Содержание

Глава I. Общие положения

Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ

«О семеноводстве»

(в редакции, актуальной с 4 июля 2016 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно Федеральным законам: от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ,
от 16.10.2006 г. № 160-ФЗ, от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ, от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ,
от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ, от 19.07.2011 г. № 248-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ,
от 12.03.2014 г. № 27-ФЗ, от 23.06.2014 г. № 160-ФЗ, от 13.07.2015 г. № 233-ФЗ,
от 03.07.2016 г. № 358-ФЗ)

Принят Государственной Думой 12 ноября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 декабря 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

семеноводство — деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также сортовой контроль и семенной контроль;

семена — части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений;

сортовые качества семян — совокупность признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту сельскохозяйственных растений;

посевные качества семян — совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки);

партия семян — определенное количество однородных по происхождению и качеству семян;

сортовой контроль — мероприятия по определению сортовой чистоты и установлению принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля;

семенной контроль — мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

апробация посевов — обследование сортовых посевов в целях определения их сортовой чистоты или сортовой типичности растений, засоренности сортовых посевов, поражения болезнями и повреждения вредителями растений;

грунтовой контроль — установление принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту и определение сортовой чистоты растений посредством посева семян на специальных участках и последующей проверки сельскохозяйственных растений;

лабораторный сортовой контроль — установление принадлежности семян к определенному сорту и определение сортовой чистоты семян посредством проведения лабораторного анализа;

регистрация посевов — осмотр сортовых посевов без отбора снопа для апробации с последующим оформлением в установленном порядке результатов осмотра;

семена охраняемого сорта — семена сорта, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений;

сортовая чистота — отношение числа стеблей сельскохозяйственных растений основного сорта к числу всех развитых стеблей сельскохозяйственных растений данной культуры;

сортовая типичность — показатель сортовой чистоты перекрестноопыляющихся растений;

сельскохозяйственные растения — зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфирно-масличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свекла, виноград, используемые в сельскохозяйственном производстве;

лесные растения — лесные древесные и кустарниковые растения, используемые в лесном хозяйстве.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области семеноводства

Законодательство Российской Федерации в области семеноводства состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области семеноводства, могут издавать акты, которые регулируют отношения, возникающие в области семеноводства, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области семеноводства и международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области семеноводства, применяются правила международного договора.

Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством Российской Федерации в области семеноводства

Законодательство Российской Федерации в области семеноводства регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также в связи с организацией и проведением сортового контроля и семенного контроля.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений, а также в связи с организацией и проведением семенного контроля в лесном хозяйстве, регулируются законодательством Российской Федерации в области семеноводства, если иное не установлено лесным законодательством Российской Федерации.

Имущественные и административные отношения, возникающие в области семеноводства, регулируются законодательством Российской Федерации в области семеноводства в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Категории семян сельскохозяйственных растений

В зависимости от этапа воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений определяются следующие категории семян сельскохозяйственных растений:

оригинальные;

элитные (семена элиты);

репродукционные (семена первой и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения).

Методы производства семян соответствующих категорий устанавливает специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством.

Статья 6. Оригинальные семена

Оригинальными семенами являются семена сельскохозяйственных растений, произведенные оригинатором сорта сельскохозяйственного растения или уполномоченным им лицом.

Оригинатором сорта сельскохозяйственного растения является физическое или юридическое лицо, которое создало, вывело, выявило сорт сельскохозяйственного растения и (или) обеспечивает его сохранение и данные о котором внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

Положение о регистрации оригинатора сорта сельскохозяйственного растения утверждает специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством.

Статья 7. Элитные семена (семена элиты)

Элитными семенами (семенами элиты) являются семена сельскохозяйственного растения, которые получены от оригинальных семян и соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Число поколений элитных семян (семян элиты) определяет оригинатор сорта сельскохозяйственного растения.

Элитные семена (семена элиты) используются для производства репродукционных семян.

Статья 8. Репродукционные семена

Репродукционными семенами являются семена сельскохозяйственных растений последующих после элитных семян (семян элиты) поколений.

Число поколений репродукционных семян определяют территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством или соответствующие органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Гибридные семена первого поколения являются репродукционными семенами.

Статья 9. Категории семян лесных растений

В зависимости от наследственных свойств определяются следующие категории семян лесных растений — нормальные, улучшенные и сортовые.

Отнесение семян лесных растений к указанным категориям определяет специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством.

Глава III. Организация семеноводства

Система семеноводства сельскохозяйственных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству оригинальных, элитных (семян элиты) и репродукционных семян.

Порядок функционирования системы семеноводства сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Система семеноводства лесных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству нормальных, улучшенных и сортовых семян.

Порядок функционирования системы семеноводства лесных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Статья 11. Схема семеноводства сельскохозяйственных растений

Схема семеноводства сельскохозяйственных растений включает в себя комплекс мероприятий по воспроизводству сортов сельскохозяйственных растений с использованием научно обоснованных методов. Схема семеноводства сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Статья 12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области семеноводства

Государственное управление в области семеноводства осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области семеноводства, включают в себя специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством, специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством и их территориальные органы.

Специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством осуществляет деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством — в области семеноводства лесных растений.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области семеноводства, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 12.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области семеноводства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области семеноводства могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 13. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области семеноводства

Государственное управление в области семеноводства на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно или, если это предусмотрено соответствующими соглашениями, через территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством и территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством.

Статья 14. Финансирование в области семеноводства

Финансирование в области семеноводства осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также за счет средств физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области семеноводства.

Статья 15. Государственная поддержка семеноводства

Государственная поддержка семеноводства осуществляется посредством:

выделения государственных инвестиций;

государственного регулирования цен;

предоставления налоговых льгот;

компенсации затрат на производство оригинальных и элитных (семян элиты) семян;

предоставления кредитов на льготных условиях;

применения иных мер экономического стимулирования.

Статья 16. Научное обеспечение семеноводства

Научное обеспечение семеноводства осуществляют научные организации и образовательные организации высшего образования, которые проводят научные исследования в области семеноводства.

Статья 17. Требования к производству семян

Для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Запрещается использовать для посева (посадки) семена в целях их производства, засоренные семенами карантинных растений, зараженные карантинными болезнями растений и вредителями растений.

Статья 18. Особенности производства семян отдельных категорий

Оригинальные семена производятся в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.

Репродукционные семена могут производиться и реализовываться любыми заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Семена отдельных категорий лесных растений производятся в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Статья 19. Производители семян

Производителями семян являются физические и юридические лица, осуществляющие производство семян в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В учредительных документах юридических лиц, осуществляющих производство семян, определяются предмет и цели их деятельности.

Особенности деятельности производителей семян определяются законодательством Российской Федерации в области семеноводства.

Статья 20. Специальные зоны для производства семян сельскохозяйственных растений

В целях создания наиболее благоприятных фитосанитарных и технологических условий для производства семян сельскохозяйственных растений, имеющих высокие сортовые качества, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством определяют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специальные зоны для производства семян сельскохозяйственных растений. В этих зонах устанавливается особый режим производства семян сельскохозяйственных растений.

Статья 21. Заготовка, обработка, хранение и использование семян

Порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Использование семян, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.

Статья 22. Федеральные фонды семян

Федеральные фонды семян представляют собой запасы семян сельскохозяйственных растений и (или) лесных растений и предназначены для регионов Российской Федерации, в которых не осуществляется производство семян или имеются ограниченные возможности их производства, а также для оказания помощи юридическим и физическим лицам, занятым производством сельскохозяйственной продукции или осуществляющим ведение лесного хозяйства, в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций.

Для федеральных фондов семян осуществляется заготовка партии семян, которые сопровождаются документами, удостоверяющими их сортовые и посевные качества. Форма, содержание и порядок оформления указанных документов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области семеноводства.

Федеральные фонды семян формируются за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

Федеральные фонды семян являются федеральной собственностью.

Федеральные фонды семян сельскохозяйственных растений и федеральные фонды семян лесных растений формируются соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Порядок формирования и использования федеральных фондов семян определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Страховые фонды семян

Страховые фонды семян представляют собой запасы семян сельскохозяйственных растений и (или) лесных растений и формируются на случай неурожая.

Порядок формирования и использования страховых фондов семян сельскохозяйственных растений определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования и использования страховых фондов семян лесных растений определяет специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством.

Статья 24. Переходящие фонды семян

Переходящие фонды семян представляют собой запасы семян озимых сельскохозяйственных растений. Указанные фонды создаются физическими и юридическими лицами в регионах Российской Федерации, на территориях которых уборка озимых сельскохозяйственных растений проводится после наступления оптимальных сроков их посева или между уборкой и посевом озимых сельскохозяйственных растений имеется непродолжительный период.

Переходящие фонды семян используются в году, следующем за годом заготовки семян.

Порядок формирования и использования переходящих фондов семян определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 25. Общие требования к определению сортовых и посевных качеств семян

Семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.

Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.

Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений

Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.

Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.

Апробация посевов сельскохозяйственных растений проводится по заявкам производителей семян семенными инспекциями с привлечением при необходимости оригинаторов сортов сельскохозяйственных растений, а также организаций и физических лиц, определенных в статье 16 настоящего Федерального закона.

Грунтовому контролю подлежат оригинальные, элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Лабораторному сортовому контролю подлежат элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для собственных нужд производителей семян, подлежат регистрации.

Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Статья 27. Определение посевных качеств семян

Определение посевных качеств семян проводится посредством проведения отбора проб семян и анализа проб семян.

Отбор проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями из партий семян, предназначенных для реализации.

Анализ проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Отбор проб семян из партий семян, предназначенных для вывоза из Российской Федерации, и анализ данных проб семян осуществляются в соответствии с нормами международного права.

Статья 28. Подтверждение соответствия партий семян

Подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

>Статья 29. Удостоверения о качестве семян

Статья 29 утратила силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

Статья 30. Оборотоспособность партий семян

Допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут использоваться в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.

Оборот партий семян лесных растений, используемых в целях воспроизводства лесов и лесоразведения, допускается при наличии документов, удостоверяющих их посевные качества, а также с соблюдением требований, установленных специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 31. Реализация и транспортировка партий семян

Реализация и транспортировка партий семян осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства.

Партии семян при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном или в незатаренном состоянии (насыпью).

При реализации и транспортировке партий семян в затаренном состоянии их тара и упаковки должны иметь этикетки установленных форм.

При реализации и транспортировке партий семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта растений каждой партии семян, происхождении и качестве семян.

Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны находиться в затаренном состоянии. Тара и упаковки этих партий семян должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую среду.

При реализации и транспортировке партий семян запрещается указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян.

Порядок реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений и партий семян лесных растений устанавливается соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

>Статья 32. Лицензирование деятельности по реализации партий семян

Статья 32 исключена согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ.

Статья 33. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян

Ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Запрещен ввоз в Российскую Федерацию партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации.

Ввезенные в Российскую Федерацию партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.

Запрещены ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян охраняемых государством сортов растений в случае несоблюдения гражданского законодательства.

Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации партий семян осуществляют специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и порядок вывоза из Российской Федерации партий семян устанавливаются законодательством Российской Федерации.

>Статья 34. Гарантии качества семян

Статья 34 утратила силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ.

Глава VIII. Сортовой и семенной контроль. Государственный надзор в области семеноводства

Сортовой контроль и семенной контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области семеноводства, изданных в соответствии с ним актов специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством и специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством, а также требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сортовой контроль и семенной контроль проводятся соответственно в отношении посевов и семян, принадлежащих физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность в области семеноводства.

Статья 36. Организации, проводящие сортовой контроль и семенной контроль

Сортовой контроль и семенной контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений проводят семенные инспекции, семенной контроль в отношении семян лесных растений — лесосеменные станции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 37. Государственные инспектора в области семеноводства сельскохозяйственных растений

Статья 37 утратила силу с 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.

Статья 37.1. Государственный надзор в области семеноводства

Государственный надзор в области семеноводства осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и государственного надзора в области сельского хозяйства согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области семеноводства, организацией и проведением проверок осуществляющих деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Глава IX. Разрешение споров и ответственность при осуществлении деятельности в области семеноводства

Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области семеноводства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области семеноводства

Нарушение законодательства Российской Федерации в области семеноводства влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 33 вступает в силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О семеноводстве»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СЕМЕНОВОДСТВЕ

Принят
Государственной Думой
12 ноября 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
3 декабря 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

семеноводство — деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также сортовой контроль и семенной контроль;

семена — части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений;

сортовые качества семян — совокупность признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту сельскохозяйственных растений;

посевные качества семян — совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки);

партия семян — определенное количество однородных по происхождению и качеству семян;

сортовой контроль — мероприятия по определению сортовой чистоты и установлению принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля;

семенной контроль — мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

апробация посевов — обследование сортовых посевов в целях определения их сортовой чистоты или сортовой типичности растений, засоренности сортовых посевов, поражения болезнями и повреждения вредителями растений;

грунтовой контроль — установление принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту и определение сортовой чистоты растений посредством посева семян на специальных участках и последующей проверки сельскохозяйственных растений;

лабораторный сортовой контроль — установление принадлежности семян к определенному сорту и определение сортовой чистоты семян посредством проведения лабораторного анализа;

регистрация посевов — осмотр сортовых посевов без отбора снопа для апробации с последующим оформлением в установленном порядке результатов осмотра;

семена охраняемого сорта — семена сорта, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений;

сортовая чистота — отношение числа стеблей сельскохозяйственных растений основного сорта к числу всех развитых стеблей сельскохозяйственных растений данной культуры;

сортовая типичность — показатель сортовой чистоты перекрестноопыляющихся растений;

сельскохозяйственные растения — зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфирномасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свекла, виноград, используемые в сельскохозяйственном производстве;

лесные растения — лесные древесные и кустарниковые растения, используемые в лесном хозяйстве.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области семеноводства

Законодательство Российской Федерации в области семеноводства состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области семеноводства, могут издавать акты, которые регулируют отношения, возникающие в области семеноводства, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области семеноводства и международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области семеноводства, применяются правила международного договора.

Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством Российской Федерации в области семеноводства

Законодательство Российской Федерации в области семеноводства регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также в связи с организацией и проведением сортового контроля и семенного контроля.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян лесных растений, а также в связи с организацией и проведением семенного контроля в лесном хозяйстве, регулируются законодательством Российской Федерации в области семеноводства, если иное не установлено лесным законодательством Российской Федерации.

Имущественные и административные отношения, возникающие в области семеноводства, регулируются законодательством Российской Федерации в области семеноводства в соответствии с гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

Глава II. КАТЕГОРИИ СЕМЯН

Статья 5. Категории семян сельскохозяйственных растений

В зависимости от этапа воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений определяются следующие категории семян сельскохозяйственных растений:

оригинальные;

элитные (семена элиты);

репродукционные (семена первой и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения).

Методы производства семян соответствующих категорий устанавливает специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством.

Статья 6. Оригинальные семена

Оригинальными семенами являются семена сельскохозяйственных растений, произведенные оригинатором сорта сельскохозяйственного растения или уполномоченным им лицом.

Оригинатором сорта сельскохозяйственного растения является физическое или юридическое лицо, которое создало, вывело, выявило сорт сельскохозяйственного растения и (или) обеспечивает его сохранение и данные о котором внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

Положение о регистрации оригинатора сорта сельскохозяйственного растения утверждает специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством.

Статья 7. Элитные семена (семена элиты)

Элитными семенами (семенами элиты) являются семена сельскохозяйственного растения, которые получены от оригинальных семян и соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Число поколений элитных семян (семян элиты) определяет оригинатор сорта сельскохозяйственного растения.

Элитные семена (семена элиты) используются для производства репродукционных семян.

Статья 8. Репродукционные семена

Репродукционными семенами являются семена сельскохозяйственных растений последующих после элитных семян (семян элиты) поколений.

Число поколений репродукционных семян определяют территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством или соответствующие органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Гибридные семена первого поколения являются репродукционными семенами.

Статья 9. Категории семян лесных растений

В зависимости от наследственных свойств определяются следующие категории семян лесных растений — нормальные, улучшенные и сортовые.

Отнесение семян лесных растений к указанным категориям определяет специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕНОВОДСТВА

Статья 10. Система семеноводства

Система семеноводства сельскохозяйственных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству оригинальных, элитных (семян элиты) и репродукционных семян.

Порядок функционирования системы семеноводства сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Система семеноводства лесных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по производству нормальных, улучшенных и сортовых семян.

Порядок функционирования системы семеноводства лесных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Статья 11. Схема семеноводства сельскохозяйственных растений

Схема семеноводства сельскохозяйственных растений включает в себя комплекс мероприятий по воспроизводству сортов сельскохозяйственных растений с использованием научно обоснованных методов. Схема семеноводства сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Статья 12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области семеноводства

Государственное управление в области семеноводства осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области семеноводства, включают в себя специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством, специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством и их территориальные органы.

Специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством осуществляет деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством — в области семеноводства лесных растений.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области семеноводства, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 12.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области семеноводства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области семеноводства могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 13. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области семеноводства

Государственное управление в области семеноводства на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно или, если это предусмотрено соответствующими соглашениями, через территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством и территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством.

Статья 14. Финансирование в области семеноводства

Финансирование в области семеноводства осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также за счет средств физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области семеноводства.

Статья 15. Государственная поддержка семеноводства

Государственная поддержка семеноводства осуществляется посредством:

выделения государственных инвестиций;

государственного регулирования цен;

предоставления налоговых льгот;

компенсации затрат на производство оригинальных и элитных (семян элиты) семян;

предоставления кредитов на льготных условиях;

применения иных мер экономического стимулирования.

Статья 16. Научное обеспечение семеноводства

Научное обеспечение семеноводства осуществляют научные организации и образовательные организации высшего образования, которые проводят научные исследования в области семеноводства.

Глава IV. ПРОИЗВОДСТВО СЕМЯН

Статья 17. Требования к производству семян

Для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Запрещается использовать для посева (посадки) семена в целях их производства, засоренные семенами карантинных растений, зараженные карантинными болезнями растений и вредителями растений.

Статья 18. Особенности производства семян отдельных категорий

Оригинальные семена производятся в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.

Репродукционные семена могут производиться и реализовываться любыми заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ.

Семена отдельных категорий лесных растений производятся в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Статья 19. Производители семян

Производителями семян являются физические и юридические лица, осуществляющие производство семян в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В учредительных документах юридических лиц, осуществляющих производство семян, определяются предмет и цели их деятельности.

Особенности деятельности производителей семян определяются законодательством Российской Федерации в области семеноводства.

Статья 20. Специальные зоны для производства семян сельскохозяйственных растений

В целях создания наиболее благоприятных фитосанитарных и технологических условий для производства семян сельскохозяйственных растений, имеющих высокие сортовые качества, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством определяют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специальные зоны для производства семян сельскохозяйственных растений. В этих зонах устанавливается особый режим производства семян сельскохозяйственных растений.

Глава V. ЗАГОТОВКА,
ОБРАБОТКА, ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМЯН

Статья 21. Заготовка, обработка, хранение и использование семян

Порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Использование семян, которые являются объектом исключительных прав (интеллектуальной собственностью), допускается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.

Статья 22. Федеральные фонды семян

Федеральные фонды семян представляют собой запасы семян сельскохозяйственных растений и (или) лесных растений и предназначены для регионов Российской Федерации, в которых не осуществляется производство семян или имеются ограниченные возможности их производства, а также для оказания помощи юридическим и физическим лицам, занятым производством сельскохозяйственной продукции или осуществляющим ведение лесного хозяйства, в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций.

Для федеральных фондов семян осуществляется заготовка партии семян, которые сопровождаются документами, удостоверяющими их сортовые и посевные качества. Форма, содержание и порядок оформления указанных документов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области семеноводства.

Федеральные фонды семян формируются за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

Федеральные фонды семян являются федеральной собственностью.

Федеральные фонды семян сельскохозяйственных растений и федеральные фонды семян лесных растений формируются соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Порядок формирования и использования федеральных фондов семян определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Страховые фонды семян

Страховые фонды семян представляют собой запасы семян сельскохозяйственных растений и (или) лесных растений и формируются на случай неурожая.

Порядок формирования и использования страховых фондов семян сельскохозяйственных растений определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования и использования страховых фондов семян лесных растений определяет специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством.

Статья 24. Переходящие фонды семян

Переходящие фонды семян представляют собой запасы семян озимых сельскохозяйственных растений. Указанные фонды создаются физическими и юридическими лицами в регионах Российской Федерации, на территориях которых уборка озимых сельскохозяйственных растений проводится после наступления оптимальных сроков их посева или между уборкой и посевом озимых сельскохозяйственных растений имеется непродолжительный период.

Переходящие фонды семян используются в году, следующем за годом заготовки семян.

Порядок формирования и использования переходящих фондов семян определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Глава VI. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СОРТОВЫХ И ПОСЕВНЫХ КАЧЕСТВ СЕМЯН

Статья 25. Общие требования к определению сортовых и посевных качеств семян

Семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества.

Для определения сортовых и посевных качеств семян применяются единые методы, терминология и нормативные документы в области семеноводства, а также единые образцы технических средств.

Посевные качества семян определяются на основе требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений

Определение сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений проводится посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля.

Обязательной апробации подлежат посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для реализации.

Апробация посевов сельскохозяйственных растений проводится по заявкам производителей семян семенными инспекциями с привлечением при необходимости оригинаторов сортов сельскохозяйственных растений, а также организаций и физических лиц, определенных в статье 16 настоящего Федерального закона.

Грунтовому контролю подлежат оригинальные, элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Лабораторному сортовому контролю подлежат элитные (семена элиты) и репродукционные семена, поступающие в оборот в соответствии с перечнем сельскохозяйственных растений, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Посевы сельскохозяйственных растений, семена которых предназначены для собственных нужд производителей семян, подлежат регистрации.

Порядок проведения апробации посевов сельскохозяйственных растений, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля, а также регистрации посевов сельскохозяйственных растений определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.

Статья 27. Определение посевных качеств семян

Определение посевных качеств семян проводится посредством проведения отбора проб семян и анализа проб семян.

Отбор проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями из партий семян, предназначенных для реализации.

Анализ проб семян осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Отбор проб семян из партий семян, предназначенных для вывоза из Российской Федерации, и анализ данных проб семян осуществляются в соответствии с нормами международного права.

Статья 28. Подтверждение соответствия партий семян

Подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Статья 29. Утратила силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

Глава VII. ОБОРОТ ПАРТИЙ СЕМЯН

Статья 30. Оборотоспособность партий семян

Допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут использоваться в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.

Оборот партий семян лесных растений, используемых в целях воспроизводства лесов и лесоразведения, допускается при наличии документов, удостоверяющих их посевные качества, а также с соблюдением требований, установленных специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 31. Реализация и транспортировка партий семян

Реализация и транспортировка партий семян осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства.

Партии семян при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном или в незатаренном состоянии (насыпью).

При реализации и транспортировке партий семян в затаренном состоянии их тара и упаковки должны иметь этикетки установленных форм.

При реализации и транспортировке партий семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта растений каждой партии семян, происхождении и качестве семян.

Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны находиться в затаренном состоянии. Тара и упаковки этих партий семян должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую среду.

При реализации и транспортировке партий семян запрещается указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян.

Порядок реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений и партий семян лесных растений устанавливается соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.

Статья 32. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 33. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян

Ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Запрещен ввоз в Российскую Федерацию партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации.

Ввезенные в Российскую Федерацию партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.

Запрещены ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян охраняемых государством сортов растений в случае несоблюдения гражданского законодательства.

Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации партий семян осуществляют специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и порядок вывоза из Российской Федерации партий семян устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Утратила силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

Глава VIII. СОРТОВОЙ И СЕМЕННОЙ КОНТРОЛЬ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА

Статья 35. Общие требования к проведению сортового контроля и семенного контроля

Сортовой контроль и семенной контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области семеноводства, изданных в соответствии с ним актов специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством и специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством, а также требований нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сортовой контроль и семенной контроль проводятся соответственно в отношении посевов и семян, принадлежащих физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность в области семеноводства.

Статья 36. Организации, проводящие сортовой контроль и семенной контроль

Сортовой контроль и семенной контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений проводят семенные инспекции, семенной контроль в отношении семян лесных растений — лесосеменные станции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 37. Утратила силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Статья 37.1. Государственный надзор в области семеноводства

Государственный надзор в области семеноводства осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и государственного надзора в области сельского хозяйства согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области семеноводства, организацией и проведением проверок осуществляющих деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Глава IX. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА

Статья 38. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области семеноводства

Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области семеноводства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области семеноводства

Нарушение законодательства Российской Федерации в области семеноводства влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 33 вступает в силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
17 декабря 1997 года
N 149-ФЗ

«Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 1997 г. n 149-ФЗ «О семеноводстве» (постатейный) (Смолина Л.В.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СЕМЕНОВОДСТВЕ
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
Комментируемый Федеральный закон является одним из нормативных правовых актов, регулирующих сельскохозяйственное право.
Комментируемый Федеральный закон был принят Государственной Думой 12 ноября 1997 г., одобрен Советом Федерации 3 декабря 1997 г. и подписан Президентом РФ 17 декабря 1997 г.
Предметом комментируемого Федерального закона является правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.
Комментируемая статья определяет основные понятия, используемые в данном Федеральном законе. Она содержит 16 основных понятий, посвященных семеноводству.
Основным понятием, используемым в комментируемом Федеральном законе, является семеноводство, под которым понимается деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также сортовой контроль и семенной контроль.
При этом под производством понимается процесс создания материальных благ (семян), а под реализацией — продажа (сбыт) семян.
Следующим понятием, указанным в комментируемой статье, является понятие семян.
Под семенами понимаются части растений, применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений.
Такими частями растений являются:
1) клубни — видоизмененные побеги растения с утолщенным стеблем и недоразвитыми листьями. Надземные клубни бывают у кольраби, некоторых орхидей, подземные — у картофеля, земляной груши. В клубнях отлагаются главным образом крахмал и другие углеводы. Клубни могут служить для вегетативного размножения;
2) луковицы — видоизмененные, обычно подземные побеги растений с коротким плоским стеблем (донцем) и мясистыми бесцветными листьями (чешуями), запасающими воду и питательные вещества. Луковицы характерны для луковых, многих лилейных (тюльпан, гиацинт, лилия), амариллисовых (нарцисс). Луковицы служат для вегетативного возобновления растений;
3) плод — орган покрытосеменных растений, образующийся из цветка и служащий для формирования, защиты и распространения содержащихся в нем семян. Плоды развиваются обычно после оплодотворения (исключение — партенокарпические плоды). Наружная часть плода представлена околоплодником. В ботанике выделяют сухие плоды — листовка, боб, стручок, коробочка, орех, семянка, зерновка и др., сочные — ягода, яблоко, тыквина, костянка и др. Многие плоды — ценные продукты питания, сырье для получения лекарственных, красящих веществ и т.п.;
4) саженцы — древесное растение, выращенное из сеянца или из черенка. Саженцы плодовых растений происходят из привитых сеянцев;
5) собственно семена;
6) соплодия — сросшиеся вместе плоды, имеющие вид одного плода. Соплодия бывают у ананаса, свеклы, инжира;
7) части сложных плодов и другие.
Все семена обладают определенными сортовыми качествами, под которыми понимается совокупность признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту сельскохозяйственных растений.
Кроме сортовых качеств, семена обладают также посевными качествами, под которыми понимается совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки).
Несмотря на то, что для производства семян используются семена с различными сортовыми и посевными качествами, все семена должны соответствовать требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства. Таким образом, использование семян, сортовые или посевные качества которых не соответствуют государственным стандартам, запрещено.
Следующим понятием, используемым в комментируемой статье Федерального закона, является понятие партии семян. Партией семян является определенное количество однородных по происхождению и качеству семян. Таким образом, партией являются семена, которые произведены на одном месте, а также которые обладают равными сортовыми и посевными качествами.
В семеноводстве выделяют несколько видов контроля:
1) сортовой контроль — мероприятия по определению сортовой чистоты и установлению принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту посредством проведения апробации посевов, грунтового контроля и лабораторного сортового контроля;
2) семенной контроль — мероприятия по определению посевных качеств семян, контроль за соблюдением требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства;
3) грунтовой контроль — установление принадлежности сельскохозяйственных растений и семян к определенному сорту и определение сортовой чистоты растений посредством посева семян на специальных участках и последующей проверки сельскохозяйственных растений;
4) лабораторный сортовой контроль — установление принадлежности семян к определенному сорту и определение сортовой чистоты семян посредством проведения лабораторного анализа.
Следующим понятием, используемым в комментируемой статье Федерального закона, является понятие апробации посевов, под которой понимается обследование сортовых посевов в целях определения их сортовой чистоты или сортовой типичности растений, засоренности сортовых посевов, поражения болезнями и повреждения вредителями растений. Апробации посевов предшествует их регистрация. При этом регистрацией посевов называют осмотр сортовых посевов без отбора снопа для апробации с последующим оформлением в установленном порядке результатов осмотра.
Одним из основных понятий, указанных в комментируемой статье, является понятие семян охраняемого сорта. Семена охраняемого сорта — это семена сорта, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.
В настоящее время имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием селекционных достижений, регулируются Законом РФ от 6 августа 1993 г. N 5605-1 «О селекционных достижениях». Однако с 1 января 2008 г. вступает в силу 4 часть Гражданского кодекса РФ, в состав который вошли нормы о селекционных достижениях.
В соответствии с Законом РФ от 6 августа 1993 г. N 5605-1 «О селекционных достижениях» Государственный реестр охраняемых селекционных достижений осуществляет Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений (далее — Госкомиссия).
В Государственный реестр охраняемых селекционных достижений вносятся следующие записи:
1) род, вид растения;
2) название сорта;
3) дата регистрации селекционного достижения и регистрационный номер;
4) имя патентообладателя и его адрес;
5) фамилия, имя, отчество автора селекционного достижения и его адрес;
6) факт передачи патента другому лицу с указанием его имени и адреса;
7) данные об исключительных, открытых и принудительных лицензиях;
8) дата окончания действия патента с указанием причины.
Любое лицо, использующее охраняемое селекционное достижение, должно применять то его название, которое зарегистрировано в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.
Следующими понятиями, используемыми в комментируемой статье Федерального закона, являются понятия сортовой чистоты и сортовой типичности. Сортовая чистота — отношение числа стеблей сельскохозяйственных растений основного сорта к числу всех развитых стеблей сельскохозяйственных растений данной культуры. Сортовая типичность, в свою очередь, — это показатель сортовой чистоты перекрестноопыляющихся растений.
Комментируемая статья выделяет также понятия сельскохозяйственных и лесных растений. При этом под сельскохозяйственными растениями понимаются зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфирно-масличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свекла, виноград, используемые в сельскохозяйственном производстве. Лесные растения, в отличие от сельскохозяйственных, используются в лесном хозяйстве. К ним относятся лесные древесные и кустарниковые растения, используемые в лесном хозяйстве.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области семеноводства
Комментарий к статье 2
Комментируемая статья данного Федерального закона раскрывает законодательство РФ, которым регулируется семеноводство.
Законодательство РФ в области семеноводства состоит из следующих нормативных правовых актов:
1) комментируемого Федерального закона;
2) принимаемых в соответствии с комментируемым Федеральным законом федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;
3) законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
К числу федеральных законов в области семеноводства относится Федеральный закон от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ «О карантине растений».
К числу законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области семеноводства относится, например, Закон Воронежской области от 28.05.99 N 91-II-ОЗ «О семеноводстве». Данный Закон устанавливает правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке, использованию, а также организации и проведения сортового и семенного контроля семян сельскохозяйственных культур.
Государственное управление в области семеноводства осуществляет Правительство РФ непосредственно или через специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в области семеноводства, могут издавать акты, которые регулируют отношения, возникающие в области семеноводства, в случаях и в пределах, которые предусмотрены комментируемым Федеральным законом, другими законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
Правительство РФ издает нормативные правовые акты, которые принимаются в соответствии с комментируемым Федеральным законом. К таким нормативным актам относятся, в частности, Постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 698 «Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян сельскохозяйственных растений», Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1269 «Об утверждении Положения о проведении семенного контроля семян лесных растений» и т.д.
Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятых в области семеноводства, являются, в частности, Положение о регистрации оригинатора сорта растения, утвержденное Приказом Минсельхозпрода РФ от 10 февраля 1999 г. N 50; Положение о порядке аккредитации физических и юридических лиц на право определения посевных качеств семян лесных растений, утвержденное Приказом Рослесхоза от 21 апреля 1999 г. N 92; Положение о порядке аккредитации отборщиков проб из партий семян лесных растений, утвержденное Приказом Рослесхоза от 15 июня 1999 г. N 126.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области семеноводства и международные договоры Российской Федерации
Комментарий к статье 3
Комментируемая статья данного Федерального закона раскрывает взаимосвязь законодательства РФ в области семеноводства и международных договоров РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Норма комментируемой статьи основывается на ст. 15 Конституции РФ и определяет, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ в области семеноводства, применяются правила международного договора.
Таким образом, в случае противоречий законодательства РФ в области семеноводства и международных договоров РФ, последние имеют приоритетное действие.
В области международного сотрудничества по вопросам семеноводства страны СНГ в целях совместной координации межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур создали Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства СНГ. Положение о Межправительственном координационном совете по вопросам семеноводства СНГ утверждено решением Совета глав правительств СНГ от 18.10.1996. Государствами — участниками данного решения являются Республики Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизская Республика, Украина, а также Россия.
Основными направлениями деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства СНГ являются:
1) координация совместной деятельности в области селекции, сортоиспытания, семеноводства и межгосударственных поставок сортовых и гибридных семян и посадочного материала сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур;
2) разработка и реализация современной концепции, обеспечивающей сохранение и дальнейшее развитие межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур;
3) рассмотрение предложений по сближению законодательства, совершенствованию правовых основ, позволяющих перейти к образованию общей законодательной базы государств — участников СНГ в области семеноводства;
4) содействие сохранению в государствах — участниках СНГ взаимовыгодных кооперационных связей в области семеноводства, созданию общего рынка семян и посадочного материала на базе информационно-аналитической системы и оперативного обеспечения задач управления этим рынком, совершенствованию ценового механизма и взаиморасчетов между поставщиками и получателями семян.
Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства СНГ осуществляет следующие функции:
1) обеспечение и обмен информацией, относящейся к компетенции Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства СНГ, создание единой информационной базы по вопросам семеноводства с участием государств — участников СНГ, в том числе с использованием Автоматизированной системы информационного обмена СНГ;
2) взаимодействие с межгосударственными (межправительственными) органами СНГ, государственными органами и организациями, хозяйствующими субъектами государств — участников СНГ в области семеноводства;
3) осуществление мер по развитию многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян и посадочного материала

В то время как по ряду культур отечественный АПК уже достиг точки импортозамещения и строит далеко идущие планы захвата внешних рынков, есть направления, по которым по-прежнему наблюдается тотальная зависимость от зарубежной продукции. Одно из них – семеноводство. Оздоровить рынок и решить целый спектр проблем призван федеральный закон «О семеноводстве», очередные поправки в который были обсуждены в Министерстве сельского хозяйства.

После того, как президент в прошлом году отметил необходимость уделить особое внимание развитию отрасли, забота по возрождению семеноводства и селекции легла на плечи государства. Минсельхоз разработал Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, которая также предусматривает подпрограммы, посвящённые развитию селекции и семеноводства определенных культур.

Очевидно, что нельзя играть в новую игру по старым правилам. Поэтому правительство и Межведомственная правительственная комиссия по административной реформе выступили с инициативой внесения изменений в закон «О семеноводстве».

Переработанный законопроект был передан в правительство в 2018 году и неожиданно вызвал очень широкий резонанс.

Одним из ключевых вопросов в дискуссии вокруг законопроекта стало введение обязательной сертификации. В то время, как одни рассматривают ее как реальный инструмент оздоровления рынка и борьбы с фальсификатом, другие видят в ней попытку задавить бизнес и «запретить людям продавать семена».

По мнению Марата Исламова, доктора экономических и кандидата сельскохозяйственных наук, речь идет о будущем России. «Если мы не отстоим этот закон, то мы подставим под удар продовольственную безопасность страны. Чем это чревато? Разрушением селекции и семеноводства, внешним захватом рынка семян. А после этого можно начинать диктовать России, как себя вести в мире, лишить нас возможностей на геополитическом уровне!» Так ли это?

Участники дискуссии практически единогласно поддержали необходимость обеспечения контроля в семеноводстве, но по другим пунктам высказывают все новые и новые убедительные аргументы. Что интересно: и среди сторонников ужесточения законодательства, и среди приверженцев идеи либерализации есть и ученые, и политики, и представители бизнеса.

Кирилл Владимирович Всеволожский, член общественного совета Россельхознадзора отметил, что сегодня семеноводство в России живет исключительно по законам рынка, полноценными игроками которого являются в том числе и государственные предприятия.

«Семеноводство – одна из самых дисперсных отраслей народного хозяйства России, и все, что рынку было бы нужно, он бы создал. Все, кому нужна сертификация, ее получают. Кто не получает – значит, она им не нужна. Те, кому нужна информация, лезут в Госреестр и берут ее. Вы меня простите, но сейчас мы возвращаемся во времена Хрущева, когда из Москвы тыкали пальцем, что можно сеять» – уверен Всеволожский.

По мнению Кирилла Владимировича, сельхозпроизводитель должен иметь возможность выбора. Пусть даже часто это может обернуться потерями – например, в случае гибели посевов холодной зимой из-за неправильного выбора сорта. Однако полностью отказываться ни от Госреестра, ни от сертификации, ни от жесткого контроля Всеволожский не предлагает.

Интересно, что со столь либеральной и оптимистичной позицией относительно способности рынка к созиданию и саморегулированию не согласен ряд крупнейших отечественных производителей семян. Но и они отмечают необходимость детальной проработки законопроекта.

«Дальнейшая либерализация приведет к катастрофическим последствиям для рынка семян. Контроль необходим, но не тотальный, не сплошной, не создающий административные барьеры. Задача – сохранить то, что есть сейчас, но с небольшой корректировкой в виде обязательной сертификации. Для сельхозтоваропроизводителей это незначительная финансовая нагрузка, – заявил Владимир Юрьевич Чирков, исполнительный директор ООО «ЭкоНива-Семена». – Мы выступаем за введение обязательной сертификации по целому ряду причин.

Первое. На сегодняшний день отсутствует единое исчерпывающее представление об обороте семян в России. Уже создана информационная система, но она пока носит добровольный характер – соответственно, не является всеобъемлющей. Полной информации потребитель с ее помощью не получит.

Второе. Президентом поставлена задача наладить контроль за ГМО. Без обязательной сертификации и системного контроля со стороны Россельхознадзора эту задачу выполнить невозможно».

Кроме того, Владимир Чирков обратил внимание на то, что отсутствие понимания, какое количество семян реально реализуется на рынке, затрудняет расчет лицензионных платежей. Это, в свою очередь, ставит под угрозу развитие селекционных центров – как государственных, так и частных. «Последствия недополучения институтами роялти носят катастрофический характер и приводят к дальнейшему обнищанию этой отрасли российской науки и ее все большему техническому и кадровому отставанию от передовых стран (точнее, от транснациональных корпораций)», – прокомментировал ситуацию эксперт от бизнеса. По его словам, нынешняя система добровольной сертификации удобна для тех, кто не хотят заявлять о своей деятельности, не хотят работать честно и открыто.

Владимир Чирков также заявил, что фактически, согласно законопроекту, крупные производители семян могут сертифицировать сами себя. Здесь явно имеет место конфликт интересов. «Мы сравниваем себя с зарубежными рынками, стремимся к либерализации, но, к сожалению, менталитет у нас совершенно другой. Без четкого понимания, что есть контроль государства, что есть ответственность за нарушение законодательства, работать система у нас не будет. Это факт».

ООО «ЭкоНива-Семена» в качестве представителя бизнес-сообщества вынесла ряд предложений как по модернизации законопроекта о семеноводстве, так и по технологии его реального применения.

Среди наиболее важных:

  • Отмена возможности определения оригинатором числа поколений элиты

Предполагается, что данная мера позволит многократно увеличить спрос на оригинальные семена, что в свою очередь приведет к росту внебюджетных поступлений у организаций, занимающихся селекцией и первичным семеноводством и позволит институтам финансировать ту научную деятельность, которая сегодня испытывает дефицит средств. Кроме этого, возрастет спрос на высококвалифицированных специалистов в области первичного семеноводства, что приведет к созданию или расширению соответствующих кафедр в профильных ВУЗах.

  • Отмена так называемой фермерской льготы, то есть освобождение от уплаты лицензионных платежей в течение двух лет с момента приобретения семян при использовании полученных репродукций для собственных нужд. Однако в то же время следует сохранить данную меру поддержки для предприятий, имеющих менее 1000 га.

По мнению эксперта, данная мера «потеряла свой изначальный смысл и в настоящее время применяется всеми сельхозпроизводителями, в том числе крупными холдингами, что приводит с одной стороны к снижению затрат на производство у покупателей семян, а с другой – подрывает экономическую базу у предприятий, занятых научной деятельностью в сфере селекции. Мировая практика в данном вопросе предлагает компромиссное решение: уплата сельхозпроизводителями пониженной ставки роялти на партии семян, произведенных для собственных нужд».

  • Исключительно государственная сертификация, которая должна производиться Россельхозцентром и Россельхознадзором.

Андрей Васильевич Алабушев, академик РАН, директор Всероссийского научно-исследовательского центра зерновых культур имени И. Г. Калиненко также выступает за введение обязательной сертификации.

«У нас сейчас 70% проходимцев на рынке семян – и все они хотят в нем участвовать! – заявил академик РАН. – Сертификация должна быть не добровольной, а обязательной. Мы должны понимать, есть ли материально-техническая база у тех, кто продает семена. Если мы этого не сделаем, через три года в Российской Федерации на селекционной науке можно поставить крест».

Также академик РАН отметил важнейшую роль государственного реестра селекционных достижений. «На сегодняшний день у нас огромная коллекция, около 120 тысяч озимой пшеницы – не говоря уже про остальные культуры. Мы собираем через институты все новые сорта мира. Приведу пример. 6 лет назад во всех газетах Северного Кавказа одна итальянская фирма предлагала свои семена озимой пшеницы, которая по качеству – мировой стандарт, непревзойденный урожай. Мы по просьбе Минсельхоза взяли эти сорта и выяснили, что в засушливой зоне они в 2,5 раза уступают российским стандартам. Потому, если сегодня мы отменим Госреестр, такая грязь со всей Европы сюда пойдет! Кто потом будет перед товаропроизводителями отвечать?».

Очень большой процент семян, ориентированных на широкого потребителя, также не соответствует ни стандартам качества, ни сортовой чистоте. «Сертификация – это, прежде всего, сортовой контроль, – уверен Игорь Александрович Лобач, президент Национального союза селекционеров, семеноводов. – А кто хоть раз в пакетики заглядывал, проверял чистоту?».

Очень важна модернизация законодательства в области семеноводства и в свете главного вектора развития российского АПК – реализации экспортного потенциала.

«Белоруссия нам в этом году запретила продавать семена. 6 тысяч тонн кукурузы остались в России. Почему? – рассуждает Игорь Александрович. – Потому что такие участники рынка, которые как раз и против проверок, реестра – и всего закона, в прошлом году завезли 1,4 тыс. тонн семян, а в этом – 2,6 тыс. В результате Витебская область осталась без силоса и правительство Белоруссии запретило импорт семян. Мы провели контроль с их Госсорткомиссией. И только благодаря тому, что среди 120 образцов, которые туда направили российские добросовестные производители, не оказалось ни одного некачественного, полный запрет был снят».

Минсельхоз готов к открытому диалогу с участниками отрасли. Петр Александрович Чекмарев, Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений, вынес предложение за подписью первого замминистра сельского хозяйства разослать закон «О семеноводстве» во все регионы РФ для дальнейшего обязательного обсуждения и протоколирования всех вынесенных инициатив. «Мы можем ждать еще год, полтора, для того, чтобы обновить законопроект».

В случае, если региональные обсуждения не дадут результата, для принятия закона будет созван Всероссийский съезд селекционеров и семеноводов.

Также при Министерстве сельского хозяйства будет создан экспертный совет по разработке законопроектов и нормативно-правовых актов.

Стоит ли ожидать скорых «всходов» на правовом поле? Увидим.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *