В кредитные союзы объединяются зачастую мелкие предприниматели, занимающиеся торговлей небольшой продукции, а также офисные служащие и работники. При помощи таких коопераций они могут удовлетворить собственные нужды при необходимости в небольших кредитах. Каждая финансовая организация или объединения должны находиться под надзором государства, именно поэтому был принят Федеральный закон номер 190 о кредитных кооперациях.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон о кредитной кооперации был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. 190 ФЗ о кредитной кооперации содержит 8 глав и 44 статьи. Этот закон регулирует и регламентирует процессы создания, ведения, внутренних отношений и контроля над всеми видами и категориями кредитных потребительских кооперативов.

Краткое содержание Федерального закона номер 190 о кредитных кооперациях:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую настоящий закон регулирует, также дан список терминов и понятий с их определениями, используемые в нем. Перечислены и описаны основы и нюансы создания таких коопераций, а также деятельности внутри коопераций. Дан список видов деятельности, которой имеют право заниматься члены описываемых союзов. Оформлены способы регулирования и контроля кооперативов, а также меры по их безопасности и финансовой устойчивости;
  • Во второй главе описаны процессы создания, изменений, реорганизации и ликвидации кредитных коопераций. Подробно перечислен процесс создания союза, а также процесс регистрации и необходимые для этого документы. Оформлен устав, необходимый для регистрации и осуществления деятельности кредитного союза. Отдельно подробно описаны способы реорганизации и ликвидации;
  • В главе третьей подробно описаны вступления членов в кооператив и их деятельность. Члены кредитных объединений называются пайщиками. В этой главе оформлены списки порядков приема пайщиков в союзы, а также запись каждого члена в специальный гос. реестр. Даны списки прав, обязанностей и полномочий пайщиков. Описаны способы и нюансы, которые нужно учесть, если член хочет выйти из кооператива;
  • В главе номер четыре подробно описаны процессы контроля и управления над кооперативными кредитными объединениями. Даны списки с указанием полномочий органов, регулирующих описываемую область. Перечислены и описаны категории заинтересованных в этой сфере деятельности лиц. Описаны способы и нюансы собраний членов кооперативов, протоколы и отчетность. Перечислены и описаны разные категории таких собраний. Оформлена информация о правлении союза, членах правления и их полномочиях. Также оформлены сведения о специальном единоличном исполн. органе, полномочиях сотрудников этого органа и о его функциях. Перечислены полномочия и описаны функции ревизионного органа, осуществляющего контроль и ревизии. Оформлен комитет, занимающийся в кредитных кооперативах займами;
  • В пятой г. предоставлена вся необходимая информация о деятельности с имуществом, принадлежащим союзу. Описаны источники, откуда может быть по закону поставлено имущество. Перечислена и описана ответственность членов кооператива за принадлежащее им имущество. Оформлена информация о лицах, отвечающих за распределение доходов и расходов, а также способы и процессы распределения. Описан бух. учет кредитного кооператива, его форма и нюансы написания. Оформлен архив, куда складываются все ненужные или необходимые для членов союза документы;
  • В г. шесть описана деятельность членов кредитных потребительских кооперативов, если члены — это физ. лица. Перечислены особенности и нюансы привлечения средств в союз физическими лицами. Оформлена информация о ведении и составлении бух. учета физ. лицами в кредитных объединениях. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество, если члены кооператива физические лица;
  • В седьмой перечислены и описаны различные категории и виды кооперативов. Оформлена подробная информация о кооперациях второго уровня, о саморегулируемых объединениях, ассоциациях и союзах. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество в саморегулируемых союзах. Отдельно описаны компенсационные фонды и система их выплат;
  • В восьмой оформлены дополнительные требования и заключительные условия и положения настоящего Федерального закона.

Для создания кредитного кооператива используются положения, нормативы и акты Гражданского кодекса РФ, настоящего ФЗ, других Федеральных законов и положения и указы Центрального Банка России.

Последние поправки, внесенные в 190 ФЗ

Последние изменения в закон о КПК были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 292. Согласно этим изменениям большое количество статей было дополнено, полностью изменено или исключено из закона.

Большое количество изменений произошло в статье пять:

  • Во 2 части статьи, в 1 и 4 пунктах были добавлены фразы, уточняющие, что функции Центрального Банка распространяются на саморегулируемые организации и объединения, только в финансовых и экономических сферах, осуществляющие меры и процессы кредитных союзов;
  • Пункты 5 и 6 второй части этой статьи были полностью исключены из закона;
  • Был изменен пункт 7 части 2, согласно которому ЦБ РФ контролирует и регулирует всю деятельность кредитных коопераций, а также следит за точным исполнением членами коопераций положений настоящего Федерального закона и других ФЗ;
  • Во вторую часть были добавлены пункты 8.1 и 8.2, согласно которым Центральный Банк имеет право потребовать любую документацию или материалы у финансовых союзов, включая секретную или скрытую информацию. Также Банк России имеет право требовать и указывать кредитным объединениям, если это необходимо;
  • В 3 части пятой статьи был изменен 4 пункт, согласно которому Центральный Банк России вправе проводить любые необходимые проверки для выявления нарушений закона, специальные сотрудники Банка могут требовать документацию для контроля за исполнением условий настоящего ФЗ;
  • 5 пункт 3 части этой части был исключен из закона;
  • В пункте 9 части 3 был изменен подпункт «г». Согласно ему ЦБ РФ вправе подать иск в суд для ликвидации кредитного кооператива, в случае, если внутри союза были выявлены нарушения ФЗ номер 223 о саморегулируемых организациях в сфере финансов;
  • В пятую статью была добавлена 5 часть. В этой части написано, что все кред. объединения, в которых количество пайщиков превысило 3 тысячи человек, либо если союз достиг второго уровня, обязаны сообщать об изменениях адресов или местоположений офиса объединения. Предоставить обновленную информацию в Центральный Банк сотрудники обязаны в течение 10 дней, если это не было сделано, сотрудники будут нести ответственность за нарушения.

Изменения произошли в статье семь, части 4. В этой части написано, что учредители и создатели кредитного кооператива на первых собраниях принимают решения о вступлении в союз других членов, об утверждении устава, о принятии определенной документации и т. д. Все принятые решения и обсуждения протоколируются.

Изменения произошли в статье 18, в части 5. В случаях, если количество членов кредитного союза превысило 200 человек и планируется провести собрание, уведомление о сборе должно быть вывешено и опубликовано не позднее, чем за 30 дней до мероприятия. Также обязательным условием является публичное выставление объявления о сборе членов кооператива в сети Интернет, по возможности на официальном сайте.

В статье 33, части 4 и в статье 28, части 3 произошли изменения, согласно которым были добавлены уточнения, что описывается имущество и бухгалтерский учет только саморегулируемых организаций, которые ведут деятельность в области финансов.

Полностью была изменена статья 35. В этой статье оформлено, что кредитные союзы (за исключением кооперативов второго уровня) обязательно становятся саморегулируемыми организациями. Установление соответствующего статуса происходит в течение 90 дней после определенных в законе событий.

Среди событий, после которых меняется статус организации на саморегулируемую:

  • Получение соответствующего статуса некомм. организацией, когда в сфере финансов еще нет такого вида организаций на соответствующей территории РФ;
  • При создании кредитной кооперации, если на территории уже существует объединяющая все союзы саморег. организация;
  • Прекращение членства кооператива в саморег. организации.

Правоотношения, устанавливающиеся при становлении кооператива саморегулируемой организацией и при прекращении этого статуса, регулируются не только настоящим ФЗ, но и Федеральным законом номер 223 о саморег. организациях в области финансов. Саморегулируемая объединяющая кооперативы организация контролирует и ведет надзор за деятельностью союзов, чтобы были выполнены все условия и требования законодательства РФ.

ЦБ РФ не контролирует саморег. объединения, в которых количество членов менее трех тысяч человек. Однако существуют исключения:

  • Кредитный союз не относится к каким-либо саморег. организациям;
  • В случае, если поступила информация о возможных нарушениях закона внутри кооператива или организации, проводится проверка и ведется контроль сотрудниками Центрального Банка России.

До того как кредитный кооператив вступает в саморег. организацию, его члены не могут вкладывать средства в деятельность союза, а также не могут привлекать других пайщиков и регистрировать их.

Перечислены функции и обязанности саморегулируемых организаций:

  • Обязана применять меры и требования, оформленные в настоящем законе и в ФЗ 223 о саморег. организациях в области финансов. Меры и требования применяются не только к нарушителям, но ко всем членам кооперативов;
  • Предоставляет отчеты и подробную информацию о деятельности входящих в объединение кооперативов Центральному Банку. ЦБ предоставляет форму и сроки когда должны быть предоставлены сведения;
  • Предоставляет отчеты и подробную информацию о каждом члене органов регулирования кредитных коопераций, а также копии бухгалтерских учетов коопераций;
  • Составляет, анализирует и консультирует кооперативы в области документации, помогает составлять устав, внутренние формы документов и т. д.;
  • Обязана выкладывать в публичный и общий доступ определенную в законе информацию, в сети Интернет на официальном сайте или через СМИ;
  • Организует повышение квалификации или обучение работников и членов кредитных союзов.

Согласно принятым изменениям, статьи 36, 37 и 38 утратили силу и были исключены из закона.

Изменения произошли в статье 39. В части 1 было включено уточнение, что закон распространяется только на саморегулируемые организации в области финансов. Во 2 части была изъята фраза «и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях». Изменилась и 3 часть, в ней написано, что для сохранения и ответственности за имущество, принадлежащее кооперативу, организации вправе требовать у членов союза обязательное страхование.

Каждая часть статьи 40 была изменена согласно последней редакции закона. В 1 части написано, что кооперация в собственном уставе обязана описать процедуру пополнения, процесс создания и размеры компенсационного фонда. Каждый член выплачивает определенный в уставе взнос, который вкладывается в компенсационный фонд и составляет его размер. Во второй части установлены тарифы и денежные суммы взносов в фонд. Обязательным является ежегодное внесение в фонд 0,2% от среднегодового размера активов члена кооператива. Однако взнос не должен превышать 5% от среднегодового актива.

В 3 части 40 статьи оформлена информация о том, что сотрудники саморегулируемой организации имеют право самостоятельно распределять доходы, если они не превышают 20 млн рублей. Возвратность, ликвидность и прибыльность определяются членами объединения в инвестиционной декларации, которая составляется совместно с уставом. В 1, 4, 5, 8, 9 и 10 части уточняется, что закон распространяется только для саморег. организаций в области финансов и кредитования. В 6 части написано, что размещение средств компенсационного фонда позволяет восполнять в будущем средства этого фонда, а также эти средства можно тратить на обеспечение нужд объединения.

В 7 части 40 статьи оформлена информация о компенсационных выплатах, которые выплачиваются членам кооператива. Такие выплаты осуществляются при нехватке имущества для исполнения пайщиком собственных обязанностей. В 11 части написано, что после ликвидации саморегулируемой организации все средства, внесенные и хранящиеся в компенсационном фонде, равномерно распределяются между членами кредитных коопераций. Распределение этих средств, согласно 12 части, осуществляется после собрания всех членов и голосования о равномерном распределении. Во время собрания обязательно выписывается протокол, в котором перечисляются входящие в состав объединения союзы, их вклады в фонд и выписывается доля каждого члена, которую после ликвидации он имеет право забрать.

В 13 части 40 статьи слова гос. реестр были изменены на единый реестр саморег. организаций в финансовой области. В 14 части написано, что управляющие обязаны соблюсти все требования и условия законодательства для составления фонда, поэтому заключить договор с депозитарием. Специализированный сотрудник, депозитарий, следит и ведет контроль за каждым размещением средств фонда. Надзор ведется для установления отсутствия нарушений закона и контроля за соблюдением условий законодательства России.

Статья 41, а также 2 и 3 части статьи 42 утратили силу и были исключены из закона.

Скачать закон о кредитной кооперации с последними изменениями

Кредитные кооперации с каждым годом становятся все популярнее и большое количество лиц становятся их членами. При популяризации какой-либо деятельности, особенно когда эта деятельность связана с финансами, необходим контроль и регулировка от государства. Члены КПК занимаются тем, что получают взносы от граждан, которые перераспределяют в ссуды, выдающиеся пайщикам. Такой вид кредитования стал популярным, потому что нет необходимости в большом количестве документации и средства выдаются достаточно быстро.

Скачать Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ»О кредитной кооперации» можно по ссылке.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *