Различия в общих положениях законов 44-ФЗ 223-ФЗ

При сравнении общих положений в Федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ можно выделить различия:

  1. Перечень заказчиков по закону 223-ФЗ шире. Полный перечень приводится в п.2 ст.1 223-ФЗ. К способам закупок по Федеральному закону 44-ФЗ относятся:
    • открытый конкурс;
    • конкурс с ограниченным участием;
    • двухэтапный конкурс;
    • электронный аукцион;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
    • единственный поставщик (подрядчик, исполнитель);
    • закрытые способы.

    В то время как по закону 223-ФЗ достаточно провести конкурс или аукцион, либо иной способ закупки, предусмотренный Положением о закупках;

  2. Электронная цифровая подпись, согласно Федеральному закону 223-ФЗ должна быть усиленной квалифицированной, а по законe о закупках 44 фз усиленная неквалифицированная;
  3. По нормам Федерального закона 44-ФЗ перечень электронных площадок для размещения заказа строго регламентирован. В ст. 112 законf о закупках 44 фз говорится о том, что проведение электронных аукционов осуществляется на ранее аккредитованных (прошедших отбор) площадках. К ним относятся:
    • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
    • ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»;
    • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
    • ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»;
    • ООО «Индексное агентство РТС»

    По закону 223-ФЗ проводить закупки можно через любые электронные площадки;

  4. Комиссия для проведения закупки по Федеральному закону 44-ФЗ создается в обязательном порядке, за исключением случаев, когда закупка ведется у единственного поставщика. По закону 223-ФЗ комиссия обязательно создается при проведении конкурса, либо согласно Положению о закупке. В ситуациях, когда организация одновременно осуществляет закупки по нормам законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, возможно создание одновременно двух комиссий.

Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ по информационному обеспечению закупок

В Федеральном законе 44-ФЗ очень много нюансов, касающихся информационного обеспечение закупочного процесса, подготовки необходимой документации и сроков ее предоставления. В законе 223-ФЗ эти нормы также прописаны, но требования к ним не такие высокие. Многие моменты предусматриваются Положением о проведении закупок, которого нет в законе 44-ФЗ.

Планирование закупок

При планировании закупок в обоих нормативных актах необходим план (в 44-ФЗ план-график), который формируется сроком на 1 год и размещается в ЕИС. А дальше идут существенные различия:

  • По федеральному закону 44 фз – на втором этапе планирования необходим план закупок на 3 года с размещением в ЕИС. Нормативные акты, регулирующие их размещение – Приказы Минэкономразвития и Казначейства № 761/20н от 27.12.2011 года и № 182/7н от 31.03.2015 года. Кроме того, определенные закупки, которые осуществляются согласно п. 4,5, 23, 26, 33, 42 ч. 1 ст. 93 нужно показывать укрупненно;
  • По 223-ФЗ – если закупки попадают в категорию п.3 ст.4, то необходим отдельный план закупок на срок от 5 до 7 лет с регистрацией в ЕИС. Его формирование осуществляется согласно Постановлению Правительства № 932 от 17.09.2012 года

Извещения о закупках, их изменениях или отмене

Извещения о закупках и их изменение:

  • По федеральному закону 44 фз – количество дней, в течение которых необходимо опубликовать извещение о проведении закупки или ее изменении, зависит от способа определения поставщика (аукцион, запрос котировок, запрос предложений), либо установления единственного поставщика. Все критерии даны в соответствующих статьях закона;
  • По закону 223-ФЗ – при проведении открытого конкурса или аукциона извещение в единой информационной системе размещается в течение 20 дней до окончания приема заявок. В иных ситуациях необходимо руководствоваться Положением о проведении закупок. В случае внесения изменений в извещении в данном законе рассматривается ситуация, когда нововведения происходят по истечении 15 дней до даты окончания приема заявок. Срок подачи заявок просто продлевается.

Отмена извещения о проведении закупки в Федеральном законе 44-ФЗ регулируется ст. 36. В ней также, в зависимости от ранее выбранного способа определения поставщика (с помощью проведения открытого аукциона, запроса предложений) назначается срок до даты окончания приема заявок, в течение которого данное решение должно быть опубликовано. Если поставщик выбирается в ходе запроса предложений или единственного поставщика, то не проводить закупку не получится. По Федеральному закону 223-ФЗ случаи отмены проведения закупок регулируются Положением о проведении закупок, либо ст.448 ГК РФ.

Обеспечение заявок

В большинстве случаев согласно законe о закупках 44 фз необходимо обеспечение заявки. Оно может быть выражено в деньгах или банковской гарантией. В Постановлении Правительства № 199 от 06.03.2015 года приведены условия, когда можно обойтись без обеспечения исполнения контракта. В остальных случаях, оно обязательно при проведении конкурса или аукциона. Если поставщик выбирается посредством запроса котировок или предложений, или единственного поставщика, то заказчик вправе, но не обязан потребовать обеспечение заявки. По закону 223-ФЗ обеспечение заявки остается на усмотрение заказчика. Если право на него используется, то размер и вид обеспечения устанавливается положением о закупках.

Описание предмета закупки и назначение максимальной цены контракта

Основным отличием, в данном случае, норм закона 44-ФЗ от 223-ФЗ является запрет ссылаться на конкретную торговую марку, фирменное наименование, производителя и т.д. При проведении работ или оказании услуг, если используется какой-то товар можно указать его товарный знак, но с возможность использования эквивалента. Закон 223-ФЗ не запрещает ссылаться на конкретный товар. При расчете максимальной цены контракта по закону 44-ФЗ применяется один из пяти методов, установленных ст.22. По нормам 223-ФЗ заказчик в Положении о закупках приводит свой способ формирования расценок.

Предоставление преимуществ поставщикам

Федеральный закон 44 ФЗ предоставляет преимущества:

  • учреждениям УИС и организациям инвалидов – в отношении предлагаемой ими цены контракта до 15%;
  • субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям – в отношении предлагаемой ими цены контракта не менее 15%.

Федеральный закон 223-ФЗ предоставляет преимущества:

  • субъектам малого и среднего предпринимательства – не менее 18% от всего объема договоров;
  • общий объем договоров закупок, поставщиками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 10% от всего всех закупок.

Изменение условий контракта и отчетность по закупкам

Нормы закона 44-ФЗ очень жесткие в отношении любых изменений условий и цены контракта. Они регулируются статье 34. Контракт должен заключаться на условиях, прописанных в документации и извещении. Цена не меняется на протяжении действия исполнения договора, и может быть увеличена при определенных условиях. Закон 223-ФЗ позволяет менять любые условия контракта: объем товаров (работ или услуг), их цену, сроки поставки/исполнения. Отчетность по исполнению контракта должна быть размещена в ЕИС:

  • По законe о закупках 44 фз – в течение рабочих 7 дней после исполнения контракта. Также необходимо разместить отчет до 1 апреля следующего года, если контракт был заключен и исполнен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
  • По 223-ФЗ – не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным. Его форма и состав определяется п.19 ст.4.

Состав реестров для закона 44-ФЗ регулируется ст. 103, а состав договоров для 223-ФЗ – ст. 4.1.

Сравнительный анализ положений Закона 44-ФЗ и 223-ФЗ

Проведем анализ отдельных положений указанных законов

1) требования к документации

В соответствии с Законом 44-ФЗ для осуществления закупок необходимо утверждение плана-графика и плана закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»..

Если бюджетное учреждение решит вывести часть закупок за счет поступивших доходов перечисленных в ч.2 ст.15 закона о контрактной системе, то необходимо будет разработать самый главный документ, которым оно будет пользоваться в организации закупок — положение о закупках. Так же не следует забывать о ряде документов, которые в равной степени обязательны к опубликованию:

  • -планы закупок;
  • -извещение о закупке;
  • -проект договора;
  • -протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • -сведение об изменении существенных условий договора;
  • -отчеты о закупках.
  • 2) способы закупки и условия применения

В соответствии с Законом 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:

  • — конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • — аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион);
  • — запрос котировок;
  • — запрос предложений.

В отличие от требований Закона 44-ФЗ Закон 223-ФЗ не содержит перечня способов закупки, равно как и условий их применения. Закон 223-ФЗ устанавливает три базовых способа осуществления закупок: открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме и открытый конкурс. Однако ч.3, ст.3 Закона 223-ФЗ гласит, что заказчики могут проводить закупки любым другим способом, предварительно указав его в своем Положении о закупке Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».. Соответственно, бюджетные учреждения в своих положениях вправе предусмотреть любые способы закупки, какие только они захотят, а также установить удобные для себя условия и порядок применения этих способов закупки, в том числе (за исключением конкурса или аукциона) сроки проведения закупок. Более того, Закон 223-ФЗ не содержит никаких ограничений по применению самого любимого у заказчиков способа закупки — у единственного поставщика. Так же, в качестве преимущества Закона 223-ФЗ, отметим тот факт, что изменения в план закупок можно вносить в любой момент и по любой причине. Кроме того, бюджетное учреждение сможет самостоятельно устанавливать перечень товаров, работ, услуг, закупку которых можно производить у единственного поставщика. Наконец, отсутствует обязанность обосновывать начальную (максимальную) цену договора, есть также возможность ее вообще не устанавливать.

3) порядок определения победителя

Основными критериями оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, которые заказчик должен устанавливать в документации о закупке согласно Закону 44-ФЗ, являются:

  • -«цена контракта;
  • -расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • -качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • -квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»..

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.

Однако, в соответствии с Законом 223-ФЗ бюджетные учреждения смогут использовать собственные критерии оценки без ограничений по предельному весу того или иного критерия. Например, можно установить значимость ценового критерия всего 10 %, в случае если максимально важна квалификация поставщика. Чтобы иметь возможность использовать все эти преимущества, необходимо предварительно все прописать в Положении о закупке.

Следует отметить, что Закон 44-ФЗ не допускает определения победителя конкурентной процедуры определения поставщиков без использования ценового критерия. Закон 223-ФЗ, напротив, такого ограничения не содержит.

4) требования к закупаемым товарам

Закон 44-ФЗ содержит серьезные ограничения для установления заказчиком требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Например, ст. 33 устанавливает правила описания объекта закупки и п.1.1 содержит запрет по общему правилу включать в описание объекта закупки требования или указания в отношении товарных знаков, а в тех случаях, когда такое включение допускается (если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки), ссылка на товарный знак должна сопровождаться словом «или эквивалент» Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».. Это означает, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно того производителя, которого они предпочитают, а с другой стороны, ни в коем случае не ограничить количество участников закупки.

Закон 223-ФЗ не устанавливает никаких ограничений на использование товарных знаков, знаков обслуживания, указаний на патенты, полезные модели, фирменные наименования и так далее при описании объекта закупки. В п.1 ч.10 ст.4 Закона 223-ФЗ лишь сказано, что в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика Баланцев Е.В. Контрактная система и бюджетные учреждения: жить станет лучше?//Советник в сфере образования.-2013.-№4.

Соответственно, бюджетные учреждения, руководствующиеся при осуществлении закупки нормами Закона 223-ФЗ, более свободны в установлении актуальных для него требований к объекту закупки. Более того, Закон 223-ФЗ допускает прямую ссылку при описании объекта закупки на товарный знак, в том числе без указания на возможность поставки эквивалента.

5) требования в отношении информационного обеспечения закупок

В рамках Закона 44-ФЗ, в целях обеспечения информационной открытости контрактной системы создается и ведется единая информационная система. Вся информация, касающаяся закупочной деятельности организации, обязательна к опубликованию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В ч.3 ст.4 Закона 44-ФЗ перечислен широкий перечень документов и информации, которую должна содержать единая информационная система.

Согласно Закону 223-ФЗ бюджетное учреждение вправе не размещать на www.zakupki.gov.ru информацию о закупках, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. В случае если годовая выручка заказчика составляет более 5 млрд. рублей, бюджетное учреждение вправе не размещать информацию о закупке менее чем на 500 000 рублей Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»..

Не подлежит размещению на сайте информация, составляющая государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации, использующейся при проведении закупок и последующих действий, связанных с закупкой.

Закон не распространяется на закупки в области военно-технического сотрудничества.

6) требования в отношении контрактов/договоров, заключаемых по результатам закупок

Одним из наиболее обременительных ограничений Закона 44-ФЗ, которое может снизить эффективность закупочной деятельности бюджетного учреждения, является запрет по общему правилу изменять существенные условия контракта в процессе заключения или исполнения. Очевидно, что в процессе исполнения контракта реальная ситуация может отличаться от расчетов бюджетного учреждения, которыми оно руководствовалось, составляя проект контракта. Соответственно, может возникнуть необходимость внесения изменений в условия контракта, например в части продления сроков его исполнения. При этом такая потребность не всегда свидетельствует о недобросовестности бюджетного учреждения при подготовке к закупке либо о его сговоре с участником закупки, чего так всегда опасаются контролирующие органы.

Закон 223-ФЗ не только не содержит подобного запрета, но и косвенно допускает возможность менять условия договора при его заключении и исполнении, причем любые условия (за исключением, разумеется, условий о предмете договора). Так, ч.5 ст.4 Закона 223-ФЗ обязывает бюджетное учреждение размещать на официальном сайте информацию об изменении условий договора о цене (в том числе в сторону увеличения), объеме закупаемых товаров, работ, услуг или сроках исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».. Тем самым Закон 223-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в заключаемый или заключенный договор, в том числе и по результатам торгов. При этом причины и условия внесения таких изменений Законом 223-ФЗ не ограничены Кошелева В.В.Практика применения Закона 223-ФЗ//Бюджет.-2013.-№7.

7) контроль

В отличие от Закона 44-ФЗ, который предусматривает и регламентирует различные формы контроля над соблюдением его положений, Закон 223-ФЗ в ст.6 содержит лишь общую норму о том, что контроль над соблюдением его требований осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Норм, регламентирующих специальный контроль над соблюдением требований именно Закона 223-ФЗ, в нем не содержится. Соответственно, и «контрольная нагрузка» на бюджетное учреждение применительно к Закону 223-ФЗ будет меньше. Также Закон 223-ФЗ ограничивает случаи обжалования действий заказчиков в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации.

Итак, резюмируя проведенную сравнительную характеристику, следует отметить, что применение Закона 223-ФЗ и принятие Положения о закупках дает возможность бюджетному учреждению:

  • — «уйти от ряда обязательных требований 44-ФЗ, в том числе ограничить инструменты общественного контроля в пользу процедур независимого аудита;
  • — создать собственную правовую базу осуществления закупок, в том числе устанавливать отличный от предусмотренного Законом 44-ФЗ перечень оснований для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), порядок проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений и иных процедур, определенных Положением о закупке и т.д.;
  • — использовать гибкую систему планирования закупок и изменять планы закупок по основаниям, предусмотренным Положением о закупках;
  • — предусматривать любые способы закупок, а так же перечень требований к участникам закупок» 10 причин перевести закупки бюджетного учреждения под действие Закона 223-ФЗ: . — (exspert.exprofessore.ru/images/aktualnie_materiali/prichini223fz.pdf). .

Далее, будет рассмотрена процедура перехода бюджетного учреждения на корпоративные закупки, т.е. будет проведен анализ организационных этапов, через которые должно будет пройти бюджетное учреждение для того, чтобы осуществлять закупочную деятельность в соответствии с Законом 223-ФЗ.

бюджетный образовательный закупка корпоративный


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *