Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)

21 декабря 1996 года N 159-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года Одобрен Советом Федерации 10 декабря 1996 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 29.02.2012 N 15-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 22.12.2014 N 442-ФЗ, от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018), от 03.08.2018 N 322-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. (преамбула в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
  • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование
  • Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение
  • Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение
  • Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы
  • Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона
  • Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

  • О районе
    • Краткая характеристика района
    • Символика района
    • Карта района
  • Управа района
    • Положение
    • Руководство
    • Структура
    • Вакансии
    • Госслужба
  • Наши депутаты
    • Депутат Государственной Думы ФС РФ Выборный Анатолий Борисович
    • Депутат Московской городской Думы Гусева Людмила Ивановна
    • Депутат Московской городской Думы Семенников Александр Григорьевич
    • Муниципальный Округ Северное Бутово
  • Центр государственных услуг «Мои документы» (МФЦ)
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Медиа
    • Актуально
    • Районная газета «Вестник Бутово»
    • Официальные выступления главы управы
    • Мероприятия в районе
  • Выборы
    • Информация МГИК
  • ЖКХ и благоустройство
    • Телефоны коммунальных служб района
    • Коммунальные услуги района
    • Брошенный автотраспорт
    • Информация
    • Тарифы для населения
    • Было&стало
    • Ограждающие устройства (шлагбаумы)
  • Социальная сфера
    • Сводный календарный план района Северное Бутово
    • Культура, досуг, спорт
      • Библиотека № 192
      • Библиотека № 193 — информационный Интеллект-Центр
      • Центр эстетического воспитания детей «Моцарт»
      • Детский творческий центр
      • Государственное бюджетное учреждение Центр культуры, досуга и спорта «Эврика-Бутово»
      • Государственное бюджетное учреждение Центр физической культуры и спорта «Спорт-Бутово»
    • Общеобразовательные и средние специальные учебные заведения
    • Учреждения здравоохранения
      • ГБУЗ «КДП № 121 ДЗМ» филиал № 4
      • ГБУЗИ «КДП № 121 ДЗМ» филиал № 7
      • ГБУЗ «ДГП № 118 ДЗМ»
      • Стоматологическая поликлиника № 64
      • филиал №7 ГКУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»
      • ГКУЗ «Хоспис № 3 ДЗМ»
    • Социальное обеспечение
      • Учреждения социальной защиты населения
        • Отдел социальной защиты населения (ОСЗН) района Северное Бутово
        • Центр социального обслуживания филиал «Бутово»
        • Пенсионный отдел Северное Бутово
        • Районный отдел центра жилищных субсидий № 44 «Северное Бутово»
        • Филиал «Северное Бутово» государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»
    • Навстречу 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • Потребительский рынок и услуги
    • Патентная система налогообложения
    • Декларирование
    • Информация
  • Военный комиссариат
    • Статья с разъяснениями прав и обязанностей лиц призывного возраста
    • ОБЪЯВЛЕНИЕ БУТОВСКОГО ВОЕНКОМАТА
    • О ходе призывной компании
  • Комплекс правопорядка и безопасности
    • Федеральная служба безопасности
    • Зюзинская межрайонная прокуратура
    • Отдел МВД России по району Северное Бутово г. Москвы
    • Отделение УФМС по району Северное Бутово
    • 3 РОНД Управления по ЮЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве
    • Штаб народной дружины
    • Судебные участки и мировые судьи
    • Зюзинский межмуниципальный (районный) суд ЮЗАО г. Москвы
  • Документы
    • Нормативно-правовые акты г. Москвы
  • Антимонополистическая деятельность
  • Контакты
    • Контактная информация
    • Единая справочная служба города Москвы
    • Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних
  • Электронная приемная
  • Полезная информация
    • Телефоны экстренных служб
    • Куда звонить в экстренных случаях
    • Форма обращений для жителей
  • Конкурсы и тендеры
    • Конкурсы и аукционы
    • Конкурсная комиссия
  • Конкурсы на заключение договоров на реализацию социальных программ (проектов)
  • Противодействие терроризму
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Федеральные законы Российской Федерации, нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
      • Нормативные акты Мэра Москвы, Правительства Москвы
      • Нормативные правовые акты и иные акты управы района Северное Бутово г. Москвы
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Москвы и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Планы, доклады, отчёты, обзоры, статическая информация по вопросам противодействия коррупции
  • Капитальный ремонт
    • Нормативно-правовые акты
    • Вопрос-ответ
    • Методические материалы
    • Дом в программе
    • График работ
    • Порядок оформления льгот
  • Общественные советники
    • Общественный советник в твоем доме
  • Молодежная палата
  • Городские парковки
    • Платные городские парковки на улице
      • Парковки в округе
      • Способы оплаты
      • Льготы
      • Документы
      • Установка шлагбаума
      • Часто задаваемые вопросы
      • Новости о парковках
      • Обратная связь
    • Платные городские парковки со шлагбаумом
      • Как пользоваться парковками
      • Где расположены парковки
    • Перехватывающие парковки
      • Где расположены парковки
      • Тарифы на услуги парковок
      • Как пользоваться парковками
  • Благоустройство на средства от платных парковок
    • 2016 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2017 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2018 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2019 год
      • Запланировано
      • Выполнено
  • Публичные слушания
  • Реновация
    • stroi.mos.ru
  • Прокуратура разъясняет
  • ГУ МЧС России информирует
    • Экспресс-информация
  • УВД
  • Информация для налогоплательщиков
    • Информация
  • Земельно-имущественные торги
  • Активный гражданин
  • Бессмертный полк
  • Реализация объектов гаражного назначения
  • Спорт и досуг

«Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. n 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постатейный) (Терехова Ю.К.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ,
от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ,
от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Комментируемым Федеральным законом установлены общие принципы, содержание, а также меры, направленные на социальную поддержку не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Следует отметить, что дополнительные гарантии по социальной поддержке российским государством этой малозащищенной категории граждан представляют собой комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и т.п.
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 1
В рассматриваемой статье приводятся такие понятия, как:
1) дети-сироты;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) опека и попечительство;
6) приемная семья;
7) полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
9) дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Рассмотрим некоторые из вышеприведенных категорий граждан РФ более подробно.
Детьми-сиротами признаются лица, возраст которых не достигает 18 лет и у которых умерли оба или единственный родитель.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по причине:
1) отсутствия родителей или лишения их родительских прав;
2) ограничения родителей в родительских правах;
3) признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);
4) нахождения родителей в лечебных учреждениях;
5) объявления родителей умершими;
6) отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
7) уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
8) отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
9) по иным причинам признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законодательством РФ порядке.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются граждане в возрасте от 18 до 23 лет, если они в возрасте до 18 лет:
1) потеряли в связи со смертью обоих или единственного родителя;
2) остались без попечения единственного или обоих родителей;
3) имеют в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются:
1) образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2) учреждения социального обслуживания населения (детские дома — интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
3) учреждения системы здравоохранения (дома ребенка);
4) иные учреждения, создаваемые в установленном законодательством РФ порядке.
Так, например, Постановлением Минтруда России от 8 августа 2002 г. N 54 утверждены Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее — Методические рекомендации).
В соответствии с п. 1.2 Методических рекомендаций целями создания государственного (муниципального) учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее по тексту — Учреждение) являются:
1) предоставление в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
2) обеспечение создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
3) проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода;
4) организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Создание Учреждения производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Созданное Учреждение действует на основании устава, утверждаемого учредителем (п. 1.3 Методических рекомендаций).
Поскольку Учреждение является юридическим лицом, государственная регистрация факта его создания производится в соответствии с положениями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — ФЗ-129).
В настоящее время государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой РФ.
Государственная регистрация подразумевает осуществление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти актов, посредством внесения в государственные реестры сведений:
1) о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц;
2) о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя;
3) о прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
4) иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с ФЗ-129 (ст. 1 ФЗ-129).
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ-129 государственная регистрация производится в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту:
1) нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа;
2) нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (в случае отсутствия исполнительного органа).
Поскольку деятельность Учреждения направлена на социальное обслуживание детей-инвалидов, оно в связи с этим осуществляет:
1) в целях создания для них благоприятных условий жизнедеятельности — предоставление социальных услуг детям-инвалидам;
2) меры по реализации индивидуальных программ, направленных на реабилитацию инвалидов и разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;
3) в целях восстановления (компенсации) утраченных (нарушенных) способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции в общество — мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями;
4) проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, а также организацию ухода за детьми-инвалидами, их досуга;
5) физическое воспитание детей-инвалидов, учитывая возраст и состояние здоровья, позволяющее развить их способности в пределах максимальных возможностей;
6) в целях ликвидации трудной жизненной ситуации — оказание социальной, психологической или иной помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов;
7) при необходимости и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, — защиту прав и законных интересов детей-инвалидов;
8) организацию образования детей-инвалидов с учетом их физических возможностей и умственных способностей.
Социальное обслуживание детей-инвалидов осуществляется с использованием средств малой механизации и средств самообслуживания, позволяющих приблизиться к следующим показателям:
1) повышение качества обслуживания, содержания и ухода за детьми-инвалидами;
2) использование прогрессивных форм и методов работы по социальному обслуживанию детей-инвалидов;
3) облегчение труда обслуживающего персонала по уходу за тяжело больными детьми и привитие детям-инвалидам навыков самообслуживания;
4) использование новых реабилитационных технологий, повышающих результативность реабилитационного процесса детей-инвалидов.
Учреждение может иметь в своем составе такие структурные подразделения, как:
1) приемное отделение, назначение которого заключается в осуществлении первичного (последующего) приема детей-инвалидов в Учреждение, выявлении у них потребностей в социальных услугах, направлении в соответствующие функциональные подразделения Учреждения; создании банка данных о детях-инвалидах, обратившихся за помощью, осуществлении взаимного обмена необходимой информацией как с заинтересованными государственными, так и общественными организациями и учреждениями; осуществлении анализа и прогнозирования социальных процессов на обслуживаемой Учреждением территории;
2) отделение медико-социальной реабилитации, назначение которого заключается в освоении и использовании традиционных и новых эффективных методик и технологий проведения реабилитационных мероприятий; направлении детей-инвалидов, если это необходимо, по согласованию с органами здравоохранения, в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи; обеспечении взаимодействия специалистов отделения с родителями (законными представителями) детей-инвалидов в целях достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье;
3) отделение психолого-педагогической помощи, назначение которого заключается в оказании практической помощи в обучении детей-инвалидов и разработке образовательных программ; проведении психолого-коррекционной работы с детьми-инвалидами; подготовке и проведении мероприятий по организации досуга детей-инвалидов вместе с их родителями (законными представителями); обучении детей-инвалидов навыкам самообслуживания и поведения в быту и общественных местах;
4) отделение социально-трудовой реабилитации призвано проводить мероприятия по оказанию психолого-профориентационных услуг детям-инвалидам; проводить мероприятия, способствующие развитию профессиональных навыков и умений; решать вопросы будущего трудоустройства детей-инвалидов на специализированные предприятия для инвалидов;
5) отделение социально-консультативной помощи, призванное осуществлять консультирование родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания, а также развития личности детей-инвалидов с ограничениями в развитии; оказывать социально-консультативную помощь по вопросам социально-правовой защиты и обеспечения жизнедеятельности семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
6) отделение милосердия, назначение которого заключается в организации реабилитационных групп, объединяющих детей-инвалидов; осуществлении деятельности реабилитационных групп на основе индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
7) группа дневного пребывания, которая предназначается для обеспечения режима временного содержания детей-инвалидов (с учетом семейных обстоятельств и интересов детей-инвалидов); осуществления мер по реализации индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
8) иные отделения, не противоречащие целям и задачам Учреждения.
Пункт 2.4 Методических рекомендаций позволяет Учреждению создавать попечительский совет, одним из направлений деятельности которого будет являться привлечение территориальных общественных объединений, организаций, фондов к решению проблем детей-инвалидов, проживающих в Учреждении.
Принятию в Учреждение подлежат дети-инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.
Однако не подлежат принятию в Учреждение дети-инвалиды, страдающие по заключению медицинских учреждений психическими, онкологическими, кожно-венерологическими и другими формами инфекционных заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях.
Пунктом 3.3 Методических рекомендаций предусмотрены следующие способы приема детей-инвалидов в Учреждение:
1) на постоянное проживание;
2) временное (на срок до 6 месяцев) проживание;
3) пятидневное в неделю проживание;
4) дневное пребывание.
В течение всего срока проживания (пребывания) детей-инвалидов в Учреждении с родителями (законными представителями) проводится социально-реабилитационная работа.
Для помещения в Учреждение органом социальной защиты населения субъекта РФ или органом местного самоуправления выдается соответствующая путевка. Для помещения ребенка-инвалида в Учреждение путевка может выдаваться на основании заявления его родителей (законных представителей).
На каждого проживающего в Учреждении заводится личное дело, в котором хранятся:
1) путевка;
2) история болезни, с приобщением медицинской карты;
3) справка из учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
4) индивидуальная программа реабилитации;
5) амбулаторная карта, поступившая из медицинского учреждения;
7) все медицинские и иные документы со времени нахождения ребенка-инвалида в Учреждении.
Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется на платной основе, включающей затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений. Оплата стационарного обслуживания детей-инвалидов производится на основании договора о стационарном обслуживании, который заключается между родителями ребенка-инвалида (законными представителями) и Учреждением.
Помимо основных услуг по стационарному обслуживанию детей-инвалидов, им за счет денежных средств родителей (законных представителей) могут предоставляться дополнительные платные или частично оплачиваемые услуги (по индивидуальному уходу и питанию, лечению и другие), перечень и стоимость которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Временное выбытие ребенка-инвалида из Учреждения (на срок не более трех месяцев или на период каникул) осуществляется лишь по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия директора Учреждения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *