Понятие и сущность

Профессиональную адаптацию обычно рассматривают как процесс вовлечения человека в трудовую деятельность в рамках конкретной профессии, включения его в производственный процесс, постижения им методов и условий нормативов производительности труда.

В то же время адаптация не должна расцениваться только как процесс усвоения специальности.

Она предполагает приспособление сотрудника к нормам поведения, установленным коллективом, налаживание межличностных отношений, которые в большей мере обеспечивают производительность труда, взаимовыгодное удовлетворение потребностей работодателя и работника.

Цели адаптации:

  • снижение начальных издержек, поскольку новичок пока не способен полностью выложиться, трудится менее эффективно и создает дополнительные затраты;
  • снижение неопределенности и волнения у новых сотрудников;
  • минимизация текучести работников: новичок чувствует себя некомфортно на новом месте, что может вылиться в увольнение;
  • экономия времени руководства и коллектива, поскольку трудовая адаптация позволяет сэкономить время каждого из них;
  • формирование положительного отношения к трудовому процессу, развитие чувства удовлетворенности.

Задачи структурного подразделения или специалиста по адаптации:

  • проведение семинаров по теме адаптации;
  • организация бесед руководства и наставника с новым работником;
  • организация непродолжительных курсов для руководителя, вступающего на должность;
  • проведение курса подготовки наставника;
  • внедрение методик постепенного усложнения поставленных перед работником задач;
  • выполнение поручений для налаживания контактов новичка с коллегами;
  • подготовка единиц в случае ротации кадров;
  • проведение ролевых игр для повышения сплоченности коллектива.

Необходимость с точки зрения работодателя

Адаптация работника – его включение в новую социальную и материально-вещественную среду. При этом происходит взаимоприспособление человека и среды.

Устраиваясь на новую работу, соискатель ставит перед собой определенные цели и задачи, предъявляет к компании некоторые требования.

Фирма, в свою очередь, также преследует свои цели, выдвигает требования к квалификации и навыкам работника.

Она ожидает от работника соблюдения внутренних правил, сложившихся традиций и устоявшихся норм.

Только так можно добиться эффективной и продуктивной работы каждого из специалистов.

Чтобы бы новый сотрудник гармонично влился в коллектив и быстрее начал приносить пользу, ему требуется помощь. Именно в проведении адаптационной работы она и заключается.

Работодатель ожидает от новичка проявления качеств:

  • специалиста в определенной сфере, имеющего необходимые знания и навыки;
  • члена компании, способствующего ее процветанию;
  • человека, наделенного рядом личностных и моральных качеств;
  • члена команды, способного поддерживать благоприятные отношения с сотрудниками;
  • человека, который стремится расти в профессиональном и карьерном плане;
  • человека, преданного компании и желающего защищать ее интересы;
  • члена команды, готового занять определенное место и принять на себя соответствующую ответственность.

Успех адаптации зависит от того, насколько ценности и нормы поведения в компании станут в то же время ценностями и нормами для сотрудника.

Узнайте, какие методы адаптации персонала в организации наиболее эффективны.

Как производится оценка персонала при приеме на работу? Смотрите .

Основные виды адаптации персонала (таблица и описание)

Классификация видов адаптации:

Виды адаптации персонала Описание Адаптационный период Описание стадий
Первичная Адаптация молодых работников, не обладающих опытом в профессиональной деятельности (как правило, выпускники учебных заведений). Стадия ознакомления

Новичок знакомится с целями и задачами компании, микроклиматом среды, сравнивает их со своими собственными целями и ожиданиями. По завершении этого периода человек должен четко понимать, подходит ему данная работа или нет.

Что делает руководство:

  • подтверждает правильность решения о приеме человека на работу;
  • реализует быстрый переход работника в режим полноценной трудовой деятельности;
  • определяет потенциал человека;
  • намечает направление индивидуального развития работника в дальнейшем.
Вторичная Адаптация сотрудников, обладающих опытом в профессиональной деятельности (обычно те, кто меняет сферу деятельности или переходит в ранг руководства). Стадия приспособления

Адаптационный период длится от месяца до года.

Его продолжительность зависит от того, какую помощь предоставит компания (непосредственный начальник, менеджер по персоналу, коллектив).

На данном этапе работник «вписывается» в коллектив.

Стадия ассимиляции На данной стадии сотрудник:

  • полностью приспосабливается к новой работе;
  • полностью справляется со своей трудовой функцией;
  • способен сам ставить перед собой цели и становится полноценным членом коллектива.

Существуют ли определенные этапы адаптации персонала в организации? Узнайте из нашей статьи.

Каковы преимущества и недостатки аутсорсинга персонала? Смотрите .

Как рассчитать дополнительную заработную плату? Информация — .

Формы

Выделяют следующие формы адаптации:

  • Социальная. Представляет собой процесс внедрения человека в социальную среду и трансформацию ее в сферу деятельности. Включает такие стадии, как само внедрение, принятие норм среды и активная деятельность в этой среде с целью взаимного удовлетворения интересов.
  • Производственная. Вовлечение сотрудника в новую производственную область, постижение им производственных условий и норм рабочего процесса, налаживание взаимосвязей между сотрудником и производственной средой.
  • Профессиональная. Освоение знаний и навыков, формирование профессиональных качеств и позитивного отношения к трудовой деятельности.
  • Психофизиологическая. Привыкание к новым психологическим и физическим нагрузкам, специфике условий труда.
  • Социально-психологическая. Помимо освоения условий труда человек сталкивается с социально-психологической адаптацией к коллективу фирмы.
  • Организационная. Знакомство со спецификой организационного механизма управления фирмой, позицией своего отдела и должности в общей системе целей компании. Работник осознает собственную роль в трудовом процессе.
  • Экономическая. Каждой профессии присущ определенный способ материального вознаграждения. Зарплата связана с его условиями и реализацией. Объекты данного типа адаптации – размер зарплаты и своевременность выплат.

Кто несет ответственность за осуществление процесса?

Ответственность за организацию адаптации персонала не может возлагаться на одну конкретную единицу. В данном процессе всегда участвует служба персонала, непосредственный руководитель и коллектив в целом.

Закрепление функций управления процессом адаптации проходит по нескольким направлениям:

  • Формирование специального отдела в системе кадрового менеджмента. Обычно функции по управлению процессом адаптации относятся к подразделению по обучению сотрудников.
  • Распределение сотрудников, занимающихся адаптацией, по подразделениям компании при сокращении, координации их работы службой управления персоналом.
  • Развитие наставнического направления.

Общая цель перечисленных подразделений – налаживание наикратчайшего и безболезненного процесса адаптации.

Для достижения поставленной цели в компании целесообразно иметь в действующем отделе по управлению персоналом специалиста или самостоятельное подразделение по управлению процессом адаптации. Такое подразделение должно включать как минимум одну единицу – менеджера по персоналу, который занимается отбором, подготовкой и адаптацией кадров.

В реализации процесса адаптации активное участие принимает руководитель.

Он совместно с менеджером назначает наставника для нового сотрудника. Задача наставника – введение человека в должность.

>Адаптация персонала

Адаптация персонала

Трудовая адаптация персонала — взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

В условиях функционирования рынка труда возрастает роль адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.

Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Цели адаптации персонала:

  1. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
  2. снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
  3. сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
  4. экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
  5. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

Задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией:

  • организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
  • прохождение интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность;
  • прохождение специальных курсов подготовки наставников;
  • использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
  • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  • подготовка замены при ротации кадров;
  • проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Процесс адаптации персонала

Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.

Для руководителя информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Формы адаптации персонала

Различают следующие формы адаптации:

Социальная адаптация — это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:

  • внедрение в среду;
  • принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
  • активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.

Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

Психофизиологическая адаптация — приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

Социально-психологическая адаптация — одновременно с освоением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.

Организационная адаптация — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.

Экономическая адаптация. Каждая профессия отличается особыми способами материального стимулирования, а заработная плата связана с его условиями и организацией. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.

Виды адаптации персонала

Выделяют два вида адаптации:

  1. Первичная адаптация — приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений).
  2. Вторичная адаптация — приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).

Адаптационный период можно условно разбить на три стадии:

Стадия ознакомления

На этой стадии новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации. По окончании этой стадии работник должен четко представлять — подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся.

Администрация в свою очередь проводит следующую работу по отношению к новому сотруднику:

  • окончательно подтверждает правильность решения о зачислении сотрудника в штат;
  • обеспечивает скорейший переход специалиста в режим полноценного исполнения возложенных на него функций;
  • выявляет потенциальные возможности работника;
  • окончательно определяет профессиональные категории нового сотрудника и последующего индивидуального развития в процессе дальнейшей работы.

Все вышеназванные вопросы должны быть разрешены во время испытательного срока или стажировки нового сотрудника.

Стадия приспособления

Период адаптации сотрудника может охватывать период от одного месяца до одного года. Конкретная его продолжительность прямо зависит от помощи, которую ему оказывают непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. В этот период новичок должен «вписаться» в коллектив.

Стадия ассимиляции

В этот период работник проходит этап полного приспособления, полностью справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.


Что такое адаптация

Буквально этот термин переводится как приспособление. Однако между приспособлением и адаптацией существует разница. Под приспособлением понимается способность индивидуума реагировать на факторы среды в процессе обучения и накопления жизненного опыта. Устойчивые приспособления человека и любого другого вида состоят из заложенной в генах наследственной информации и индивидуального опыта взаимодействия с объектами среды.

Адаптация человека к окружающей среде основана на сочетании наследственных физиологических и поведенческих программ, жизненного опыта и специального формального и неформального обучения. У человека, как и у любого биологического вида, существуют свои эволюционные предшественники. От них в геноме людей осталась наследственная информация.

В онтогенезе каждого человека проявляются наследственные физиологические и поведенческие адаптации. В последнем случае речь идет об инстинктах, то есть генетически закрепленных стереотипах поведения. Инстинктивное поведение — это этологические адаптации. Под этологией понимается наука о поведении животных. Человек — это тоже животное, но необычное. Инстинкты считаются главным этологическим элементом поведения человека.

Факторы адаптации

Фактор — это сила, побуждающая человека действовать. Причем эти действия не обязательно могут быть осознанными. Факторы вызывают ответную реакцию не только на уровне разумного или бессознательного поведения, но и на уровне физиологических процессов.

Адаптированность как конечный продукт процесса приспособления возникает только в том случае, если факторы действуют длительно. В противном случае речь необходимо вести только о кратковременной реакции без приспособления.

По отношению к человеку как социобиологической системе факторы делятся на 2 части — внутренние и внешние. К внутренним относятся:

  • генетически обусловленные особенности;
  • наличие патологий внутренних органов;
  • гендерные характеристики.

К внутренним факторам можно отнести и воздействие пищи. Рацион люди формируют исходя из собственных предпочтений и возможностей. Длительный прием однотипной пищи оказывает влияние на адаптивные возможности организма.

К внешним факторам относятся;

  • климат (погода как кратковременное явление к адаптивным факторам не относится);
  • природные условия проживания (рельеф, почвы, дефицит или избыток микроэлементов, водоемы);
  • уровень антропогенной трансформации среды;
  • размеры населенного пункта постоянного проживания (мегаполис, небольшой город, село);
  • этнические и культурные особенности социальной среды;
  • психологическая обстановка в семье и ближайшем окружении человека.

Каждый из этих факторов имеет свою степень воздействия на человека. Однако при формировании адаптивных возможностей большое значение имеют лимитирующие факторы. Это те условия среды, которые оказывают на человека наиболее сильное воздействие, определяя степень его приспособленности.

Виды адаптации

Классификация по видам — это разделение процессов приспособления к лимитирующим факторам внешней среды. Виды адаптации делятся на следующие категории.

  1. Биологическая. Это все процессы, которые являются результатом деятельности человека как биологического вида. К этой категории относятся все проявления инстинктов, физиологических особенностей реакции данного организма. К биологической адаптации принято относить и приспособительные возможности людей, относящихся к разным расам. Примеры адаптации биологического характера не исчерпываются только спецификой реакции на климат и пищу. В Африке местное население не болеет некоторыми формами малярии, в то время как европейцы сильно страдают от этого заболевания.
  2. Социальная. К этой категории относится степень вовлечения человека в механизмы организации и самоорганизации общества. Человек, прошедший социальную адаптацию ощущает себя комфортно, считая данное общество своей средой.
  3. Психологическая. Такой вид адаптации является самым сложным. Дело в том, что он представлен в виде совокупности психических реакций человека в ответ на воздействие всех факторов среды. В основе поступков адаптивного характера лежит потребность преодолеть дискомфортное воздействие факторов внутренней и внешней среды. Причем к внутренней среде относится все, что принято называть личностью, то есть уровень интеллекта, стереотипы, навязанные обществом или выработанные в процессе получения жизненного опыта, система ценностей и т. п.

Все эти виды важны для каждого человека. Однако наибольшую значимость для большинства людей имеет социальный вариант, реализуемый преимущественно с помощью действий, имеющих психологическую основу.

Приспособление человека к среде своей жизни осуществляется через механизмы адаптации. В данном случае под механизмом понимается система поступления и перемещения информации, являющейся стимулом для появления адаптивных реакций. Информация — это то, что несет в себе изменение. На организменном уровнем механизмами адаптации могут быть органы чувств, физиологические и биохимические процессы.

Адаптивная реакция — это отклик организма на поступившую информацию. Это может происходить с помощью осознаваемых и не осознаваемых действий. Примером неосознаваемой реакции является выделение адреналина. Этот гормон позволяет мобилизоваться в ответ на поступление информации о появлении негативного для организма фактора.

Разумные действия носят характер не только дополнения к действиям импульсивного характера. Разум — это то, что противостоит инстинкту и рефлексу. Это самый сильный механизм адаптации не только отдельного индивидуума, но и целого социума.

В соответствии с механизмами, вовлечения в процесс приспособления, различают такие уровни адаптации, как физиологический и психологический. Данный иерархический подход основан на том, что биологическое начало в человеке, несмотря на его большую значимость, все в большей степени отходит на задний план по сравнению с разумной деятельностью индивидуума.

Биологическая

Адаптация организма по отношению к природным факторам среды заложена в человеке на генетическом уровне. Homo sapiens относится к животным, обладающим широким диапазоном приспособительных реакций. Самой большой проблемой физиологической адаптации людей к природным условиям является отсутствие шерсти. Homo sapiens — это единственный наземный вид, который в процессе эволюции потерял шерсть. Эта мутация была бы смертельной для вида, если бы параллельно люди не приобрели прямохождение, речь, подвижную кисть. Все эти приобретения позволили адаптировать среду под себя.

Люди возникли в условиях тропического климата. Дальнейшее их расселение по планете — это следствие изменения среды. Одежда заменяет человеку шерсть, создавая вокруг тела тонкий слой среды, комфортной для индивидуума. Разум и руки позволяют строить здания, в которых поддерживаются параметры комфортной для тропического вида среды.

Самым главным приобретением человека явилось использование огня. С его помощью люди до сих пор поддерживают в жилищах комфортную температуру. Процесс горения позволяет получать большую часть энергии, необходимой для того, чтобы тропический вид Homo sapiens мог жить в любых точках планеты.

Однако для того, чтобы можно было использовать огонь в качестве формы адаптации, необходимо было сменить пирофобию, свойственную всем диким млекопитающим, на пирофилию. Способность использовать огонь — это адаптация человека, имеющая биологические корни.

Социальная

Человек живет не в природе, а в обществе. Исключений из этого правила крайне мало. Приспособление к жизни в обществе означает признание правил самоорганизации и организации социума как главных правил своей жизни.

Существует несколько иерархических уровней адаптации к жизни в обществе. К ним относятся:

  • круг близких людей (семья, друзья, приятели);
  • соседи;
  • люди, связанные с человеком через осуществление им служебных обязанностей (сослуживцы, клиенты);
  • физические и юридические лица, осуществляющие взаимодействие с данным человеком;
  • государство как система (правоохранительные органы, учреждения формального образования).

Все эти уровни заставляют человека постоянно искать компромисс между личными и общественными интересами. Социальная приспособленность заключается в знании правил жизни общества и умении находить этот компромисс.

Этническая

Принадлежность к этносу характерная для всех людей. Человек сам идентифицирует себя с какой-либо национальностью, потому что так он определяет круг своих людей. Этническая принадлежность идентифицируется по:

  • происхождению от предков;
  • языковой и религиозной общности;
  • общим традициям и ритуалам.

Этническая адаптация приравнивается к социальной в том случае, если человек с рождения вырос в данной социально-культурной среде. Специально приспосабливаться приходится только тогда, когда человек попадает в непривычную для него этническую среду. Особенно тяжело происходит приспособление в ситуации, когда окружающие люди не только относятся к другой нации и языковой среде, но и исповедуют другую религию.

Психологическая

Для представителей вида Homo sapiens почти все приспособительные реакции носят психологический характер, поскольку предполагают осознаваемый поиск выхода из создавшейся ситуации. Даже при взаимодействии с природной средой люди должны решать проблему отопления, убежища, поиска хорошей одежды.

Специфика психологической адаптации заключается в том, что человек находится в поиске компромисса не только с внешним миром, но и с собой. Неадекватные поступки совершаются из-за страхов, недостаточной информированности, личных симпатий или антипатий, неуверенности в себе.

Психологическая адаптированность наступает в тот момент, когда человек понимает и принимает все требования и правила общества, обладает достоверной информацией и уверен в себе.

Адаптация в педагогике представляет собой комплекс научно обоснованных и целенаправленных действий по улучшению состояния личности, попавшей в непривычные для нее условия. Поскольку состояние социума и личности все время меняется, эти действия носят характер постоянного социально-психологического процесса.

Адаптационные расстройства личности

К этой категории относятся психические расстройства, связанные с неадекватно сильной реакцией индивидуума на ситуацию. Такое состояние сопровождается:

  • расстройством здоровья (нарушение сна, головная боль, нервозность);
  • постоянной тревожностью;
  • подавленным настроением;
  • неуверенностью в себе;
  • ожиданием неприятностей;
  • депрессией;
  • неадекватным поведением.

Такое состояние может длиться от 3 до 6 месяцев. Если человек не в состоянии выйти из него самостоятельно, то требуется вмешательство специалистов.

Для человека как интеллектуального и социального вида приспособление к факторам среды является постоянным процессом. Люди и социумы все время меняются. Антропогенные факторы меняют экологическую среду, что побуждает человека к действиям адаптивного характера. По мере развития человечества потребность во всех формах адаптации только увеличивается, что порождает и необходимость формирования и потребления знаний в этой области.

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Особенности адаптации человека содержатся в том, что он должен добиться одновременного равновесия с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться к другим особям, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям.

Адаптация понятие. Выделяются два подхода к разбору феномена адаптации. Согласно первому подходу, адаптация – это свойство живого саморегулируемого организма, которое обеспечивает постоянство характеристик под воздействием на него условий окружающей среды, что достигается развитыми адаптационными способностями.

За вторым подходом адаптация – это динамическое образование, процесс привыкания индивида к обстоятельствам окружающей среды.

Поскольку человек это биосоциальная система, то проблема адаптации должна анализироваться соответственно трем уровням: физиологическому, психологическому и социальному. Все три уровня имеют между собой связь, воздействуют друг на друга, устанавливают интегральную характеристику общего функционирования систем организма. Такая интегральная характеристика проявляется, как динамичное образование и определяется, как функциональное состояние организма. Без термина «функциональное состояние» невозможно говорить о явлении адаптации.

Приспособляемость в ситуациях, в которых отсутствуют барьеры на пути к достижению успехов, осуществляется посредством конструктивных механизмов. Эти механизмы включают познавательные процессы, целеполагание, конформное поведение. Когда ситуация проблемная и насыщена внешними и внутренними барьерами, то процесс адаптации протекает посредством защитных механизмов личности. Благодаря конструктивным механизмам человек может проявлять адекватную реакцию на изменения социальных жизненных обстоятельств, пользуясь возможностью оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать и прогнозировать возможные события.

Выделяются такие механизмы адаптации человека: социальный интеллект – умение усматривать сложные отношения, зависимости между объектами социальной среды; социальное воображение – умение понимать опыт, мысленно определять судьбу, осознавая себя сейчас, свои ресурсы и возможности, помещая себя в рамки текущего этапа общества; реалистичная устремленность сознания.

Адаптация личности состоит из системы защитных механизмов, благодаря которым понижается тревожность, обеспечивается единство «Я-концепции» и стабильность самооценки, сохраняется соответствие между представлениями о мире и о самом человеке в частности.

Выделяют такие психологические защитные механизмы: отрицание – игнорирование нежелательной информации или травмирующих психику эпизодов; регрессия – проявление человеком инфантильных стратегий поведения; формирование реакции – изменение нерациональных импульсов, эмоциональных состояний на противоположные; вытеснение – «стирание» из памяти и сознания болезненных воспоминаний; подавление – почти такое же вытеснение, но более сознательное.

Вышеописанные основные защитные механизмы при адаптации личности существуют еще дополнительные, они считаются более зрелыми: проекция – приписывание кому-то качеств, поступков, которые присущие самой личности, но она их не осознает; идентификация – отождествление себя с каким-то реальным или нафантазированным персонажем, приписывание себе его качеств; рационализация – стремление объяснить поступок, интерпретируя события таким образом, чтобы уменьшить его травмирующее влияние на личность; сублимация – преобразование инстинктивной энергии в общественно приемлемые формы поведения и деятельности; юмор – стремление снизить психологическое напряжение, применяя юмористические выражения или рассказы.

В психологии существует понятие адаптационного барьера, оно означает своего рода границу в параметрах внешней среды, выходя за которую адаптация личности уже не будет адекватной. Свойства адаптационного барьера выражаются индивидуально. На них влияют биологические факторы среды, конституционный тип личности, социальные факторы, индивидуально-психологические факторы человека, определяющие адаптационные возможности личности. Такие личностные свойства – это самооценка, система ценностей, волевая сфера и другие.

Успешность адаптации определяется полноценным функционированием физиологического и психического уровня личности. Эти системы находятся и функционируют во взаимосвязи. Есть компонент, которым обеспечивается эта взаимосвязь двух уровней и осуществляется нормальная деятельность личности. Такой компонент может иметь двойственное строение: психический и физиологический элемент. Этим компонентом в регуляции адаптации человека являются эмоции.

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Выделяют четыре вида адаптации: биологическая, социальная, этническая и психологическая.

Биологическая адаптация личности – это приспособление к обстоятельствам окружающего мира, возникшее путем эволюции. Биологическая адаптация проявляется в видоизменении человеческого организма к условиям среды. Этот факт положен в основу разработки критериев здоровья и болезни. Здоровье является тем состоянием, пребывая в котором организм максимально адаптируется к среде. Когда процесс адаптации затягивается, способность к приспособлению падает и человек заболевает. Если организм совершено не может адаптироваться к необходимым условиям среды, то это означает его дезадаптацию.

Социальная адаптация личности – это процесс приспособления одного человека или группы к социальному обществу, представляющему собой условия, с помощью которых воплощаются жизненные цели. Сюда входит привыкание к учебному процессу, к работе, к отношениям с различными людьми, к культурной среде, возможным условиям отдыха и развлечения.

Человек может адаптироваться пассивно, то есть, ничего не изменяя в своей жизни или активно, изменяя условия собственной жизнедеятельности. Естественно, второй путь эффективнее, чем первый, поскольку если надеется только на волю божью, можно всю жизнь прожить в ожидании изменений и так и не дождаться их, поэтому необходимо брать судьбу в собственные руки.

Проблема адаптации человека к социальной среде может выражаться в различных формах: от напряженных отношений с трудовым или учебным коллективом до нежелания работать или учиться в этой среде.

Этническая адаптация – это вид социальной адаптации, который включает приспособление этнических групп к особенностям среды их расселения от социальных, погодных условий.

Проблема адаптации этнических меньшинств заключается в расистском отношении к ним коренных жителей и дискриминация в социальном плане.

Психологическая адаптация личности отмечается в любой форме адаптации. Психологическая приспособляемость является важным социальным критерием, с помощью которого дается оценка личности в сфере взаимоотношений, в профессиональной области. Психологическая адаптация личности зависит от различных изменчивых факторов, как например особенности характера, социальное окружение. Психологическая приспособляемость имеет такой аспект, как способность переключения с одной социальной роли на другую, и происходит это вполне оправдано и адекватно. В противоположном случае, речь идет о дезадаптации или нарушениях психического здоровья человека.

Личностная готовность приспосабливаться к изменениям среды, адекватная психическая оценка характеризуют высокий уровень приспособляемости. Такой человек готовый к трудностям и способен их преодолевать. Основа любой адаптации – это принятие сложившейся ситуации, понимание ее необратимости, умение сделать из нее выводы и способность поменять свое отношение к ней.

Если человек не может удовлетворить свои актуальные потребности, в результате недостаточности психологических или физических ресурсов, тогда может нарушиться баланс отношений «человек-среда», что в свою очередь способно вызвать тревогу человека. Тревога может провоцировать у человека страх и беспокойство, а может служить защитным механизмом, исполнять охранительную или мотивационную функцию. Возникновение тревоги усиливает поведенческую активность, изменяет формы поведения или задействует механизмы интрапсихической адаптации. Также тревога может разрушать недостаточно адаптивные стереотипы поведения, замещая их на адекватные формы поведения.

Не всегда процесс адаптации происходит адекватно. Иногда на него воздействуют какие-нибудь негативные факторы и тогда нарушается процесс, начинают формироваться неприемлемые формы поведения.

Выделяют два вида неприемлемой формы адаптации: девиантную и патологическую. Девиантная форма адаптационного поведения совмещает в себе формы и способы действия, обеспечивающие личности удовлетворение ее нужд непозволительным для группы методом.

Особенности адаптации в девиантной форме выражаются в двух типах поведения: неконформистском и новаторском. Неконформистский тип девиантного поведения зачастую провоцирует конфликты группы. Новаторский тип девиантного поведения выражается в создании новых способов решения проблемных ситуаций.

Патологическая форма адаптации осуществляется через патологические механизмы и формы поведения, приводит к появлению психотических и невротических синдромов.

Вместе с патологическими формами существует дезадаптация. Дезадаптация – это нарушение взаимодействия человека и окружения, которая сопровождается конфликтами между личностями и внутри самой личности. Также ее определяют, как поведение, несоответствующее нормам и требованиям окружения. Диагностировать дезадаптацию можно за определенными критериями: у человека наблюдается нарушение профессиональной деятельности, проблемы в межличностных отношениях, эмоциональные реакции, выходящие за границы нормы (депрессия, агрессия, тревожность, изолированность, закрытость и другие).

Дезадаптация личности по продолжительности бывает: временная, устойчивая ситуативная дезадаптация и общая устойчивая. Временная дезадаптация происходит, когда человек вступает в новую для себя ситуацию, к которой обязательно нужно адаптироваться (зачисление в школу, вступление на новую должность, рождение детей, неожиданные и нежелательные изменения режима и т. д.).

Дезадаптация устойчиво-ситуативной формы происходит в случае невозможности найти адекватные способы приспособления в необычных условиях при решении проблемной ситуации (на работе, в семейных отношениях).

Дезадаптация личности может возникать, если человек пережил тяжелую, травмирующую психику ситуацию; находится в состоянии стресса; пережил экстремальную ситуацию, травматическую, в которой он участвовал непосредственно сам или был ее свидетелем, такие ситуации связанны со смертью, ее потенциальной вероятностью или реальной угрозой жизни; переживание страданий своих или других людей, ощущая при этом чувство беспомощности, страха или ужаса. Часто такие ситуации вызывают посттравматическое стрессовое расстройство. Также дезадаптация личности происходит в случае ее неуспешного включения в новую для нее социальную среду или из-за возникших проблем в личностных и межличностных отношениях.

Состояние дезадаптации сопровождается нарушениями в поведении человека, вследствие чего возникают конфликты, которые часто не имеют серьезных оснований и явных причин. Человек отказывается выполнять свои обязанности, на работе проявляет неадекватные реакции по поводу приказов начальства, чего прежде не возникало никогда. Он активно высказывает свой протест окружающим, старается изо всех сил им противодействовать. Ранее индивид всегда руководствовался социальными ценностями и приемлемыми нормами, благодаря которым регулируется социальное поведение людей.

Девиантное отклоняющееся ненормативное поведение – это форма проявления дезорганизации личности или группы в обществе, выказывающая несоответствие ожиданиям и морально-правовым требованиям общества. Такой выход за рамки обычного, нормативного состояния связан с его сменой и условиями деятельности и совершением определенного действия. Это действие называется поступком. Такой поступок играет значительную роль в процессе адаптации. С его помощью человек способен исследовать среду, проверить себя, испытывать свои возможности, ресурсы, выявлять свои качества, позитивные и негативные стороны личности, особенности, намерения, выбирать способы достижения целей.

Девиантное поведение чаще всего формируется в подростковом возрасте. Как раз в этот период личность очень восприимчива, она формирует свое отношение к миру, к людям, это влияет на ее адаптацию в близком окружении и в социальной среде, и в общем. Подросток считает себя вправе лично выбирать, каким образом ему себя вести, и часто установленные социумом правила и законы он считает навязчивыми и старается им противодействовать. Отрицательная девиация наблюдается в таких проявлениях, как ложь, грубое и нахальное поведение, лень, агрессивность, склонность часто устраивать драки, курение, пропускание занятий, злоупотребление алкоголем, лекарствами и наркотиками.

Существует также положительная девиация, она выявляется в стремлении личности экспериментировать, что-то изучать, выявлять свои возможности. Часто это проявляется в творческой деятельности, в способностях создать творение искусства и стремлении реализовать свои идеи. Положительная адаптация более благоприятна в отношении адаптации индивида в социальной среде.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *