Порядок проведения торгов на заключения договора аренды государственной (муниципальной) недвижимости

Привет всем!

После выхода в свет моей публикации «Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества гос и муниципальными образовательными учреждениями» я пришел к выводу, что было бы не лишним осветить и общий порядок проведения торгов на право заключения договора аренды федерального или муниципального недвижимого имущества.

Новая таблица от Марата Дзюнова по срокам в законе о госзакупках, 44-ФЗ.

Порядок проведения торгов по вышеуказанному предмету установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее — «Правила»). Настоящие Правила утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 (смотрите вложение).

В соответствии с п. 2 Правил конкурсы или аукционы являются открытыми по составу участников.

Организатором конкурсов или аукционов являются:

1) в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления — собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее — собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

2) в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными автономными учреждениями, государственными или муниципальными бюджетными и казенными учреждениями, государственными органами, органами местного самоуправления — уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

3) в отношении имущества, закрепленным за федеральным государственным унитарным предприятием — соответствующее федеральное государственное унитарное предприятие или иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил, организатор конкурса или аукциона вправе привлечь для организации и проведения конкурса или аукциона на основании договора специализированную организацию. При этом данная организация не обладает правами изменять начальную (минимальную) цену договора, конкурсную или аукционную документацию, а также правом подписания соответствующего договора.

Для проведения конкурса или аукциона организатором создается конкурсная или аукционная документация соответственно.

На основании п. 10 Правил, число членов комиссии должно быть не менее пяти человек.

Конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе, определение участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе.

Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе.

В силу п. 17 Правил, участником торгов может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, место нахождения и происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

П. 24 Правил содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа к участию в торгах. В него входят следующие основания:

  1. Непредставления необходимых документов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
  2. Несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил;
  3. Невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;
  4. Несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);
  5. Подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  6. Наличия решения о ликвидации заявителя — юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  7. Наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт торгов), без взимания платы. Данная информация также доступна для ознакомления на официальном сайте торгов без взимания платы.

Полагаю нецелесообразным вдаваться во все подробности процедуры проведения торгов, (так как эта тема достойна отдельной публикации). Отмечу лишь, что по общему правилу победителем конкурса признается участник торгов, предложивший лучшие условия, победителем конкурса — участник торгов, предложивший наиболее высокую цену договора.

В заключении настоящей статьи хотелось бы разъяснить следующий вопрос: является ли произвольным выбор организатора торгов между проведением конкурса или аукциона.

Проведение торгов на право заключения договора аренды недвижимого имущества (Салина Л.)

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) предусмотрена особенность заключения договоров в отношении государственного, муниципального имущества. Так, в соответствии со ст. 17.1 указанного Закона предоставление в аренду указанного недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления казенным учреждениям, осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с проведением таких торгов.
Известно, что нет правил без исключения, поэтому вначале следует отметить, что ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит исключения — разрешает заключение договора аренды государственного, муниципального имущества без проведения конкурса или аукциона для некоторых случаев сдачи его в аренду. К таким случаям относятся сдача имущества в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ, государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям, образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, медицинским учреждениям частной системы здравоохранения. Полный перечень лиц, которым может быть предоставлено государственное или муниципальное имущество в аренду без проведения торгов, приведен в п. 1 указанной статьи.
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества установлены ФАС в Приказе от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее — Приказ ФАС России N 67 и Правила N 67).
Информационное обеспечение торгов
С 1 января 2011 г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества, в том числе казенными учреждениями, публикуется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов в порядке, определенном Правительством РФ (ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 767 <1> таким сайтом является сайт www.torgi.gov.ru (далее — официальный сайт торгов). В этой связи с 1 января 2011 г. отпала необходимость опубликования соответствующей информации в официальных печатных изданиях.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 N 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов».
На указанном сайте размещается информация о проведении конкурсов или аукционов и сведения, полученные как в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов, так и в ходе их проведения (сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов).
Неразмещение информации о проведении торгов на право заключения договоров на официальном сайте торгов является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ст. ст. 17, 17.1 Закона о защите конкуренции).
Форма проведения торгов
В соответствии с Правилами N 67 заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества возможно по результатам проведения конкурса или аукциона. Форма торгов зависит от вида имущества, сдаваемого в аренду. Разъяснения в отношении формы проведения торгов на право заключения договора аренды даны в п. 18 Разъяснений ФАС <2>.
———————————
<2> Разъяснения ФАС России от 01.11.2011 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010».
Пунктом 3 Правил N 67 установлено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, поименованных в Перечне, утвержденном Приложением 2 к Приказу ФАС России N 67 (далее — Перечень). При этом торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также в форме аукциона.
Однако проведение торгов в форме конкурса в отношении имущества, не указанного в Перечне, является нарушением пп. 3 п. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, то есть нарушением порядка определения победителя торгов. Указанное нарушение, в свою очередь, согласно п. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Организатор торгов
Организатором конкурсов или аукционов при проведении торгов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества казенного учреждения является уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления, то есть государственное или муниципальное казенное учреждение (далее — организатор торгов) (п. 4 Правил N 67).
Организатор торгов вправе привлечь на основе договора специализированную организацию для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций. При этом создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, утверждение проекта договора, документации, определение условий торгов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона (п. 5 Правил N 67).
Организатором торгов для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия во главе с председателем. Число членов комиссии должно быть не менее пяти человек (п. 10 Правил N 67).
Функции конкурсной комиссии заключаются в следующем (п. 13 Правил N 67):
— вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе;
— определение участников конкурса;
— рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
— определение победителя конкурса;
— ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе.
Аукционная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола аукциона, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе. При этом порядок проведения торгов предусматривает возможность создания единой комиссии, осуществляющей функции конкурсной и аукционной комиссии (п. п. 14, 15 Правил N 67).
Требования к участникам торгов
Участником торгов на заключение договора аренды государственного или муниципального имущества может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к таким участникам (п. п. 17, 18 Правил N 67).
В соответствии с п. 1 Разъяснений ФАС при установлении требований к участникам торгов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, в том числе:
1) отсутствием в отношении участника торгов — юридического лица процедуры ликвидации и (или) отсутствием решения арбитражного суда о признании участника торгов — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
2) отсутствием применения в отношении участника торгов административного наказания в виде приостановления деятельности в соответствии с КоАП РФ на день подачи заявки на участие в торгах.
Определение начальной (минимальной) цены договора
В случае проведения торгов на право заключения договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества предметом торгов является право заключения таких договоров. В соответствии с п. п. 31, 105 Правил N 67 извещение о проведении торгов должно содержать сведения о начальной (минимальной) цене договора с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора за единицу площади имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом. Таким образом, при проведении торгов начальной (минимальной) ценой договора аренды может являться начальный (минимальный) размер арендной платы.
Поскольку Правила N 67 не регулирует правила определения начальной (минимальной) цены договора, она устанавливается организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно с учетом норм законодательства <3>, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации (п. 11 Разъяснений ФАС).
———————————
<3> Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Общий порядок проведения аукциона
Аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на «шаг аукциона» (п. 138 Правил N 67). «Шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной (минимальной) цены договора (цены лота). Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.
Действующий правообладатель — это участник аукциона, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор.
В соответствии с п. 139 Правил N 67 в случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене договора ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену договора, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% начальной (минимальной) цены договора (цены лота), но не ниже 0,5% начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
Увеличение начальной (минимальной) цены договора (цены лота) осуществляется на «шаг аукциона», и в случае наличия предложений договор заключается на таких условиях.
Снижение «шага аукциона», в соответствии с п. 139 Правил N 67, осуществляется при отсутствии предложений о заключении договора по объявленной цене. Аукцион продолжается путем снижения «шага аукциона» до тех пор, пока «шаг аукциона» не снизится до 0,5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота) и ни от кого из участников аукциона не поступят новые предложения. Только в этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора. Тем самым, по мнению антимонопольного органа, выраженному в п. 17 Разъяснений ФАС, достигается максимальная эффективность аукционной процедуры.
Согласно нормам п. 148 Правил N 67 аукцион признается несостоявшимся в двух случаях:
1) если в аукционе участвовал один участник;
2) если в связи с отсутствием предложений о цене договора, предусматривающих более высокую цену договора, чем начальная (минимальная) цена договора (цена лота), «шаг аукциона» снижен до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной (минимальной) цене договора (цене лота) не поступило ни одного предложения о цене договора, которое предусматривало бы более высокую цену договора.
Между тем согласно п. 2 Разъяснений ФАС возможно заключение договора с единственным участником торгов. Свое мнение антимонопольная служба обосновывает следующим образом.
В силу п. 28 Правил N 67 размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов является публичной офертой, предусмотренной ст. 437 ГК РФ.
Согласно п. п. 50 и 120 Правил N 67 заявка на участие в торгах подается в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах. Подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты (ст. 438 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, подача единственным участником, единственным заявителем заявки на участие в торгах является акцептом оферты. Организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с данным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах.
К сведению. Если аукцион признан несостоявшимся, организатор торгов вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса в установленном порядке. При проведении нового аукциона возможно изменение его условий (п. п. 151, 152 Правил N 67).
Общие правила проведения конкурса
За 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на официальном сайте торгов размещается извещение о проведении конкурса, которое должно содержать сведения, определенные п. п. 31, 40 Правил N 67 (в частности, форму, сроки и порядок оплаты по договору, порядок пересмотра цены договора в сторону увеличения, а также указание на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена в сторону уменьшения).
Обратите внимание! В соответствии с п. 14 Разъяснений ФАС заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Уменьшение арендной платы является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции предоставление таких преимуществ является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в порядке, установленном гл. 5 вышеназванного Закона.
В целях проведения конкурса организатором торгов или специализированной организацией разрабатывается конкурсная документация, содержащая требования к техническому состоянию передаваемого по договору государственного, муниципального имущества, которым это имущество должно соответствовать на момент окончания срока договора. Кроме того, конкурсная документация может содержать требования к объему, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении передаваемого в аренду имущества. К конкурсной документации должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
После размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса конкурсная документация должна предоставляться любому заинтересованному лицу в порядке, указанном в извещении о проведении конкурса. Предоставление конкурсной документации до размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса не допускается.
Организатор торгов обязан давать разъяснения положений конкурсной документации. Порядок предоставления таких разъяснений установлен п. п. 47, 48 Правил N 67.
Организатор торгов по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию. Порядок внесения таких изменений установлен п. 49 Правил N 67.
О своем желании участвовать в конкурсе участник должен заявить посредством подачи заявки в запечатанном конверте или в форме электронного документа (п. п. 50, 51 Правил N 67). При этом подача заявки является акцептом оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ. Сведения, которые должны быть указаны в заявке, перечислены в п. 52 Правил N 67. В частности, в заявке указывается предложение о цене договора, а также документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если такое требование содержится в конкурсной документации (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).
Обратите внимание! Правилами N 67 не регулируются правила определения размера задатка, поэтому при проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяются организатором торгов. Задаток возвращается победителю конкурса (аукциона) в течение пяти рабочих дней с даты заключения с ним договора. Вместе с тем ст. 448 ГК РФ установлено, что при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Таким образом, задаток засчитывается победителю в счет исполнения обязательств по заключенному договору, предусматривающему переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в случае если такие обязательства возникают в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора в размере таких обязательств. При этом сумма задатка, превышающая размер указанных обязательств, подлежит возврату в соответствии с п. п. 100, 147 Правил N 67 (п. п. 3, 4 Разъяснений ФАС).
Участник конкурса вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса.
Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в нем, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются организатором торгов или специализированной организацией.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, конкурс признается несостоявшимся.
Конкурсной комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса, вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к заявкам на участие в конкурсе, поданным в форме электронных документов. Участники конкурса или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе. В процессе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе информация об его участниках, о наличии документов и сведений, предусмотренных конкурсной документацией, может сразу размещаться на официальном сайте торгов.
Конкурсная комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Кроме того, любой участник конкурса вправе осуществлять аудио- и (или) видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствия его участников требованиям, установленным п. 18 Правил N 67, и принимает решение о допуске (недопуске) заявителя к участию в конкурсе.
Затем конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Определение лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены договора, могут быть сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, а также технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора и другие критерии, указанные в п. 77 Правил N 67. Использование критериев, не установленных указанным пунктом, не допускается.
Для каждого критерия в конкурсной документации устанавливаются определенные параметры (значения) (п. 78 Правил N 67):
1) начальное значение критерия конкурса;
2) уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в заявке на участие в конкурсе;
3) коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
Значения коэффициентов, учитывающих значимость критерия конкурса, могут изменяться от нуля до единицы, и сумма значений всех коэффициентов должна быть равна единице (п. 79 Правил N 67).
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая подана участником конкурса, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора конкурса о желании заключить договор, а в случае отсутствия такой заявки — заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия (п. 85 Правил N 67).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер (п. 86 Правил N 67).

Каждый гражданин или любая организация, в том числе и иностранные компании, могут получить в аренду или приобрести в собственность земельные участки, которые находятся в распоряжении муниципалитета или относятся к государственной собственности. Такая возможность появляется при объявлении торгов на данные объекты.

Многих претендентов отпугивает понятие аукцион. Но участие в этом мероприятии не представляет никакой сложности. Участие в торгах часто дает возможность получить участок по наиболее выгодной стоимости, чем она представлена на рынке.

Земельные участки, которые выставляются на торги, имеют большой ряд преимуществ. В первую очередь, это объекты, которые полностью сформированы, имеют все возможности для подведения инженерных коммуникаций, вынесены границы.

Найти интересуемый по характеристикам участок можно на официальном сайте о проведении торгов. Здесь можно получить информацию по всем участкам, которые выставляются на торги на всей территории России. Как проводится аукцион? Какой порядок подачи документов?

Определение понятий

Любое приобретение земельного участка, который находится в собственности муниципалитета, должно проходить через аукцион. Это обязательное условие оформления договора аренды. Такая форма введена для того, чтобы все желающие могли получить возможность подать заявки.

Торги для аренды или продажи муниципальных участков – это мероприятие, которое организуется органами власти. Целью данных мероприятий является розыгрыш участков земли, у которых уже получен кадастровый номер, есть возможность подключения газа, света и других инженерных коммуникаций.

На этих участках должно быть получено разрешение на возведение построек, в том числе для многоэтажных застроек требуется разрешение на возведения капитального строения. Обязательно должен быть определен тип участка. Он может быть предназначен под индивидуальное жилищное строительство, для сельскохозяйственных назначений и пр.

Администрация выставляет на аукцион по первоначальной цене участки. Для того чтобы определить первоначальную стоимость, органами власти проводится независимая оценка.

После выставления участка дается определенный период времени, в течение которого все желающие могут подать заявки на участие в аукционе. Победителем считается тот, кто предложить большую цену на объект. На торгах можно разыгрывать как право получения в аренду, так и возможность оформления в собственность.

Арендная плата за такие участки будет устанавливаться в соответствии с земельным налогом, который установлен в этом регионе.

Образец заявки на участие в торгах:

Что сказано в законе

Подготовка аукциона по продаже или предоставлении муниципальных земельных участков в аренду производится на основании Земельного кодекса РФ. Основные понятия рассматриваются в статье 39.11.

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

В соответствии с законодательством решение о выставлении определенного участка на торги выносится уполномоченным органом. Юридические и физические лица могут направлять предложения в органы исполнительной власти. На основе этих предложений будут выносится решения.

Важный момент! Закон запрещает объединять несколько участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в один лот аукциона. Они должны быть выставлены разными лотами.

Для того, чтобы земельный участок был выдвинут на аукцион, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Уполномоченными органами должны быть подготовлены схемы предлагаемого участка. Если не были вынесены ранее границы, потребуется первоначально провести межевание. Участки, которые выносятся на торги, должны быть разграничены и иметь кадастровый номер.
  2. Обеспечение возможности подведения и подключения инженерных коммуникаций к земельному участку.
  3. После подготовки всех документов, уполномоченный орган принимает решение о вынесении участка на аукцион.

Если проведение аукциона организуется по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц, необходимо осуществить следующую процедуру:

  1. Заинтересованные граждане или юридическая организация должны самостоятельно подготовить документы по вынесению границ участка, провести межевание. Исключением являются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. В этом случае самостоятельная подготовка документов не предусматривается.
  2. Заявитель должен обеспечить проведение кадастровых работ.
  3. После выполнения необходимых работ по оформлению участка, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с просьбой о проведении аукциона.
  4. Уполномоченный орган должен перед выставлением участка на торги, обеспечить возможность подключения инженерных коммуникаций к объекту.

Нельзя выставить на торги земельный участок, у которого:

  • не определены границы;
  • не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности;
  • в отношении данного объекта недвижимости отсутствуют возможности подключения инженерных коммуникаций;
  • участок земли не относится к необходимой для выполнения целей категории;
  • на земельном участке возведено строение, которое принадлежит физическим или юридическим лицам;
  • участок находится в резерве для муниципальных или государственных нужд;
  • по территориальному планированию этот объект предназначен для возведения сооружений федерального значения;
  • участок земли находится в общем пользовании или находится в пределах границ общего пользования.

Установление первоначальной стоимости, прием заявок на участие в торгах возложено на уполномоченный орган.

Проведение торгов на земельные участки является отличным способом приобрести себе земельный участок.

Читайте , как продать участок, выделенный многодетной семье.

Как проводятся торги по аренде земельных участков в 2019 году

Процедура проведения торгов на земельные участки проводится в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации. В соответствии с этими нормативными актами было вынесено Постановлении Правительства, которое прописывает правила проведения аукционов с разработкой указаний на местном уровне.

Основанием для начала аукциона должно быть разрешение, которое выдает земельный комитет и градостроительная комиссия.

Статья 39.17. Предоставление земельного участка без проведения торгов

Аукцион будет считаться несостоявшимся, если количество участвующих в нем претендентов — менее двух. Регистрация на участие в торгах проходит максимум за пять дней до их начала.

Участвовать в аукционе могут не только российские граждане, но и лица без гражданства и иностранцы.

Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков в аренду на торгах и без проведения торгов

В статье 38.1 Земельного кодекса прописаны граждане, которые не имеют права принимать участие в торгах:

  • лишаются права подачи заявки претенденты, которые не смогли предоставить полный пакет документов;
  • лица, которые изъявили желание принимать участие в аукционе, но не внесли задаток;
  • граждане, которые относятся к категории лиц, попадающих под ограничение в приобретении собственности;
  • юридические лица, у которых отсутствуют сведения в ЕГРЮЛ.

Орган, который проводит мероприятие по торгам, должны объявить официально о его проведении. Это делается через местную прессу. За один месяц до проведения торгов должно быть размещено объявление как в местной газете, так и на официальном сайте уполномоченного органа.

В объявлении должна быть указана следующая информация:

  • полная информация об организаторе торгов:
  • время и дата проведения аукциона;
  • характеристики объекта торга;
  • стартовая цена и шаг аукциона;
  • способ и место подачи заявки на участие;
  • сумма задатка, как правило, она составляет 10% от первоначально установленной стоимости объекта;
  • реквизиты для перечисления задатка;
  • условия договора, например, срок аренды.

В установленный срок каждый желающий имеет право подать документы для участия в аукционе.

Статья 447. Заключение договора на торгах

Возможна аренда земельного участка без проведения торгов, если на этом участке находится строение, входящее в собственность претендента.

Образец паспорта гражданина РФ

Принятие и рассмотрение заявок от претендентов

Чтобы подать документы на торги по аренде земельных участков, каждый претендент обязан подготовить пакет документов:

  1. Написать заявку по форме, которую утверждает организатор.
  2. Копия платежного документа о внесении задатка в размере 10% от первоначальной суммы.
  3. Документ, удостоверяющий личность и его ксерокопии;
  4. Если в торгах участвуют иностранные граждане или компании, необходимо предоставить нотариально заверенные переводы всех документов. Для иностранных компаний потребуются переводы учредительной документации.
  5. Для индивидуальных предпринимателей требуется предоставление сведение из единого реестра индивидуальных предпринимателей.
  6. Для юридических лиц – сведения из реестра юридических лиц.

Важный момент! Перечень документов в 2019 году является исчерпывающим. Организатор мероприятия не вправе требовать предоставления дополнительной документации.

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

Оформление и публикация результатов

Весь ход проведения аукциона фиксируется. Для этого ведется протокол. Один экземпляр передают после завершения победителю. Проигравшие граждане в течение трех рабочих дней получают обратно задаток.

Статья 449. Основания и последствия признания торгов недействительными

Протокол должен содержать:

  1. Номер регистрации выставленного участка.
  2. Все сведения об объекте: кадастровый номер, адрес.
  3. Список претендентов.
  4. Сведения о победившем: имя для физических лиц, наименование организации для юридических.
  5. Стоимость земли при покупке или арендная плата на него.

После проведения аукциона и определения победителя, результаты должны быть опубликованы в прессе и на официальном сайте органа занимающегося мероприятием.

Предоставляют ли землю для строительства без проведения процедуры

Проведение торгов можно избежать, если земельный участок планируют использовать под строительство. В этом случае планируемый к возведению объект должен быть согласован с Администрацией. Эти льготы не распространяются на участки, предназначенные под ИЖС.

Если на участке находится строительный объект, который принадлежит претенденту, торги также не назначаются. Иногда встречаются случаи, когда отдаются земельные площади компаниям, которые подписывают договор о развитии земель.

Аренда участка без проведения торгов относится к одним из самых выгодных видов сделок. В таком случае стоимость аренды может быть намного ниже, чем рыночная. Но здесь есть свои подводные камни.

Такие участки могут быть неликвидными и иметь множество проблем. Поэтому важно внимательно изучать все характеристики участка.

Если гражданину или юридическому лицу для определенных целей требуется земельный участок, одним из самых удобных вариантов его получения является участие в торгах.

Это возможность взять в аренду или оформить в собственность земельный участок, на который уже есть вся документация, вынесены границы, получен кадастровый номер, Самое главное, что этот объект может быть подключен ко всем инженерным коммуникациям.

Продажа дома с земельным участком должна быть проведена по всем правилам.

Что является предметом договора аренды земельного участка — узнайте .

Что такое договор субаренды земельного участка сельхозназначения — мы расскажем .

Законодательное регулирование

Правила предоставления земли государством на основании арендного договора регулируются разными статьями Земельного кодекса. Значимые термины включаются в ст. 39.11 ЗК. Другие существенные правила перечисляются в гл. 7 ГК.

ФЗ №135 «О защите конкуренции» содержит порядок проведения торгов, на основании которого у победителя появляется право заключить с государственными властями арендный договор. Документ дает право пользоваться землей по назначению конкретное количество времени за определенную плату.

Порядок и условия заключения контракта перечисляются в ст. 438 ГК.

Для получения возможности заключить договор аренда земли с муниципалитетом, необходимо выиграть торги

Кто выступает инициатором

Торги могут проводиться по инициативе государственного органа или непосредственного будущего пользователя. Частное лицо или компания могут подать заявку на проведение аукциона.

Важно! По закону не допускается объединять несколько территорий в один лот, поэтому для каждого участка формируется отдельный лот.

Если инициатором выступает гражданин или предприятие, то выполняются последовательные действия:

  • первоначально подготавливается заявка, передаваемая местной администрации и включающая прошение о составлении арендного договора по отношению к конкретной территории;
  • подготавливается схема данного участка, а если отсутствуют четко определенные границы, то потребуется проведение межевания за счет средств заявителя;
  • обеспечивается выполнение кадастровых работ;
  • как только все работы, необходимые для оформления участка, будут выполнены, обращается заявитель к администрации региона для установления даты проведения аукциона;
  • уполномоченный орган обязан убедиться в возможности подключения участка к инженерным коммуникациям, после чего выставляет его правильно на торги.

Нередко инициатором выступают сами государственные органы. Чтобы провести торги по аренде земельных участков, требуется грамотно подготовить территорию. Поэтому создается схема, проводится межевание и ставится земля на кадастровый учет. Обеспечивается возможность подключения участка к инженерным коммуникациям, а только потом выносится решение о необходимости проведения аукциона.

Какие участки не могут выставляться на торги

Существуют некоторые территории, которые не могут предоставляться в аренду пользователям после проведения аукциона. К ним относятся участки:

  • Земля не обладает четко определенными границами.
  • Участок не является государственной собственностью.
  • Отсутствует возможность подвести к нему инженерные коммуникации.
  • Участок не может применяться для целей заявителя на основании своего назначения и вида разрешенного использования.
  • На территории имеется строение, построенное другими лицами или компаниями.
  • Земля находится в общем пользовании нескольких лиц.

Решение относительно возможности проведения торгов принимается только уполномоченным органом.

Земельные участки, которые выставляются на торги должны соответствовать определенным требованиям

Когда не проводятся торги

Нередко территория предоставляется заявителям без проведения аукциона. Сюда относятся случаи, когда на земле находится капитальное строение, принадлежащее частному лицу или фирме.

Аукцион будет несостоявшимся, если претендует на участие только один человек. Регистрация участников начинается за пять дней до начала процедуры, поэтому если только заявитель желает получить в аренду землю, то с ним напрямую заключается договор без торгов.

Как проводятся торги

После выполнения всех подготовительных действий начинаются непосредственные торги. Как проходит аукцион по аренде земли? Процедура выполняется в несколько этапов:

  • первоначально оглашается руководителем начало аукциона;
  • описывается выставляемый лот, для чего он демонстрируется на карте, а также приводится его детальная характеристика;
  • оглашается стартовая цена, представленная арендной платой;
  • указывается шаг аукциона, который обычно равен 2% от первоначальной цены;
  • участники, заинтересованные в заключении контракта, повышают цену с помощью поднятия билета;
  • если руководитель оглашает одну цену три раза подряд, то участник, предложивший данную цену, становится победителем торгов.

Важно! Ход аукциона обязательно протоколируется, поэтому в этот документ вносятся сведения о каждом предложении повышения стоимости аренды.

Организаторы могут корректировать правила проведения аукциона, так как они зависят от выбранной формы торгов и других факторов.

Каждое повышение стоимости лота регистрируется в протоколе

Как оформляются результаты

После оглашения победителя подписывается протокол всеми участниками, а иначе аукцион может признаваться не состоявшимся. Победитель приглашается для подписания договора. Информация о нем публикуется в открытых источниках СМИ.

Экземпляр протокола передается победителю. В течение трех дней задатки других участников возвращаются. Протокол обязательно содержит сведения:

  • номер земельного участка;
  • адрес объекта;
  • перечень участников аукциона;
  • информация о победителе;
  • размер арендной платы за участок.

Результаты дополнительно публикуются на официальном сайте государственного органа. С победителем подписывается арендный договор, содержащий основание для его составления, права и обязанности сторон, а также срок действия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *