Аттестация работников 
культуры и искусства

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2018

Общий порядок проведения аттестации прописан в Основных положениях о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства, приложенных к Письму Минкультуры РФ от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ (далее – Порядок).

Положения этого документа учреждениям можно использовать в качестве методического пособия при самостоятельной разработке положений об аттестации работников, а также иных локальных нормативных актов, связанных с проведением аттестации.

Для отдельных учреждений культуры и искусства, отдельных категорий работников предусмотрен специальный порядок проведения аттестации, например:

  • Порядок проведения периодической аттестации работников библиотек, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 24.06.2016 № 1435;

  • Порядок проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей, утвержденный Приказом Минкультуры РФ от 05.05.2012 № 474.

Плановая и внеплановая аттестация работников культуры. По критерию регулярности аттестация может быть (п. 2.1 Порядка):

  • очередной (плановой) – осуществляется регулярно за установленный промежуток времени;

  • внеочередной (внеплановой) – осуществляется в связи с возникновением определенных обстоятельств у работодателя или работника.

Учреждение самостоятельно устанавливает периодичность проведения аттестации, учитывая следующие моменты:

  • для работников одной и той же категории периодичность должна быть одинаковой и может быть разной для различных категорий работников;

  • при определении периодичности принимаются во внимание временные отрезки старения знаний и навыков для соответствующей должности в связи с изменением методов и технологии работы

В среднем аттестация проводится, как правило, один раз в 3 – 5 лет.

Проведение внеплановой аттестации должно быть обусловлено обстоятельствами – к ним могут быть отнесены:

  • выбор на объективной основе работника, квалификация и профессиональные качества которого позволяют занять более высокую должность;

  • просьба работника, желающего получить вышестоящую должность или заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение;

  • выявление причин неудовлетворительной работы одного или нескольких сотрудников.

Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 08.08.2017 № 33-15252/2017 отметил, что проведение повторной аттестации не противоречит законодательству и Порядку, поскольку они не содержат такого запрета.

Работники, подлежащие аттестации. Пункт 1.3 Порядка определяет, что аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие учреждения. Конкретные категории работников, подлежащих аттестации, указываются в положении об аттестации учреждения.

Пункт 1.4 Порядка устанавливает ряд категорий работников, которые не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;

  • матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до 3 лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

  • работники, проработавшие в учреждении или по занимаемой должности менее года;

  • работники, которым по роду трудовой деятельности не требуются специальные знания или навыки. При этом не уточнено, о каких именно должностях идет речь. Соответственно, каждое учреждение самостоятельно определяет, какие работники входят в эту категорию, причем такой выбор имеет смысл обосновать.

Перенос аттестации на другую дату. Порядок не рассматривает вопрос о переносе даты аттестации при наличии тех или иных обоснованных для этого причин. Такие причины имеет смысл прописать в положении об аттестации учреждения.

Подобный пример был рассмотрен Свердловским областным судом в Определении от 25.07.2013 № 33-8622/2013. Суд признал несоблюдение порядка подготовки и проведения аттестации артистки-вокалистки (солистки) оперы ведущей категории ввиду отсутствия нормальных условий для аттестации. Так, в день аттестации в аттестационную комиссию работница представила справку врача-фониатра с диагнозом, который свидетельствовал о временном изменении голоса по физиологическим причинам.

Суд указал на необходимость применения п. 92 Положения об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденного Минкультуры СССР 29.12.1976, согласно которому артистки-вокалистки, артистки балета и хора, акробатического жанра и танцевальных групп музыкальных коллективов в период физиологических изменений женского организма освобождаются от участия в концертах на 3 дня. Артистки-вокалистки и артистки хора, акробатического, кукольного жанра и балета в указанные дни могут привлекаться для участия в репетициях без исполнения танцев и пения.

Суд отметил, что члены аттестационной комиссии, зная об экзаменационном задании, а также об изменении голоса аттестуемого, не предложили работодателю с целью создания необходимых правовых условий и объективной оценки аттестуемого работника отложить аттестацию на другую дату. Сам факт предъявления солисткой справки врача-фониатра свидетельствует о наличии субъективных причин, влияющих на оценку ее квалификации по занимаемой должности. Но члены экзаменационной комиссии во главе с председателем не расценили данное обстоятельство как уважительную причину, препятствующую прохождению дальнейшей аттестации. Тем самым аттестационная комиссия нарушила порядок проведения аттестации солистки.

Проведение аттестации.

Согласно п. 2.2, 2.3 Порядка в приказе об аттестации указываются конкретные сроки аттестации, график ее проведения, состав аттестационных комиссий, основания проведения внеплановой аттестации, регламент оформления результатов аттестации. Эта информация доводится до сведения работников, подлежащих аттестации, не менее чем за месяц до начала аттестации.

Как правило, в первую очередь аттестуются руководители структурных подразделений учреждений, а затем подчиненные им работники. Аттестация в учреждении культуры членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.

В состав аттестационных комиссий при учреждениях культуры входят председатель, секретарь и члены комиссии – высококвалифицированные специалисты и представители соответствующих профсоюзных организаций и творческих союзов (п. 2.4 Порядка). В части 3 ст. 82 ТК РФ обращается внимание на то, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в комиссию в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

При учреждении культуры может создаваться несколько аттестационных комиссий, предназначенных для аттестации творческих работников, специалистов основного персонала, других специалистов и служащих (п. 2.5 Порядка).

Согласно п. 2.3 Порядка сроки, которые отводятся на проведение аттестации до подведения ее итогов (от начала), устанавливаются каждым учреждением самостоятельно, при этом оптимальным считается срок 3 – 6 месяцев. В течение этого времени должна быть полностью проведена аттестация в учреждении культуры персонала. В учреждениях с численностью аттестуемых работников до 50 человек может быть принят за норму срок до 3 месяцев. При большом количестве работников допускается проведение аттестации в течение года.

Действия до начала аттестации. Перед проведением аттестации администрация учреждения проводит разъяснительную и подготовительную работу для информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации (п. 3.1 Порядка).

На важность этих мероприятий обратил внимание в Апелляционном определении от 24.02.2015 № 33-639/15 Московский городской суд, поставивший под сомнение объективность выводов аттестационной комиссии ввиду того, что в положении об аттестации работников учреждения культуры отсутствовали пункты, регламентирующие сроки и порядок проведения разъяснительной и подготовительной работы с целью информирования работников о задачах, условиях и формах проведения аттестации, что нарушало трудовые права работников и не позволяло получить максимально объективную картину деятельности аттестуемого работника.

Согласно п. 3.3 Порядка не позднее чем за 2 недели до начала проведения аттестации на каждого аттестуемого непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку работника:

  • соответствие его профессиональной подготовки квалификационным требованиям по должности;

  • профессиональная компетентность;

  • отношение к работе и выполнению должностных обязанностей;

  • результаты работы за прошедший период.

В тот же срок секретарь аттестационной комиссии подает на каждого аттестуемого копии документов об образовании и повышении квалификации, выписки из трудовой книжки, должностную инструкцию, аттестационный лист предыдущей аттестации, возможные отзывы сторонних лиц. Не менее чем за неделю до аттестации аттестуемый работник должен быть ознакомлен с данными материалами и представлением руководителя, при этом он имеет право представить в комиссию недостающие, по его мнению, документы (п. 3.4 Порядка).

Форма аттестации. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности аттестуемого (п. 3.2 Порядка). Аттестация работников культуры может проходить в виде письменного тестирования, собеседования, практических занятий, письменного экзамена. Например, при аттестации творческих работников аттестационная комиссия может знакомиться с творческими данными и квалификацией работника путем просмотра отдельных спектаклей, концертных программ и репетиций, а также путем бесед с ним.

Оцениваемые показатели. Согласно п. 1.2 Порядка основными критериями при проведении аттестации служат:

  • квалификация работника;

  • результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.

Для объективной оценки по каждому оцениваемому показателю в положении об аттестации нужно указывать конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает (п. 3.5 Порядка). После этого аттестационная комиссия проводит голосование по соответствию работника занимаемой должности (п. 3.6 Порядка).

Если аттестованный сотрудник будет оспаривать выводы комиссии через суд, судьи проанализируют обоснованность выводов комиссии, обращая внимание на показатели, оценивавшиеся комиссией.

Например, Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 08.08.2017 № 33-15252/2017 отметил, что добросовестность и ответственность работника, награждение его благодарностью центра социального обслуживания населения сами по себе не исключают несоответствия уровня знаний, умений и профессиональных навыков, требуемых для занимаемой должности.

Московский городской суд в Апелляционном определении от 24.02.2015 № 33-639/15 посчитал выводы аттестационной комиссии необоснованными, в том числе в силу того, что из экзаменационного листа нельзя сделать вывод о правильности либо неправильности ответов аттестуемого бухгалтера на поставленные вопросы. При этом главный бухгалтер – член аттестационной комиссии не смог пояснить, в чем состояли неправильность либо неполнота ответов аттестуемого, а также насколько его ответы объективно свидетельствуют о несоответствии должности бухгалтера.

Итоги аттестации.

По результатам аттестации (п. 3.8 Порядка):

  • заполняется аттестационный лист, содержащий оценку деятельности работника и рекомендации аттестационной комиссии;

  • оформляются протоколы заседания аттестационной комиссии.

Материалы аттестации передаются руководителю учреждения культуры для принятия решения.

Решение аттестационной комиссии доводится до аттестуемого, после этого он оставляет подпись в аттестационном листе.

По результатам аттестации комиссия выносит рекомендацию, соответствует работник занимаемой должности или нет (п. 4.1 Порядка).

При положительном ответе может быть уточнено, что работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии либо рекомендован для перевода на другую, вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

После утверждения руководителем учреждения итогов аттестации в трудовой книжке работника делается соответствующая запись (п. 4.4 Порядка).

В случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В части 3 ст. 81 ТК РФ сказано, что увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии.

В пункте 4.5 Порядка уточнено, что работники, признанные по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, освобождаются от работы или переводятся с их письменного согласия на другую работу руководителем учреждения не позднее
2 месяцев со дня аттестации. По истечении этого срока освобождение работника по результатам данной аттестации не допускается.

Свердловский областной суд в Определении от 25.07.2013 № 33-8622/2013 указал: при решении вопроса о несоответствии работника занимаемой должности, недостаточной квалификации следует учитывать, что несоответствие – это объективная неспособность работника выполнять должным образом порученную работу, а квалификация – причина, в которой нет субъективной вины работника, но она может служить критерием для признания его не соответствующим выполняемой работе, занимаемой должности.

В суде по общему правилу несоответствие работника занимаемой должности обязан доказать работодатель, подтвердив, что объективная его неспособность качественно выполнять обусловленную трудовым договором работу проявляется в неудовлетворительных ее результатах, систематическом браке и т. д. При этом несоответствием занимаемой должности не признается случай, когда работник неудовлетворительно выполняет свою работу из-за того, что работодателем не созданы нормальные условия труда.

Суды, анализируя обоснованность увольнения работников по результатам аттестации, нередко приходят к выводу о незаконности увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случае нарушений порядка проведения аттестации, которые ставят под сомнение объективность выводов аттестационной комиссии (например, Апелляционное определение Московского городского суда № 33-639/15, Определение Свердловского областного суда № 33-8622/2013).

Также мы не могли пройти мимо вывода Московского городского суда, который в Апелляционном определении № 33-639/15 отметил, что предоставление индивидуальной программы реабилитации работника, являющегося инвалидом, не должно влиять на выводы аттестационной комиссии о соответствии либо несоответствии занимаемой должности, поскольку состояние здоровья работника может явиться обстоятельством, имеющим юридическое значение для увольнения в порядке ст. 73 «Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением» ТК РФ, а не п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

* * *

При проведении учреждениями культуры и искусства аттестации работников для оценки их соответствия занимаемым должностям необходимо обращать повышенное внимание на соблюдение порядка проведения аттестации, а также документальное подтверждение выводов аттестационной комиссии, чтобы снизить риски судебных споров с работником, а в случае судебного разбирательства – иметь достаточные доказательства правомерности увольнения работника, не соответствующего занимаемой должности.

Определением Московского городского суда от 07.05.2015 № 4г/4-5007/15 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.

Аттестация работников культуры и искусства

С целью оказания практической помощи федеральным учреждениям культуры и искусства, а также органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований при составлении учреждениями локальных нормативных актов по оплате труда Минкультуры разработало Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства (далее — Порядок) и направило их Письмом от 08.02.2010 N 7790-44/04-ПХ. В данной статье рассмотрим: с какой целью проводится аттестация работников культуры, каковы ее порядок и сроки проведения? Кто входит в состав аттестационной комиссии? Какие решения могут быть приняты по итогам аттестации и как такие решения реализуются в дальнейшем?

Аттестация — это определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников.

Согласно п. 1.1 Порядка аттестация работников культуры способствует:

  • улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров;
  • повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы руководителей, специалистов и служащих;
  • усилению и обеспечению более тесной связи заработной платы с результатами труда;
  • приведению в соответствие наименований должностей квалификационным требованиям.

Следует отметить, что аттестация работников культуры проводится согласно утвержденному в учреждении положению об аттестации работников. В данном документе необходимо прописать:

  • конкретные критерии, характеризующие соответствие работника предъявляемым требованиям;
  • категории работников, подлежащие аттестации;
  • сроки проведения и периодичность;
  • основания для проведения внеплановых аттестаций;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов аттестации.

К сведению. Согласно п. 1.4 Порядка аттестации не подлежат: беременные женщины; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до трех лет <1>; работники, не проработавшие в учреждении или по занимаемой должности меньше года; работники, которым по роду своей деятельности не требуются специальные знания и навыки.

<1> Аттестация таких работников проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска.

Еще одним документом, который должно разработать учреждение в целях упорядочения процесса проведения аттестаций, является график проведения аттестаций. В нем указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку.

Для назначения аттестации работников в учреждении издается приказ о проведении аттестации. Образец приказа см. ниже.

Сроки проведения аттестации

Различают очередную (плановую) аттестацию и внеочередную (внеплановую) аттестацию.

Плановой называется аттестация, которая осуществляется регулярно за установленный промежуток времени.

Периодичность проведения плановых аттестаций устанавливается учреждением самостоятельно с учетом временных отрезков, за которые происходит старение знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности в той или иной должности в связи с изменением методов и технологии работы. Как правило, плановая аттестация проводится раз в 3 — 5 лет.

Внеплановая аттестация проводится в связи с возникновением определенных обстоятельств: в случае необходимости выявления объективных причин неудовлетворительной работы одного или нескольких работников учреждения, если нужно выбрать на объективной основе работника, квалификация и профессионализм которого позволяют ему повысить должность, а также в связи с просьбой самого работника, желающего получить вышестоящую должность, заявить о себе как о кандидатуре на выдвижение.

Обратите внимание! Периодичность проведения плановых аттестаций устанавливается с учетом следующего правила: для различных категорий работников может быть определена разная периодичность проведения аттестации, но обязательно одинаковая для работников одной и той же категории (п. 2.1 Порядка).

Время проведения аттестации (от начала до установления итогов) определяется учреждением самостоятельно. При этом учитываются штатная численность работников, состав аттестационных комиссий и их количество, а также квалификационный состав аттестуемых (п. 2.3 Порядка).

Как правило, оптимальным сроком проведения аттестации считается срок от 3 до 6 месяцев. Однако этот срок может быть изменен. К примеру, учреждения культуры, в которых:

  • численность аттестуемых работников не превышает 50 человек, могут установить срок проведения аттестации равный 3 месяцам;
  • планируется провести аттестацию более 50 человек, вправе увеличить срок проведения аттестации до года.

Аттестационная комиссия

Комиссия создается при учреждении культуры в случаях, когда численность персонала данного учреждения более 10 человек. Как правило, таких учреждений большинство, поэтому в данной статье рассмотрим порядок создания и работы именно таких комиссий (п. 2.2 Порядка).

Стоит отметить, что аттестация работников творческих коллективов, входящих в состав учреждений исполнительского искусства, также проводится с участием комиссий, созданных при учреждении культуры, независимо от численности работников в этих коллективах.

Согласно п. 2.4 Порядка в состав аттестационных комиссий включаются председатель, секретарь и члены комиссий, высококвалифицированные специалисты и представители соответствующих профсоюзных организаций и творческих союзов. При этом их персональный состав утверждается приказами руководителей учреждений.

Стоит отметить, что при необходимости при одном учреждении культуры могут быть созданы несколько аттестационных комиссий: отдельно для аттестации творческих работников, специалистов основного персонала и других специалистов и служащих.

Обратите внимание! Голосование по результатам обсуждения аттестационной комиссии проводится в отсутствие аттестуемого (п. 3.8 Порядка).

Все решения комиссия принимает тайным (открытым) голосованием. Голосование считается действительным, если в работе аттестационной комиссии приняло участие не менее 2/3 числа ее членов. Результаты голосования определяются простым большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии. При равенстве голосов принимается положительное решение в пользу аттестуемого (п. п. 3.6, 3.8 Порядка).

Порядок подготовки к проведению аттестации

В соответствии с п. 3.1 Порядка проведению аттестации должна предшествовать необходимая разъяснительная и подготовительная работа, организуемая администрацией учреждения культуры с целью информирования работников и аттестационных комиссий о задачах, условиях и формах проведения аттестации. Для этого:

  1. аттестационная комиссия должна ознакомиться с материалами, представленными на каждого аттестуемого работника, не позднее чем за две недели до даты проведения аттестации. В состав пакета документов, представляемых на каждого работника, входят (п. 3.3 Порядка):
  • копии документов об образовании и повышении квалификации;
  • выписка из трудовой книжки;
  • должностная инструкция;
  • аттестационный лист предыдущей аттестации;
  • возможные отзывы сторонних лиц;
  1. аттестуемый должен заранее ознакомиться с:
  • графиком проведения аттестации не менее чем за месяц до ее начала (п. 2.3 Порядка);
  • материалами, подготовленными для комиссии, не менее чем за одну неделю до аттестации. При этом он имеет право представить в комиссию недостающие документы (п. 3.4 Порядка);
  1. на каждого аттестуемого непосредственным его руководителем не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; профессиональная компетентность; отношение к работе и выполнению должностных обязанностей; результаты работы за прошедший период (п. 3.3 Порядка).

Порядок проведения аттестации

Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности аттестуемого работника в условиях полной гласности и при строгом соблюдении действующего трудового законодательства (п. 3.2 Порядка). Аттестация может проводиться в форме письменного тестирования, собеседования, практического занятия, письменного экзамена и др.

Форма проведения аттестации зависит от специфики трудовой деятельности аттестуемого. К примеру, аттестация творческих работников проводится путем просмотра отдельных спектаклей, концертных программ и репетиций, а также путем бесед с работником (п. 3.2 Порядка). При этом аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.

Стоит отметить, что неявка аттестуемого работника не является поводом для прекращения проведения аттестации. В данном случае аттестация проводится в его отсутствие (п. 3.7 Порядка).

Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании. Форма аттестационного листа приведена в Приложении к Порядку (п. 3.8 Порядка).

Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами.

Решения аттестационных комиссий и их реализация

По результатам аттестации комиссия может вынести следующие рекомендации (п. 4.1 Порядка):

  • работник соответствует занимаемой должности;
  • работник не соответствует занимаемой должности;
  • работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

Материалы аттестации передаются руководителю учреждения культуры, который в месячный срок принимает решение об утверждении итогов аттестации.

До сведения аттестуемого работника результаты комиссии доводятся непосредственно после подведения итогов голосования, о чем он расписывается в аттестационном листе.

В случае принятия положительного решения руководителя в трудовую книжку работника заносится соответствующая запись об успешном прохождении аттестации. Аттестационные листы такого работника хранятся в его личном деле.

В случае, когда по результатам аттестации работник признан не соответствующим занимаемой должности, в течение двух месяцев со дня аттестации его освобождают от работы или переводят на другую работу (с письменного согласия работника) (п. 4.5 Порядка).

Расторжение трудового договора по результатам аттестации осуществляется на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. О чем производится соответствующая запись в трудовой книжке увольняемого работника. При этом данный работник имеет право на получение выходного пособия (п. 4.6 Порядка).

Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности руководящих работников или специалистов, признанных по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в предусмотренном действующим законодательством порядке для рассмотрения трудовых споров.

Л.Морозова

Эксперт журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Предметное тестирование

методической комиссии «СКД и НХТ»

1. Дайте определение понятия «Социально-культурная деятельность».

а). деятельность, формирующая отношение к познанию, науке, книге, учению;

б). деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социализации и социальной адаптации;

в). деятельность, раскрывающая индивидуальные дарования личности.

2. Виды социальных технологий.

а). социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные, психолого-педагогические, социально-культурные;

б). визуальные, аудиальные, тактильно-кинестетические, чувственные. социальные;

в). эмоциональные, насыщенные, активные, мобильные, игровые.

3. Основные направления и принципы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками.

а). педагогическая деятельность, психологическая деятельность, нравственная деятельность, трудовая деятельность;

б). музыкальная деятельность, эстетическая деятельность, правовая деятельность, экологическая деятельность ;

в). познавательная деятельность, воспитательная деятельность, творческая деятельность, рекреационная деятельность.

4. Назовите функции социально-культурной деятельности.

а). добровольность, инициативность, активность;

б). развивающая, творческая, рекреационная ;

в). свободный выбор занятий, связанный с саморазвитием.

5. Понятие «культурная политика» — это …

а). окружающие человека материальные, социальные, и духовные условия его формирования;

б). деятельность государства, цели которого основаны на социально-культурном общественном согласии;

в). взаимодействие личности и культуры.

6. Социально-культурная адаптация – это …

а). управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий;

б). процесс систематического и целеустремлённого воздействия на духовное и физическое развитие личности ;

в). процесс приспособления человеческого организма к изменившимся условиям жизнедеятельности.

7. К театрально-концертным организациям относятся:

а). театры, филармонии, творческие коллективы;

б). библиотеки, спортивные залы, музеи ;

в). выставочные залы, дома творчества, галереи.

8. Какой сектор социально-культурной деятельности представляют клубы лечебно-профилактического характера и учебные центры восточных единоборств.

а). государственный;

б). общественный;

в). коммерческий.

9. Условия и услуги, предоставляемые организациями, юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей – это:

а). Культурные ценности;

б). Культурное наследие;

в). Культурные блага;

г). Культурное достояние.

10. Формы социально-культурной деятельности – это:

а). Цвет, объем, пространство, тембр, композиция;

б). Внешняя и внутренняя структура содержания деятельности;

в). Своеобразный социальный заказ, который выполняют учреждения культуры и предприятия туризма.

11. Средства социально-культурной деятельности – это:

а). Путь, способ достижения целей;

б). Нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека; основная особенность структуры и функционирования того или иного социально-культурного института

в). Инструмент, орудие для достижения целей

12. Какой из предложенных критериев не лежит в основе классификации социально-культурных институтов?

а). Обслуживаемый контингент населения;

б). Режим работы;

в). Экономический статус.

13. Какой статус имеет «народное творчество» как социально-культурный институт?

а). СКИ, преимущественно занятые производством духовных ценностей;

б). СКИ, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей;

в). СКИ, преимущественно проявляющие себя в различных вилах неформальной творческой деятельности.

14. По какому критерию классифицируются национальные (федеральные), региональные, местные (локальные) социально-культурные институты?

а). Форма собственности;

б). Экономический статус;

в). Масштаб действия.

15. В каком году был принят документ: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»?

а). 1978 г.;

б). 1990 г.;

в). 1992 г.

16. В каком из направлений социально-культурной деятельности досуговая функция не является приоритетной?

а). Культурно-развлекательная деятельность;

б). Рекреационная деятельность;

в). Информационно-просветительская деятельность.

17. Объектами социально-культурных технологий являются:

  1. Различные социально-возрастные группы населения

  2. Документированная информация

  3. Социально-культурные институты

  4. Социально-культурные процессы

18. Результатом социально-культурных технологий являются:

  1. Образовательные продукты и услуги

  2. Культурно-досуговые продукты и услуги

  3. Информационные продукты и услуги

  4. Коммерческие продукты и услуги

19. Субъектами социально-культурной деятельности не являются:

  1. Специалисты социально-культурной сферы

  2. Работники культуры и искусств

  3. Участники творческих любительских объединений

  4. Учреждения культуры и досуга.

20. Какая из предложенных форм организации семейного досуга является наиболее распространенной в учреждениях культуры?

  1. Концерты

  2. Семейные клубы и любительские объединения

  3. Дискуссии

  4. Консультации

21. К возрастным особенностям молодежи не относится:

  1. Динамизм

  2. Неустойчивое внимание

  3. Формирование и установка ценностных ориентаций

  4. Явления акселерации

22. Какая из социально-демографических групп не относится к социально-незащищенным?

  1. Люди с ограниченными возможностями

  2. Полные семьи

  3. Мигранты

  4. Студенчество

23. Что не относится к факторам социальной «незащищенности»?

  1. Материальный фактор

  2. Здоровье

  3. Социальные льготы и гарантии

  4. Досуговый фактор

24. Какой из институтов не участвует в процессе социальной реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями?

  1. Реабилитационный центр

  2. Досуговый центр

  3. Справочные службы

  4. Медицинские учреждения

25. Какой из социально-культурных институтов г. Белгорода является специализированным учреждением по работе с людьми ограниченных возможностей здоровья?

  1. ДК «Сокол»;

  2. Библиотека для слепых;

  3. Белгородский государственный краеведческий музей

  4. Центр молодежных инициатив.

26. Какая из причин ухода молодежи в различные субкультуры является приоритетной?

  1. Потребность в самореализации и самоидентификации

  2. Потребность в неформальном общении

  3. Потребность в творческой реализации

  4. Досуговая потребность

27. Какая потребность пожилых людей является определяющей при выборе досуговой формы?

  1. Потребность в образовании

  2. Потребность в коммуникации

  3. Потребность в творческой реализации

  4. Потребность в организации свободного времени

28. Какие формы наиболее востребованы людьми «третьего возраста»?

  1. Массовые

  2. Групповые

  3. Индивидуальные

  4. Комплексные

29. Причиной девиантного поведения не является:

  1. Социальное неравенство

  2. Неблагополучие в семье

  3. Социальная наследственность

  4. Материальное положение.

30. Какая из существующих проблем организации досуга по месту жительства носит субъективный характер?

  1. Отсутствие нормативно-правовой документации

  2. Недостаточное финансирование

  3. Ослабление внимания к вопросам организации досуга по месту жительства

  4. Недостаток профессиональных кадров

31. Какое из качеств специалиста социально-культурной деятельности не относится к личностным?

  1. Доброта

  2. Профессиональное мышление

  3. Объективность

  4. Обаяние

32. Какой из элементов специалиста социально-культурной деятельности Г.Н. Баклановой не выделен в структуре профессионального портрета?

  1. Профессиональное сознание

  2. Имидж

  3. Профессиональное мышление

  4. Профессиональная деятельность.

33. Основной целью методического обеспечения является:

1. Обеспечение постоянной информационной связи между теорией и практикой социально-культурной деятельности;

2. Достижение максимально высокого уровня практической методики организации социально-культурной деятельности;

3. Повышение профессионального мастерства работников сферы культуры;

4. Внедрение передового опыта.

34. Предметом методического обеспечения социально-культурной деятельности является:

  1. Теория социально-культурной деятельности;

  2. История социально-культурной деятельности;

  3. Методика социально-культурной деятельности.

  4. Социально-культурная практика.

35. К уровням совершенствования методики социально-культурной деятельности относятся:

1. Исторический;

2. Логический

3. Практический;

4. Теоретический.

36. Какой их институтов не осуществляет методическое обеспечение социально-культурной деятельности?

1. Методический центр

2. Методический кабинет

3. Библиотека

4. Сельский клуб.

37. Что означает понятие «тематическое музыка»?

1. музыка праздничная.

2. музыка, посвящённая определённой теме спектакля

3. музыка тоскливая.

38. Для чего служит киноэкран?

1. Для отражения света.

2. Для получения изображения.

3. Для красоты.

39. Принтер предназначен?

1. Для вывода данных на бумагу.

2. Для запоминания информации.

40. Родиной «готики» является:

1. Испания.

2. Италия.

3. Франция.

41. Организатором «Русских сезонов» в Париже был:

1. С.П.Дягилев.

2. С.И.Мамонтов.

3. А.А.Бахрушин.

42. Покровительницей комедии была греческая богиня:

1. Мельпомена.

2. Клио.

3. Терпсихора.

4. Талия.

43. Кто из художников по-новому прочитал сказание о ветхозаветной Троице:

1. Андрей Рублёв.

2. Симон Ушаков.

3. Феофан Грек.

44. Что больше всего ценилось на Руси?

1. Культура Запада.

2. Древнее благочестие.

3. Византийские традиции.

45. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял…

1. сверхъестественную силу животного;

2. гармонию и красоту природы;

3. загадочность, мудрость и силу египетского правителя.

46. По проекту какого архитектора построен Успенский собор в Московском Кремле?

1. Новгородских древоделей.

2. Постник и Барма.

3. Аристотель Фиораванти.

47. Знаменитый шедевр Леонардо да Винчи «Джоконда» находится в музее:

1. Лувра.

2. Эрмитажа.

3. Дрезденской картинной галереи.

48. Казанский собор А.Н.Воронихина в Санкт-Петербурге своей архитектурой был призван вызывать прямые ассоциации:

1. С Францией, собором Парижской Богоматери.

2. С Германией, собор в Кёльне.

3. С Римом, с собором Петра.

49. Какую реформу в России провёл царь Алексей Михайлович?

1. Монархическую.

2. Церковную.

3. Дворянского уклада.

50. Образ мадонны в творчестве художников итальянского Возрождения это…

1. обычное проявление материнской любви;

2. призыв к покорности и самоотречению;

3. пример человеческого достоинства и вера человека в светлое будущее.

Предметное тестирование для преподавателей изобразительного искусства.

  1. Перечислите виды изобразительного искусства:

А) Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Б) Портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина.

В) Архитектура, скульптура, живопись, рисунок.

  1. Какие техники относятся к печатной графике?

А) Линогравюра, ксилография, офорт.

Б) Граттаж, монотипия, линогравюра.

В) Коллаж, офорт, граттаж.

  1. К графическим мягким материалом относятся:

А) Соус, уголь, сепия.

Б) Карандаш, сангина, пастель.

В) Акварель, соус, сангина.

  1. К жанрам изобразительного искусства относятся:

А) Портрет, пейзаж, натюрморт.

Б) Живопись, графика, скульптура.

В) Акварель, гуашь, темпера.

  1. Как называется роспись, выполняемая тональными градациями одного цвета?

А) Гризайль.

Б) Графика.

В) Подмалевок.

  1. Какие цвета относятся к ахроматическим?

А) Белый, серый, черный.

Б) Красный, желтый, синий.

В) Оранжевый, зеленый, фиолетовый.

  1. Перечислите художников-импрессионистов.

А) Э.Мане, О.Ренуар, К.А. Коровин.

Б) Ван Гог, П.Сезанн, П.Гоген.

В) П.Пикассо, С.Дали, Э.Дега.

  1. Как называется стиль в изобразительном искусстве, зародившийся в конце 19 века в Германии и получивший там название «молодой стиль».

А) Модерн.

Б) Готика.

В) Рококо.

  1. Какое название носит смешение стилей в искусстве?

А) Эклектика.

Б) Классицизм.

В) Ампир.

  1. Назовите традиционный промысел глиняной игрушки Липецкого края.

А) Романовский.

Б) Дымковский.

В) Филимоновский.

  1. Какое называние носит переработка реального изображения в условный мотив.

А) Стилизация.

Б) Обобщение.

В) Упрощение.

  1. Назовите традиционные материалы, применяемые в скульптуре.

А) Дерево, мрамор, бронза.

Б) Терракота, оргалит, гипс.

В) Глина, резина, пластилин.

  1. Перечислите этапы работы над произведением станковой живописи.

А) Эскиз, картон, картина.

Б) Компоновка, детализация, обобщение.

В) Набросок, эскиз, подмалевок.

  1. Какие предметы относятся к оборудованию кабинета рисунка?

А) Планшет, мольберт, софит.

Б) Холст, натюрмортный фонд, доска.

В) Бумага, карандаш, ластик.

  1. Назовите произведения русского художника-живописца И.Е. Репина.

А) «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Стрекоза».

Б) «Последний день Помпеи», «Заседание государственного совета», «Протодьякон».

В) «Христос в пустыне», «Явление Христа народу», «Портрет композитора М.П. Мусорского».

  1. Что относится к средствам композиции?

А) Линия, пятно, перспектива, светотень.

Б) Свет, полутень, тень, рефлекс.

В) Холст, подрамник, кисти, краски.

  1. Как называется жанр изобразительного искусства, изображающий предметы неодушевленной природы?

А) Натюрморт.

Б) Пейзаж.

В) Стаффаж.

  1. Назовите градации светотени.

А) Блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

Б) Собственная тень, падающая тень, свет, блик.

В) Точка, линия, штрих, пятно, тон.

  1. Как называется цветовой строй произведения?

А) Колорит.

Б) Живопись.

В) Композиция.

  1. Назовите изобразительные средства графики.

А) Точка, линия, штриховка, пятно.

Б) Карандаш, клячка, бумага.

В) Свет, цвет, перспектива.

  1. Какое название носит живопись вне мастерской на открытом воздухе?

А) Пленэр.

Б) Пейзаж.

В) Натура.

  1. В зависимости от размера изображения портреты делятся на…

А) Головные, погрудные, поясные, поколенные, во весь рост.

Б) Камерные, парадные, групповые, автопортрет.

В) Скульптурные, живописные, графические.

  1. Что относится к жанрам станковой живописи?

А) Натюрморт, пейзаж, интерьер, сюжетно-тематическая картина.

Б) Интерьер, экстерьер, пейзаж.

В) Рисунок тушью, отмывка, акварель.

  1. Назовите одним словом единство внешних особенностей светотени в графике.

А) Тональность.

Б) Тон.

В) Тоновые отношения.

  1. Какая линия делит голову человека пополам по горизонтали?

А) Линия разреза глаз.

Б) Линия надбровных дуг.

В) Средняя линия головы.

  1. Назовите первый этап работы над рисунком.

А) Компоновка.

Б) Линейно-конструктивное построение.

В) Определение тональных отношений.

  1. Через какую из опорных точек проходит горизонтальная линия, делящая фигуру пополам?

А) Лонное сочленение.

Б) Основание грудной клетки.

В) Седьмой шейный позвонок.

  1. Как называется техника графики, в которой изображение получается путем оттиска с металлической поверхности, протравленной кислотой.

А) Офорт.

Б) Монотипия.

В) Воскография.

  1. Назовите самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы, инструктажа.

А) Плакат.

Б) Гравюра.

В) Печать.

  1. Что принадлежит к области монументального искусства?

А) Памятники, панно, мозаики, фрески.

Б) Батальная картина, мифологическая картина, бытовая картина.

В) Архитектура, скульптура, живопись.

  1. Назовите методы обучения рисованию.

А) Рисование с натуры, рисование по памяти и представлению, копирование.

Б) Рисование в мастерской, рисование на пленэре.

В) Выполнение набросков и зарисовок, выполнение эскизов, рисование по памяти.

  1. Какому фараону принадлежит самая высокая из пирамид Гизы?

А) Хеопсу.

Б) Хефрену.

В) Микерину.

  1. Назовите три ордера греческой архитектуры.

А) Дорический, ионический, коринфский.

Б) Афинский, троянский, спартанский.

В) Римский, критский, дорический.

  1. К какому стилю относится архитектура собора Нотр-Дам-де-Пари?

А) Готика.

Б) Модерн.

В) Классика.

  1. В каком искусстве на Руси впервые было использовано портретное изображение?

А) Иконопись.

Б) Лубок.

В) Наскальная живопись.

  1. Назовите 3-х известных русских художников начала ХХ века.

А) П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, А.Я. Головин.

Б) А.Н. Толстой, П.Н. Филонов, И.И. Кабаков.

В) А. Муха, В.И. Мухина, И.С. Глазунов.

  1. Назовите известных древнерусских мастеров-иконописцев.

А) А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий.

Б) Ф. Грек, В.И. Баженов, А.А. Иванов.

В) Кирилл, Мефодий, А.Рублев.

  1. Как называется вид скульптуры, выполняемый с применением сокращений в перспективе, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.

А) Рельеф.

Б) Контррельеф.

В) Круглая скульптура.

  1. Как называется совокупность всех костей тела, выполняющая функцию опоры в живом организме?

А) Скелет.

Б) Мышцы.

В) Наружные покровы.

  1. Как называется взаимное отношение частей целого друг к другу?

А) Пропорции.

Б) Канон.

В) Конструкция.

  1. Костная основа головы называется…

А) Череп.

Б) Теменной бугор.

В) Позвоночник.

  1. Ярко выраженное различие, противоположность одного или нескольких выразительных качеств объекта.

А) Контраст.

Б) Нюанс.

В) Аналогия.

  1. Как называется цветовая основа красок?

А) Пигмент.

Б) Растворитель.

В) Связующее вещество.

  1. Назовите вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

А) Скульптура.

Б) Рельеф.

В) Архитектура.

  1. В каком городе была открыта первая в России Академия Художеств?

А) Санкт-Петербург.

Б) Москва.

В) Киев.

  1. Перечислите основные русские промыслы лаковой миниатюры.

А) Палех, Холуй, Мстёра.

Б) Хохлома, Финифть, Гжель.

В) Городецк, Жестово, Дымково.

  1. Назовите трех великих русских пейзажистов.

А) И.И. Левитан, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев.

Б) А.А. Иванов, И.И. Шишкин, И.И. Машков.

В) К.С. Петров-Водкин, И.Э. Грабарь, В.А. Серов.

  1. Назовите автора произведений: «Джоконда», «Дама с горностаем», «Мадонна Бенуа».

А) Лонардо да Винчи.

Б) Тициан.

В) Рафаэль.

  1. Сколько раз голова укладывается в фигуре взрослого человека?

А) 7-8 раз.

Б) 10-12 раз.

В) 5-6 раз.

  1. Как называется подготовительная живописная работа к станковой картине?

А) Этюд.

Б) Подмалевок.

В) Картон.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *