Содержание

Что такое прямая закупка

Приобретение оборудования и других необходимых вещей у единственного поставщика часто называют прямая закупка. В ней инициативной стороной способен выступать как продавец, так и покупатель. Например, если вы знаете, какая компания поставит вам товар быстро и качественно, то можно направить ей предложение о заключении договора. С другой стороны, ФЗ 223 не запрещает принять предложение, если инициатива идет от единственного поставщика. В этом случае необязательно рассматривать условия конкурентов.

Если вами избрана прямая закупка, то стоит соблюдать следующие правила ФЗ 223:

  1. Необязательно регистрировать в единой информационной системе сделки на приобретение товаров или услуг, общая стоимость которых ниже ста тысяч рублей.
  2. Для крупных компаний, годовая прибыль которых больше 5 миллиардов рублей, разрешается не подавать сведения при проведении сделок на общую сумму до 500 тысяч.

Таким образом, у единственного поставщика можно приобрести товары или услуги в большинстве случаев. В 2015 году доля таких закупок среди всех сделок составила около 51%. Заказчики не размещали в ЕИС следующую информацию:

  • извещение;
  • документацию;
  • протокол.

В оставшихся случаях покупателю приходилось раскрывать данные:

  • точное наименование положения;
  • наименование организации-заказчика (вносится точно также, как в Уставе или других учредительных документах);
  • ИНН и регистрационный номер заказчика;
  • дату окончательного утверждения положения и время создания этого документа;
  • код причины постановки на учет в налоговой службе (КПП);
  • документы с информацией о закупке.

Читайте также: Налоговый вычет при покупке земельного участка

Список сведений, которые нужно передавать в ЕИС, содержится в 223-ФЗ. Многие компании предпочитают приобретать товары и услуги у единственного поставщика на небольшие суммы, чтобы не пришлось вносить свои данные в общий реестр.

Ситуации, когда можно сотрудничать с единственным поставщиком

Чаще всего прямая закупка осуществляется в случаях:

  1. Небольшой общей стоимости объекта торга. В этом случае нецелесообразно проводить аукционы и конкурсы.
  2. Если необходимый товар или услуга представлен у единственного поставщика. Однако здесь важно, чтобы монополия была естественной, в противном случае у сотрудников государственных органов могут возникнуть вопросы.
  3. У единственного поставщика имеются исключительные права на данную продукцию. Это те случаи, когда закупка проводится у производителя или разработчика.
  4. Прямая закупка может быть использована, если ранее вам не удавалось завершить сделку другим конкурентным способом.
  5. При чрезвычайных ситуациях, авариях и стихийных бедствиях потребность в товаре или услуге нередко становится срочной. В этом случае закон предусматривает возможность получения необходимого от единственного поставщика, так как на аукционный торг или конкурс времени нет.

Если вы приобрели товары на минимальную сумму, то можно не включать сделку в план закупок, однако вам придется отразить ее в отчетах для Росстата. Кроме того, необходимо обязательно подготовить обоснование для заключения договора с поставщиком – приказ или распоряжение.

По ФЗ 223 в ежемесячной отчетности прямая закупка выносится в отдельный раздел. Раз в полгода о получении необходимых предметов торга от единственного поставщика необходимо сообщать в первой форме отчета Росстата.

Нарушения ФЗ 223

Одним из самых главных нарушений ФЗ 223 является частое получение товаров и услуг от единственного поставщика, отраженное в положении о закупке. Заказчик в этом случае нарушает нормативные акты, по которым закупка должна осуществляться при помощи конкурентных торгов. Аукционы и конкурсы, проводимые юридическим лицом, должны быть открыты, чтобы небольшие предприятия смогли в них участвовать. В частности, подобное нарушение было выявлено в Министерстве обороны, которые редко прибегали к открытым торгам в рамках реализации проекта госзаказа.

Если закупка связана с энергоресурсами, то кроме ФЗ 223 нужно иметь в виду Постановление № 109, которое предписывает при заключении подобных сделок проводить конкурсный отбор. Таким образом у единственного поставщика нельзя получить:

  • топливо;
  • сырье;
  • материалы;
  • электроэнергию;
  • услуги по ремонту.

Эта мера была принята для более эффективного и целевого расходования средств. Если упустить этот момент, регулирующий орган зафиксирует нарушение.

Частое получение товаров и услуг от единственного поставщика недопустимо и для владельцев естественных монополий. В этом случае нужно дополнительно руководствоваться Постановлением № 1158, которое рекомендует владельцам таких предприятий вести закупки по правилам, действующим на торги для государственных нужд.

Закупка компаний с государственным участием должна осуществляться в соответствии с Директивой от 16 октября 2010 года. Согласно ей, информацию о торгах стоит публиковать в электронном виде. Эта мера помогает предприятиям с государственным участием рассмотреть больше вариантов, а не обращать внимание только на единственного поставщика.

Рекомендации специалистов

Профессионалы в сфере государственных заказов рекомендуют обращать внимание на следующие моменты:

  1. При совершении сделки помните, что со стороны контролирующих органов к ней будет привлечено более пристальное внимание. Тем не менее отказываться от этой формы торга не стоит. Такая закупка привлекательна для заказчика, так как заключить договор можно в кратчайшие сроки.
  2. Кроме 223-ФЗ необходимо тщательно изучить статьи с 93 по 96 ФЗ 43. В них указан перечень товаров, которые реально получить от единственного поставщика. Дополнительно можно просмотреть открытые торги на государственных порталах, если нужный вам товар представлен на аукционе, то стоит избрать такой же способ его получения. Это поможет вам избавиться от дополнительного внимания ревизоров.
  3. По ФЗ 223 каждый заказчик устанавливает для себя сам случаи получения товаров от единственного поставщика. Если хотите продать товар или услугу компании, которая придерживается этого законодательного акта, стоит внимательно ознакомиться с созданным ею положением о закупке.
  4. Поставщику важно в полном объеме исполнять свои обязательства по контрактам, в этом случае велика вероятность, что следующая закупка будет не конкурсная, а прямая.

Читайте также: Как пополнить телефон бонусами «Спасибо от Сбербанка»

В целом, благодаря ФЗ 223, налаживать прямые поставки достаточно просто. Достаточно лишь заранее составлять положение о закупке и вести строгую отчетность перед контролирующим органами.

Самое популярное:

В настоящее время на уровне федерального законодательства предпринимается большое количество действий, которые должны быть направлены на превращение закупочной системы для удовлетворения государственных и муниципальных нужд в максимально прозрачный механизм в плане заключения контрактов с различными исполнителями.

Одним из механизмов, направленных на превращение закупочной системы в прозрачный процесс, является разделение всех проводимых закупок на прямые и непрямые.

Понятие прямой закупки

Под прямыми закупками в настоящее время понимаются закупки, которые проводятся напрямую с поставщиком. Она может быть произведена как с использованием Федерального закона «О контрактной системе» за номером 44-ФЗ, так и с помощью Федерального закона «Об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц» за номером 223-ФЗ.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Прямой такая закупка называется по причине того, что в ходе ее осуществления не рассматриваются конкурентные предложения.

В случае, если закупки осуществляются с использованием Федерального закона №223-ФЗ, инициатива заключения контракта может исходить от самого потенциального исполнителя по такому контракту. В случае с закупочными мероприятиями по Федеральному закону №44-ФЗ инициатива может исходить только от самого государственного заказчика.

В то же время есть другое разделение прямых и непрямых закупок. В соответствии с другим делением на прямые и непрямые закупки под прямыми закупками следует понимать закупочные процедуры, которые проводятся с целью удовлетворения непосредственных нужд государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования.

Случаи проведения прямых закупок

Проведение прямых закупок осуществляется чаще всего в следующих случаях:

  • размер начальной максимальной цены подписываемого контракта менее ста тысяч рублей. Возможно подписание контракта в случае, если не исчерпан установленный лимит в размере пяти процентов от совокупного годового объема закупок;
  • если необходимо осуществить закупку в максимально сжатые сроки, так как максимальный срок проведения закупки у единственного поставщика составляет не более трех дней;
  • когда закупочная процедура проводится с постоянным поставщиком, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В данном случае если закупка осуществляется по Федеральному закону №223-ФЗ, инициатива проведения закупки может исходить от самого поставщика.

Порядок проведения прямой закупки

Для того чтобы провести прямую закупку, будет использован стандартный алгоритм закупочных мероприятий у единственного поставщика. В этом случае алгоритм будет выглядеть следующим образом:

  • публикация извещения и обоснования проводимой закупки в Единой информационной системе в случае, если по каким-то причинам невозможно произвести необходимую закупку другим способом;
  • по истечении необходимого срока (не менее трех дней) подписывается контракт с единственным поставщиком.

Если речь идет о закупках, которые будут удовлетворять нужды государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования, то потребуется соблюсти алгоритм для любой конкурентной закупки:

  • публикация извещения и документации о проводимой закупочной процедуре;
  • проведение самой закупки (от рассмотрения поданных заявок до собственно торгов или иного варианта конкурентного определения потенциального исполнителя на основании произведенного отбора наиболее выгодных предложений по цене и качеству товара);
  • подписание контракта на основании положений статьи 83.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» либо в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ.

Понятие и случаи осуществления непрямой закупки

Под непрямой закупкой понимаются те закупочные мероприятия, которые осуществляются с использованием конкурентных процедур.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Чаще всего использование таких процедур происходит в случаях, когда прямые закупки не могут быть осуществлены по различным причинам (например, в соответствии с установленными ограничениями Правительством Российской Федерации).

В соответствии с упомянутым выше разделением под непрямыми закупками может также пониматься тип закупочных процедур, предметом которых становится закупка сопутствующих основной деятельности заказчика товаров, услуг и работ.

Так, к сопутствующим закупкам можно отнести мероприятия по приобретению канцелярских товаров и т. д., если это не относится именно к деятельности самого заказчика. Например, речь идет о государственном предприятии, осуществляющем производство каких-либо товаров, где канцелярские принадлежности используются только при работе офисных подразделений, но не оказывают влияние на сам производственный процесс.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Илья Юрьевич Тарасов Опыт работы в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Место работы: предприятия ГК «Росатом». Должности: главный специалист, руководитель группы. Написано статей 266

Неверный способ определения поставщика

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) не установлено прямой нормы для привлечения должностного лица либо юридического лица к ответственности за выбор способа закупки товаров (работ, услуг), не соответствующего Положению о закупках заказчика.Вместе с тем, как пример, согласно решению ФАС России № 19.01.2017 № 17/2756/17 по аналогичной ситуации материалы дела направлены соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях. Заказчика признали нарушившим ч.1 ст.2 Закона № 223-ФЗ.Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. К законодательству Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц относится согласно ч.1 ст.2 Закона № 223-ФЗ относится, в том числе, Положение о закупках заказчика. Таким образом, при нарушении Положения о закупках заказчика в части способа закупки товаров (работ, услуг), не соответствующего Положению о закупках заказчика может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение ч.5 ст. 7.32.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность за нарушения 223-ФЗ№

Норма КоАП РФВиды нарушений

Пример: Штраф1 Часть 1 статьи 7.32.3Заказчик провел закупку не в электронной форме – нарушил постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 года № 616Заказчик провел закупку полиграфической и печатной продукции и канцелярских принадлежностей в виде открытого конкурса, а не в электронной форме (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2015 г. № 04АП-5456/2015)

На должностных лиц: 10 000–30 000 руб.На юридических лиц: 100 000–300 000 руб.2Часть 2 статьи 7.32.3Работник заказчика провел закупку не в электронной форме – нарушил постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 года № 616 в третий (или более) раз Заказчик закупил продукцию из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616, не в электронной форме. До этой закупки заказчик уже дважды совершил такое же нарушение На должностных лиц: 40 000–50 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до года3Часть 3 статьи 7.32.3Заказчик должен провести закупку по Закону № 44-ФЗ, а провел по 223-ФЗЗаказчик не утвердил Положение о закупке и провел процедуру по правилам Закона № 223-ФЗ, а не 44-ФЗ (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2016 г. № 03АП-6837/2015)

На должностных лиц: 20 000–30 000 руб.На юридических лиц: 50 000–100 000 руб.4Часть 4 статьи 7.32.3Заказчик нарушил срок, в который размещают информацию о закупке в ЕИС (кроме случаев из п. 6 таблицы)Заказчик в течение 10 дней не внес в реестр договоров информацию о том, что договор исполнен (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 г. № 12АП-1648/2016)

На должностных лиц: 2000–5000 руб.На юридических лиц: 10 000–30 000 руб.5Часть 5 статьи 7.32.3Заказчик не разместил информацию о закупке в ЕИСЗаказчик разместил извещение в ЕИС, но не разместил проектную документацию (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2015 г. № 13АП-27639/2015)

На должностных лиц: 30 000–50 000 руб.На юридических лиц: 100 000–300 000 руб.6Часть 6 статьи 7.32.3Заказчик нарушил срок, в который в ЕИС размещают изменения Положения о закупке Заказчик разместил в ЕИС Положение о закупке в новой редакции, но нарушил 15-дневный срок (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 г. № 01АП-7511/2015)

На должностных лиц: 5000–10 000 руб.На юридических лиц: 10 000–30 000 руб.7Часть 7 статьи 7.32.3Заказчик нарушил требования к содержанию извещения или документации о закупке

Заказчик не указал в документации о закупке критерий оценки RF – рейтинг, а также порядок, в котором комиссия оценит и сопоставит заявки участников по данному критерию (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2015 г. № 04АП-5754/2015).

Член закупочной комиссии не отразил в документации:сведения о предмете договора и количество продукции;требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам продукции, безопасности, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ;другие требования, которые позволяют определить, какая продукция нужна заказчику (решение Хабаровского краевого суда от 24 декабря 2015 г. № 21-1208/2015)

На должностных лиц: 2000–3000 руб.На юридических лиц: 5000–10 000 руб.8Часть 8 статьи 7.32.3

Заказчик учел критерии и порядок, которые не указаны в документации о закупке, когда:предъявлял требования к участникам закупок и к продукции;предъявлял требования к условиям договора;оценивал и сопоставлял заявки участников Заказчик необоснованно допустил заявку участника, который предложил цену выше начальной (максимальной) цены договора из документации о закупке (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 г. № 13АП-141/2016).

Председатель комиссии не допустил заявку к запросу котировок, хотя она соответствовала извещению о закупке (решение Челябинского областного суда от 9 декабря 2015 г. № 7-1501/2015)

На должностных лиц: 2000–3000 руб.На юридических лиц: 5000–10 000 руб.

Решение ФАС России от 19.01.2017 № 17/2756/17ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБАРЕШЕНИЕот 19 января 2017 года № 17/2756/17Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <…>,при участии представителей: <…>,рассмотрев жалобу ООО «Компания РесурсИнвест» от 30.12.2016 № РИ-134/12 (вх. № 195979-ЭП/16 от 30.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку мазута (извещение № 31604632800), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),У С Т А Н О В И Л А:В ФАС России поступила жалоба ООО «Компания РесурсИнвест» (далее — Заявитель) от 30.12.2016 № РИ-134/12 на действия (бездействие) заказчика ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур (далее — Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку мазута (извещение № 31604632800) (далее — Закупка у единственного поставщика, Жалоба).Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Закупки у единственного поставщика регламентировалась Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур, утвержденным приказом генерального директора ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур № 731/1-П от 07.12.2016 (далее – Положение о закупке).В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения озакупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.30.12.2016 в ЕИС размещен проект договора и извещение о проведении закупки у единственного поставщика (далее – Извещение, Проект договора).Из Жалобы следует, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно выбран способ закупки.Представитель Заказчика в письменном пояснении с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.Рассмотрев представленные материалы, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.Ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках не содержится.Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.Подпунктом 9 пункта 15.1 Положения о закупке установлены случаи, когда Заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика, а именно: в случае наличия срочной потребности в товарах, работах, услугах, в связи с чем проведение конкурса, аукциона или применение иного способа закупки нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочные потребность, невозможно было предусмотреть заранее.Вместе с тем, приложением № 2 Проекта договора установлен срок поставки товара — апрель 2017 года, и объем поставки — 20 000 тонн.Кроме того, как следует из пояснений представителей Заявителя и представленных материалов, до осуществления Закупки у единственного поставщика, Заказчиком проведен аукцион с аналогичным предметом договора, по результатам которого заключен договор от 13.12.2016 № 379-П12/16 со сроком действия до 31.12.2017 и объемом поставки мазута 50 000 тонн.При этом в приложении № 2 к вышеуказанному договору с Заявителем установлены сроки поставки:январь 10 000 тонн;февраль 20 000 тонн;март 20 000 тонн.Также, согласно ответу на запрос Заявителя, Заказчик обладал достаточным запасом топочного мазута для осуществления деятельности предприятия до 30.01.2017 (письмо ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур № 730 от 16.01.2017).Таким образом, у Заказчика отсутствовала срочная потребность в топочном мазуте, следовательно, у Заказчика отсутствовали основания для осуществления соответствующей закупки путем проведения закупки у единственного поставщика.Также необходимо отметить, что при наличии на рынке различных поставщиков мазута, способных осуществить поставку требуемого Заказчиком объема топочного мазута, Заказчик фактически создал условия, при которых необоснованно ограничено право производителей, поставщиков принять участие в закупке на конкурентной основе, что ставит их в неравное положение и ограничивает количество участников закупки.Таким образом, Заказчиком неправомерно выбран способ закупки, что противоречит подпункту 9 пункта 15.1 Положения о закупке, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС РоссииРЕШИЛА:Признать жалобу ООО «Компания РесурсИнвест» от 30.12.2016 № РИ-134/12 (вх. № 195979-ЭП/16 от 30.12.2016) на действия (бездействие) заказчика ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на поставку мазута (извещение № 31604632800) обоснованной.Признать ГУП ПЭО «Байконурэнерго» г. Байконур нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 16.01.2017 № 223ФЗ-32/17 не выдавать, поскольку по результатам закупки заключен договор.Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.01.2017 № 223ФЗ-32/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов закупки среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта www.zakupki.gov.ru. За 2015 год по 44-ФЗ доля закупок у единственного поставщика составила 21,44% (2-е место среди всех закупок), а по 223-ФЗ — 46,90% (1 место среди всех закупок). Как вы видите цифры эти весьма внушительные. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим…

1. Что значит закупка у единственного поставщика?
2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
— Случаи закупки у единственного поставщика
— Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком
— Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
— Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
4. Выводы и рекомендации

2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.

За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

Случаи закупки у единственного поставщика

Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 45 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти и самостоятельно с ними ознакомиться.

Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

  • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
  • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
  • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • Закупки у субъектов естественных монополий;
  • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 100 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч.3 ст. 93 44-ФЗ, не требуется.

Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).

Примечание: Согласно ч. 3 ст. 93 44-ФЗ в случае осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения ч. 3 ст.93 44-ФЗ не распространяются на случаи осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Шаг №7. Подготовка и размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки у ЕП (размещается не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта).

Примечание: Извещение размещается при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Этап 3. Заключение контракта с ЕП

Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40, 41, 44, 45 ч. 1 ст. 93.

Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

Шаг №11. Привлечение независимых экспертов (при приемке товаров, работ, услуг).

Примечание: Согласно ч.4 ст. 94 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у ЕП (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Минусы закупки у ЕП:

1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео от “Что делать ТВ”. Хороший и понятный видеоролик за исключением прямой рекламы правовой системы “Консультант Плюс”. Но эта реклама абсолютно не влияет на ценность излагаемой информации.

3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (а до ввода ЕИС в эксплуатацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
  2. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
  3. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
  4. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
  5. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).

Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

4. Выводы и рекомендации

В завершении сегодняшней статьи хочется заострить ваше внимание на нескольких моментах.

Во-первых, закупки у единственного поставщика являются для заказчиков весьма привлекательной формой закупок, хотя и подвержены более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов.

Во-вторых, вам, как поставщику, необходимо внимательно ознакомиться со статьями 93-96 44-ФЗ, чтобы понять, закупаются ли ваши товары (работы, услуги) данным способом или нет. Дополнительно можно сделать небольшой мониторинг закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

В-третьих, если вы планируете принимать участие в закупках в рамках 223-ФЗ, то вам необходимо внимательно изучить Положение о закупке того заказчика, в процедуре которого вы будете участвовать. Поскольку случаи закупки у ЕП каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, устанавливает для себя сам.

В-четвертых, выполняйте свои обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полном объеме и в установленный срок и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчик обратится с прямым предложением о заключении контракта именно к вам, будет очень и очень высока.

На этом все. Удачи вам и до встречи в новых статьях!

Каков порядок проведения закупок у единственного поставщика

Заказчик может провести закупку одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ).

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт – наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.

О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию.

Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности. За такое правонарушение установлена ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:

  • подготовку к закупке;
  • поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • направление предложения о заключении контракта;
  • издание приказа о проведении закупки (при необходимости);
  • направление поставщику проекта контракта для согласования;
  • публикацию извещения о закупке (при необходимости);
  • подписание контракта;
  • составление отчета о невозможности применять другие способы закупки (при необходимости).

Этап 5. Направление поставщику проекта контракта для согласования

Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

Контракт должен содержать все существенные условия.

При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:

  • у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ, если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
  • работы по мобилизационной подготовке;
  • учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных;
  • услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков;
  • услуг по реализации билетов и абонементов на посещение мероприятий, а также экскурсионных билетов и путевок;
  • услуг авторского контроля, технического и авторского надзора;
  • в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейся;
  • оборудования, программного обеспечения образовательными организациями – инновационными площадками;
  • банковской гарантии;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилья экономкласса у организаций, заключивших договор на освоение территории в целях строительства такого жилья;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения на территории России;
  • работ (услуг) по инженерным изысканиям, проектированию объектов, необходимых для обработки и утилизации отходов.

Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке

Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.

>Этап 7. Подписание контракта

Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.

Этап 8 (факультативный). Составление отчета о невозможности применять другие способы закупки

В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице.

Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.

Его можно составить в произвольной форме.

В отчете нужно указать:

  • конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
  • причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.

К таким причинам относятся, например:

  • срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
  • риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
  • отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *