Содержание

Как оформить данную льготу

При соблюдении условий для оформления льготы по НДС требуются подготовительные процедуры, касающиеся вопроса восстановления принятой к вычету суммы налога на добавочную стоимость по активам материального и нематериального характера, а также по основным средствам организации.

Основные средства, в отношении которых не была проведена амортизация, восстанавливаются в отчетности исходя из остаточной стоимости товара. Если налоговые сборы были удержаны с полученных авансовых отчислений от покупателей, то их сумма может быть вычтена при расторжении договора сделки или при изменении ее стоимости. Это необходимо, так как на момент начала действия периода полного освобождения от необходимости уплаты налога на добавочную стоимость оформить вычет в отношении ранее полученных авансов не представится возможным.

ВАЖНО! Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, то для получения описываемой преференции на один из них ей потребуется вести учет по проводимым операциям по этому виду отдельно от всех остальных.

Перечень документов

Для получения льгот представителю организации потребуется собрать и подать в отделение налоговой инспекции следующий набор документации:

  • заявление на предоставление привилегии;
  • соответствующее уведомление;
  • выписка из расчетов по доходам и расходам (актуально для индивидуальных предпринимателей);
  • выписка из отчетности по бухгалтерскому балансу (актуально для организаций, зарегистрированных как общества с ограниченной ответственностью);
  • выписка из журнала учета продаж и приобретений;
  • копия и оригинал отчетной документации (требуется для подтверждения и контроля движения счетов-фактур).

Для составления заявления следует использовать унифицированный бланк, образец которого представлен ниже:

Действующие обязанности

Несмотря на факт освобождения от необходимости выплаты сборов по налогу на добавленную стоимость, организации и индивидуальные предприниматели должны соблюдать ряд обязанностей:

  • вести журнал продаж и приобретений и счетов-фактур;
  • составлять и выставлять счета для контрагентов с добавлением отметки «без НДС»;
  • осуществлять ведение счетов-фактур по выведенной сумме по налоговому сбору;
  • производить отчисления НДС в отношении товаров, ввозимых из-за пределов территории нашего государства;
  • исполнять все основные обязательства налогового агента.

Каждой организации и ИП требуется следить за выполнением указанных обязательств даже в период действия права освобождения от налогообложения НДС. Выявление нарушений повлечет за собой наложение административных штрафов.

Продление

Льготы по налогу на добавочную стоимость оформляются на год. Ближе к окончанию срока организация или индивидуальный предприниматель может продлить их действие. Это происходит точно так же, как и первичное оформление: собирается требуемый набор документации и представитель предприятия подает его вместе с заявлением в отделение ФНС.

Можно ли отказаться от льгот по уплате НДС

Нередки случаи, когда организации невыгодно пользоваться оформленной преференцией. В таком случае она имеет право отказаться от нее. Однако при этом взносы по НДС подлежат оплате в установленном Налоговым кодексом порядке, но в то же время предприятие получает право на оформление вычета «входного» налогового сбора.

Отказ от льгот по НДС оформляется путем подачи соответствующего заявления в отделение ФНС. Оно должно быть предоставлено не позднее первого дня квартала, следующего за тем, в котором организация решила оформить отказ от привилегий, в противном случае возникает обязанность оплаты сбора за все три месяца.

Продажа товаров, их производство, оказание услуг – все это неосуществимо без финансовых затрат. Принятие НДС позволяет предприятию избегать неоднократного обложения сборами одной и той же стоимости товара. Помимо этого, НДС также позволяет освободиться от необходимости выплаты национальных налоговых сборов в отношении экспортируемой продукции.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом и уплачивается в Федеральный бюджет.

Данному налогу посвящена 21 глава Налогового кодекса.

НДС начисляется при реализации (на территории Российской Федерации) покупателям облагаемых данным налогом товаров, работ, услуг и имущественных прав.

При этом, в целях 21 главы Налогового кодекса, передача права собственности на:

  • товары,
  • результатов выполненных работ,
  • оказание услуг

на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС.

Налог рассчитывается по установленной Налоговым кодексом ставке (0%, 10% или 18%), дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав).

НДС, подлежащий уплате в бюджет определяется, как разница между суммами НДС начисленного с реализации и суммами «входящего» НДС, который был предъявлен организации-налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.

Налогоплательщиками НДС являются организации (ИП), осуществляющие облагаемые НДС операции, применяющие общий режим налогообложения.

Кроме того, НДС уплачивается в бюджет налоговыми агентами, являющимися таковыми в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Не смотря на то, что в нашей стране вряд ли найдется бухгалтер, который никогда не слышал про НДС, некоторые нюансы налогообложения данным налогом вызывают множество вопросов, стоит с ними столкнуться на практике.

К таким нюансам относятся льготы по НДС и особенности их применения налогоплательщиками данного налога.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в п.1-3 статьи 149 НК РФ и является закрытым.

Федеральным законом от 28.07.2012 №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.149 Налогового кодекса, вступающие в силу с 01.01.2013г.

Вышеуказанный закон дополнил перечень операций, не подлежащих обложению НДС.

В статье будут рассмотрены изменения, внесенные в ст.149 НК РФ, а так же особенности отказа от льгот по НДС и порядок их применения, предусмотренные положениями НК РФ.

Изменения в перечне необлагаемых НДС операций, вступившие в силу с 01.01.2013

Статьей 3 закона №145-ФЗ, пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса, был дополнен пунктом 12.2.

В соответствии с п.2 ст.149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках (п.12.2):

  • услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
  • услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации);
  • услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах».

Обратите внимание: При изменении редакции п.1 — 3 ст.149 (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты (п.8 ст.149 НК РФ).

Кроме того были внесены изменения в абзац первый пп.2 п.3 ст.149 НК РФ, а именно фраза «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг)» теперь звучит, как «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи)».

Так же, в пункте 4 ст.169 НК РФ произведены аналогичные изменения:

  • фраза «(за исключением брокерских и посреднических услуг)» заменена на «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса)».

Возможность отказа от применения льгот по НДС в соответствии с положениями налогового кодекса

В соответствии с положениями статьи 56 Налогового кодекса, льготами по налогам и сборам признаются:

  • предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

При этом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии с п. 2 ст.56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Положения статьи 149 НК РФ предусматривают возможность отказа от налоговых льгот по НДС только в отношении операций, освобождающихся от налогообложения в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ.

В соответствии с п.5 ст.149 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Для того, чтобы использовать данное право отказа от льготы, налогоплательщику необходимо представить соответствующее заявление в ИФНС по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода*, с которого налогоплательщик намерен:

  • отказаться от освобождения
  • или приостановить его использование.

*В соответствии с положениями ст.163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как квартал.

При этом, такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149.

Налоговым законодательством не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Так же не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Таким образом, от льгот по НДС, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик отказаться не в праве, то есть – они являются обязательными к применению.

Условия применения налоговых льгот по НДС

Как уже упоминалось выше, список необлагаемых НДС операций, перечисленных в п.1, п.2 и п.3 ст.149 НК РФ является закрытым и не подлежит расширению.

Кроме этого ограничения, положениями главы 21 Налогового кодекса предусмотрены определенные условия, так же ограничивающие возможность применения льгот по НДС.

При этом, положениями ст.149 НК РФ предусмотрены как индивидуальные условия применения для каждой льготы (они установлены непосредственно п.1-3 ст.149), так и общие условия, которые необходимо соблюдать всем налогоплательщикам, на которых они распространяются.

Таких общих условий всего три:

Условие 1:

Применение льгот по НДС возможно только при осуществлении организацией предпринимательской деятельности в своих интересах.

В соответствии с п.7 ст.149 НК РФ, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями статьи 149 не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе:

  • договоров поручения,
  • договоров комиссии,
  • агентских договоров,

если иное не предусмотрено положениями НК РФ.

Условие 2:

В случае осуществлении льготируемых видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию, для применения льготы необходимо иметь соответствующую лицензию.

Если лицензии у налогоплательщика нет, то применять льготу по НДС он не в праве.

В соответствии с п.6 ст.149 НК РФ, перечисленные в 149 статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условие 3:

В соответствии с п.4 ст.149 НК РФ, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

При организации раздельного учета по НДС необходимо руководствоваться статьей 170 Налогового кодекса.

В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

1. Учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС

2. Принимаются к вычету в соответствии со ст.172 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

3. Принимаютсяк вычету либо учитываются в их стоимостив той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости:

  • отгруженных товаров (работ, услуг),
  • имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При определении пропорции, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей.

Соответственно, выручка от реализации, облагаемой НДС, в целях расчета пропорции принимается в сумме, не включающей в себя НДС.

По ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости:

  • отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг),
  • переданных имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Это означает, что суммы «входного» НДС с осуществленных организацией расходов, не относящихся напрямую к облагаемым НДС операциям по основным видам деятельности компании, например:

  • общехозяйственные расходы,
  • расходы на приобретение ОС и НМА непроизводственного назначения (например — офисная мебель)
  • расходы на материалы, не относящиеся к прямым расходам
  • и пр.,

необходимо делить по методике, утвержденной в учетной политике организации для целей налогообложения.

В результате раздельного учета часть «входного» НДС будет принята к вычету, а другая часть увеличит сумму вышеуказанных расходов.

В целях организации раздельного учета «входного» НДС, можно в бухгалтерском учете вести учет такого НДС, подлежащего и не подлежащего распределению, на отдельных субсчетах к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если у налогоплательщика отсутствует раздельный учет, то суммы «входного» НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

нельзя принять к вычету.

Суммы такого НДС так же нельзя включить в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ).

Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанные требования в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов* на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом случае все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, установленным ст. 172 НК РФ.

*При этом необходимо помнить, что под величиной совокупных расходов понимаются не только прямые, но и косвенные расходы организаций.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок распределения косвенных расходов организация устанавливает самостоятельно, закрепив его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Косвенные расходы можно распределять пропорционально следующим показателям:

  • Выручке от реализации,
  • прямым затратам,
  • численности персонала,
  • фонду оплаты труда,
  • стоимости основных фондов,
  • иным подобным показателям.

В целях расчета пропорции, в отношении финансовых инструментов срочных сделок принимаются:

  • стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива*, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде (месяце),

*определяется по правилам, установленным ст. 154 НК РФ.

  • сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце) по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде (месяце).

О порядке определения чистого дохода Минфин в своем Письме от 20.07.2012г. №03-07-11/166 излагает следующее:

«Нормами Кодекса понятие суммы чистого дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива, не определено.

Однако исходя из экономического смысла данного понятия, по нашему мнению, суммой чистого дохода в указанном случае является разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок, и всеми уплаченными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок.»

При расчете пропорции организации, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг (деятельность по определению (сверке) обязательств по заключаемым на биржевых торгах и (или) торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг гражданско-правовым договорам, предметом которых является товар или иностранная валюта финансовых инструментов срочных сделок, а также по обеспечению и (или) контролю их исполнения, не учитывают сделки:

  • с ценными бумагами,
  • финансовыми инструментами срочных сделок,
  • иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга,
  • а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

Обучающий курс от команды «Клерка» «Налоговые проверки. Тактика защиты» Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.

  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.

Записаться на курс за 5 500 руб.

Данная схема налогообложения определенных товаров по ставке 10% действует на территории РФ, а еще в странах ближнего зарубежья, таких, как Белоруссия, Эстония, Латвия, Литва и Болгария. НДС — косвенный способ собирания денег государством. Налоги, уплачиваемые отечественными предприятиями, создающими дополнительную стоимость, иначе говоря, продающими объект или услугу с торговой наценкой.

Фискальный сбор вычисляется путем вычитания из продажной цены покупной стоимости или из разницы между выручкой от продажи товара или услуги и суммой денег, затраченных на покупку материалов, сырья, товаров у сторонней компании, работающей на территории нашей страны. НДС относится к косвенным налогам. Интересно, что самые высокие налоги на добавочную стоимость далеко не в нашей стране, а например, первое место занимает Венгрия (27%), а второе делят Норвегия, Дания, Швеция и Хорватия (25%).

Налоговые ставки

Процент Суть
18% Стандартные операции.
10% По ставке 10 процентов налогообложению подлежат транзакции, установленные п. 2.1 статьи 164 НК РФ.
0% Нулевой тариф используется при экспорте объектов по их транспортировке между государствами, в области деятельности, связанной с космическим пространством, драгоценными металлами*, построением судов, а также рядом транспортных услуг.
п. 4 ст. 164 НК РФ Тариф рассчитывается как долевое отношение ставки, описанной в п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к стопроцентной базе, соответственно увеличенной на него. Это транзакции, приведенные в п. 2-5 ст. 154 НК РФ, п. 2-4 ст. 155, п. 1-3 ст. 161, ст. 162 НК РФ.
п. 4 ст. 164 НК РФ При импорте товаров в государстве, где в их отношении применяются ставка 10% по НДС или стандартное налогообложение.

*Из пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ вытекает, что нулевая ставка налога при реализации драгоценных металлов может применяться только определенной категорией налогоплательщиков, а именно:

  • налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов;
  • налогоплательщиками, осуществляющими их производство из лома и отходов.

Напоминаем, что в соответствии со ст. 4 Закона N 41-ФЗ добыча драгоценных металлов может осуществляться исключительно организациями, имеющими соответствующие лицензии.

Когда можно применять НДС 10%? Общий перечень товаров

На сегодняшний момент в РФ применяется три типа ставок НДС. Как правило, для транзакций, связанных с продажей на территории страны, предпринимателям выгоднее использовать льготную ставку НДС 10%. В НК РФ прописан облагаемый перечень продуктов по ставке НДС 10%.

Для поддержания развития предпринимательства на государственном уровне была создана льготная ставка НДС 10% и составлен перечень операций, попадающих под данное специальное регулирование. Многих бизнесменов всегда волновал и волнует вопрос, будут ли менять ставка НДС 10%. Перечислим, какие товары облагаются по ставке НДС 10%:

  • Животные, птицы в живом весе, изделия из мяса, яйца, масла растительного происхождения, сахар, продукты молочного производства, мука и изделия из нее и прочие товары продовольственного назначения.
  • Одежда, постельные принадлежности, средства детской гигиены, принадлежности для школьных учреждений и другие товары для детей.
  • Лечебные товары (лекарственные препараты, в также фармацевтические объекты, применяемые в испытаниях на животных).
  • Книги, издания периодической печати.
  • Племенной скот.

Занимательно, что в некоторых государствах различаются ставки косвенных налогов внутри одной товарной группы. Например, в США разные ставки по обложению реализации игрушек.

Случаются ли эпизоды, когда перечень товаров по ставке НДС 10% облагаться не может? Да. Например, требуется наличие действующего регистрационного удостоверения, чтобы применить для перечня товаров ставку НДС 10 процентов. Однако, всегда остается шанс подтвердить свою возможность на применение ставки НДС 10%, и как же доказать налоговой пониженную шкалу? Нужно будет убедиться, что для своевременной регистрации агент сделал всё возможное, а она была отложена из-за исполнительного органа власти.

Полный список товаров, для которых налогообложение производится по налоговой ставке 10%

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

Продовольственных товаров:

  • скота и птицы в живом весе;
  • мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий — сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);
  • молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
  • яйца и яйцепродуктов;
  • масла растительного;
  • маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых;
  • сахара, включая сахар-сырец;
  • соли;
  • зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
  • маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
  • хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
  • крупы;
  • муки;
  • макаронных изделий;
  • рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);
  • море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного;
  • мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);
  • продуктов детского и диабетического питания;
  • овощей (включая картофель);

Следующих товаров для детей, которые облагаются по ставке 10%

  • трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов;
  • швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика;
  • обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной;
  • обуви валяной;
  • обуви резиновой: малодетской, детской, школьной;
  • кроватей детских;
  • матрацев детских;
  • колясок;
  • тетрадей школьных;
  • игрушек;
  • пластилина;
  • пеналов;
  • счетных палочек;
  • счет школьных;
  • дневников школьных;
  • тетрадей для рисования;
  • альбомов для рисования;
  • альбомов для черчения;
  • папок для тетрадей;
  • обложек для учебников, дневников, тетрадей;
  • касс цифр и букв;
  • подгузников;

Печатных изданий

Периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

  • книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

В целях настоящего подпункта под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

В целях настоящего подпункта к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 45 процентов объема одного номера периодического печатного издания;

Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

  • лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
  • медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг, указанных в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 настоящей статьи);

Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Источник: КонсультантПлюс consultant.ru

Типы товаров медицинского назначения, по которым происходит льготное регулирование

В перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, включены следующие объекты:

  • Медикаменты, обозначенные в реестре, имеющиеся удостоверение и зачисленные в список, узаконенный распорядительным документом от 15.09.2008 № 688. К медикаментам, изготовленным фармацевтической организацией и не подлежащим регистрации, применение уменьшенной шкалы законно при наличии рецептурного бланка на него или требования медицинского учреждения. Ставка НДС 10% перечню товаров 2018 разрешено применять при реализации импортируемых в страну медикаментов, предназначенных для разовых клинических исследований (см. Проблемы импортозамещения в современной России).
  • Медикаменты для лечения животных, включенные в список, узаконенный распорядительным документом российского правительства от 15.09.2008 № 688.
  • Изделия медицинского назначения, по которым в налоговую структуру предъявляется либо регистрационный бланк на изделие, выданное в соответствии с регламентирующим документом Евразийского экономического союза или в соответствии с действующим ранее законодательством страны.

Налоговый агент не имеет право использовать ставку НДС 10 процентов для перечня товаров 2018 года, не имеющих удостоверения на медикаменты и изделия медицинского характера.

Практическое применение шкалы 10%

Российское фискальное законодательство, как обычно, наполнено многочисленными законодательными источниками, на которые имеет право и должен ссылаться агент при подтверждении того или иного фискального тарифа при сдаче отчетности в налоговую инспекцию. Попытаемся разобраться в многочисленных источниках и изложить их доступно ниже.

В нашей стране было издано несколько законодательных актов, касающихся применения кодов товаров, облагаемых фискальным сбором на добавленную стоимость по льготному тарифу:

  • Документ № 908 от 31.12.2004 утвердило виды продовольственных и детских товаров.
  • Документ № 688 от 15.09.2008 утвердило виды товаров лечебного назначения.
  • Документ № 41 от 23.01.2003 утвердило виды периодических печатных и книжных изданий.

Далее документом № 341 был уточнен перечень кодов хозяйственных объектов. Уточнен он был исходя из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014), включаемой в льготное налогообложение.

С начала 2017 года коды хозяйственных товаров в списке указаны по ОК 034-2014. Сегодня для использования льготного тарифа используются шифры из ОК 034-2014, хотя правительство еще не утвердило новый перечень для приведенных товаров и услуг и соответствующих кодов к ним. До его окончательного принятия для прозрачности и понимания налоговым агентам даны следующие разъяснения:

  • Перечень объектов, реализация которых подлежит специальному регулированию, прописанному в п. 2.1 статьи 164 НК РФ.
  • Коды типов продукции исходя из общепринятого российского классификатора продукции, номенклатурой товаров по внешнеэкономической работе определяются законодательной властью РФ.
  • Реализация объектов, прописанных в п. 2.1 статьи 164 НК РФ и в перечне N 908, специальное регулирование по НДС производится по льготному тарифу.

После официального издания специализированного справочника ОК 034-2014 общепринятое название «Общероссийский классификатор продукции», прописанное в п. 2 статьи 164 НК РФ, изменено на «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Список хозяйственных товаров при этом не изменился. Для определения продукции по ОКПД2 сотрудники налоговой инспекции рекомендуют пользоваться подсказками для перехода между ОКП, ОКПД2, размещенными на портале Минэкономразвития РФ.

Для использования льготного тарифа 10% хватает того, чтобы продаваемый объект подходил под шифр, определенный российским правительством, со ссылкой на один из документов:

  • Классификатор объектов.
  • Номенклатура товаров внешнеэкономического оборота.

Перечень товаров, попадающих под ставку НДС 10%

Государство постоянно заботится о развитии молодого бизнеса. Поэтому и была создана ставка налога в 10%. Под нее попадает ряд жизненно важных товаров.

  • Продовольственные товары. Это животные, птицы, мясные продукты кроме деликатесов (язык, телятина и т.д.) Также в перечень входят яйца и растительные масла, сахар, молоко и все молочные продукты без добавок в виде фруктового или ягодного льда. Мука, хлебобулочные и макаронные изделия, овощи, продукты детского и диетического питания, рыбопродукты, морепродукты, исключением являются деликатесы. Это относится и к ценным породам рыб, остальные рыбы также подходят для ставки в 10%.
  • Товары для детей. В эту категорию входят все изготавливаемые для детей из трикотажа, натуральной овчины, кролика изделия, а также нижнее белье, обувь кроме спортивной. Кровати, матрасы, подгузники, школьные принадлежности: тетради, пластилин и т.д. Входят в эту категорию и швейные изделия.
  • Медицинские товары. Независимо от производителя, в категорию входят все лекарственные средства, препараты, в также фармацевтические субстанции, используемые в клинических исследованиях.
  • Печатные издания. Вся продукция, имеющая отношение к книгам, образованию, науке и культуре.
  • Племенной скот. Весь рогатый скот и другие виды племенных животных, в число которых входят лошади и свиньи. Также в эту категорию занесены племенные яйца, эмбрионы и сперма, полученные от племенного скота.

Как подтвердить права на ставку

Независимо от того, по какой группе товаров будет проводиться процедура подтверждения прав на ставку НДС 10 процентов, все требования к организациям и сама схема подтверждения не имеют отличий.

Если реализуемая продукция российского производства, то следует в обязательном порядке выяснить код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014). Когда он будет известен, надо провести его сверку с кодами, указанными в НК для НДС 10%. Если компания для реализации использует продукцию импортного производства, то следует выделить время для поиска кода ТН ВЭД, а также удостовериться в том, что он присутствует в списке. В этом случае начисление на товар происходит со ставкой в 10%.

Важность проверки кодов очень высока. Если вовремя не проверить их наличие, то придется оплачивать НДС 18%. Это происходит обычно в двух случаях: когда на продукции присутствуют коды, не входящие в список 10% ставки, или в случае полного отсутствия кодов.

К медицинским препаратам предъявляется особое требование: все они должны быть подвержены регистрационной процедуре и иметь соответствующие удостоверения. Только после предъявления налоговым органам данного документа будет применена сниженная ставка.

Информацию об изменениях в 2017 году по ставке 10% можно увидеть в данном видео:

Документы для получения сниженной ставки

Во время процедуры исчисления НДС ИП или любая организация на ОСН должна подтвердить, что проведенная реализация продукции в действительности полностью соответствует требованиям, предъявляемым налоговым законодательством. То есть налогоплательщик должен доказать, что проданный им товар подходит под НДС 10%, в каких случаях и как это правильно сделать, точного указания нет. Отсутствует в 164 статье НК и конкретика по поводу предоставления документации, с применением которой можно доказать права на получение пониженной ставки.

На данный момент подтверждение, что продукция действительно соответствует требованиям и должна проходить по НДС в 10%, проводится с применением сертификации и декларирования. А это означает, что, как и ранее, доказать правомерность применяемой для определенной продукции 10% налоговой ставки возможно лишь с помощью декларации, которая обязана быть предоставлена в налоговые органы в выделенный для этого срок.

В декларации присутствует вся информация, в которую входит и код ОКП, он является одним из главных доказательств, позволяющих пользоваться правом снижения НДС.

Ставка 10% может использоваться и для оптимизации налогов. Для примера, как это делает сеть «Макдональдс»:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *