Содержание

Законодательное регулирование

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Какие угодья могут предоставляться

Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение. Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

На земельной территории КФХ допускается строительство различных строений несельскохозяйственного назначения. Это могут быть жилые, промышленные и рекреационные здания. Площадь таких построек не может занимать более 30% всего надела. Застройка регламентирована складывающейся практикой муниципального образования и утвержденным проектом.

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

>Аренда земли сельскохозяйственного назначения у государства (муниципалитета). В помощь риэлторам

Плюсы аренды заключаются:

— в привлекательной цене, в сравнении с покупкой;

— в отсутствии законодательных ограничений, как при покупке – продаже;

— в гибкости условий при заключении договоров (выборе сроков, возможности выкупа);

— в богатом выборе предложений.

Чтобы участники рынка могли юридически грамотно организовывать земельные отношения, законно пользоваться территориями угодий в своих и производственных целях, им необходимо понимать особенности аренды сельскохозяйственных земель, риэлторам, специализирующимся на загородном рынке особенно.

Объектом аренды являются земли сельскохозяйственного назначения (леса, водоемы, поля и т. д.). Это индивидуальный, конкретно — определенный участок, имеющий кадастровый номер и установленные границы участка. Процедура конкретизации необходима для установления данного недвижимого имущества, передаваемого арендатору.

Аренда такого типа недвижимого имущества регламентируется правилами и особенностями законодательства Российской Федерации (закон № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), но на земельные участки, с государственным регулируемым оборотом, эти обязательства не действуют.

Чтобы индивидуализировать участок, необходимо:

  • получить кадастровый номер;
  • установить местоположение и границу;
  • присвоить адрес;
  • определить категорию.

Также нужно обязательно пройти государственный кадастровый учет, иначе если возникнет спорная ситуация договор аренды будет признан судом недействительным.

Арендаторами земель сельскохозяйственного назначения могут быть юридическими и физическими лицами нашей страны, муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации.

Об особенностях технологии работы с землями сельхозназначения можно узнать в этой авторской статье.

В аренду эти земли предоставляются:

— крестьянским (фермерским) хозяйствам;

— некоммерческим кредитным организациям: религиозным организациям, потребительским кооперативам и т. д.;

— хозяйственным обществам;

— образовательным организациям, подготавливающим работников сельскохозяйственного направления;

— унитарным предприятиям, государственным и муниципальным;

— научным организациям соответствующей отрасли;

— казачьим обществам;

— производственным кооперативам;

— общинам немногочисленных народов нашей страны (Север, Сибирь);

— гражданам, занимающимся ЛПХ.

Выкупить землю невозможно, если она была арендована:

  • казачьими обществами;
  • общинами малочисленного народа;
  • гражданами для выпаса скота и сенокоса;
  • религиозными объединениями;
  • образовательными, научными организациями.

При аренде земельного участка (муниципальной собственности) сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства подают заявление в местные органы самоуправления (торги не проводятся). В остальных случаях проводятся муниципальные аукционы.

Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка необходимо подать следующие документы в местную Администрацию:

  • заявку на участие с указанием банковских реквизитов в случае возврата задатка;
  • документ, удостоверяющий личность (для физических лиц);
  • документ, подтверждающий внесение задатка;
  • заверенный перевод документов о государственной регистрации (для иностранных юридических лиц).

Заявки прекращают принимать за пять дней до проведения аукциона. Договор аренды подписывает победитель аукциона. В случае, когда есть всего лишь один участник – он и становится победителем. Арендная плата – фиксированный размер 0. 3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Обязанность по уплате налога на землю возлагается на арендодателя. Ставка устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации (0.3 %) от кадастровой стоимости участка.

Законодательство

Земли сельскохозяйственного назначения — это земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, которые предоставляются с целью ведения сельского хозяйства.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Согласно нормам Земельного кодекса, а именно статье 78 земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства;
  • Создания защищающих лесных насаждений;
  • Научно-исследовательских, учебных и других целей, касающихся сельскохозяйственного производства.

Земли допускается арендовать в целях рыбоводства, организации крестьянско-фермерского хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, дачного строительства.

Общим правовым режимом сельхоз земель является возможность предоставления данных участков только для целей сельхозпроизводства.

Существует специальный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по владению, пользованию и распоряжению сельскохозяйственными землями — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ. Статьи 9 и 10 данного закона устанавливают порядок сдачи земель в аренду и особенности ее предоставления.

Важно! Аренда сельскохозяйственных угодий может быть произведена в любых объемах и на любой срок, но не более 49 лет. Кроме того, после оформления аренды в дальнейшем землепользователь имеет преимущественное право на выкуп земли в личную собственность.

Земли сельскохозяйственного назначения можно оформить в аренду не только у государства, но и у частного землевладельца.

Как происходит формирование первичной стоимости государственных участков сельскохозяйственного назначения?

Первичная стоимость земель сельскохозяйственного назначения определяется государственной кадастровой оценкой.

Оценка проводится по единому методу и с целью обеспечения сопоставимости результатов оценки на всей территории России.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Первый этап оценивания стоимости земли проводится на межрегиональном уровне. В ходе оценки определяется средняя кадастровая стоимость 1 га земли сельскохозяйственного назначения субъектов РФ, а также разрабатываются базовые нормативы для проведения кадастровой оценки земельных участков внутри субъекта Российской Федерации.

При осуществлении кадастровой оценки сельскохозяйственных территорий на уровне субъекта РФ выявляется определенный ряд показателей в расчете на гектар сельскохозяйственной земли:

  • оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц);
  • оценочные затраты;
  • стоимость производства валовой продукции и расчетный доход с ренты;
  • удельные показатели кадастровой цены земель сельскохозяйственного назначения в границах субъектов РФ.

Два первых показателя (оценочная продуктивность и оценочные затраты) являются основными значениями, определяющими кадастровую оценку сельскохозяйственных земель внутри субъекта РФ.

Прекращение договора аренды земельного участка может наступить либо в связи с окончанием срока аренды, либо при нарушении условий договора.
Ищите образец договора мены квартиры? Его можно скачать в нашей статье.
Хотите разобраться, что такое деривативы? В нашем материале рассказано об этом простым и доступным языком.

Факторы, влияющие на определение стоимости аренды

Постановление Правительства России от 16.07.2009 №582 определяет основные принципы определения цены земельных наделов под аренду, предоставляемую государством.

Данное постановление обосновывает правила установления арендной платы за земли, принадлежащие государству. В соответствии с ними определение цены зависит от:

  • кадастровой стоимости земли — основной регулятор платы за аренду;
  • результатов аукционных торгов;
  • от размера земельного налога на участок;
  • ставок оплаты, рассчитанных в зависимости от периода аренды;
  • от рыночной стоимости земельного участка.

Непосредственно порядок оплаты, то есть ее величина, особенности и время внесения платежей устанавливаются договором аренды.

Арендную плату составляют базовые годовые ставки оплаты за аренду государственных земель. При этом учитывается распределение ставок согласно категориям земель, а также фиксируемые условия самих арендаторов на локальном уровне.

Категория земли имеет весомое значение. Земля сельскохозяйственного назначения в аренду будет гораздо дешевле земли такой же площади, арендованной под жилищное строительство.

Базовая ставка устанавливается каждым административным субъектом РФ на основании местных условий и направлений экономического развития.

Еще одним важным значением для определения арендной платы является зональный коэффициент (Кт). Показатель устанавливается во время проведения кадастровой оценки земельного участка в определенной регионе. Особенность зонального коэффициента состоит в учете всех особенностей земли и окружающей зоны, ее ценности.

Существует также поправочный коэффициент (Кц). Поправка зависит от вида целевого назначения земли и способа использования земель.

Кроме того, сама площадь земли сельскохозяйственного назначения имеет значение и представляет собой одну из производных при вычислении годовой платы за аренду.

Таким образом, основные показатели, влияющие на стоимость сельскохозяйственных угодий:

  • базовая ставка;
  • зональный коэффициент;
  • поправочный коэффициент;
  • площадь земельного участка.

Следует также учитывать и определенный ряд льгот, предоставляемых государством для следующих категорий граждан:

  • инвалиды 1-ой и 2-ой групп;
  • участники ВОВ, боевых действий и вооруженных конфликтов локального характера;
  • многодетные семьи;
  • участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Порядок оформления земельных угодий на льготных условиях определяется местными органами власти и управления.

Сколько стоит аренда земли в разных регионах РФ?

Стоимость земель сельскохозяйственного назначения зависит от многих факторов, как было выяснено выше. Поэтому конкретные цифры касательно каждого региона привести не получится.

К примеру, в Московской области в зависимости от района и расположения участка цена абсолютно разная. Получить информацию о точной стоимости возможно в администрации по месту нахождения участка.

Несколько примеров стоимости аренды сельскохозяйственных участков по регионам:

Регион Стоимость (1 га/год в рублях)
Кабардино-Балкарская Респ, Баксанский р-н 2200
Пензенская обл, Пензенский р-н, Саловский с/с 1463
Чувашская Республика, Цивильский р-н, Тувинское сельское поселение 500
Орловская обл, Мценский р-н 900
Краснодарский край, Отрадненский р-н 705
Московская обл, Луховицкий р-н, Матвеевка д 20000
Московская обл, Орехово-Зуевский р-н 16000
Московская обл, Сергиево-Посадский р-н 16500
Московская обл, Коломенский р-н, Ворыпаевка д, Луговая ул 1600
Московская обл, Серпуховский р-н, Новая д 1400
Краснодарский край, Отрадненский р-н, Спокойная ст-ца 950
Краснодарский край, Каневской р-н 4500
Краснодарский край, Абинский р-н, Холмская ст-ца 960
Краснодарский край, Калининский р-н 2000
Санкт-Петербург г, Пушкин г, Катлинская дор 3400
Свердловская обл, Новолялинский р-н 100
Свердловская обл, Белоярский р-н 875
Свердловская обл, Артемовский р-н, Красногвардейский п 400
Свердловская обл, Слободо-Туринский р-н, Красный Яр д 450
Ростовская обл, Тарасовский р-н 1000
Ростовская обл, Азовский р-н 4700
Ростовская обл, Песчанокопский р-н, Песчанокопское с, Калинина ул 2800

* Сведения взяты с официального сайта Российской Федерации, размещающем информацию о проводимых торгах.

Таким образом, договор аренды земли сельскохозяйственного назначения — это хороший вариант для людей, планирующих заниматься сельским хозяйством.

Покупка земли будет стоить достаточно дорого, аренда же обойдется в подъемную сумму и позволит спокойно наладить доходы и минимизировать расходы.

На текущий момент перед государством стоят задачи федерального уровня по разработке и организации всех условий для эффективного ведения сельскохозяйственного бизнеса.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3129 >Все о ценах на аренду земель под сельское хозяйство: во сколько обойдется наем надела сельхозназначения у государства?

Законы о найме наделов под сельское хозяйство у государства

Для аренды у государства земли сельхозназначения на оптимальных условиях необходимо знание всех нормативных актов, регулирующих этот процесс.

  1. «Земельный кодекс РФ» №136-ФЗ был утвержден 25.10.2001 г. Поправки и дополнения к этому закону вступили в силу с января 2017 г. Согласно этому правовому акту:
  • Величина платы за землю определяется договором об аренде (ст. 22).
  • Арендная плата за земли для социально значимой деятельности не должна превышать земельного налога (ст.39.7).
  • Ценность земли определяется по кадастровой стоимости (КС), которую рассчитывают государственные органы; арендовать можно только кадастровые земельные участки, занесенные в государственный реестр недвижимости (ст. 65).
  • В особую категорию выделяются земли сельскохозяйственного назначения: пашни, защитные насаждения, места для подсобных помещений для нужд с/х производства (ст.77).
  • Дается строгое целевое назначение земель: земледелие, скотоводство, рыбоводство; опытническая работа.
  • Местные и региональные государственные органы имеют специальный фонд распределения земель с/х назначения для аренды их населению. (ст. 80).

  • Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 г. был дополнен и изменен в 2015 году. Документ регулирует процесс заключения арендных договоров.
    • Срок аренды определен от 3 до 49 лет, не исключено приобретение участка в собственность.
    • Успешное хозяйствование на земле дает право на льготные условия аренды.
    • Региональными органами власти определяются категории лиц с правом льготной аренды земель.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. С 2016 г. процедура аукционных торгов для перезаключения и продления арендного договора на новый срок стала необязательной.

  • Постановление Правительства № 582 от 16.07.2009 г. определяет порядок расчета за аренду государственной земли.

    При этом учитываются:

    • кадастровая стоимость – основной параметр цены;
    • категория и целевое назначение земельного участка;
    • итоги торгов на аукционе;
    • величина государственного налога;
    • распределение платы по временным периодам в зависимости от срока аренды;
    • рыночная цена участка.

    Правом устанавливать плату за землю наделены местные органы власти, с которыми и заключается арендный договор.

  • Порядок вычисления кадастровой стоимости определяют два распоряжения Министерства экономики России:
    • Приказ №445 МЭР от 20.09.2010 г. «Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
    • Приказ №508 МЭР от 22.10 2010 г. «Федеральный стандарт оценки» (ФСО №4).

    Процедура оценки проходит три этапа:

    • создается перечень анализируемых участков Росреестром;
    • вычисляются удельные показатели для них на региональном уровне;
    • конкретная оценка каждого участка завершается на уровне муниципальных органов власти.
  • Федеральный закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 3.07.2016 г. вступил в силу 1 января 2017 года.

    По этому закону:

    • производить кадастровую оценку земель будут не посторонние фирмы, а государственные бюджетные учреждения по единой методике (ст. 6; ст. 14);
    • не допускается заменять кадастровую стоимость земли рыночной (ст. 19);
    • изменение КС допускается только в сторону понижения (ст.19.7);
    • переоценка земли происходит 1 раз в 3-5 лет.
  • Налоговый кодекс РФ освобождает лиц, арендующих землю, от уплаты налога на добавленную стоимость (ст.388, гл.31 НК РФ).

    Величина земельного налога зависит от кадастровой стоимости участка, если он находится на правах собственности или бессрочного пользования (ст.390 п.2).

  • о расчете арендной платы за ЗУ и облагается ли наем надела НДС и земельным налогом!

    Первичная стоимость

    Арендная плата за пользование государственными землями сельскохозяйственного назначения формируется на основе кадастровой стоимости участка, если он уже занесен в Государственный реестр недвижимости.

    Кадастровая оценка – первичная стоимость земельных ресурсов, определяется в 3 этапа.

    1. На первом этапе оценки вычисляется средняя цена 1 га земельных ресурсов для каждого региона РФ.

      Для расчета берутся два показателя: средняя продуктивность земель в пределах региона и стоимость затрат на производство продукции, т.е. расчетный доход единицы площади.

      Полученный расчётный рентный доход с каждого гектара по региону умножается на срок капитализации (33 года) – так получают кадастровую стоимость земельных угодий для каждого субъекта РФ:

      К = R x 33, где R – расчетный рентный доход по региону.

      (Средняя КС земель в некоторых регионах РФ приведена в таблице №2).

    2. Второй этап – определения КС сельскохозяйственных земель внутри регионов по зонам. Установленный для региона коэффициент R соотносится с показателями продуктивности и затрат на различных категориях земельных участков. Они характеризуются по трем факторам:
      • почвенному бонитету – качеству почв;
      • технологическим свойствам – насколько легко обрабатывать землю, благоприятен ли рельеф поля для маневрирования техникой и т.д.;
      • эквивалентному расстоянию – показатель удаленности участка от пунктов реализации продукции.

      Все эти характеристики выражаются в баллах. С учетом показателей рентного дохода определяется удельный коэффициент kуд. – земельного участка, кадастровая стоимость которого вычисляется по формуле:

      K = S*kуд., где S – площадь земельного участка.

      По качеству и размеру приносимого дохода все угодья делятся на группы с разными удельными коэффициентами, выражающими цену за 1 м2.

      • Сельхозугодья – земли, максимально используемые для земледелия и скотоводства: пахотная земля, выпасы, сенокосные луга, залежные участки;
      • площади, занятые подсобными помещениями и коммуникациями;
      • озера, пруды;
      • земля, поросшая кустарником или заболоченная;
      • заросшие лесом земли, не учтенные в лесном фонде;
      • скудные земли, пригодные для кочевого скотоводства.
    3. На основании зонирования составляется кадастровая карта региона, с помощью которой производится выделение арендных участков.

    Подробнее порядок определения кадастровой стоимости описан в этой статье!

    Таблица №1. Средние удельные показатели кадастровой стоимости с/х земель в некоторых регионах РФ по группам (руб./м2)

    Регион I II III IV V VI
    Краснодарский край 8,36 7.99 7,69 0,09 0,59
    Московская область 6,09 6,46 7,32 0,09 0,57
    Ленинградская обл 5,93 4,97 6,90 0,09 0,27

    Кабардино-Балкарская Респ.

    1.96 2,16 2,15 0,04 0,04 0,06
    Ростовская обл. 3,76 4,35 4,00 0,09 0,24
    Орловская обл. 2,98 1,67 2,18
    Чувашская Республика 2,27 2,23 2,24 0,9 0,28
    Свердловская обл. 1,41 1,50 1,28 0,04 0,20

    Факторы, влияющие на арендную плату

    Алгоритм действий при получении земли в аренду у государства определяется главой V.1. Земельного Кодекса.

    Собираетесь взять в аренду земельный участок у государства?

    Интересуетесь, как происходит расчет стоимости найма такой земли?

    Узнайте подробности из этой статьи нашего Интернет-журнала!

    Получение кадастрового паспорта

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Межевание, оценка кадастровой стоимости и постановка на учет проводятся на средства арендатора.

    Следует обратиться в муниципальной орган власти с заявлением, где должно быть указано целевое использование арендуемой площади.

    По кадастровой карте района выделяется участок, который необходимо поставит на кадастровый учет в Росреестре.

    Оценщики проводят 3-й этап формирования КС:

    • определяют площадь участка и его границы;
    • размер земельного угодья – один из основных факторов арендной платы;
    • дают оценку угодью с точки зрения рельефа, удаленности от населённых пунктов, доступности для обработки техникой, инфраструктуры, степени обработки, характера планируемых работ и т.д.

    Все эти факторы учитываются при расчете доходности участка и его стоимости. После постановки земельного участка на учет на него заводится кадастровый паспорт, в котором зафиксировано точное расположение и стоимость сельскохозяйственного угодья.

    Проведение аукционных торгов

    Статья 39.6 ЗК РФ предусматривает проведение торгов при аренде земельных участков. Если в течение месяца появятся новые претенденты на участок, местные власти проводят аукцион. Его стартовая цена – 1,5 % от КС угодья. Арендная плата определяется по итогам аукциона и зависит от рыночной стоимости земли в данной местности.

    Без торгов

    Статьей 39 ЗК РФ предусмотрен список лиц, которые могут арендовать землю без торгов, к ним добавляются еще арендаторы, желающие продлить срок договора (ст.9 ФЗ №101).

    Арендная плата вычисляется в таком случае по формуле:

    А = К*kц,

    где:

    1. А – арендная плата.
    2. К – кадастровая стоимость участка (по паспорту).
    3. kц – коэффициент целевого использования земли (поправочный коэффициент), который может иметь такие значения:
      • 0,01% – для лиц, обладающих льготным правом на аренду (список определятся региональным законодательством);
      • 0,3% – для арендаторов, продлевающих срок договора;
      • 0,6% – для всех, желающих использовать землю для с/х производства.

    Земельный налог на участки сельскохозяйственного использования устанавливается государством в размере не выше 0,3% от стоимости земли.

    Арендная плата, таким образом, равна его удвоенной ставке:

    А = К*0,3*2, – для лиц, впервые заключающих договор аренды.

    Примеры:

    1. Многодетная семья заключает договор об аренде 1 га земли для производства чеснока. Кадастровая стоимость земельного участка – 20000 руб. Арендная плата для них, как для льготников, будет равна:А = 20000 х 0,01% = 2,00 руб./год.
    2. Арендатор хочет продлить срок аренды участка земли размером 10 га и стоимостью 200000 руб. после успешного хозяйствования на ней в течение 5 лет. Арендная плата для него будет равна:А = 200000 х 0,3% = 600 руб./год.
    3. Фермер желает расширить площадь обрабатываемой пашни и заключает договор на аренду 5 га земли стоимостью 60000 руб. По данному земельному участку прошли торги, в результате которых арендная плата на него составила 1,7%: А = 60000 х 1,7% = 1020 руб./год.

    Узнайте о правилах заключения договора аренды сельскохозяйственных земель из нашей статьи!

    Влияние месторасположения на конечную сумму

    Цены на наделы в аренду под сельское хозяйство разнятся в зависимости от региона, в котором находится участок.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Муниципальные власти устанавливают свои поправочные коэффициенты к кадастровой стоимости, чаще всего она приравнивается к рыночной цене земли.

    Даже в пределах одной области цена аренды поэтому сильно отличается.

    Таблица №2. Цена аренды сельскохозяйственных участков в отдельных регионах

    Регионы/районы

    Кадастровая стоимость

    (руб./га)

    Цена аренды

    1 га в год (в руб.)

    Краснодарский край 43560
    Отрадненский р-н 705
    Каневский р-н 4500
    Московская область 33030
    Луховицкий р-н 20000
    Сергиево-Посадский р-н 16500
    Серпуховский р-н 1400
    Ленинградская обл. 23000
    Пушкин 3400
    Кабардино-Балкарская Республика 19 600
    Баксанский р-н 2200
    Ростовская обл. 17170
    Азовский р-н 4700
    Тарасовский р-н 1000
    Орловская обл. 15440
    Мценский р-н 900
    Чувашская Республика 14950
    Цивильский р-н 500
    Свердловская обл. 9740
    Белоярский р-н 875
    Новолялинский р-н 100

    Аренда земель сельскохозяйственного назначения у государства – сравнительно недорогой способ приобретения земли в пользование для получения дохода от с/х производства.

    Государство арендует такие земли на льготных условиях. Федеральный закон № 237 содержит условия для ограничения злоупотреблений при кадастровой оценке земель местными властями.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *