Группа 2 Разборка асфальтобетонных покрытий тротуаров толщи­ной до 4 см

  • •Государственные строительные нормы украины
  • •1.3.2 Правила исчисления объемов работ
  • •1.3.3 Коэффициенты к ресурсным элементным сметным нормам
  • •1.4 Озеленение
  • •1.4.1 Общие указания
  • •1.4.2 Правила исчисления объемов работ
  • •1.4.3 Коэффициенты к ресурсным элементным сметным нормам
  • •2 Нормы
  • •2.1 Дороги и проезды
  • •2.1.1 Разборка Группа 1 Разборка покрытий и оснований
  • •Группа 2 Разборка асфальтобетонных покрытий тротуаров толщи­ной до 4 см
  • •Группа 3 Разборка бортовых камней
  • •2.1.2 Ремонт Группа 4 Исправление профиля основания
  • •Группа 5 Ремонт оснований дорог
  • •Группа 6 Перемощение мостовой
  • •Группа 7 Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог
  • •Группа 8 Ямочный ремонт асфальтобетонных тротуаров
  • •Группа 9 Заделка трещин битумом вручную в асфальтобетонных покрытиях
  • •Группа 10 Ремонт бордюров
  • •Группа 11 Устройство дорожных корыт
  • •2.1.3 Устройство Группа 12 Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с битумом
  • •Группа 13 Устройство оснований и покрытий толщиной 15 см из го­товой битумно-грунтовой смеси с применением автогрей­дера
  • •Группа 14 Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с цементом навесными фрезами
  • •Группа 15 Устройство оснований и покрытий толщиной 15 см из го­товой цементно-грунтовой смеси
  • •Группа 16 Устройство дренажей и дренажных воронок под обочинами
  • •Группа 17 Устройство водосбросных сооружений с проезжей части
  • •Группа 18 Укрепление площадки за шпорами гасителя сборными бетонными плитами при размываемых грунтах
  • •Группа 19 Устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания
  • •Группа 20 Устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси
  • •Группа 21 Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных смесей (щебеночно-песчаных смесей) оптимального гранулометрического состава
  • •Группа 22 Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм
  • •Группа 23 Устройство оснований толщиной 12 см из щебня фракции 70-120 мм
  • •Группа 24 Устройство оснований из отвальных доменных шлаков
  • •Группа 25 Устройство покрытия толщиной 15 см из щебня
  • •Группа 26 Устройство мостовых из колотого или булыжного камня по готовому основанию
  • •Группа 27 Устройство мощеных подзоров и отмосток
  • •Группа 28 Установка бортовых камней
  • •Группа 29 Установка поребриков
  • •Группа 30 Устройство брусчатых и мозаиковых мостовых
  • •Группа 31 Устройство дорожных покрытий из сборных железобе­тонных плит
  • •Группа 32 Устройство оснований городских проездов
  • •Группа 33 Устройство цементобетонных однослойных покрытий средствами малой механизации
  • •Группа 34 Нарезка швов в бетоне
  • •Группа 35 Укладка металлической сетки в цементнобетонное покрытие
  • •Группа 36 Поверхностная обработка с применением битума
  • •Группа 37 Поверхностная обработка покрытий битумной эмульсией с применением мытого щебня
  • •Группа 38 Устройство оснований и покрытий из черного щебня
  • •Группа 39 Укладка и пропитка щебеночных оснований и покрытий
  • •Группа 40 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
  • •Группа 41 Устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей вручную
  • •Группа 42 Устройство покрытий из горячих асфальтобетонных смесей
  • •Группа 43 Устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тро­туаров
  • •Группа 44 Устройство оснований под тротуары из кирпичного или известкового щебня
  • •Группа 45 Устройство тротуаров из бетонных плит с заполнением швов
  • •Группа 46 Устройство покрытий из мелкоразмерных фигурных элементов мощения (фэм)
  • •Группа 47 Устройство деревянных тротуаров
  • •Группа 48 Устройство защитных ограждений дорог
  • •Группа 49 Устройство ограждений, установка столбиков сигналь­ных, изготовление и установка перил и тумб
  • •Группа 50 Устройство укрепительных полос у краев дорожных по­крытий и укрепление обочин
  • •Группа 51 Устройство укрепительных полос из сборных железобе­тонных плит
  • •Группа 52 Разметка проезжей части эмалью
  • •Группа 53 Разогрев битума в котлах в построечных условиях
  • •Группа 54 Разлив вяжущих материалов
  • •Группа 55 Добавка песка, гравия или песчано-гравийной смеси
  • •Группа 56 Распределение порошкообразных добавок
  • •Группа 57 Установка дорожных знаков
  • •2.2 Мосты и трубы
  • •2.2.1 Разборка Группа 58 Разборка перил на мостах
  • •2.2.2 Ремонт Группа 59 Смена и ремонт дощатого настила деревянных мостов
  • •2.2.3 Устройство Группа 60 Установка стальных сварных перил
  • •Группа 61 Установка сборных железобетонных перил
  • •Группа 62 Установка деревянных перил
  • •Группа 63 Устройство парапетных ограждений
  • •Группа 64 Окраска железобетонных пролетных строений мостов
  • •Группа 65 Окраска стальных конструкций пролетных строений мостов
  • •2.3 Дворовые постройки и ограждения
  • •2.3.1 Разборка Группа 66 Разборка деревянных заборов
  • •2.3.2 Ремонт Группа 67 Ремонт деревянных ворот и калиток
  • •Группа 68 Ремонт металлических ограждений
  • •2.3.3 Устройство Группа 69 Устройство заборов с изготовлением щитов
  • •Группа 70 Устройство заборов из готовых щитов
  • •Группа 71 Устройство ворот с изготовлением элементов
  • •Группа 72 Устройство ворот из готовых полотен
  • •Группа 73 Устройство калиток с изготовлением элементов
  • •Группа 74 Устройство калиток из готовых полотен
  • •Группа 75 Устройство металлических ворот и калиток
  • •Группа 76 Устройство железобетонных оград
  • •2.4 Озеленение Группа 77 Подготовка участка под озеленение
  • •Группа 78 Подготовка стандартных посадочных мест механизиро­ванным способом для деревьев и кустарников с круглым комом земли
  • •Группа 79 Подготовка стандартных посадочных мест механизиро­ванным способом для деревьев и кустарников с квадрат­ным комом земли
  • •Группа 80 Подготовка стандартных посадочных мест вручную для деревьев и кустарников с круглым комом земли
  • •Группа 81 Подготовка стандартных посадочных мест вручную для деревьев и кустарников с квадратным комом земли
  • •Группа 82 Подготовка нестандартных посадочных мест для деревьев и кустарников с комом земли
  • •Группа 83 Посадка деревьев и кустарников с комом земли
  • •Группа 84 Подготовка стандартных посадочных мест для деревьев-саженцев с оголенной корневой системой
  • •Группа 85 Подготовка нестандартных посадочных мест для деревьев-саженцев с оголенной корневой системой
  • •Группа 86 Посадка деревьев-саженцев с оголенной корневой системой
  • •Группа 87 Подготовка стандартных посадочных мест для кустарни­ков-саженцев в группы
  • •Группа 88 Подготовка нестандартных посадочных мест для кустар­ников-саженцев в группы
  • •Группа 89 Посадка кустарников-саженцев в группы
  • •Группа 90 Подготовка стандартных посадочных мест для живой из­городи
  • •Группа 91 Подготовка нестандартных посадочных мест для живой изгороди
  • •Группа 92 Посадка кустарников-саженцев в живую изгородь
  • •Группа 93 При посадке деревьев, деревьев-саженцев, кустарников и кустарников-саженцев добавлять на каждый 1 м3 измене­ния объема земли
  • •Группа 94 Внесение удобрений при посадке деревьев и кустарников
  • •Группа 95 Устройство изоляции при посадке деревьев и кустарников
  • •Группа 96 Устройство газонов
  • •Группа 97 Устройство корыта под цветники
  • •Группа 98 Подготовка почвы под цветники
  • •Группа 99 Посадка многолетних цветников
  • •Группа 100 Одерновка цветников, дорожек и площадок в ленту
  • •Группа 101 Заготовка деревьев и кустарников с комом земли
  • •Группа 102 Заготовка стандартных саженцев с оголенной корневой системой
  • •Группа 103 Заготовка растительной земли, перегноя и дерна
  • •Группа 104 Уход за деревьями или кустарниками с комом земли (комплексные нормы)
  • •Группа 105 Уход за саженцами с оголенной корневой системой (комплексные нормы)
  • •Группа 106 Уход за саженцами кустарников с оголенной корневой системой в живой изгороди (комплексные нормы)
  • •Группа 107 Уход за цветниками и газонами (комплексные нормы)
  • •Группа 108 Укрытие на зиму теплолюбивых растений
  • •Группа 109 Уход за зелеными насаждениями (операционные нормы)
  • •Группа 110 Валка деревьев с корня
  • •Группа 111 Корчевание пней
  • •Группа 112 Валка сухостойных деревьев вручную в городских условиях
  • •Группа 113 Удаление сухостойных, аварийных и фаутных деревьев частями с применением телескопических вышек
  • •Группа 114 Корчевание пней вручную в городских условиях
  • •Группа 115 Опрыскивание и опыливание ядохимикатами деревьев и кустарников
  • •Группа 116 Полив зеленых насаждений
  • •Группа 117 Открытие или закрытие, прополка и рыхление приствольных лунок и канавок
  • •Группа 118 Формовочная обрезка деревьев

ТТК. Разборка насыпи земляного полотна и грунтового основания автомобильной дороги для устройства гибкого свайного ростверка

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

РАЗБОРКА НАСЫПИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ГИБКОГО СВАЙНОГО РОСТВЕРКА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту — ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.
ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.
ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— рабочие чертежи;
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК — описание решений по организации и технологии производства работ по разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях с целью обеспечения высокого качества, а также:
— снижение себестоимости;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификация технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:
— автомобильная дорога — III-й категории;
— протяженность участка разборки земляного полотна — L=800,0 м;
— объем разборки земляного полотна — =600000 м

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях.
2.2. Работы по разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав, последовательно выполняемых работ при разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях входят следующие технологические операции:
— разработка и транспортирование грунта;
— срезка недоборов грунта до проектных отметок;
— поверхностное уплотнение грунтового основания;
— предохранение естественного основания от разрушений;
— водопонижение и осушение котлованов (при необходимости);
— работы вблизи действующих подземных коммуникаций;
— отрывка котлованов в зимнее время.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-6520 (Q=20,0 т); бульдозер Б170М1.03ВР (=4,28 м, =1,31 м); одноковшовый, гидравлический экскаватор Hitachi ZX200-3 (=1,25 м, =19,8 т, габаритные размеры экскаватора 9,6053,182,86 м).

Рис.2.* Одноковшовый, гидравлический экскаватор Hitachi ZX200-3

_______________
* Здесь и далее нумерация рисунков соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

A — mах. радиус черпания = 9,43 м; B — mах. глубина черпания = 6,180 м; D — max. высота разгрузки = 6,830 м; C — max. высота черпания = 9,67 м; E — min. радиус поворота = 3,280 м; F — max. вертикальная стенка = 5,30 м; С — max. высота черпания = 9,67 м

Рис.4. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.5. Автосамосвал КамАЗ-6520

2.5. Работы по разработке насыпи и грунтового основания автомобильной дороги (отрывка котлована под свайное поле) для устройства гибкого ростверка на железобетонных забивных сваях, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011. «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция»;
— СП 126.13330.2012. «СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция»;
— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;
— СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция»;
— СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция»;
— НИИ СОЮЗДОРНИИ-1982 г. «Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог»;
— СТО СОЮЗДОРСТРОЙ 2.1.1.1.2.3-2012. «Строительство земляного полотна для автомобильных дорог. Часть 3. Возведение земляного полотна на слабых грунтах»;
— СТО НОСТРОЙ 2.25.27-2011. «Строительство земляного полотна для автомобильных дорог. Часть 5. Возведение земляного полотна на слабых грунтах»;
— ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог»;
— СП 45.13330.2012. «СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения. Основания и фундаменты. Актуализированная редакция»;
— Пособие к СНиП 3.02.01-83*. «Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов»;
— СП 22.13330.2011. «СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция»;
— СП 24.13330.2011. «СНиП 2.02.03-85. Свайные фундаменты. Актуализированная редакция»;
— ГОСТ 22733-77. «Грунты. Методы лабораторного определения максимальной плотности»;
— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;
— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;
— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;
— МДС 12.-29.2006 «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.
3.2. До начала производства работ по разработке котлована под свайное поле необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— заключить с техническим Заказчиком (застройщиком) договор строительного подряда на строительство объекта (сооружения);
— получить от технического Заказчика (застройщика) комплект Проектной и Рабочей документации на данные виды работ;
— получить от технического Заказчика (застройщика) постановления органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со ст.8, п.8 Земельного кодекса РФ;
— получить от технического Заказчика (застройщика) Акт выбора земельного участка для строительства объекта, утверждённый решением органа местного самоуправления либо исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
— не менее чем за 10 дней до начала выполнения строительных работ получить от технического Заказчика (застройщика) рабочую документацию на геодезическую разбивочную основу и закрепленные на площадке строительства пункты геодезической основы с составлением Акта освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, по форме, приведённой в Приложение 1, РД-11-02-2006;
— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства, в т.ч. заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов, размещение заказов на изготовление элементов сборных конструкций, деталей и изделий, необходимых для строительства объекта (сооружения);
— получить у строительного контроля Заказчика основные комплекты рабочих чертежей с надписью «В производство работ» и обеспечить ими строительный участок;
— организовать тщательное изучение проектных материалов, содержащих исходные данные для строительства мастерами и производителями работ;
— разработать ППР на «Устройство свайного основания с гибким ростверком для устранения просадок земляного полотна на участке автомобильной дороги», содержащий решения по организации строительного производства, технологии дорожно-строительных работ, согласовать их с Генеральным подрядчиком и строительным контролем Заказчика;
— назначить приказом по строительной организации лиц, ответственных за безопасное производство работ, контроль и качество их выполнения;
— укомплектовать бригаду (звено) рабочими соответствующих профессий и машинистами дорожно-строительных машин необходимой квалификации;
— ознакомить бригадиров и звеньевых с Проектом производства работ, Технологическими картами и технологией производства работ, а также выдать бригадам и звеньям Наряды-задания, Калькуляции и Лимитно-заборные карты на материалы на весь объем порученных работ;
— в наряд-задании указывают виды выполняемых работ на данном участке, их объем, нормы выработки, потребное количество рабочего времени на выполнение всего объема работ, сумма сдельного заработка. Здесь же оговариваются условия премирования рабочих бригады;
— провести инструктаж членов бригад (звеньев) по промышленной безопасности и охране труда при выполнении работ;
— обеспечить рабочих средствами индивидуальной защиты;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;
— устроить временные складские площадки для приёма конструкций, строительных деталей и материалов;
— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования, доставить их на объект, смонтировать и опробовать на холостом ходу;
— доставить в зону работ потребный инвентарь, приспособления для безопасного производства работ, электрифицированный, механизированный и ручной инструмент;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарём и средствами сигнализации;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ.
3.3. Общие положения
3.3.1. Котлованами называются выемки, ширина которых мало отличается от длины. Котлованы являются временными земляными сооружениями, устраиваемые как необходимый элемент для последующих строительно-монтажных работ.
3.3.2. Способы производства работ по разработке котлованов бывают механические, гидромеханические и взрывные. Они зависят от технических решений проекта земляного сооружения, вида грунта, объёмов земляных работ, наличия грунтовых вод, времени года и других условий, которые учитывают при разработке Проектов производства земляных работ и Рабочих технологических карт.
3.3.3. Размеры котлована по дну назначаются в зависимости от размеров свайного поля под гибкий ростверк.
3.3.4. Для разработки насыпи и грунтового основания автомобильной дороги следует применять землеройные машины, движущиеся по бровке котлована (экскаватор оборудованный обратной лопатой).
Применение экскаватора типа «драглайн» для разработки насыпи и грунтового основания автомобильной дороги, ниже дна которых залегают пылеватые супеси и ленточные глины, и суглинки при показателе текучести >0,75, запрещается.
3.3.5. Насыпь и грунтовое основание автомобильной дороги необходимо разрабатывать, до проектной отметки низа наголовников с сохранением природного сложения грунтов основания. Допускается разработку грунта производить в два этапа: черновая и окончательная, выполняемая непосредственно перед возведением конструкций.
3.3.6. Основание насыпи — природный массив грунта, располагающийся ниже тела насыпи.
3.3.7. С целью сохранения структуры грунтов ниже дна котлована, механизированную разработку грунта необходимо заканчивать с недобором грунта до проектных отметок согласно данным Таблицы 1. Разработка части недобора производится легкими экскаваторами с планировочным ковшом, легкими бульдозерами или зачистка — вручную.

Рекомендации по недоработке грунта в котлованах при производстве работ механизированным способом (СНиП 3.02.01-87, табл.4)

Таблица 1.

Виды грунтов в основании

Недоборы грунта для фундаментов на естественном основании, см

Часть недобора, разрабатываемая

Способ разработки котлована

вручную

с бровки

со дна

Обрат-
ная лопата

Драглайн

Прямая лопата

Обрат-
ная лопата

Бульдозер

Все виды песков, твердые и пластичные супеси, твердые и полутвердые глины и суглинки (включая ленточные)

Супеси текучие

Глины и суглинки ленточные

Тугоплас-
тичные и мягко-
пластич-
ные

Текуче-
пластич-
ные и текучие

Глины и суглинки прочие

Тугоплас-
тичные и мягкоплас-
тичные

Текуче-
пластич-
ные и текучие

Примечания: 1. В таблице над чертой дана величина недобора для фундаментов на естественном основании крупнопанельных зданий.
3.3.8.

Bau-enginer

Полная разборка существующей дорожной одежды должна обеспечить возможно меньшее перемешивание материалов слоев, чтобы создать возможность более эффективного дальнейшего использования этих материалов.

В зависимости от конструкции дорожной одежды и с учетом разнообразия и различной ценности материалов отдельных конструктивных слоев разборку выполняют сразу на всю толщину одежды или послойно. При разборке отдельно измельчают, снимают и вывозят слои асфальтобетона. Также отдельно снимают щебеночные, гравийные, шлаковые материалы и булыжный камень разбираемых мостовых. Песок старых песчаных оснований используют в редких случаях.

При разборке облегченных усовершенствованных покрытий, толщина которых превышает 8-10 см, предварительно разрыхляют и снимают обработанный вяжущим слой и используют его для устройства основания на новой дороге. Так же поступают с основаниями из материалов, не обработанных вяжущими, если считают возможным использование их в дорожной одежде. Основание разламывают на всю ширину, и материал вывозят на новое место. Если материал покрытия обработан вяжущим на небольшую толщину и нецелесообразно его использовать отдельно, разбирают и взламывают дорожную одежду на всю толщину, захватывая иногда и верхний слой песка дренирующего слоя.

Для разрыхления сборных дорожных покрытий и уплотненных грунтов можно использовать ряд машин, выпускаемых промышленностью. Для снятия асфальтобетонных слоев наиболее целесообразно использовать бульдозеры с приспособлением в виде клыков-зубьев (рис. 1). При проходе бульдозер приподнимает и разламывает асфальтобетонное покрытие на крупные куски. Для измельчения этих кусков применяют специальные машины.

Рис. 1. Приспособление к бульдозеру для взламывания асфальтобетонных покрытий:

1 — стальные зубья; 2 — плита; 3 — ребра жесткости; 4 — упор для ножа; 5 — отверстия для болтов; 6 — хомут для подвешивания приспособления к раме бульдозера

Технология полной разборки слоев существующей одежды включает ряд последовательных операций. Послойное рыхление слоев существующего покрытия и основания, кроме песчаного, осуществля ется бульдозером с навесным рыхлителем за несколько параллельных проходов вдоль проезжей части. Для слоев из гравийных и гравийно-песчаных смесей возможно применение автогрейдера с кирковщиком. Проходы рыхлительных машин должны осуществляться с перекрытием на 0,2-0,25 ширины. Для измельчения цементобетонных покрытий и оснований и других достаточно прочных слоев из материалов, обработанных цементом в установке, эффективно применение автобетоноломов различных конструкций, разрушающих прочные слои пневмоударным или электроударным способами. Разрушенный материал данного слоя сдвигают в кучи, расположенные на расстоянии 15-20 м одна от другой. Сдвижку материала осуществляют бульдозером.

Из куч материал разрушенного слоя грузят в автомобили-самосвалы, отвозящие этот материал на промежуточные склады. Для погрузки могут быть использованы одноковшовые фронтальные погрузчики либо экскаваторы с ковшом прямая или обратная лопата. Мелкий материал можно грузить многоковшовыми погрузчиками.

В ряде случаев возможна разборка верхнего слоя из асфальтобетона или цементобетона лишь на часть его толщины. Такая необходимость может возникать при выравнивании существующего покрытия, на котором в процессе эксплуатации образовались колеи, наплывы и другие неровности; при удалении верхнего ослабленного слоя покрытия; при необходимости уменьшить толщину существующего покрытия перед укладкой нового слоя для выравнивания или усиления существующей дорожной одежды без изменения вертикальных отметок ее поверхности. Последнее решение наиболее часто применяется в городских условиях, чтобы сохранить высоту расположения бортового камня над поверхностью покрытия.

В целях частичной разборки верхнего слоя широко применяют машины для холодного фрезерования покрытия. Основным рабочим органом такой машины является фреза, барабан которой снабжен высокопрочными режущими зубьями. В процессе вращения барабана фрезы срезается слой покрытия на заданную толщину, срезанный фрезой материал грузят транспортером в транспортное средство или отсыпают в отвал.

Для охлаждения рабочего органа машины его в процессе работы опрыскивают водой. Поверхность, остающаяся после фрезерования, является основанием для нового слоя покрытия. Эта поверхность должна быть параллельна поверхности укладываемого на нее слоя. Машина для холодного фрезерования обеспечивает: необходимую глубину фрезерования; требуемый поперечный уклон; заданный продольный уклон; чистоту кромки фрезерования.

Существует значительное количество типоразмеров машин для холодного фрезерования покрытий шириной 1,3-4,2 м при максимальной глубине фрезерования 150-300 мм (см. гл. 39).

Выбор типоразмера холодной фрезы зависит от объема работ и необходимой глубины фрезерования с учетом технико-экономических соображений.

При оценке возможности и целесообразности использования материалов, полученных при разборке существующих дорожных одежд, выполняют:

визуальную оценку состояния материалов и предварительное определение вида сооружения, в котором они могут быть использованы (слои вновь строящейся дорожной одежды, укрепление обочин, строительство временного объезда и др.);

определение вида работ, необходимых для приведения материалов в состояние, пригодное для их использования в том или ином сооружении (дробление крупных кусков или фракций материалов, поливка, введение добавок);

разработку технологии строительства из данных материалов намеченных сооружений, включая способы обработки вяжущим, регенерацию старого асфальтобетона или продуктов фрезерования асфальтобетонного покрытия на заводе;

технико-экономическую оценку применения продуктов разборки старой дорожной одежды в тех или иных сооружениях в сравнении с использованием новых материалов.

После установления вида сооружения, где может быть использован данный материал, производят в необходимых случаях испытание этого материала в лабораторных условиях для определения соответствия требованиям стандартов, СНиП и других нормативных документов (определение зернового состава щебёночных и гравийных смесей, износа в полочном барабане, морозостойкости каменного материала, его марки по прочности, коэффициента фильтрации песчано-гравийных смесей или песка до промывки и после промывки). В случае обработки продуктов разборки старой одежды вяжущим подбор состава смесей производят по действующим нормативным документам.

Использование старых материалов из дорожных одежд необходимо обосновывать с учетом оценки их качества и стоимости получения, которые являются решающими для дальнейших технико-экономических обоснований. Каждый элемент автомобильной дороги имеет определенную строительную стоимость, учитываемую на балансе дорожной организации. К моменту реконструкции дороги балансовая стоимость за счет износа дорожных сооружений за период их службы значительно уменьшается по сравнению с первоначальной. Практически балансовую стоимость старой дорожной одежды, подлежащей разборке, можно принимать равной стоимости слагающих материалов. Материалы старой одежды оценивают с учетом их износа и уменьшения стоимости на величину расходов по разборке и последующей обработке (очистка, прогрохотка и т. п.), а также по доставке к месту использования, то есть на место укладки в новую одежду. При составлении смет полученную стоимость старых материалов включают в возвратные суммы и учитывают в смете на реконструкцию дороги.

Технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд с использованием старых материалов ведут по следующей схеме . Если бы не было старой дорожной одежды, стоимость единицы полностью построенной новой одежды была бы Ан (измерителем может быть в зависимости от размеров объекта или 1 м2 проезжей части, или 1 пог. м, или 1 пог. км дороги). Усиление старой одежды, которое обходится Ау, будет экономически выгодным только при условии

А н ³ Ау + Аб, где (8)

А б — балансовая стоимость существующей дорожной одежды.

Использование старых материалов с возвратной стоимостью А с (франко-место укладки) целесообразно при условии

А н ³ Ар, где

А р — стоимость дорожной одежды с использованием старых материалов стоимостью Ас.

Технико-экономические расчеты, связанные с применением материалов старой дорожной одежды, имеют смысл только при условии, что материалы еще пригодны для использования в дорожной одежде. Поэтому при изысканиях на всех характерных участках, но не реже чем в двух местах на 1 км, должны быть высверлены в дорожной одежде лунки и взяты пробы из всех конструктивных слоев одежды и песчаного дренирующего слоя. Для возможности проведения необходимых испытаний масса образцов должна быть не менее значений, приведенных в табл. 2.

Таблица 2

Материалы Масса пробы, кг
Асфальтобетон:

мелкозернистый

6-7
крупнозернистый и песчаный 16-18
Щебень (гравий), обработанный битумом 20
Необработанный щебень (гравий) 20
Песок 3-5

При предварительных расчетах, если из проектов известно, какие были применены при строительстве материалы, можно теоретически оценить степень их износа и ухудшения качества за время службы.

Поры в песке дренирующего слоя, по данным проф. А.Я. Тулаева, за год службы заполняются глинистыми частицами и теряют фильтрующую способность на толщину около b = 1 мм. Таким образом, за Т лет слой песка, потерявшего свою водопропускную способность и непригодного в качестве дренирующего, составит h = b Т .

Щебеночные и гравийные материалы в основаниях дорожных одежд начинают измельчаться еще в процессе выполнения строительных работ, особенно укатки, когда в одномерном щебне может образоваться до 15-25 % частиц ( Q ук ) размером мельче 5 мм. В процессе последующей службы дороги каменные материалы продолжают изнашиваться. Интенсивность измельчения можно характеризовать содержанием образующихся частиц мелкозема (мельче 0,071 мм) или песчано-пылевато-глинистых частиц (мельче 5 мм). Количество этих частиц может возрастать ежегодно на 0,3-3 %. Таким образом, можно считать, что через Т лет службы в щебеночном основании доля неизмельченных щебенок значительно уменьшится и может быть вычислена по формуле Щ = 100 — ( Q ук + q × T ), %, где q — ежегодный прирост доли мелких частиц, %. На это количество сохранившегося, пригодного к повторному использованию материала и следует ориентироваться при технико-экономических расчетах, связанных с применением каменных материалов из старой одежды.

Рыхлые обломочные материалы, получаемые после разрыхления дорожных одежд (щебеночные — как каменные, так и шлаковые и гравийные) в зависимости от их первоначальной прочности и срока службы представляют, как правило, смесь отдельных более крупных зерен и продуктов их измельчения. Чем прочнее был материал, примененный в дорожной одежде, чем благоприятнее были водно-тепловой режим земляного полотна и природные условия в месте проложения дороги, тем больше в старом материале зерен, сохранившихся и пригодных для повторного использования.

В табл. 3 приведены данные о содержании в щебне зерен различной крупности при строительстве щебеночного основания, после укатки и через несколько лет эксплуатации.

Эти данные показывают, насколько значительны изменения в составе материалов, происходящие под влиянием измельчения при укатке и эксплуатации дороги. Щебень из известняков, не отличающихся высокой прочностью, через 50 лет почти наполовину превращается в измельченную в порошок массу.

Например, при реконструкции автомобильной дороги Москва-Харьков в 1947 г. на ряде участков после снятия дорожного покрытия выяснилось, что щебеночное основание представляло собой пластическую вязкую не просыхающую массу продуктов измельчения известнякового щебня с небольшим количеством сохранившихся отдельных, более твердых зерен. Этот материал нельзя было использовать.

Таблица 3

Материал Время определения состава Массовая доля зерен, %, крупностью
более 50 мм 50-5 мм 5 мм-0,071 мм менее 0,071 мм
Щебень известняковый При распределении по дороге

После укатки

Через 4 года

100

21,3

7,0

63,1

59,0

13,3

29,0

2,3

5,0

При распределении по дороге

После укатки

Через 3 года

100

2,5

2,5-5,0

Щебень из песчаника При распределении по дороге

После укатки

Через 2 года

100

37,3

45,4

4,5

12,7

0,1

0,5

Гравий твердых пород После укатки

Через 3 года

16,4

15,2

64,6

4,9

17,7

18,5

1,3

1,4

При малых объемах дорожных работ считалось закономерным и экономичным в сухое время года пропускать старый материал щебеночного покрытия через ручной грохот и остаток на сите с отверстиями 5-10 мм повторно использовать для устройства нового основания, выбрасывая загрязненную мелочь и грунт.

Для получения более качественного материала надо после прогрохотки промывать щебень. Но ввиду отсутствия передвижных моечных установок и воды при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог обычно этих работ не производят.

В тех случаях, когда старые щебеночные и гравийные материалы прочных пород хорошо сохранились и содержат небольшое количество мелких зерен, их используют для строительства подъездных дорог, укрепления обочин и съездов на основную дорогу и в нижних слоях оснований. Для уменьшения дробления щебня при строительстве наиболее целесообразно уплотнять щебеночные основания не катками с металлическими вальцами, а катками на пневматических шинах или виброплатформами.

Для обеспечения должного качества не следует применять в дорожных одеждах реконструируемых дорог старые щебеночные и гравийные материалы без предварительного улучшения. При наличии смесительных машин старый материал можно перемешивать с вяжущими на новом основании. Однако лучше производить обработку на месте разборки старой дорожной одежды и готовую смесь перевозить на новое основание. Это дает возможность получить достаточно качественный и необходимой толщины слой из битумо- или дегтеминеральной смеси с затратой только вяжущего материала. При работе необходимо следить за однородностью зерновой смеси, регулируя подачу минеральных зерен и песка из старого песчаного слоя.

Также целесообразно использование материалов из покрытий и оснований, ранее обработанных органическими вяжущими. Даже в тех случаях, когда в нижних слоях основания оказался совершенно непригодный материал, обработанный вяжущими, старый материал верхних слоев может быть использован для устройства нового основания иногда даже без добавки вяжущего, а чаще с добавлением 2-3 % нового органического вяжущего.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *