Администратор;

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Таблица2.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Таблица 1.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

Принципы построения и структура бюджетной классификации (БК).

Понятие и назначение бюджетной классификации.

Принципы построения и структура бюджетной классификации.

Понятие и назначение бюджетной классификации.

ТЕМА 4. Бюджетная классификация.

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

В широком смысле

Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, определяемая природой государственного бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерацииявляется группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» БК РФ имеет следующую структуру:

ü Доходы

ü Расходы

ü Источники финансирования дефицита бюджетов

ü Государственный долг

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок – важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации.

Для чего нужна бюджетная классификация?

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.

БК 1991 г. объединяла в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражала изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.

В основе классификации была заложена следующая схема:

— раздел (тип дохода, и направление расхода),

— глава (министерство, ведомство),

— параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода);

— статья (в расходах – конкретное направление средств).

БК 1997 г. была утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (от 15 августа 1996 г.). Согласно этому закону, БК включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию расходов РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (3-ступенчатая схема);

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (2-ступенчатая схема);

6) классификацию видов госуд. внутренних долгов РФ и субъектов РФ (1-ступ.);

7) классификацию видов госуд. внешнего долга и внешних активов РФ (2-ступ.);

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов.

1. Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Все бюджетные доходы объединены в 4 группы (налоговые -2, безвозмездные перечисления, перечисления от госуд.бюджетных фондов).

2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнений основных функций государства.

(1 уровень – разделы, 2 уровень – подразделы).

3) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

(4 уровня: 3-й – виды расходов, 4-й – статьи затрат).

4) Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

5) Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов РФ.

(1 уровень – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, 2 уровень – классификация целевых статей расходов фед.бюджета, 3 уровень – классификация фидов расходов фед.бюджета).

С 2006 года с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть (4-17 знаки) представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Три последние знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления (экономическая классификация).

В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены по принципу влияния на чистую стоимость активов

ü на текущие (доходы и расходы),

ü инвестиционные (операции с нефинансовыми активами)

ü финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2005 № 152н) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде четырех составных частей:

1. Администратор;

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. Программа (подпрограмма);

4. Экономическая классификация доходов.

Структура кода классификации доходов

Администратор группа Подгруппа статья Подстатья элемент Программа (подпрограмма) ЭКД = КОСГУ

Администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в установленном порядке.

Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде четырех составных частей:

1. Администратор;

2. Код расходов по функциональной классификации расходов (главный раздел, подраздел, целевая статья (программа (подпрограмма), вид расходов);

3. Экономическая классификация расходов.

Структура кода классификации расходов

Администратор (ГРБС) Гл. раздел Под-раздел Целевая статья Программа (подпрограмма) Вид расходов ЭКР = КОСГУ

Администраторами расходов являются соответствующие прямые получатели средств бюджетов (главные распорядители бюджетных средств — при последующем распределении). Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета приведен в Приложении 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 21.12.2005 № 152н). Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (Приложения 7, 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 21.12.2005 № 152н) является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов и включает в себя:

ü Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитовбюджетов Российской Федерации

ü Классификацию источников внешнего финансирования дефицитовфедерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

Структура кодаклассификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлена в виде трех составных частей:

>АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА: ПОЛНОМОЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА: ПОЛНОМОЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Селезнева Г.А.,
зам. главного бухгалтера Томского государственного университета

Доходы бюджета и их виды

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Виды доходов подробно описаны в статьях 41 — 47 БК РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов.
К неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям), доходы от продажи имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации.
К безвозмездным поступлениям относятся, в том числе межбюджетные трансферты (дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ), безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Администраторы доходов бюджета

Администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные ими, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия администраторов доходов бюджета определены в статье 160.1 БК РФ. Они осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним.

Приказом от 02.06.2010 № 578 за Минобрнауки РФ и подведомственными ему бюджетными учреждениями закреплены полномочия по администрированию доходов бюджетов. Также утвержден Перечень администрируемых ими кодов классификации доходов бюджетов РФ. Ранее действовавший приказ Минобрнауки от 26.04.2010 № 499 признан утратившим силу.

Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними коды доходов бюджета в соответствии с п. 2 ст. 20 БК РФ утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета на 2010 год утвержден Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (Приложение № 4), а также приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, которым утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации (Приложение № 6).
Аналогичные нормативно-правовые акты должны быть приняты в отношении своих бюджетов в соответствующих субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Правила закрепления полномочий администраторов доходов бюджета

Доходы бюджета можно разделить на две большие группы. Это доходы:

администрирование которых закреплено за конкретными главными администраторами федерального бюджета (к примеру, полномочия администрировать доходы от сдачи имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений, в аренду закреплены за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (код доходов бюджета 167 1 11 05031 01 0100 120);
федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться любыми главными администраторами в пределах их компетенции, к примеру такие как прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета (код 000 1 13 03010 01 0000 130) или доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета (код 000 1 16 23010 01 0000 140).

Главный распорядитель средств бюджета, являющийся администратором доходов бюджета, утверждает нормативно-правовой акт, который должен содержать положения, в соответствии с которыми бюджетные учреждения, находящиеся в ведении данного главного распорядителя, наделяются полномочиями по администрированию конкретных поступлений в бюджет. Для бюджетных учреждений на текущий год данное требование было установлено в пункте 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Администрирование доходов бюджета

В бюджетной реформе РФ особое место отведено созданию четкой системы администрации доходов. При этом в качестве последних рассматриваются как налоговые поступления, так и не налоговые, а также безвозмездные. Разберемся, как организуется порядок администрирования доходов главными администраторами и простыми.

Что такое администрирование доходов бюджета

Как определено в стат. 6 БК РФ администрирование доходов бюджета – это управление и контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты в бюджет платежей. В контексте рассматриваемого вопроса к таким суммам относятся формируемые в соответствии с бюджетной системой доходы (стат. 39 БК). Это, прежде всего, налоги и сборы, взносы, иные обязательные фискальные суммы.

Зачисление доходов всех уровней в бюджет выполняется на счета Федерального казначейства. После чего, на основании нормативов, средства распределяются между бюджетами федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетными фондами. Контрольный учет поступлений ведется по кодам КБК. Такая кодировка указывается плательщиками в платежных документах. Виды бюджетных доходов обозначены в стат. 41 БК РФ:

  • Налоговые поступления – фискальные платежи, включая штрафы и пени, предусмотренные федеральным законодательством, а также региональным и местным.
  • Неналоговые поступления – доходы от пользования государственным или муниципальным имуществом; от платных услуг казенных структур; от мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности и др.
  • Безвозмездные поступления – различные дотации, субвенции, субсидии, межбюджетные трансферты из иных бюджетов РФ, а также безвозмездная помощь от других лиц.

Порядок администрирования доходов бюджета

На законодательном уровне порядок администрирования доходов бюджета утвержден на федеральном уровне в нескольких нормативно-правовых документах:

  • Бюджетный Кодекс РФ.
  • Постановление Правительства России № 995 от 29.12.07 г.
  • Закон № 204-ФЗ от 24.11.08 г.
  • Приказ Минфина России № 65н от 01.07.13 г.
  • Иные.

Условно всю процедуру администрирования можно разделить на несколько основных этапов:

  • На первом этапе – Правительство РФ утверждает Закон о бюджете на определенный период. Обычно это один или два-три года. Одновременно органы власти принимают соответствующие постановления о реализации этого закона. Аналогичные нормативные акты принимаются региональными властями и местными. Дополнительно Минфин РФ утверждает Классификатор КБК, Указания по его практическому применению, а также разрабатывает регламент ведения бюджетного учета и подачи отчетности.
  • На втором этапе – главный администратор доходов федерального бюджета выпускает нормативный акт о наделении полномочиями по администрированию территориальных распорядителей средств, а также подведомственных главному администратору федеральных учреждений. При этом наделение полномочий выполняется по уровню власти – субъектов РФ или местных, если такие функции не поручены федеральным исполнительным органам.
  • На третьем этапе – в течение 2 нед. после информирования главным администратором администраторы заключают с Управлением Казначейства информационное соглашение на ЭДО (электронный документооборот). Этот документ регулирует формат информирования администратором территориального ОФК о текущих поступлениях, об уточнениях вида платежа, о возврате излишне уплаченных сумм и т.д.
  • На четвертом этапе – организуется ведение учета в соответствующих бюджетных учреждениях по осуществляемым хозяйственным и финансовым операциям. В первую очередь, выполняется ведение учета поступлений средств согласно требованиям бюджетного законодательства (Приказ Минфина № 157н от 01.12.10 г.).
  • На последнем, пятом, этапе – по результатам деятельности администраторами формируется и подается отчетность в контрольные органы. Перечень бюджетных форм определен Минфином в Приказе № 191н от 28.12.10 г. Дополнительные финансовые отчеты утверждены в Постановлении Правительства России № 413 от 03.07.06 г. Эти формы подаются не в ФНС, а в Счетную Палату органами власти, которые являются главными администраторами доходов федерального бюджета. Для корректного формирования информации может утверждаться регламент представления данных от подведомственных администраторов, контрольных органов муниципальных образований и российских субъектов.

Администратор доходов бюджета

По нормам стат. 6 БК РФ администратор доходов бюджета – это государственный орган, орган местного самоуправления или местной администрации, Центробанк РФ, орган госуправления внебюджетным фондом или казенное учреждение. Основная функция такой структуры заключается в проведении контроля над законностью и корректностью начисления и оплаты платежей, относимых к видам бюджетных поступлений. К полномочиям администратора относятся:

  • Начисление, учет и последующий контроль за правильностью расчета и уплаты бюджетных платежей.
  • Взыскание долгов в отношении фискальных платежей, включая штрафные санкции и пени.
  • Рассмотрение и принятие решений о возврате излишне уплаченных налогов, сборов, штрафных санкций и пеней, а также компенсационных процентов за нарушение сроков возврата таких сумм.
  • Рассмотрение и принятие решений об уточнении или зачете фискальных платежей.
  • Формирование и подача главному администратору бюджетной и финансовой отчетности.
  • Информирование лиц об особенностях расчетов за услуги государственного или муниципального типа.
  • Вынесение решения о принятии долгов безнадежными.
  • Иные полномочия в соответствии с законодательными требованиями.

Главный администратор доходов бюджета

По нормам стат. 6 БК РФ главный администратор доходов бюджета – это установленный законодательным порядком госорган, орган местного (муниципального) самоуправления или администрации, Центробанк РФ, госорган управления внебюджетным фондом, другая структура, имеющая подведомственных администраторов бюджетных доходов. К полномочиям главного администратора относятся:

  • Формирование списка подведомственных администраторов.
  • Предоставление данных для составления проекта бюджета или финансового плана среднесрочного характера.
  • Предоставление данных для заполнения и осуществления кассового плана.
  • Заполнение и подача бюджетных отчетов главного администратора.
  • Ведение реестра источников бюджетных поступлений согласно закрепленному перечню.
  • Утверждение методики прогнозирования будущих бюджетных поступлений.
  • Прочие полномочия в соответствии с законодательными требованиями.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Налоговое администрирование

В общепринятом смысле термин налоговое администрирование означает законодательное управление исполнительными органами налоговой системой РФ. В первую очередь, это обозначение основных понятий; установление обязанностей и прав налогоплательщиков, а также контрольных налоговых органов; утверждение мероприятий налогового контроля, включая ответственность за совершение правонарушений.

Главные принципы налогового администрирования направлены на увеличение собираемости фискальных поступлений, стимулирование бизнеса на добровольное перечисление налогов, использование дифференцированных методик при расчете налогов. В данном контексте на первом месте стоит упрощение существующей налоговой системы. Параллельно необходимо внедрять эффективную кадровую политику для снижения возможных издержек администрирования.

Администрирование доходов бюджетов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Главный администратор доходов бюджета и его полномочия

2. Соглашение об информационном взаимодействии администратора с органом федерального казначейства

3. Взаимодействие органов Казначейства России с администраторами доходов бюджетов по учету поступлений в бюджеты

Заключение

Список литературы

Введение

Главный администратор доходов бюджета — это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администратор доходов бюджета — это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Главный администратор доходов имеет следующие функции:

формирует перечень подведомственных ему администраторов;

представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора;

осуществляет иные бюджетные полномочия.

Администратор доходов наделен нижеперечисленными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

в случае и порядке, установленных главным администратором доходов формирует и представляет ему сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов;

осуществляет иные бюджетные полномочия.

1. Главный администратор доходов бюджета и его полномочия

В соответствии с частью третьей. Бюджетный процесс в Российской Федерации Раздела V. Участники бюджетного процесса

Статья 160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета

1. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

3. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.

4. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.

5. Определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Определение территориальных органов (подразделений) исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Определение органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов в качестве главных администраторов доходов бюджетов поселений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального района.

2. Соглашение об информационном взаимодействии администратора с органом федерального казначейства

администратор доход бюджет казначейство

Нормативный правой акт администратора по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет является основанием для заключения соглашения об информационном взаимодействии администратора с территориальным органом федерального казначейства (раздел VII Приказа Минфина РФ N 116н). В соглашении указываются сроки, формы и способы передачи информации. Обмен информацией осуществляется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности у администратора поступлений — с использованием бумажных носителей.

Администратор поступлений в бюджет представляет в орган федерального казначейства Карточку образцов подписей, правовой акт главного администратора поступлений в бюджет, в ведении которого он находится, наделяющий его полномочиями администратора поступлений в бюджет, с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации.

В соответствии с заключенными соглашениями администратору поступлений в бюджет направляется Выписка из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0512088) с приложением информации из расчетных документов, Ведомость учета внебанковских операций (ф. 0512104), раздел I Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0512108) по администрируемым им поступлениям. По просьбе администратора раздел I Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0512108) может направляться ежедневно в электронном виде, а в случае отсутствия электронного документооборота — один раз в месяц.

В Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную по администратору поступлений в бюджет, включаются невыясненные поступления в случаях:

— если в расчетном документе указан код вида дохода, закрепленный в соответствии с законодательством за одним главным администратором поступлений в бюджет;

— если в расчетном документе указаны значения ИНН и КПП получателя — данного администратора поступлений в бюджет (если первое условие невыполнимо);

— если в расчетном документе указан код главного администратора поступлений в бюджет (если первые два условия невыполнимы).

3. Взаимодействие органов Казначейства России с администраторами доходов бюджетов по учету поступлений в бюджеты

Органы Федерального казначейства в рамках возложенных бюджетных полномочий и в порядке, установленном приказами Минфина России и Федерального казначейства, осуществляют учет поступлений их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ, открывают и ведут лицевые счета администраторов доходов бюджетов. Несмотря на сложившуюся практику, актуальной до сих пор остается тема взаимодействия органов Федерального казначейства с администраторами

доходов бюджетов по вопросам учета поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ.

Реализация положений Федерального закона N 8З-ФЗ в части администрирования доходов бюджета Федеральным законом от 8.05.2010 r:NQ83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» внесены изменения в правовой статус государственных и муниципальных учреждений. Предусматривается, что государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным. При этом статус главного администратора (администратора) доходов бюджета может иметь только орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ и казенное учреждение. Таким образом, при изменении правового статуса бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения исключаются из состава участников бюджетного процесса, а лицевые счета администраторов доходов, открытые им до изменения типа, закрываются. Лицевые счета казенных учреждений при изменении наименования подлежат переоформлению в соответствии с приказом N7н. Из вышесказанного следует, что расчеты по доходам, которые должны зачисляться в бюджет, сформированные на дату изменения типа, не подлежат передаче на баланс бюджетного или автономного учреждения. Бюджетным и автономным учреждениям до исключения из состава участников бюджетного процесса необходимо уточнить невыясненные поступления, отраженные на соответствующих лицевых счетах, а при наличии неисполненных запросов на выяснение принадлежности платежа — предоставить уведомление на каждый из них. Если у бюджетных и автономных учреждений расчет 110 доходам на момент изменения типа и исключения из состава участников бюджетного процесса не завершены и остались поступления, подлежащие уточнению или возврату, а также неисполненные запросы на выяснение принадлежности платежа, операции по уточнению или возврату платежей осуществляются главным администратором (администратором) доходов, наделенным соответствующими полномочиями в отношении указанных поступлений.

Заключение

Главный администратор доходов бюджета.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

— формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

— представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

— представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

— формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

— осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

— формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

— осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

— обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;

— распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;

— организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

— формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. 21.07.2007 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 21.09.09).

3. Приказ Минфина РФ от 16.12.2006 № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

4. Баринов С. Финансовая политика в условиях кризиса. Финансы, №2, 2010.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник под ред. О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2007.

6. Васильев Ю. Администрирование доходов в 2008 году «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2008 г.

7. Ворожцов П.А. Источники финансирования бюджетного дефицита П.А. Ворожцов. Финансы — № 7 -2008

8. Гарнов И. Администрирование поступлений в бюджет «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2009

9. Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Дробозиной Л.А.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

10. Подпорина И.О. О проекте федерального бюджета на 2007 «Экономист»,2006.

11. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2009 г.2007 г.

12. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов. Финансы. — 2008. — №1. — с. 7-11.

13. Путин В.В. Россия выбирает свой путь. Рос. Газета от 17.11.2008.

14. Экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова М.; Изд-во БЕК;2009.

Размещено на Allbest.ru

ГЛАВНЫЙ АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ

Главный администратор доходов бюджета – это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администратор доходов бюджета – это орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Главный администратор доходов имеет следующие функции: 1) формирует перечень подведомственных ему администраторов; 2) представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета; 3) представляет сведения для составления и ведения кассового плана; 4) формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора; 5) осуществляет иные бюджетные полномочия.

Администратор доходов наделен нижеперечисленными полномочиями: 1) осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; 2) осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; 3) принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата; 4) принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; 5) в случае и порядке, установленных главным администратором доходов формирует и представляет ему сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов; 6) осуществляет иные бюджетные полномочия.

Администрирование доходов бюджета

Одной из основных задач бюджетной реформы является создание системы администраторов бюджетных средств и четкое разграничение полномочий между ними, а также создание стимулов для того, чтобы эти полномочия реализовывались.

В связи с этим в новой редакции Бюджетного кодекса РФ вводятся понятия «администратор доходов бюджета» и «главный администратор доходов бюджета».

Администратор доходов бюджета — это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета — это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Полномочия органов власти в сфере налогового администрирования играют существенную роль и являются одними из наиболее важных в общем перечне составляющих налоговых полномочий.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • * осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;
  • * осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет;
  • * принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
  • * принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
  • * в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
  • * осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия администратора доходов бюджета могут осуществляться, полностью или частично, через подведомственные ему территориальные органы и (или) бюджетные учреждения.

План (прогноз) доходов бюджета и статистическая отчетность представляются администратором доходов бюджета в финансовый орган уровня, соответствующего уровню установления полномочий администратора доходов бюджета, в порядке и сроки, согласованные с указанным органом.

Налоговое администрирование. Под термином «налоговое администрирование» понимаются полномочия органов власти по определению основных понятий, используемых в налоговом законодательстве; прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов по исполнению налогового законодательства; процедур налогового контроля; ответственности за налоговые правонарушения; процедур обжалования решений и действий налоговых органов и т. д.

Принципы налогового администрирования, призванные обеспечивать высокую собираемость налогов и минимизацию издержек администрирования, включают:

  • — максимальное упрощение налоговой системы;
  • — перенос акцента в работе налоговых органов с контрольной работы по выявлению и взиманию налоговых недоимок, штрафов и пеней на содействие налогоплательщикам в своевременной и полной уплате налогов;
  • — стимулирование налогоплательщиков добровольно уплачивать налоги;
  • — применение дифференцированных подходов в зависимости от платежеспособности и уровня доходов налогоплательщика;
  • — обеспечение эффективного налогового администрирования, включая кадровую политику.

Упрощение налоговой системы является одним из первых и наиболее значимых решений, особенно для стран со слабыми финансово-экономическими институтами, и включает максимальную унификацию налогов, ликвидацию дифференцированных ставок и налоговых льгот. Однако такой подход существенно ограничивает возможности поддержки и налогового стимулирования активности отдельных групп населения и предпринимателей, отвечающего политике конкретной страны, и не отменяет необходимости улучшения механизма сбора налогов. Вместе с тем, налоговая система должна учитывать издержки администрирования, и по каждому налогу издержки не должны превышать налоговых поступлений, соответственно должно быть обеспечено эффективное и компетентное налоговое администрирование, нацеленное в том числе на минимизацию издержек налогового администрирования.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое доходы бюджета и за счет чего они образуются?
  • 2. В чем проявляется экономическое содержание понятия управления бюджетными доходами?
  • 3. Охарактеризуйте роль и значение налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней.
  • 4. Перечислите состав налоговых и неналоговых бюджетных доходов.

3.6. Администрирование доходов бюджета

Одной из основных задач бюджетной реформы является создание системы администраторов бюджетных средств и чет­кое разграничение полномочий между ними, а также создание стимулов для того, чтобы эти полномочия реализовывались.

В связи с этим в новой редакции Бюджетного кодекса РФ вводятся понятия «администратор доходов бюджета» и «главный администратор доходов бюджета».

Как упоминалось в гл. 2, администратор доходов бюджета — это орган государственной власти (государственный орган), ор­ган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляю­щие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета — это опреде­ленный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государст­венным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов до­ходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Полномочия органов власти в сфере налогового админист­рирования играют существенную роль и являются одними из наиболее важных в общем перечне составляющих налоговых полномочий.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

• осуществляет начисление, учет и контроль за правильно­стью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;

• осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет;

• принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Мини­стерством финансов Российской Федерации;

• принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и пред­ставляет уведомление в орган Федерального казначейства;

• в случае и порядке, установленных главным администра­тором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную от­четность, необходимые для осуществления полномочий соот­ветствующего главного администратора доходов бюджета;

• осуществляет иные бюджетные полномочия, установлен­ные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативны­ми правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетные полномочия администратора доходов бюджета могут осуществляться, полностью или частично, через подве­домственные ему территориальные органы и (или) бюджетные учреждения.

План (прогноз) доходов бюджета и статистическая отчет­ность представляются администратором доходов бюджета в финансовый орган уровня, соответствующего уровню установ­ления полномочий администратора доходов бюджета, в порядке и сроки, согласованные с указанным органом.

Налоговое администрирование. Под термином «налоговое администрирование» понимаются полномочия органов власти по определению основных понятий, используемых в налоговом законодательстве; прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов по исполнению налогового законодательства; процедур налогового контроля; ответственности за налоговые правонарушения; процедур обжалования решений и действий налоговых органов и т. д.

Принципы налогового администрирования, призванные обеспечивать высокую собираемость налогов и минимизацию издержек администрирования, включают:

— максимальное упрощение налоговой системы;

— перенос акцента в работе налоговых органов с контрольной работы по выявлению и взиманию налоговых недоимок, штрафов и пеней на содействие налогоплательщикам в своевременной и полной уплате налогов;

— стимулирование налогоплательщиков добровольно упла­чивать налоги;

— применение дифференцированных подходов в зависи­мости от платежеспособности и уровня доходов налогоплатель­щика;

— обеспечение эффективного налогового администрирова­ния, включая кадровую политику.

Упрощение налоговой системы является одним из первых и наиболее значимых решений, особенно для стран со слабыми финансово-экономическими институтами, и включает макси­мальную унификацию налогов, ликвидацию дифференциро­ванных ставок и налоговых льгот. Однако такой подход суще­ственно ограничивает возможности поддержки и налогового стимулирования активности отдельных групп населения и пред­принимателей, отвечающего политике конкретной страны, и не отменяет необходимости улучшения механизма сбора налогов. Вместе с тем, налоговая система должна учитывать издержки администрирования, и по каждому налогу издержки не должны превышать налоговых поступлений, соответственно должно быть обеспечено эффективное и компетентное налоговое админист­рирование, нацеленное в том числе на минимизацию издержек налогового администрирования.

Одной из наиболее существенных мер последнего времени, реализация которой, как предполагается, приведет к решению многих проблем в области администрирования налогов и сборов в России, является принятие в 2006 г. комплекса изменений и дополнений налогового законодательства, направленного на со­вершенствование налогового администрирования, — Федераль­ного закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Внесенные в НК РФ изменения направлены на урегулиро­вание наиболее конфликтных взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки. До настоящего времени многие из этих вопросов решались исключительно в судебном порядке, но бла­годаря внесенным изменениям в налоговое законодательство их разрешение становится возможным непосредственно на основе норм Налогового кодекса РФ.

Значительное место занимают из­менения, связанные не только со сроками совершения налоговым органом тех или иных действий, но и с содержанием принимае­мых им решений, затрагивающих права налогоплательщика.

В целом нормы, вступающие в силу поэтапно, начиная с 1 января 2007 г., направлены на обеспечение оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Например, вновь введенные в законодательство нормы, посвященные регулированию процедур налоговых проверок, с одной стороны, ограничивают сроки проведения выездных нало­говых проверок, а с другой стороны — жестко регламентируют возможность, основания и сроки приостановления проверки.

Согласно изменениям, внесенным в законодательство, тре­бование о представлении пояснений в ходе камеральной налого­вой проверки может быть направлено налогоплательщику только при выявлении налоговым органом ошибок либо несоответствий между уже имеющимися в его распоряжении сведениями. При получении указанного сообщения налогоплательщик в течение пяти дней должен либо представить уточненную декларацию (расчет), либо пояснить причины возникновения противоречий, либо обосновать отсутствие таковых, подтвердив соответствую­щими документами достоверность данных, указанных в перво­начально представленной декларации (расчете).

Изменениями налогового законодательства установлены ограничения на истребование налоговыми органами первичных документов при проведении камеральных проверок. Однако пра­во налоговых органов на истребование первичных документов в ряде случаев сохраняется, несмотря на введенные ограничения. Например, истребование первичных документов возможно в случаях, когда налогоплательщик заявляет о применении на­логовых льгот, предъявляет требования о возмещении налога на добавленную стоимость, представляет декларацию (расчет) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов. При этом срок представления истребуемых документов в нало­говые органы увеличивается с 5 до 10 дней, а исчисление срока начинается со дня вручения требования.

Нововведения в налоговое законодательство закрепляют общий для камеральной и выездной проверок порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Так, при обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, устанавливается обязанность составления налоговыми органами соответствующего акта (в том числе при проведении камеральной проверки).

Согласно принятым поправкам, несоблюдение прав нало­гоплательщика на защиту, т. е. установление факта нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является достаточным основанием для от­мены вынесенного решения. Таким образом, например, необеспе­чение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки или необеспечение налогоплательщику возможности представить объяснения по ее результатам может повлечь за собой отмену принятого решения.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения мате­риалов проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено. Если на решение налогоплательщиком подана апелляционная жалоба, оно вступит в силу со дня принятия решения выше­стоящего налогового органа. При этом налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, которые направлены на ис­полнение решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки.

С 1 января 2007 г. налоговый орган должен направить тре­бование об уплате налога в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а если недоимка обнаружена по результатам провер­ки, — то в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по проверке. Срок исполнения требования — 10 дней с даты его получения.

В течение 2 месяцев после окончания вышеуказанного сро­ка налоговая инспекция может принять решение о взыскании налога. В течение одного года (при условии принятия решения о взыскании) может быть принято решение о взыскании налога за счет имущества. В случае пропуска срока принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган вправе в течение 6 месяцев после окончания срока исполнения требования обратиться в суд с иском о взыскании задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом.

Начиная с 2009 г. обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.

Мировой опыт показывает, что при эффективном функ­ционировании досудебных процедур лишь незначительное количество споров между налоговыми органами и налогопла­тельщиками доходит до разбирательства дела в суде.

Предусмотренный переходный период позволит подгото­виться к введению обязательного досудебного порядка рассмот­рения споров. При этом необходимо отметить, что достижение необходимой степени эффективности функционирования досу­дебных процедур рассмотрения споров является постепенным процессом, основывающимся не только на совершенствовании законодательства, но и на изменении культуры и идеологии отно­шений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Повышение эффективности налогового администрирования, начатое с внесения изменений в законодательство в 2006 г., в среднесрочной перспективе повлечет за собой и иные изменения. Так, внедрение новых принципов работы налоговой службы по­требует проведения организационных преобразований в системе налоговых органов. В первую очередь речь идет об отделах по работе с налогоплательщиками, по досудебному урегулированию налоговых споров (налоговому аудиту). Также будут приняты и внедрены административные регламенты деятельности на­логовых органов, определяющие процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, — при рассмотрении заявления налогоплательщика, выдаче необходимых документов и других элементах работы с налогоплательщиками.

В настоящее время разрабатываются критерии оценки деятельности налоговых органов, учитывающие не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налого­плательщиками в целом. Анализ результатов наблюдений в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов в связи с осуществ­ляемыми изменениями, а также определить прочие направления совершенствования.

КОДЫ
ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов). Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н (ред. от 04.09.2019) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2018 N 52011) Приложение 3 к Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 года N 132н

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минфина России от 30.11.2018 N 245н, от 06.03.2019 N 36н, от 22.05.2019 N 76н, от 25.06.2019 N 103н, от 04.09.2019 N 143н)

Код главы Код Наименование главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
  • 007 Федеральное агентство научных организаций
  • 020 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • 022 Министерство энергетики Российской Федерации
  • 048 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • 049 Федеральное агентство по недропользованию
  • 051 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • 052 Федеральное агентство водных ресурсов
  • 053 Федеральное агентство лесного хозяйства
  • 054 Министерство культуры Российской Федерации
  • 056 Министерство здравоохранения Российской Федерации
  • 060 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • 069 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
  • 071 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • 073 Министерство просвещения Российской Федерации
  • 074 Министерство образования и науки Российской Федерации
  • 075 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • 076 Федеральное агентство по рыболовству
  • 077 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • 081 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • 082 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • 084 Федеральное агентство связи
  • 089 Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
  • 091 Федеральное агентство по делам молодежи
  • 092 Министерство финансов Российской Федерации
  • 095 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • 096 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • 100 Федеральное казначейство
  • 103 Министерство транспорта Российской Федерации
  • 106 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • 107 Федеральное агентство воздушного транспорта
  • 108 Федеральное дорожное агентство
  • 109 Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • 110 Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • 135 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • 139 Министерство экономического развития Российской Федерации
  • 141 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • 149 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • 150 Федеральная служба по труду и занятости
  • 153 Федеральная таможенная служба
  • 155 Федеральное архивное агентство
  • 157 Федеральная служба государственной статистики
  • 160 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  • 161 Федеральная антимонопольная служба
  • 165 Федеральная служба по аккредитации
  • 167 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • 168 Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • 169 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • 171 Федеральное агентство по государственным резервам
  • 172 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • 174 Федеральное агентство по туризму
  • 180 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
  • 182 Федеральная налоговая служба
  • 184 Служба внешней разведки Российской Федерации
  • 187 Министерство обороны Российской Федерации
  • 188 Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • 189 Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  • 202 Федеральная служба охраны Российской Федерации
  • 302 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 303 Управление делами Президента Российской Федерации
  • 304 Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
  • 305 Счетная палата Российской Федерации
  • 308 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
  • 310 Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • 318 Министерство юстиции Российской Федерации
  • 320 Федеральная служба исполнения наказаний
  • 321 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • 322 Федеральная служба судебных приставов
  • 330 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • 333 Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • 350 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
  • 370 Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
  • 380 Федеральное агентство по делам национальностей
  • 388 Федеральное медико-биологическое агентство
  • 392 Пенсионный фонд Российской Федерации
  • 393 Фонд социального страхования Российской Федерации
  • 394 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • 395 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
  • 415 Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • 417 Следственный комитет Российской Федерации
  • 436 Конституционный Суд Российской Федерации
  • 437 Верховный Суд Российской Федерации
  • 438 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
  • 498 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • 587 Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • 721 Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • 724 Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • 725 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
  • 730 Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
  • 777 Министерство спорта Российской Федерации
  • 999 Центральный банк Российской Федерации
  • Иные доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляется главными администраторами доходов в пределах их компетенции

Открыть полный текст документа>Как найти администратора доходов

Выбираем бюджет

Прежде всего необходимо определить, в какой бюджет зачисляется тот или иной платеж. В этом поможет в первую очередь БК РФ. В главах 7–9 перечислены виды доходов, которые зачисляются соответственно в федеральный бюджет (ст. 50, 51), бюджет субъекта РФ (ст. 56, 57) и местный бюджет (ст. 61–62). При этом доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.

Доходы федерального бюджета. Например, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления этого налога в федеральный бюджет, – по нормативу 100%;
  • налог на добавленную стоимость – по нормативу 100%;
  • государственные пошлины – по нормативу 100%.

Неналоговые доходы формируются в т. ч. за счет:

  • платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%;
  • консульских сборов – по нормативу 100%;
  • платы за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, – по нормативу 100%.

Следует учесть!

Бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются отдельно. Страховые взносы на обязательное социальное страхование перечисляются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Доходы бюджетов субъектов РФ. В бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций и транспортного налога – по нормативу 100%. Также в бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в частности:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления налога в бюджеты субъектов РФ, – по нормативу 100%;
  • налога на доходы физических лиц – по нормативу 85%;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 100%.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в т. ч. за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%. Доходы местных бюджетов. Отдельно формируются доходы бюджетов городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, сельских поселений.

Местные бюджеты пополняются за счет местных налогов, а также федеральных налогов и сборов по определенным нормативам, например за счет налога на доходы физических лиц.

Определяем администратора доходов

После того как определен вид бюджета, в который следует перечислить платеж, нужно определить ответственного за сбор этого конкретного дохода – администратора.

В соответствии со ст. 6 БК РФ администраторами доходов могут быть:

  • орган государственной власти (государственный орган);
  • орган местного самоуправления;
  • орган местной администрации;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • казенное учреждение.

Администратор доходов осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов. Администраторы подведомственны главному администратору, который определяется законом (решением) о соответствующем бюджете. Так, перечень главных администраторов доходов федерального бюджета определен в приложении 6 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Например, из этого приложения видно, что администратором налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, является ФНС России.

Определяем код бюджетной классификации

Далее необходимо найти код классификации доходов бюджетов, чтобы впоследствии указать его в платежном документе. В этом помогут Указания № 65н. Код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков.

Его структура является единой для бюджетов и включает следующие составные части:

  • код главного администратора доходов бюджета (1–3-й разряды);
  • код вида доходов бюджетов (4–13-й разряды);
  • код подвида доходов бюджетов (14–17-й разряды);
  • код КОСГУ, относящийся к доходам бюджетов (18–20-й разряды).

Перечень главных администраторов и соответствующих кодов доходов приведен в приложении 7 к Указаниям № 65н. В целях раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу применяются различные коды подвида доходов бюджетов. Они прописаны в тексте Указаний № 65н. Наконец, платежные реквизиты конкретного территориального органа власти (учреждения), по которым зачисляется платеж, также как и коды бюджетной классификации, можно посмотреть на сайте администратора.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *