Процедура принятия оборудования и объекта ОС к учету

Эксплуатация основного средства – это его использование по назначению для реализации целей компании.

Акт ввода в эксплуатацию объектов ОС удостоверяет факт, того, что имущество, принимаемое к учету исправно, соответствует нормативам и может использоваться по назначению.

После передачи оборудования к использованию, документ передается в бухгалтерию для учета. Здесь он хранится вместе со всей первичной документацией в отдельной папке, после чего передается в архив на хранение.

Сам ввод в эксплуатацию довольно сложная процедура. Иногда приходится проводить большую подготовительную работу.

К примеру, для ввода в эксплуатацию сооружения либо постройки нужно:

  • Подготовить тех. документацию и составить акт выполненных работ.
  • Проверить объект на качество и соответствие всем нормам.
  • Далее идет процесс взаимодействия с архитектурным отделом для получения разрешения на ввод основного средства в эксплуатацию.
  • Комплексное обследование и непосредственный ввод в эксплуатацию, при котором и составляется рассматриваемый в статье акт.

Каждая из ступеней требует документального сопровождения.

Однако не все основные средства вводятся в эксплуатацию таким сложным способом. К примеру, с мебелью (которая тоже относится к основным средствам) все гораздо проще. Здесь достаточно провести визуальный осмотр и составить необходимую документацию.

Также предлагаем скачать образец приказа о вводе в эксплуатацию ОС.

Порядок заполнения

Акт является первичной документацией. Требования оформлять его по специальной, унифицированной форме нет.

Поэтому компании вправе составлять его в произвольном виде или по шаблону, утвержденному в организации.

По структуре и содержанию документ о вводе оборудования должен соответствовать нормам делопроизводства, правилам русского языка и деловой документации.

Обязательные сведения для акта:

  • наименование документа;
  • ссылка на договор, его номер и дата создания;
  • стороны оформления документа;
  • название объекта ОС и адрес, по которому оно вводится в эксплуатацию;
  • описание испытаний и проверок, которым было подвержено оборудование;
  • выводы о пригодности ОС и пригодность с обозначением даты, до которой может применяться объект;
  • «живые» подписи всех сторон и участников.

Важно! Если есть дополнительная сопроводительная документация, ее обязательно обозначают в документе.

Так как закон не устанавливает требований к содержанию и оформлению документа, акт составляется на простом белом листе бумаги или фирменном бланке, на усмотрение руководства.

Все сведения вносятся исключительно шариковой ручкой темного (синего или черного) цвета. Нельзя для этого использовать простой карандаш.

Такой документ нельзя признать юридически значимым, так как информацию легко можно стереть. Допускается печатать акт на компьютере или другой печатной технике.

При этом подписи обязательно должны быть поставлены от руки ручкой. Не допускаются ошибки, описки и исправления в документе.

Ставить печать не обязательно. Исключение составляют случаи, когда такое условие прописано в локальной документации компании.

Составляется акт минимум в двух экземплярах. При необходимости можно сделать копии в необходимых количествах.

Когда организация принимает решение использовать унифицированную форму, это оговаривается в учетной политике компании.

Скачать бланк и образец в простой форме

Скачать простой пример акта ввода в эксплуатацию объекта основных средств – word.

Выводы

По указанной теме можно выделить несколько основных моментов:

  • При вводе в эксплуатацию основных средств организацией обязательно оформляется соответствующий акт (в количестве 2 штук).
  • Бланк подтверждает исправность объекта и необходим для бухгалтерского учета.
  • Существует унифицированная форма, но организации не обязаны ее использовать. Допускается заполнять утвержденные на предприятии формы.
  • Акт должен соответствовать всем правилам делопроизводства и русского языка. Оформляется документ без ошибок, исправления не допускаются.
  • Бланк можно заполнять от руки или напечатать на машинке, подписи сторон всегда должны быть от руки.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Постановка имущественных активов на баланс происходит в несколько этапов. Вначале компания, приобретая активы, принимает их к учету, затем вводит в эксплуатацию путем оформления соответствующих документов. Таковыми являются: акт ввода в эксплуатацию основных средств и приказ руководства о вводе в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию объектов основных средств

Не всякое имущество может быть учтено в качестве основных фондов. Для этого требуется выполнение нижеследующих условий в соответствии ПБУ 6/01 и статьи 256 Налогового Кодекса РФ:

  • продолжительный срок использования актива — более 1 года;

  • возможность приносить доход в управленческой и торгово-производственной деятельности, в том числе от сдачи в аренду;

  • имущество приобретено не для последующей перепродажи;

  • стоимость актива для целей бухгалтерского учета более 40 тыс. руб, для налогового — свыше 100 тыс. руб.

Если стоимость актива варьируется в диапазоне: 40-100 тыс. рублей, в бухгалтерском учете он считается основным средством и амортизируется, в налоговом должен быть списан на расходы единовременно. При этом неважно каким образом компания получила имущество: приобрела за плату, построила или создала самостоятельно, получила от участника в виде вклада в уставный капитал или в результате оформления гражданских сделок путем взаимозачета обязательств.

Компания получает имущественные фонды в собственность на основании договоров купли-продажи, первичных накладных, актов приема-передачи различного формата. Другими сопутствующими документами являются технические паспорта, из которых можно узнать срок использования и другие важные характеристики объекта. Получение основных фондов на склад оформляется операцией по дебету счета 08, там же собираются дополнительные расходы по доведению имущества до пригодного к применению состояния.

Следующий этап — ввод в эксплуатацию основных средств.

Как оформить ввод в эксплуатацию объектов основных средств

На этапе ввода в эксплуатацию принимают во внимание 2 важных фактора: первоначальную стоимость имущественного актива и дату начала его использования.

Первоначальная стоимость объекта определяется исходя из способа поступления его в организацию:

  • безвозмездно полученные ценности приходуются в рыночной оценке;

  • созданные в компании — по стоимости всех затрат на изготовление и сооружение;

  • внесенные в виде вклада — по денежной стоимости, определенной по решению собственников.

Зарегистрированная документами дата ввода в эксплуатацию основных средств подтверждает, что имущество используется в финансово-хозяйственной деятельности компании, а не лежит на складе. Срок ввода в эксплуатацию основного средства с момента оприходования на склад законодательством не ограничен: этот вопрос каждая компания решает самостоятельно.

Для принятия активов к бухгалтерскому учету достаточно составить «Акт приема-передачи основных средств» по форме № ОС-1, и в дальнейшем уже начислять амортизацию в бухгалтерском учете.

Акт ввода в эксплуатацию основных средств – образец бланка типовой унифицированной формы ОС-1 утвержден постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, . При вводе в эксплуатацию основных фондов могут применяться и другие типовые документы:

  • ОС-1а – для недвижимости (производственных помещений, офисных зданий, сооружений разнообразного формата и т.п.);

  • ОС-1Б – для ввода нескольких активов одновременно.

Вместо унифицированных форм фирма может самостоятельно разработать и применять бланк акта с обязательными для первичных документов реквизитами, указанными в ст. 9 закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011. В акте также необходимо отразить: основные характеристики актива, его первоначальную стоимость, дату постановки на учет и ответственных за сохранность лиц. Форма акта (унифицированная или собственная) закрепляется учетной политикой компании.

Ввод в эксплуатацию основных средств — образец формы ОС-1:

Помимо акта ввода также оформляется специальная карточка ф. ОС-6 для целей складского учета.

Акт ввода в эксплуатацию оборудования

Указанный акт может быть самостоятельным документом, потому что имеет стандартизованную форму, утвержденную законодательно. Но может выступать и как дополнение ко многим договорам и соглашениям, в которых предусматривается различное использование оборудования.

Сам текст акта предусматривает некоторую свободу формулировок.

Основные реквизиты акта:

  • полное название документа;
  • указание места составления и даты;
  • состав комиссии и ссылка на приказ или распоряжение, согласно которому проводилась проверка ввода в эксплуатацию данных механизмов (в составе ее, обычно, представители Поставщика и Покупателя, могут быть независимые эксперты);
  • в какой период проводились эксплуатационные испытания, по каким критериям, программам и методикам;
  • основные выводы комиссии, согласно изученной документации и работе установленного оборудования;
  • если есть замечания к началу работы оборудования, то они вносятся в документ и ввод откладывается до устранения неполадок;
  • адрес ввода в эксплуатацию;
  • пункт по гарантийному обслуживанию;
  • приложения к документу (протоколы, ведомости);
  • подпись председателя и членов комиссии с указаниями должностей.

Для данного акта обязателен пункт о том, что механизмы и оборудование полностью соответствуют нормам пожарной безопасности и другим требованиям, предусмотренными нормами безопасности труда.

Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки

ОС попадают в организацию разными путями: их можно купить, построить, приобрести с помощью обмена или в виде взноса в уставный капитал, также возможно их безвозмездное получение. В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств:

О проводках, отражающих нюансы безвозмездной передачи ОС, читайте здесь «Безвозмездная передача основных средств — проводки».

Отдельного внимания заслуживает проводка — введены в эксплуатацию основные средства, требующие монтажа. Для оприходования таких основных средств, в бухгалтерских записях используют счет 07. Наиболее актуально его применение в фирмах, занимающихся строительством. По дебету счет отражает стоимость поступающего оборудования и расходы по его доставке. По кредиту — списывают стоимость сданного в монтаж оборудования в дебет счета 08. Заработная плата рабочим, стоимость работ сторонней организации (если монтаж осуществлялся наемной бригадой) — эти и другие затраты по монтажу учитывают в составе капитальных вложений. После того как первоначальная стоимость ОС сформирована, составляется проводка ввода в эксплуатацию ОС: Дт 01 Кт 08.

Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету

Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:

  • дата и номер;
  • сведения об организации, передающей ОС;
  • данные о предприятии, принимающем объект;
  • бухгалтерская информация: первоначальная стоимость, срок полезного использования и т. д.;
  • характеристика основного средства и т. п.

Подробнее о составлении этого документа читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче ОС».

Чтобы определить готовность объекта к эксплуатации, руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Ее члены сделают вывод о соответствии ОС техническим условиям или о необходимости доработки. И на основании полученных данных комиссия делает заключение и отражает его в акте.

Нередко перед бухгалтером встает вопрос: как ввести в эксплуатацию основное средство, использовать которое организация пока не планирует? Чтобы на него ответить, нужно определиться с тем, что считать датой ввода в эксплуатацию основных средств.

Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.

Кроме того, несвоевременное отражение объектов в составе основных средств искажает их стоимость, в результате занижается налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций. Такое нарушение ведет к штрафам от налоговой инспекции, поэтому ввод в эксплуатацию ОС без веских причин нельзя откладывать.

Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию

Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию. Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.

Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию. Такими документами выступают акты по монтажу и наладке оборудования, договоры подряда, накладные на покупку комплектующих деталей.

Если объекты потенциально готовы к работе, но ввода в эксплуатацию основных средств еще не было, их целесообразно отражать в БУ обособленно. Для этого открываются два субсчета к счету 01: первый будет отражать ОС, которые уже готовы к использованию, но еще не введены в эксплуатацию, а второй — имущество в эксплуатации.

Бухгалтерская запись, отражающая принятие к учету ОС в таком случае, выглядит таким образом:

  • Дт 01 субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кт 08.
  • Проводка «ОС введено в эксплуатацию» будет следующей:
  • Дт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кт 01 «Основные средства на складе (в запасе)».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *