Содержание

Врачебная комиссия медицинской организации

Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, необходимая документация не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами.

Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

1) рассмотрение:

б) документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;

г) соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

Кроме того, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований к медицинской организации (п. 4 подп. «и»; п. 5 подп. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

Например

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

«В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

Приведем выдержку из документа:

«В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

… отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии.

Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

  • в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).

Это перечень основных нормативных актов. Дополнительные положения по работе врачебной комиссии содержатся в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы оказания медицинской помощи.

Положение о врачебной комиссии.

В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

  • правовые основания деятельности;

  • цели и задачи;

  • порядок создания;

  • структуру и численный состав;

  • правила деятельности;

  • функции (круг решаемых вопросов);

  • порядок принятия решений;

  • порядок замещения отсутствующих членов;

  • порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;

  • другие важные для организации вопросы.

Врачебная комиссия и ее функции.

Функции врачебной комиссии.

Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

Закон № 323-ФЗ От 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

  • совершенствование организации оказания медицинской помощи;

  • принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

  • осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;

  • а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

Врачебная комиссия и подкомиссии.

В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

Состав врачебной комиссии.

В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России № 502Н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

  • председатель;

  • заместитель председателя (один или два);

  • секретарь;

  • члены комиссии.

Конкретный состав врачебной комиссии, как правило, утверждается приказом руководителя медицинской организации.

Члены врачебной комиссии, секретарь.

Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

Количество членов комиссии законодательством не установлено.

Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

Обратимся к судебной практике.

Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии».

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии:

  • Приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава;

  • Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях);

  • Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях);

  • Приказ об утверждении плана-графика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий).

  • План-график заседаний врачебной комиссии (подкомиссий);

  • Приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

  • Протоколы врачебной комиссии;

  • Журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

  • Отчеты о работе врачебной комиссии, утв. руководителем организации.

Статья актуальна на 01.11.2016

Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н
(ред. от 02.12.2013)
Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 мая 2012 г. N 502н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ

МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2008 г. N 12993);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 мая 2009 г. N 269н «О внесении изменений в Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2009 г. N 14233).

Министр

Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение

к приказу Министерства

здравоохранения и социального

развития Российской Федерации

от 5 мая 2012 г. N 502н

ПОРЯДОК

СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ

МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

I. Общие положения

1. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее — Порядок) определяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.

2. Врачебная комиссия медицинской организации (далее — врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.

3. В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

II. Функции врачебной комиссии

4. Врачебная комиссия осуществляет следующие функции:

4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

4.2. определение трудоспособности граждан;

4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

4.6. оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7. принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям):

не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;

по торговым наименованиям;

4.8. направление сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом 4.7 настоящего Порядка;

4.9. оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

4.10. разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

4.11. изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

4.12. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.13. принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

4.14. проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г. N 23164);

4.15. вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

4.16. выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1550; N 23, ст. 2713; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 33, ст. 4083; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; 2011, N 2, ст. 339);

4.17. осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 608);

4.18. проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.19. выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

4.20. вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

4.21. анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;

4.22. организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);

4.23. взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

4.24. рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;

4.25. иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

III. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии

5. Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

6. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

7. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

8. Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.

9. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

10. Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

11. Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).

12. В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

13. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции:

13.1. составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.2. подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.3. уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

13.4. оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее — журнал);

13.5. организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

14. Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.

В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

15. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

16. Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

16.1. дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

16.2. список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;

16.3. перечень обсуждаемых вопросов;

16.4. решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

17. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.

18. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления.

19. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

20. Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

21. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н (ред. от 02.12.2013) Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации

Решение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N АКПИ15-895

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующими подпункта 4.2 пункта 4 и пункта 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н,

Приказ Минздрава России от 05.05.2016 N 282н Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ

<1> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2012 г., регистрационный N 24516) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30714).

Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 N 373-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шарафутдиновой Лейсан Ирековны на нарушение ее конституционных прав положениями части 2 статьи 71 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и части 3.3 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, осуществляют врачебные комиссии медицинских организаций, порядок создания и деятельности которых утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 502н (пункт 4.6). Этим приказом к функциям врачебных комиссий отнесено, среди прочего, принятие решений по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.12).

Приказ Минздрава России от 18.06.2014 N 290н Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан

14. Врачебная комиссия медицинской организации осуществляет свою деятельность в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2012 г., регистрационный N 24516), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный N 30714).

<Письмо> Росздравнадзора от 09.06.2014 N 01И-818/14 «О подготовке врачей-специалистов, осуществляющих обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

В соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н и от 05.05.2012 N 502н, а также письмом Департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 N 16-2/2106701 в состав врачебной комиссии по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включены врач-профпатолог и врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «Профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «Профпатология».

>Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502Н

Зарегистрировано в Минюсте России 9 июня 2012 г. N 24516

style=»text-align: center»> МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 02.12.2013 N 886н)

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2008 г. N 12993);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 мая 2009 г. N 269н «О внесении изменений в Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. N 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2009 г. N 14233).

Министр
Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 5 мая 2012 г. N 502н

>Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (с изменениями на 2 декабря 2013 года)

Работа врачебной комиссии по новым правилам Росздравнадзора: практическое пособие для начмеда

С 2018 года Росздравнадзор начинал проверять медорганизации по проверочным листам.

В списке вопросов по внутреннему контролю качества 15 из 19 пунктов устанавливают требования к врачебной комиссии.

Статья поможет начмеду наладить работу, чтобы пройти проверку в новом формате.

Главное в статье

  • Состав комиссии
  • Функции комиссии

Врачебную комиссию обязана создать каждая медорганизация, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг.

Состав комиссии

Врачебная комиссия состоит из врачей — председателя, одного или двух заместителей, секретаря и членов комиссии. Количество членов законодательство не установило. Как организовать работу врачебной комиссии с небольшим штатом врачей, рассказала эксперт журнала «Заместитель главного врача».

Руководитель вправе создавать в составе врачебной комиссии подкомиссии.

Приказ о создании врачебной комиссиискачать / открыть >>Образец приказа о создании врачебной комиссии с подкомиссиямискачать / открыть >>Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях)скачать / открыть >>

Приказ Минздравсоцразвития от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — приказ № 502н) определил, что подкомиссии формируются в зависимости от задач и особенностей деятельности медорганизации.

Других условий или ограничений нет.

Готовые решения по врачебной комиссии от ведущего эксперта страны

Авторы журнала «Заместитель главного врача» выяснили, какие проблемы в работе врачебных комиссий волнуют руководителей клиник. Решения предложила ведущий эксперт страны, доцент кафедры медэкспертизы РМАНПО — Ирина Старовойтова. В приложении — локальные документы.

Обычно подкомиссии создают крупные многопрофильные медорганизации, которые решают много разноплановых задач. Сколько нужно подкомиссий, решает руководитель, законодательство его не ограничивает.

Подкомиссии можно формировать по направлениям деятельности. Например, создать подкомиссии по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, назначения и применения лекарственных препаратов, по рассмотрению жалоб пациентов.

Возглавляет комиссию руководитель медорганизации или один из заместителей. Председателями подкомиссий назначают заместителей руководителя (руководителей структурных подразделений), в должностные обязанности которых входит решение вопросов по компетенции подкомиссий.

В состав врачебной комиссии и подкомиссий входят заведующие структурными подразделениями и врачи-специалисты. Если медорганизация небольшая, только врачи-специалисты.

В проверочных листах Росздравнадзора есть требование создавать врачебную комиссию (подкомиссии) в медорганизации*. Раньше это было на усмотрение руководителя. А теперь создавать подкомиссии обязательно?

Нет. Все требования к врачебной комиссии в проверочных листах установлены в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 05.05.2012 № 502н.

Подкомиссия, как и раньше, создается в случае необходимости — по решению руководителя учреждения. В медорганизации должен быть соответствующий приказ.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Функции комиссии

Полномочия врачебной комиссии прописаны в приказах Минздравсоцразвития от 05.05.2012 № 502н и от 02.12.2013 № 886н «О внесении изменений в порядок …».

Всего выделяют 25 функций. Но клиники вправе корректировать перечень с учетом своей лицензии. Как распределить полномочия врачебной комиссии с учетом типа медорганизации, читайте в журнале «Заместитель главного врача».

Верховный суд указал, что полномочия врачебной комиссии не могут быть шире, чем перечень работ и услуг, на которые у медорганизации есть лицензия (решение Верховного суда от 12.02.2013 по делу № АКПИ12-1765).

Во внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности врачебная комиссия участвует по решению руководителя, который устанавливает порядок внутреннего контроля.

Как часто необходимо проводить обучение по контролю качества членов врачебной комиссии? Членами врачебной комиссии часто являются лечащие врачи. В данной организации все врачи прошли тематическое усовершенствования по экспертизе временной нетрудоспособности и качеству оказания медпомощи, получили свидетельства. Надо ли каждые 5 лет направлять врачей вновь на тематическое усовершенствование по экспертизе временной нетрудоспособности и качеству оказания медпомощи, если эти врачи являются членами врачебной комиссии?

Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Федеральное законодательство не содержит отдельного регламента кратности обучения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.

Согласно части 3 статьи 59 Закона № 323-ФЗ это должны быть врачи, прошедшие обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Однако данный закон не установил специальные требования ни к форме обучения, ни к его срокам.

Таким образом, формально закон не говорит о периодичности обучения по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, однако, согласно общим требованиям, повышение квалификации медработников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности (п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава от 03.08.2012 № 66н).

На III уровне контроля комиссия анализирует наиболее сложные и конфликтные ситуации, которые требуют комиссионного рассмотрения, а также случаи оказания медицинской помощи, отобранные по тематическому признаку.

Комиссия вырабатывает и применяет решение о дальнейшей тактике ведения пациента, о профессиональном должностном соответствии медработников и др.

Есть два подхода к роли врачебной комиссии во внутреннем контроле. Первый — создавать рабочие группы (комиссии) по разным направлениям, а врачебной комиссии передать вопросы верхнего уровня как высшему коллегиальному органу.

Такой подход отражают Предложения (практические рекомендации) Росздравнадзора по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Подход позволяет привлечь к управлению качеством младший, средний и обслуживающий персонал, специалистов инженерного профиля, не ограничивать круг участников врачебным персоналом, использовать мультидисциплинарный подход.

Второй вариант — в Положении о внутреннем контроле отвести врачебной комиссии основную роль.

Подход возможен, но не всегда обеспечивает эффективное управление качеством.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

>Врачебная комиссия

Состав врачебной комиссии

Основные документы, которым руководствуется клиника при создании врачебной комиссии, или консилиума врачей — ст. 48 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

Ниже вы можете скачать Приказ 502н.

Приказ 502нПрименяйте в работе вашей клиники

Согласно этим документам, клиника формирует положение о врачебной комиссии, в котором описывается:

  • состав
  • порядок
  • график работы
  • формы протоколов, заполняемые по итогам заседаний.

Ниже вы можете скачать Положение о работе врачебной комиссии и Положение о врачебной подкомиссии.

Положение о работе врачебной комиссииПрименяйте в вашей работеПоложение о врачебной подкомиссииУзнайте о правилах работы врачебной подкомиссии

В состав комиссии должны входить врачи. Возглавляет ее руководитель (директор) клиники, либо кто-то из его заместителей. Согласно п.8 приказа № 502н, врачебная комиссия или ее подкомиссия должна состоять из председателя, одного или двух заместителей, секретаря комиссии и собственно членов комиссии. В качестве членов могут быть заведующие отделениями клиники либо врачи-специалисты. Все они должны быть сотрудниками данной клиники, причем желательно наиболее опытными. Точное число и состав членов комиссии определяет руководитель клиники.

Такая комиссия должна быть в любой медклинике, вне зависимости от того, какую организационно-правовую форму она имеет и к какой форме собственности относится. Комиссия выполняет следующие функции:

  • определяет степень трудоспособности пациентов;
  • при необходимости продляет срок действия листков нетрудоспособности;
  • оценивает качество лечения, обоснованность применения его методов и результат медпомощи и диагностики пациентов;
  • оценивает качество ведения меддокументации;
  • изучает случаи летального исхода при наличии таковых.

Принятые коллегиально решения заносятся в протокол консилиума.

По решению руководителя клиники, эта комиссия может организовывать и проводить локальный контроль качества и безопасности меддеятельности клиники.

Принятые коллегиально решения заносятся в протокол консилиума.

По решению руководителя клиники, эта комиссия может организовывать и проводить локальный контроль качества и безопасности меддеятельности клиники.

Приказ о врачебной комиссии

Создание комиссии утверждается приказом. Это основной документ, регламентирующий процесс ее создания. Он утверждает все необходимые документы, которые являются гарантом качества работы комиссии с юридической точки зрения.

Для документального обеспечения работы консилиума в клинике должны иметься следующие приказы о врачебной комиссии и прочие локальные акты:

  • Приказ о врачебной комиссии в клинике, утверждающий ее создание;
  • Приказ об утверждении состава врачебной комиссии;
  • Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии. если создаются подкомиссии — создание каждой должно утверждаться отдельным приказом.
  • Положение о работе комиссии. Если в клинике созданы подкомиссии — создаются положения о каждой подкомиссии. В него входит должностная инструкция председателя врачебной комиссии и членов комиссии;
  • Приказ об утверждении плана-графика заседаний комиссии. При наличии подкомиссий расписывается отдельный график для каждой из подкомиссий;
  • План-график для заседаний комиссии и для заседаний подкомиссий);
  • Приказ об утверждении журнала учета решений консилиума;
  • Протоколы консилиума по каждому заседанию;
  • Журнал учета решений комиссии с протоколами консилиума;
  • Отчеты о работе консилиума. Эти отчеты утверждает руководитель клиники.

Положение о врачебной комиссии

Приказ № 502н определяет только достаточно общие требования к содержанию положения о врачебной комиссии. Более конкретные его детали документа клиника разрабатывает самостоятельно — с учетом своих возможностей и специфики меддеятельности. Это касается и должностных инструкций членов комиссии, и формы протоколов консилиума.

Задача положения о комиссии — описать правовые основания ее работы, задачи, цель и порядок создания этого органа. Положение фиксирует саму структуру комиссии и подробно описывает численный состав. В нем определены правила работы, область, подведомственная работе комиссии, регламент принятия решения по вопросам, которым посвящены заседания, и то, в каком порядке проводится замещение членов комиссии при необходимости. Положение о врачебной комиссии определяет также порядок учета и отчетности по итогам заседаний и прочие вопросы работы комиссии.

При необходимости в крупных клиниках могут быть созданы подкомиссии, занимающиеся более нишевыми вопросами — например, только работой с проблемными пациентами и их жалобами, только назначением специализированных медикаментов или только больничными листами.

Положение о комиссии и порядке ее работы утверждает руководитель клиники, и он же контролирует деятельность комиссии и подкомиссий, если таковые имеются.

Состав врачебной комиссии

Состав врачебной комиссии фиксируется в положении о врачебной комиссии и является постоянным списком. Как и само положение, он утверждается руководителем клиники, который, как уже говорилось выше, может являться и председателем врачебной комиссии.

Членами консилиума могут быть только врачи, работающие в клинике. А вот секретарь комиссии может и не быть медицинским работником, хотя также обязан входить в число сотрудников клиники. Количество членов комиссии законодательством не установлено.

Должностная инструкция председателя врачебной комиссии

Специальной должностной инструкции председателя врачебной комиссии закон не устанавливает, клиника также разрабатывает ее самостоятельно. Тем не менее, при разработке должностной инструкции для председателя врачебной комиссии нужно учесть, что главной задачей его становится, кроме обеспечения четкости работы самой комиссии, предоставление отчетности по заседаниям. Председатель комиссии несет прямую ответственность за своевременное формирование отчетов о заседаниях и решениях консилиума. Отчеты должны быть своевременными и объективными.

ВАЖНО

Периодичность отчетности по заседаниям и протоколам консилиума — один раз в три месяца. Кроме того, председатель врачебной комиссии должен отчитаться о работе врачебной комиссии по итогам года.

Должностная инструкция председателя врачебной комиссии и должностные инструкции членов комиссии должны содержать прямые и точные указания на то, что именно они должны делать и в каких случаях.

Кого назначить секретарем

Если в состав консилиума может входить лишь медицинский работник, получивший высшее или среднее специальное медицинское образование, то от секретаря медицинского образования не требуется, им может быть даже администратор клиники или бухгалтер. Задачи секретаря консилиума — составление планов-графиков заседаний комиссии и подкомиссий, подготовка необходимых для ее работы материалов. Секретарь сообщает членам комиссии о дате и времени заседаний. Он также оформляет согласно принятому протоколу решения консилиума и врачебных подкомиссий, если подкомиссии имеются.

Ниже вы можете скачать образец плана-графика заседания комиссии.

Образец плана-графикаИспользуйте в вашей работе

Секретарь комиссии ведет журнал, который отражает принятые протоколы консилиумов. На него также возложена организация хранения материалов и результатов работы комиссии и подотчетных ей комиссий.

Порядок проведения врачебной комиссии

Заседания комиссии проводятся как минимум раз в неделю. Регламентом для них служит разработанный и утвержденный руководителем планов-график заседаний. Однако возможны и внеплановые заседания состава врачебной комиссии. Решение об их проведении также принимает руководитель.

После рассмотрения ситуации, вынесенной на обсуждение, комиссия выносит вердикт. Он считается принятым, если за него проголосовали две трети участников заседания.

Итогом заседания становится коллегиальное решение комиссии. Это решение, которое оформляется в виде протокола консилиума. Данные решения вносятся в меддокументацию пациента и в специальный журнал, так называемый “Журнал работы врачебной комиссии”. В протоколе консилиума указывается:

  • Дата состоявшегося заседания комиссии
  • Список состава врачебной комиссии, который участвовал в заседании;
  • Список обсуждаемых на заседании вопросов;
  • Принятые решения и протоколы консилиумов;
  • Обоснование для принятого протокола консилиума.

ВАЖНО

Срок хранения протоколов консилиумов — 10 лет. В этот период, если пациент или его законный представитель обратится в клинику с письменным запросом, он может получить выписку из протокола консилиума.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *