Как проводится аудит в сфере закупок по 44-ФЗ

Органы аудита ведут экспертно-аналитическую и информационную деятельности, проводя проверки, анализ и оценку сведений о закупках заказчика. В том числе анализируются законность, целесообразность, обоснованность, своевременность расходов на процедуры. Специалисты выявляют недостатки, устанавливают их причины, готовят предложения по устранению нарушений. После этого информация систематизируется и размещается в ЕИС в разделе «Контроль и аудит» ⇒ «Информация о результатах деятельности органов аудита в сфере закупок».

Органы аудита в своей работе используют методические рекомендации. В частности, в них говорится о направлениях аудита:

  • формирования контрактной службы и закупочных комиссий;
  • требования к товарам, работам, услугам;
  • правильность подготовки планов и планов-графиков;
  • наличие обоснования процедур;
  • правильность выбора способа определения поставщика;
  • наличие в госконтрактах обязательных условий;
  • обоснованность допуска/недопуска участников;
  • обоснованность заключения госконтрактов с едпоставщиком.

Какие еще источники информации инспекторы вправе использовать на проверках? Инспекторы могут использовать информационные системы Счетной палаты. Например, Информационно-аналитическую систему удаленного проведения внешнего государственного аудита (ИАС УВГА), Единую систему государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (ГИС ЕСГФК), СПАРК-ИНТЕРФАКС, СПАРК-МАРКЕТИНГ.

Совет от эксперта журнала Госзакупки.ру
Разделите товары и работы в НМЦК
Счетная палата проверяет не только расходы, но и вашу закупочную деятельность в целом.
Например, КСП города Муравленко выявила нестандартные для проверки счетной палаты нарушения на сумму 19 483 282 рубля. Заказчик, по мнению инспекторов, намеренно дробил закупки на мелкие и закупал у едпоставщика, чтобы не проводить конкурентную процедуру.
Инспекторы сделали такой вывод, потому что объекты во всех закупках у едпоставщика были идентичные. Второе серьезное нарушение — сроки исполнения в контракте не соответствуют срокам в извещении аукциона. И последняя ошибка — заказчик не выделил в НМЦК отдельно товары и отдельно работы.

Получить гостевой доступ к журналу

Кто проводит аудит

Какими органами аудит в сфере закупок осуществляется, 44-ФЗ поясняет в ч. 1 ст. 98.

Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  1. Счетная палата (41-ФЗ от 05.04.2013).
  2. Контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований (6-ФЗ от 07.02.2011).
  3. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ.
  4. Представительные органы муниципальных образований.

Указанные органы выполняют следующие функции:

  • обобщают результаты осуществления закупочной деятельности;
  • устанавливают причины выявленных отклонений и недостатков;
  • подготавливают предложения, направленные на устранение нарушений и на совершенствование контрактной системы;
  • систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о результатах.

При проведении контрольного мероприятия соответствующим органом составляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых организаций и публикуется на сайте ЕИС. Информация о результатах экспертно-аналитической деятельности, содержит, в том числе следующие сведения:

  1. Количество контрольных мероприятий.
  2. Количество и сумма заказов, в том числе при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, сделан вывод о нерезультативном расходовании бюджетных средств (к примеру, в нарушение ст. 34 и 94 оплачены работы, которые фактически не выполнены, или в нарушение ст. 95 допущено изменение существенных условий договора, например, изменен размер авансирования, или в нарушение ст. 22 в состав расчета НМЦК включены расходы на временные здания и сооружения, которые проектом на проведение работ не предусмотрены и др.).
  3. Количество выданных предписаний, обращений направленных в правоохранительные и контрольные органы.

Также фиксируются нарушения в:

  • организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
  • планировании заказов;
  • документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам);
  • заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
  • процедурах закупок (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
  • исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).

Проведение аудита в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Задачи, методы

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

ШКОЛА ЗАКУПОК

Услуги аудита (экспертизы) закупочной деятельности заказчика

Внутренний аудит (экспертиза) закупок проводится по инициативе руководителя организации и этим отличается от плановой контрольной проверки, аудита, проводимого контрольно-счетными органами, или ревизии.

В каких случаях заказывают проведение внутреннего аудита закупок:

  • Сменился руководитель организации
  • Сменился руководитель контрактной службы (контрактный управляющий)
  • Предстоит проверка контрольного органа
  • Ожидается внеплановая проверка (жалоба в Прокуратуру, внимание общественного контроля)
  • Существенно изменилось действующее законодательство
  • Необходимость проведения внутреннего аудита (контроль закупок филиалов)

Для заказа услуги внутреннего аудита системы закупок напишите заявку в свободной форме на адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Учебно-информационный центр «Школа закупок» проводит экспертизу с целью определения соответствия действий и документов заказчика требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подзаконных нормативных актов и Положения о закупках Заказчика.

Договор оказания услуг обязательно включает пункт о неразглашении сведений

Аудит проводится в 2 этапа:

1 этап – дистанционный. Проверка по информации и документам, размещенным в ЕИС: планы закупок, планы-графики, извещения, документация, реестр контрактов (договоров), экспертиза положения о закупке, отчеты заказчика.

2 этап – выезд аудитора. Документарная проверка: положения, приказы, контракты с ед.поставщиком, обоснование цены, сверка «бумажных» документов и информации, размещенной в ЕИС.

Оценка работы контрактной службы (экспертиза закупочной деятельности) проводится с учетом пожеланий заказчика

РАБОТАЕМ ДИСТАНЦИОННО ПО ВСЕЙ РОССИИ

Выдается экспертное заключение по результатам анализа закупок

По итогам аудита закупок представляется детализированный отчет, включающий в себя описание всех найденных ошибок, оценку рисков привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, рекомендации по устранению ошибок и слабых мест в документообороте при проведении закупок.

Стоимость услуги аудита (экспертиза) закупок – от 95 000 рублей.

Наши аудиторы часто привлекаются при проведении ведомственных проверок. Высокий профессионализм и большой опыт наших сотрудников позволяет качественно и грамотно выполнить свою работу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *