо сказать о пределе заполнения грузовых танков в условиях низкой температуры и, естественно, с пониженной температурой груза, и при следовании затем в порт выгрузки, где предполагается высокая температура воздуха и забортной воды и следовательно и более высокая температура груза.

Предел заполнения танка.

Возможны ситуации, когда груз погружен с низкой температурой и в процессе перевозки его температура повышается, за счет этого увеличивается объем груза в танке, что может стать причиной превышения максимального предела заполнения танка, то есть превысить предел 98%.

ПРИМЕР:

Уровень танка 99 %

Уровень танка75 % Период времени

Увеличение температуры

Плотность 0,85 Плотность 0,80

Темп. Груза 15С Темп. Груза 25С

Расчет предельного объёма заполнения каждого танка грузом производится по формуле:

— предельный объём заполнения танка,

V — 100 % -ный объём грузового танка

-плотность груза при рекомендованной температуре

-фактическая плотность груза

ПРИМЕР: Объем танка 800 м куб. Принимается груз в условиях низкой температуры и при плотности груза 0,85. Груз будет перевезен в порт с предполагаемой температурой воды 25 С. Следует полагать, что температура груза в порту выгрузки будет также 25 С. (Переход к порту выгрузки, ожидание причала и пр). Определяем плотность груза при температуре 25. Получаем, например 0,8. По формуле считаем


т.е. в порту погрузки танк может быть загружен на 94%, но в порту выгрузки при определенных обстоятельствах уровень в танке повысится до 98%.

Международные правила определяют, что максимальный уровень заполнения танка грузом не должен превышать 98% его общего объёма при допустимой температуре. Под допустимой температурой IBC кодекс подразумевает температуру, при которой давление паров груза соответствует давлению срабатывания предохранительного клапана на газоотводе танка. Максимально допустимое количество груза в танке определяется не только его объёмом, но и типом судна. Так, IBC кодекс устанавливает, что объём груза, который может быть перевезен только на химовозах 1-го типа, не может превышать 1250 м3 в каждом отдельном танке, груз, который можно перевозить только на химовозах 2-го типа – не более 3000 м3.

Однако не только предельный объём заполнения танка ограничивает количество груза, которое в него можно погрузить. Следует помнить, что каждый танк может выдержать только определенные весовые нагрузки. Верфь производит расчеты таких нагрузок и определяет допустимую плотность груза при заполнении танка на 98 %. Расчетная величина максимально допустимой плотности или построечной плотности (Design Specific Gravity- DSG) также ограничивает допустимый предел заполнения танка грузом.

DSG — построечная плотность груза

V — 100% объём грузового танка

m — максимально допустимая масса груза в танке.

Обычно построечная плотность груза для центральных танков химовоза находится в диапазоне 1,7 – 1,8 кг/л, а для бортовых танков 1,4-1,5 кг/л.

Сведения о построечной или расчетной плотности груза должны быть указаны в «Руководстве по методам и устройствам» (Procedures and Arrangement Manual).

При перевозке грузов с высокой плотностью, таких как серная кислота, галогенные углеводороды, каустик и т.д., необходимо всегда рассчитывать максимально допустимое количество груза, которое можно погрузить в данный танк и предел его максимального заполнения.

При этом процентное заполнение танка для грузов с плотностью превышающей максимально допустимую плотность, будет всегда меньше 98 %

Fl — предел заполнения танка, %

DSG – построечная плотность груза, кг/л

SG — фактическая плотность груза, кг/л.

Более того, максимальный предел заполнения танка любым грузом, согласно требований Кодексов постройки и оборудования химовозов, рассчитывается таким образом, чтобы его уровень не превышал 98 % объёма танка при самой ВЫСОКОЙ температуре груза, которая возможно при его транспортировке.

Максимальный предел заполнения танка грузом всегда меньше или равен 98% !

Подготовка систем судна

Клапана грузовой системы

До входа в районы с температурой окружающей среды близкой к отрицательной необходимо

: осмотреть все клапана и спустить возможный скопившийся конденсат в редукторах клапанов.

:гидравлические клапана расположенные на открытой палубе следует закрывать защитными чехлами и если это возможно переодически открываться и закрываться для предотвращения примерзания.

Клапана Давления/Вакуума

Рекомендуется до входа в районы с температурой окружающей среды близкой к отрицательной произвести полное техническое обслуживание клапанов давления/вакуума

Во время перехода клапана Давления/Вакуума должны быть защищены от обмерзания и периодически проверятся на свободный ход.

Непосредственно перед грузовыми операциями следуют проверить свободное движение клапанов Давления/Вакуума.

Грузовые насосы

Погружные насосы

Мотор и вал грузового насоса должен быть защищен чехлом для предотвращения обмерзания.

Гидравлические системы грузовых насосов:

Тип масла используемый в таких системах должен быть пригоден для использования при температурах ниже 25 С. Гидравлические системы таких насосов должны запускаться как минимум за 30 мин до начала грузовых операций.

Грузовая система зачистки:

Система должна быть надлежащим образом осушена.

Моечная система грузовых танков:

Система должна быть надлежащим образом осушена. Необходимо проверить систему на наличие участков, в которых может остаться не стекшая самотеком вода – так называемые мертвые зоны.

Система подогрева груза:

Система должна быть надлежащим образом осушена и продута воздухом. Необходимо проверить систему на наличие участков, в которых может остаться не стекшая самотеком вода – так называемые мертвые зоны.

Подогреватель моечной воды:

Если подогреватель расположен на открытой палубе, он по возможности должен быть защищен от замерзания. Система должна быть надлежащим образом осушена и продута воздухом после использования.

Грузовые магистрали:

Разница температур в разных участках грузовых трубопроводах на судне может стать причиной появление микро зазоров между фланцами соединяющими трубопроводы.

И как следствие возможных протечек. В условиях низких температур герметичность магистралей должна быть проверена более тщательно перед началом грузовых операций.

Существует опасность застывания груза в магистралях при возможных временных остановках грузовых операций. Должен, всегда иметься четкий план действий на такие случаи, определяющий необходимость дренирования магистралей или возможность циркуляции груза по замкнутому кругу. В ситуации, когда выбирается вариант циркуляции груза необходимо оценить возможность застывания груза в глухих участках системы.

Точки замерзания

ПАЛУБА

Все пустые танки и цепные ящики должны проверятся на наличие свободной жидкости.

Вся жидкость по возможности должна быть откачана из этих помещений до входа в районы с низкими температурами.

Одна из часто встречающихся проблем на палубе при работе в условиях низких температур это замерзание жидкостей. Еще одна проблема это образование наледей на палубном оборудовании. По возможности все оборудование на палубе должно быть защищено чехлами.

Замерные отверстия и клапана танков, манометры на манифольдах должны быть защищены чехлами.

Поддоны под манифольдами должны быть свободны от льда.

Палубные краны должна проверятся перед приходом в порт и перед началом каких либо работ.

Пневматические и электрические моторы используемые для подъема и опускания трапов должны быть надлежащим образом защищены от обледенения.

Отверстия сливных пробок должны быть защищены от обмерзания, так как это может препятствовать их герметичному закрытию в случае необходимости.

Главный воздушный клапан на палубу должен быть закрыт. Воздушная магистраль осушена от возможно скопившегося конденсата.

Перед приходом в порт брашпиля должны быть очищены от льда. Свободное вращение

брашпилей должно быть проверено. Оба якоря должны быть приспущены для проверки их возможного примерзания к корпусу судна. Перед швартовкой якоря должны быть подняты и готовы к немедленной отдаче.

Сплинкерные системы содержащие воду должны быть осушены.

СУДОВЫЕ РАБОТЫ

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

Плавание в условиях отрицательной температуры воздуха и воды усложняет выполнение палубных работ и требует, помимо обычной подготовки судна к нему, проведения ряда дополнительных мероприятий.

Прежде всего необходимо сказать о пределе заполнения грузовых танков в условиях низкой температуры и, естественно, с пониженной температурой груза, и при следовании затем в порт выгрузки, где предполагается высокая температура воздуха и забортной воды и следовательно и более высокая температура груза.

Предел заполнения танка.

Возможны ситуации, когда груз погружен с низкой температурой и в процессе перевозки его температура повышается, за счет этого увеличивается объем груза в танке, что может стать причиной превышения максимального предела заполнения танка, то есть превысить предел 98%.

ПРИМЕР:

Уровень танка 99 %

Уровень танка75 % Период времени

Увеличение температуры

Плотность 0,85 Плотность 0,80

Темп. Груза 15С Темп. Груза 25С

Расчет предельного объёма заполнения каждого танка грузом производится по формуле:

— предельный объём заполнения танка,

V — 100 % -ный объём грузового танка

-плотность груза при рекомендованной температуре

-фактическая плотность груза

ПРИМЕР: Объем танка 800 м куб. Принимается груз в условиях низкой температуры и при плотности груза 0,85. Груз будет перевезен в порт с предполагаемой температурой воды 25 С. Следует полагать, что температура груза в порту выгрузки будет также 25 С. (Переход к порту выгрузки, ожидание причала и пр). Определяем плотность груза при температуре 25. Получаем, например 0,8. По формуле считаем

т.е. в порту погрузки танк может быть загружен на 94%, но в порту выгрузки при определенных обстоятельствах уровень в танке повысится до 98%.

Международные правила определяют, что максимальный уровень заполнения танка грузом не должен превышать 98% его общего объёма при допустимой температуре. Под допустимой температурой IBC кодекс подразумевает температуру, при которой давление паров груза соответствует давлению срабатывания предохранительного клапана на газоотводе танка. Максимально допустимое количество груза в танке определяется не только его объёмом, но и типом судна. Так, IBC кодекс устанавливает, что объём груза, который может быть перевезен только на химовозах 1-го типа, не может превышать 1250 м3 в каждом отдельном танке, груз, который можно перевозить только на химовозах 2-го типа – не более 3000 м3.

Однако не только предельный объём заполнения танка ограничивает количество груза, которое в него можно погрузить. Следует помнить, что каждый танк может выдержать только определенные весовые нагрузки. Верфь производит расчеты таких нагрузок и определяет допустимую плотность груза при заполнении танка на 98 %. Расчетная величина максимально допустимой плотности или построечной плотности (Design Specific Gravity- DSG) также ограничивает допустимый предел заполнения танка грузом.

DSG — построечная плотность груза

V — 100% объём грузового танка

m — максимально допустимая масса груза в танке.

Обычно построечная плотность груза для центральных танков химовоза находится в диапазоне 1,7 – 1,8 кг/л, а для бортовых танков 1,4-1,5 кг/л.

Сведения о построечной или расчетной плотности груза должны быть указаны в «Руководстве по методам и устройствам» (Procedures and Arrangement Manual).

При перевозке грузов с высокой плотностью, таких как серная кислота, галогенные углеводороды, каустик и т.д., необходимо всегда рассчитывать максимально допустимое количество груза, которое можно погрузить в данный танк и предел его максимального заполнения.

При этом процентное заполнение танка для грузов с плотностью превышающей максимально допустимую плотность, будет всегда меньше 98 %

Fl — предел заполнения танка, %

DSG – построечная плотность груза, кг/л

SG — фактическая плотность груза, кг/л.

Более того, максимальный предел заполнения танка любым грузом, согласно требований Кодексов постройки и оборудования химовозов, рассчитывается таким образом, чтобы его уровень не превышал 98 % объёма танка при самой ВЫСОКОЙ температуре груза, которая возможно при его транспортировке.

Максимальный предел заполнения танка грузом всегда меньше или равен 98% !

Проблемы дренажа при отрицательных температурах наружного воздуха.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7

При кондиционировании воздуха в помещениях с большими тепло и влаговыделениями может потребоваться работать в режиме охлаждения и отводить конденсат даже при отрицательных температурах наружного воздуха. Дренаж с выводом через наружную стену на улицу используется достаточно часто. В этом случае возможно замерзание стекающего конденсата, образование ледяной пробки и закупоривание дренажной системы. Образующий во внутреннем блоке кондиционера конденсат может переполнить поддон и начнет стекать по стенам помещения или капать на оборудование.

Исправить положение позволяет установка дренажного нагревателя – элетроподогревателя конца трубки, выступающей наружу. Дренажные нагреватели разрабатывают и производят фирмы, проводящие монтаж кондиционеров. Как правило, это греющий кабель мощностью до 10 Вт.

В последнее время как для картерного нагревателя, так и для дренажного нагревателя применяют греющие кабели с полупроводниковым материалом, сопротивление которого зависит от температуры. При понижении температуры мощность нагревателя возрастает. Например для дренажного нагревателя при температуре -30оС потребляемая мощность составляет 6,5 Вт, а при температуре 50оС всего 2 Вт. Это свойство греющего кабеля позволяет применять его для обогрева картера и дренажа без термостата.

Работа кондиционеров в режиме обогрева при низких температурах наружного воздуха

Модели кондиционеров тепловой насос выпускаются фирмой DAIKIN с температурным диапазоном работы по наружному воздуху от –15оС до 46оС. При более низких температурах наружного воздуха эффективность работы кондиционеров резко падает.

Рис. 2.6. Зависимость теплопроизводительности кондиционера от температуры наружного воздуха.

При понижении температуры наружного воздуха снижается и теплопроизводительность кондиционера, а при температуре –25оС кондиционер имеет теплопроизводительность примерно равную потребляемой мощности, что делает малопривлекательным применение его в качестве обогревателя при температурах ниже –15оС.

Снижение теплопроизводительности кондиционера определяется, главным образом, увеличением рабочего перепада температур (давлений). Исправить, изменить это обстоятельство, как в режиме охлаждения не представляется возможным.

Вторым фактором снижения теплопроизводительности является увеличение времени технологического режима размораживания наружного блока. При низких наружных температурах в процессе отбора тепла из наружного воздуха влага из наружного воздуха выпадает на теплообменнике в виде инея. Периодически кондиционер включается в режим оттаивания. В сильные морозы вода замерзает на металлических конструкциях корпуса и крепления наружного блока, что не только ухудшает его внешний вид, но и серьезно увеличивает нагрузку на элементы крепления.

Multi Split

Область применения.

Кондиционеры Multi-split предназначены для комфортного кондиционирования жилых и офисных помещений. В отличие от Split system к одному наружному блоку может подключаться несколько внутренних блоков.

Основные технические решения, заложенные в конструкцию:

— наружный блок содержит один компрессор, и все внутренние блоки включены в единую циркуляционную систему;

— система управления позволяет работать в широком диапазоне тепловых нагрузок;

— в качестве внутренних блоков для Multi-split используются внутренние блоки Split system.

Принятые технические решения позволяют свободно варьировать составом системы

– подключать к наружному блоку от 2 до 7 внутренних блоков, имеющих различную холодопроизводительность, что увеличивает количество вариантов системы и расширяет поиск возможных решений;

– «перегружать» наружный блок внутренними (суммарная холодопроизводительность внутренних блоков может быть выше холодопроизводительности наружного блока в 2 раза), что важно в случаях, когда кондиционируемые помещения используется альтернативно. Например, малонаселенная квартира, где необходимо охлаждать либо гостиную, либо спальные комнаты;

– в возможный состав внутренних блоков, в ряде случаев, могут быть включены и внутренние блоки Sky.

Стандартная комплектация.

В стандартную комплектацию входят наружный и внутренние блоки. Исполнение внутренних блоков настенное, напольное, напольно-припотолочное или канальное (низконапорное – гостиничное). Внутренние блоки серии Sky – канальные (средненапорные), припотолочные, кассетные.

Наружные блоки Multi-split выпускаются со стандартным и инверторным управлением холодопроизводительностью в диапазоне от 2,5 до 15,7 кВт.

Модели наружных блоков Multi-split

Таблица 3.1.

Модель наружного блока Режим работы Тип управления Максимальное количество подключаемых внутренних боков Допустимая «перегрузка» внутренними блоками, % Максимальная холодопроизводительность
2MKS40D Только охлаждение инверторное 4,2
3MKS50D 6,46
4MKS90D 9,8
2MXS52D Тепловой насос 6,5
3MXS52D 6, 5
4MXS80D 9,34
RMX140J

Совместимость внутренних и наружных блоков для Multi-split систем приведена в Приложении

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Маркировка блоков

ТАБЛИЦА ДЛЯ СПРАВОК

НАРУЖНЫЕ БЛОКИ SPLIT СИСТЕМ
Модель Наружн. температ. Длина трассы Пере-пад высот Трубопроводы Кол-во дозапр. фреона Примеч.
Охлажд Нагрев Dгаэ
гр.CDB гр.CWB м м мм мм г/м
Хладоагент R-22
Обычный
R25DC7 -15~+46 6,4 9,5 Для L>15м
R35 DC7 -15~+46 12,7
R45DC7 -15~+46 15,9
R50BVM +19.4~+46 15,9 Для L>15м
R60FA7 -15~+46 15,9 Для L>10м
R60BVM +19.4~+46 15,9 Для L>15м
R71B -15~+46 9,5 15,9 Для L>7.5м
R100B 9,5 19,1
R125B 9,5 19,1
R200F -5~+46 12,7 28,6 Не треб.
R250F 15,9 28,6
RY71B -5~+46 -10~+15 9,5 15,9 Для L>7.5м
RY100B 9,5 19,1
RY125B 9,5 19,1
RY200F 0~+46 -10~+15 12,7 28,6 Для L>7.5м
RY250F 15,9 28,6
Инвертор
RK25J +10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RK35J 6,4 12,7
RX25J +10~+46 -10~+15 6,4 9,5 Для L>10м
RX35J 6,4 12,7
RXD50J -10~+46 -15~+18 6,4 12,7 Для L>10м
RXD60J 6,4 15,9
RXD71J 9,5 15,9
RKD50B -5~+46 6,4 12,7 Для L>10м
RKD60B 6,4 15,9
RKD71B 9,5 15,9
RXD50B -5~+46 -15~+18 6,4 12,7 Для L>10м
RXD60B 6,4 15,9
RXD71B 9,5 15,9
Хладоагент R-407C
Обычный
RP71B -15~+46 9,5 15,9 L>30м
RP100B 9,5 19,1
RP125B 9,5 19,1
RP200B -5~+46 12,7 28,6 L>30м
RP250B 15,9 28,6
RYP71B -5~+46 -10~+15 9,5 15,9 L>30м
RYP100B 9,5 19,1 L>30м
RYP125B 9,5 19,1 L>30м
RYP200B -5~+46 -10~+15 12,7 28,6 L>30м
RYP250B 15,9 28,6 L>30м
RYEP71L +10~+43 -10~+15 9,5 15,9 см. Табл. 1 см. Табл. 1
RYEP100L 9,5 19,1
RYEP125L 9,5 19,1
Табл.1
Модель Количество дозаправляемого хладоагента, кг
Длина трассы, м
7.5~30 30~40 40~50м
RYEP71L7 0,6 1,1 1,6
RYEP100L7 0,2 0,95 1,7
RYEP125L7 0,2 0,95 1,7
Sky Air Super Inverter (R-407C)
RZP71DV -5~+50 -15~15,5 9,5 15,9 0,8 кг для L=30~50м; 1,6 кг для L=50~70м
RZP100DV 9,5 19,1
RZP125DV 9,5 19,1
Хладоагент R-410А
Sky Air Super Inverter (R-410A)
RZQ71B -15~+50 -20~+15.5 9,5 15,9 0,5 кг для L=30~40м; 1 кг для L=40~50м; 1,5 кг для L=50~60м; 2,0 кг для L=60~75м
RZQ100B
RZQ125B
Обычный
RN25C +10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RN25C
RN35C
RYN25C +10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RYN25C
RYN35C
RS25B +10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RS35B
RS50B -10~+46 6,4 12,7 Для L>10м
RS60B
RYS25B +10~+46 -10~+20 6,4 9,5 Для L>10м
RYS35B
RYS50B -10~+46 -15~+18 6,4 12,7 Для L>10м
RYS60B
Инвертор
RKS20C -10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RKS25C
RKS35C
RKH20C +10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RKH25C
RKH35C
RK25B +10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RK35B
RKS25B -10~+46 6,4 9,5 Для L>10м
RKS35B
RKS50B 6,4 12,7 Для L>10м
RKS60B
RKS71B
RXG20C +10~+46 -15~+20 6,4 9,5 Для L>10м
RXG25C
RXG35C
RXS20C -10~+46 -15~+20 6,4 9,5 Для L>10м
RXS25C
RXS35C
RXH20C +10~+46 -10~+20 6,4 9,5 Для L>10м
RXH25C
RXH35C
RХ25B +10~+46 -10~+20 6,4 9,5 Для L>10м
RХ35B
RXS25B -10~+46 -15~+20 6,4 9,5 Для L>10м
RXS35B
RXS50B -10~+46 -15~+18 6,4 12,7 Для L>10м
RXS60B
RXS71B
НАРУЖНЫЕ БЛОКИ MULTI-SPLIT СИСТЕМ
Хладоагент R-22
Инвертор
4MK90H +10~+46 15/7.5 6.4х4 12.7×1 Не треб.
(Lсумм=70) 9.5×1 15.9×2
2MX52H +10~+43 -10~+15 15/7.5 6.4х2 9.5×1 Не треб.
(Lсумм=35) 12.7×1
3MX68H 15/7.5 6.4х3 9.5×2 Не треб.
(Lсумм=40) 12.7×1
4MX80H 25 (Lсумм=70) 15/7.5 6.4х4 9.5×1 Не треб.
12.7×1
15.9×2
Super multi plus
RMX140J -5~+46 -15~15.5 Lсумм=115 30/15 9,5 19,1 Не треб.
Lсумм=55 (от нар бл до BP)
Lсумм=60 (от BP бл до вн бл)
Хладоагент R-407C
Super multi plus
RMX140JZ -5~+46 -15~15.5 Lсумм=115 30/15 9,5 19,1 Не треб.
Lсумм=55 (от нар бл до BP бл)
Lсумм=60 (от BP бл до вн бл)
Хладоагент R-410A
Инвертор
4MKS90B -10~+46 25 (Lсумм=70) 15/7.5 6.4х4 9.5×1 Не треб.
12.7×1
15.9×2
3MXS52B -10~+46 -15~+15.5 25 (Lсумм=45) 15/7.5 6.4х3 9.5×2 Для Lсумм>30м
12.7×1
4MXS68B 25 (Lсумм=60) 15/7.5 6.4х4 9.5×2 Для Lсумм>30м
12.7×2
4MXS80B 25 (Lсумм=70) 15/7.5 6.4х4 9.5×2 Для Lсумм>40м
12.7×1
15.9×1

ТАБЛИЦА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК (SPLIT, MULTI SPLIT, SUPER MALTI PLUS, SKY AIR)

Хладагент Модель Производительность кВт Потребляемая мощность кВт Электропитание Макс. раб. ток в цепи (A) Макс. ток предохранит. (A) Макс. пуск. Ток (A) Авт. защиты (Кол жил) х (сечение)
Охлажд Нагрев Охлажд Нагрев
R-410A FTXG25G/ RXG25C 2.5(1.3~3) 3.4(1.3~4.5) 0.62(0.3~0.95) 0.83(0.3~1.42) VM 1~, 207-253B, 50Гц 16А 3х1,5
FTXG35G/ RXG35C 3.5(1.4~3.8) 4.2(1.4~5.0) 1.06(0.3~1.29) 1.13(0.3~1.56) 16А 3х1,5
FTKS20D/ RKS20D* 2(1.2~2.6) 0.49(0.3~0.83) VM 1~, 207-253B, 50Гц 16А 3х1,5
FTKS25D/ RKS25D* 2,5(1.3~3.0) 0.685(0.3~0.96) 16А 3х1,5
FTKS35D/ RKS35D* 3.4(1.4~3.8) 1.045(0.3~1.27) 16А 3х1,5
FTXS20D/ RXS20D* 2.0(1.3~2.6) 2.7(1.3~4.1) 0.49(0.3~0.83) 0.66(0.29~1.3) VM 1~, 207-253B, 50Гц 16А 3х1,5
FTXS25D/ RXS25D* 2.5(1.3~3.0) 3.4(1.3~4.5) 0.685(0.3~0.96) 0.92(0.29~1.43) 16А 3х1,5
FTXS35D/ RXS35D* 3.4(1.4~3.8) 4.0(1.4~5.0) 1.045(0.3~1.27) 1.155(0.31~1.56) 16А 3х1,5
R-22 FTKE25B/ RKE25B 2,54(1,3~3,2) 0,9(0,43~1,25) VM 1~, 198-264B, 50Гц 16А 3х1,5
FTKE35B/ RKE35B 3,6(1,4~4,0) 1,34(0,5~1,55) 16А 3х1,5
FTXE25B/ RXE25B 2,54(1,3~3,0) 3,4(1,3~4,0) 0,9(0,43~1,25) 1,1(0,35~1,35) VM 1~, 198-264B, 50Гц 16А 3×1,5
FTXE35B/ RXE35B 3,6(1,4~3,8) 4,2(1,4~5,1) 1,36(0,5~1,72) 1,34(0,4~1,9) 16А 3×1,5
FTKD50B/ RKD50B 5.2(0.9~5.9) 1.6(0.45~2.3) VM 1~, 198-264B, 50Гц 12,5 20А 3х2,5
FTKD60B/ RKD60B 6.2(0.9~6.5) 2.1(0.45~2.7) 20А 3х2,5
FTKD71B/ RKD71B 7.1(0.9~7.6) 2.6(0.45~3.21) 20А 3х2,5
FTXD50B/ RXD50B 5.2(0.9~5.9) 6.5(0.9~8.0) 1.6(0.45~2.3) 1.84(0.45~2.8) VM 1~, 198-264B, 50Гц 12,5 20А 3х2,5
FTXD60B/ RXD60B 6.2(0.9~7.6) 7.2(0.9~7.6) 2.1(0.45~3.2) 2.12(0.45~3.23) 20А 3х2,5
FTXD71B/ RXD71B 7.1(0.9~8.0) 7.2(0.9~9.0) 2.6(0.45~3.35) 2.58(0.45~3.49) 18,5 20А 3х2,5
R-410A FTKS50B/ RKS50B* 5,0 (0,9-5,8) 1.66(0.45~2.3) VM 1~, 207-253B, 50Гц 20А 3х2,5
FTKS60B/ RKS60B* 6,0 (0,9-6.7) 2.12(0.45~2.45) 20А 3х2,5
FTKS71B/ RKS71B* 7,1 (0,9-8,0) 2.53(0.45~3.07) 16,8 20А 3х2,5
FTXS50B/ RXS50B* 5,0 (0,9-5,8) 6,5 (0,9-7.5 1.66(0.45~2.3) 1.7(0.452.58) VM 1~, 207-253B, 50Гц 20А 3х2,5
FTXS60B/ RXS60B* 6,0 (0,9-6.7) 7,0 (0,9-8,0) 2.12(0.45~2.45) 2.09(0.45~3.1) 20А 3х2,5
FTXS71B/ RXS71B* 7,1 (0,9-8,0) 8,5 (0,9-9,5) 2.53(0.45~3.07) 2.63(0.45~3.8) 18,5 20А 3х2,5
FTKS20C/ RKH20C 2.0(1.3~2.6) 0.62(0.43~0.94) VM 1~, 207-253B, 50Гц 16А 3х1,5
FTKS25C/ RKH25C 2.25(1.3~3.0) 0.7(0.43~1.2) 16А 3х1,5
FTKS35C/ RKH35C 3.15(1.4~3.8) 1.05(0.46~1.43) 16А 3х1,5
FTXS20C/ RXH20C 2.0(1.3~2.6) 2.61(1.3~4.0) 0.62(0.43~0.94) 0.68(0.35~1.31) VM 1~, 207-253B, 50Гц 16А 3х1,5
FTXS25C/ RXH25C 2.25(1.3~3.0) 2.85(1.3~4.5) 0.7(0.43~1.2) 0.94(0.35~1.61) 16А 3х1,5
FTXS35C/ RXH35C 3.15(1.4~3.8) 3.6(1.4~5.0) 1.05(0.46~1.43) 1.17(0.4~1.9) 16А 3х1,5
R-22 ATY20D/ ARY20D 1,95 2,3 0,68 0,6 V2 1~, 198-242B, 50Гц 4,4 16А 3х1,5
ATY25D/ ARY25D 2,5 2,8 0,84 0,77 4,9 16А 6х1,5
ATY35D/ ARY35D 3,3 3,8 1,11 1,18 6,9 16А 6х1,5
FT25C/ R25C 2,64 0,82 V1 1~, 198~264B, 50Гц 8,71 16А 3х1,5
FT35C/ R35C 3,52 1,135 12,1 16А 3х1,5
FT50C/ R50C 5,3 1,6 9,7 16А 3х1,5
FT60C/ R60C 6,6 2,39 14,3 25А 3х2,5
R-410A FTS50B/ RS50B* 1,66 VM 1~, 207-253B, 50Гц 25А 3х2,5
FTS60B/ RS60B* 2,12 25А 3х2,5
FBQ71B/ RR71B* 7,1 V1/V3 1~, 198~264B, 50Гц 23,5 75,5 32A 3х4,0
V1/W1 3~, 360-440B, 50Гц 11,2 41,1 16A 5х1,5
FBQ100B/ RR100B* 3,6 V1/V3 1~, 198~264B, 50Гц 34,8 98,5 40A 3х6,0
V1/W1 3~, 360-440B, 50Гц 11,8 48,2 16А 5х1,5
FBQ125B/ RR125B* 12,5 4,67 V1/W1 3~, 360-440B, 50Гц 18,5 20A 5х2,5
FBQ71B/ RQ71B* 7,1 2,68 2,49 V3/V3 1~, 207-253B, 50Гц 23,5 75,5 32A 3х4,0
V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 11,5 41,1 16A 5х1,5
FBQ100B/ RQ100B* 11,2 3,6 3,87 V3/V3 1~, 207-253B, 50Гц 34,8 98,5 40A 3х6,0
V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 11,8 48,2 16A 5х1,5
FBQ125B/ RQ125B* 12,5 4,67 4,52 V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 18,5 20A 5х2,5
FCQ71B/ RZQ71B* 7,1 2,16 2,56 V3/V3 1~, 207-253B, 50Гц 17,7 16,2 20A 3х2,5
FCQ100B/ RZQ100B* 11,2 2,64 3,14 V3/V3 1~, 207-253B, 50Гц 23,4 32A 3х4,0
V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 14,5 12,9 20A 5х2,5
FCQ125B/ RZQ125B* 12,5 3,88 4,36 V3/V3 1~, 207-253B, 50Гц 28,2 23,4 32A 3х4,0
FCQ140D/ RZQ140B* 4,65 4,52 V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 14,2 12,9 20A 5х2,5
FDQ200/ RZQ200B* 6,43 7,54 V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 29,8 32A 5х4,0
FDQ250/ RZQ250B* 8,3 8,85 V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 29,8 32A 5х4,0
FDEQ71B/ REQ71B* 7,1 2,79 2,49 V3/V3 1~, 207-253B, 50Гц 23,5 75,5 32A 3х2,5
2,68 2,49 V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 11,5 41,1 16А 5х1,5
FDEQ100B/ REQ100B* 11,2 3,98 3,91 V3/V3 1~, 207-253B, 50Гц 34,8 98,5 40A 3х6,0
3,94 3,87 V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 11,8 48,2 16A 5х1,5
FDEQ125/ REQ125B* 12,5 4,67 4,52 V3/W1 3~, 360-440B, 50Гц 15,7 20A 5х2,5
R-410A 2MKS40D 3,9 (1,5~4,2) 0,62(0,34~0,75) VM 1~, 207-253B, 50Гц 6,8 16A 3х1,5
3MKS50D 5 (1,57~6,46) 1,68 (0,37~2,25) 9,7 20A 3х2,5
4MKS58D 5,8 (2,04~6,6) 2,04 (0,35~2,37) 10,8 20A 3х2,5
4MKS75D 7,5 (1,65~9,27) 2,72 (0,38~3,58) 16,3 20A 3х2,5
4MKS90D 9 (1,6~9,8) 2,77 (0,43~0,31) 15,5 20A 3х2,5
2MXS40D 3,9 (1,2~4,2) 4,4 (1,2~4,7) 1,24 (0,34~1,52) 1,37 (0,34~1,87) VM 1~, 207-253B, 50Гц 6,8 16A 3х1,5
3MXS52D 5,2 (1,09~6,5) 6,8 (1,0~7,34) 1,9 (0,32~2,5) 2,24 (0,31~2,42) 11,8 20A 3х2,5
4MXS68D 6,8 (1,57~8,68) 8,6 (1,19~10,64) 2,83 (0,4~3,55) 2,4 (0,38~3,17) 16,2 20A 3х2,5
4MXS80D 8 (1,62~9,46) 9,6 (1,11~11,0) 2,18 (0,42~3,2) 2,33 (1,11~3,09) 15,5 20A 3х2,5
RMXS112D 11,2 (5,6~13,77) 12,5 (6,23~14,6) 3,57 (1,57~4,88) 4,02 (2,15~4,55) V3 1~, 207-253B, 50Гц 19,4 32A 3х4,0
RMXS140D 14 (7,0~15,19) 16 (8,0~16,77) 5,22 (2,26~5,36) 5,32 (2,88~4,62) 19,4 32A 3х4,0
RMXS160D 15,5 (7,8~16,6) 17,5 (8,9~17,76) 5,56 (2,13~5,6) 5,56 (2,51~5,08) 19,4 32A 3х4,0
BPMKS967A2 1~, 220B, 50Гц 16А 3х1,5
BPMKS967A3 16А 3х1,5
R-22 3MXD68B 6,8 (1,58~7,41) 8,6 (1,46~9,6) 2,34 (0,44~2,72) 2,4 (0,48~3,33) VM 1~, 207-253B, 50Гц 15,2 20A 3х2,5
4MXD80B 8 (1,58~9,19) 9,5 (1,47~10,8) 3,35 (0,45~3,47) 2,4 (0,44~3,66) 16,8 20A 3х2,5

Примечания.
1. Данные, приведенные в графе «13» являются справочными. Сечения проводов даны для кабелей длиной до 10м, проложенных в воздухе.
Для других случаев кабель подбирать в соответствии с действующими нормативами.
*2. С наружными блоками могут работать внутренние блоки других типов в соответствии с таблицой комбинаций.
3. Для подключения агрегата должна быть выделена специальная цепь силового электропитания. В этой цепи должны быть установлены
необходимые защитные устройства, а именно: высокоскоростной размыкатель, инерционные

плавкие предохранители на каждой фазе и детектор утечки на землю. Не забудьте установить главный выключатель для всей системы.
4. Всегда подключайте заземление. (Заземление должно соответствовать местным нормативам)
5. Межблочный кабель для ATY-D/ARY-D: 6х1,5 и 2-х жильный кабель термистора

( кабель термистора поставляется в стандартной комплектации)

Особенности заливки бетона при минусовой температуре без прогрева

При температуре ниже нуля затвердевание бетонного раствора становится проблематичным. Часто с этим сталкиваются при устройстве фундаментов осенью и зимой. Специалисты уверяют, что заливка бетона при минусовой температуре возможна и без прогрева, но для этого выполняются определенные требования, обеспечивающие правильное затвердевание бетонной смеси.

Влияние температуры на твердение бетона

Бетон представляет собой смесь из наполнителей – песка и щебня, скрепленных между собой застывшим цементным молочком. При реакции с водой происходит его гидратация, затем он затвердевает с одновременным испарением воды. Критическая прочность при нормальной температуре набирается в течение одних или полутора суток, в зависимости от влажности окружающего воздуха.

Оптимальной для протекания реакции является температура около 20⁰С, раствор набирает расчетную прочность в течение 28 суток. Чтобы в первые дни вода не улетучивалась слишком быстро, бетон покрывают гидроизоляцией.

При 5⁰С застывание состава замедляется в 2 раза, а при нулевой температуре гидратация прекращается. Если до этого критическая прочность бетона набрана, с ним ничего не случится, он наберет прочность после потепления. Если же до замерзания набор критической прочности не произошел, материал не наберет нужных показателей, и будет крошиться после размораживания. В этом случае заливать любую марку бетона при минусовой температуре нельзя.

Методики бетонирования в зимних условиях

Главным условием правильной заливки бетона при отрицательных температурах является сохранение теплоты, достаточной для обеспечения набора прочности. Популярные способы укладки строительных растворов зимой:

  • Предварительный прогрев изготавливаемой смеси;
  • Устройство надежной теплоизоляции и уход за раствором;
  • Электроподогрев залитого в опалубку бетона;
  • Добавка специальных присадок, снижающих температуру замерзания воды и ускоряющих затвердевание.

Таким образом, бетонировать на улице зимой можно без потери показателей прочности, но для этого нужно придерживаться выбранных методик. По затратам использование тепловых пушек является самым нерентабельным вариантом, наиболее дешевой методикой является добавка присадок. Электроподогрев и устройство теплоизоляции представляют собой промежуточные варианты.

Повышение температуры в процессе замеса

Чтобы залить бетон в минусовую температуру, компоненты подогревают. Наполнители нагреваются до 55-60⁰С, а воду подают в раствор при 90⁰С. Цемент перед добавлением разогревается до комнатных температур, иначе он теряет скрепляющие свойства. Перед укладкой температура раствора не должна быть ниже 35⁰С.

При перемешивании требуется использовать бетономешалку, в которую подается сначала нагретая вода, затем наполнители, и только потом цемент. При заливке такой смеси, тепловой энергии монолита хватает, чтобы набрать критическую прочность, с учетом того, что при гидратации цемента выделяется дополнительное тепло.

Подогрев и утепление раствора

При очень низких температурах нагретая смесь требует дополнительного утепления или подогрева. Экономически более целесообразно утепление, при помощи недорогих теплоизолирующих материалов, не требующих дополнительных источников энергии. На бетонированной поверхности выстилают сено или солому, используют старые тряпки, торф, пленку или теплоизолирующие покрывала. Иногда устраиваются так называемые «тепляки» схожие с теплицами.

Если бетонировать при температурах ниже -5⁰С, потребуется дополнительный подогрев. Для этого используются следующие технологии:

  • Обогрев тепловыми пушками или печами под тепляками. Это затратный метод, требующий постоянного дополнительного увлажнения. Подходит для площадок, к которым не проведено электричество.
  • Применение термоматов, работающих от электричества. Они выкладываются на поверхность залитого бетона и подключаются к источнику тока. Требуют большой объем электроэнергии.
    Инфракрасные излучатели устанавливаются над залитой поверхностью или вокруг опалубки, интенсивность и направление нагрева регулируется отражателями. Подходит для вертикальных и малодоступных конструкций.
  • Для прогрева бетонированной площади применяют специальные кабеля или электроды, по которым пропускают электрический ток. Методика удобна при использовании, но требует больших объемов электроэнергии. Установка системы электродов требует больше затрат, поскольку при высыхании сопротивление раствора, который сам является проводником, возрастает.

Введение добавок

Улучшение характеристик раствора специальными присадками, это самый удобный и экономный метод заливки раствора зимой. Применяя его совместно с обогревом, можно ускорить выполнение работ и повысить качество бетона. Различают два основных типа присадок для заливки бетоного раствора зимой:

  1. Составы, уменьшающие температуру замерзания воды. Раствор застывает довольно долго, но вода не кристаллизуется, поэтому качество бетона не страдает. Для ускорения реакции требуют теплоизоляции. В этом качестве используют соли кальция или натрия и поташ, которые препятствуют кристаллизации воды.
  2. Добавки, увеличивающие скорость затвердевания раствора. Сокращают время, необходимо для набирания бетоном критичной прочности, поэтому вода в прогретой смеси не успевает кристаллизоваться. Применяется нитрит-нитрат кальция, тот же поташ, соли кальция в смеси с мочевиной.

Количество присадок зависит от температурного диапазона, в котором будет производиться заливка бетонной конструкции. От -5 до -10⁰С добавляют до 5-8% от массы цемента. Со снижением температуры до -15⁰С концентрацию увеличивают до 10% по массе от добавленного цемента, а до -25⁰С нужно добавлять не менее 15% добавок.

Общие рекомендации при заливке

Чтобы достигнуть максимальной прочности, нужно знать, при какой температуре заливать бетон, и оптимальные методики обеспечения твердения. Кроме того, требуется правильная подготовка опалубки. Перед заливкой раствора, необходимо тщательно очистить ее от наледи. Грунт и арматуру нужно прогреть, для чего применяются жаровни, тепловые пушки, инфракрасные излучатели и другие устройства. Именно поэтому делать плитные фундаменты в низком температурном диапазоне не рекомендуется, поскольку сложно полностью обогреть все элементы на большой площади.

Работа с ленточным фундаментом в такую погоду вполне возможна. Для этого нужно прогревать траншею постепенно, заливая в нее бетон. После заливки обязательный этап – качественная термоизоляция. Процесс продолжается до тех пор, пока периметр не замкнется. С применением добавок в бетонный раствор и качественной изоляцией ленточный фундамент можно заливать при температуре до -15⁰С.

При работе по укладке бетона, независимо от типа конструкции, нужна непрерывность выполнения работ до полной заливки монолита. Для успешного выполнения работ необходимо рассчитать обеспечить поставку нужного количества раствора и оптимальное число работников.

Заливка частями может привести к неравномерности свойств конструкции и снижению ее качества.

Перед тем, как заливать раствор в опалубку, необходимо убедиться, что его температура оптимальна – в районе 38⁰С. Если она превысит 40 градусов, то скорость затвердевания снизится за счет снижения качества цемента. В результате, для того, чтобы набралась критическая прочность, потребуется слишком много времени, жидкость в растворе рискует замерзнуть, и бетон потеряет свои свойства.

Отвечая на вопрос, возможна ли заливка бетона зимой, можно утверждать – однозначно да. При правильном технологическом подходе эти работы можно проводить при самых низких температурах. Укладка без дополнительного прогрева может производиться при небольших морозах, для этого потребуется хорошая термоизоляция и предварительный нагрев бетонного раствора.

При низких температурах требуется дополнительный прогрев массы бетона. Он осуществляется различными методами, выбирать которые нужно непосредственно на строительной площадке. Затраты на обогрев и теплоизоляцию окупаются, поскольку некондиционный бетон снизит качество всей конструкции.

Как сделать зимний бетон не хуже летнего. Методы зимнего бетонирования

Климатические условия в большинстве регионов России не позволяют вести бетонные работы при положительных температурах круглый год.

Во многих районах более 6 месяцев в году держатся низкие температуры, вот почему осуществляется зимнее бетонирование.

>Что такое зимнее бетонирование

Согласно СП 70.13330, зимним называется бетонирование при среднесуточных температурах ниже 5°С или минимальных суточных температурах ниже 0°С.

Есть ли плюсы у зимних бетонных работ

В целом работа с бетоном в суровых условиях низких температур влечет дополнительные сложности, но невозможно прекращать стройку на полгода всякий раз с наступлением осени, к тому же, у зимних работ есть и существенные плюсы:

  1. Зимние скидки на строительные материалы и спад востребованности рабочей силы позволяют сэкономить.
  2. Зимой можно бетонировать фундаменты на слабом или хрупком грунте.
  3. Замерзшие подъездные пути позволяют без проблем доставить на стройку тяжелую технику и материалы.

Особенности зимнего бетонирования

Зимой основной враг качественного бетонирования – низкие температуры, которые оказывают негативное влияние на процессы, происходящие как при бетонировании, так и при твердении бетона.

Образование твердого вещества – бетона – происходит в результате реакции гидратации минералов, входящих в состав портландцемента. Чтобы эта реакция шла, необходима температура выше 0°С, поскольку при отрицательных температурах вода замерзает, и реакция гидратации прекращается.

Уже при температуре ниже 5°С скорость протекания реакции резко тормозится, и набор прочности бетона замедляется.

Низкие температуры вызывают следующие проблемы:

  1. прекращение реакции гидратации;
  2. рост внутреннего давления из-за промерзания и связанного с ним расширения материала;
  3. образование кристаллов льда вокруг арматуры, что приводит к плохому сцеплению ее с бетоном;
  4. получение бетона низкой прочности.

Основная задача зимой – обеспечить набор критической прочности бетона (30–50% от проектной прочности), после чего отрицательные температуры уже не оказывают негативного воздействия на бетон. Как правило, в оптимальных условиях критическая прочность достигается на 4–6-й день после укладки.

Поэтому зимой главное значение приобретает температура.

Температуру бетонной смеси измеряют до укладки, во время и после.

Важно!

Для зимнего бетонирования рекомендуется использование портландцементов и высокомарочных быстротвердеющих цементов.

Технология бетонирования в зимних условиях

В составе проекта производства работ разрабатываются мероприятия, которые обеспечивают:

  1. Предотвращение замерзания бетонного раствора в период транспортировки, укладки и уплотнения.
  2. Предупреждение замерзания свежеуложенного бетона вплоть до достижения критической прочности.
  3. Благоприятные тепло-влажностные условия набора прочности твердеющего бетона.

Приготовление бетона зимой. Меры предотвращения замерзания готовой бетонной смеси при транспортировке, укладке и уплотнении

Готовая бетонная смесь, поступающая на стройку, должна иметь температуру не ниже 5°С. Для этого замешивание производят на теплой (до 70°С) воде, а заполняющие материалы прогревают.

Важно!

Цемент не подвергают прогреванию во избежание заваривания. Время транспортировки готового бетонного раствора не должно превышать 4 часов.

Поверхности под бетонирование и арматура должны быть прогреты близко к температуре бетонного раствора, для чего используется теплый или горячий воздух, но не пар и не вода.

При длительной транспортировке готовой бетонной смеси и невозможности использовать подогрев, применяют противоморозные добавки.

Меры предупреждения промораживания бетона до достижения критической прочности

Различают два основных метода зимнего бетонирования:

  1. теплый бетон;
  2. холодный бетон.

Холодным называется бетон, который будет твердеть без подогревающих мероприятий. Обеспечить его твердение призваны специальные противоморозные добавки, которые снижают температуру замерзания воды и одновременно ускоряют реакции гидратации с тем, чтобы количество несвязанной воды в растворе как можно быстрее уменьшалось.

Широко распространенные противоморозные присадки – электролиты, соли Na и K, но их применение имеет некоторые ограничения:

  1. натриевые соли не применяют в армированном бетоне, поскольку они приводят к коррозии арматуры;
  2. некоторые виды портландцемента (например, высокощелочные или полученные из клинкера с высоким содержанием алюмосиликатов) не применяются совместно с электролитами;
  3. соли натрия и калия не применяются в смесях с заполнителем потенциально реакционно-способных пород;
  4. соли-электролиты должны проверяться опытным путем на образование высолов.

Современные комплексные противоморозные добавки не имеют недостатков солей-электролитов, обеспечивают возможность вести бетонные работы при низких температурах и обладают комплексным действием (не только противоморозным, но и пластифицирующим и другими).

Теплым называют бетон, который после укладки подвергается различным прогревающим и обогревающим процедурам.

Методы прогрева бетона

После того, как бетон уложен и уплотнен, необходимо поддерживать оптимальную температуру до достижения критической прочности, для чего применяют три вида мероприятий:

  1. метод термоса;
  2. устройство тепляков;
  3. прогрев бетона.

Эти мероприятия применяются как самостоятельно, так и в сочетании с противоморозными добавками.

Выбор метода производится в зависимости от многих факторов:

  1. тип конструкции;
  2. состав бетонной смеси;
  3. наличие и тип арматуры;
  4. наличие или отсутствие соответствующего оборудования;
  5. экономическая целесообразность.

Сохранение тепла или «метод термоса»

Метод термоса применяется в массивных конструкциях самостоятельно или в сочетании с добавками-ускорителями. Ускорители способствуют более быстрому отвердеванию бетона, а значит, критическая прочность будет набрана быстрее.

Реакция гидратации является экзотермической, то есть, протекает с выделением тепла.

В массивных конструкциях тепла выделяется достаточно для обогрева, поэтому, если заливать бетон в утепленную опалубку, а после заливки укрыть пленкой ПВХ и теплоизолирующими материалами (маты, рулонные материалы, доски, пенопласт), бетон будет сохранять температуру, подходящую для твердения вплоть до набора критической прочности.

Достоинства метода:

  1. экономия электроэнергии;
  2. использование собственного тепла бетона;
  3. относительная простота.

Недостатки метода термоса:

  1. применение только в массивных конструкциях;
  2. неэффективность при особо низких температурах (решается добавлением противоморозных добавок);
  3. не подходит для конструкций с большой площадью поверхности охлаждения.

Метод «горячего сухого термоса»

В этом случае можно укладывать бетон на промороженное основание без подогрева. В утепленную опалубку насыпается слой керамзита, разогретого до температуры 200–300°С, а после его остывания до 100°С выполняется укладка бетона, замешанного на теплой воде. В результате тепло остывающего керамзита используется для подогрева бетона.

Устройство тепляков

Тепляки – это своеобразные шатры, которые устанавливаются над замоноличенными конструкциями. Внутри тепляков устанавливают тепловые пушки в таком количестве, чтобы обеспечить необходимую температуру твердения (выше 5°С). Особенную важность имеет герметичность укрытия.

Методы искусственного прогрева бетона

Наиболее высокая скорость твердения бетона при температуре 50°С.

Обеспечить расчетную температуру отвердевания бетона до достижения критической прочности можно, применяя искусственный нагрев бетона различными методами:

  1. Электродный. Внутри опалубки закрепляются электроды, которые могут быть пластинчатыми, полосовыми, стержневыми, струнными. Тепло выделяется при пропускании тока через бетонную смесь.
  2. Кондуктивный (контактный). Тепло выделяется в проводнике при прохождении через него тока и передается бетонной смеси.
  3. Инфракрасный. ИК-излучение используется для прогрева основания, арматуры и нагревания бетона без переносчика тепла.
  4. Индукционный. Тепло выделяется арматурой, находящейся в электромагнитном поле индуктора.

Недостаток методов – необходимость использования дорогостоящего оборудования и электроэнергии.

Применение противоморозных и ускоряющих добавок позволяет бетону быстрее набирать критическую прочность и таким образом экономить электроэнергию и повышать оборачиваемость оборудования.

Заливка бетона зимой технически сложными способами

Целесообразно использование технически сложных способов зимнего бетонирования с применением утепленной опалубки, электродов для подогрева, укладки нагревающего кабеля и т.д. Эти методы требуют проведения тщательных предварительных расчетов.

Зимний бетон в домашних условиях

При домашнем строительстве бетонирование в условиях отрицательных температур допустимо для объектов невысокой важности.

Для самостоятельных работ используют замес на подогретой (не выше 70°С) воде.

Порядок закладки компонентов бетонной смеси меняют: сначала в воду засыпают крупный заполнитель, затем песок и цемент.

Совет: Зимой рекомендуется применять портландцемент марки не ниже М400.

В домашних условиях применение прогрева бетона или устройства тепляков не выгодно; на первый план выходят специальные противоморозные добавки, которые позволяют успешно проводить бетонные работы в зимнее время.

Можно ли добавлять в бетон соль и модифицирующие добавки?

В зимнее время для понижения температуры замерзания свободной воды в бетонный раствор добавляют соль (хлорид натрия) или другие соли натрия и калия, которые работают как электролиты.

Применение солей может привести к коррозии арматуры и появлению высолов на готовом бетоне. Оптимальный вариант – использование комплексных противоморозных добавок и пластификаторов.

Возможные последствия зимнего бетонирования

Несоблюдение технологий укладки бетона зимой приводит к получению бетонных изделий пониженной прочности, с трещинами, высолами и прочими дефектами, а также к плохому сцеплению с арматурой. Изделия получаются недолговечными в эксплуатации.

Важно!

Следует помнить, что критическая прочность бетона составляет 30–50% от расчетной прочности, а распалубочная – 70%. После достижения бетоном критической прочности мороз ему уже не вредит, и меры по обогреву можно сворачивать. Но в этот момент еще нельзя производить распалубку и давать нагрузку на бетон.

Бетонные работы зимой – чаще всего, вынужденная мера, но и в этом случае есть свои преимущества. При выборе технологии проведения зимних работ учитываются многие факторы: тип конструкций, состав бетонной смеси, наличие оборудования и экономический эффект от их применения. Противоморозные добавки желательны к применению при выборе любого метода ведения бетонных работ зимой.

При необходимости проведения зимнего бетонирования главной проблемой являются низкие температуры окружающей среды, которые приводят к замерзанию строительных материалов. Соответственно, технология бетонирования в зимних условиях направлена на предотвращение замерзания воды и других материалов.

Требования к зимнему бетонированию определяются СНиП 3.03.01, согласно которому зимними условиями считаются температуры ниже 5°С.

Существуют две важные причины, усложняющие процесс укладки бетона в зимой.

  • При низких температурах замедляется процесс гидратации цемента, что является причиной увеличения сроков набора твердости бетоном.

При температуре окружающей среды, равной 200С, в течение недели бетон набирает около 70% проектной прочности. При понижении температуры до 50С для набора такого уровня прочности потребуется времени в 3-4 раза больше.

  • Еще одним нежелательным процессом является развитие сил внутреннего давления, которые возникают из-за расширения замерзшей воды. Это явление приводит к разупрочнению бетона. Помимо этого, из замерзшей воды вокруг заполнителей образуются ледяные пленки, нарушающие связь между компонентами смеси.

При замерзании воды в порах твердеющей смеси развивается значительное давление, которое приводит к разрушению структуры неокрепшего бетона и снижению его прочностных характеристик.

Снижение прочности тем значительнее, чем в более раннем возрасте бетона замерзла вода. Наиболее опасным является период схватывания бетонной смеси. Если смесь замерзнет сразу после укладки ее в опалубку, то ее прочность при отрицательных температурах будет обусловлена только силами замерзания. При повышении температуры процесс гидратации цемента возобновится, но прочность такого бетона будет значительно уступать аналогичной характеристике материала, который не подвергался замораживанию.

Противостоять замораживанию без структурных разрушений может только тот бетон, который уже набрал определенное значение прочности. Важно соблюдать правило беспрерывной укладки бетона во избежание холодных швов.

В современном строительстве в мировой практике наиболее распространен способ зимнего бетонирования, когда бетонная смесь предохраняется от замерзания во время ее схватывания и набора определенной величины прочности, которая называется критической.

Если Вам нужно заказать бетон с доставкой, арендовать бетоносмеситель или шаланду, обращайтесь в Навигатор.

Под критической величиной прочности бетона принимают прочность, которая равна 50% от марочной. В конструкциях ответственного назначения бетон предохраняется от замерзания до достижения 70% от проектной прочности.

В современном строительстве применяют несколько способов бетонирования в зимний период:

  • использование добавок противоморозного действия;
  • укрытие бетонной смеси пленкой ПХВ и другими утеплителями;
  • электрический и инфракрасный прогрев бетона.

Вне зависимости от того, что вы строите, встаёт вопрос, какой бетон использовать для фундамента? Мы знаем, как выбрать марку в зависимости от типа объекта, нагрузки и характера грунта.

Основной закон прочности бетона, описанный , позволяет грамотно спланировать строительные работы.

Самые популярные производители бетона, бетонных смесей и составляющих.

Применение добавок противоморозного действия

Технологически наиболее удобным и экономически выгодным методом проведения зимнего бетонирования является применение противоморозных добавок. Этот безобогревный способ гораздо дешевле бетонирования с предварительным ограждением и утеплением конструкции, прогрева электричеством и инфракрасными лучами.

Модификаторы противоморозного действия могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами подогрева.

Все существующие «зимние» добавки в бетон можно разделить на три основные группы.

  • К первой группе относят добавки, которые либо слабо ускоряют, либо слабо замедляют процессы схватывания и твердения смеси. Представители этого класса — сильные и слабые электролиты, неэлектролиты и составы органического происхождения — карбамид и многоатомные спирты.
  • Ко второй группе принадлежат модификаторы на основе хлорида кальция. Эти вещества имеют способность сильно ускорять процессы схватывания и твердения и обладают значительными антифризными свойствами.
  • В третью группу входят вещества, обладающие слабыми антифризными свойствами, но являющиеся сильными ускорителями схватывания и твердения с сильным тепловыделением сразу после заливки. Сфера применения этих добавок невелика, но они представляют интерес с научной точки зрения. К таким добавкам относятся трехвалентные сульфаты на основе алюминия и железа.

Мероприятия, увеличивающие эффективность применения противоморозных добавок

Противоморозные добавки выполняют важную роль — активируют процессы твердения смеси и снижают температуру замерзания жидкой фазы. Но для получения эффективного результата, наряду с использованием модификаторов, необходимо выполнять ряд сопутствующих мероприятий.

  • Созданию внутренней теплоты в бетонной смеси способствует предварительный подогрев ее компонентов.
  • После окончания укладки поверхность бетона необходимо утеплить матами, что позволит сохранить тепло, выделенное в результате экзотермической реакции цемента и воды, и сохранить условия, подходящие для твердения.
  • Зимой наиболее эффективно использовать портландцементы и высокомарочные быстротвердеющие цементы.

При зимнем бетонировании не рекомендуется использовать замерзшие заполнители.

  • При изготовлении бетонной смеси из подогретых компонентов применяют иной порядок загрузки всех элементов, чем в традиционных летних условиях, когда все сухие составляющие одновременно загружаются в заполненный водой барабан смесителя. Зимой, чтобы избежать заваривания цемента, сначала в барабан заливают воду, затем засыпают крупный заполнитель, а потом проворачивают барабан несколько оборотов и засыпают песок и цемент.

Продолжительность перемешивания компонентов в зимнее время должна быть увеличена примерно в полтора раза.

  • Транспортировка смеси должна осуществляться в утепленной машине, с двойным днищем, куда поступают отработанные газы. Места погрузки и выгрузки бетонной смеси необходимо изолировать от воздействия ветра, а средства подачи смеси — тщательно утеплить.
  • Опалубка и арматура должны быть очищены от снега и наледи, арматуру необходимо отогреть до положительной температуры.
  • Обязательное условие зимнего бетонирования — быстрые темпы его проведения.

Чем обусловлено использование противоморозных добавок в бетон и как их выбирать?.

Сертификат качества на бетон, который можно скачать , содержит результаты тестирования бетона и основных его характеристик.

Хотите заказать бетонные работы? Узнайте , сколько они стоят.

Метод «термоса»

Технологически метод «термоса» осуществляется укладкой смеси положительной температуры в утепленную опалубку. Бетон набирает прочность благодаря начальному теплосодержанию и экзотермическому выделению при реакции гидратации цемента.

Максимальное тепловыделение обеспечивают портландцементы и высокомарочные цементы. Особо эффективен метод «термоса» в сочетании с противоморозными добавками.

Бетонирование методом «горячего термоса» заключается в кратковременном подогреве смеси до 60-800С, уплотнении ее в горячем состоянии и выдерживании в «термосе» или с применением дополнительного подогрева.

В условиях строительной площадки бетонную смесь разогревают с помощью электродов. Смесь выступает в цепи переменного электротока в роли сопротивления. Электропрогрев проводят в кузовах автосамосвалов или бадьях.

Способы искусственного нагрева и прогрева бетона

Сущность этого метода заключается в создании и дальнейшем поддержании температуры смеси при максимально допустимой величине, пока бетон не наберет требуемую прочность. Этот способ применяется в случаях, когда метода «термоса» оказывается недостаточно.

Существует несколько вариантов достижения требуемого результата:

  • Физический смысл электродного прогрева аналогичен выше описанному методу электродного разогрева смеси. В данном случае используется теплота, которая выделяется смесью при пропускании через нее электрического тока. Для подведения электротока к бетону применяют электроды нескольких типов: пластинчатые, струнные, полосовые, стержневые. Наиболее эффективными являются пластинчатые электроды, изготавливаемые из кровельной стали. Пластины нашивают на поверхность опалубки, непосредственно соприкасающуюся с бетоном, и подключают к разноименным фазам сети. Между противолежащими электродами происходит токообмен, в результате чего осуществляется нагрев всей бетонной конструкции.
  • Сущность контактного или кондуктивного нагрева заключается в использовании тепла, выделяемого в проводнике во время прохождения по нему электротока. Контактным способом теплота передается всем поверхностям бетонного элемента. От поверхностей тепло распространяется по всей конструкции.

Для контактного нагрева бетона используют термоактивные гибкие покрытия или термоактивные опалубки.

  • Способ инфракрасного нагрева основан на способности инфракрасных лучей при их поглощении телом трансформироваться в тепловую энергию. Теплота от излучателя к нагреваемому телу осуществляется моментально без использования переносчика тепла. В качестве генераторов инфракрасных волн используют кварцевые и трубчатые металлические излучатели. Инфракрасный нагрев применяется для отогрева арматуры, промороженных бетонных поверхностей, тепловой защиты уложенной бетонной смеси.
  • При индукционном нагреве используется теплота, которая выделяется в стальной опалубке или арматурных деталях и изделиях, расположенных в электромагнитном поле катушки-индуктора. Этот метод применяется с целью отогрева ранее выполненных бетонных конструкций при любой температуре окружающей среды и в любой опалубке.

Соблюдение рекомендаций по зимнему бетонированию позволит избежать утраты прочностных характеристик бетонных и железобетонных конструкций, выполненных при пониженных температурах наружного воздуха.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *