Статья 44 ВЗК РФ. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования

1. Аэродром совместного базирования — аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Аэродром совместного использования — аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров.

4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

В настоящее время существует перечень аэродромов совместного базирования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6-р. В данный перечень распоряжением Правительства РФ внесены некоторые изменения, а именно включены в перечень аэродромов совместного базирования авиации аэродром Остафьево (совместное базирование авиации Минобороны России, Российской оборонной спортивно-технической организации, обществ с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Газпромавиа» и «Производственная многоотраслевая авиакомпания «Шар-инк Лтд.», закрытого акционерного общества «Авиационная компания «Конверс Авиа») и аэродром Ступино (совместное базирование авиации Минобороны России и Российской оборонной спортивно-технической организации), исключены из перечня аэродромов совместного базирования авиации аэродромов Абакан, Астрахань (Нариманово), Ачинск, Белгород, Бирофельд, Варфоломеевка, Вещево, Владивосток (Озерные Ключи), Вологда, Вологда (Кипелово), Воронеж (Чертовицкое), Золотая Долина (Унаши), Камень-Рыболов, Клин, Ключи Камчатские, Краснокаменск, Кречевицы, Маган, Магдагачи, Менделеево, Могоча, Нерчинск, Нерюнгри (Чульман), Нижнеангарск, Омск (Федоровка), Омск (Центральный), Орел (Южный), Остров Средний, Рыбинск (Староселье), Сальск, Санкт-Петербург (Ржевка), Сиверский, Славгород (Северный), Смоленск (Южный), Советская Гавань (Знаменский), Стерлитамак, Сыктывкар, Таганрог, Тверь (Змеево), Томск (Богашово), Троицк, Тула (Клоково), Тында, Уссурийск (Барановский), Халактырка, Хатанга, Черниговка, Чита (Кадала), Чокурдах, Шилка, Шмидта — мыс, Якутск, Туношна, ЦКА имени М.В. Фрунзе. Этим же распоряжением исключено базирование авиации Минобороны России на аэродромах Воркута, Красноярск (Емельяново), Магадан (Сокол), Мурманск, Оренбург (Центральный), Проведения Бухта и Южно-Сахалинск (Хомутово), авиации МЧС России на аэродроме Барнаул (Михайловка), авиации ФПС России на аэродромах Буревестник и Псков, авиации МВД России на аэродроме Магадан (Сокол), авиации Росавиакосмоса на аэродромах Воронеж (Балтимор) и Калуга (Грабцево), авиации авиакомпании «Моздокские авиалинии» на аэродроме Моздок.

Федеральными авиационными правилами «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утверждены Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98) установлены общие требования к аэропорту, а именно:

1. Для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов — потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должны осуществляться следующие виды аэропортовой деятельности:

— аэродромное обеспечение;

— электросветотехническое обеспечение;

— радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;

— обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;

— авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

— осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

— инженерно-авиационное обеспечение;

— обеспечение авиационной безопасности;

— обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

— штурманское обеспечение;

— поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

— метеорологическое обеспечение.

2. В аэропортах регионального значения может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

электросветотехническому обеспечению;

радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

штурманскому обеспечению.

В аэропортах местных воздушных линий может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

электросветотехническому обеспечению;

радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

обеспечению обслуживания (управления) воздушного движения;

авиатопливообеспечению воздушных перевозок;

осуществлению контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

инженерно-авиационному обеспечению.

При этом должны быть внесены соответствующие записи в инструкцию по производству полетов.

В соответствии с документами, регламентирующими деятельность аэропортов, принятыми в установленном порядке, для выполнения указанных услуг аэропорт должен иметь:

— аэродром;

— аэровокзал;

— склад горюче-смазочных материалов;

— грузовой склад;

— здания, сооружения и другие объекты технического обслуживания воздушных судов;

— административно-бытовые здания и производственные помещения;

— спецавтотранспорт и средства механизации.

4. Аэропорт должен вести и регулярно обновлять фонд официально-правовой и организационно-методической документации, используемой в соответствующей области системы сертификации, а также иметь комплект официальных изданий ФСВТ России, который предоставляется на возмездной основе.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов» (утверждены Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121) существуют также дополнительные требования к наличию зданий и сооружений. Например, для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд заявителя должно быть обеспечено необходимыми производственными площадями и иметь в пользование на весь срок сертифицируемой деятельности:

— административно-бытовыми зданиями;

— производственными помещениями для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования;

— закрытыми складами для хранения запасных частей, химического реагента, красок, растворителей, мастик и других материалов для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий;

— открытыми площадками с навесом для хранения песка и щебня и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий;

— закрытыми и открытыми стоянками спецавтотранспорта;

— зоной консервации;

— контрольно-пропускным пунктом;

— площадкой для установки емкостей отработавших нефтепродуктов;

— пунктом чистки и мойки техники;

— площадкой для санитарной обработки спецавтотранспорта;

— очистными сооружениями;

— автозаправочной станцией;

— площадкой для мусоросборников.

Административно-бытовое здание должно включать в себя следующие рабочие и санитарно-бытовые помещения:

— рабочие комнаты начальника службы, а также других должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности заявителя, оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой;

— комнаты разборов и технической учебы, оснащенные соответствующими стендами, схемами и плакатами;

— комнаты отдыха рабочего состава и водителей спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи;

— санитарно-бытовые помещения.

Производственные помещения для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инструментами и запасными частями, а также иметь помещение для их хранения. Складские помещения должны обеспечивать сохранность запасных частей, материалов, инвентаря. Склад для химического реагента должен быть сухим, неотапливаемым и обеспечивать возможность растаривания, а при необходимости — дробления химического реагента и его загрузку в распределитель. Вместимость склада химических реагентов должна соответствовать максимальной потребности реагента, расходуемого за сезон. Складские помещения для хранения лакокрасочных материалов и растворителей имеют вентиляцию и отвечают требованиям пожарной безопасности и взрывобезопасности в соответствии с техническими условиями на них. Помещение для травосмесей обеспечивает их хранение с соответствующей температурой и влажностью для данных семян. Площадки для хранения строительных материалов и приготовления материалов оснащены оборудованием для дозирования и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий. Места проезда и стоянок спецавтотранспорта имеют, как правило, твердое и ровное искусственное покрытие и дневную маркировку, а также указатели проездов и проходов. Зоны, опасные для движения, ограждаются или их границы обозначаются предупредительными знаками, видимыми как в дневное, так и в ночное время.

Аэродромы совместного базирования и совместного использования — камень преткновения?

2 июля 2015 г. редакция обратилась в Ространснадзор по вопросам обеспечения безопасности аэродромов совместного базирования и совместного использования.

Поводом послужили многочисленные обращения в адрес редакции, свидетельствующие о несоблюдении ст.44 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также состоявшийся в рамках выставки «Армия-2015» круглый стол с участием представителей Минобороны России, Росаваиции, ГосНИИГА и других специалистов.

Как свидетельствуют наши читатели, многие аэродромы со службой безопасности существуют сами по себе, а части аэродромных территорий, где базируются воздушные суда Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др., – сами по себе.

При этом зачастую совершенно не увязаны между собой требования по обеспечению авиационной (транспортной) безопасности Минтранса России и, например, Минобороны России.

Остаются нерешенными до конца вопросы досмотра военнослужащих, транспортных средств, грузов, допускаемых в зону транспортной безопасности. КПП не оборудованы необходимой досмотровой техникой и оборудованием. Вопреки требованиям ст.44 ВК РФ эти КПП во многих случаях обслуживаются не САБ аэропорта, а собственными силами «силовых» ведомств (видимо так удобнее).

Окончательно не урегулирован вопрос между Росавиацией, оператором аэродрома с одной стороны и «силовыми» ведомствами с другой по части договорных отношений.

Непонятен механизм компенсации затрат операторов аэродромов в части содержания САБ, которая должна согласно закону обслуживать КПП и территорию со стороны «силовых» органов, имеющих воздушные суда. Об этих и многих других нарушениях, а иногда и просто о курьезных ситуациях особенно на аэродромах в СФО и ДФВО говорилось на круглом столе в рамках выставки «Армия-2015» ().

И это происходит несмотря на то, что все аэропорты прошли процедуры категорирования, оценки уязвимости, по результатам которых разработаны и утверждены Росавиацией планы транспортной безопасности. А со стороны Ространснадзора осуществляются соответствующие контрольно-надзорные мероприятия.

(презентация по теме — скачать >).

В этой связи редакция, надеясь найти истину, адресовала ряд вопросов Ространснадзору.

Нас интересовало:

  1. Какое количество аэродромов совместного базирования находится в поле зрения Ространснадзора и как часто осуществляются их проверки.
  2. Какими нормативными правовыми актами по обеспечению авиационной (транспортной) безопасности, охраны периметра, организации досмотра персонала и транспортных средств, контроля доступа на аэродромах совместного базирования и совместного использования (особенно в той их части, которая используется Минобороны России, МВД России, ФСБ России и МЧС России) руководствуются сотрудники Ространснадзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности?
  3. Какие нарушения требований транспортной (авиационной) безопасности чаще всего выявляются при проверках аэродромов совместного базирования и совместного использования? Имели ли место факты подобных нарушений со стороны персонала Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России, и какие меры в данных случаях применялись?

В итоге мы получили из Управления транспортной безопасности Ространснадзора ответ (исх. №9.1.15-1286 от 29.07.2015 г.), который, по требованию его начальника, и по ставшими нам понятными после прочтения причинам мы не можем опубликовать.

А суть ответа сводится к тому, что Управление транспортной безопасности Ространснадзора не имеет количественных сведений об аэродромах совместного базирования и совместного использования и это не входит в его полномочия.

Говоря о периодичности проверок были сделаны ссылки на … Федеральный закон РФ №60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности»?!

А наиболее часто выявляемыми нарушениями определены недостатки конструкций периметрового ограждения и порядок доступа персонала через КПП.

Какие меры административного воздействия применяются относительно правонарушителелей в погонах (если конечно же применяются и могут применяться) и в чем сложности взаимодействия- не сказано ничего.

Из ответа явствует, что Ространснадзор, несмотря на обеспокоенность наших читателей, экспертов, да и, как ни странно, самих военнослужащих ВВС не видит никаких проблем. А потому ограничился откровенной отпиской! Хотя фактически речь идет о свободном доступе людей и транспортных средств на территории ряда аэродромов совместного базирования и совместного использования, что создает явные угрозы и предпосылки для проникновения злоумышленников и совершения ими актов незаконного вмешательства

Но указанные «белые пятна» в системе обеспечения транспортной безопасности почему-то не замечаются, а законное обращение СМИ не стало поводом для внеплановой проверки и иных действий надзорного органа?! Выходит, что мы и наши многочисленные читатели и эксперты ошибаются?

(презентация по теме — скачать >).

ВНИМАНИЕ!

В готовящемся выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии» мы намерены опубликовать лишь некоторые отклики о безопасности аэродромов совместного базирования и совместного использования, которые красноречиво характеризуют ситуацию.

Они также указывают и на непонятную ситуацию с договорами на использование аэродромов совместного базирования (использования), на нерешенность вопроса компенсации затрат операторов аэропорта по обслуживанию по линии САБ той части аэродрома, которая эксплуатируются сторонними ведомствами, а также на по содержанию и ремонту ИТСО.

И очень не хотелось бы, чтобы повторились попытки очернить очередной спортивный праздник — ЧМ-2018, когда некоторые СМИ попытаются выискивать слабые места в подготовке и в системе безопасности, в том числе и аэропортов.

Учитывая сложившееся положение дел, Исполнительная дирекция IV ежегодной Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму – 2015» (3 сентября 2015 г., Москва), намерена инициировать рассмотрение вопроса безопасности аэродромов совместного базирования и совместного использования в рамках специальной секции «Воздушный транспорт» ().

Мы уже пригласили принять участие в обсуждении этой темы представителей Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России. Мы надеемся, что в рамках секции будут найдены ответы на вопросы безопасности аэродромов совместного базирования и совместного использования.

В связи с вышеизложенным, просим Вас, уважаемые коллеги, поделиться опытом и рассказать:

О существующей практике и состоянии взаимодействия по вопросам охраны и безопасности аэродромов совместного базирования и совместного использования, а также о форме и процедуре заключения договоров согласно ст.44 Воздушного кодекса РФ.

О порядке возмещения затрат операторов аэропортов, понесенных в результате обслуживания силами службы авиационной безопасности КПП и периметра аэродромов совместного базирования и совместного использования, используемых «силовыми» ведомствами и др. Указать на существующие проблемы в вопросах обеспечения безопасности аэродромов совместного базирования и совместного использования.

Ваши мнения обязательно будут учтены при подготовке специального выпуска журнала «Транспортная безопасность и технологии» и при рассмотрении данного вопроса на указанной Конференции, которая состоится 3 сентября 2015 г.

Уверены, что это будет способствовать совершенствованию деятельности в сфере авиационной (транспортной) безопасности.

Одновременно с этим приглашаем вас на Конференцию (для участия необходимо отправить заявку в исполнительную дирекцию по т./ф. +7(499) 431-20-65 или на почту: info@transportsecurity.ru).

Редакция журнала
«Транспортная безопасность и технологии»
(презентация по теме — скачать >).

1. Аэродром совместного базирования — аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Аэродром совместного использования — аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров.

4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

>Приказ Росаэронавигации от 15.05.2008 N 59 style=»text-align: center»>ФЕДЕРАЛЬНАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ СЛУЖБА

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЙОНОВ АЭРОДРОМОВ СОВМЕСТНОГО БАЗИРОВАНИЯ И РАЙОНОВ АЭРОДРОМОВ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

В соответствии со статьей 12 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4347; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245) и пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной аэронавигационной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 173 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 15, ст. 1612; N 44, ст. 4593), приказываю:

Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок использования воздушного пространства районов аэродромов совместного базирования и районов аэродромов совместного использования воздушными судами гражданской и государственной авиации.

Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО

Приложение
к Приказу Федеральной
аэронавигационной службы
от 15.05.2008 N 59

ПОРЯДОК
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЙОНОВ АЭРОДРОМОВ СОВМЕСТНОГО БАЗИРОВАНИЯ И РАЙОНОВ АЭРОДРОМОВ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

I. Общие положения

1. Порядок использования воздушного пространства районов аэродромов совместного базирования и районов аэродромов совместного использования воздушными судами государственной и гражданской авиации (далее — Порядок) разработан в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации для обеспечения безопасности и регулярности их полетов в интересах обороны и экономики Российской Федерации.

2. Порядок регламентирует особенности организации использования воздушного пространства районов аэродромов совместного базирования и районов аэродромов совместного использования воздушными судами государственной и гражданской авиации.

3. Аэродром совместного базирования — аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 44 Воздушного кодекса Российской Федерации) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4347; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245).

4. Аэродром совместного использования — аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме.

Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром (пункт 2 статьи 44 Воздушного кодекса Российской Федерации).

5. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров (пункт 3 статьи 44 Воздушного кодекса Российской Федерации).

6. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам (пункт 4 статьи 44 Воздушного кодекса Российской Федерации).

7. Район аэродрома совместного базирования (совместного использования) — часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения аэродромных полетов воздушных судов гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации.

8. Согласно пункту 1 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства, в том числе воздушного пространства районов аэродромов совместного базирования и районов аэродромов совместного использования, включает:

1) установление структуры и классификации воздушного пространства;

2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 Воздушного кодекса Российской Федерации;

3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;

4) организацию воздушного движения, представляющую собой:

обслуживание (управление) воздушного движения;

организацию потоков воздушного движения;

организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

5) контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.

9. Порядок организации использования воздушного пространства и правила полетов в районе аэродрома совместного базирования и в районе аэродрома совместного использования определяется инструкцией по производству полетов в районе аэродрома, разрабатываемой в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1084 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст. 4861).

10. Ответственным за организацию использования воздушного пространства района аэродрома совместного базирования и района аэродрома совместного использования является старший авиационный начальник.

Старшим авиационным начальником аэродрома совместного базирования назначается один из руководителей (начальников) организации, базирующейся на данном аэродроме и относящейся к федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром.

На аэродроме совместного базирования старший авиационный начальник назначается должностными лицами в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти по принадлежности аэродрома.

Старшим авиационным начальником аэродрома совместного использования назначается один из руководителей (начальников) структурного подразделения государственной авиации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

11. Структура воздушного пространства района аэродрома совместного базирования и района аэродрома совместного использования определяется в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

Границы районов вышеуказанных аэродромов и элементов их структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и указываются в инструкции по производству полетов в районе аэродрома, а также публикуются в документах аэронавигационной информации.

Структура воздушного пространства района аэродрома совместного базирования и района аэродрома совместного использования должна обеспечивать интересы всех заинтересованных пользователей и отвечать требованиям обеспечения взаимной безопасности полетов гражданских и государственных воздушных судов, а также учитывать ведомственные особенности выполнения аэродромных полетов.

12. Планирование и координирование использования воздушного пространства района аэродрома совместного базирования и района аэродрома совместного использования осуществляется оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД), в зонах (районах) ответственности которых они расположены, а также непосредственно — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) государственной и (или) гражданской авиации этих аэродромов в соответствии с государственными приоритетами, определенными статьей 13 Воздушного кодекса Российской Федерации.

13. Прилет и (или) вылет воздушных судов на аэродромы совместного базирования и совместного использования выполняются на основании заявок на использование воздушного пространства или (и) расписаний.

Порядок предварительного согласования заинтересованными сторонами графиков аэродромных полетов и перелетов государственных воздушных судов, полетов гражданских воздушных судов по расписанию и (или) вне его устанавливается инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

Разрешение экипажам воздушных судов на прилет и (или) вылет с (на) аэродром совместного базирования выдается через оперативные органы ЕС ОрВД в соответствии с процедурами и правилами, определенными соответственно для государственных и гражданских аэродромов, с последующим определением условий на использование воздушного пространства.

Порядок предварительного согласования заинтересованными сторонами полетов гражданских воздушных судов на аэродром совместного использования по расписанию устанавливается инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

Разрешение экипажам воздушных судов на прилет и (или) вылет с (на) аэродром совместного использования выдается его старшим авиационным начальником.

14. Порядок организации воздушного движения в районе аэродрома совместного базирования и в районе аэродрома совместного использования определяется инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

15. Обслуживание (управление) воздушного движения в районе аэродрома совместного базирования и в районе аэродрома совместного использования осуществляется органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).

II. Особенности использования воздушного пространства района аэродрома совместного базирования

16. Обслуживание (управление) воздушного движения при одновременных полетах государственных и гражданских воздушных судов различных ведомств на аэродроме совместного базирования осуществляет объединенная группа обслуживания воздушным движением (далее — ОГ ОВД), состоящая из группы руководства полетами государственной авиации и дежурной смены диспетчеров службы движения гражданской авиации.

Для каждого аэродрома совместного базирования определяется состав группы руководства полетами и дежурной смены диспетчеров службы движения, а также порядок их взаимодействия при выполнении своих обязанностей в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность государственной и гражданской авиации, и указывается в инструкции по производству полетов в районе аэродрома.

Старшим должностным лицом ОГ ОВД, ответственным за обеспечение безопасности полетов всех воздушных судов, назначается:

при одновременном проведении плановых полетов воздушных судов государственной авиации и полетов гражданских воздушных судов по расписанию или вне его — руководитель полетов группы руководства полетами государственной авиации;

при обслуживании воздушного движения гражданских воздушных судов либо совместно выполняемых с ними одиночных полетов (перелетов) государственных воздушных судов — руководитель дежурной смены диспетчеров службы движения гражданской авиации.

17. На аэродроме совместного базирования решением федерального органа исполнительной власти, в ведении которого он находится, и Федеральной аэронавигационной службы ОГ ОВД может не создаваться. В этом случае обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется группой руководства полетами государственной авиации либо дежурной сменой диспетчеров службы движения гражданской авиации.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, все должностные лица группы руководства полетами должны быть допущены к обслуживанию воздушного движения гражданских воздушных судов по правилам, установленным для гражданской авиации, а должностные лица дежурной смены службы движения гражданской авиации — к управлению государственными воздушными судами по правилам, установленным для государственной авиации.

18. При выполнении одновременных полетов воздушных судов государственной и гражданской авиации обслуживание воздушного движения (управление полетами) в совмещенных зонах ответственности за обслуживание воздушного движения (управление полетами) осуществляют:

В зоне взлета и посадки:

в пределах визуальной видимости — помощник руководителя полетов государственной авиации и диспетчер старта гражданской авиации;

на посадочном курсе в секторе +/- 15° от оси взлетно-посадочной полосы (далее — ВПП) и дальности 20 км от начала ВПП — руководитель зоны посадки государственной авиации и диспетчер посадки гражданской авиации, при одиночных полетах в данной зоне управление может осуществлять одно из указанных лиц, прошедших соответствующую подготовку.

В ближней зоне (в радиусе 50 — 60 км от контрольной точки аэродрома):

руководитель ближней зоны государственной авиации и диспетчер круга гражданской авиации или при отсутствии штатного руководителя ближней зоны руководитель полетов (руководитель зоны посадки) и диспетчер круга.

19. В зависимости от местных условий базирования и особенностей организации обслуживания воздушного движения (управления полетами) инструкцией по производству полетов в районе аэродрома могут определяться иные, чем указанные в пункте 18 настоящего Порядка, размеры зон обслуживания воздушного движения (управления полетами).

20. Из указанных в пункте 18 настоящего Порядка должностных лиц назначается старший совмещенной зоны обслуживания воздушного движения (управления полетами), который осуществляет непосредственное управление полетами воздушных судов своего ведомства и координирует движение воздушных судов всех ведомств в своей зоне ответственности за обслуживание воздушного движения (управление полетами).

Должностные обязанности и технологии работы каждого из должностных лиц ОГ ОВД разрабатываются на основании нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обслуживания воздушного движения в государственной и гражданской авиации, после чего взаимно согласовываются.

Управление полетами воздушных судов государственной авиации в дальней зоне, зоне подхода и вне совмещенных зон осуществляется порядком, установленным в государственной авиации.

21. Для каждой совмещенной зоны обслуживания воздушного движения (управления полетами) аэродрома совместного базирования назначается единая частота ультракоротковолновой радиосвязи с воздушными судами государственной и гражданской авиации.

22. Обслуживание воздушного движения (управление полетами) на аэродроме совместного базирования осуществляется с единого командно-диспетчерского пункта (далее — КДП) и единого стартового командного пункта (далее — СКП).

В целях непрерывного взаимодействия должностных лиц ОГ ОВД помещения и оборудование КДП и СКП должны обеспечивать их размещение в единых залах по зонам ответственности за обслуживание воздушного движения (управление полетами) и выполнение ими своих должностных обязанностей и технологий работы.

Рабочие места должностных лиц ОГ ОВД должны отвечать требованиям, определенным нормативными правовыми актами, регламентирующими обслуживание воздушного движения (управление полетами) в государственной и гражданской авиации.

Дооснащение рабочих мест должностных лиц ОГ ОВД до вышеуказанных требований осуществляется за счет средств заинтересованных организаций, если иное не предусмотрено соглашением (договором).

23. Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь при обслуживании воздушного движения (управлении полетами) на аэродромах совместного базирования осуществляются структурными подразделениями организаций государственной и гражданской авиации.

24. Состав и размещение средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее — РТОП и связи) на аэродромах совместного базирования определяется по взаимному согласованию заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

25. Порядок совместного использования средств РТОП и связи, ответственность за содержание их в эксплуатационной готовности определяются соглашениями между руководителями структурных подразделений государственной и гражданской авиации, осуществляющих организацию использования воздушного пространства района аэродрома совместного базирования, и регламентируются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

26. Техническую эксплуатацию своих средств РТОП и связи осуществляют соответственно подразделение связи и радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации и служба средств РТОП и связи организации гражданской авиации, сертифицированной в установленном порядке.

27. Информация, поступающая по сетям авиационной электросвязи и от источников радиолокационной информации на устройства отображения, установленные на рабочих местах ОГ ОВД, должна документироваться в порядке, установленном в государственной и гражданской авиации.

28. Порядок обеспечения организации воздушного движения на аэродроме совместного базирования аэронавигационной информацией устанавливается в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность государственной и гражданской авиации.

29. Ответственным за достоверность сведений, включенных в сборники аэронавигационной информации, и их соответствие содержанию инструкции по производству полетов в районе аэродрома является старший авиационный начальник аэродрома совместного базирования.

30. Изменения в инструкцию по производству полетов в районе аэродрома вносятся только после их соответствующего согласования, утверждения и опубликования.

Доведение оперативных и временных изменений аэронавигационных данных аэродрома совместного базирования осуществляются старшим авиационным начальником.

31. Метеорологическое обеспечение обслуживания воздушного движения (управления полетами) осуществляется в рамках метеорологического обеспечения полетов воздушных судов структурными метеорологическими подразделениями государственной и гражданской авиации.

32. Порядок метеорологического обеспечения, взаимодействие метеорологических подразделений государственной и гражданской авиации в целях обеспечения ОГ ОВД идентичной метеорологической информацией по аэродрому совместного базирования и запасным аэродромам определяется инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.

Содержание инструкции по производству полетов в районе аэродрома совместного базирования, в части метеорологического обеспечения полетов, определяется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

33. Контроль за выполнением порядка метеорологического обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме совместного базирования осуществляет старший авиационный начальник.

III. Особенности использования воздушного пространства района аэродрома совместного использования

34. На аэродроме совместного использования решением федерального органа исполнительной власти, в ведении которого он находится, по согласованию с Федеральной аэронавигационной службой обслуживание воздушного движения (управление полетами) осуществляется группой руководства полетами государственной авиации.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, все должностные лица группы руководства полетами должны быть допущены к обслуживанию воздушного движения гражданских воздушных судов по правилам, установленным для авиационного персонала гражданской авиации.

35. При обслуживании воздушного движения (управлении полетами) государственных и гражданских воздушных судов в районе аэродрома совместного использования объединенной группой обслуживания воздушного движения, состоящей из группы руководства полетами государственной авиации и дежурной смены диспетчеров службы движения гражданской авиации, порядок и особенности ее функционирования и обеспечения осуществляются в соответствии с пунктами 16 — 33 настоящего Порядка.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *