1. Заказчики, за исключением случаев осуществления закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасностигосударства и закупок работ в области использования атомнойэнергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящейстатьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социальноориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чемпятнадцать процентов совокупного годового объема закупок,предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная)цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такиезакупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов,конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов,электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, вкоторых участниками закупок являются только субъекты малогопредпринимательства, социально ориентированные некоммерческиеорганизации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспеченияобороны страны и безопасности государства и закупки работ в областииспользования атомной энергии у субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческихорганизаций.

11 статьи 30 федерального закона 44-фз

Действие настоящей статьи распространяется на социальноориентированные некоммерческие организации (за исключениемсоциально ориентированных некоммерческих организаций, учредителямикоторых являются Российская Федерация, субъекты РоссийскойФедерации или муниципальные образования), осуществляющие всоответствии с учредительными документами виды деятельности,предусмотренные пунктом 1 статьи 31-1 Федерального закона от12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях обосуществлении закупок устанавливается ограничение в отношенииучастников закупок, которыми могут быть только субъекты малогопредпринимательства, социально ориентированные некоммерческиеорганизации. В этом случае участники закупок обязаны декларироватьв заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектаммалого предпринимательства или социально ориентированнымнекоммерческим организациям.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящимФедеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общихоснованиях. При этом количество товара, объем работы или услуги,являющихся объектом закупки, учитываются в совокупном годовомобъеме закупок, указанном в части 1 настоящей статьи. Поитогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок усубъектов малого предпринимательства, социально ориентированныхнекоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящейстатьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом,разместить такой отчет в единой информационной системе. В такойотчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах ссубъектами малого предпринимательства, социально ориентированныминекоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемсяопределении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участиемсубъектов малого предпринимательства, социально ориентированныхнекоммерческих организаций.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика,исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупкитребование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемусясубъектом малого предпринимательства или социально ориентированнойнекоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контрактасубподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческихорганизаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг,соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которыхпривлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются всовокупном годовом объеме закупок, указанном в части 1 настоящейстатьи, и включаются в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактовсубподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческихорганизаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи,включается в контракты. В контракты также должно быть включенообязательное условие о гражданско-правовой ответственностипоставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия опривлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителейиз числа субъектов малого предпринимательства, социальноориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение кисполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числасубъектов малого предпринимательства, социально ориентированныхнекоммерческих организаций могут устанавливаться ПравительствомРоссийской Федерации.

>Другие статьи закона

ФЗ № 140: об изменениях, внесенных в закон о контрактной системе.

При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

2.8.2. В случае, если проводится электронный аукцион у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с указанием на это в Извещении о проведении электронного аукциона и Информационной карте электронного аукциона, участниками аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участник электронного аукциона обязан декларировать в заявке на участие в электронном аукционе свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

2.8.3. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, предусмотренные частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

2) средняя численность работников малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства.

К социально ориентированным некоммерческим организациям, относятся юридические лица, осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования):

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации.

2.8.5. В случае отсутствия ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), Заказчик вправе установить требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В этом случае условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций включается в контракт с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В контракт также включается обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Проект № 1155546-6

в третьем чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52, ст.

www.roszakupki.ru

6961; 2014, № 23, ст. 2925; № 49, ст. 6925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4353; 2016, № 1, ст. 10, 89; № 27, ст. 4298) следующие изменения:

1) в части 8 статьи 30 слова «тридцати дней» заменить словами «пятнадцати рабочих дней»;

2) статью 34 дополнить частью 131 следующего содержания:

«131. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.».

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует порядок осуществления закупок на контрактной основе с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одной из важных составляющих сферы поставок товаров, услуг и работ является участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Их деятельность регламентируется статьёй 30 текущего законодательства о закупках.

Содержание и последние изменения

С момента принятия закона № 44-ФЗ в 2013 году статья 30 претерпела всего несколько редакций. В ходе первой редакции в декабре 2013 года была изменена формулировка пункта 4. Следующая поправка, состоявшаяся 4 июня 2014 года, внесла следующие изменения в статью:

  • часть 1 ст. 30 ФЗ-44 была полностью переписана;
  • была введена часть 1.1, определяющая перечень закупок, которые не включаются в совокупный годовой объём;
  • добавлена часть 1.2, устанавливающая правила составления отчёта о закупках, перечисленных в пункте 1.1;
  • в части 4 была изменена формулировка нескольких предложений;
  • была добавлена часть 4.1, устанавливающая, что правила составления отчёта, указанного в п. 4, определяет Правительство РФ;
  • в части 5 было удалено второе предложение;
  • часть 6 была переизложена;
  • введена часть 8, предусматривающая дополнительное правило, ограничивающее по времени оплату товара или услуг по контракту.

О военной службе по контракту читайте

Последние изменения в статью 30 были внесены законом № 504-ФЗ 31 декабря 2017 года, однако они ещё не вступили в силу. В ближайшее время будут приняты следующие поправки:

  • часть 3 будет дополнена исключением, по которому товары из пункта 1 не будут учитываться при определении несостоявшихся поставщиков;
  • часть 4 будет изложена в новой редакции, в которой будет включено то же исключение, что и в части 3, относительно определения несостоятельности субъектов малого предпринимательства.

Данные поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. также ознакомьтесь с некоторыми коррективами ФЗ 86. Подробности

Краткое содержание положений статьи 30 ФЗ-44:

  • Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов:
    • проведение конкурсов и аукционов с начальной ценой контракта не более двадцати миллионов рублей;
    • проведение закупок с привлечением субподрядчиков. Подробнее о статье 66 ;
  • В годовой объём закупок не включаются следующие приобретения:
    • услуги по предоставлению кредитов;
    • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
    • закупки у одного поставщика в соответствии с положениями ч.1 ст. 93 настоящего закона о госзакупках;
    • работы в сфере атомной энергии;
    • поставки, при которых используется закрытое определение подрядчика;
  • Положения текущей статьи распространяются на все некоммерческие социально ориентированные организации, кроме тех, в которых учредителями являются Российская Федерация и её субъекты;
  • При определении закупок, участники должны указывать в заявках свою принадлежность к некоммерческим и социально ориентированным организациям;
  • Если поставщик не был определён, закупки осуществляются на общих условиях. Отчёт о годовом объёме поставок должен быть представлен до первого апреля следующего за отчётным года. Порядок оформления отчёта и его размещение на едином информационном ресурсе определяется правительством РФ;
  • Если поставщик не является социально ориентированной организацией или субъектом малого предпринимательства, заказчик имеет право привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые соответствуют необходимым требованиям;
  • Условие о привлечении субподрядчиков прописывается в контракте и указывается в процентном соотношении их часть от общей суммы поставки. Также необходимо указать меры ответственности для поставщика при нарушении условия о привлечении социально ориентированной организации субподрядчиков;
  • Стандартные условия контрактов с привлечением субподрядчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • П.8 ст. 30 ФЗ-44 устанавливает условие, которое при наличии ограничения на поставки исключительно субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями позволяет привлекать субподрядчиков, обязывает заказчика оплатить предоставленные услуги или товары в течение 15 дней после исполнения условий контракта.

За нарушение и невыполнение условий контракта предусматриваются административные взыскания, полный перечень которых устанавливается статьёй 7.30 КоАП РФ.

Скачать текст 30 статьи 44 ФЗ о госзакупках

текст статьи 30 “Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках” с последними изменениями. Настоящая редакция содержит поправки от 31 декабря 2017 года.

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 — 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Документация о закупке у СМП по 44-ФЗ и контракт

Мы рассмотрели, кто относится к СМП в 2018 году. Несмотря на то, что требование об обязательной доле закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ появилось довольно давно, заказчики продолжают путаться в понятиях. Например, требовать, чтобы участник принадлежал либо в малому бизнесу, либо к социально ориентированным НКО, а компании, которые подпадают под обе категории и сообщают об этом в декларации, не допускать к торгам. Это нарушение, подтвержденное административной практикой, например, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-1428/77-18 от 06.02.2018.

Минэкономразвития в своем письме от 08.08.2016 № Д28и-2175 сообщило, что допускать в торгам нужно обе категории — и СМП, и СОНКО. Проводить процедуры для какой-то одной из них нельзя.

В свою очередь Минфин в письме от 22 ноября 2017 г. № 24-02-06/77462 отметил, что при проведении закупки заказчик вправе установить одновременно преимущества для малых предприятий, социально ориентированных НКО и организаций инвалидов.

Если контракт заключен не с субъектом малого бизнеса, заказчик должен установить требование о привлечении субподрядчиков из их числа. В этом случае контракт зачтется в долю закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ.

Обратите внимание, что учитывается именно тот процент работ, который выполнили субподрядчики. Если у подрядчика была такая обязанность, но он не привлек малое предприятие к исполнению контракта, он несет гражданско-правовую ответственность.

Карина Райтыгина,
эксперт журнала
«Госзаказ в вопросах и ответах»

15 разъяснений о том, когда, кому и как предоставлять преимущества
Вопрос: Заказчик вправе требовать от СМП и СОНО дополнительные документы, чтобы подтвердить их статус, или достаточно декларации? А в случае с организациями инвалидов?
Нет, не вправе в обоих случаях. От СМП и СОНО требуется только задекларировать свой статус, дополнительные документы требовать у них нельзя (письмо Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28И/АЦ/13590/14). Организации инвалидов также достаточно предоставить декларацию (письмо ФАС от 19.09.2014 № АЦ/37971/14).

Читать все разъяснения «

Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Субъекты малого предпринимательства по 44-ФЗ получают при закупках некоторые преференции. К примеру, в случае назначения санкции за нарушение условий контракта штраф может достигать в общем случае 10% от цены контракта, если она менее 3 млн. руб., и 5%, если стоимость находится в пределах 3-50 млн. Для малых предприятий при цене контракта до 3 млн сумма штрафа составит 3% от стоимости контракта, если она в пределах 3-10 млн. – 2%, 10-20 млн. — 1%.

Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Напомним, с 2018 года она стала платной. Деньги за участие в процедурах берут только с победителей. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.

Как отличить, установить и совместить преимущества для СМП, УИС, ОИ и импорта

Из статьи вы узнаете:
✔ Какие устанавливают преимущества для участников СМП или СОНО;
✔ Три главных ошибки смешанной закупки на живом примере;
✔ В каких случаях устанавливают преимущества для товара УИС и ОИ;
✔ Когда преимущества нельзя совмещать в одной закупке:

Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Мы дали определение субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ и рассмотрели критерии их отнесения к этой категории. Далее перейдем к проценту закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ. Это 15% от совокупного годового объема. Чтобы выполнить эту норму заказчики используют два пути:

  • проводят закупки только среди субъектов малого бизнеса;
  • устанавливать в закупочной документации требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП.

Можно проводить любые процедуры:

  • конкурсы — бумажные электронные, открытые и закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные;
  • электронные аукционы;
  • запросы котировок и предложений в любой форме.

НМЦК на торгах только среди СМП и СОНКО не должна превышать 20 млн. руб. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 000 руб.

Рассмотрим расчет объема обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ. Под годовым объемом понимают утвержденное на финансовый год количество денег для удовлетворения нужд госзаказчиков. Ранее Минфин уточнил, что в нем учитываются контракты, заключенные в прошлых годах, но оплата по которым проходит в этом, а также заключенные и оплачиваемые в текущем году.

При расчете среднего годового объема закупок в расчет не берутся следующие:

  • для обеспечения обороноспособности РФ;
  • по предоставлению займов;
  • у единственного поставщика;
  • в сфере использования атомной энергии;
  • закрытые процедуры.

По итогам года заказчик должен опубликовать в ЕИС отчет о закупках у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N44-ФЗ регулирует отношения, складывающиеся в сфере контрактной системы закупок. Элементами системы контрактных государственных и муниципальных закупок выступают участники закупок и их действия, совершаемые ими для удовлетворения нужд государства и муниципалитетов.

К участникам контрактной системы закупок относят субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, которым посвящена ст. 30 N44-ФЗ.

Предмет регулирования ст. 30 N44-ФЗ

Ст. 30 N44-ФЗ регламентирует следующие аспекты участия малого бизнеса и не ставящих целью извлечение прибыли социально направленных организаций в контрактной системе закупок:

  • обязательный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • порядок определения данного объема закупок;
  • способы доказывания статуса субъекта малого предпринимательства и социально ориентированной некоммерческой организации участником контрактной закупки;
  • случаи, когда определение поставщика из числа субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности не состоялось;
  • порядок ведения отчетности о заказах у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций;
  • условия привлечения организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций к закупкам в качестве субподрядчиков.

Ст. 30 N44-ФЗ открывает малому бизнесу дверь в сферу больших заказов и связывает так называемых “частников” со сферой государственных инициатив.

Изменения

Ст. 30 N44-ФЗ претерпевала неоднократные изменения, что связано со стремлением законодателя в большей степени привлечь малый бизнес к государственным закупкам и тем самым поддержать его развитие.

Первые изменения в ст. 30 были введены уже в 2014 г.:

  • изменена ч. 1 ст. 30;
  • введена ч. 1.1 ст. 30, указывающая на те закупки, которые не берутся в расчет при определении годового объема закупок;
  • введена ч. 1.2 ст. 30, определяющая порядок включения закупок у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций в годовой объем закупок;
  • изменена ч. 4 ст. 30;
  • введена ч. 4.1 ст. 30, утверждающая роль Правительства РФ в определении подготовки отчета о закупках у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций и размещение такого отчета в информационной системе;
  • изменены ч. 5 и 6 ст. 30;
  • введена ч. 8 ст. 30, устанавливающая дополнительные условия к контракту на закупки, которые содержат ограничения по отношению к участникам закупок, т. е. сужают их круг до организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций.

Следующие изменения в ст. 30 N44-ФЗ были осуществлены в 2017 г.:

  • изменена ч. 3 ст. 30 (отредактировано второе предложение);
  • изменена ч. 8 ст. 30 (приведена в соответствии ч. 3 ст. 30).

31 декабря 2017 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” N504-ФЗ, согласно которому с 1 января 2019 г. к ст. 30 N44-ФЗ будут применены некоторые изменения, а именно:

  • п. 3 ч. 1.1 и ч. 3 ст. 30 будут дополнены;
  • ч. 4 получит новую редакцию.

Динамика осуществления изменений к ст. 30 N44-ФЗ показывает стремление обеспечить малому бизнесу и некоммерческим организациям социальной направленности их закрепленные законодательством преимущества среди участников контрактной системы закупок.

Основные положения

Ст. 30 N44-ФЗ закрепляет преимущество при участии в контрактных закупках организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций в следующих положениях:

  • заказчики (органы государственной власти и органы местного самоуправления) обязаны осуществлять у малого бизнеса закупки в размере, составляющим не менее 15% от совокупного объема закупок. При этом они могут использовать различные способы определения поставщиков: открытые и двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы котировок и предложений;
  • определяя совокупный объем закупок, заказчики не включают в него закупки, которые нужны для обеспечения безопасности страны, осуществления услуг по кредитованию, для деятельности в сфере атомной энергетики. Также не входят в годовой объем закупок те, которые осуществляются у единственного поставщика или при которых поставщиков определяют закрытыми способами;
  • организации могут пользоваться правами, предоставляемыми ст. 30 N44-ФЗ, только подтвердив свой статус путем предоставления декларации. Некоммерческие организации с социальной направленностью должны осуществлять виды деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 года N7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;
  • если определение поставщиков среди организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций не состоялось, то заказчик имеет право провести закупки на общих основаниях. Тогда эти закупки не будут учитываться при подсчете объема закупок, осуществленного заказчиком у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • каждый год до 1 апреля заказчик обязан сформировать отчет установленной формы о закупках, совершенных у организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций;
  • при производстве закупок на общих основаниях заказчик может требовать у поставщика нанять как субподрядчика субъект малого предпринимательства или социально направленную некоммерческую организацию. В таком случае в контракте указывается объем такого привлечения как процент от цены контракта. Это учитывается при подсчете объема закупок, совершенных у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • при установлении ограничения, суть которого в том, что участниками закупок могут быть только организаций, относящихся к малому предпринимательству, и социально направленных некоммерческих организаций, в договоре должно быть обязательное условие об оплате заказчиком товара, работы или услуги в течение 15 дней со дня приемки.

Полный текст статьи 30 Федерального закона N44-ФЗ доступен в системе “КонсультантПлюс” по .

Нарушение положений, установленных ст. 30 N44-ФЗ – не что иное, как административное правонарушение, которое влечет за собой ответственность, закрепленную ст. 7.30 КоАП РФ.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.05.2019) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
      • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
      • Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
      • Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
      • Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
      • Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
      • Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
      • Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
      • Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
      • Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
      • Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
      • Статья 13. Цели осуществления закупок
      • Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
      • Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
    • Глава 2. Планирование
      • Статья 16. Планирование закупок
      • Статья 17. Планы закупок
      • Статья 18. Обоснование закупок
      • Статья 19. Нормирование в сфере закупок
      • Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок
      • Статья 21. Планы-графики
      • Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
      • Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
    • Глава 3. Осуществление закупок
      • § 1. Общие положения
        • Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
        • Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур
        • Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок
        • Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы
        • Статья 26. Централизованные закупки
        • Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
        • Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках
        • Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках
        • Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
        • Статья 31. Требования к участникам закупки
        • Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
        • Статья 33. Правила описания объекта закупки
        • Статья 34. Контракт
        • Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
        • Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
        • Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
        • Статья 38. Контрактная служба
        • Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
        • Статья 40. Специализированная организация
        • Статья 41. Эксперты, экспертные организации
        • Статья 42. Извещение об осуществлении закупки
        • Статья 43. Изменение и отзыв заявок
        • Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
        • Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
        • Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки
        • Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы
      • § 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов
        • Статья 48. Проведение открытого конкурса
        • Статья 49. Извещение о проведении открытого конкурса
        • Статья 50. Конкурсная документация
        • Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе
        • Статья 52. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
        • Статья 53. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе
        • Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса
        • Статья 54.1. Открытый конкурс в электронной форме
        • Статья 54.2. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме
        • Статья 54.3. Конкурсная документация
        • Статья 54.4. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
        • Статья 54.5. Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
        • Статья 54.6. Порядок подачи окончательных предложений о цене контракта
        • Статья 54.7. Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
        • Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся
        • Статья 55.1. Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся
        • Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
        • Статья 56.1. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме
        • Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса
        • Статья 57.1. Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме
        • Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов
        • Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
        • Статья 60. Утратила силу
        • Статья 61. Утратила силу
        • Статья 62. Реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке
        • Статья 63. Извещение о проведении электронного аукциона
        • Статья 64. Содержание документации об электронном аукционе
        • Статья 65. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений
        • Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
        • Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе
        • Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона
        • Статья 69. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе
        • Статья 70. Утратила силу
        • Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
      • § 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок
        • Статья 72. Проведение запроса котировок
        • Статья 73. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
        • Статья 74. Порядок проведения запроса котировок
        • Статья 75. Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства
        • Статья 76. Особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан
        • Статья 77. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок
        • Статья 78. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок
        • Статья 79. Последствия признания запроса котировок несостоявшимся
        • Статья 80. Порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
        • Статья 81. Порядок проведения предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
        • Статья 82. Особенности осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
      • § 3.1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме
        • Статья 82.1. Проведение запроса котировок в электронной форме
        • Статья 82.2. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме
        • Статья 82.3. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок в электронной форме
        • Статья 82.4. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок в электронной форме
        • Статья 82.5. Заключение контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме
        • Статья 82.6. Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся
      • § 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений
        • Статья 83. Проведение запроса предложений
        • Статья 83.1. Проведение запроса предложений в электронной форме
      • § 4.1. Заключение контракта по результатам электронной процедуры
        • Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры
      • § 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
        • Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
        • Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
        • Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса
        • Статья 86. Закрытый аукцион
        • Статья 87. Документация о закрытом аукционе
        • Статья 88. Порядок подачи заявок на участие в закрытом аукционе
        • Статья 89. Порядок рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе
        • Статья 90. Порядок проведения закрытого аукциона
        • Статья 91. Заключение контракта по результатам закрытого аукциона
        • Статья 92. Последствия признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся
      • § 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
        • Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
      • § 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта
        • Статья 94. Особенности исполнения контракта
        • Статья 95. Изменение, расторжение контракта
        • Статья 96. Обеспечение исполнения контракта
    • Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок
      • Статья 97. Мониторинг закупок
      • Статья 98. Аудит в сфере закупок
    • Глава 5. Контроль в сфере закупок
      • Статья 99. Контроль в сфере закупок
      • Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок
      • Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком
      • Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
      • Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
      • Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    • Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки
      • Статья 105. Порядок подачи жалобы
      • Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу
      • Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
    • Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок
      • Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов
      • Статья 109. Особенности заключения государственных контрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем
      • Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв
      • Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства
      • Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
      • Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации
      • Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
      • Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита
      • Статья 111.3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
      • Статья 111.4. Особенности заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации
    • Глава 8. Заключительные положения
      • Статья 112. Заключительные положения
      • Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
      • Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *