Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2017 N 169 (ред. от 18.03.2019) «О создании и порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации»)

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:

<Письмо> Минтруда России от 10.03.2017 N 11-3/10/П-1850 <Рекомендуемые подходы к определению структуры и состава общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования>

— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2017 N 372 (ред. от 16.07.2018) «О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи»

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

Приказ Росрезерва от 27.02.2017 N 35 Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по государственным резервам

по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <2> (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <3> (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);

Приказ Управления делами Президента РФ от 11.05.2017 N 180 (ред. от 04.04.2018) Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного и автономного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>

Приказ МВД России от 27.03.2017 N 151 Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>.

<Письмо> ФАС России от 01.04.2016 N АК/21351/16 «По вопросу правомерности установления заказчиками в описании объекта закупки торговых наименований лекарственных препаратов»

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Приказ Росимущества от 15.05.2017 N 136 «Об утверждении регламента размещения и актуализации информации на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.

<Письмо> ФАС России от 12.03.2014 N АД/8919/14 «О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта»

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.
Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики. Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера, ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Цена
  2. Расходы на эксплуатацию
  3. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  4. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Контрактная служба действует на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 N 631 (в редакции от 24.10.2016).

Численность контрактной службы — не менее двух человек. Структурное подразделение создавать не обязательно, достаточно утвердить постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы и назначить руководителя.

Требования к квалификации контрактного управляющего или работников контрактной службы — высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Базовые функции и полномочия контрактной службы разнообразны и вытекают из 44-ФЗ. В целях их выполнения работники контрактной службы не должны разглашать информацию, вступать в переговоры с участниками закупок, могут привлечь к работе экспертные организации.

Иные полномочия контрактной службы:

  • Консультации с поставщиками, подрядчиками, исполнителями для определения конкурентной среды, наилучших технологий и решений для обеспечения госзакупок
  • Обязательное общественное обсуждение закупки товаров, работ, услуг
  • Утверждение требований к закупаемым товарам, работам, услугам
  • Участие в рассмотрении дел об обжаловании действий или бездействия заказчика в ФАС, претензионная работа
  • Разработка проектов контрактов заказчика
  • Проверка банковский гарантий поставщика, подрядчика, исполнителя
  • Организация возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки или обеспечения контракта

Вне зависимости от наличия контрактной службы заказчик может привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ для разработки документации и организации проведения закупок в виде аукциона и конкурса.

Экспертная организация по 44-ФЗ

Заказчик привлекает экспертов и экспертные организации по 44-ФЗ для выполнения функций, например, по приемке товаров, работ, услуг.

Экспертиза по 44-ФЗ не может осуществляться:

  • Физическими лицами
  • Должностными лицами или работниками заказчика (действующими или являвшиеся ими за последние два года)
  • Лицами, имеющими имущественные интересы по данному контракту
  • Близкими родственниками руководителя заказчика, членов контрактной службы, закупочной комиссии
  • Должностными лицами или работниками подрядчика, поставщика, исполнителя
  • Юридические лица в которых заказчик или поставщик по контракту имеют доли от 25%
  • Физические или юридические лица, на которых могут прямо или косвенно влиять поставщик или заказчик

Электронный аукцион по 44-ФЗ

В электронном аукционе побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену контракта.

Торги по 44-ФЗ проходят на понижение от начальной цены на шаг аукциона.

Ст. 59-71 регламентируют проведение электронного аукциона (ст. 59), начиная от аккредитации на электронных площадках (ст. 61) до заключения контракта.

В законе не приведен перечень электронных торговых площадок, где проводятся электронные аукционы, поэтому поставщикам придется самостоятельно разбираться в нюансах аккредитации и подачи заявки на аукцион, которая состоит из 2 частей. Если участника отклонили по второй части заявки 44-ФЗ, перечитайте перечень документов (п. 5 ст. 66).

Перед внесением обеспечения заявки на электронный аукцион ознакомьтесь с антидемпинговыми мерами.

Подробнее об участии в электронном аукционе — пошаговая инструкция.

Заказчик не может произвольно решить какие товары, работы или услуги он будет закупать на аукционе, а какие нет.

Он обязан проводить закупки в форме аукциона, по перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утверждаемому распоряжением Правительства РФ.

Подробнее: Аукционный перечень по 44-ФЗ

Закрытый конкурс и закрытый аукцион по 44-ФЗ

Закрытые способы госзакупок (ст. 84-92) являются наименее конкурентными. В этих случаях заказчик сам направляет приглашения ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Это связано с режимом секретности, гостайны и особой важности и безопасности государства.

Конечно, широкому кругу лиц не стоит знать о том, кто выиграл контракты на транспортировку драгоценных металлов и камней или обеспечивает деятельность судей.

Четвертая и пятая главы 44-ФЗ состоят из 8 статей и посвящены мониторингу, аудиту и контролю в сфере закупок.

Шестая и седьмая главы включают 8 статей и содержат порядок обжалования нарушений закона и особенности осуществления отдельных видов закупок, таких как энергосервисные контракты и гособоронзаказ.

Восьмая глава 44-ФЗ состоит из 3 статей и содержит заключительные положения и порядок вступления в силу определенных статей закона, которые, как уже упоминалось выше, вступают в законную силу последовательно в течение 3 лет, начиная с 1 января 2014 года, заканчивая 1 января 2017 года.

Кратко о Федеральном Законе № 44

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

Физические и юридические лица.

Закупки

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Отзывы

Николай Лифар, 37 лет, Воронеж.

Чтобы начать процедуру закупки, необходимо сначала разобраться в сроках, а также в самом процессе размещения документации. Все данные можно просмотреть в ФЗ 223, ПП 908, ПП 1132 и в положении о закупке, принятом самим заказчиком. Сначала публикуют изменения в план, публично извещая о данных изменениях. Далее публикуют протокол и раскрывают заявки, поданные участниками, и подводят итоги. В заключении публикуют договор, публикуя сведения о его выполнении.

Борис Меньшов, 40 лет, Краснодар.

Мы часто проводим государственные закупки после того, как планку понизили. И в больнице теперь практически все покупается посредством электронных торгов. В штате больницы предусмотрена должность специалиста по государственным закупкам, который проводит аукционы и организовывает отчетность по проведенным закупкам. В целом, мы работаем по ФЗ 44, где все подробно прописано, пока проблем не возникало. Было несколько жалоб, но абсолютно не обоснованных, и в результате они так и остались без позитивного решения для жалобщиков.

Наталья Булатова, 35 лет, Омск.

Я веду государственные закупки в двух учреждениях, работая на пол ставки в каждом из них. В целом, мне нравиться работать по ФЗ 44, все прописано от А до Я, только выполняй требования и все. Так работать гораздо удобнее, следует только вовремя публиковать информацию и подавать отчеты, иначе за это предусмотрены немаленькие штрафы. К тому же, хотя бы раз в месяц к нам приезжает проверка, и смотрит, все ли в порядке. Если что-то непонятно, то можно проконсультироваться у юриста или же позвонить в службу поддержки.

Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Принятие 5 апреля 2013 года закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ознаменовало собой ключевой этап реформирования современной системы государственных и муниципальных закупок в России. Данный закон, который вступит в силу 1 января 2014 года, призван регламентировать отношения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устранить те существенные недочеты, которые имеют место в действующем законодательстве. В данной ситуации особую актуальность приобретает сравнительный анализ принятого закона с действующим в настоящее время законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Одна из ключевых особенностей нового закона состоит в определении сферы его регулирования. В отличие от закона № 94-ФЗ создаваемая контрактная система представляет собой достаточно сложный и полный цикл закупок, охватывающий всю систему закупок, начиная от планирования до исполнения обязательств по контракту. Появляется новый раздел, посвященный вопросам прогнозирования и планирования. Указанные действия будут составлять начальный этап подготовки к процедурам закупки. При составлении планов-графиков закупок, в которых заказчики будут определять свои потребности, способы закупок, формировать и обосновывать начальную цену контракта, предполагается соотнесение осуществляемых закупок с основными целями и задачами деятельности данных государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, в перечень документов, которые должны учитываться при планировании закупок, входят государственные программы РФ, федеральные целевые программы и т. д. Таким образом, впервые создается единая система, при которой должно четко прослеживаться целевое назначение закупок и их роль в решении стоящих перед государственным или муниципальным органом задач.

При рассмотрении вопроса о планировании государственных и муниципальных закупок целесообразно отметить, что требование о разработке и публикации планов-графиков закупок содержится и в действующем законе № 94-ФЗ. В то же время требования к ним устанавливаются подзаконными нормативно-правовыми актами, которые не содержат нормы об обязательности их соблюдения при осуществлении закупок. В отличие от этого законом № 44-ФЗ определяется ограниченный перечень товаров, закупки которых могут производиться заказчиком вне плана-графика, а также устанавливается закрытый перечень случаев, при которых возможно внесение изменений в план-график.

Несмотря на передовой характер решения о включении планирования в законодательство о государственных закупках, некоторые моменты закона в данной сфере являются спорными. В частности, необоснованным является исключение возможности корректировки планов-графиков по результатам аудита, что предусматривалось первоначальным проектом закона. Кроме этого, спорным является решение об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при составлении плана. Точно определить начальную цену контракта за 2–3 года до фактического осуществления закупки будет крайне затруднительно для заказчика.

Следующее значительное нововведение принятого закона № 44-ФЗ касается изменения перечня способов осуществления закупок. По сравнению с законом № 94-ФЗ указанный перечень существенно вырастет: появляется процедура запроса предложений (симбиоз запроса котировок и открытого конкурса), процедура 2-хэтапного конкурса (открытого и закрытого), конкурса с ограниченным участием (открытого и закрытого), электронный аукцион (аналог современного ОАЭФ), закупка у единственного источника Таким образом, заказчику дается более широкий выбор способов определения поставщика. Кроме этого, несколько уточняются существующие способы размещения заказов, а также более точно проводится разграничение оснований для использования каждого из возможных способов.

С принятием нового закона было несколько изменено основное направление развития в области способов размещения заказа. В отличие от закона № 94-ФЗ, согласно которому основным способом является открытый аукцион в электронной форме, в контрактной системе содержится предписание к заказчикам осуществлять большинство закупок методом открытого конкурса. В целях соблюдения интересов участника размещения заказа, который вынужден нести расходы на подготовку конкурсной документации, ограничиваются полномочия заказчика по пересмотру условий торгов после размещения извещения о них. Согласно закону № 44-ФЗ заказчик более не вправе отказаться от проведения конкурса, а возможность внесения изменений в документацию (в течение 5 дней с момента публикации извещения) не распространяется на изменение объекта закупок, формы обеспечения заявок или его размера.

Законом № 44-ФЗ были введены две новые разновидности конкурсных процедур: конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Конкурс с ограниченным участием предусматривает наличие процедуры предквалификации поставщика, прохождение которой является обязательным условием для участия в конкурсе. Особенностью двухэтапного конкурса является тот факт, что он наделяет заказчика правом изменения объекта закупки и критериев оценки заявок непосредственно при проведении конкурса. На первом этапе участники подают свои первоначальные заявки без указания предлагаемой цены контракта. По результатам рассмотрения указанных заявок заказчик может уточнить документацию. После этого, в соответствии с уточненной конкурсной документацией, участники подают свои окончательные заявки; при этом ко второму этапу допускаются все желающие, а не только те, кто направил заявки на первом этапе. Введение данного способа размещения заказа позволят в некоторой степени решить довольно острую проблему заказчика, который вынужден самостоятельно составлять подробное техническое задание, нередко не обладая достаточной компетенцией в сфере закупаемой продукции. Рассмотрение предварительных конкурсных заявок, которые, по своей сути, схожи с широко распространенными в сфере корпоративных закупок коммерческими предложениями, позволит заказчику оптимально составить требования к закупаемым товарам, работам или услугам.

Важным нововведением закона № 44-ФЗ является запрет на заключение контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся процедур. Согласно статистике Федеральной антимонопольной службы России в 2012 году было рассмотрено 15193 обращения о заключении контракта с единственным поставщиком по результатам признания торгов несостоявшимися. Данная цифра демонстрирует распространенность подобного способа размещения заказа в существующей системе, что, безусловно, негативно сказывается на конкуренции. Контрактная система на этот случай предусматривает процедуру запроса предложений. Запрос предложений по своей сути близок к запросу котировок, основное его отличие от которого заключается в порядке определения победителя. Если в случае запроса котировок победителем признается участник, предложивший наименьшую цену, то при запросе предложений — участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика.

В рамках пересмотра способов размещения заказа в новом законе были также устранены некоторые технические недочеты, имевшие место в законе № 94-ФЗ. В частности, в настоящее время при заключении контракта с физическим лицом при проведении конкурса или аукциона по результатам предусматривается снижение цены контракта на размер налоговых выплат. В то же время данный порядок не распространяется на запрос котировок, что создает неравенство между участниками разных способов размещения заказа. Создаваемая контрактная система предусматривает снижение цены для всех процедур закупок.

В то же время при совершенствовании способов размещения заказа не было уделено достаточного внимания применению электронной формы закупочных процедур. Фактически, был сохранен только один случай проведения торгов в электронной форме — аукцион. Подобное ограничение будет иметь негативное влияние на эффективность осуществления закупок в целом и существенно сузит сферу применения создаваемой единой информационной системы.

Особое внимание при совершенствовании действующего законодательства о государственных закупках было уделено обеспечению качества закупаемых товаров, работ или услуг. Недостаточный уровень защищенности заказчиков от неисполнения или некачественного исполнения государственных контрактов называется многими экспертами основным недостатком закона № 94-ФЗ, главной задачей которого с самого начала являлась поддержка конкуренции. Существующие в настоящее время механизмы противодействия некачественному исполнению контракта, которые включают в себя реестр недобросовестных поставщиков и финансовое обеспечение, показали свою низкую эффективность.

В законе № 44-ФЗ добавляется раздел, посвященный исполнению, изменению и расторжению контракта, обеспечению исполнения обязательств по контракту, мониторингу за процедурами закупки, механизмам аудита (контроль со стороны Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов РФ), контроля (финансовый контроль) и надзора (контроль за соблюдением положений законодательства).

В данном разделе заложен механизм расторжения контракта в одностороннем порядке. Согласно принятому закону, заказчик может расторгнуть контракт не только по соглашению сторон или по решению суда, но и в одностороннем порядке при наступлении предусмотренных законом и конкурсной документацией условий. В частности, основанием для одностороннего расторжения контракта может быть однократное нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. Несмотря на то, что данное положение направлено на решение проблемы некачественного исполнения контрактов, оно может иметь и определенные негативные последствия. Если не будут разработаны полноценные методики проведения экспертизы качества продукции, определены четкие критерии недобросовестного исполнения контракта, то право одностороннего расторжения контракта существенно расширит возможность произвола со стороны заказчиков, поскольку многих поставщиков будет легко обвинить в ненадлежащем исполнении контракта.

В дополнение к расширению прав заказчика по расторжению контракта ужесточаются и требования к поставщикам, предъявляемые на этапе размещения заказа. Помимо нынешних требований (соответствие законодательству, не проведение ликвидации, не приостановление деятельности, отсутствие задолженности), добавляются следующие обязательные положения: отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об учредителе; отсутствие у физического лица-участника или руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главбуха судимости, записи о преступлении, связанных с профессиональной деятельностью, предоставление заведомо ложных и недостоверных сведений, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, наличие административного наказания в виде дисквалификации; обладание участниками исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы и искусства, программ ЭВМ и др. В данном перечне хотелось бы обратить особое внимание на положение об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не только самого юридического лица, но и его учредителя. Это позволит ограничить возможность регистрации под новым наименованием занесенной в реестр компании в целях дальнейшего участия в государственных закупках. В то же время целесообразно дополнить реестр недобросовестных поставщиков сведениями о генеральном директоре и главном бухгалтере компании, поскольку довольно распространенной схемой является регистрация на поставных лиц.

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность предъявления к участникам процедур закупок квалификационных требований. В то же время практическая реализации данного права осложняется тем фактом, что указанные требования должны быть приняты отдельным постановлением Правительства РФ. Опыт предыдущих лет по принятию подзаконных актов показывает, что на это может потребоваться значительное время после вступления в силу ФКС.

В целях снижения вероятности победы недобросовестного поставщика за счет снижения цены в законе были заложены механизмы отклонения заявок с демпинговой ценой. В частности, к антидемпинговым мерам относится необходимость обоснования цены контракта в том случае, если она более чем на 15 % ниже начальной (максимальной) цены контракта. Если предметом закупки являются научно-исследовательские работы, то все заявки со снижением цены более 25 % подлежат обязательному отклонению. Если предметом закупки выступает выполнение работ и предполагается снижение цены более чем на 25 % то для выполнения таких работ и в обоснование снижения цены требуется свидетельство саморегулируемой организации о возможности выполнения работ по данной стоимости. Данное нововведение крайне актуально в условиях современного времени, когда многие поставщики занижают цену, а потом, в ходе исполнения контракта, не могут выполнять свои обязательства. В результате либо заказчику приходится расторгать контракт и проводить процедуру заново, либо поставщики вынуждены работать себе в убыток, что нередко приводит к срыву исполнения обязательств по контракту или поставкам некачественной продукции.

Еще одним существенным отличием закона «О контрактной системе…» от закона № 94-ФЗ является более жесткое установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта. Законом определяется перечень способов, которые могут применяться заказчиком, а также основания применения каждого из них. Кроме этого, дается перечень источников, из которых возможно получение сведений, требуемых для определения начальной (максимальной) цены закупки. К подобным источникам относятся данные государственной статистики, реестр контрактов и ряд других сведений.

Закон «О контрактной системе…» уделяет большое внимание вопросу профессионализма заказчика, который обеспечивается путем профессиональной подготовки тех специалистов заказчика, которые занимаются вопросами закупки, принятия мер для поддержания квалификации и привлечения квалифицированных специалистов.

Законом заложен механизм контрактной службы: заказчики должны создавать в рамках своей организации отделы, в состав которых будут входить специалисты, занимающиеся исключительно вопросами закупок и их организационно-технического сопровождения. Закон № 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчика создать подобную «структуру» в том случае, если годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей. В состав указанного отдела должны входить люди, имеющие высшее профильное образование по специфике закупок, либо прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в данной сфере. Отдельное требований установлено к руководителю контрактной службы: его опыт работы должен составлять не менее 3 лет. Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 миллионов рублей, то требование о создании специального подразделения к заказчику не предъявляется, однако в его организационно-штатной структуре должно быть специальное должностное лицо, ответственное за осуществление закупок и исполнение контракта (контрактный управляющий) и занимающееся исключительно вопросами закупочной деятельности. Законом № 44-ФЗ данные специалисты наделяются следующими полномочиями:

— разработка планов закупок;

— подготовка, утверждение, размещение в информационной системе извещений и документаций;

— оформляют все процедуры закупок, включая процедуру заключения контракта;

— осуществляют размещение отчетов, предусмотренных ФКС;

— проводят претензионную работу с поставщиками, подрядчиками, исполнителями;

— участвуют в рассмотрении дел, связанных с обжалованием процедур закупок.

Из указанного перечня полномочий видно, что данные специалисты будут отвечать за осуществление всех закупочных процедур в организации. Таким образом, законом предпринимается попытка сформировать структуру, которая будет управлять всеми вопросами, связанными с закупками. Данная мера во многом продиктована существующей практикой, при которой большинство жалоб представляют собой результат неправильной подготовки извещений и документации, проектов контрактов и технических заданий. Также предусмотрена персональная ответственность данных специалистов за допущенные ими нарушения при осуществлении закупок.

Кроме этого, требования к профессионализму также будут распространяться на конкурсные комиссии. Они должны преимущество формироваться из специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. Не менее 50 % членов комиссии должны будут иметь диплом или свидетельство о повышении квалификации.

Отдельным аспектом нового закона является вопрос о развитии информационной среды государственных закупок. Действующие информационные и статистические ресурсы в области государственных закупок (сайт www.zakupki.gov.ru, сайт http://reestrgk.roskazna.ru/ и статистическая форма Торг-1) предоставляют недостаточные и нередко неполные сведения. Кроме этого, отсутствует возможность проследить отдельно взятую закупку от момента ее планирования до результатов исполнения контракта. Создание единой информационной системы, которая будет включать сведения обо всех этапах закупок, — еще одно нововведение закона № 44-ФЗ. Формирование данной системы подразумевает создание механизма общественного контроля над институтом государственных закупок.

Важным элементом развития системы контроля над институтом закупок является предоставление гражданам и организациям права обращаться в судебные инстанции в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявленных ими нарушений. Подобная система успешно работает в некоторых сферах, в частности, в сфере защиты окружающей среды. В то же время целесообразно внести в закон положения об ответственности заказчика в случае выявления нарушений; при этом размер указанной ответственности должен быть не менее суммы причиненного ущерба, рассчитываемой как разница между ценой закупки и справедливой рыночной ценой. Другим пунктом, который нарушает принцип максимальной прозрачности закупок, является то, что осуществляющие общественный контроль некоммерческие организации обязаны сохранять конфиденциальность полученных при этом сведений.

Подводя итог, следует отметить, что принятие закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления системы государственных закупок. Впервые был полноценно закреплен комплексный и ориентированный на результат подход к публичным закупкам. Однако принятие закона № 44-ФЗ не может рассматриваться как завершение процесса реформирования данной сферы. В законе сохранился ряд недостатков действующего законодательства, устранение которых является обязательным условием для создания работоспособной системы управления закупками.

Литература:

1. Воробьева А. И. Федеральная контрактная система: новации законопроекта / А. И. Воробьева // Бюджет. — 2011. — № 12. — С. 10–11.

2. Мнение экспертов: новый закон о госзакупках будет не намного лучше старого. // Электронный ресурс: http://torg94.ru/stat.php3?dummy=1&nID=2854, .

3. Правовые новости: специальный выпуск «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. обзор изменений системы государственных закупок» / КонсультантПлюс. // Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=119096, .

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *