Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 14.06.2011 N 136-ФЗ, от 30.11.2011 N 369-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 01.12.2012 N 213-ФЗ, от 11.02.2013 N 5-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 27.09.2013 N 253-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 10.07.2014 N 204-ФЗ, от 21.07.2014 N 268-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ, от 14.12.2015 N 374-ФЗ, от 30.12.2015 N 432-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 472-ФЗ, от 28.12.2016 N 473-ФЗ, от 28.12.2016 N 493-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.07.2018 N 268-ФЗ, от 27.11.2018 N 425-ФЗ, от 28.11.2018 N 437-ФЗ, от 06.02.2019 N 6-ФЗ, от 26.07.2019 N 204-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования
  • Глава 2. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 6. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7. Права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7.1. Порядок изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
  • Глава 3. Субъекты обязательного медицинского страхования и участники обязательного медицинского страхования
    • Статья 9. Субъекты обязательного медицинского страхования и участники обязательного медицинского страхования
    • Статья 10. Застрахованные лица
    • Статья 11. Страхователи
    • Статья 12. Страховщик
    • Статья 13. Территориальные фонды
    • Статья 14. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 15. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования
  • Глава 4. Права и обязанности застрахованных лиц, страхователей, страховых медицинских организаций и медицинских организаций
    • Статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц
    • Статья 17. Права и обязанности страхователей
    • Статья 18. Ответственность за нарушение требований регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан
    • Статья 19. Права и обязанности страховых медицинских организаций
    • Статья 20. Права и обязанности медицинских организаций
  • Глава 5. Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования
    • Статья 21. Средства обязательного медицинского страхования
    • Статья 22. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения
    • Статья 23. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения
    • Статья 24. Период, порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения
    • Статья 25. Ответственность за нарушения в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения
    • Статья 26. Состав бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов
    • Статья 27. Субвенции для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации
    • Статья 28. Формирование средств страховой медицинской организации и их расходование
    • Статья 29. Размещение временно свободных средств Федерального фонда и территориальных фондов
    • Статья 30. Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
    • Статья 31. Возмещение расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью
    • Статья 32. Оплата расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве
  • Глава 6. Правовое положение Федерального фонда и территориального фонда
    • Статья 33. Правовое положение, полномочия и органы управления Федерального фонда
    • Статья 34. Правовое положение, полномочия и органы управления территориального фонда
  • Глава 7. Программы обязательного медицинского страхования
    • Статья 35. Базовая программа обязательного медицинского страхования
    • Статья 36. Территориальная программа обязательного медицинского страхования
  • Глава 8. Система договоров в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 37. Договоры в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 38. Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования
    • Статья 39. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
  • Глава 9. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
    • Статья 40. Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
    • Статья 41. Порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
    • Статья 42. Обжалование заключений страховой медицинской организации по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
  • Глава 10. Организация персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 43. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 44. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам
    • Статья 45. Полис обязательного медицинского страхования
    • Статья 46. Порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования застрахованному лицу
    • Статья 47. Взаимодействие медицинской организации с территориальным фондом и страховой медицинской организацией при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам
    • Статья 48. Взаимодействие страховой медицинской организации и территориального фонда при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам
    • Статья 49. Информационное взаимодействие при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах
    • Статья 49.1. Приостановление действия полиса обязательного медицинского страхования, признание полиса обязательного медицинского страхования недействительным
  • Глава 11. Заключительные положения
    • Статья 50. Программы и мероприятия по модернизации здравоохранения
    • Статья 50.1. Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования
    • Статья 51. Заключительные положения
    • Статья 52. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 53. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования
  • Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
    • Статья 5. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 6. Полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7. Права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 7.1. Порядок изъятия полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
  • Глава 3. СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И УЧАСТНИКИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
    • Статья 9. Субъекты обязательного медицинского страхования и участники обязательного медицинского страхования
    • Статья 10. Застрахованные лица
    • Статья 11. Страхователи
    • Статья 12. Страховщик
    • Статья 13. Территориальные фонды
    • Статья 14. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 15. Медицинские организации в сфере обязательного медицинского страхования
  • Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, СТРАХОВАТЕЛЕЙ, СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • Статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц
    • Статья 17. Права и обязанности страхователей
    • Статья 18. Ответственность за нарушение требований регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан
    • Статья 19. Права и обязанности страховых медицинских организаций
    • Статья 20. Права и обязанности медицинских организаций
  • Глава 5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
    • Статья 21. Средства обязательного медицинского страхования
    • Статья 22. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения
    • Статья 23. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения
    • Статья 24. Период, порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения
    • Статья 25. Ответственность за нарушения в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения
    • Статья 26. Состав бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов
    • Статья 27. Субвенции для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации
    • Статья 28. Формирование средств страховой медицинской организации и их расходование
    • Статья 29. Размещение временно свободных средств Федерального фонда и территориальных фондов
    • Статья 30. Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
    • Статья 31. Возмещение расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью
    • Статья 32. Оплата расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве
  • Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА
    • Статья 33. Правовое положение, полномочия и органы управления Федерального фонда
    • Статья 34. Правовое положение, полномочия и органы управления территориального фонда
  • Глава 7. ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
    • Статья 35. Базовая программа обязательного медицинского страхования
    • Статья 36. Территориальная программа обязательного медицинского страхования
  • Глава 8. СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
    • Статья 37. Договоры в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 38. Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования
    • Статья 39. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
  • Глава 9. КОНТРОЛЬ ОБЪЕМОВ, СРОКОВ, КАЧЕСТВА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ
    • Статья 40. Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
    • Статья 41. Порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
    • Статья 42. Обжалование заключений страховой медицинской организации по оценке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи
  • Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
    • Статья 43. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования
    • Статья 44. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам
    • Статья 45. Полис обязательного медицинского страхования
    • Статья 46. Порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования застрахованному лицу
    • Статья 47. Взаимодействие медицинской организации с территориальным фондом и страховой медицинской организацией при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам
    • Статья 48. Взаимодействие страховой медицинской организации и территориального фонда при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам
    • Статья 49. Информационное взаимодействие при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах
    • Статья 49.1. Приостановление действия полиса обязательного медицинского страхования, признание полиса обязательного медицинского страхования недействительным
  • Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 50. Программы и мероприятия по модернизации здравоохранения
    • Статья 50.1. Финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования
    • Статья 51. Заключительные положения
    • Статья 52. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 53. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Закон об обязательном медицинском страховании

С начала 2011 года на территории РФ действует новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» №326 ФЗ. Ряд нововведений напрямую затрагивает жизнь среднестатистического гражданина, поэтому ознакомиться со вступившими в силу изменениями будет далеко не лишним.

В соответствии с новыми правилами к кругу застрахованных лиц относятся не только российские граждане, но также иностранцы с ВНЖ или временной регистрации, беженцы и лица без гражданства. Права всех перечисленных категорий людей сформулированы в статье 16 ФЗ №326. Статус застрахованного лица дает человеку право получать медицинскую помощь на бесплатной основе в рамках перечня услуг, предусмотренных полисом обязательного медицинского страхования. Действие полиса распространяется на территорию субъекта РФ, где выдан документ.

Федеральный закон медицинского страхования

У застрахованных лиц есть право один раз в течение года выбрать и поменять страховую организацию. Сделать это разрешается до первого ноября. Чаще всего подобная необходимость возникает при смене места жительства. Чтобы процесс изменений стартовал, требуется написать заявление установленного образца и подать его в выбранную страховую компанию. Застрахованные лица также могут выбирать между несколькими лечебными учреждениями, которые принимают участие в соответствующих программах. Выбор лечащего врача также возможен через предварительную подачу заявления на имя руководителя медицинского учреждения.

Федеральный закон о фонде обязательного медицинского страхования

В соответствии с нормами закона застрахованные лица получают право на возмещение ущерба, который может быть причинен работниками медицинского или страхового учреждения по причине ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей. Застрахованные лица также имеют право на защиту персональных данных и получение информации об условиях и уровне качества предоставляемой медицинской помощи. Помимо прав участники программ обязательного медицинского страхования наделены рядом обязанностей, с которыми также можно ознакомиться с помощью изучения положений законодательного акта.

Закон о медицинском страховании государственных служащих

В соответствии с положениями закона предусмотрены механизмы разработки территориальных и базовых программ ОМС для госслужащих и других категорий граждан РФ. В соответствии с положениями, сформулированными в ст. 35 и ст. 36 ФЗ №326 действие базовой программы распространяется на всю территорию России, в то время как территориальная действует исключительно в пределах субъекта РФ, где застрахованное лицо оформляет медицинский полис. При оказании экстренной медицинской помощи документ об участии в ОМС разрешается не предъявлять. В результате владельцы полиса могут получать услуги, предусмотренные базовой программой ОМС на всей территории РФ, другие виды медицинской помощи предусмотрены исключительно территориальными страховыми программами.

Медицинское страхование мигрантов закон

По нормам российского законодательства сведения о ДМС страховке требуется в обязательном порядке указать в договоре, который подписывается с трудовым мигрантом. Если соответствующий документ у гражданина другой страны отсутствует, работодатель обязан отстранять от работы такого сотрудника. Одно из обязательных условий для работы в России – оформление полиса ДМС для граждан Белоруссии, Украины, Молдавии, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. Полис, который оформляется на трудового мигранта, предусматривает оказание неотложной медицинской и первичной медико-санитарной помощи.

Совет от Сравни.ру: Обязательное медицинское страхование – цивилизованная альтернатива советской системы предоставления бесплатной медицинской помощи, которая, к сожалению, изжила себя. Помимо перечня случаев, при наступлении которых застрахованным лицам оказываются определенные виды медицинской помощи, гражданам настоятельно рекомендуется ознакомиться со своими правами и возможностями, чтобы наверняка знать как действовать в наиболее распространенных ситуациях.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

Статья 1

Часть 6 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2011, N 49, ст. 7047; 2012, N 49, ст. 6758; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить предложением следующего содержания: «Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 49, ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1403, 1425; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9, 28; N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4791; N 50, ст. 7544, 7563; 2018, N 1, ст. 49; N 30, ст. 4543) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23) клинические рекомендации — документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.»;

2) пункт 4 статьи 10 после слов «порядков оказания медицинской помощи» дополнить словами «, клинических рекомендаций»;

3) в пункте 6 части 1 статьи 16 слова «и обеспечения ее доступности для граждан» заменить словами «, обеспечения ее качества и доступности»;

4) часть 5 статьи 32 признать утратившей силу;

5) в части 1 статьи 362 слова «на основе» заменить словами «с учетом»;

6) статью 37 изложить в следующей редакции:

«Статья 37. Организация оказания медицинской помощи

1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

3. Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании установленных им критериев.

4. Клинические рекомендации подлежат рассмотрению научно-практическим советом, созданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По результатам рассмотрения научно-практический совет принимает решение об одобрении, отклонении или направлении клинических рекомендаций на доработку, после чего возвращает указанные клинические рекомендации в представившую их медицинскую профессиональную некоммерческую организацию с приложением соответствующего решения.

5. В состав научно-практического совета входят представители подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти научных организаций, образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций. Положение о научно-практическом совете и его состав утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом, утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

7. По каждому заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) для взрослых и детей может быть одобрено и утверждено соответственно не более одной клинической рекомендации.

8. В случае поступления в научно-практический совет нескольких клинических рекомендаций по одному заболеванию, состоянию (группе заболеваний, состояний) от нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организаций научно-практический совет либо принимает решение об одобрении одной из поступивших клинических рекомендаций, либо организует работу по совместной разработке медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, направившими указанные клинические рекомендации, одной клинической рекомендации.

9. Порядок и сроки разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовая форма клинических рекомендаций и требования к их структуре, требования к составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации, порядок и сроки одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критерии принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинической рекомендации либо решения о пересмотре клинической рекомендации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10. Клинические рекомендации пересматриваются не реже одного раза в три года.

11. В случае непредставления для одобрения или пересмотра медицинскими профессиональными некоммерческими организациями в установленные сроки клинических рекомендаций разработку клинических рекомендаций осуществляет научно-практический совет с привлечением иных медицинских профессиональных некоммерческих организаций, имеющих в своем составе медицинских работников по соответствующей специальности.

12. Медицинские профессиональные некоммерческие организации имеют право разрабатывать клинические рекомендации по заболеваниям, состояниям (группам заболеваний, состояний), не включенным в перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), предусмотренный частью 3 настоящей статьи. Такие клинические рекомендации подлежат одобрению и утверждению в порядке, установленном настоящей статьей.

13. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет».

14. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

15. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

16. В целях единообразного применения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при необходимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут издаваться соответствующие разъяснения.»;

7) в статье 64:

а) в части 2 слова «, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона,» заменить словами «и клинических рекомендаций»;

б) часть 3 после слова «проводится» дополнить словами «на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 настоящей статьи,»;

в) часть 4 дополнить словами «на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 настоящей статьи»;

8) в статье 75:

а) наименование дополнить словами «, а также при разработке и рассмотрении клинических рекомендаций»;

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Конфликт интересов — ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.»;

в) дополнить частями 6 — 8 следующего содержания:

«6. Член медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующий в разработке клинических рекомендаций, член научно-практического совета обязаны проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о возникновении конфликта интересов или о наличии обстоятельств, способных привести к конфликту интересов.

7. В случае возникновения конфликта интересов, а также непредставления или несвоевременного представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о наличии обстоятельств, способных привести к конфликту интересов, либо представления недостоверной информации о наличии таких обстоятельств члены медицинской профессиональной некоммерческой организации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отстраняются от дальнейшего участия в деятельности по разработке и утверждению клинических рекомендаций, а решение в отношении предложения, принятого для включения в проект клинической рекомендации при их участии, подлежит пересмотру в порядке, установленном частями 4, 7, 9 и 11 статьи 37 настоящего Федерального закона.

8. В случае возникновения конфликта интересов, а также непредставления или несвоевременного представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о наличии обстоятельств, способных привести к конфликту интересов, либо представления недостоверной информации о наличии таких обстоятельств члены научно-практического совета в

порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, отстраняются от дальнейшего участия в деятельности по рассмотрению, одобрению и пересмотру клинических рекомендаций.»;

9) в части 2 статьи 76 слова «(протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи» заменить словами «в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона»;

10) в части 1 статьи 79:

а) в пункте 2 слова «на основе» заменить словами «с учетом»;

б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21) обеспечивать оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи;»;

11) в статье 80:

а) в части 3:

в пункте 1 после слов «медицинских изделий,» дополнить словами «включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека,», слова «в соответствии со стандартами» заменить словами «на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов»;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;»;

в пункте 5 слова «и стандартов» заменить словами «, клинических рекомендаций и с учетом стандартов»;

б) в части 7 слова «и на основе стандартов медицинской помощи» заменить словами «, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций»;

12) в пункте 3 части 2 статьи 88 слова «стандартов медицинской помощи» заменить словами «соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи»;

13) в статье 90 слова «в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций» заменить словами «в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти»;

14) пункт 22 статьи 94 изложить в следующей редакции:

«22) примененные клинические рекомендации;».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статья 1, пункт 2, абзац шестой пункта 6, пункт 7, подпункт «б» пункта 10, абзацы второй и пятый подпункта «а» и подпункт «б» пункта 11, пункты 12 и 14 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года.

3. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации по перечню заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), указанному в части 3 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до 31 декабря 2021 года.

4. Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до их пересмотра и утверждения в соответствии с частями 3, 4, 6 — 9 и 11 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее 31 декабря 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *