Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 31

Понятие «произведение» в законодательстве не раскрывается отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.

Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением — объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.

Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.

Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, т.е. отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны произведения в случае если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признают возможность предоставления охраны даже при наличии «субъективной новизны», т.е. при недоказанности заимствования автором ранее созданного произведения.

Мало того, в последние годы российская коммерческая и судебная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, в том числе даже такие, которые существовали в русском или иностранном языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведениями определенных авторов, например «Ну, погоди!», «Буратино» (от итал. burattino — «кукла-марионетка», «легкомысленный человек») и т.д.

Гражданский кодекс РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.

Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан доказывать «качество» произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиями т.д.

Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, т.е. стать доступным для восприятия другими людьми. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений — объектов авторских прав:

— литературные произведения;

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— аудиовизуальные произведения;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

— другие произведения.

Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д.

По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды произведений │

└┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Литературные произведения и условно приравненные к ним │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Драматические и музыкально-драматические произведения │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Сценарные произведения │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Хореографические произведения и пантомимы │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Музыкальные произведения с текстом или без текста │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Аудиовизуальные произведения │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Произведения изобразительного искусства: произведения живописи, │

│ │скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др. │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового │

├─►│искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и │

│ │макетов │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Фотографические произведения и произведения, полученные способами, │

│ │аналогичными фотографии │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и │

├─►│пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к │

│ │другим наукам │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Программы для ЭВМ (компьютерные программы) │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│Переводы, переработки и иные производные произведения │

│ └───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐

└─►│Сборники, базы данных и иные составные произведения │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

— программы для ЭВМ;

— базы данных;

— производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;

— составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.

— такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).

Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений.

К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при том условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке, и т.д.

Существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ).

Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.

Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.

Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, т.е. их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.

Несмотря на то что современное законодательство не содержит определения понятия «произведения» как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются.

Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т.д., однако сами по себе «идеи», не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут.

Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться «идеи», «факты» и иные аналогичные объекты («идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования») безотносительно к форме их выражения.

Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т.д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Авторское право не охраняет │

└┬───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

│ │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

├─►│ Идеи │ ├─►│ Открытия │

│ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

│ │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

├─►│ Концепции │ ├─►│ Факты │

│ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

│ │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

├─►│ Принципы │ ├─►│ Языки программирования │

│ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

│ │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

├─►│ Методы │ ├─►│ Сюжеты произведений │

│ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

│ │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

├─►│ Процессы │ ├─►│ Правила игр │

│ └─────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

│ │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

├─►│ Системы │ │ │ Иные результаты │

│ └─────────────────────────────┘ │ │ интеллектуальной │

│ │ │ деятельности или │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ │ сведения (информация), │

├─►│ Способы │ └─►│ не получившие │

│ └─────────────────────────────┘ │ воплощение в форме │

│ │ конкретного произведения │

│ ┌─────────────────────────────┐ └──────────────────────────────┘

└─►│ Решения технических, орга- │

│ низационных и иных задач │

└─────────────────────────────┘

Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.

Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты интеллектуальной собственности, например патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т.д.

Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану.

Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право вообще не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений — объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства:

1) законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Такие объекты хотя и могут рассматриваться как результаты творческой деятельности — произведения, но охрана им не предоставляется по причинам, которые будут рассмотрены далее.

Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.

Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

Отсутствие охраны средствами авторского права произведений народного творчества рассматривается как следствие отсутствия у таких произведений конкретных авторов.

Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной: если

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Не являются объектами авторских прав в силу указания закона │

└┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│ Официальные документы государственных органов и органов местного │

│ │ самоуправления муниципальных образований, в том числе: │

│ └┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ │

│ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ├─►│ Законы и другие нормативные акты │

│ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ │

│ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ├─►│ Судебные решения │

│ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ │

│ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ├─►│ Иные материалы законодательного, административного и │

│ │ │ судебного характера │

│ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ │

│ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ├─►│ Официальные документы международных организаций │

│ │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ │

│ │ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ └─►│ Официальные переводы указанных выше документов │

│ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные │

├─►│ знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных │

│ │ образований │

│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│ Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие │

│ │ конкретных авторов │

│ └──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно │

└─►│ информационный характер (сообщения о новостях дня, программы │

│ телепередач, расписания движения транспортных средств и тому │

│ подобное) │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────┘

форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.

Рекомендуемые страницы:

Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений

Для обозначения всей совокупности прав, относящихся к сфере интеллектуальной собственности, частью четвертой ГК РФ введен специальный термин «интеллектуальные права», которые согласно ст. 1226 ГК РФ включают «исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)».

В свою очередь авторские права определяются п. 1 ст. 1255 ГК РФ как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, т.е. понятие «авторские права» охватывает все имущественные и личные неимущественные права, закрепляемые законодательством в отношении произведений.

При этом постоянно встречающееся в законодательстве упоминание о «произведениях науки, литературы и искусства» является данью традиции и не имеет практического значения, так как действующее законодательство не устанавливает каких-либо принципиальных различий в правовом регулировании для этих трех групп произведений. Мало того, во многих случаях не существует однозначных критериев для их общепризнанного разграничения. Так, произведение, представляющее результат научного творчества и выраженное в форме статьи или книги, традиционно рассматривается в качестве литературного произведения, альбом репродукций может быть признан сборником произведений изобразительного искусства, и т.д.

Вся совокупность предусматриваемых ГК РФ авторских прав может быть разделена на несколько групп:

  • 1) личные неимущественные права автора;
  • 2) исключительное право на произведение, на основании которого автор и его правопреемники могут разрешать или запрещать использование произведения;
  • 3) «право на вознаграждение», устанавливаемое в случаях, когда ГК РФ предусматривает, что произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 Кодекса), а также в иных случаях, когда Кодекс специально предусматривает выплату дополнительного вознаграждения авторам, например за использование служебных произведений.

Кроме того, существует ряд других прав, которые не всегда можно однозначно отнести к той или иной категории, например «право доступа», предусмотренное ст. 1292 ГК РФ, или даже невозможно однозначно отнести к категории «авторских», например особое «право использования изданий», предусмотренное п. 7 ст. 1260 ГК РФ.

Часть прав закрепляется только в отношении определенных видов произведений: например, право следования и право доступа — только в отношении произведений изобразительного искусства.

Непосредственно в отдельных статьях Кодекса предусматриваются положения, позволяющие говорить о наличии дополнительных прав не только у авторов, но и у иных категорий правообладателей: например, изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) принадлежит право требовать указания его имени или наименования при любом использовании аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Многие вопросы, связанные с разграничением отдельных видов прав, являются дискуссионными, по ним высказываются различные точки зрения. Законодатель уклонился от четкого деления предоставляемых авторам прав на две категории: имущественные права и личные неимущественные права, оставив тем самым достаточный простор для дальнейшего развития теоретических взглядов по данным вопросам.

В то же время ГК РФ специально определяет, что исключительное право на произведение признается имущественным правом, как это вытекает, в частности, из формулировки ст. 1226 ГК РФ.

Право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения всегда относятся к числу личных неимущественных прав.

Дискуссии вызвала принадлежность к категории личных неимущественных прав такого принадлежащего авторам права, как право на обнародование произведения. Так, профессор А.П. Сергеев неоднократно отмечал, что в данном праве соединены воедино как личные неимущественные, так и имущественные элементы*(1).

Что касается остальных прав, закрепляемых за авторами и иными правообладателями в соответствии с положениями главы 70 ГК РФ, то, хотя в отношении части из них можно определенно сказать об имущественном характере таких прав в тех случаях, когда речь идет о праве на получение авторами или иными правообладателями вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и т.д.), для многих остальных принадлежность к числу имущественных или личных неимущественных прав является дискуссионной.

В целом же авторские права составляют настолько сложный взаимосвязанный комплекс, что, как совершенно справедливо отмечает профессор А.П. Сергеев, «выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно»*(2).

Понятие «произведение» в законодательстве не раскрывается отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.

Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением — объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.

Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.

Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, т.е. отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны произведения в случае если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признают возможность предоставления охраны даже при наличии «субъективной новизны», т.е. при недоказанности заимствования автором ранее созданного произведения.

Мало того, в последние годы российская коммерческая и судебная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, в том числе даже такие, которые существовали в русском или иностранном языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведениями определенных авторов, например «Ну, погоди!», «Буратино» (от итал. burattino — «кукла-марионетка», «легкомысленный человек») и т.д.

Гражданский кодекс РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.

Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан доказывать «качество» произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиями т.д.

Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, т.е. стать доступным для восприятия другими людьми. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений — объектов авторских прав:

  • — литературные произведения;
  • — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • — хореографические произведения и пантомимы;
  • — музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • — аудиовизуальные произведения;
  • — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • — фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • — другие произведения.

Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д.

По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

  • — программы для ЭВМ;
  • — базы данных;
  • — производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;
  • — составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.
  • — такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).

Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений.

К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при том условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке, и т.д.

Существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ).

Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.

Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.

Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, т.е. их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.

Несмотря на то что современное законодательство не содержит определения понятия «произведения» как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются.

Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т.д., однако сами по себе «идеи», не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут.

Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться «идеи», «факты» и иные аналогичные объекты («идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования») безотносительно к форме их выражения.

Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т.д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения.

Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.

Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты интеллектуальной собственности, например патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т.д.

Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану.

Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право вообще не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений — объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства:

  • 1) законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Такие объекты хотя и могут рассматриваться как результаты творческой деятельности — произведения, но охрана им не предоставляется по причинам, которые будут рассмотрены далее.

Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.

Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

Отсутствие охраны средствами авторского права произведений народного творчества рассматривается как следствие отсутствия у таких произведений конкретных авторов.

Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной.

форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.

Следует признать, что закрепленный в настоящее время ГК РФ подход не является единственно возможным. Так, в последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется исследованию вопросов установления особой охраны в отношении произведений народного творчества («выражений фольклора»). Кроме того, п. 4 и 8 ст. 2 Бернской конвенции хотя и признают возможность установления исключений в отношении официальных текстов и «сообщений о новостях дня», но не предусматривают в качестве обязательного правила именно такое решение вопроса.

Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Таким образом, авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, вплоть до любого абзаца, оригинального предложения, фразы или слова, оригинального фрагмента произведения изобразительного искусства и т.д.

На практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т.д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений («Смешарики», «Простоквашино» и т.д.).

Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия части четвертой ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т.д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма «Ну, погоди!», согласился с мнением о том, что название этого фильма «может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора»*(3).

С принятием и вступлением в силу части четвертой ГК РФ вопрос об охране персонажей оказался решен на законодательном уровне. При этом персонаж, как и название произведения, выведен законодателем за пределы такой категории, как часть произведения: один и тот же оригинальный персонаж может действовать в различных произведениях одного и того же автора, заимствоваться (с согласия автора) для использования в иных произведениях, а название может использоваться в качестве составной части названий различных книг из создаваемой автором серии произведений.

Из формулировки п. 7 ст. 1259 ГК РФ по сравнению с ранее действовавшей в отношении частей произведений формулировкой ЗоАП устранено требование о «возможности самостоятельного использования» части произведения как одного из критериев предоставления охраны в отношении такой части. Необходимым и достаточным признается, чтобы соответствующая часть произведения, его название или персонаж из него являлись «самостоятельным результатом творческой деятельности» и были выражены в какой-либо объективной форме.

Как представляется, под персонажем следует понимать оригинальный образ, созданный автором литературного, художественного или аудиовизуального произведения, при этом на практике возможны различные случаи возникновения персонажей. В случае если персонаж впервые появился в литературном или драматическом произведении, а в дальнейшем такое произведение было экранизировано, то автором персонажа должен признаваться автор исходного литературного или драматического произведения, например, Ян Флеминг в отношении героя своих книг Джеймса Бонда, А. Милн в отношении персонажей своих рассказов о Винни-Пухе, А.Н. Толстой в отношении героев своей книги «Золотой ключик», Э.Н. Успенский в отношении таких персонажей, как Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Матроскин и т.д.

В случае если оригинальный персонаж впервые появился в серии комиксов, аудиовизуальном произведении, мультимедийной игре и т.п., определение круга его создателей может оказаться достаточно затруднительным, не всегда однозначным и будет зависеть от специфики каждого конкретного случая.

Понятие авторского права на служебные произведения.

Говоря об авторских правах, следует отметить, что большое число литературных произведений, произведений науки и искусства создаются автором в рамках обязанностей, предусмотренных службой (трудовой договор, служебное задание) -данные произведения в соответствии с ГК именуются служебными произведениями (СП).

Следует также заметить, что к СП не относятся произведения, которые создавались хоть и при наличие трудового договора (ТД), но сверх служебных обязанностей, распространяющихся определенным лицом. К числу данных результатов относятся также материальные носители.

Исключительное право (ИП) на данное произведение принадлежит непосредственно работодателю т.к. между данными лицами преобладают трудовые отношения, а также, потому что данное произведение было создано в результате осуществления трудовой функции. ГК РФ не предусматривает выдачи определенного поручения или задания по созданию или подготовки служебного произведения, однако это в любом случае не повредит. С момента создания определенного СП ИП принадлежит работодателю.

ИП на произведение и срок принадлежности работодателю не имеет взаимосвязи с действием ТД, который заключается между работником и работодателем. В случае прекращения действия или расторжения ТД исключительное право не переходит к его автору.

Право на вознаграждение СП автор приобретает, если работодатель принимает решение о сохранении произведения в тайне и в силу данной причины отказывается его использовать в определенный срок. Размер вознаграждения определяется договором, в случае спора- судебными органами.

Кодекс не предусматривает форму конкретного договора о размере вознаграждения и его соотношения с заработной платой работника. Данные условия могут быть закреплены ТД. Если в случае СП устанавливаются минимальные ставки АП, которые регламентированы Правительством РФ, размер вознаграждения не должен быть меньше данных ставок.

Если возникает спор относительно вознаграждения за СП, суд не вправе выносить решение о запрете использования СП, т.к. само использование СП является правомерным. Гражданское законодательство регламентирует важный случай, когда ИП на произведение переходит к его автору. Когда СП было представлено в распоряжение работодателя, и он не совершит в его отношении конкретные действия в течении трех лет, ИП на данное произведение переходит его автору.

С целью оптимизации возможных рисков, которые могут иметь тесную связь с использованием и созданием СП является внедрение, разработка локального нормативного акта в рамках данного предприятия, которые регулируют порядок юр. закрепления прав на СП.

В основе принимаемых актов лежат задачи, которые будут обеспечивать:

1) Определенный контроль, направленный на создание СП;

2) Порядок непосредственного оформления прав на СП;

3) Оформление в документации перехода прав;

4) Контроль за устанавливаемыми сроками на исключительное право;

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2006, N 3

Авторское право на служебные произведения

Для произведений науки, литературы и искусства, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, законодателем установлен особый правовой режим. Зачастую работодатели не задумываются о порядке оформления отношений с работником, создающим в процессе своей трудовой деятельности у работодателя произведения, являющиеся объектом авторского права, считая, что сам факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником придает произведению статус служебного. Но это далеко так. В дальнейшем подобная недальновидность может привести к крайне неблагоприятным последствиям. Работники тяжело расстаются со своими произведениями, созданными творческой мыслью. Поэтому, покинув родную организацию, сотрудники стремятся прихватить результат своей креативной деятельности с собой и использовать его на благо нового работодателя. В связи с этим об оформлении всех документов, позволяющих считать произведение, созданное работником, служебным произведением, стоит побеспокоиться заранее.

В настоящей статье мы поговорим о:

— понятии «служебное произведение», его статусе;

— принадлежности прав на его использование;

— правах автора служебного произведения;

— вопросах правильного оформления отношений с работником — автором служебного произведения.

Понятие и правовой статус

служебного произведения

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, регулируются Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Вопросы авторского права на произведения архитектуры регулируются также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», а особенности регулирования отношений, возникающих в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных, — Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Объекты авторского права

Прежде всего необходимо определить, что же является объектом авторского права. В противном случае создание работником произведения, на право использования которого работодатель при определенных условиях мог бы претендовать, может пройти для него незамеченным.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. При этом произведения могут быть как обнародованы, так и не обнародованы. Тем не менее, они должны существовать в какой-либо объективной форме:

— письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

— устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

— звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

— изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео — или фотокадр и так далее);

— объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

— в других формах.

Фрагмент документа. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Статья 7 «Произведения, являющиеся объектами авторского права»

1. Объектами авторского права являются:

— литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— аудиовизуальные произведения (кино-, теле — и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино — и телепроизведения);

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

— другие произведения.

2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

3. К объектам авторского права также относятся:

— производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

— сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Авторское право:

— не распространяется на:

— идеи,

— методы,

— процессы,

— системы,

— способы,

— концепции,

— принципы,

— открытия,

— факты и

— не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Следует также разделять объекты авторского и патентного права. Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. И, в отличие от авторского права, для возникновения и осуществления которого не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей, права на изобретение, полезную модель, промышленный образец подтверждаются, соответственно, патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец.

Служебное произведение

Теперь попытаемся разобраться в том, что такое служебное произведение.

Служебное произведение — произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (исходя из смысла ст. 14 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»).

При этом исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Весьма любопытно, что действовавшие до вступления в силу Закона «Об авторском праве» Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик предоставляли работодателю право использовать служебное произведение:

— только способом, обусловленным целью создания служебного задания, и

— только в течение трех лет с момента создания служебного произведения.

По истечении этого периода все права переходили в полном объеме к автору. А для использования таких произведений способами, не обусловленными служебным заданием, или по истечении трех лет с момента их создания, необходимо было заключение обычного авторского договора. Таким образом, правомочия работодателя в отношении служебного произведения с введением в действие Закона «Об авторском праве» значительно расширились. Работник не вправе предъявлять работодателю претензии об использовании созданного им произведения способом, отличным от обусловленного целью служебного задания.

Каковы же критерии отнесения произведения к служебным?

Во-первых, это наличие трудовых отношений между автором произведения и работодателем.

Во-вторых, произведение должно быть создано работником в рабочее время.

Судебно-арбитражная практика. Отказывая учебному заведению в признании исключительных прав на использование практикума по решению задач, созданного бывшим преподавателем данного учебного заведения в период работы в учебном заведении, суд указал на то, что почасовой объем учебной нагрузки преподавателя превышал установленные нормы для преподавателей, поэтому данное произведение не могло быть создано в рабочее время и его нельзя рассматривать как выполненное в рамках трудового договора.

В-третьих, создание произведения должно входить в служебные обязанности работника или производиться по служебному заданию работодателя.

Пример 1. Совершенно очевидно, что работодатель не вправе претендовать на исключительное право использования музыкального произведения или программы для ЭВМ, созданных главным бухгалтером организации в свободное от работы время.

Более того, даже в случае, если ваш разносторонне талантливый работник творит в ущерб своим служебным обязанностям в рабочее время без всякого на то задания с вашей стороны, используя при этом производственные ресурсы (компьютер с необходимым программным обеспечением, ручки, карандаши, бумагу и т.д.), права на созданное таким образом произведение в полной мере будут принадлежать сотруднику. Вы вправе лишь привлечь его к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, а в отдельных случаях также к материальной ответственности в размере стоимости израсходованных не по назначению канцелярских товаров.

Еще в Постановлении от 18 апреля 1986 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений» Пленум Верховного Суда СССР указал на то, что сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов организации, с которой он находится в трудовых отношениях, не может служить основанием для вывода, что выполненная автором работа является плановой.

В-четвертых, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей произведение не должно относиться к энциклопедиям, энциклопедическим словарям, периодическим и продолжающимся сборникам научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий.

Согласно п. 4 ст. 14 Закона «Об авторском праве» на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения, касающиеся служебных произведений, не распространяются. Исключительные права на использование таких изданий, согласно п. 2 ст. 11 Закона «Об авторском праве», принадлежат их издателю. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Неиспользование работодателем в дальнейшем произведения, созданного работником в порядке выполнения своих трудовых обязанностей, ни в коей мере не может служить основанием для отказа в признании произведения служебным.

Пример 2. Дизайнеру было поручено создание трех различных по концепции дизайн-макетов. Для дальнейшей доработки и использования был выбран один из них. При этом исключительные права на все три дизайн-макета, как созданные в порядке исполнения служебных обязанностей, будут принадлежать работодателю.

Исключительные имущественные права

Исключительные права на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

— распространять экземпляры произведения любым способом (право на распространение): продавать, сдавать в прокат и так далее;

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

— публично показывать произведение (право на публичный показ);

— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

— переводить произведение (право на перевод);

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

— сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Исключительные права на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов.

Кроме того, работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Срок действия личных неимущественных

и исключительных имущественных прав

Не стоит забывать, что срок действия исключительных прав на использование произведения хотя и довольно длителен, но отнюдь не бесконечен, в отличие от личных неимущественных прав, которые охраняются бессрочно:

— авторства,

— права на имя и

— права на защиту репутации автора.

По общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в разряд общественного достояния и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Авторское право на:

— произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования;

— на произведение, созданное в соавторстве, — в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов;

— на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, — в течение 70 лет после его выпуска.

Судебно-арбитражная практика. Созданное программистом ЗАО «Программные продукты» программное обеспечение изначально было предназначено для внутренних нужд организации. Программист состоял с организацией в трудовых отношениях, и создание данного вида программного обеспечения входило в его служебные обязанности согласно должностной инструкции. С согласия автора программное обеспечение было представлено на региональной конференции, всем участникам которой были предоставлены демонстрационные экземпляры программного обеспечения. Продукт вызвал интерес, и через некоторое время руководство ЗАО «Программные продукты» приняло решение о реализации экземпляров ПО, что принесло организации значительный доход. Требования бывшего работника о прекращении незаконного использования организацией созданного им произведения в связи с тем, что цель создания произведения предусматривала иной способ его использования, суд счел необоснованными.

А что в трудовом договоре?

И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это то, что норма о принадлежности работодателю исключительного права использования служебного произведения носит диспозитивный характер. Договором работодателя с автором может быть предусмотрено иное. Поэтому если при приеме на работу вы пошли навстречу пожеланиям работника и включили в трудовой договор условие, согласно которому исключительные права на все созданные работником служебные произведения, являющиеся объектом авторского права, принадлежат работнику, то ссылаться в дальнейшем на нормы Закона «Об авторском праве», регулирующие порядок использования служебных произведений, будет бесполезно.

Права, принадлежащие автору

служебного произведения

Весьма распространенным заблуждением является представление о том, что автор служебного произведения совершенно бесправен. Тем не менее, личные неимущественные права автора не отделимы от самого человека, творческим трудом которого создан «шедевр», и принадлежат творцу независимо от принадлежности имущественных прав на данное произведение.

К личным неимущественным правам относятся:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование);

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Пример 3. Исключительные права на использование фотоизображения, созданного фотографом рекламного агентства в порядке исполнения своих служебных обязанностей, были переданы рекламным агентством по договору иной организации. Впоследствии данная организация использовала фотоизображение без указания имени автора, что было признано нарушением права автора на имя.

По сравнению с авторами произведений, не являющимися служебными, личные неимущественные права автора служебного произведения ограничены. Автор служебного произведения не имеет права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) даже при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Оформление отношений с работником — автором

служебного произведения

Основным критерием отнесения произведения к разряду служебных является наличие трудовых отношений между автором произведения и работодателем, то есть отношений, основанных на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Он заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. На основании трудового договора оформляется приказ о приеме на работу, после чего делается запись в трудовой книжке нового сотрудника.

При наличии у работодателя всех трех вышеозначенных документов (трудового договора, приказа о приеме на работу, трудовой книжки работника с записью о приеме на работу) вопросов о наличии трудовых отношений между работодателем и автором произведения не возникнет. Но что делать, если оформление работника надлежащим образом не было произведено? В этом случае имеет смысл ссылаться на положения ч. 2 ст. 67 ТК РФ, согласно которой трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Подтвердить этот факт можно имеющимися письменными доказательствами (например, записью в табеле учета рабочего времени), а также свидетельскими показаниями. Не стоит забывать при этом, что отсутствие надлежащего оформления трудовых отношений с работником является нарушением законодательства о труде и может повлечь за собой ответственность, предусмотренную ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Создание произведения в порядке выполнения служебных обязанностей может быть подтверждено должностной инструкцией. Должностная инструкция работника — автора произведения должна предусматривать в качестве одной из служебных обязанностей работника обязанность по созданию произведений такого рода. Например, в обязанности работника пресс-службы, согласно должностной инструкции, может входить написание текстов рекламных листовок или создание новостных сообщений, публикуемых на сайте организации. И то, и другое — результат творческого труда работника пресс-службы, но их создание входит в его служебные обязанности, а значит, исключительные права на использование данных произведений принадлежат работодателю.

Кроме того, в случае, если заранее известно, что результатом работы сотрудника над проектом должно стать создание объекта авторского права, не лишним будет оформить приказ о возложении на работника обязанностей по созданию конкретного произведения (текста, чертежа, программы для ЭВМ и т.д.), то есть оформить так называемое служебное задание.

Пример 4.

Общество с ограниченной ответственностью «Протектор»

Приказ

1 февраля 2006 г. N 125

г. Москва

О служебном задании

В рамках работы над проектом по созданию сайта ООО «Протектор»

Приказываю:

1.1. Дизайнеру И.И. Иванову разработать дизайн-макет сайта ООО «Протектор».

1.2. Пресс-секретарю С.С. Сидорову разработать тексты, содержащие информацию об услугах ООО «Протектор», предназначенные для размещения на сайте.

1.3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Петров П.П. Петров

С приказом ознакомлен Иванов И.И. Иванов

Авторское право: произведение как объект авторского права. Виды произведений. Служебные произведения.

Авторское право – институт права интеллектуальной собственности, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений.

К объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства.

Субъекты авторского права – это авторы (физические лица), наследники и иные правопреемники (пользователи по авторским договорам).

Автор – это лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Произведение может быть создано двумя и более лицами (соавторство). Соавторы решают все вопросы, касающиеся использования произведения, по взаимному согласию.

Наследники– это лица, к которым авторские права перешли по закону или по завещанию после смерти автора.

Иные правопреемники – это лица, к которым авторские права перешли по договору, в результате реорганизации юридического лица – обладателя авторских прав и по иным основаниям, предусмотренным законом.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения;

6) иные права, установленные частью 4 Гражданского кодекса.

Основные виды произведений

1.Авторскими произведениями-— это произведения, имеющие оригинал; литературные, научные, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства (а также их копии — произведения декоративно-прикладного искусства), фотографические произведения, произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, картографические произведения. Все авторские произведения изначально создаются в виде оригинала произведения.

2.Исполнительскими произведениями являются аудиовизуальные, драматические, музыкально-драматические, сценарные, хореографические произведения. Особенностью таких произведений является не столько то, что они могут включать разнообразные авторские произведения, сколько то, что исполнительские произведения создаются и существуют только при посредничестве исполнителей и иных лиц.

3.Служебные произведения-

произведение, созданное автором в пределах исполнения своих трудовых обязанностей, иными словами, для признания произведения служебным необходимо наличие трудовых отношений. Более того, необходимо, чтобы создание произведений, творческая деятельность были трудовыми обязанностями работника — автора.
Все авторские права в данном случае принадлежат автору, только исключительное право на произведение принадлежит работодателю (редакции СМИ), если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Субъекты авторского права. Презумпция авторства. Имущественные и личные неимущественные права авторов.

Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства).

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения;

6) иные права, установленные частью 4 Гражданского кодекса.

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями:

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права.копирайт.

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права.

Личные неимущественные права («моральные права») включают в себя:

Право авторства — право признаваться автором произведения;

Право на имя — право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно;

Право на обнародование — право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: воспроизведение, распространение, публичный показ, прокат, воплощение проекта и т.д.

Имущественные права автора

1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

(право на воспроизведение);

(право на распространение);

(право на импорт);

(право на публичный показ);

(право на публичное исполнение);

(право на передачу в эфир);

(право на перевод);

(право на переработку).

3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

82.Договоры в авторском праве. Лицензионные договоры и договоры об отчуждении исключительного права на произведение. Договор авторского заказа.

Договор авторского права (авторский договор) — соглашение между автором произведения искусства, литературы или науки, подлежащего охране авторским правом, и пользователем произведения. Договор авторского права регулирует передачу своих имущественных прав, связанных с произведением.

Имущественные права на произведения могут быть переданы частично или полностью, на определенный срок. Действие договора может быть распространено на определенную территорию. Основные типы авторских договоров предусматривают передачу исключительных либо неисключительных прав на использование произведения.

Договор авторского права заключается в письменной форме. Изменение или расторжение договора возможно тоже только в письменной форме.

В числе основных сведений договор авторского права должен содержать следующую информацию:

• срок действия договора и территорию, на которой он действителен; • перечень конкретных прав, передаваемых по договору; • порядок определения или сумму авторского вознаграждения, сроки и порядок его выплаты по каждому способу использования произведения.

Лицензионный договор -договор, по которому одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Виды лицензионных договоров

Лицензионные договоры могут быть двух видов, и исходя из этого предусматривают:

предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. Лицензионный договор в обязательном порядке должен предусматривать: 1) предмет договора — указание на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору; 2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

договоры об использовании исключительного права на произведение (лицензионные договоры)

Лицензионный договор может быть исключительным и неисключительным, то есть договором «предоставления лицензиату права .

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

1. По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

2. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

3. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.

4. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР ЗАКАЗА — договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. главное отличие договора заказа от обычного авторского договора в том, что он заключается на еще несуществующее произведение. автор должен выполнить работу лично.Следующей обязанностью гражданина по авторскому договору заказа является представление произведения в срок, определенный соглашением. По авторскому договору заказа автор может передать заказчику как исключительные права на произведение, так и предоставить право его использования лишь в установленных договором пределах.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *