«О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Приказ 1024н: с изменениями и дополнениями от: 5 июля 2016 г.

В соответствии с подпунктом 5.2.105 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2013, N 22, ст. 2809; N 36, ст. 4578; N 37, ст. 4703; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5952; 2014, N 21, ст. 2710; N 26, ст. 3577; N 29, ст. 4160; N 32, ст. 4499; N 36, ст. 4868; 2015, N 2, ст. 491; N 6, ст. 963; N 16, ст. 2384)

Приказ Минтруда 1024н от 17.12.2015 с изменениями:

Приказываю:

  • Утвердить прилагаемые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  • Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

    (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2014 г., регистрационный N 34792).

Министр М.А. Топилин

Утверждены приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от 17 декабря 2015 г. N 1024н

Зарегистрировано в Минюсте России 20 января 2016 г. N 40650

КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтруда России от 05.07.2016 N 346н)

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

  • нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
  • нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия);
  • письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
  • нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
  • нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
  • нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
  • нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

4. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

  • I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
  • II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
  • III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
  • IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям.

Если приложением к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим — шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

6. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:

  • 1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

  • 1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:

  • 1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:

  • 1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
  • 2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

  • 1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
  • 2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
  • 3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

  • 1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • 2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • 3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

  • 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
  • 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерий для установления инвалидности

8. Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

(п. 8 в ред. Приказа Минтруда России от 05.07.2016 N 346н)

V. Критерии для установления групп инвалидности

9. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.

10. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

11. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровьячеловека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80
процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

12. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

13. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

2 февраля 2016 года вступил в силу новый приказ Минтруда России от 17 декабря 2015 № 1024н «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее – Критерии) взамен ранее действующего приказа Минтруда России от 29 сентября 2014 № 664н

В новых Критериях, как и в предыдущих, приводится классификация основных видов стойких расстройств функций организма человека и степень их выраженности, классификация основных категорий жизнедеятельности и степени выраженности ограничения этих категорий. Также представлен перечень болезней, травм или дефектов и их последствий с определением клинико-функциональных характеристик стойких нарушений функций организма и количественной оценкой степени их выраженности в процентах от 10 до 100 с интервалом в 10%.

В отличие от ранее действующих, в новых Критериях этот перечень значительно расширен за счет включения таких болезней, как муковисцидоз с кишечными и другими проявлениями, целиакия, фенилкетонурия, сахарный диабет в детском возрасте, цереброваскулярные болезни, а также врожденных аномалий и пороков развития системы кровообращения, центральной нервной системы, костно-мышечной системы.

Критериями установления инвалидности (категории ребенок-инвалид) являются стойкие нарушения функций организма, начиная с умеренно выраженных (с количественной оценкой не менее 40 процентов), которые приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности и, следовательно, требуют мер социальной защиты.

В качестве критериев для установления групп инвалидности приказом выделены:

  • нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, — для 1-й группы инвалидности;
  • нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, — для 2-й группы инвалидности;
  • нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, — для 3-й группы инвалидности.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Незначительные нарушения функций организма (от 0 до 30 процентов) не являются основанием для установления инвалидности, так как не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности.

Обзор Приказа 1024н от 17.12.2015 Минздравсоцразвития с изменениями на 2019 год

Инвалидность в Российской Федерации – это определенный правовой статус, дающий право на получение преференций и льгот от государства. Однако, базируется он на медицинских показателях о здоровье человека.

Поэтому существуют правовые документы о порядке присвоения данного статуса. Один из них – Приказ 1024н по МСЭ (с изменениями на 2019-2020 год), который устанавливает классификации и критерии для медико-социальной экспертизы в целях присвоения инвалидности и определения ее степени.

Справочная информация

У нормативного документа следующие реквизиты:

  • вид – распорядительный документ, приказ исполнительного органа;
  • полное официальное наименование — «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
  • принявший орган – Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • дата принятия – 17 декабря 2015 года;
  • номер – 1024н.

Приказ 1024н от 17.12.2015 Минздравсоцразвития с изменениями на 2019-2020 год есть в свободном доступе, в том числе на известных правовых порталах, таких как Гарант и Консультант Плюс, а также в электронном виде официальном портале правовой информации.

Цель принятия Приказа 1024н от 17.12.2015 – классификации и критерии МСЭ, установление новых показателей состояния здоровья человека, степени их выраженности в целях проведения экспертизы и определения оснований для присвоения инвалидности.

Приказ по МСЭ состоит из пяти разделов и приложения, в котором приведены принципы количественной оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека.

В первом разделе («Общие положения») указаны цели введения классификаций и критериев.

Классификации и критерии МСЭ – это:

  • классификации – показатели, определяющие основные виды стойких расстройств деятельности организма (вызванные одним из трех факторов: травмы, заболевания, дефекты), степень их выраженности, а также степень выраженности основных категорий жизнедеятельности организма;
  • критерии – показатели, используемые для определения группы инвалидности (а также, категории понятия «ребенок-инвалид»).

Все указанные в приказе показатели имеют функциональное значение, используются для проведения медико-социальной экспертизы.

Закон о маркировке лекарственных средств с 1 января 2020 – последние новости

Классификации

Приказ относит к основным видам стойких расстройств следующие функциональные изменения:

  • нарушение функций сознания, интеллекта, то есть, психики;
  • нарушение речевых и языковых функций;
  • нарушение органов слуха, зрения и т.д., то есть, связанных с получением сенсорных ощущений;
  • нарушение двигательной функции;
  • нарушение функций какой-либо из систем организма (пищеварительной, сердечнососудистой и т.д.);
  • физические уродства, определяемые визуально и их последствия.

Устанавливается, что есть 4 степени их выраженности, от диапазона 10-30% (незначительная стойкая) до 90-100% (стойкие значительно выраженные).

Степень выраженности определяется в количественном показателе, система этой оценки установлена в приложении, базирующемся на классификациях и критериях. Приложение по объему является наиболее значительной частью документа.

Раздел третий

Установлены и классификации основных категорий жизнедеятельности, это способность к:

  • самообслуживанию;
  • передвижению без посторонней помощи;
  • ориентации в пространстве;
  • общению;
  • способность осуществлять контроль за собственным поведением;
  • способность к усвоению знаний и навыков и к их применению на практике (трудовая деятельность).

Выделяются для каждой категории три степени выраженности ее ограничения, например, для первой группы категорий: способность к самообслуживанию с применением технических средств, с получением посторонней помощи и полная неспособность, следствием которой является полная зависимость от посторонней помощи, оказываемой другими лицами.

Перечень заболеваний для присвоения 1 группы инвалидности – что нужно знать?

Критерии МСЭ

Они установлены в 4 разделе. Для присвоения группы инвалидности совершеннолетним гражданам необходимо установление нарушения состояния здоровья со второй и более выраженной степенью выраженности стойких функциональных нарушений, диапазон при этом в приказе указан от 40 до 100%. Последствием этого является ограничение второй или третьей степени выраженности одной из основных указанных в документе категорий осуществления жизнедеятельности.

Для несовершеннолетних граждан изменены только показатели ограничения категории жизнедеятельности, для присвоения инвалидности достаточно любой категории в любой из степеней выраженности.

В пятом, последнем разделе, указаны критерии для присвоения конкретной группы, зависящие от степени выраженности стойких функциональных нарушений:

  • 1 группа – 4 (диапазон от 90 до 100%);
  • 2 группа – 3 (от 70 до 80%);
  • 3 группа – 2 (от 40 до 60%);
  • «ребенок-инвалид» – 2-4 при диапазоне от 40 до 100%.

Что за проект «Бережливая поликлиника»: методические рекомендации и отзывы врачей

Изменения

Приказ по МСЭ в 2019 году не менялся, поправки в него вносились пока только один раз – в 2016 году. Это вполне логично, ведь документ достаточно свежий и относится к числу основополагающих в такой фундаментальной сфере, как медико-социальная экспертиза. В частности, в 2016 году была введена система мониторинга применения указанных в приказе классификаций и критериев.

Надо отменить, что в последнее время изменение законодательства идет по пути изменения положения инвалидов в сторону улучшения, значительно упростилась процедура присвоения инвалидности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *