Статьи

После заправки автомобиль теряет тягу, глохнет или вообще не запускается. С такой ситуацией сталкивались многие автовладельцы. Бензин, дизель или газ, которые реализуют на вполне, казалось бы, приличных автозаправочных станциях могут нанести серьезный ущерб автомобилю.
Причиной этого является несоответствие топлива действующим нормам. Одним из этапов контроля качества нефтепродуктов является правильный отбор проб и их анализ в лаборатории ООО «Рынок Нефтепродуктов».

Правила отбора проб топлива на АЗС для лабораторного исследования

При проведении исследований на предмет соответствия топлива нормам Технического регламента к автомобильному топливу важно строго соблюдать действующие правила отбора проб.

От этого зависит, будет ли в последствии удовлетворен иск владельца автомобиля, который понес ущерб после заправки некачественны нефтепродуктом на АЗС.
Судебный орган может сделать вывод о невозможности удовлетворения исковых требований, основываясь на том, что истец использует доказательства, которые получены с нарушением закона (не соблюдены правила отбора проб).

Порядок отбора проб нефтепродуктов регулируется Межгосударственным стандартом ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб».
Для проведения лабораторного тестирования топлива в лаборатории ООО «Рынок Нефтепродуктов» применяются специальные анализаторы, соответствующие требованиям Росстандарта.

Что нужно делать, если ваш автомобиль заправили некачественным топливом на АЗС?

В соответствии с Законом о защите потребительских прав потребителей, владелец машины, неисправность которой возникла после заправки некачественным нефтепродуктом вправе получить компенсацию причиненного ущерба от автозаправочной станции.
Для того, чтобы реализовать это право, автовладелец должен соблюдать следующие правила:

  • Чтобы отстоять свою правоту водителю нужно иметь чек, подтверждающий покупку нефтепродукта на АЗС (возьмите за правило хранить чек после заправки);
  • Всегда интересуйтесь, документацией на нефтепродукт, реализуемый на АЗС (она должна находиться в уголке покупателя);
  • При появлении проблем с техническим состоянием авто после заправки топливом свяжитесь с представителем лаборатории ООО «Рынок Нефтепродуктов» для организации процедуры отбора проб топлива;
  • После согласования действий с представителем лаборатории позвоните на горячую линию сети автозаправочных станций для и сообщите о предстоящем отборе проб (во время этой процедуры должен присутствовать представитель сети АЗС);
  • После этого автомобиль следует доставить в автосервис для проведения диагностики и составлении сметы на ремонт;
  • Составьте претензию, приложите к этому документу чек, лабораторное заключение и смету по ремонту с описанием необходимого ремонта.

Возможен вариант, при котором АЗС в добровольном порядке согласится компенсировать ущерб, нанесенный автовладельцу. Если же будет получен отказ, нужно обратиться к юристу для подачи иска в судебный орган по месту регистрации собственника автозаправочной сети.

Как было отмечено выше, чтобы суд удовлетворил исковые требования важно в точности соблюсти правила отбора проб нефтепродукта.
Представитель лаборатории ООО «Рынок Нефтепродуктов» составит акт о проведении отбора и, согласно требованиям ГОСТ, отберет 3 пробы (она для лаборатории, вторая для пострадавшего автовладельца, а третья остается представителю АЗС).
Наличие 3-х проб необходимо для урегулирования споров, которые могут возникнуть у сторон по результатам лабораторного анализа.

После проведения исследований относительно характеристик проб нефтепродуктов специалист лаборатории предоставит автовладельцу протокол, который содержит все данные по отобранной пробе и лабораторное заключение.

.. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

2.

Устройство пробоотборника, порядок отбора проб нефтепродуктов на АЗС

1. Пробоотборник- цилиндрический сосуд из стали, стойкой к коррозии, не дающей искры, диаметром 50 мм. В верхней части корпуса находится крышка с воздушным штуцером, закрытым фторопластовой пробкой. Через пробку продет шток, за который крепится металлический трос.

Для предотвращения потери пробоотборника на штоке имеется ограничитель, а на тросе предохранительное кольцо.

2. Отбор пробы:

а) для донной пробы: плотно закрыть воздушный штуцер пробкой. Опустить пробоотборник на дно резервуара. Держась за трос, резко встряхнуть пробоотборник и оставить на дне на 10 — 15 секунд, периодически приподнимая. После заполнения извлечь пробоотборник из резервуара (цистерны), открутить верхнюю крышку и слить горючее в чистый сухой цилиндр или емкость для хранения и транспортировки пробы.

б) для пробы с заданного уровня: замерить метроштоком уровень нефтепродукта в резервуаре (цистерне). Сделать расчет уровней отбора проб. Например: верх-середина-низ 1:3:1 для вертикального резервуара и 1:6:1 для горизонтального резервуара, с высоты 0,33 диаметра автомобильной цистерны от нижней внутренней образующей. Отмерить на тросе пробоотборника полученные значения. Опустить пробоотборник с закрытым воздушным штуцером до заданной отметки. Держась за трос, резко встряхнуть пробоотборник и оставить на данной отметке на 10 — 15 секунд. После заполнения извлечь пробоотборник из резервуара (цистерны), слить нефтепродукт в емкость для приготовления объединенной пробы.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ: пробоотборник должен храниться в чистом и сухом виде в закрытом помещении в транспортировочном контейнере при температуре от -40 до +50 *С и относительной влажности не более 85%. После отбора проб пробоотборник рекомендуется обработать моющим веществом или сполоснуть неэтилированным бензином. Промытый пробоотборник сушится и хранится в защищенном от пыли и атмосферных осадков месте.

3.

Охлаждающие жидкости на АЗС — виды, свойства, требования к ним

1. Охлаждающая жидкость состоит из воды, антифриза, специальных антикоррозионных присадок и смазывающих материалов для насоса системы охлаждения (помпы).

Антифриз – химическое соединение, при смешивании которого с водой понижается температура замерзания смеси. Антифризами являются водные растворы хлористого натрия, калия, кальция, анилин, спирты, глицерин.

2. В настоящее время применяются охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля (спирт СН2ОН — СН2ОН), который разбавляют дистиллированной водой в пропорциях 1:1, 2:3, 1:2. Все этиленгликолевые ОЖ отличаются друг от друга только набором присадок и степенью разбавления водой.

Охлаждающие жидкости на основе гликоля очень ядовиты при приёме внутрь, т.к. воздействует на центральную нервную систему, вызывая потерю координации, слабость, рвоту. Поскольку они сладкие на вкус, наиболее подвержены риску отравления дети и домашние питомцы. В США, например, на территории нескольких штатов обязали производителей добавлять в антифриз горькие вкусовые добавки. После контакта с ним необходимо тщательно мыть руки с мылом. Специальных мер защиты не требуется.

Этиленгликоль и его водные растворы при нагревании сильно расширяются. Чтобы предотвратить выброс жидкости из системы, её заполняют на 6 — 8 % меньше общего объёма.

Этиленгликолевые антифризы имеют повышенную коррозионность по отношению к металлам и разрушают резину. Поэтому необходимо применять соединительные шланги из специальной резины. Для уменьшения коррозионности в состав антифризов введены противокоррозионные присадки.

Смешивать различные марки антифризов между собой не следует, а при замене простого антифриза 40 и 65 Тосолом необходимо промыть систему охлаждения. В процессе эксплуатации из этиленгликолевых жидкостей испаряется в первую очередь вода, которую следует периодически доливать в радиатор.

Одним из лучших антифризов является 40° этиловый спирт, который не нашел распространения в таком качестве из-за высокой стоимости, летучести и воспламеняемости.

3. «Тоcол» — торговое обозначение незамерзающей ОЖ на основе этиленгликоля, разработанной в СССР, хотя в настоящее время «Тосолом» часто называют любую охлаждающую жидкость. Предназначен для охлаждения двигателей автомобилей в любое время года в рамках температур, указанных в марках. Числа 40 и 65, стоящие в марках Тосола, означают начало температуры замерзания. Самая низкая температура замерзания системы этиленгликоль-вода составляет около −70 °C.

Внешне ТОСОЛ-40 представляет собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 — красный. Цвет необходим для определения чёткого уровня ОЖ в расширительном бачке, чтобы не путать разные марки, а также чтобы отличать подтёки охлаждающей жидкости от подтёков других эксплуатационных жидкостей, изменение цвета охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации сигнализирует о потере эксплуатационных свойств ОЖ и необходимой её замене. Опытным путём установлено, что Тосол надёжно работает два года или 60 тыс. км пробега.

Примерно вот так берут арбитражную пробу топлива

При возникновении разногласий между поставщиком дизтоплива и его потребителем для объективного удовлетворения интересов обеих сторон имеет место проведение арбитражного анализа топлива. Контрольная проба для такого анализа называется арбитражной пробой и отбирается в момент доставки клиенту в его присутствии. В момент взятия арбитражной пробы обязательным является составление юридически грамотно оформленного акта, подтверждающего забор топлива для возможного анализа.

Также составляется договор оказания услуг (при доставке дизтоплива средствами компании) и договор купли-продажи. Опломбированная и запечатанная арбитражная проба впоследствии хранится у клиента в течение заранее установленного и зафиксированного в договоре времени. Взятую пробу при этом снабжают индивидуальной этикеткой, фиксирующей марку дизтоплива, наименование компании-поставщика и возможные другие необходимые сведения о поставщике, в том числе, контактные данные, номер лицензии и прочее. Помимо этого, этикетка должна содержать информацию о дате изготовления топлива и номере партии.

РЕКЛАМА

В случае возникновения у потребителя опасений, касающихся качества используемого им топлива, он вправе потребовать от поставщика проведения арбитражного анализа, если не истек срок хранения арбитражной пробы. Такая проба, совершаемая независимой экспертной лабораторией, выбранной по обоюдному согласию покупателя и продавца, подвергается анализу с особой тщательностью. Образец исследуется на наличие воды, примесей, а также контролю подвергаются документировано установленные физико-химические свойства дизельного топлива согласно ГОСТ.

В ходе исследования арбитражной пробы становится возможным выявить:

  • уровень качества поставляемого продукта;
  • степень соответствия товара нормам ГОСТ или любым другим нормативным документам, например, техническим регламентам.

Если в ходе проведения арбитражной проверки поставленного клиенту дизтоплива обнаруживаются любые несоответствия нормам, поставщик обязуется покрыть все расходы, связанные с устранением последствий применения некачественного дизельного топлива. Поставщик вправе отказать клиенту в проведении арбитражного анализа топлива в случае неправильного составления акта взятия арбитражной пробы в момент доставки.

Контроль качества при приеме, хранении и отпуске нефтепродуктов

1. До подачи транспортных средств под слив:

проверку качества подготовки или зачистки резервуаров, предназначенных для приема прибывающих нефтепродуктов, исправность и чистоту технологического оборудования;

подготовку приборов и посуды для отбора проб и проведения лабораторных испытаний.

2. По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами:

сверяются номера железнодорожных цистерн (вагонов) с номерами, указанными в товарно-транспортных накладных;

проверяются наличие и исправность пломб на железнодорожных цистернах (вагонах) и чистота нижних сливных устройств, наличие маркировки на таре с нефтепродуктами, соответствие маркировки отгрузочным документам и исправность тары;

проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя, и сверить данные паспортов с требованиями нормативного документа;

проверяется наличие воды (с помощью водочувствительной пасты) и механических примесей в нефтепродуктах путем отбора донной пробы из каждого транспортного средства или тары, выбранных для отбора точечных проб;

отбираются точечные пробы и составляются объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа;

регистрируется отобранная объединенная проба нефтепродукта в журнале регистрации проб и проводится приемо-сдаточный анализ;

сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика, и дается разрешение на слив нефтепродукта;

заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов;

делается отметка в паспортах качества поставщика и в журнале регистрации проб номеров транспортных средств, которыми доставлены нефтепродукты, и номер резервуара, в который они слиты (в какое хранилище помещены);

при сливе нефтепродукта в резервуар на остаток нефтепродукта той же марки после двухчасового отстоя продукта отбирается объединенная проба и проводится контрольный анализ;

разрешается слив нефтепродуктов, поступивших автомобильным транспортом, при наличии паспорта качества поставщика после проверки: плотности, цвета, прозрачности нефтепродукта, отсутствия воды и механических примесей.

Если нефтепродукт некондиционный либо невозможно установить его качество, слив его осуществляется в отдельный резервуар. В этом случае отбирается проба в присутствии представителя железной дороги или незаинтересованной организации. Одну часть пробы хранят на случай необходимости проведения арбитражного анализа, другую часть подвергают анализу в объеме требований нормативного документа.

3. О нарушениях, выявленных в ходе подготовки к приему нефтепродуктов, осмотра прибывших транспортных средств и тары, проверки сопроводительной документации и фактического качества поступившего нефтепродукта, необходимо поставить в известность руководителя организации.

4. При приеме нефтепродуктов объединенную пробу для проведения приемо-сдаточного анализа отбирают и разделяют ее на три части. Две части оформляют как арбитражные пробы, а третью — как контрольную — проверяют с использованием экспресс-методов. Если на предприятии отсутствует комплект экспресс-методов, то в пробе проверяют наличие воды и механических примесей (визуально). При положительных результатах анализа и отсутствии других замечаний разрешают слив нефтепродукта. После двух часов отстоя продукта из резервуара, в который слит нефтепродукт, отбирают пробу и направляют на анализ (в объеме контрольного) в прикрепленную лабораторию.

Если по результатам контрольного анализа будет установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа, то вторая часть пробы направляется на анализ (в объеме требований нормативных документов) в аккредитованную лабораторию. Третью часть пробы используют как арбитражную в случае предъявления претензии поставщику нефтепродукта.

5. Все образующиеся в организации остатки нефтепродуктов от зачистки резервуаров, технологических трубопроводов, смеси нефтепродуктов от перекачек, ловушечные пробы и т.п. актируют и реализуют только после проведения анализа в лаборатории.

Для решения вопроса об их реализации оформляют следующие документы: паспорт качества, акт отбора проб, акт комиссии о причинах и количестве остатка, образовавшегося при зачистке или смешении нефтепродуктов.

6. Качество масел, расфасованных в заводскую герметичную тару, проверяют в объеме контрольного анализа или в объеме требований нормативного документа после истечения гарантийного срока.

7. В процессе хранения нефтепродуктов необходимо:

осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре;

отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов:

после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ);

после слива прибывшего нефтепродукта — (контрольный анализ, а при необходимости — в объеме нормативного документа);

в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа);

вести в журналах анализов учет качественного состояния всех хранящихся нефтепродуктов, при этом:

в случае перекачки нефтепродукта из одного резервуара в другой порожний резервуар, подготовленный в соответствии со стандартом, в журнал анализа для этого резервуара записывают результаты анализа пробы, отобранной из первого резервуара (сохраняется старый паспорт качества, в котором указывается номер нового резервуара);

в случае перекачки из одного резервуара в другой, имеющий нефтепродукт той же марки, в журнале анализов делать запись по результатам контрольного анализа пробы, отобранной после перекачки, а по другим показателям — на основании данных анализов нефтепродукта в обоих резервуарах до перекачки с указанием значений, имеющих меньший запас качества.

8. При возникновении подозрения на ухудшение качества нефтепродукта независимо от графика или гарантийного срока хранения проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают численное значение каждого показателя качества нефтепродукта.

9. Перед наливом нефтепродуктов в транспортные средства и тару получателя производят осмотр внутренней поверхности предназначенных под налив цистерн (танков) и тары. Налив нефтепродуктов в грязные и не соответствующие установленным требованиям цистерны и тару запрещается.

10. По окончании налива из железнодорожных цистерн (наливных судов) отбирают пробу нефтепродукта для определения его качества в объеме контрольного анализа и на случай проведения арбитражного анализа. Контрольный анализ проводят не позднее 24 часов после налива транспортного средства. При установлении некондиционности отгруженного нефтепродукта об этом немедленно сообщают руководителю организации и получателю.

11. При отпуске нефтепродуктов наливным судном в адрес одного получателя каждую пробу делят на три равные части (одну часть — для проведения приемо-сдаточного анализа, две части — на случай арбитражного анализа отправителю и получателю). Пробы отбирают в присутствии представителя судна с оформлением акта на отбор проб, опечатывают печатью отправителя и вручают капитану судна для передачи получателю. При отпуске нефтепродуктов наливным судном в адрес нескольких получателей число проб, вручаемых капитану судна, должно соответствовать числу получателей.

12. Паспорт качества прилагают к каждой товарно-транспортной накладной, а при отпуске авиационных топлив и смазочных материалов паспорта качества во всех случаях прилагают к товарно-транспортной накладной на каждый вагон (цистерну).

Приложение одного паспорта на весь маршрут или группу цистерн допускается только в случае, если маршрут или группа цистерн с одним нефтепродуктом адресуется одному получателю в один пункт слива и при условии, что загрузка этого маршрута производилась из одного резервуара, о чем делается соответствующая отметка в паспорте. Если налив производится из двух резервуаров, то паспорт качества оформляется по пробе из резервуара, в котором нефтепродукт имеет меньший запас качества.

13. При отпуске нефтепродуктов необходимо:

проверить дату последнего контрольного (в объеме требований нормативного документа) анализа нефтепродукта в резервуаре, из которого предполагается его отпуск;

отобрать пробу нефтепродукта, отгружаемого железнодорожным и водным транспортом, из резервуара, незапаянной тары и произвести приемо-сдаточный анализ (не позднее, чем за 10 суток до отпуска нефтепродукта); проверить состояние внутренней поверхности танков, тары (в том числе и тары получателя), предназначенных под налив нефтепродукта, и дать разрешение на налив;

оформить паспорт качества и передать его для отправки;

по окончании налива проверить отсутствие воды в железнодорожной цистерне (танке судна), отобрать пробы для проведения контрольного анализа и на случай арбитражного анализа;

провести контрольный анализ, оформить и опечатать пробы на случай арбитражного анализа и для передачи (при отпуске в наливное судно) получателю нефтепродукта.

14. Прием нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации и поступающих на автозаправочную станцию (далее — АЗС) в автоцистернах и расфасованных в мелкую тару, производят по паспорту качества и товарно-сопроводительным документам с указанной в них информацией о сертификации нефтепродукта или с приложением копии сертификата соответствия.

15. На нефтепродукты, поступающие на АЗС из одного резервуара организации (нефтебазы) в течение дня (если в течение, дня налив в данный резервуар не производился), может действовать один паспорт качества, выданный предприятием с первым рейсом автоцистерны на АЗС. В этом случае в дальнейшем на товарно-транспортной накладной ставится номер паспорта качества и номер резервуара нефтебазы, из которого заполнялась автоцистерна.

16. Перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар АЗС в ней проверяют наличие подтоварной воды и механических примесей, отбирают контрольную пробу в соответствии с установленными требованиями, которая используется в качестве арбитражной, и определяют:

для автобензинов — плотность, температуру и визуально — цвет, прозрачность, содержание воды и механических примесей;

для дизельного топлива — плотность, температуру, содержание воды и механических примесей (визуально).

Контрольную пробу, на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре АЗС.

17. Для выполнения перечисленных работ АЗС обеспечивают лабораторными комплектами (специально разработанным набором приборов, лабораторной посуды и приспособлений), содержащими необходимое оборудование, приборы и принадлежности, позволяющие контролировать качество поступающих на АЗС нефтепродуктов. В состав комплекта могут входить экспресс-методы, позволяющие оператору определять некоторые показатели качества поступающих нефтепродуктов (октановое число, содержание свинца, серы и др.).

Если с помощью экспресс-методов определена некондиционность нефтепродукта, то выдачу нефтепродукта необходимо приостановить и полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами.

18. Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары АЗС при:

несоответствии качества принимаемого нефтепродукта (по данным паспорта поставщика) требованиям нормативного документа;

отсутствии пломб на автоцистерне в соответствии со схемой пломбировки;

неисправности нижнего сливного устройства автомобильной цистерны;

неправильном оформления товарно-транспортной накладной;

отсутствии паспорта качества или информации о сертификации нефтепродукта, подлежащего обязательной сертификации;

неправильном оформлении паспорта качества на нефтепродукт (отсутствие номера, заполнен не по всем показателям качества);

наличии воды и механических примесей в нефтепродукте;

несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по п. 6.22 требованиям нормативного документа.

19. Сохранение качества нефтепродуктов на АЗС обеспечивают за счет:

исправности и чистоты сливных и фильтрующих устройств, резервуаров, топливо- и маслораздаточных колонок;

постоянного контроля за герметичностью резервуаров, трубопроводов и запорной аппаратуры с целью исключения попадания в них атмосферных осадков, воды и пыли, а также смешения различных марок нефтепродуктов;

слива нефтепродуктов из автоцистерн через сливной фильтр, самотеком или под напором;

проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа;

хранения нефтепродукта в пределах гарантийного срока, установленного нормативными документами;

отбором контрольной пробы из резервуара при истечении смены, которая хранится в течение суток после реализации нефтепродукта.

20. Резервуары, предназначенные для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, должны быть обеспечены и зачищаться в соответствии с установленными требованиями согласно графику с составлением акта зачистки.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *