Содержание
- Государственный лесной реестр
- Зачем нужен государственный лесной реестр (АИС ГЛР)
- ГИС учета лесов за 185 миллионов не выполняет свое назначение
- Неактуальная система
- Как работает «Государственный лесной реестр»
- Кто делал «Реестр»
- Проблема учета лесов
- Государственный лесной реестр
- 2019: «Государственный лесной реестр» не выполняет своего предназначения
- 2013
- Примечания
- Государственный лесной реестр Российской Федерации
- См. также
Государственный лесной реестр
Государственный лесной реестр
По заказу Рослесхоза в 2013 году была создана автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» (АИС ГЛР). Это позволило собрать, систематизировать и упорядочить информацию обо всех лесничествах страны. Была создана общая база данных по лесам по стране.
Зачем нужен государственный лесной реестр (АИС ГЛР)
В непростых условиях климатических изменений, загрязнения окружающей среды, урбанизации и периодических техногенных катастроф сохранение зеленых насаждений становится жизненной необходимостью. «Зеленые легкие» могут улучшить ситуацию с экологией в стране, помочь очистить целые регионы от пагубного влияния отходов промышленности.
Однако, перед тем как приступать к основной задаче – сберечь и приумножить, возникает вопрос, сколько в стране насчитывается гектаров зеленых насаждений? Так возникла идея о создании единого государственного лесного реестра. С 2013 года велась работа по сбору и систематизации нужной информации. К делу подключились работники лесничеств на местах. Они стали и поныне остаются важнейшей деталью огромного механизма, первичным уровнем глобальной системы.
Именно на этом уровне удалось собрать информацию о количестве лесных территорий, состоянии насаждений, проблемах, связанных с сохранением и защитой зеленых оазисов. Всего была собрана информация о 1500 хозяйствах страны.
Государственный лесной реестр структура
Следующим этапом стала автоматизация сбора данных. Каждому работнику лесхозов страны присвоен индивидуальный пароль, под которым тот может заходить на сайт АИС ГЛР, чтобы вносить данные о подшефной территории. Данные в пределах одной территориальной единицы быстро обрабатываются, суммируются и передаются далее – на региональный уровень. Региональный этап сбора данных подводит более масштабный итог: сюда стекаются сведения от многих территорий. Все они анализируются, и вырисовывается общая картина, а полученные данные передаются на федеральный уровень. Там проводится полный анализ по стране, принимаются оперативные решения, и происходит оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации. Именно на этом глобальном уровне легче увидеть общие тенденции, присущие лесной отрасли и принимать соответствующие действия по стабилизации и улучшению состояния лесов.
Итак, благодаря созданию АИС ГЛР стало возможным:
– создать общую базу достоверных данных по лесным насаждениям по всей стране;
– автоматизировать систему данных;
– сделать максимально быстрым обмен данных между местными лесхозами и Федеральным агентством лесного хозяйства;
– быстро реагировать на малейшие проблемы в лесном хозяйстве на высшем уровне;
– взять действительно под государственный контроль зеленые насаждения, обеспечить им должную защиту;
Госреестр позволит действительно эффективно использовать природные богатства страны в щадящем режиме, предусматривая их приумножение для последующих поколений.
ГИС учета лесов за 185 миллионов не выполняет свое назначение
2059 22.01.2019, Вт, 14:50, Мск , Текст: Валерия Шмырова
Счетная палата установила, что АИС «Государственный лесной реестр» не используется как единый программный продукт. Данные, представленные в системе, не актуальны. В общей сложности на создание и сопровождение АИС было потрачено 185 млн руб.
Неактуальная система
Автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» фактически не используется как единый программный продукт, утверждает Счетная палата по итогам двух проверок государственного управления лесами. В этой связи регионы в процессе составления лесных планов используют неактуальные данные о лесном фонде. Отсюда проистекают риски, что они неэффективно тратят предоставляемые им субвенции.
При этом на создание и сопровождение «Государственного лесного реестра» было потрачено 185 млн. руб. средств федерального бюджета, отмечает надзорный орган. Аудиторы палаты пришли к выводу, что единой системы учета лесного фонда, где была бы представлена достоверная информация о его количестве, качестве и стоимости, в России нет.
В Государственном реестре недвижимости (ЕГРН) также отсутствуют достаточно полные и объективные данные о лесных участках. В результате возникает опасность отчуждения земель лесного фонда в земли иных категорий. В ЕГРН и «Государственном лесном реестре» содержатся неодинаковые сведения о площади лесов России — разница составляет почти 300 млн гектаров. Это несовпадение вызвано в том числе тем, что в реестре недвижимости не указаны границы лесных участков.
Как работает «Государственный лесной реестр»
АИС «Государственный лесной реестр» предназначена для сбора данных о лесном хозяйстве и предоставления госорганам точной информации в этой сфере для принятия управленческих решений. На основе «Реестра» Россельхоз создает единую автоматизированную информационную систему, к которой должны быть подключены все остальные системы информационного обеспечения лесного хозяйства.
В плане архитектуры «Реестр» работает на трех уровнях — федеральном, региональном и уровне лесничества. На каждом уровне доступны свои сведения и информация подчиненных уровней. Лесничие вносят в «Реестр» первичные данные, войдя под своим паролем, авторство данных фиксируется. Система автоматически контролирует правильность и полноту введенных сведений. Предполагается, что благодаря этой схеме «Реестр» помогает Рослесхозу вести мониторинг изменений, происходящих в лесах вследствие рубки, лесных пожаров, восстановительных работ и т. д. На более высоких уровнях система дает возможность формировать отчетность разных типов и выгружать данные.
Кто делал «Реестр»
Генеральным подрядчиком по созданию «Реестра» выступила компания «Техносерв», заказчиком — Рослесхоз. Подрядчик был выбран на основе открытого конкурса, общая стоимость работ составила около 170 млн руб. В число исполнителей также вошли ФГУП «Рослесинфорг» и АЦ «Концепт».
В России нет эффективной системы учета лесного фонда
В апреле 2013 г. «Техносерв» объявил, что первый этап проекта завершен. Представители «Техносерва» сообщили CNews, что система сдана в эксплуатацию, а контрактные отношения компании были закончены в 2012 году.
Внедрение системы дало возможность вносить первичную информацию о состоянии лесов в 1,5 тыс. российских лесничеств. Это была первая в своем роде единая база первичных документов в этой сфере и первая система с уровнем проникновения до лесничеств включительно. Начальник управления по работе с государственными структурами «Техносерва» Юлия Кржешовская называла «Реестр» ключевым этапом информатизации лесного хозяйства.
Проблема учета лесов
На коллегии Счетной палаты замминистра природных ресурсов и экологии Иван Валентик предложил решение проблемы учета лесных ресурсов. По его словам, полномочия лесоустройства следует передать с регионального на федеральный уровень.
«Мы считаем, что именно собственник лесов — Российская Федерация — должен быть владельцем этой информации и гарантировать ее регулярное обновление. Поэтому мы совместно с регионами уже проработали и доложили Председателю Правительства предложения о передаче лесоустройства на федеральный уровень», — приводит его слова Счетная палата на своем сайте.
По итогам проверок правительство, Минприроды, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, администрация Краснодарского края, а также губернаторы Красноярского края и Томской области получили информационные письма. В Рослесхоз, ФБУ «Российский центр защиты леса», Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Минприроды Краснодарского края и Комитет лесного хозяйства Московской области были направлены представления. В Генеральную прокуратуру было отправлено обращение. Отчеты о результатах проверок получило Федеральное Собрание.
Государственный лесной реестр
Автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» (АИС ГЛР) — система сбора документированной информации о состоянии лесного хозяйства, предназначенная для обеспечения органов государственной власти точной и полной информацией с целью повышения эффективности принятия решений по управлению лесным хозяйством.
2019: «Государственный лесной реестр» не выполняет своего предназначения
22 января 2019 года стало известно, что автоматизированная информационная система «Государственный лесной реестр» фактически не используется как единый программный продукт, утверждает Счетная палата по итогам двух проверок государственного управления лесами. В этой связи регионы в процессе составления лесных планов используют неактуальные данные о лесном фонде. Отсюда проистекают риски, что они неэффективно тратят предоставляемые им субвенции.
При этом на создание и сопровождение «Государственного лесного реестра» было потрачено 185 млн. руб. средств федерального бюджета, отмечает надзорный орган. Аудиторы палаты пришли к выводу, что единой системы учета лесного фонда, где была бы представлена достоверная информация о его количестве, качестве и стоимости, в России нет.
В Государственном реестре недвижимости (ЕГРН) также отсутствуют достаточно полные и объективные данные о лесных участках. В результате возникает опасность отчуждения земель лесного фонда в земли иных категорий. В ЕГРН и «Государственном лесном реестре» содержатся неодинаковые сведения о площади лесов России — разница составляет почти 300 млн гектаров. Это несовпадение вызвано в том числе тем, что в реестре недвижимости не указаны границы лесных участков.
На коллегии Счетной палаты замминистра природных ресурсов и экологии предложил решение проблемы учета лесных ресурсов. По его словам, полномочия лесоустройства следует передать с регионального на федеральный уровень.
![]() |
Мы считаем, что именно собственник лесов — Российская Федерация — должен быть владельцем этой информации и гарантировать ее регулярное обновление. Поэтому мы совместно с регионами уже проработали и доложили Председателю Правительства предложения о передаче лесоустройства на федеральный уровень. Иван Валентик, замминистра природных ресурсов и экологии | ![]() |
По итогам проверок правительство, Минприроды, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, администрация Краснодарского края, а также губернаторы Красноярского края и Томской области получили информационные письма. В Рослесхоз, ФБУ «Российский центр защиты леса», Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Минприроды Краснодарского края и Комитет лесного хозяйства Московской области были направлены представления. В Генеральную прокуратуру было отправлено обращение. Отчеты о результатах проверок получило Федеральное Собрание.
2013
Архитектура АИС ГЛР
АИС ГЛР — основа создаваемой Рослесхозом Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) лесного комплекса, связующее звено между всеми остальными системами.
На апрель 2013 года архитектура АИС ГЛР включает три уровня:
- уровень лесничества,
- региональный уровень,
- федеральный уровень
Система разработана так, чтобы на любом из трех уровней можно было увидеть всю необходимую информацию по зоне ответственности, агрегировать данные от нижележащих уровней и сформировать сводные отчеты. На нижнем уровне системы, уровне лесничества, происходит загрузка первичных данных с АРМ лесничего, при этом каждый специалист заходит в систему под уникальным паролем, а система отслеживает внесение изменений и их авторство.
Обеспечивается автоматизированный контроль правильности и полноты вводимой в учетные и сводные формы Реестра информации, происходит выгрузка данных на уровень органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений.
На региональном уровне выполняется обработка данных от лесничеств для получения сводных форм реестра, формирование заданного набора аналитических форм и выгрузка данных для передачи на федеральный уровень.
По мере ввода документов, на уровне Рослесхоза отслеживаются изменения, происходящие в лесах (дислокация и объемы рубок, потери от лесных пожаров и других природных бедствий, работы по восстановлению лесов и другие лесохозяйственные мероприятия), происходит обработка и обобщение данных, формирование заданного набора аналитических форм – отчетов, справок, выписок.
Также на федеральном уровне находится функциональное ядро системы, которое отвечает за организацию хранения, обработки и использования собранной информации и включает модуль заполнения форм первичных документов, модуль синхронизации данных между базами данных всех уровней системы, модуль интеграции системы с существующими информационными системами и модуль импорта первичной информации.
О реестре
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
4) об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Примечания
Государственный лесной реестр на Википедиа
Государственный лесной реестр Российской Федерации
Государственный лесной реестр Российской Федерации — систематизированный свод документированной информации о лесах на территории Российской Федерации, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
- о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса
- о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах
- о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах
- об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий
- о лесных участках
- о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов
- об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве
- о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам
Внесение информации в реестр и её изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Информация, содержащаяся в реестре, относится к общедоступной, за исключением информации ограниченного доступа, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Ведение реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями «Лесного кодекса Российской Федерации», по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в реестре.
До 2009 года документ аналогичного содержания назывался «Государственный учёт лесного фонда».
См. также
- Федеральное агентство лесного хозяйства