Заполняем сведения о движении нефинансовых активов автономного учреждения

Подходит к концу финансовый год, и не за горами сдача годовой отчетности. Редакция журнала подготовила материал по заполнению одного из приложений годовой Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) — Сведений о движении нефинансовых активов учреждения — с учетом последних изменений.

Автономные учреждения составляют годовую финансовую отчетность по формам, регламентированным Инструкцией N 33н <1>. Одной из таких форм является Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760), которая состоит из пяти основных разделов:

  • 1 «Организационная структура учреждения»;
  • 2 «Результаты деятельности учреждения»;
  • 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»;
  • 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»;
  • 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения».

<1> Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Форма Сведений о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) (далее — Сведения (ф. 0503768)), о которой пойдет речь, является одной из форм-Приложений к разд. 4 «Анализ показателей отчетности учреждения». Напомним, что вся информация, отражаемая в ней, сгруппирована по трем разделам:

  • I «Нефинансовые активы»;
  • II «Недвижимое и особо ценное имущество учреждения»;
  • III «Движение материальных ценностей на забалансовых счетах».

В перечисленных разделах сведения об основных средствах, нематериальных активах, непроизведенных активах, материальных запасах отображаются на начало года и конец финансового года с раскрытием информации об их поступлении и выбытии.

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 26.10.2012 N 139н <2> подготовлены дополнения и изменения в Инструкцию N 33н в части заполнения отдельных отчетных форм, которые затрагивают и Сведения (ф. 0503768). Если в действующей в настоящее время Инструкции N 33 не приводятся разъяснения по поводу заполнения данного Приложения, то с учетом подготовленных изменений (п. 68 Приказа Минфина России N 139н):

  • становится понятен порядок раскрытия информации по отдельным графам и строкам формы;
  • приводятся контрольные соотношения и увязки с другими отчетными формами.

<2> В настоящее время Приказ находится на регистрации в Минюсте.

Разъяснено, что Сведения (ф. 0503768) формируются автономным учреждением (его обособленным подразделением) отдельно по видам финансового обеспечения (деятельности):

  • приносящая доход деятельность;
  • субсидии, выделенные на выполнение государственного (муниципального) учреждения;
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции;
  • средства обязательного медицинского страхования.

Таким образом, если автономное учреждение в течение финансового года, в частности в 2012 г., получало все перечисленные источники финансового обеспечения, следовательно, оно должно составить пять отчетных форм Сведений (ф. 0503768).

Дополнительно новым Приказом чиновники Минфина разъясняют, что данная отчетная форма представляется в составе годовых отчетных форм. В то же время учредители вправе установить для представления в составе квартальной бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления (п. 8 Инструкции N 33н).

Общие требования к заполнению разделов I и II Сведений (ф. 0503768)

В первую очередь обратим внимание на основные положения, которые необходимо соблюдать при заполнении каждого из разделов отчетной формы. Показатели, отраженные в Сведениях (ф. 0503768), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета по учету операций с нефинансовыми активами. Кроме того, остатки на начало и конец финансового года должны быть подтверждены данными инвентаризации.

Для справки! Общий порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств изложен в Методических указаниях по проведению инвентаризации, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Перейдем непосредственно к заполнению отдельных граф разд. I и II.

В графе 4 отражаются показатели стоимости нефинансовых активов, формируемые по данным соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, на начало отчетного финансового года, которые должны соответствовать показателям в графе 7 «Наличие на конец года» Сведений (ф. 0503768) за предыдущий финансовый год по соответствующим видам финансового обеспечения. При этом должны быть учтены данные по переоценке, реорганизации (в случае ее проведения) или иных случаев изменения валюты баланса на начало отчетного года, установленных законодательством РФ.

В графе 5 проставляются показатели суммы поступлений объектов нефинансовых активов, увеличения их балансовой стоимости, осуществленных вложений в нефинансовые активы за отчетный период, формируемые по данным дебетовых оборотов соответствующих счетов (группы счетов) бухгалтерского учета, указанных в графе 2.

Графа 5 строк 050 — 058, 120, 320 — 322, 360, 362 не заполняется. Заметим, что данную информацию бухгалтерам необязательно запоминать: законодатель (Минфин) поставил в данных строках крестики, что говорит о том, что их заполнять не нужно.

В графе 6 отражаются показатели суммы выбытий объектов нефинансовых активов, в том числе уменьшения их стоимости на суммы амортизации, уменьшения вложений в нефинансовые активы за отчетный период, формируемые по данным кредитовых оборотов соответствующих счетов бухгалтерского учета.

В графе 7 приводятся показатели стоимости объектов нефинансовых активов, формируемые по данным счетов бухгалтерского учета на конец отчетного периода.

По строке 010 указывается сумма показателей строк 011 — 018, по строке 050 — сумма показателей строк 051 — 058. Строки 051 — 058, 120, 320 — 322, 360, 362 в графе 6 заполняются с учетом следующих особенностей:

  • суммы амортизации, отраженные по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 104 00 «Амортизация», указываются со знаком плюс, отраженные по дебету — со знаком минус;
  • по строке 150 показывается сумма показателей строк 151, 152, 153.

Ниже приведем контрольное соотношение между формой Сведений (ф. 0503768) и Балансом государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)).

Строка Графа Форма Контроль Строка Графа Форма
Показатели
строк 010,
311, 312,
050, 321,
322, (331 +
390), (332 +
372 + 422),
341, (342 +
432), 110,
352, 120,
362, 150,
190, 412
4 и 7 Сведения
(ф. 0503768)
<*>
= Показатели
строк 010,
011, 012,
020, 021,
022, 091,
092, 101,
102, 040,
041, 050,
051, 070,
080, 081
4 и 8 Баланс
(ф. 0503730)
за отчетный
финансовый
год
Показатели
строк 010,
311, 312,
050, 321,
322, (331 +
390), (332 +
372 + 422),
341, (342 +
432), 110,
352, 120,
362, 150,
190, 412
4 и 7 Сведения
(ф. 0503768)
<**>
= Показатели
строк 010,
011, 012,
020, 021,
022, 091,
092, 101,
102, 040,
041, 050,
051, 070,
080, 081
3 и 7 Баланс
(ф. 0503730)
за отчетный
финансовый
год

<*> В сумме показателей Сведений (ф. 0503768) по приносящей доход деятельности, субсидиям, выделенным на выполнение государственного (муниципального задания), средствам обязательного медицинского страхования.
<**> В сумме показателей Сведений (ф. 0503768) по субсидиям на иные цели, бюджетным инвестициям.

Кроме контрольного соотношения с балансом учреждения должно выполняться контрольное соотношение внутри самой формы. Показатели в графе 7 по строкам 010 — 018, 070 — 110, 130 — 250, 310 — 312, 330 — 352, 370 — 432 должны соответствовать сумме показателей граф 4 и 5 соответствующих строк, за вычетом показателей графы 6.

О чем не следует забывать при заполнении раздела II Сведений (ф. 0503768)?

Как уже было отмечено выше, порядок заполнения первых двух разделов Сведений (ф. 0503768) аналогичен. Единственным нюансом, который необходимо учитывать при заполнении разд. II, является то, что в нем отражается информация о недвижимом и особо ценном имуществе.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ, Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное (муниципальное) автономное учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.

Согласно положениям ст. 120 ГК РФ к недвижимому и особо ценному движимому имуществу, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, относится:

  • особо ценное движимое имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества автономного учреждения средств;
  • недвижимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого уставная деятельность автономного учреждения будет существенно затруднена (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ). Порядок отнесения имущества к категории особо ценного, а также виды и перечни такого имущества устанавливаются учредителями с учетом Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538, в котором предусмотрены общие критерии для отнесения имущества к особо ценному: если его стоимость превышает:

  • для федеральных автономных учреждений — от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных учреждений субъектов РФ — от 50 000 до 500 000 руб.;
  • для автономных муниципальных учреждений — от 50 000 до 200 000 руб.

Таким образом, в каждом министерстве, субъекте РФ, муниципальном образовании в отношении подведомственных им учреждений действуют свои порядки, которыми определены, в частности, стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к категории особо ценного, а также порядок формирования перечня такого имущества.

Далее в соответствии с разъяснениями, приведенными Минфином России в Письме от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, операции по закреплению недвижимого и особо ценного имущества осуществляются учредителем через счет 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем». На данном счете отражается показатель расчетов в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости данного имущества.

С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-10/268, при принятии к учету в 2012 г. имущества, приобретенного в рамках республиканских и (или) федеральных целевых программ, следует применять код финансового обеспечения 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» с последующим отражением на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Пример. С 1 января 2012 г. государственное учреждение здравоохранения (стоматологическая поликлиника) имеет статус автономного. На указанную дату на счете 4 101 00 000 числилась сумма 5 670 000 руб., в том числе 500 000 руб. — стоимость особо ценного имущества, 3 000 000 руб. — стоимость недвижимого имущества. Сумма начисленной амортизации по основным средствам — 2 750 000 руб., в том числе по недвижимому имуществу — 2 400 000 руб., по особо ценному имуществу — 350 000 руб.

В течение 2012 г. были осуществлены следующие операции с особо ценным имуществом (ОЦИ):

  • начислена амортизация по недвижимому имуществу в сумме 150 000 руб.;
  • в апреле учреждению передан автомобиль. Его балансовая стоимость составила 500 000 руб., а сумма начисленной амортизации — 295 000 руб. В течение 2012 г. начислена амортизация — 64 000 руб.;
  • в июне учреждением приобретен за счет целевой субсидии рентгеновский аппарат стоимостью 800 000 руб. Сумма начисленной амортизации за 2012 г. составила 87 000 руб.;
  • в октябре 2012 г. по решению учредителя с учета был списан старый рентгеновский аппарат, являющийся особо ценным имуществом, стоимостью 350 000 руб., амортизация на объект начислена полностью.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 183н <3> будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Начислена амортизация по недвижимому
имуществу
4 109 60 271 4 104 10 000 150 000
Закреплено право оперативного
управления на полученный автомобиль
4 101 25 000 4 401 10 180 500 000
Отражена сумма начисленной
амортизации на полученный автомобиль
4 401 10 180 4 104 25 000 295 000
Начислена ежемесячная амортизация на
автомобиль за 2012 г.
4 109 80 271 4 104 25 000 64 000
Отражено приобретение рентгеновского
аппарата
5 106 21 000 5 302 31 000 800 000
Принят к учету рентгеновский аппарат 4 106 21 000
4 101 24 000
4 304 06 000
4 106 21 000
800 000
Списаны капитальные вложения в
рентгеновский аппарат
5 304 06 000 5 106 21 000 800 000
Начислена амортизация на
рентгеновский аппарат
4 109 60 271 4 104 24 000 87 000
Списан рентгеновский аппарат 4 104 24 000 4 101 24 000 350 000
Скорректированы расчеты с
учредителем по ОЦИ:
— на сумму поступлений (по
балансовой стоимости)
4 401 10 172 4 210 06 000 500 000
— на сумму выбытий (по балансовой
стоимости)
4 401 10 172 4 210 06 000 (350 000)

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Раздел II Сведений (ф. 0503768) по коду финансового обеспечения 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» заполняется следующим образом:

————————————————T——T———T————T————T———-
Счет аналитического учета ¦Код ¦ Наличие ¦Поступление ¦ Выбытие ¦ Наличие
———————————-T————+стро-¦на начало¦(увеличение)¦(уменьшение)¦ на конец
наименование ¦ код ¦ки ¦ года ¦ ¦ ¦ года
———————————-+————+——+———+————+————+———-
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7
———————————-+————+——+———+————+————+———¬
1.1. Основные средства, всего ¦4 101 00 000¦ 310 ¦5 670 000¦ 1 300 000 ¦ 350 000 ¦6 620 000¦
———————————-+————+——+———+————+————+———+
из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
недвижимое имущество ¦4 101 10 000¦ 311 ¦3 000 000¦ — ¦ — ¦3 000 000¦
———————————-+————+——+———+————+————+———+
особо ценное имущество ¦4 101 20 000¦ 312 ¦ 500 000¦ 1 300 000 ¦ 350 000 ¦1 450 000¦
———————————-+————+——+———+————+————+———+
1.2. Амортизация основных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
средств, всего ¦4 104 00 000¦ 320 ¦2 750 000¦ Х ¦ 560 000 ¦3 310 000¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
недвижимое имущество ¦4 104 10 000¦ 321 ¦2 400 000¦ Х ¦ 150 000 ¦2 550 000¦
———————————-+————+——+———+————+————+———+
особо ценное имущество ¦4 104 20 000¦ 322 ¦ 350 000¦ Х ¦ 410 000 ¦ 760 000¦
———————————-+————+——+———+————+————+———+
1.3. Вложения в основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
средства, всего ¦4 106 01 000¦ 330 ¦ — ¦ 800 000 ¦ 800 000 ¦ — ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
из них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
недвижимое имущество ¦4 106 11 000¦ 331 ¦ — ¦ — ¦ — ¦ — ¦
———————————-+————+——+———+————+————+———+
особо ценное имущество ¦4 106 21 000¦ 332 ¦ — ¦ 800 000 ¦ 800 000 ¦ — ¦
———————————-+————+——+———+————+————+———-

Отметим также, что в Сведениях (ф. 0503768) по коду финансового обеспечения 5 «Субсидии на иные цели» отражаются только показатели в части вложений в основные средства.

Раздел III «Движение материальных ценностей на забалансовых счетах»

В Разделе III «Движение материальных ценностей на забалансовых счетах» указываются показатели, отраженные на забалансовых счетах учреждения на начало и конец отчетного финансового года, а также поступление и выбытие материальных ценностей, отраженных на данных счетах.

Для справки. В соответствии с Инструкцией N 157н <4> на забалансовых счетах учитываются следующие материальные ценности:

  • имущество, полученное в пользование (недвижимое, движимое);
  • материальные ценности, принятые на хранение;
  • бланки строгой отчетности;
  • материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению;
  • награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры;
  • основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации;
  • материальные ценности, полученные по централизованному снабжению;
  • периодические издания для пользования;
  • имущество, переданное в доверительное управление;
  • имущество, переданное в возмездное пользование (аренду);
  • имущество, переданное в безвозмездное пользование.

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Ниже приведем контрольное соотношение между разд. III Сведений (ф. 0503768) и Справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф. 0503730) (далее — Справка к Балансу (ф. 0503730)).

Строка Графа Форма Контроль Строка Графа Форма
Показатели
строк 450 —
453, 460,
470, 480 —
484, 490,
510 — 512,
520 — 524,
530, 540 —
547, 550 —
557, 560,
561 — 567
4 и 7 Сведения
(ф. 0503768)
<*>
= Показатели
строк 010,
011, 012,
015, 020,
030, 050,
051, 052,
054, 070,
210, 211,
212, 220,
221, 222,
224, 225,
230, 240,
241, 242,
243, 244,
245, 246,
247, 250,
251, 252,
253, 254,
255, 256,
257, 260,
261, 262,
263, 264,
265, 266,
267
4 и 7 Справка к
Балансу
(ф. 0503730)
за отчетный
финансовый
год
Показатели
строк 450 —
453, 460,
470, 480 —
484, 490,
510 — 512,
520 — 524,
530, 540 —
547, 550 —
557, 560,
561 — 567
4 и 7 Сведения
(ф. 0503768)
<**>
= Показатели
строк 010,
011, 012,
015, 020,
030, 050,
051, 052,
054, 070,
210, 211,
212, 220,
221, 222,
224, 225,
230, 240,
241, 242,
243, 244,
245, 246,
247, 250,
251, 252,
253, 254,
255, 256,
257, 260,
261, 262,
263, 264,
265, 266,
267
5 и 8 Справка к
Балансу
(ф. 0503730)
за отчетный
финансовый
год

<*> В сумме показателей Сведений (ф. 0503768) по субсидии на иные цели, бюджетным инвестициям.
<**> В сумме показателей Сведений (ф. 0503768) по приносящей доход деятельности, субсидиям, выделенным на выполнение государственного (муниципального) задания, средствам обязательного медицинского страхования.

В заключение отметим, что автономное учреждение составляет консолидированное приложение — Сведения (ф. 0503768) на основании Сведений (ф. 0503768), составленных и представленных обособленными подразделениями и головным учреждением, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов. При этом исключаются из граф 5 и 6 консолидированного приложения Сведений (ф. 0503768) взаимосвязанные показатели по идентичным счетам бухгалтерского учета на основании данных строки «Неденежные расчеты» сводной Справки (ф. 0503725) по кодам счетов 2 304 04 000, 4 304 04 000, 5 304 04 000, 6 304 04 000, 7 304 04 000 в части операций по получению (передаче) нефинансовых активов между обособленным подразделением и учреждением.

М.Зарипова

Эксперт журнала

«Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Бухгалтерская отчетность автономного учреждения отражает информацию о его финансовом положении, результатах деятельности, наличии государственного (муниципального) имущества, движении денежных средств, об обязательствах учреждения и исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, а также иные показатели, характеризующие деятельность учреждения. В статье рассмотрим основные показатели бухгалтерской отчетности и приведем их контрольные соотношения с взаимосвязанными формами.

Пользователями бухгалтерской отчетности автономного учреждения являются внутренние и внешние заинтересованные лица. К внутренним пользователям относятся наблюдательный совет учреждения, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, работники учреждения (руководители, бухгалтеры, экономисты, ревизоры). К внешним – приобретатели (получатели) услуг (работ), налоговые и иные контролирующие органы, кредиторы и др.

Анализ результатов деятельности учреждения, как правило, проводится на основе годовой бухгалтерской отчетности.

Состав годовой бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность автономных учреждений составляется в соответствии с Инструкцией № 33н. В годовой отчет входят следующие формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730));
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее – справка (ф. 0503710));
  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее – отчет (ф. 0503723));
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (далее – справка (ф. 0503725));
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее – отчет (ф. 0503737));
  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738) (далее – отчет (ф. 0503738));
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее – отчет (ф. 0503721));
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760), в состав которой входят таблицы и приложения, раскрывающие отдельные показатели деятельности учреждения;
  • сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).

Федеральные автономные учреждения дополнительно представляют отчетность в соответствии с Приказом Минфина РФ от 12.05.2016 № 60н.

Достоверность показателей бухгалтерских отчетов должна быть подтверждена результатами инвентаризации, которая в обязательном порядке проводится перед составлением годовой отчетности.

Основной бухгалтерской формой является баланс (ф. 0503730). Он состоит из четырех разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:

I «Нефинансовые активы» (синтетический код счета 100 00 000);

II «Финансовые активы» (синтетический код счета 200 00 000);

III «Обязательства» (синтетический код счета 300 00 000);

IV «Финансовый результат» (синтетический код счета 400 00 000).

В балансе отражаются основные показатели деятельности учреждения. Другие формы позволяют раскрыть эти показатели. Большинство таких форм имеет взаимосвязанные с балансом показатели.

В настоящее время Федеральным казначейством разработаны Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее – Контрольные соотношения), которые используются для контроля:

  • взаимосвязанных показателей в рамках одной формы (внутридокументный контроль);
  • взаимосвязанных показателей различных форм (междокументный контроль);
  • соответствия показателей бюджетной отчетности и показателей сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

Контрольные соотношения к формам бухгалтерской отчетности периодически обновляются и размещаются на сайтах www.minfin.ru, www.roskazna.ru.

Показатели финансового результата

Финансовый результат прошлых отчетных периодов формируется путем заключения показателей по счетам финансового результата текущего финансового года (401 10 «Доходы текущего финансового года», 401 20 «Расходы текущего финансового года) и счетов 304 04 «Внутриведомственные расчеты», 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» по итогам деятельности учреждения за финансовый год, а также данных по увеличению (уменьшению) финансового результата прошлых отчетных периодов на суммы уценки (дооценки) стоимости объектов нефинансовых активов, начисленной по ним амортизации, полученных в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Финансовый результат отчетного периода (года) равен чистому операционному результату за этот же период, который рассчитывается следующим образом: доходы — расходы — налог на прибыль + резервы предстоящих расходов.

Показатель финансового результата за отчетный финансовый год определяется:

1) в отчете (ф. 0503721) по строке 300 по соответствующим видам деятельности (соответственно по графам 4, 5, 6,) или по всем видам деятельности (графа 7).

2) в балансе (ф. 0503730) – разница граф (по строке 620 за вычетом строки 623.1) по соответствующим видам деятельности (соответственно разница граф 7 и 3, 8 и 4, 9 и 6) или по всем видам деятельности (разница граф 10 и 6).

Следует отметить, что согласно п. 54.1 Инструкции № 33н финансовый результат, отраженный в графах 4 (5 и 6) по строке 300 отчета (ф. 0503721), должен соотноситься с отраженным в балансе (ф. 0503730) финансовым результатом (сумма разниц показателей граф 7 и 3 (8 и 4, 9 и 5) по строкам 623, 624, 625, 626 соответственно), уменьшенным на сумму сформированного за отчетный период сальдо по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в справке (ф. 0503725) (по консолидируемым расчетам (при их наличии)).

Для наглядности приведем итоговые контрольные соотношения данных форм отчетности:

Баланс (ф. 0503730) Соотношение Отчет (ф. 0503721)
Показатель (строка, графа) Показатель (строка, графа)

Стр. 620 (гр. 7 — гр. 3) — стр. 623.1 (гр. 7 — гр. 3)

=

Стр. 300 гр. 4 + показатели

по счету 0 304 06 000 из справки (ф. 0503725)*

Стр. 620 (гр. 8 — гр. 4) — стр. 623.1 (гр. 8 — гр. 4)

=

Стр. 300 гр. 5 + показатели

по счету 0 304 06 000 из справки (ф. 0503725)*

Стр. 620 (гр. 9 — гр. 5) — стр. 623.1 (гр. 9 — гр. 5)

=

Стр. 300 гр. 6 + показатели

по счету 0 304 06 000 из справки (ф. 0503725)*

Стр. 620 (гр. 10 — гр. 6) — стр. 623.1 (гр. 10 — гр. 6)

=

Стр. 300 гр. 7 + показатели

по счету 0 304 06 000 из справки (ф. 0503725)*

*
При осуществлении консолидируемых расчетов (при изменении типа учреждения).

Показатели наличия и движения нефинансовых активов

Анализ показателей наличия имущества на отчетную дату и движения имущества за отчетный период производится на основании следующих форм:

– баланс (ф. 0503730) (разд. I);

– отчет (ф. 0503721) (строки 310 – 372);

– сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) (входит в состав пояснительной записки к балансу).

Приведем основные контрольные соотношения взаимосвязанных показателей в формах отчетности по увеличению нефинансовых активов за отчетный период.

Наименование показателя Баланс (ф. 0503730) Соотно-шение Отчет (ф. 0503721)
Показатель (строка, графа) Показатель (строка, графа)
Поступление (увеличение нефинансовых активов):
– по деятельности с целевыми средствами Стр. 150 (гр. 7 — гр. 3) = Стр. 310 гр. 4
– в рамках государственного задания Стр. 150 (гр. 8 — гр. 4) = Стр. 310 гр. 5
– по приносящей доход деятельности Стр. 150 (гр. 9 — гр. 5) = Стр. 310 гр. 6

Согласно п. 68 Инструкции № 33н при составлении сведений о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768) должны соблюдаться следующие соотношения с показателями баланса (ф.0503730):

Наименование показателя Баланс (ф. 0503730) Соотно-

шение

Сведения (ф. 0503768)
Показатель

(строка, графа)

Показатель

(строка, графа)

Наличие нефинансовых активов, приобретенных в рамках целевых средств Строки 010, 011, 012, 020, 021, 022, 091, 092, 101, 102, 040, 041, 050, 051, 070, 080, 081 граф 3, 7 = Строки 010, 311, 312, 050, 321, 322, (331 + 390), (332 + 372 + 422), 341, (342 + 432), 110, 352, 120, 362, 150, 190, 412 граф 4 и 11 (по КВФО 5, 6)
Наличие нефинансовых активов, приобретенных в рамках госзадания Строки 010, 011, 012, 020, 021, 022, 091, 092, 101, 102, 040, 041, 050, 051, 070, 080, 081 граф 4, 8 = Строки 010, 311, 312, 050, 321, 322, (331 + 390), (332 + 372 + 422), 341, (342 + 432), 110, 352, 120, 362, 150, 190, 412 граф 4 и 11 (по КВФО 4)
Наличие нефинансовых активов, приобретенных в рамках приносящей доход деятельности Строки 010, 011, 012, 020, 021, 022, 091, 092, 101, 102, 040, 041, 050, 051, 070, 080, 081 граф 5, 9 = Строки 010, 311, 312, 050, 321, 322, (331 + 390), (332 + 372 + 422), 341, (342 + 432), 110, 352, 120, 362, 150, 190, 412 граф 4 и 11 (по КВФО 2, 7)
Наличие материальных ценностей на забалансовых счетах в рамках целевых средств Строки 010, 011, 012, 015, 020, 030, 050, 051, 052, 054, 070, 210, 211, 212, 220, 221, 222, 224, 225, 230, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267 граф 4 и 8 справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф. 0503730) = Раздел 3, строки 450, 451, 452, 453, 460, 470, 480, 481, 482, 483, 484, 490, 510, 511, 512, 520, 521, 522, 523, 524, 530, 540, 541, 542, 543, 544, 545, 546, 547, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 560, 561, 562, 563, 564, 565, 566, 567 граф 4 и 7 (по КВФО 5, 6)
Наличие материальных ценностей на забалансовых счетах в рамках госзадания Строки 010, 011, 012, 015, 020, 030, 050, 051, 052, 054, 070, 210, 212, 220, 221, 222, 224, 225, 230, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267 граф 5 и 9 справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф. 0503730) = Раздел 3, строки 450, 451, 452, 453, 460, 470, 480, 481, 482, 483, 484, 490, 510, 511, 512, 520, 521, 522, 523, 524, 530, 540, 541, 542, 543, 544, 545, 546, 547, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 560, 561, 562, 563, 564, 565, 566, 567 граф 4 и 7 (по КВФО 4)
Наличие материальных ценностей на забалансовых счетах в рамках приносящей доход деятельности Строки 010, 011, 012, 015, 020, 030, 050, 051, 052, 054, 070, 210, 211, 212, 220, 221, 222, 224, 225, 230, 240, 241, 242, 243, 244, 245, 246, 247, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267 граф 6 и 10 справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу (ф. 0503730) = Раздел 3, строки 450, 451, 452, 453, 460, 470, 480, 481, 482, 483, 484, 490, 510, 511, 512, 520, 521, 522, 523, 524, 530, 540, 541, 542, 543, 544, 545, 546, 547, 550, 551, 552, 553, 554, 555, 556, 557, 560, 561, 562, 563, 564, 565, 566, 567 граф 4 и 7 (по КВФО 2, 7)

Более детальный контроль взаимосвязанных показателей (в разрезе объектов нефинансовых активов, видов деятельности) осуществляется на основании Контрольных соотношений в виде сравнения показателей сведений (ф. 0503768) с данными из других форм.

Например, чтобы проверить информацию о чистом поступлении основных средств за отчетный год по деятельности в рамках госзадания, используется следующее соотношение показателей форм отчетности:

Наименование показателя Форма, показатель

(строка, графа)

Соотно-

шение

Форма, показатель

(строка, графа)

Чистое поступление основных средств за отчетный год Отчет (ф. 0503721), строка 320 графы 5 = Сведения (ф. 0503768) по КВФО 4: стр. 10 (гр. 5 — гр. 8) — стр. 50 гр. 8 + стр. 70 (гр. 5 — гр. 8) + стр. 80 (гр. 5 — гр. 8)

Информацию о затратах на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг) (о незавершенном производстве) можно проверить с помощью следующих контрольных соотношений:

Наименование показателя Баланс (ф. 0503730) Соотно-

шение

Отчет (ф. 0503721)
Показатель (строка, графа) Показатель (строка, графа)
Чистое изменение затрат на изготовление готовой продукции (работ, услуг) (по КВФО 5, 6) Стр. 140 (гр. 7 — гр. 3) = Стр. 370 гр. 4
Чистое изменение затрат на изготовление готовой продукции (работ, услуг) (по КВФО 4) Стр. 140 (гр. 8 — гр. 4) = Стр. 370 гр. 5
Чистое изменение затрат на изготовление готовой продукции (работ, услуг) (по КВФО 2, 7) Стр. 140 (гр. 9 — гр. 5) = Стр. 370 гр. 6

Информация о финансовых активах и обязательствах

Анализ информации о финансовых активах и обязательствах, а также проверка контрольных соотношений по этим показателям осуществляются на основании:

– баланса (ф. 0503730);

– отчета (ф. 0503723);

– отчета (ф. 0503737);

– отчета (ф. 0503721);

– сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (входит в состав пояснительной записки к балансу);

– сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) (входит в состав пояснительной записки к балансу);

– сведений о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771) (входит в состав пояснительной записки к балансу);

– сведений о суммах заимствований (ф. 0503772) (входит в состав пояснительной записки к балансу);

– сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295).

Показатели об остатках денежных средств учреждения на счетах, лицевых счетах, в кассе учреждения проверяются с помощью следующих контрольных соотношений:

Баланс (ф. 0503730) Соотно-

шение

Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)
Строка Графа Раздел, номер счета Графа
173 + 179 + 175 + 176 3 = Раздел 1 (сумма по счетам 5 201 20 000, 6 201 20 000) 3
174 3 = Раздел 1 (сумма по счетам 5 201 23 000, 6 201 23 000) 4
173 + 179 + 175 + 176 4 = Раздел 1 (сумма по счету 4 201 20 000) 3
174 4 = Раздел 1 (сумма по счету 4 201 23 000) 4
173 + 179 + 175 + 176 5 = Раздел 1 (сумма по счетам 3 201 20 000, 2 201 20 000, 7 201 20 000) 3
174 5 = Раздел 1 (сумма по счетам 3 201 23 000, 2 201 23 000, 7 201 23 000) 4
173 + 179 + 175 + 176 7 = Раздел 1 (сумма по счетам 5 201 20 000, 6 201 20 000) 5
174 7 = Раздел 1 (сумма по счетам 5 201 23 000, 6 201 23 000) 6
173 + 179 + 175 + 176 8 = Раздел 1 (сумма по счету 4 201 20 000) 5
174 8 = Раздел 1 (сумма по счету 4 201 23 000) 6
173 + 179 + 175 + 176 9 = Раздел 1 (итог по счетам 3 201 20 000, 2 201 20 000, 7 201 20 000) 5
174 9 = Раздел 1 (итог по счетам 3 201 23 000, 2 201 23 000, 7 201 23 000) 6
171 3 = Раздел 2 (итог по счетам 5 201 11 000, 6 201 11 000) 3
172 3 = Раздел 2 (итог по счетам 5 201 13 000, 6 201 13 000) 4
171 4 = Раздел 2 (итог по счету 4 201 11 000) 3
172 4 = Раздел 2 (итог по счету 4 201 13 000) 4
171 5 = Раздел 2 (итог по счетам 3 201 11 000, 2 201 11 000, 7 201 11 000) 3
172 5 = Раздел 2 (итог по счетам 3 201 13 000, 2 201 13 000, 7 201 13 000) 4
171 7 = Раздел 2 (итог по счетам 5 201 11 000, 6 201 11 000) 5
172 7 = Раздел 2 (итог по счетам 5 201 13 000, 6 201 13 000) 6
171 8 = Раздел 2 (итог по счету 4 201 11 000) 5
172 8 = Раздел 2 (итог по счету 4 201 13 000) 6
171 9 = Раздел 2 (итог по счетам 3 201 11 000, 2 201 11 000, 7 201 11 000) 5
172 9 = Раздел 2 (итог по счетам 3 201 13 000, 2 201 13 000, 7 201 13 000) 6
177 3 = Раздел 3 (сумма по счетам 5 201 34 000, 6 201 34 000) 3
177 4 = Раздел 3 (сумма по счету 4 201 34 000) 3
177 5 = Раздел 3 (сумма по счетам 3 201 34 000, 2 201 34 000, 7 201 34 000) 3
177 7 = Раздел 3 (сумма по счетам 5 201 34 000, 6 201 34 000) 5
177 8 = Раздел 3 (сумма по счету 4 201 34 000) 5
177 9 = Раздел 3 (сумма по счетам 3 201 34 000, 2 201 34 000, 7 201 34 000) 5

Для проверки информации об иных финансовых вложениях используют следующие контрольные соотношения:

Наименование показателя Баланс (ф. 0503730) Соотно-

шение

Отчет (ф. 0503721)
Показатель (строка, графа) Показатель (строка, графа)
Чистое поступление ценных бумаг, кроме акций (по КВФО 5, 6) Стр. 211 (гр. 7 — гр. 3) + стр. 371 (гр. 7 — гр. 3) = Стр. 420 гр. 4
Чистое поступление ценных бумаг, кроме акций (по КВФО 4) Стр. 211 (гр. 8 — гр. 4) + стр. 371 (гр. 8 — гр. 4) = Стр. 420 гр. 5
Чистое поступление ценных бумаг, кроме акций (по КВФО 2, 7) Стр. 211 (гр. 9 — гр. 5) + стр. 371 (гр. 9 — гр. 5) = Стр. 420 гр. 6
Чистое поступление акций и иных форм участия в капитале (по КВФО 5, 6) Стр. 212 (гр. 7 — гр. 3) + стр. 372 (гр. 7 — гр. 3) = Стр. 440 гр. 4
Чистое поступление акций и иных форм участия в капитале (по КВФО 4) Стр. 212 (гр. 8 — гр. 4) + стр. 372 (гр. 8 — гр. 4) = Стр. 440 гр. 5
Чистое поступление акций и иных форм участия в капитале (по КВФО 2, 7) Стр. 212 (гр. 9 — гр. 5) + стр. 372 (гр. 9 — гр. 5) = Стр. 440 гр. 6
Чистое предоставление займов (ссуд) (по КВФО 5, 6) Стр. 290 (гр. 7 — гр. 3) = Стр. 460 гр. 4
Чистое предоставление займов (ссуд) (по КВФО 4) Стр. 290 (гр. 8 — гр. 4) = Стр. 460 гр. 5
Чистое предоставление займов (ссуд) (по КВФО 2, 7) Стр. 290 (гр. 9 — гр. 5) = Стр. 460 гр. 6
Чистое поступление иных финансовых активов (по КВФО 5, 6) Стр. 213 (гр. 7 — гр. 3) + стр. 373 (гр. 7 — гр. 3) = Стр. 470 гр. 4
Чистое поступление иных финансовых активов (по КВФО 4) Стр. 213 (гр. 8 — гр. 4) + стр. 373 (гр. 8 — гр. 4) = Стр. 470 гр. 5
Чистое поступление иных финансовых активов (по КВФО 2, 7) Стр. 213 (гр. 9 — гр. 5) + стр. 373 (гр. 9 — гр. 5) = Стр. 470 гр. 6

Основные показатели по дебиторской и кредиторской задолженности проверяются так:

Наименование показателя Баланс (ф. 0503730) Соотно-

шение

Отчет (ф. 0503721)
Показатель (строка, графа) Показатель (строка, графа)
Чистое увеличение дебиторской задолженности (по КВФО 5, 6) Стр. 230 (гр. 7 — гр. 3) + стр. 260 (гр. 7 — гр. 3) + стр. 310 (гр. 7 — гр. 3) + стр. 320 (гр. 7 — гр. 3) + стр. 330 (гр. 7 — гр. 3) — стр. 337 (гр. 7 — гр. 3) — стр. 570 (гр. 7 — гр. 3) — стр. 580 (гр. 7 — гр. 3) — стр. 590 (гр. 7 — гр. 3) = Стр. 480 гр. 4
Чистое увеличение дебиторской задолженности (по КВФО 4) Стр. 230 (гр. 8 — гр. 4) + стр. 260 (гр. 8 — гр. 4) + стр. 310 (гр. 8 — гр. 4) + стр. 320 (гр. 8 — гр. 4) + стр. 330 (гр. 8 — гр. 4) — стр. 337 (гр. 8 — гр. 4) — стр. 570 (гр. 8 — гр. 4) — стр. 580 (гр. 8 — гр. 4) — стр. 590 (гр. 8 — гр. 4) = Стр. 480 гр. 5
Чистое увеличение дебиторской задолженности (по КВФО 2, 7) Стр. 230 (гр. 9 — гр. 5) + стр. 260 (гр. 9 — гр. 5) + стр. 310 (гр. 9 — гр. 5) + стр. 320 (гр. 9 — гр. 5) + стр. 330 (гр. 9 — гр. 5) — стр. 337 (гр. 9 — гр. 5) — стр. 570 (гр. 9 — гр. 5) — стр. 580 (гр. 9 — гр. 5) — стр. 590 (гр. 9 — гр. 5) = Стр. 480 гр. 6
Чистое увеличение задолженности по привлечениям (по КВФО 5, 6) Стр. 470 (гр. 7 — гр. 3) = Гр. 4 (стр. 520 + стр. 530)
Чистое увеличение задолженности по привлечениям (по КВФО 4) Стр. 470 (гр. 8 — гр. 4) = Гр. 5 (стр. 520 + стр. 530)
Чистое увеличение задолженности по привлечениям (по КВФО 2, 7) Стр. 470 (гр. 9 — гр. 5) = Гр. 6 (стр. 520 + стр. 530)
Чистое увеличение прочей кредиторской задолженности Стр. 490 (гр. 10 — гр. 6) + стр. 510 (гр. 10 — гр. 6) + стр. 530 (гр. 10 — гр. 6) — стр. 380 (гр. 10 — гр. 6) = Стр. 540 гр. 7 + показатели по счету 0 304 06 000 из справки (ф. 0503725)

Для проверки общего итогового показателя по операциям с финансовыми активами и обязательствами применяется следующее контрольное соотношение:

Баланс (ф. 0503730) Соотно-

шение

Отчет (ф. 0503721)
Показатель (строка, графа) Показатель (строка, графа)
Стр. 400 (гр. 10 — гр. 6) — стр. 337 (гр. 10 — гр. 6) — стр. 600 (гр. 10 — гр. 6) = Стр. 380 гр. 7 + показатели по счету 0 304 06 000 из справки (ф. 0503725)

* * *

В заключение еще раз отметим, что в статье приведены соотношения основных показателей взаимосвязанных форм бухгалтерской отчетности автономных учреждений. Более подробная информация о Контрольных соотношениях размещена на сайтах www.minfin.ru, www.roskazna.ru и она периодически обновляется.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Источник: Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

>Обоснование НМЦК согласно приказу Минэкономразвития от 02.10.2013 №567

Общие положения Приказа

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения и документации и отражается в указанных документах.

Расчет требуется разместить в открытом доступе в интернете без указания наименования поставщиков, которые предоставили информацию, но с указанием реквизитов и подтверждающих документов. Обратите внимание, что, учитывая значимость справочной информации, на основании которой выполнен расчет, рекомендуется хранить оригиналы или снимки экрана (скриншоты) вместе с другими документами о закупке (ч. 15 ст. 53, ч. 13 ст. 90. – не менее 3 лет, приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 г. №558 – 5 лет, а по крупным поставкам и наиболее важным работам, услугам – постоянно).

Также как и 44-ФЗ, Приказ Минэкономразвития НМЦК позволяет определить с помощью одного или нескольких из ниже названных методов:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Если это невозможно, заказчик имеет право использовать иные методы. При этом требуется обязательно включить в документ обоснование невозможности применения основных.

Методика расчета НМЦК, приказ Минэкономразвития

Приказ 567 определение НМЦК закрепляет во второй главе методических рекомендаций и указывает последовательность действий, которую необходимо сделать в целях осуществления закупки:

  • определить потребность в конкретном товаре и перечень требований к нему;
  • провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации;
  • сформировать описание объекта;
  • проанализировать наличие нормативно-правовых актов в отношении планируемых к закупке групп товаров;
  • установить применимый метод и сформировать обоснование.

Правоприменительная практика использования рекомендаций

Приказ Минэкономразвития расчет НМЦК раскрывает более детально, нежели Закон о контрактной системе, однако письма Минэкономразвития от 13.07.2015 № Д28и-2094, от 18.12.2015 № Д28и-3771, от 12.01.2016 № Д28и-60 разъясняют, что заказчик при определении цены обязан руководствоваться положениями 44-ФЗ, рекомендации не обязательны к применению, а само Минэкономразвития не наделено компетенцией разъяснять законодательство РФ. Аналогичные выводы содержаться и в Письме Федерального казначейства от 22.12.2014 № 42-7.4-05/5.7-791.

Арбитражный суд Северо-западного округа подтверждает, что рекомендации не носят нормативного характера, а направление заказчиком трех запросов для обоснования цены (вместо пяти согласно рекомендациям) не нарушает требований действующего законодательства (Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014).

Имеется и обратная судебная практика: если документы не зарегистрированы в Минюсте и не опубликованы в установленном порядке, это не свидетельствует о невозможности применения рекомендаций Минэкономразвития (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.09.2015 № Ф03-3895/2015).

Таким образом, правоприменительная практика по вопросу обязательности применения рекомендаций неоднозначна. Но все-таки указания несут ценность как наглядная помощь заказчику при осуществлении закупочной деятельности. Они содержат формы рекомендуемых обоснований и примеры расчета, разработаны с соблюдением общих принципов закона о контрактной системе.

Дополнительно сообщаем, что при несоблюдении порядка обоснования НМЦК, заказчика могут привлечь к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *