Автотранспорт — правила, нормы, положения

Классификация и категория автомобильных дорог.

1. Классификация автомобильных дорог в соответствии с федеральным законом № 257 от 8. 11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации»:

1. 1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

а) автомобильные дороги федерального значения;

б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

в) автомобильные дороги местного значения;

г) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

1.2. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

— соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

— включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

1.3. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

— соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

1.4. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

1.5. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

1.6. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

1.7. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

1.8. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

1.9. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

1.10. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

1.11. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

а) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

б) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

в) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

г) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

д) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

1.12. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

1.13. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в пунктах 1.11 – 1.12 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

2. Категории автомобильных дорог.

2.1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

2.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль;
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

2.3. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается 1А категория.

2.4. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.

2.5. Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 1В, II, III, IV и V категории.

2.6. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения;
б) ширины полосы движения;
в) ширины обочины;
г) наличия и ширины разделительной полосы;
д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

2.7. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, приведенными в приложении к данному постановлению Правительства РФ (таблица 1).

Таблица 1.

Параметры элементов

автодороги

Класс автомобильной дороги

авто-
маги-
страль

скоро-
стная автодорога

обычная автодорога (нескоростная автодорога)

Категории

Общее число полос движения, штук

4 и более

4 и более

4 и более

4 или 2

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,5 — 3,75

3,5 — 3,75

3,25 — 3,5

3,0 — 3,25

3,5 — 4,5

Ширина обочины
(не менее), м

3,75

3,75

3,25 — 3,75

2,5 — 3,0

2,0 — 2,5

1,5 – 2,0

1,0 — 1,75

Ширина разделитель ной полосы, м

Пересечение с автодорогами

в разных уровнях

в разных уровнях

Допускается
в одном уровне с авто дорогами со светофорами не чаще чем через 5 км

в одном уровне

в одном уровне

в одном уровне

в одном уровне

Пересечение с железными дорогами

в разных уровнях

в разных уровнях

в разных уровнях

в разных уровнях

в разных уровнях

в одном уровне

в одном уровне

Доступ к дороге с примыкаю щей дороги в одном уровне

не допус-
кается

допуска ется не чаще
чем через 5 км

допускается не чаще чем через 5 км

допус кается

допус кается

допус кается

допус кается

Максимальный уровень загрузки дороги движением

0,6

0,65

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

3. Автомобильные дороги в зависимости от расчетной интенсивности движения по СНиП 2.05.02 — 85 по состоянию на 1 июля 2013 года подразделяются на следующие категории:

Категория автомобильной дороги

Расчетная интенсивность движения, приведенных ед./сут.

(автомагистраль)

Св. 14000

(скоростная дорога)

Св. 14000

Обычные дороги (нескоростные дороги)

Св. 14000

Св. 6000

Св. 2000 до 6000

Св. 200 до 2000

До 200

Примечание: коэффициенты приведения различных транспортных средств к легковому автомобилю, значение для которого принято за 1, указаны в гост 2.05.02-85 в редакции на 1 июля 2013 года.

Автотранс-консультант.ру.

Классификация автомобильных дорог в России

Основная статья: Автомобильные дороги России

Классификации автомобильных дорог Российской Федерации посвящены статья 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» и ГОСТ Р 52398-2005.

Классификация по виду разрешённого пользования

Автомобильные дороги, в зависимости от вида разрешённого использования, подразделяются на:

  • Автомобильные дороги общего пользования — автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
  • Автомобильные дороги России регионального и межмуниципального значения (необщего пользования) — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Классификация по значению

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на следующие виды.

Автомобильные дороги федерального значения

Находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт средств федерального бюджета.

К автодорогам общего пользования федерального значения относятся автодороги:

  • соединяющие Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами субъектов Российской Федерации;
  • включённые в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

К автодорогам общего пользования федерального значения могут относиться автодороги:

  • соединяющие между собой административные центры субъектов РФ;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автодороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автодорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ с Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения

Находятся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируются из их бюджетов. Критерии отнесения автодорог общего пользования к автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автодороги общего пользования федерального значения и их участки.

Дороги местного значения

Находятся в собственности муниципальных образований и финансируются из их бюджетов (автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов).

Частные автомобильные дороги

Находятся в частной собственности и финансируются частным собственником. К частным автодорогам общего пользования относятся частные автодороги, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автодороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Классы автомобильных дорог

Класс автомобильной дороги — характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на неё. Доступ на автомобильную дорогу — возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с неё транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три следующих класса.

Автомагистраль

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

Скоростная дорога

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

  • имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
  • доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

Категории автомобильных дорог

Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

  • количества и ширины полос движения;
  • наличия центральной разделительной полосы;
  • типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне
Автомагистраль IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях В разных уровнях Не допускается
Скоростная дорога 4 и более 3,75 Допускается без пересечения прямого направления
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) 4 и более 3,75 Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием
II 4 3,5 Допускается отсутствие Допускается
2 или 3 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне
III 2 3,5
IV 2 3,0 Допускаются пересечения в одном уровне
V 1 4,5 и более
  1. Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  2. На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.
  3. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
  4. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

Расчетная интенсивность движения

В зависимости от категории, определена расчетная интенсивность движения на автомобильных дорогах:

Категория автомобильной дороги Расчетная интенсивность движения
(приведенных ед./сут.)
Автомагистраль > 14000
Скоростная дорога > 14000
Обычные дороги
(нескоростные)
> 14000
II > 6000
III 2000-6000
IV 200-2000
V < 200

Идентификационный номер автодороги

Примеры идентификационного номера автодороги:

  • 00 ОП ФЗ М-1 (Е30, АН6) — автодорога М-1 «Беларусь»
  • 01 ОП РЗ 01К-01 — Мостовой переход через р. Обь в г. Барнауле
  • 94 ОП РЗ Р-1 — Воткинское шоссе (город Ижевск)

Идентификационный номер автомобильной дороги состоит из четырёх разрядов. Разряд состоит из заглавных букв русского алфавита и (или) арабских цифр, которые могут отделяться друг от друга дефисом. Часто для идентификации дороги пользуются только четвёртым разрядом.

Первый разряд идентифицирует дорогу по отношению к собственности и содержит от двух до восьми знаков, объединённых в одну, две или три группы:

  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности Российской Федерации, первый разряд содержит только первую группу знаков, состоящую из двух цифр нолей — 00;
  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности субъекта РФ, первый разряд содержит только первую группу знаков, соответствующих коду объектов первого уровня классификации ОКАТО, например: для Алтайского края — 01.
  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности муниципального образования, первый разряд идентификационного номера автомобильной дороги может состоять из двух или трёх групп знаков, соответствующих коду объектов первого и второго или первого, второго и третьего уровня классификации ОКАТО, например: для Алейского района Алтайского края — 01-201; для Алейского сельсовета Алейского района Алтайского края — 01-201-802;

Второй разряд идентифицирует автодорогу по виду разрешённого пользования и состоит из двух букв:

  • ОП — для автодороги общего пользования;
  • НП — для автомобильной дороги необщего пользования.

Третий разряд идентифицирует автодорогу по значению и состоит из двух букв:

  • ФЗ — для автодороги, относящейся к собственности Российской Федерации (автомобильная дорога федерального значения);
  • РЗ или МЗ — для автодороги, относящейся к собственности субъекта РФ (автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения соответственно);
  • МП, МР или МГ — для автодороги, относящейся к собственности муниципального образования (автомобильная дорога поселения, муниципального района или городского округа соответственно);
  • ЧС — для автодороги, относящейся к частной или иной форме собственности.

Четвёртый разряд представляет собой учётный номер автомобильной дороги, состоящий из заглавных букв русского алфавита и (или) арабских цифр, включающих в себя, в том числе через дефис, порядковый номер автомобильной дороги.

Учётный номер автомобильной дороги обязательно включает в себя заглавную букву русского алфавита:

  • M — для автодорог федерального значения, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ.
  • Р — для автодорог федерального или регионального значения, соединяющих административные центры РФ.
  • А — для автодорог федерального или регионального значения, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам (например аэропортам), подъездом к специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств; для автодорог, соединяющих дороги федерального значения между собой.
  • К — для прочих автодорог регионального значения.
  • Н — для автодорог межмуниципального значения.

Учетный номер автодорог регионального и межмуниципального значения начинается группой знаков, соответствующих коду объектов первого уровня классификации ОКАТО, например: для Алтайского края — 01К-XXX либо 01Н-ХХХ, где XXX — порядковый номер автомобильной дороги.

Четвёртый разряд идентификационного номера автомобильной дороги, включённой в состав маршрутов международных автомобильных дорог, дополняется через дефис в скобках номером международного европейского или азиатского маршрута, например: автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-1 «Беларусь» будет иметь следующий идентификационный номер: 00 ОП ФЗ М-1-(Е30-АН6).

Четвёртый разряд идентификационного номера автомобильной дороги может использоваться для целей обозначения автодорог на дорожных знаках и указателях и их отображения на картографическом материале.

> См. также

  • Автомагистраль
  • Автомобильные дороги федерального значения России
  • Европейские маршруты
  • Азиатские маршруты

Примечания

  1. 1 2 3 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 5. Классификация автомобильных дорог.
  2. 1 2 3 ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.
  3. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
  4. Классификация и категория автомобильных дорог. ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР» (07 апреля 2018).
  5. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 (ред. от 19.12.2015, с изм. от 16.08.2016) «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
  6. Постановление Администрации Алтайского края от 27.04.2009 N 188 (ред. от 05.12.2013) «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения».
  7. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Удмуртской республики.
  8. Приказ Минтранса РФ от 7 февраля 2007 года № 16 «Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров».
  9. Исключение составляют автодороги, относящиеся к частной и иным формам собственности.

Ссылки

  • Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 5. Классификация автомобильных дорог.
  • ГОСТ Р 52398—2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.
  • RU.AUTOSTOP FAQ: маркировка трасс
  • ГОСТ Р 52290-2004: Знаки дорожные. Общие технические требования.

В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи.
  • Европейские маршруты — часть единой европейской транспортной системы, имеют префикс E и номер, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей.
  • Азиатские маршруты — часть единой азиатской транспортной системы, имеют префикс АН и номер, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей.
  • Автомобильные дороги федерального значения — находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт федерального бюджета.
  • Автомобильные дороги регионального значения — дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов.
  • Автомобильные дороги межмуниципального значения — дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов.
  • Дороги местного значения — дороги, находящиеся в собственности муниципальных образований и финансируемые из их бюджетов (автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов).
  • Частные автомобильные дороги — дороги, находящиеся в частной собственности и финансируемые частным собственником.

Присвоение идентификационных номеров

Учётный номер автомобильной дороги обязательно включает в себя заглавную букву русского алфавита:

M — для автодорог федерального значения, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ.

Р — для автодорог федерального или регионального значения, соединяющих административные центры РФ.

А — для автодорог федерального или регионального значения, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам (например аэропортам), подъездом к специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств. Также применяется для автодорог, соединяющих дороги федерального значения между собой.

К — для прочих автодорог регионального значения.

Н — для автодорог межмуниципального значения.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также перечень автомобильных дорог, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (имеющих оборонное либо специальное значение), утверждается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время, с 28 сентября 2009, года действуют «Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог», утверждённые постановлением Правительства России от 28 сентября 2009 г. № 767.

В этом стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • Техническая классификация автомобильных дорог — разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
  • Класс автомобильной дороги — характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на неё.
  • Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
  • Доступ на автомобильную дорогу — возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с неё транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

См. также

  • Автомагистраль
  • Автомобильные дороги федерального значения России
  • Список автомобильных дорог России и СНГ
  • Список европейских автомобильных маршрутов
  • Список автомобильных дорог Украины

> Примечания

  1. Приказ Минтранса РФ от 7 февраля 2007 года № 16 «Об утверждении правил присвоедния автомобильным дорогам идентификационных номеров
  • RU.AUTOSTOP FAQ: маркировка трасс
  • ГОСТ Р 52290-2004: Знаки дорожные. Общие технические требования.

5. Классификация дорог

Различают классификацию автомобильных дорог и классифи­кацию, используемую при нормировании тракторных транспорт­ных работ.

Классификация автомобильных дорог. Существует два вида классификации автомобильных дорог — государственная и тех­ническая.

По государственной классификации дороги подразделяют по ведомственной подчиненности, включая общегосударственные, республиканские, областные, районные, курортные и ведомст­венные.

Техническая классификация автомобильных дорог подразделяются по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических кате­горий дорог:

  • категории I, II — дороги общегосударственного значения при интенсивности движения 6 тыс/сут автомобилей на дорогах пер­вой категории и 3…6 тыс/сут на дорогах второй категории;

  • категория III — дороги республиканского и областного значе­ния при интенсивности движения 1…3 тыс/сут автомобилей;

  • категория IV, V — дороги местного значения с интенсивнос­тью движения соответственно 0,2…1 тыс/сут автомобилей и менее 0,2 тыс/сут.

К дорогам местного значения относят те, по которым вы­полняют внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединяют хозяй­ственные центры с существующей сетью автомобильных до­рог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.

Классификация сельскохозяйственных дорог при нормировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразде­ляют на три группы:

первая — обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоя­нии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);

вторая — гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и про­селочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепе­лей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;

третья — разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина (при перевозке санями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.

5.1. Дорожные условия эксплуатации

Дорожные условия представляют собой важнейший фактор внеш­ней среды, в значительной мере определяющий все основные показа­тели эксплуатационных свойств автотранспортных средств: динамич­ность, топливную экономичность, плавность хода и др.

Влияние дорожных условий сказывается как непосредственно в виде силового воздействия опорной поверхности на колеса автомо­биля, так и опосредованно через регулирование скоростного режима движения водителем, который учитывает изменения параметров доро­ги и характер складывающейся дорожно-транспортной обстановки,

Ввиду большого разнообразия дороги классифицируются по раз­ным признакам: назначению, покрытию, интенсивности движения, расположению, продольному профилю и др. Основные технические па­раметры и характеристики сооружаемых дорог определяются строи­тельными нормами и правилами (СНиП).

В соответствии со СНиП 2.05.02-85 все дороги общей сети страны в зависимости от расчетной среднесуточной интенсивности движения делятся на пять категорий, основные параметры которых приведены в (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Технические параметры автодорог различных категорий

N п/п

Параметры

Категории

Расчетная интен­сивность движения, авт. /сут

Свыше 7000

До 100

Расчетная скорость движения, км/ч

Число полос

ширина полосы, к

3,5

Наибольший продо­льный уклон, %

Наименьший радиус поворота дороги, м

Дороги 1, 2, 3 и частично 4 категории имеют капитальные по­крытия в виде асфальтобетона или цементобетона. При этом дороги 1, 2 и 3 категорий рассчитаны на высокие скорости движения и имеют малое число пересечений на одном уровне с другими дорога­ми. Благодаря этому автотранспортные средства имеют возможность поддерживать высокие средние скорости движения и не терять время на торможения, остановки и последующие разгоны. На дорогах 4 и 5 категорий находят применения облегченные, переходные и низшие покрытия (табл. 5.1).

С точки зрения влияния опорной поверхности на эксплуатаци­онные показатели работы автомобиля (расход топлива, среднюю ско­рость движения, предельную скорость движения на повороте, длину тормозного пути и др.) важнейшими параметрами дорожных условий являются: коэффициент сопротивления качению, коэффициент сцепле­ния, угол продольного наклона, радиус поворота, высота и длина микронеровностей дорожного полотна. При этом для разных отрезков даже одной и той же дороги все указанные параметры принимают различные значения, которые можно рассматривать как случайные величины. При выполнении расчетов обычно используют их средние значения, но это не дает полной информации о дорожных условиях. Каждый участок дороги может быть адекватно охарактеризован только соответствующий статистическими распределениями указанных параметров. На рис. 1.2 и 1.3 в качестве примера приведены расп­ределения коэффициента сцепления (<р) и суммарного сопротивления дороги (Ч1).

Таблица 5.2

Основные типы покрытий автодорог различных категорий

N п/п

Типы покрытий

Категории

Капитальные: асфальто –

и цементобетон

+

+

+

+

Облегченные: асфальто —

и дегтебетон

+

*

Переходные: щебеночные, гравийные

+

+

Низшие: грунтовые с до­бавлениями, укрепленные

+

Как показывает теоретический анализ и результаты экспери­ментальных исследований, изменение технических параметров дороги значительным образом сказывается на показателях различных эксплуатационных свойств автомобиля. Так, например, при движении по неровной поверхности (с булыжным или щебеночным покрытием) рас­ход топлива на 20-З0% больше, чем при движении по дорогам с ка­питальным покрытием. Значительно ухудшается плавность хода авто­мобиля, т.к. возрастают величины среднеквадратических виброуско­рений. При этом на участках, имеющих неровности, водитель вынуж­ден притормаживать, в результате чего снижается средняя скорость движения автомобиля. В итоге все изменения дорожных условий ска­зываются на себестоимости перевозок, а также состоянии грузов и пассажиров. В частности, как показывает анализ, себестоимость перевозок по дорогам с булыжным и щебеночным покрытием в 1,5. ..1,8 раз больше, чем на дорогах с капитальным.

Учитывая значительное количество параметров опорной поверхности и многообразие их воздействия на показатели эксплуатацион­ных свойств автомобиля, дороги целесообразно классифицировать по комплексным критериям. Такая классификация, основанная на сово­купности всех факторов дорожных условий, воздействующих на автомобиль, разработана НИИАТом. В соответствии с ней дорожные усло­вия эксплуатации автомобильного транспорта делятся на 5 катего­рий условий эксплуатации (табл.5.3).

Категории условий эксплуатации

Рис. 5.1. Распределение коэффициента сцепления шин с дорогой:

1 — грунтовая дорога;

2 – бездорожье.

Рис. 5.2. Распределение коэффициента сопротивления дороги:

1 — дорога с твердым покрытием;

2 — булыжное;

3 — грунтовая дорога;

4 — разбитая грунтовая дорога;

5 – бездорожье.

Таблица 5.3

УСЛОВИЯ

движения

Рельеф

Местности

Группы дорог

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

За пределами пригородной зоны (более 50 км от гра­ница города)

Р5

В малых горо­дах (с числом жителей до 100 тыс. ) ив при­городной зоне

Р5

В больших го­родах (с чис­лом жителей св. 100 тыс. )

Р5

Дорожные покрытия:

Д1- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2- битумоминеральные смеси (Щебень или гравии, обработанные битумом);

Д3- щебень или гравии без обработки, дегтебетон;

Д4- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами;

Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6- естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подземные пути не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности:

Р1 — равнинный (до 200 м);

Р2 — слабохолмистый (от 2ОО до 300 м);

РЗ — холмистый (от 300 до 1000 и):

Р4 — гористый (от 1000 до 2000 и):

Р5 — горный (свыше 2000 и).

Как видно из (табл.5.3), классификация НИИАТ учитывает не только типы покрытий дорог (Д,), но и рельеф местности (Р-,). а также условия движения, которые характеризуются совокупностью факторов, оказывающих опосредованное влияние (через изменение режима управляющих воздействий) на скоростной режим автомобиля, а именно: дорожных знаков, светофоров, регулировщиков, а также других участников дорожного движения. Оказывая значительное вли­яние на скоростной режим, а P2втотранспортных средств, условия дви­жения определяют, прежде всего, такие эксплуатационные показате­ли автомобилей, как средняя скорость движения, расход топлива и количество вредных веществ, выброшенных с отработавшими газами.

Таким образом, в реальных условиях автотранспортные средс­тва эксплуатируются в чрезвычайно широком спектре дорожных усло­вий, которые оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на показатели их эксплуатационных свойств и эффективность приме­нения.

5.2. Атмосферно-климатические условия

Огромная площадь территории Российской Федерации предопре­деляет разнообразие климатических условий эксплуатации автомоби­лей и разные требования к их конструкции, а также используемым эксплуатационным материалам (топливам, маслам, смазкам и др.).

Согласно ГОСТ 16350-80 бывший СССР делится на 14 различных по климату районов (табл.5.4). 4 из которых [I,, 1г, П», П5) покрывают почти всю территорию РФ (рис. 5.4).

Территория РФ располагается в средних и высоких широтах, что предопределяет важнейшие особенности ее климата — четко выраженную сезонность и высокую континентальность. С точки зрения влия­ния атмосферно-климатических условий на эксплуатационные свойс­тва автомобилей можно выделить два основных сезона: летний и зимний. В отличие от многих стран мира для РФ, так же, как и для других северных стран (Норвегия, Швеция, Финляндия и Канада), и каждое значение имеет зимний период, что обусловлено отрицатель­ным влиянием низких температур на эксплуатационные свойства ав­томобилей и большой годовой амплитудой колебания температуры воздуха. Зима характерна для всей РФ, причем на большей части ее территории она имеет значительную продолжительность и сопровож­дается низкими температурами воздуха. Особенно продолжителен зимний период в районах очень холодного (I1) и холодного (I2) климата. Так, для представительного пункта очень холодного кли­матического района (г. Якутск) средняя продолжительность зимнего периода составляет 211 суток, а для холодного климатического ра­йона (г.Салехард) — 221 сутки, что составляет соответственно и около 58% и 60% всего календарного времена года. В целом на всей территории стран СНГ число дней в году со средней суточной температурой воздуха 0°С и ниже составляет в среднем 171 день или 46,8% календарного времени года.

Таблица 5.4

Климатические районы СНГ (ГОСТ 16350-80)

Микроклиматический район

Климатический район

Наименование

Обозначение

Холодный

Очень холодный

Холодный

Умеренный

Арктический приполюсный

Арктический восточный

Арктический западный

Умеренно холодный

Умеренный

Умеренно влажный

Умеренно теплый

Умеренно теплый влажный

Умеренна теплый с мягкой энной

Теплый влажный

Жаркий сухой

Очень жаркий сухой

Средняя Азия

(I+П)А

Кавказ

ПК

На территории СНГ кроме районов с холодным климатом имеются и районы, отличающиеся малой продолжительностью зимнего периода и относительно высокими температурами воздуха. Согласно ГОСТ 16350-60 к таким можно отнести следующие районы: умеренно теплый (П7), умеренно теплый влажный (П8)умеренно теплый с мягкой зимой (П9), теплый влажный (П10), жаркий сухой (П11), очень жаркий сухой (П11).

Наряду с районами холодного и теплого климата на территории стран СНГ располагаются и районы умеренного климата, к которым относится умеренный (П5) и умеренно влажный (П6). На их долю приходится окало 13% территории СНГ. По степени суровости зимнего периода указанные районы занимают промежуточное положение межлу районами холодного и теплого климата. Однако и в них в отдельные периоды температура воздуха зимой может опускаться до минус 35…40вС.

К основным атмосферно-климатическим факторам внешней среды, влияющим на эксплуатационные показатели автомобилей, относятся, прежде всего: температура и плотность воздуха, атмосферное давление, скорость ветра и осадки.

Температура воздуха — это главный атмосферно-климатический фактор, влияющий на эксплуатационные свойства автомобилей. При этом изменение температуры окружающей среды оказывает влияние на автотранспортные средства как непосредственно через изменение теплового состояния элементов их конструкции, так и опосредованно. Через изменение дорожных условий эксплуатации. Поэтому влия­ний температуры воздуха весьма велико, а механизм ее воздействия на эксплуатационные свойства автомобиля многообразен.

Годовой ход средней температуры воздуха на подавляющей части территории СНГ носит ярко выраженный периодический характер, что является проявлением высокой континентальности климата. На рис. 5.3. в качестве примера приведен годовой ход температуры воздуха в г. Тюмени.

Как правило, максимум температуры воздуха приходится на июль, а минимум на январь. Наглядное представление о распределе­нии средних температур воздуха в наиболее холодный месяц года дают изотермы средней температуры января (рис.1.6). Как видно из рис. 1.6. зимой на территории СНГ температурное поле складывается таким образом, что по мере перехода от юго-западных районов страны к северо-восточным средняя температура воздуха в январе постепенно спивается от минус 5°с (Западная Беларусь. Западная и Южная Украина, юг России. Туркмения, Узбекистан) до минус 35…40°С (Республика Саха). Другим важным показателем температур­ных условий эксплуатации автомобилей является средняя продолжи­тельность отрицательных и положительных температур воздуха. Ана­лиз расположения изолиний показывает, что по мере перехода от юго-западных районов к северо-восточным средняя продолжитель­ность зимнего периода возрастает, а летнего убывает. Другими словами, тенденция нарастания средней продолжительности зимнего периода совпадает с отмеченной выше тенденцией понижения средних температур воздуха. Отметим, что наиболее полное представление о температурном режиме воздуха в конкретном географическом пункте дает распределение суток по интервалам среднесуточных температур воздуха. Указанное распределение позволяет судить как о коли­честве суток, когда среднесуточная температура воздуха распола­гается в том или ином интервале, так и о количестве суток, когда указанная температура была ниже или выше какого-либо значения, например, ниже минус 20″ С или выше плюс 20°С и т.д. Поэтому функция распределений числа дней со средней суточной температу­рой воздуха в различных пределах является основной характеристи­кой температурного режима воздуха.

Рис. 5.3. Средняя температура воздуха в январе на территории СНГ

Для эксплуатации автотранспортных средств особое значение имеют повышения или понижения температуры воздуха с ее переходом через 0°С, т.е. оттепели или заморозки, которые обусловливают обледенение дорожного полотна и резкое снижение коэффициента сцепления шин с дорогой, что сказывается на режиме движения ав­томобилей.

Наряду с температурой важное значение имеет другой показатель состояния воздушной среды — скорость ветра. Ветер влияет на величину аэродинамических сил. действующих на автомобиль, и сказывается на его динамичности, топливной экономичности и устойчивости. Анализ районирования территории СНГ по средней скорости ветра (СНиП 2.01.07-85) показывает, что значительный ветер (5 м/с и более) наблюдается на территориях вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также в Казахстане, южных районах Российской Федерации и Украины. На остальной части СНГ средние скорости ветра относительно малы. Большая повторяемость штилей и слабых ветров на огромных территориях, особенно в ази­атской части, объясняется преобладанием антициклонической пого­ды. Она особенно характерна для Среднесибирского плоскогорья, Центральноякутской низменности. Забайкалья, а также долин на Се­веро-востоке. Так, например, зимой в республике Саха вероятность штилей и ветров до 2 м/с составляет 67%, в Оймяконе 90%, в Чите 80%, Наглядное представление о ветровом режиме воздушной среды в каждой географической точке страны дает гистограмма скорости ветра (рис.1.7).

Атмосферное давление воздушной среды подвергается постоян­ным изменениям (колебаниям) относительно среднего значения в те­чение всего времени года. При этом средняя величина атмосферного давления существенно зависит от положения местности над уровнем моря: при увеличении высоты от 0 до 3000 м средняя величина ат­мосферного давления снижается с 1 до 0,7 Ат. Изменение атмосфер­ного давления сказывается, прежде всего, на работе двигателей внутреннего сгорания. При этом снижение атмосферного давления вызывает уменьшение развиваемой двигателем мощности и повышение удельного эффективного расхода топлива. Это, в свою очередь, влечет за собой ухудшение тягово-скоростных свойств автомобиля и его топливной экономичности.

С атмосферным давлением и температурой тесно связан другой показатель воздушной среды — плотность воздуха. При этом измене­ния двух первых вызывают соответствующее изменение последнего т.е. плотности воздуха.

Значение плотности воздуха можно определить по формуле:

Рв = Ро ∙ Р · То / Ро ∙ Т (5.1)

где ре — плотность воздуха при нормальных атмосферных условиях, кг/м3;

Ро — атмосферное давление воздуха, соответствующее нормаль­ным атмосферным условиям, МПа:

То — температура воздуха, соответствующая нормальным атмос­ферным условиям. оК;

Рв, Р, Т — соответственно плотность, давление и температура воз­духа для расчетных условий.

Рис. 5.4. Скоростной режим воздушной среды в различных географических пунктах

Рис. 5.5. Количество суток с жидкими осадками в различные месяцы года

Для нормальных атмосферных условий (Р„= 0,1 МПа; Т0= 293°К) рв = 1,189 кг/м3. Учитывая широкий диапазон температурных усло­вий и высоты местности, где эксплуатируются автомобили, следует констатировать, что плотность воздуха в зависимости от времени года и места эксплуатации изменяется в весьма широком диапазоне. Это отражается на процессах наполнения двигателей свежим зарядом и силе сопротивления воздушной среды, т.е. сказывается, прежде всего, на тягово-скоростных свойствах автомобиля и потреблении топлива.

Осадки в жидком (дождь) и твердом (снег) виде представляют собой важнейший атмосферно-климатический фактор внешней среда, влияние которых на автотранспортные средства как в летнее, так и зимнее время сказывается, прежде всего, через изменение дорожных условий, которые и влияют на их проходимость, устойчивость, ди­намичность и другие эксплуатационные свойства. На (рис.5.5) предс­тавлены графики, характеризующие число дней с жидкими осадками в разные месяцы года для некоторых представительных пунктов раз­личных климатических районов. Как видно из рис.1.8, наибольшая продолжительность осадков приходится на четыре летних месяца го­да: июнь, июль, август и сентябрь. Б эти месяцы число дней с дождем составляет в среднем 25..-50%. Представление об осадкооб­разовании в зимнее время на той или иной части территории СНГ дает районирование по весу снегового покрова, т.е. по весу сне­га, выпавшего на единицу площади горизонтальной поверхности. Та­кое районирование устанавливает СНиП 2.01.07-85. согласно кото­рому вся территория бывшего СССР разделяется на 6 снеговых райо­нов. Нормативные значения веса снегового покрова на 1 м2 горизонтальной поверхности указаны в табл.5.5.

Естественная освещенность земной поверхности изменяется в широком диапазоне и зависит от сезона года и времени суток. Ее влияние на эксплуатационные показатели автотранспортных средств вызывается, главным образом, через режим управляющих воздейс­твий водителя и частично через изменение сопротивления движению, лапаемого генератором автомобиля, обеспечивающем работу сис­темы освещения.

Таблица 5.5

Снеговые районы

Снеговые районы

Нормативный вес снегового покрова

кПа

1,0

2,5

кГс/мг

Таким образом, атмосферно-климатические условия эксплуата­ции варьируются в широком диапазоне и оказывают сложное и много­образное влияние на показатели эксплуатационных свойств автомо­биля.

5.3. Режим управляющих воздействий

Как отмечалось выше, в реальных условиях эксплуатации ско­ростной, нагрузочный и температурный режимы агрегатов и механиз­мов автомобиля во многом определяются дорожными и атмосферно-климатическими факторами внешней среды. Однако ваянии вклад в их Формирование вносит и режим управляющих воздействий, задавае­мый водителем, который отражает особенности использования (экс­плуатации) самого транспортного средства и закономерности выпол­нения транспортной работы во времени, обусловленные характером и особенностями выполняемых перевозок. Большое влияние на формиро­вание режима управляющих воздействий оказывает вид АТС, его наз­начение, а также вид и конкретные особенности перевозимого груза (его физическое состояние, габариты, масса и др.), дальность пе­ревозки и дорожные условия (тип дорожного покрытия; маршрут дви­жения: в городе, в пригороде, за городом и др.). Так, например, при перевозке пассажиров на обычных городских маршрутах води­тель, соблюдая график движения, вынужден останавливать автобус для посадки и высадки пассажиров через каждые 0.4. ..0,8 км. в то время как на междугородных, порой, только через 100…200 км. Это в решающей степени сказывается на средних скоростях движе­ния, относительном времени использования передач, расходах топ­лива и других эксплуатационных показателях. В частности, средние скорости движения автобусов, перевозящих пассажиров по междугородным магистралям, составляют 60-75 км/ч, в то время как сред­ние скорости движения городских маршрутных автобусов не превыша­ют 25…30 км/ч, т.е. в 2…3 раза ниже. Кроме объективных фак­торов важный вклад в формирование режима управляющих воздействий конкретного автомобиля вносит и субъективный фактор, т.е. осо­бенности самого водителя: его квалификация, производственный опыт и др. Разнообразие факторов, обусловливающих режим управля­ющих воздействий, предопределяет и широкий диапазон варьирования скоростного, нагрузочного и температурного режима его работы.

Таким образом, в реальных условиях эксплуатации режим управляющих воздействий, отражая назначение и особенности исполь­зования автомобиля, оказывает большое влияние на эксплуатацион­ные показатели его работы. При этом режим управляющих воздейс­твий, а также дорожные и атмосферно-климатические условия экс­плуатации составляют единый комплекс взаимосвязанных факторов, определяющих показатели эксплуатационных свойств автотранспорт­ных средств и эффективности их использования.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *